МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра социологии
Институт государства.
Выполнил Тарасов И. А.
Группа МЭ-1-00
Руководитель д. с. н. проф.Хайруллина Ю. Р.
Казань 2002
План
Введение стр.3
I Сущностьинститутов стр.4
II. Институтгосударства стр.9
III. Функции института государства стр.13
IV. Взаимосвязи между институтами стр.17
Заключение стр.20
Введение
В своей повседневнойдеятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Этомогутбыть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевыеорганизации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина.Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям(например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организацийтермин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия«институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размерасоциального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, группи ассоциаций.
На самом деле, междупонятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Еслигруппа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт являетсясистемой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих вопределенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.Представляется, что можно дать следующее формальное определение социальногоинститута: социальный институт — это организованная система связей исоциальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности ипроцедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Итак,институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной начетко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитомсоциальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельностьосуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведеноразделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальнойгруппы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальныеструктуры и порядок в обществе.
I Сущность институтов.
Для нассоциологическая теория есть тот аспект теории социальных систем, которыйзанимается явлениями институционализации образцов ценностной ориентации всоциальной системе, условиями этой институционализации и изменениями вобразцах, условиями подчинения им и отклонения от какой-либо совокупности такихобразцов, а также мотивационными процессами, поскольку они содержатся во всемэтом.
Для того чтобы возник иразвился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужныособые условия:
1) вобществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая,будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, илисоциумная), становится главной предпосылкой становления нового института;
2) должныбыть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е.сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций,частных целей, реализующих новую потребность;
3) чтобыинститут мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимымиресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которыеобщество должно стабильно пополнять;
4) дляобеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда,т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая системазнаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этомуинституту).
В каждомсоциальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции,которая определяет, для чего он существует, что там. Достойно и недостойно,как действовать в этой конкретной системе отношений. Например, на переговорахследует вести себя чопорно, а на карнавале — раскованно.
Посколькуинституты — это взаимосвязанные системы упорядоченных социальных связей,благодаря которым поведение каждого отдельного члена общества становитсядостаточно предсказуемымпо своим ориентациям и формам проявления,социолога рассматривают институциональную структуру общества с особойтщательностью, представляя ее как своеобразный многомерные лабиринт, гдедействия и перемещения социальных субъектов осуществляются толькосогласноопределенным правилам ролевого соответствия.
С однойстороны, в процессе институционализации возникают расхождения между интересамивсего сообщества (в удовлетворении некой потребности: в потреблении, общении,защите, воспроизводстве и др.) и интересами конкретных функциональныхсубъектов, реализующих эту потребность для общества (которыемогут бытьнастроены не альтруистично, а весьма меркантильно и «под шум волны», т.е. подвидом решения одних задач, осуществлять несколько другие). Например, всоветской системе образования, которая имела множество, разнообразныхпреимуществ, одним из недостатков была повышенная идеологизация в содержаниигуманитарных курсов, т.е. социальный институт, решающий задачупрофессиональной подготовки, на самом деле осуществлял и иную практическуюцель — политической ориентации.
С другой стороны,потребность может носить массовый характер, но по разным причинам (в основномкультурной легитимации) не быть признанной как общественно значимая. Врезультате развиваются «подпольные институты» — не принятые, официальноигнорируемые, не наделяемые специальными ресурсами, но формирующие свою субкультуру, выполняющие определенныефункции и стандартныеоперации, находящие пути материального обеспечения своей деятельности.Отношения подобного рода воспроизводятся в скрытой (латентной) социальной форме. Они долгое время могут быть не признаны ценными (социально-значимыми) в рамках доминирующего культурного стандарта. Однако наопределенных этапах развития общества, особенно в критические моменты, скрытоживущие отношения «возрождаются» и институционализируются (т.е. признаютсяобществом,становятся легальными и легитимными).
Р. Мертон,например, различал явные и латентные функции социальных институтов, которыепредставляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но ииндикаторы его общей стабильности.
Явныефункции социальных институтовзаписаны вуставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей,декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществеэтому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания нацарство или президентской клятвы до конституционных записей и принятияспециальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении,прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются болееформализованными и подконтрольными обществу. Поэтому население то и делоспрашивает у субъектов современного государства: «А куда идут наши налоги?» и«Почему не выполнены; предвыборные обещания?» При этом оно никогда неудовлетворяется ответом и продолжает «терпеливо возмущаться» — перевыбирать,бойкотировать, уклоняться.
Латентныефункции институтов— те, которыеосуществляются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным;функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтовсуществует лаг (расхождение, разница), небольшой или же очень глубокий. Впоследнем случае социологи говорят о потенциальной нестабильности общества, вкотором формальная и реальная структуры существенно различаются. Все это придаетдополнительную нестабильность и амбивалентность (нечеткость, многозначность)институциональным функциям.
Исследователисоциальных институтов всегда уделяли этим процессам повышенное внимание,поскольку именно нормативные (институциональные) требования делают поведениеотдельных людей и организованных групп предсказуемым и «предначертанным»,соответствующим общественным ожиданиям. Поэтому загадки всякого рода«институциональных отклонений» связаны с сущностью проблем социальнойструктуры и функционального устройства общества, и социология должнапотрудиться и рассекретить их в первую очередь. Великий «системщик» Т. Парсонспишет об этом так: «ценности, образцы поведения, которые постепеннопревращаются в институциональные нормы, направляют не только поведение, но исоциальные ориентации людей, а процедура изменения «правил»какдействовать,чегожелать, к чемустремиться тоже происходит поопределенным правилам развития социальных систем.
Институтонализация— это процесс, когда некая общественная потребность начинаетосознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществеустанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Известныйсоциальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей,которые порождают процессы институционализации:
1)потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
2)потребность в производстве продуктов и услуг;
3)потребность в распределении благ (и привилегий);
4)потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
5)потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групппо позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
6)потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль,право, пенитенциарная система).
Современноеобщество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. Ввысшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящимипотребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществахвсего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательныеи религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни сталиочень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислитьи институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельностьи медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами инормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этойпричине могут быть отнесены к институтам.
Институционализацияпредставляет собой процесс определения и закрепления социальныхнорм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способнадействовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения напредсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так,предынституциональная фаза общественного движения характерна спонтаннымипротестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткийсрок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном отэнергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собраниехарактеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, вусловиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
При появленииинституциональных моментов в общественном движении начинается формированиеопределенных правил и норм поведения, разделяемых большинством егопоследователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкийрегламент выступлений, каждому участнику даются инструкции, как нужно себявести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются истановятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться системасоциальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляютсяофициально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются).Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом ивыполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива,находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом ит.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, иповедение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым.Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итогеобщественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.
Процессинституционализации, т.е.образования социального института, состоит из нескольких последовательныхэтапов:
1)возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместныхорганизованных действий;
2)формирование общих целей;
3)появление социальных норм и правил в ходе стихийного социальноговзаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4)появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5)институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическоеприменение;
6)установление системы санкций для поддержания норм и правил,дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7)создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членовинститута.
Итак,финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии снормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобреннойбольшинством участников этого социального процесса. Без институционализации,без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.
II Институт государства
Каждыйсоциальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признакис другими институтами.
Длявыполнения своих функций социальный институт должен учитывать способностиразличных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верностьосновным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами.Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют винститутах, преследующих совершенно разные цели.
Предметом социологииполитики, является анализ закономерностей социально-политической деятельностиразличных общностей, формы, проявления которой обуславливаются ихсоциально-политическими интересами и отношениями.
В изучениипроцессов функционирования и развития любого классового общества важнейшееместо занимают явления и процессы политической жизни, к которой по существувся область социальной деятельности, связанная с осуществлением отношенийвласти. Политика как область социальных отношений определяется характером и содержаниемэтих отношений, складывающихся по поводу государственной власти, ее завоевания,удержания и использования.
Государство появилось наисторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно развивалось каксамостоятельный институт общества. К возникновению государства привели следующие,вполне объективные, причины.
1. Плотность населения. Впервобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались поогромным территориям в поисках пищи. Они встречались лишь, когда надо было осуществитьторговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить сосвоей территории. Ученые считают, что тогда на Земле было не больше 5-6 млн. человек. Сегодня их 5-6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население вырослоза неполные 10-15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспомнить, что первый человекпоявился 2-3 млн. лет назад.
Когда у человекапримитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория — группе из 40-60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратныхкилометров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объединениеодних групп с другими для защиты своей территории становятся неизбежными.Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формированиявоенных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре вселюди вступили в такие союзы.
2. Страх перед внешнейагрессией и внутренними раздорами. Некоторые ученые считают, что к созданиюгосударства людей толкал страх перед агрессией со стороны противника, опасениеза жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и преступниковвнутри страны сыграла не меньшую роль в объединении в государство, котороеспособно применить силу и установить порядок. Таким образом, опасение передсородичами служило не меньшим аргументом для создания государства, чем страхперед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры ииздавать общие для людей законы. Уже в античности под государством сталипонимать организацию власти, возвышающуюся над обществом, но подконтрольнуюему и его обслуживающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа.Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника.
3. Фактор силы. Посмотритена современное рыночное общество. Каждая фирма, а их миллионы, окруженаохранниками, следящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компьютернымисистемами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга, и полной аналогиис феодализмом уже не избежать. Такая аналогия многое объясняет. СредневековаяЕвропа — это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охраннойармией, своим флагом, гербом, правительством, языком, культурой. Города изамки, деревни и округи — под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, ачасто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали соружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечами, даже пахали,зачастую не снимая оружия.
Рассмотрим некоторые институциональныепризнаки государства.
1.Установки и образцы поведения:
а) Послушание
б) Лояльность
в) Субординация
2. Символические культурные признаки:
а) Флаг
б) Печать
в) Герб
г) Национальныйгимн
3. Утилитарные культурные черты:
а) Общественныездания
б) Общественныеработы
в) Бланки и формы
4. Кодекс устный и письменный:
а) Конституция
б) Законы
5. Идеология:
а) Государственноеправо
б) Демократия
в) Национализм
Культурныесимволы. Все институтыстремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной формесоздают представления об институте, его образ. Так, для государства это флагили герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи —обручальное кольцо, для университета — эмблема «альма-матер». Образпромышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе изего названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой.Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебныймарш используются в целях формирования образа института. Символами институтовмогут быть также здания, поскольку трудно представить себе родину без дома,религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство безправительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурнымсимволом института может быть любой материальный или нематериальный элементкультуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфическиечерты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
Кодексыповедения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должныпринимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чащевсего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране,клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа.Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важнойчастью социального контроля.
Формальный кодексповедения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он негарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируютсупружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу наверность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковногоприхода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этимгрешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния налюдей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменногокодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чемсамостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако,если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, онпрактически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональныйкодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания заего нарушение.
Формальныйкодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль.Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора,политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательноразработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных врезультате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети,которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будутпредставлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеютдостаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять ихвпоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всехинститутах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимымролевым установкам и ролевому поведению.
Идеология.Идеологию можнодостаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, котораясанкционирована совокупностью норм. Опираясь на системуинституциональных норм, идеология определяет не только то, каклюди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почемуони должны действовать определенным образом и почему они иногданедостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеологиявключает в себя как основополагающие убеждения данного института, так иразработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающуюдействительность в терминах, принятых членами данного института. Еслиповторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональнымнормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их вповседневной жизни.
Идеология,таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов,поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю егодеятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членовинститута. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологическивыдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данногоинститута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается какеретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.
III Функции института государства
Обществоявляется сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, таквзаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятогодействия. В связи с этим институты имеют явныефункции,которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентныефункции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнаннымиили, если они, и признаны, считаются побочным продуктом
Люди со значительными ивысокими институциональными ролями часто недостаточно реализуют латентныеэффекты, которые могут повлиять на их деятельность и деятельность связанных сними людей.
Однаколатентные функции институтов могут, как поддерживать признанные цели, так ипревращать их в неуместные» Они могут даже приводить к нанесению значительногоущерба нормам института.
Явные функции. Если рассматривать в самом общем видедеятельность любого социального института, то можно считать, что его основнойфункцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он былсоздан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институтвыполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельностьлюдей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, преждевсего следующие функции.
1. Функциязакрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения,закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведениепредсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок ирамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
2. Регулятивнаяфункциясостоит в том, что функционированиесоциальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членамиобщества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человекапротекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельностини занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующимего поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочени не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Такимобразом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизнипредсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевыетребования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такоерегулирование необходимо для совместной деятельности.
3. Интегративнаяфункция. Эта функция включает в себя процессы сплочения,взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп,происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и системролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системывзаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит кповышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенностисоциальных организаций.
Всякаяинтеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимыхтребований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждыйчлен группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личныхцелей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы,осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированнойдеятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций.Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один изспособов соотнесения целей его участников.
4. Транслирующаяфункция. Общество не могло бы развиваться, если бы не быловозможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормальногофункционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем,как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи сэтим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидамсоциализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Государственные учреждениястремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения илояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членовобщества.
5. Коммуникативнаяфункция.Информация, произведенная в институте, должна распространятьсякак внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так иво взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связейинститута имеет свою специфику — это формальные связи, осуществляемые всистеме институционализированных ролей. Как отмечают исследователи,коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специальнопредназначены для передачи информации (средства массовой информации), другиеимеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимаютинформацию (научные институты), другие пассивно (издательства).
Явные функцииинститутов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируютсяв кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляетсяс выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация иизменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другимиинститутами.
Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действийсоциальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вненепосредственных целей человека, не запланированы. Эти результаты могут иметьбольшое значение для общества. Наиболее выпукло существование латентныхфункций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивноутверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, ипокупают роскошный «Кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину.Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущныхпотребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметовпотребления выполняет скрытую, латентную функцию — оно удовлетворяетпотребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действийинститута производства предметов потребления в корне меняет мнение о егодеятельности, задачах и условиях функционирования.
Такимобразом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтовмы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень частосоциологи сталкиваются с непониманием на первый взгляд явлением, когда институтпродолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своихфункций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно,существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребностиопределенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдатьсреди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшейстепени.
Латентные функции,следовательно, являются тем предметом, который, прежде всего, долженинтересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознаниикомпенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностейсоциальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием иуправления протекающими в них социальными процессами.
К внутренним функциямгосударства относятся: защита существующего способа производства,экономической и социальной системы; подавление классовых противников (вобществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управлениеэкономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственнойдеятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка иподдержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная,идеологическая деятельность и т. п.
Внешние функции государствасоставляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях сдругими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либовоенной и политической экспансии в отношении других государств; развитиенормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодногосотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.
IV. Взаимосвязимежду институтами.
Не существуеттакого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции отдругих социальных институтов. Действие любого социального института невозможнопонять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены спозиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство,образование, производство и потребление, торговля, семья — все эти институтынаходятся во множественном взаимодействии. Так, условия производства должныучитывать образование новых семей с целью удовлетворения их потребностей вновых квартирах, предметах быта, детских учреждениях и т.п. В то же времясистема образования во многом зависит от деятельности правительственныхинститутов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учрежденийобразования. Религия может действовать также на развитие образования или направительственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник илифункционер добровольной организации — все подвергаются воздействию со стороныправительства, так как действия последнего (например, издание нормативныхактов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.
Анализмногочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редкобывают, способны полностью контролировать поведение их членов, совмещать ихдействия и установки с институциональными идеями и нормами. Так, школы могутприменять стандартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них учащихсязависит от многих факторов, лежащих вне контроля преподавателя. Дети, в семьяхкоторых поощряются и осуществляются интересные беседы и которые приобщаются кчтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретаютинтеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтениепросмотру телевизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповедуютвысокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необходимость пренебречьими под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти изсемьи. Патриотизм прославляет самопожертвование во благо государства, но ончасто не согласуется со многими индивидуальными желаниями тех, ктовоспитывается в семьях, в институтах бизнеса или некоторых политическихинститутах.
Потребностьпривести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может бытьудовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленностьи торговля в любой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства,которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными институтамипромышленности и торговли. В свою очередь правительство зависит отпромышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты идругие действия правительства.
Крометого, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни,другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку,например, образование играет весьма значительную роль в обществе, попыткибороться за влияние на институт образования наблюдаются среди политическихорганизаций, производственных организаций, церкви и т.д. Политики, например,вносят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они поддерживаютустановки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институтыстараются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность кцерковным доктринам и глубокую веру в бога. Производственные организациипытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственныхпрофессий, а военные — вырастить людей, могущих успешно служить в армии.
То жеможно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государствопытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того,оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию ссемьей, создавая педсоветы с участием родителей и родительские комитеты.Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются проводить семейныецеремонии в религиозных рамках.
Многиеинституциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, ихисполняющей, к нескольким институтам. В качестве примера можно привести хорошоизвестный конфликт между ориентациями на карьеру и на семью. В этом случае мыимеем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследованиясоциологов показывают, что каждый институт стремится в наибольшей степени«отключить» входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах.Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферусвоего влияния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские институциональныеправила также могут плохо сказываться на семейной жизни. И здесь находятспособы включения жен в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели отношение кединым институциональным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения личностьюисключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианскойцеркви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятияобета безбрачия.
Обликинститутов постоянно адаптируется к изменениям в обществе. Изменения в одноминституте, как правило, приводят к изменениям в других. После изменениясемейных обычаев, традиций и правил поведения создается новая системасоциального обеспечения таких изменений с участием многих институтов. Когда крестьянеприезжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны изменитьсядействия политических институтов, юридических организаций и т.д. Мы привыкли ктому, что любое изменение в политической организации сказывается на всехсторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бытрансформировались без изменения в другие институты или существовали быотдельно от них.
Заключение
Тот факт,что институты взаимозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовыотказаться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Одна из ихосновных целей — исключить влияние лидеров других институтов и сохранить внеприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии.Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуютподдержанию определенной степени независимости и препятствуют доминированиюлюдей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся кнезависимости от государства; учреждения образования также пытаются достичьнаибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужихинститутов. Даже институт ухаживания добивается самостоятельности по отношениюк институту семьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ритуалов.Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила,привнесенные из других институтов, с целью отбора тех установок и правил,которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института.Социальный порядок — это удачное сочетание взаимодействия институтов исоблюдения ими независимости по отношению друг к другу. Такое сочетаниепозволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.
Литература:
1.ФроловС.С.«Социология» — Москва. Гардарики 1999 г. стр. 143-161
2.Кравченко А. И.«Социология и политология» — Москва. ACADEMA.2000 г. стр. 41-45
3.Волков Ю.Г. Мостовая И.В. «Социология»- Москва. Гардарики. 1999г. стр. 185-191