Введение
Приоритетным направлением развития современной России являетсяпереход к инновационной экономике и социально ориентированной политикегосударства. На данном этапе Россия, по распространенному мнению, является«сырьевым придатком» для многих стран как Европы, так и Азии. Отсутствиеэффективной научно-технологической базы выводит Россию за рамки мировойконкурентной среды и вынуждает заниматься поставками различного сырья (нефть,газ, лес и т.д.) за границу, а готовый продукт покупать у тех же европейских иазиатских стран. На этом фоне всплывают соответствующие экономические,социальные, геополитические и др. проблемы.
Венчурные фонды как институт развития инновационной экономики
Каким образом государство может из «сырьевого придатка»превратиться в реального производителя и поставщика качественной иинновационной продукции, развив научно-технологический фундамент, конкурироватьс субъектами мирового рынка и, способствовать росту материального благополучия общества?
Одним из инструментов достижения инновационного преимуществаявляется институт венчурного («venture» – англ., «рискованное предприятие илиначинание») инвестирования, частным случаем которого являются венчурные фонды.
Венчурные фонды – это имущественный комплекс, состоящий из средствпрофессиональных фирм, государства, а также частных лиц, которые инвестируют исовместно управляют новыми частными компаниями или развивающимися компаниями,демонстрирующими высокий потенциал роста. В связи с чем, венчурные фонды, какправило, создаются в форме закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), чтоисключает возможность преждевременного изъятия средств из фонда и ориентируетучастников фонда на длительный срок инвестирования.
Субъектами венчурного инвестирования могут быть: частные иинституциональные инвесторы, инвестиционные фонды, страховые компании,пенсионные фонды, международные организации, государство.
Объектами инвестирования могут быть инновационные проекты вразличных отраслях экономики: телекоммуникации, нано-технологии, строительство,медицина, биотехнологии, энергетика и т.д., из которых «приоритетом пользуютсятакие сферы, как пищевая (27 %) и телекоммуникации (25 %).Следующий блоквключает в себя медицину и фармацевтику (9 %), стройматериалы и потребительскиетовары и услуги (по 8 %)».
Необходимо еще раз подчеркнуть, что венчурные фонды – инструментинвестирования с повышенным риском. Т.е. из десяти объектов инвестированиядевять могут быть убыточными. Но доход десятого объекта может скомпенсироватьвсе расходы и убытки.
Актуализация развития венчурных фондов в России связана систорическими предпосылками и реальными примерами внедрения венчурныхинвестиций в экономике разных стран.
История развития венчурных фондов началась в США, где они появилисьуже в 50-60 годах 20 века, когда США финансировало государственные средства врастущий малый бизнес, при условии одновременного привлечения средств состороны частных инвесторов в соотношении 2:1 или 3:1. Многие достижениясовременного общества были бы невозможны без венчурного капитала. Microsoft,Xerox, Canon, IBM, Hewlett&Packard – все это примеры удачных рисковыхвложений, которые ныне являются локомотивом нового информационного общества иэкономики.
Для России венчурное инвестирование – инструмент сравнительноновый. Первые венчурные фонды были сформированы под эгидой Европейского БанкаРеконструкции и Развития в середине 90-х годов в целях содействия развитиюроссийских регионов.
На сегодняшний день, как пишет Вешняков: «Венчурное инвестированиезанимает значительное место в экономике индустриально развитых стран, доказавсвою эффективность как альтернативная форма финансирования малого и среднегобизнеса».
На наш взгляд, венчурные фонды как инструменты, ориентирующиеся наинвестирование в новые технологии, могут способствовать развитию инновационнойэкономики страны. Стимулируя развитие венчурных фондов государство, тем самым,может решать приоритетные задачи. В нашем случае это развитие наукоемкихотраслей производства, развитие регионов а также развитие малого бизнеса,являющегося одним из необходимых условий формирования среднего класса
Основным источником инвестиций в венчурные фонды являютсяинституциональные инвесторы (крупные банки, корпорации, фонды), способныеадекватно оценить степень риска в конкретный проект, а также ориентироваться надлительные сроки инвестирования. Подключение капитала крупных корпораций моглобы дать дополнительный толчок к развитию компаний, нуждающихся в венчурномкапитале.
Так, например, в 2000 году в России был сформирован Венчурныйинвестиционный фонд (ВИФ). ВИФ — это государственный фонд с капиталом в 10 млн.долларов. Идея этого фонда следующая: любой венчурный фонд может получить унего 1 млн. долларов при условии, что это составило бы 10% от общего ихкапитала. Планировалось создать 10 фондов по 10 млн.долларов каждый.
В 2006 была создана Российская венчурная компания (РВК). «РВКсоздается для инвестирования в венчурные фонды. …Это будет фонд фондов. Такихзакрытых паевых фондов за счет капитала РВК планируется создать 10-15 с долейгосударства 49%. Они, в свою очередь, профинансируют от 100 до 200 российских«старт-апов»».
Инновации и социальная сфера жизни современного общества
С точки зрения современного состояния мироустройства исоциокультурных аспектов глобализации важность и значимость инноваций во всехсферах жизни общества трудно переоценить. Сам термин, который со всевозрастающей частотностью встречается на различных носителях информации и вразличных областях научного знания, имеет достаточно длительную историю своегоразвития. Эволюционируя, он приобрел множество истолкований и собственныхпроизводных. Но, в данный момент, трудно говорить, что сложилась четкаятрадиция употребления и использования термина «инновация». Итак, сделаем краткийэкскурс в прошедшие столетия.
Впервые слово инновация было использовано французами в 1297 году ивплоть до ХХ века упоминается исключительно в лингвистике, процессуальном правеи ботанике как узкий специальный термин. В научных исследованиях понятие «инновация»появилось в ХIX веке, и получило широкое использование в этнографическихисследованиях.
Оно связывалось в основном с процессом диффузии как процессомвведения элементов одной культуры в другую. Наряду с этим при возрастанииинтереса к термину инновация весь двадцатый век происходит процесс преодолениянеопределенности и многозначности его употребления. Достаточно развернутый иисчерпывающий анализ «инновации» дает нам научная работа Ю.А. Карповой. Авторпредлагает остановиться на двух аспектах: первый, понятие «инновация»обозначает некий результат (новшество, крупное новшество, внедренное новшество)и, второй, оно обозначает и процесс внедрения новшества (введение новшества,акт инновации и т.п.)12.
Другими словами, «инновация» может быть и продуктом деятельностисоциальных групп и самой деятельностью субъекта. Как справедливо замечет Ю.М.Плотинский, необходимо учитывать также, что специфика инноваций в различныхсферах жизни общества существенно затрудняет формулировку единого, удобного длявсех случаев определения13 Близкой к социологии является определение«инновации», принятое в социальной культурологии. Так, инновация понимается какизобретение новых идей, образов, принципов действия, политических и социальныхпрограмм, выработка новых форм деятельности, организации общества или егоинститутов, появление нового стиля мышления или чувствования.
Носителями новаторства могут выступать пророки, мудрецы,правители, деятели культуры, ученые или новаторские группы, стремящиесяповысить свой статус, выделиться в данном обществе, часто являющиеся в нем«авангардом», «диссидентами» или «маргиналами».Среди носителей новаторства часто оказываются выходцы из других стран, а такжепредставители активных слоев общества, не находящие себе достойного места всуществующей общественной системе.
Обобщая опыт ученых можно сказать, что термин инновация зачастуюрассматривается в дихотомии с традицией. Другими словами, инновация – этоявление (или факт) культуры, который противостоит традиции. Таким образом,любое изобретение человечества, изменившее жизнь многих обществ можнопричислить к «инновационному продукту». И таких «продуктов» было не мало –использование огня, изобретение колеса, изобретение книгопечатания и т.п. Всеэти и многие другие достижения и приобретения человечества дали ему возможностьпереходить от одного типа развития к другому. Соответственно, одно это уженаталкивает исследователя на мысль, что изменяются все элементы общества иинновации пронизывают все его структуры.
Если перейти от элементов и структур к «живым» носителям(индивиду, социальной группе, социальной общности и обществам), то встаетвопрос о деятеле или агенте социальных изменений. И здесь, казалось бы,очевиден ответ — те, кто инициирует инновации, те и идентифицируются как инноваторы.Вот тут и возникает сложность изучения, так как априори все субъектыинновационных процессов потенциально могут стать инноваторами.
Таким образом, можно различить два уровня исследовательскогоинтереса: во-первых, формирование социологической концепции инновации наразличных этапах и, во-вторых, анализ существующих тенденций и практикиспользования термина «инновация». Предварительный обзор дает нам основанияутверждать, что собственно социологическая концепция инновации включает в себярезультаты усилий многих ученых, которые являются представителями экономики,социальной культурологии, психологии и ряда других наук.
Выделение же специальной науки инноватики приблизило времяуточнения ключевых понятий и определений, подчеркнула динамизм и стремительныйхарактер общественного развития информационной эпохи.
Затрагивая вопросы широкого использования термина «инновация» вразличных областях научного знания, можно утверждать, что на данный моментнаибольшей популярностью пользуются принципы системного подхода, реализуемые напрактике в ходе построения инновационной системы России. Кроме того, интенсивноразвивается и популяризируется субъектный подход к инновации, когда деятельспособен изменять и внешний и внутренний мир. И, наконец, на фоне вышеназванного,пик популярности в настоящее время переживает сфера интересов инновационногоменеджмента, фиксируемая не просто как учебная дисциплина, но и как новаяпарадигма управления обществом и его структурами.
Все эти три направления исследования феномена инновации неизбежновзаимосвязаны между собой, одновременно с этим наблюдается стремление сохранитьсвое право на содержательное наполнение термина «инновация». Сложившуюсяситуацию можно пояснить рядом причин:
1) Возрастание интереса к использованию термина «инновация» вразличных областях научного знания, опирающихся на свой предмет, метод итеорию;
2) Закрепление в массовом сознании представлений об инновации кактехнологическом новшестве, либо как особой характеристикой изобретателявследствие процессов НТР и НТП;
3) Длительность феномена накопления инноваций, и, следовательно,их оценки в социокультурном смысле;
4) Трудность прогнозирования эффектов внедрения инноваций во всесферы общественной жизни (позитивные и негативные последствия);
В общем и целом можно утверждать, что успех инноваций зависит отстепени их распространения и воздействия во всех сферах жизни общества, точнее,от стадии инновационного развития. Именно на этом пути наука может и должнастать направляющим консультантом и равноправным участником происходящихпроцессов.
Проблемы становления информационного общества в России
Под влиянием взрывного развития всех видов информационныхтехнологий осуществляется переход человечества в информационное общество. Информационнаяэра проявляет свои качества в переводе в информационную плоскость всего того,что ранее понималось как явление прямого действительного действия. Возрастающаяроль информации и информационных систем – исторический факт, лежащий в основеконцепций информационного общества (Е.Масуда, Д.Белл, А.Тоффлер и др.).
Существенное отличие строящегося «информационного общества» отпредыдущих эпох выражается в следующем:
· Информационныетехнологии поднимают на неведомую ранее высоту значение знания и информационныхпотоков;
· Технологиямиобработки информации и коммуникацией обусловлено (и даже вызвано) ядротрансформаций, которые переживает современный мир;
· Генерирование,обработка и передача информации становятся фундаментальными источникамипроизводительности и власти.
Роль информационных факторов в мировой политике неуклонновозрастает. Информация превратилась в глобальный, в принципе, неистощимыйресурс человечества. Российский политолог Л. Радзиховский призывал пониматьгеополитику сегодня в духе 21 века: как местонахождение в мировоминформационном пространстве, поскольку жизненное пространство в 21 веке –информационное пространство.
За последнее десятилетие все развитые страны приняли своиконцепции и руководящие документы, сформулировали стратегию и тактику относительнонаступления новой информационной эры развития мира. Ориентировочным для всехгосударств документом является Окинавская хартия «Глобальное информационноеобщество».
Начиная с середины 90-х гг. 20 века Россия разрабатываетсобственные концепции, доктрины, планы в области информационных ресурсовобщества. В 1995 г. была создана «Концепция построения и развития российскогоинформационного пространства и государственных информационных ресурсов», принятФедеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»; в 1998 г. принята «Концепция формирования информационного общества в России»; в 2000 г. появилась «Доктрина информационной безопасности», а также Федеральная целевая программа«Электронная Россия».
По мнению П.А. Цыганкова, воздействие СМИ является одним извызовов безопасности для России в современном глобализирующемся мире и ведет кразрыву между ожиданиями граждан и возможностями государств. Сегоднявозможности масс-медиа выходят далеко за рамки государственных границ.Предлагая нечто вроде «лучшего из миров», новейшие и все более соблазнительныеразвлечения, частные и транснациональные электронные СМИ объективно, а иногда ицеленаправленно отвлекают людей от негативных последствий глобализации, отнациональных гражданских задач, противопоставляя «подавляющее воздействиегосударства на личность» «освободительным» процессам «планетарной культуры»,разрушая лояльность людей по отношению к «своему» государству.
Повсюду происходит массмедийное конструирование событий. Вглобальном масштабе такое конструирование служит многим задачам, в том числебеспрецедентной до недавнего времени задаче легитимации (или оправданию)внешнего вмешательства в дела других стран. «Глобальные медиа во все большейстепени становятся инструментом мобилизации, которая может осуществлятьсяповерх границ национальных государств».
Своей интенсивной работой массмедиа обеспечивают информационныевойны (ИВ) за власть. Понятие ИВ применяется для выражения проблемыинформационно-технологической угрозы или войны информационных технологий, т.е.использования информационных систем (компьютеров, телекоммуникационных сетей,баз данных) в военных целях. В настоящее время почти все конфликтные ситуации,локальные войны оказываются сюжетами информационных войн и информационногопроизвола.
Следует различать информационную войну (борьбу) в широком (во всехсферах) и узком смысле (в какой-либо сфере, политической, например). Основныесферы ведения информационного противоборства – политическая, дипломатическая,финансово-экономическая, военная. Информационная революция, как и глобализация,в современном мире выступает, таким образом, определяющим геополитическимпроцессом, а геополитическое информационное противоборство (ГИП) являетсясовременной формой борьбы между государствами. При ГИП одно государствопроводит систему мер с целью нарушения информационной безопасности другогогосударства при одновременной защите от аналогичных действий со стороны противодействующегогосударства.
Следует выделить два вида информационной борьбы:информационно-техническую и информационно-психологическую. Для защиты отнегативных воздействий социальных объектов в ходе глобальной ГИП необходимосоздание системы информационно-психологического обеспечения как составной частинациональной безопасности России. Данная система должна обеспечить защитупсихики политической элиты и населения России от негативногоинформационно-психологического воздействия.
Политическое руководство России пока еще уделяет недостаточноевнимание росту значения СМИ, особенно телевидения в современной мировойполитике. Проблема обеспечения информационной безопасности в России длительноевремя не только не выдвигалась, но фактически игнорировалась. При этомсчиталось, что путем тотальной секретности и различными ограничениями можнообеспечить информационную безопасность страны.
Только сейчас Российское государство начинает серьезно иответственно подходить к проблеме определения и отстаивания жизненно важныхинтересов, реальных и потенциальных угроз в информационной сфере. Сущностьстратегии России заключается в необходимости активного ведения информационногопротивоборства для защиты своих национальных интересов (прежде всегоэкономических) на основе многовекового национального опыта.
Заключение
Таким образом, сферы интересов существенно варьируются: частномукапиталу интересен прирост стоимости акций компаний, в которые вложен капитал.Основные задачи государства при этом — развитие инновационной составляющейэкономики, реализация научного потенциала, привлечение иностранного капитала,социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов вчастности.
Задача России при проведении при проведении глобальногостратегического противоборства в его цивилизационном аспекте – превращатьрусскую самобытность (с ее духовностью, терпимостью и многоукладностью) вуниверсальную модель мировой культуры, в альтернативное атлантизму глобальноемировоззрение.
Списоклитературы
1. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М., 2007.
2. РадзиховскийЛ. Израиль и Палестина // Российская газета. 2008.
3. ЦыганковП.А. Теория международных отношений. — М., 2007.
4. ИвановВ.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации //М.: Социс. –2008. -. № 10.
5. Ерасов,Б.С. Социальная культурология: Пособие для вузов. / Б.С. Ерасов – М.: АспектПресс, 2008.
6. Карпова,Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. / Ю.А. Карпова – СПб.:Питер, 2004.
7. ПлотинскийЮ.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Ю.М. Плотинский – М.: Логос, 2008.