--PAGE_BREAK--В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.
2.5. Возникновение и основные этапы развития информационного общества В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.
Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.
Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.
Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.
Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:
1) компьютерной;
2) телекоммуникационной.
Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.
Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.
На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.
Телекоммуникационная революция связана с созданием
а) волоконно-оптических технологий;
б) спутниковых технологий.
Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.
Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.
Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.
Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.
Например, США — один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40 % рынка торговли информационными технологиями.
США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.
Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41 % всех имеющихся в мире компьютеров; 40 % семей там владеют персональными компьютерами, а 20 % — модемами, то есть являются пользователями Интернета.
Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию. 2.6. Информатизация общества в настоящее время
Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации — информационной.
В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества.
Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
В последнее время появилась новая категория культуры — информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.
Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.
Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.
Информационная культура проявляется в следующем:
— в конкретных навыках по использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
— в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;
— в умении извлекать информацию из различных источников — от периодической печати до электронных коммуникаций;
— в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
— в знании аналитических методов обработки информации;
— в умении работать с различными видами информации.
Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике. Относительно недавно появилась еще одна новая информационная технология — виртуальная реальность. Виртуальная реальность (Virtual reality — VR) — высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером. Характерными признаками виртуальной реальности являются:
— моделирование в реальном масштабе времени;
— имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
— возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Разновидностью виртуальной реальности можно назвать компьютерную игру. Компьютерная игра (Computer game) — игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера. Компьютерная игра определяется алгоритмом, описывающим процесс ее прохождения. Компьютерные игры подразделяются на деловые, развивающие, обучающие и развлекательные. В книге «Третья волна» (под именем которой здесь выступает информационное, или постиндустриальное общество) Тоффлер, рассматривая проявившиеся новые характеристики повседневности, отмечает, что в информационном обществе происходит пересмотр основных принципов организации жизни общества (или, как он говорит, «пересмотр кода цивилизации»).
В основе цивилизации индустриального общества лежали шесть принципов:
1) синхронизация;
2) специализация;
3) стандартизация;
4) концентрация;
5) максимизация;
6) централизация.
Все они рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими особенности информационного общества:
1) Синхронизация. Синхронизированный с ритмами производства машинизированный ритм жизни сменяется социальными ритмами — ритмами деятельности, не связанными с производством вещей. Сама социальная деятельность становится более разнообразной, и ритмы ее тоже разнообразятся.
Главными видами социальной деятельности становятся те, которые связаны с производством информации, в частности, сильно возрастает роль науки и образования, питающих развитие новых технологий.
2) Специализация. Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого способа лежит не физическая сила, а умственные способности человека, а они развиваются в процессе образования.
К образованию в информационном обществе предъявляются новые требования, обусловленные тем, что в производстве теперь смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые исчезают совершенно. В связи с этим возникает необходимость в перебрасывании трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.
Кто быстрее может переключиться с одной работы на другую? — Тот, кто не является узким специалистом, но обладает хорошим фундаментальным образованием. Поэтому характерной чертой рынка рабочей силы в информационном обществе становится ее деспециализация и высокий образовательный уровень.
Весьма любопытные замечания Тоффлер делает по поводу новой социальной роли знаний. В индустриальном обществе богатство выражалось в форме капитала (денег), в информационном — богатство приобретает новую, невещественную форму — форму символического капитала, или информации (знания). Если индустриальное общество было обществом массового производства вещей длительного пользования, то информационное, по Тоффлеру, будет обществом массового производства знаний.
Знания как капитал радикально отличаются от денежного капитала: они:
а) неисчерпаемы;
б) доступны бесконечному числу пользователей.
Даже деньги, которые были единицей обмена в индустриальном обществе, в информационном приобретают вид информации, становятся электронными деньгами — кредитными карточками, использование которых происходит с помощью компьютера.
Электронные деньги получают все большее распространение. В 1990 году в мире насчитывалось более 187 миллионов владельцев кредитных карточек, сегодня, благодаря включению России в мировую банковскую электронную сеть, их число значительно возросло.
Электронные деньги – это, прежде всего, безопасность при расчетах, а так же удобность, обеспечивающие быстроту заключения крупной сделки.
За последние три десятилетия термин «электронные деньги» получил широкое распространение, как в зарубежной, так и в отечественной экономической практике. Существует множество научных работ, посвященных тем или иным аспектам развития электронных денег.
Под электронными деньгами понимают как безналичные деньги, так и наличные. Первоначально под электронными деньгами в отечественной науке понимали новые средства расчетов, основанные на использовании ЭВМ.
Одним из первых, кто использовал термин «электронные деньги», был В.М. Усоскин. В западных кругах преобладает так называемый технологический подход к определению электронных денег.
По определению всем известного Банка международных расчетов, электронные деньги – это хранимая стоимость (stored value) или предоплаченные продукты (divpaid products), где запись об имеющихся в распоряжении потребителя средствах или стоимости хранится на техническом устройстве, находящемся во владении потребителя.
Электронные деньги (Electronic money — E-money) — в широком смысле — форма организации денежного обращения в ассоциации информационных сетей. В узком смысле – цифровые деньги. Цифровые деньги (Digital cash) — электронный аналог наличных денег. Цифровые деньги могут быть куплены, они хранятся в электронном виде в специальных устройствах и находится в распоряжении покупателя. В качестве устройств хранения используются смарт-карты или специальные компьютерные системы. Смарт-карта (Smart-card; Chip card; Integrated circuit card (IC) — кредитная карточка со встроенным микропроцессором, обладающая высоким уровнем защиты и возможностью проводить многовалютные расчеты.
Для обмена электронных денег на наличные используются наличные карточки.
Наличная карточка (Cash card) — банковская карточка, используемая для получения наличности из кассовых автоматов. Безналичная оплата товаров, работ, услуг осуществляется посредством платежной карточки. Платежная карточка (Charge card) — пластиковая карточка, предоставляющая пользующемуся ею лицу возможность базналичной оплаты товаров или услуг.
Существуют также дисконтные карточки.
Дисконтная карта (Discount card) — специальная карта, выпускаемая коммерческой организацией, обеспечивающая скидку с цены товара. Посредством дисконтных карточек:
— поощряются покупки; или
— стимулируются мероприятия: вступление в брак, юбилеи и т.п. Существуют и иные карточки, но наиболее часто встречающиеся мною названы. 3) Стандартизация. В информационном обществе отмечается тенденция к индивидуализации во всем.
4) Концентрация. Принцип концентрации производства, повлекший концентрацию населения в больших городах сменится в информационном обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, ведь главное производство — производство знаний — не привязано к источникам ископаемых ресурсов.
Компьютеры можно завезти в любую точку земного шара, из любой точки можно войти в информационную сеть и стать участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить отчет и так далее).
5) Максимизация. Принцип максимизации, обусловивший строительство гигантских заводов и фабрик, огромных исследовательских институтов сменится (и уже начал меняться) принципом создания временных коллективов для решения специальных задач. Эти коллективы смогут сами устанавливать для себя удобный режим работы.
6) Централизация. Принцип централизации сменится принципом децентрализации и деурбанизации (от латинского urbs — город) — снижением роли городов в общественной жизни, так как необходимость в существовании огромных городов (мегаполисов) отпадает.
Тоффлер отмечает также, что в социально-политической сфере и области международной экономики информационные технологии открывают совершенно небывалые перспективы.
В настоящее время существуют все предпосылки для:
1) создания глобальной экономики (первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа);
2) решения социальных проблем.
Открытость информации делает личность более сильной, а государственную власть — более зависимой от граждан. Телекоммуникационные сети создают возможности для непосредственного участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства.
Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего человечества отношений к целям и задачам производства.
Производство должно быть поставлено на службу жизненным интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих глобальных проблем, всем людям информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологического сознания.
Главным вопросом, решение которого обусловит развитие производства, должен стать не вопрос «как?», а вопрос «почему?».
Считается, что западные страны уже вошли в информационное общество, Россия, как все развивающиеся страны, стоит на его пороге.
В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие – характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», — написал Тоффлер. «Футуршок» – буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений.
Люди уже не могут воспользоваться рецептами жизни, созданными прошлыми поколениями, им приходится создавать собственные.
Происходящие изменения касаются не только производственной деятельности людей, но и их личной жизни, человеческих отношений. Постоянные отношения (дружеские, семейные) становятся роскошью. К примеру, семья всегда была шокопоглотителем, островком стабильности. Но она тоже меняется, причем, никто не может сказать, что с ней будет завтра. Семью разрушают: 1) новые технологии рождения – они меняют отношение к материнству и отцовству: мать и отец могут быть уже не единственные или неизвестные, или вообще — только мать (мультимыши, клонирование); 2) мобильность в погоне за работой; 3) увеличение продолжительности жизни: любовь проходит из-за неодинакового развития. Далее рассмотрим взаимодействие информационного общества с другим общественно важным политическим институтом – властью. 2.7. Информационное общество и власть Управление информационным обществом осуществляется на основании властных полномочий системой государственных органов. Власть — это информация, а вовсе не говорение. Именно те люди, которые умеют эффективно слушать и способны извлекать из услышанного ценную информацию, и обладают властью. Знаменитый английский государственный и политический деятель Ф. Честерфилд говорил на этот счет: «Выслушивая человека, мы воспитываем в нём самоуважение». Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами: — экономическая, — социальная, — духовно-информационная, — принудительная (политическая в узком значении). Экономическая власть — это контроль над экономическим ресурсами, собственность на ценности. Социальная власть предполагает распределение статусов, льгот, привилегий. Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации (подготовка решений, воздействие на сознание, в том числе манипулирование). Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью угрозы или применения насилия (признак политической власти). Как мы видим из определения духовно-информационной власти, информация является и инструментом управления современным информационным обществом. В США же еще в далеком 1966 году был принят закон о свободе информации. Суть закона приведена ниже. Закон о свободе информации 1966 года (Freedom of Information Act 1966 — FOIA) — в США — закон, согласно которому все федеральные ведомства США должны обеспечивать граждан свободным доступом ко всей имеющейся информации, кроме той, которая касается национальной обороны, правоохранительных органов, финансовых и личных документов. В последующем в информационной сфере появились новые технологии непосредственным образом связанные с информацией, экономикой и иными важными сферами жизни. Информационная сфера (Information sphere) по законодательству РФ — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Для информационной сферы необходима информационная среда. Информационная среда (formation environment, iformation societies environment) — совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации. В информационной сфере появилось даже электронное правительство, электронные налоги, интернет – голосование и многое другое. Остановимся поподробнее на каждой из этих технологий. Электронное правительство (Electronic government — e-Government) — система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.
продолжение
--PAGE_BREAK--