Реферат по предмету "Государство и право"


Проблемы правовой регламентации. Личные права и свободы человека

Содержание
Введение. 3
ГлаваI. Личные права и свободы… 5
1.1 Категории права и свободы… 5
1.2 Содержание личных прав и свобод. 7
ГлаваII Правовая регламентация прав и свобод. 15
2.1 Развитие концепции прав и свобод. 15
2.2 Проблемы правовой регламентации прав и свобод. 17
Заключение. 23
Списоклитературы: 25

/>Введение
 Состояние свободы реализуется черезсубъективные права, которые указывают направление и формы использованиясвободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потомунеотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда онсам от них отказывается. Однако на пути свободы человека всегда выступаетгосударство, создаваемое самими людьми для поддержания условий реализациисвободы.
Государство через законызакрепляет права и свободы человека и тогда они становятся мерой возможного,т.е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав исвобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовыхактов и действий, начало которым кладёт Конституция[1].
Личные права и свободыименуются также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человекаи гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е. являются нетолько неотчуждаемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенныйуровень гарантий и охраны этих прав и свобод.
Личные права и свободычеловека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса напротяжении всей жизни. Эти права выражают естественное состояние человека и егожизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.
Актуальность данной темысостоит в том, что в сознании многих людей укоренилось представление о правахкак об абстрактных категориях, не имеющих на практике никакого принципиальногозначения и соответствующих средств защиты.
Правовое государство неможет существовать без соответствующего отношения к правам людей, необходимоурегулировать многообразие общественных отношений, возникающих в процессе ихреализации. Именно для этого и существуют соответствующие нормы Конституции ифедеральных законов.
Но в процессе реализацииуказанных выше норм, неизбежны нарушения и злоупотребления, ведущие к правовомунигилизму.
Цельюработы является проанализировать содержание конституционных норм, определить ихсодержание, выявить тенденций развития института прав и свобод человека.
Задачами данной работыявляются разграничить понятие прав и свобод, раскрыть их содержание, выявитьосновные проблемы их реализации.
Значительныйвклад в науку государственного права внесли такие крупные ученые, какпрофессора А.И. Лепешкин, Б.В. Щетинин, С.С. Кравчук, К.Ф. Шеремет, В.Ф. Коток,Г.В. Барабашев, Л.Д. Воеводин, И.М. Степанов, Н.Я. Куприц, В.С. Основин, И.Е.Фабер[2].
Объектом исследованияявляются общественные отношения, которые определяют стабильность в обществе истепень соблюдения законов, складывающиеся вокруг такого института как личныеправа и свободы человека и гражданина.
Предметом исследованияявляются понятие и сущность прав и свобод, проблемы связанные с их реализацией.
В ходе написания работымною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературныхисточников, исторический, нестатистический метод обработки информации.
Работа состоит извведения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Личные права и свободы1.1 Категории права и свободы
В российской наукеконституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо какравнозначные, либо как различающиеся правомочия личности.
Субъективное правопреимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право нажизнь, неприкосновенность честной жизни и т.п.) конкретным действием суказанием конкретного субъекта[3] (например, граждане РФ).
Свобода личности чащевсего увязывается с правомочиями, обеспечивающими сферу самостоятельностиличности или защищающими от вмешательства в её внутренний мир[4].
Достаточную условностьмежду правом и свободой можно обнаружить в Конституции, где право можетодновременно рассматриваться и как свобода личности.
Например, согласно ст. 26каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включающая всебя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию илине исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозныеи иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Именно эта условностьзачастую даёт основание объединять права и свободы одним понятием «субъективныеправа личности».
Особенностями личных прави свобод является то, что эта группа прав призвана, прежде всего, ограждатьжизнь и свободу человека, его неприкосновенность и достоинство. Они не связаныс гражданством, присущи любому лицу и обычно рассматриваются как естественные,неотчуждаемые права[5].
Также для правильногопонимания сущности прав и свобод следует различать понятия «человек» и«гражданин».
Человек каквысокоорганизованное существо обладает от рождения качествами (чувствами,разумом, достоинством), определяющим его суть и отличающими его от иных живыхсуществ. Названные качества присущи всякому индивиду безотносительно от наличияили отсутствия устойчивой связи и конкретным государством.
Гражданин это тот жечеловек, только обладающий дополнительными качествами социально-политическойпричастности, устойчивой юридической связи с определенным государством,порождающей их взаимные права и обязанности (граждане например, имеютсубъективное избирательное право, право на занятие государственной имуниципальной должности, несут обязанность защищать государство)[6].
Конституция РФ проводитописанное разделение индивида, однако не всегда последовательно. В однихслучаях используется термин «лица», который легко соотносится с термином«человек». И лишь дважды речь идёт о «личности» (ч. 1 ст. 21, ст. 64). Это даётоснование некоторым исследователям полагать, что Конституция устанавливаетосновы правового статуса человека и гражданина[7], а не личности.
В заключение главы можносделать вывод о том, что право (свобода) – это установленная Конституцией РФвозможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своегоповедения, пользоваться предоставленными ему благами, как в личных, так и вобщественных интересах.
1.2 Содержание личных прав и свобод
В действующей Конституцииличные права и свободы не только открывают перечень последних, но и отражены взначительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советскихконституциях.
Специфические особенностиэтой группы прав и свобод заключаются в следующем:
1.        Они являются посвоей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую спринадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.
2.        Эти правачеловека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3.        Они охватываюттакие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы,достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные сего индивидуальной, частной жизнью.
Основным правом человекаявляется право на жизнь (ст. 20). Оно впервые было закреплено в российскойКонституции после принятия Декларации прав человека и гражданина. Этоестественное право человека, защита которого охватывает широкий комплексактивных действий всех государственных и общественных структур, каждогоконкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальных иприродной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся,прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военныхспособов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленнаяборьба с преступлениями против личности, незаконным хранением ираспространением оружия и пр.
Важное значение имеют имероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, службаскорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизньнапрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитаниячеловека.
Расширяя гарантии правана жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможностиприменения смертной казни. Эта мера наказания: сохраняется временно, можетустанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры,назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, связана спредоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участиемприсяжных заседателей.
К сфере личных правчеловека относится право на охрану государством достоинства личности.
Достоинство – это непросто абстрактная формальная категория. Достоинство личности, как отмечается впреамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, являетсясвойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают всенеотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщиймир. «Под достоинством личности понимается осознание самим человеком иокружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуальнымикачествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта,но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутациюв обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладаниесоциально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.)»[8].
Уважение человеческогодостоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может бытьоснованием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведениелица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства.
Конституцияустанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другомужестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научнымили иным опытам.
Уважение личности, еедостоинство должно включать в себя не только внимательное отношение кудовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведенияработников государственных органов при общении с людьми, уважительное к нимотношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях,особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникамВеликой Отечественной войны.
Включение нормы обуважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно являетсяправовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственныхструктур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма работает ещеочень плохо.
Отсутствие уважения кчеловеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человекакак личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.
Значительное место всистеме личных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища,частной жизни, тайну переписку, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных ииных сообщений.
Неприкосновенностьличности как личная свобода заключается в том, что никто не вправенасильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своимидействиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Никто не можетбыть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначекак на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированыуголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающимразвернутую систему гарантий от неосновательного ареста.
Гарантиянеприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законногооснования войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих внем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, икруг уполномоченных на то органов.
Предусмотрены различныеформы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан,разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений.Только в строго определенных законом случаях – в связи с расследованиемуголовных дел и при наличии судебного решения – может быть наложен арест накорреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
Впервые в Конституциизакреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. При чемзаконодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещениеморального вреда. Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личнуюи семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения,использования и распространения информации о его частной жизни.
Каждому должна бытьпредоставлена возможность ознакомления с материалами и документами,непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотренозаконом[9].
Новым в конституционномзакреплении личных прав является и включение такой важной формы свободыличности как свобода передвижения.
В ст. 27 указывается, чтокаждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет правосвободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В прошлом это право нетолько не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализованофактически.
Существовавшая с 1932 г. Прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного временипаспортов у колхозников, рынка жилья и т.п. приводили к фактическойневозможности человека свободно решать вопрос о своем месте жительства.
В настоящее время сделаныпервые шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. Наоснове конституционной нормы принят Закон Российской Федерации о свободепередвижения от 25 июня 1993 г[10].
Он закрепил отменупрописки и ввел регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания ижительства в пределах страны. При этом регистрация или отсутствие таковой неможет служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан,предусмотренных Конституцией.
Однако для претворения вжизнь данного закона пока еще отсутствуют необходимые условия. Этомупрепятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране,неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровеньпреступности и пр.
Закон устанавливает иопределенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Оникасаются местностей, в которых установлен особый режим (пограничная полоса,закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологическогобедствия, территории, где введено чрезвычайное положение, или опасные дляпроживания в связи с массовыми инфекционными заболеваниями).
Конституция признаеттакже право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, агражданина РФ беспрепятственно возвращаться в страну.
К личным правам человекаи гражданина относится конституционно закрепленное право определять  учитыватьнациональную  принадлежность.
Закрепление этого прававытекает их отрицания правового значения признака национальности для каждогоконкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональнойсреде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.
Важной дополнительнойправовой гарантией равноправия независимо от национальности являетсяконституционна норма о том, что никто не может быть принужден к определению иуказанию своей национальной принадлежности (ст. 26). В официальных анкетах недопускается постановка вопроса о национальности.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции  каждомугарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая правоисповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или неисповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные ииные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Основополагающей гарантией указанных свобод является светскийхарактер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строяРоссийской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религияне может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие вмногонациональной России различных конфессии, религиозных верований делает этуконституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободувыбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакимивнешними, посторонними мотивами.
Федеральным законом[11] предусмотрена широкаясистема гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.
Закон дополнительно включил право менять религиозные и иныеубеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица,вышедшего из состава религиозного объединения.
Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне сгражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица безгражданства, законно находящиеся на территории России.
Установление преимуществ, ограничений или иных формдискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается.Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.
Федеральный закон предусматривает право граждан создаватьрелигиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели идействия не противоречат закону.
Свободе выбора религиозных или атеистических воззренийсодействует и светский характер образования в государственных и муниципальныхучебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иногоотношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться внегосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на домуили при религиозных объединениях.
Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданинаявляются, свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать,производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29Конституции).
Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере еговнутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.
Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никтоне может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
 В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалосьбы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различнымиспособами. Среди них – общая установка на недопустимость именно инакомыслия,отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующейидеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.
К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкоераспространение понуждение людей (зачастую носившее массовый  характер)высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.
Мысль не свободна, если она не может быть высказана безнеблагоприятных или опасных для человека последствий.
Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова.Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убежденияи мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не  только гарантиямисамой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить ираспространять информацию, запретом цензуры.
Закон[12] предусматривает, чтоучредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России,достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан,  признанных судомнедееспособными. Это право подлежит судебной  защите.
В заключение главы следует сделать вывод о том, что всовременном российском законодательстве реализации прав и свобод гражданпридано большее значение, чем раньше, в этом и выражается сущность правовогогосударства. Права и свободы, закрепленные в Конституции реализуютсяпосредством соответствующих федеральных законов.
Глава II Правовая регламентация прав и свобод2.1 Развитие концепции прав и свобод
Закрепление основправового статуса личности в Конституции РФ 1993 г. базируется на принципиально новой концепции прав человека, взаимоотношения его с государствомпо сравнению с той, которая получила свое отражение в советских конституциях.
Отказ от постулат,провозглашенных в последних и переход к новым принципам был ознаменованпринятием Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека», а затем Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина».
Можно выделить основныеизменения, к которым привело принятие Конституции 1993 г.:
1. Новое законодательствоРоссии ознаменовали собой отказ от классового подхода в закреплении правовогостатуса личности. Классово-идеологический подход к правам человека приводил кподавлению личности, нарушению её свободы, означал принудительное навязываниечеловеку социалистических ценностей, непризнание права человека на свободумысли.
2. Впервые, причем наконституционном уровне, юридически признана категория «права человека»; всоциалистической же доктрине человек и его права не признавались каксамозначные категории, существовало понятие «права граждан», а права «человека»и «гражданина» как было показано выше неравнозначны, они отражают различныеаспекты статуса личности.
3. Важной чертойсовременной конституционно закрепленной концепции статуса личности являетсяпризнание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, вотличие от социалистической, где центровым понятием был коллектив.
4. Еще одной чертой,качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ отхарактерного для социалистической теории принципа приоритета государственныхинтересов над интересами личности.
5. Новое конституционноезаконодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения[13].Советская теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляютсяим социалистическим государством.
6. В Конституции Россиивпервые получил закрепление принцип примата норм международного права, вчастности в области прав человека.
Согласно ст. 17Конституции в России признаются и гарантируются права и свободы человека игражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В советском государствесфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Недопускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правамичеловека в СССР.
Действующая Конституцияпризнает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Россииобращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, еслиисчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3ст. 46).
В заключение главы можносделать вывод о том, что впервыев истории России права и свободы человека и гражданина признаны высшейценностью, многое делается для исправления ошибок прошлого и выработки новыхметодов защиты законных интересов граждан.
2.2 Проблемы правовой регламентации прав и свобод
В России на настоящийдень сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны принято большоеколичество нормативных актов, ставящих своей целью поддержание стабильностиобщества и претворение в жизнь Конституционных принципов, с другой – все онивременами становятся лишь декларациями, провозглашающими права и свободы, но наделе слабо их защищающие.
Например,согласно ч.1 ст. 20 Конституции каждый имеет право на жизнь, а ст. 19указывает, что все равны перед законом и судом (ч.1) и государство гарантируетравенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностногоположения (ч. 2). Однако, ознакомившись с содержанием ст. 105 и 317 Уголовногокодекса РФ, можно убедиться, что равенство этого права практически необеспечивается. За убийство гражданина предусмотрено наказание в виде лишениясвободы на срок от шестидо пятнадцати лет, а за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительныхорганов предусмотрено лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет,т.е. во-первых, жизнь указанных субъектов ценится по разному, во-вторых,различие это проводится именно по признаку должностного положения.
Следующийпример касается достоинства личности (ст. 21 Конституции) и защита чести идоброго имени (ст. 23).
Клевета,то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинстводругого лица или подрывающих его репутацию (ч. 1 ст. 129 УК РФ) в отношенииграждан предусматривает максимальное наказание в виде исправительных работ насрок до одного года, а для лица, распространившего клевету в отношении судьи,присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, всвязи с рассмотрением дел или материалов в суде (ч. 1 ст. 298) максимальнымнаказанием является лишение свободы на срок до двух лет.
Несомненно,судьи и представители государственной власти в целом, в связи со своим высокимстатусом нуждаются в более действенных способах защиты, но это не означает, чтодля защиты указанных лиц нужно устанавливать столь привилегированные санкции,чем для рядовых граждан.
Всовременной российской юридической науке и законодательстве, как ивмеждународно-правовых документах, отсутствует единое понимание «права нанеприкосновенность частной жизни» и определение понятия «частной жизни».Уголовный закон также не раскрывает содержание понятия «частная жизнь»,указывая лишь на то, что неприкосновенны сведения о частной жизни человека,составляющие его личную или семейную тайну, т.е. понятие «частная жизнь»нуждается в более точном определении.
Помнению некоторых автором, частная жизнь характеризуется как социальное явлениеи в большей степени как «физическая и духовная область, которая контролируетсясамим индивидом и является свободной от внешнего воздействия, в том числе и отправового регулирования». Специалист в области прав человека указывают на то,что содержание понятия частной жизни непосредственно связано со свободой мысли,совести, религии, свободой выражения своего мнения, свободой передвижения,правом создавать семью и др.[14]
Контроль и запись телефонных и иныхпереговоров граждан, несомненно, являются эффективным инструментом раскрытияпреступлений. Вместе с тем прослушивание означает серьезное вторжениегосударства в частную жизнь граждан. Его можно легко использовать «не поназначению» — для установления тотального контроля за образом мыслей,высказываниями и взаимоотношениями людей. В этой связи задача законодателявидится в том, чтобы, не нанося ущерба качеству раскрытия преступлений,защитить частную жизнь граждан от незаконного и необоснованного вмешательства.
По российскому законодательству контрольтелефонных и иных переговоров представляет собой меру ограниченного применения.Прослушивание допустимо только по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях(ч. 1 ст. 186 УПК РФ). Принимая во внимание весьма существенное ограничениеправ граждан при прослушивании и отсутствие у них возможности защитить этиправа, закон следует дополнить положением о том, что данная мера может бытьприменена только при невозможности получить интересующие следствие сведенияиными способами.
Части 1, 2 ст. 186 УПК РФ определяют,чьи переговоры и на каком основании могут быть записаны и прослушаны. Названныхв законе субъектов можно разделить на две группы — в зависимости от ихпроцессуального положения и целей, которые ставят при этом органы уголовногопреследования:
а) обвиняемый, подозреваемый, иные лица- при наличии достаточных оснований полагать, что их телефонные и иныепереговоры могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела;
б) потерпевший, свидетель, их близкиеродственники, родственники, близкие лица — при наличии угрозы совершения противних преступных действий.
В первом случае целью контроля и записипереговоров является получение доказательственной информации по делу; во втором- защита перечисленных лиц от преступных посягательств. Различные целиопределяют различные формальные основания контроля переговоров. В первом случаеследователю необходимо получить решение суда, во втором — заявление указанныхлиц либо — при отсутствии такого заявления — решение суда.
Применительно к субъектам первой группыпредставляется необходимым конкретизировать понятие «сведения, имеющиезначение для уголовного дела». В противном случае прослушивание можетстать инструментом для сбора любой информации, характеризующей личность обвиняемого(подозреваемого), что недопустимо. Думается, что фактическими основаниямиконтроля переговоров названной категории лиц могут быть: получениедоказательственной информации о преступлении, его участниках, местах сокрытияорудий и объектов преступной деятельности; розыск скрывшегося обвиняемого(подозреваемого)[15].
Таким образом, следует признать, чтосовременное российское уголовно-процессуальное законодательство в частипрослушивания телефонных и иных переговоров в целом отвечает мировымстандартам.
Проблема обеспечения общественнойбезопасности и правового (законного) ограничения прав и свобод человека в современныхусловиях приобретает особую остроту и требует самого пристального внимания.Вряд ли можно поставить под сомнение актуальность этой проблемы для российскогообщества, и события последних лет демонстрируют новые тенденции в расстановкеприоритетов: на первое место по общегосударственной важности выходят вопросыобеспечения общественной безопасности, неизбежно связанные с определеннымограничением прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что исследованиевопросов соотношения безопасности общества и соблюдения прав человеказатрагивает в первую очередь рассмотрение личных прав человека (гражданина). Вданном контексте не разграничиваются права гражданина и человека, посколькукаждый гражданин прежде всего человек[16].
Такжетребует рассмотрения на свободное перемещение по территории РоссийскойФедерации, установленное в ч. 1 ст. 27 Конституции.
В ст. 87 установлено, что случае агрессиипротив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии ПрезидентРоссийской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельныхее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СоветуФедерации и Государственной Думе, режим военного положения определяетсяфедеральным конституционным законом[17].
Исходяиз смысла данной нормы Конституции иных оснований для введения ПрезидентомРоссийской Федерации на территории России или в отдельных ее местностяхвоенного положения, кроме агрессии против Российской Федерации илинепосредственной ее угрозы, федеральным законодательством предусмотрено быть неможет. Изложенные условия введения военного положения имеют исчерпывающийхарактер и расширительному толкованию не подлежат. Что касается чрезвычайногоположения, то, как следует из ст. 56 и 88 Конституции, оно может вводитьсяПрезидентом при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральнымконституционным законом. Такие обстоятельства могут составлять довольно широкийперечень (например, попытки насильственного изменения конституционного строя,межнациональные конфликты, стихийные бедствия, эпидемии и другие ситуации,угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельностигосударственных институтов, и другие условия), определяемый соответствующимфедеральным конституционным законом[18].
Такимобразом, с принятием Конституции основания введения военного и чрезвычайногоположения впервые были строго разграничены, чему, впрочем, на первых порах неуделялось особого внимания в научной и учебной литературе по конституционномуправу[19].
Вместес тем специальные конституционные законы, которые должны были четкоконкретизировать причины введения военного и чрезвычайного положений и ихрежимы, несмотря на очевидную необходимость их оперативной разработки ирассмотрения, не принимались в течение довольно длительного времени. В этойсвязи совершенно обоснованно мнение Б.А. Страшуна о том, что промедление спринятием федеральных конституционных законов (включая и названные)отрицательно сказывается в целом на демократическом развитии нашего государства[20].
Сучетом изложенного был сделан вывод о том, что законом могут предусматриватьсяограничения отдельных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан илиц без гражданства на время военного положения, но только в соответствии свышерассмотренными требованиями норм международного права. Непременноесоблюдение этого требования является предпосылкой обеспечения безопасностиличности в условиях военного положения.
Взаключение главы можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Россииотсутствует такое состояние права, которое позволило бы причислить нашу странук разряду подлинно правовых государств. Необходимо не только неукоснительно соблюдатьправа и свободы граждан, но и уделять внимание законодательству, соблюдениюосновных принципов указанных Конституцией.
Заключение
Российская Конституция —это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходныйпериод развития России, о продолжи­тельности которого еще идут жаркие споры.Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состоялакак раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственногоэкономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходногопериода.
Другая не менеехарактерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоитвнедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей,порождаемых экономическими, со­циальными, политическими и другими факторами. Наконституцион­ном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главныхзадач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Среди основных проблем возникающих в процессе реализациигражданами своих прав, можно выделить следующее:
1.        Пренебрежительноеотношение самих же людей к своим правам и свободам, непринятие их значимости вих жизни;
2.        Стремлениеобладать правами и не нести никаких обязанностей по отношению к обществу игосударству;
3.        Отсутствиеответственности, способной предостеречь правонарушителей от нарушения закона вчасти, касающейся прав и свобод;
4.        Нарушения законасо стороны органов государственной власти и должностных лиц, влекущих за собойповышение риска правонарушений со стороны граждан.
Если в целом проанализировать основные тенденции развитияКонституции и связанных с нею общественных отношений в части личных прав исвобод человека и гражданина, то можно выделить следующие направления, которыебудут являться путями решения указанных выше проблем:
1.        Пересмотрсуществовавшего в СССР подхода к понимаю
правового статусаличности, отказ от классового подхода и ущемления личности ради интересовгосударства;
2.        Повышение уровняправосознания отдельно взятого человека и
всего общества в целом.Невозможно построить правовое государство без четкого соблюдения законов ипренебрежительном отношении к ним со стороны граждан;
3.        Отказ отдекларирования конституционных принципов и
последовательный переходк претворению их на практике;
4.        Дополнениенормативно-правовых актов новыми нормами и
отраслями, которые смогутспособствовать наиболее полной реализации гражданами своих прав;
5.        Контроль иприменение ответственности за нарушение
конституционных норм,регулирующих личные права и свободы, ужесточение наказания за неисполнениеуказанных норм права.
         В одной работеневозможно отразить всё, что было пересмотрено в связи с проведением реформ90-ч годов. Соблюдение прав и свобод человека, их реализация, а значит ипостроение правового государства возможны лишь когда всё, что закреплено набумаге, будет реализовано на практике.
/>Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1.        КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993 г. // «Российская газета», N 237,25.12.1993.
2.        Федеральныйконституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 N 1-ФКЗ //«Собрание законодательства РФ», 04.02.2002, N 5, ст. 375
3.        Федеральныйконституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ //«Собрание законодательства РФ», 04.06.2001, N 23, ст. 2277
4.        ФЗ «О свободесовести и религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ // Собрание законодательстваРФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465
5.        Закон РФ «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 // «Российская газета», N152, 10.08.1993
6.        Закона РФ «Осредствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. //  «Российская газета», N32, 08.02.1992
Статьи журналов:
1.        Н.С.Волкова, «Общественная безопасность и законодательство о правах человека»,«Журнал российского права», 2005, N 2 с. 41
2.        М.С.Дунаева, «Проблемы защиты частной жизни граждан при осуществлении контроля изаписи переговоров».  «Адвокатская практика», 2003, N 3 с. 34
3.        Б.Н. Кадников «Квопросу о понятии частной жизни человека». Международное публичное и частноеправо», 2007 № 1 с. 47
4.        С.В.Пчелинцев «Проблемы реализаций положений Конституции РФ об особых правовыхрежимах в федеральном законодательстве», «Журнал российского права»,2003, N 11
Учебники и учебныепособия:
1.        АвакьянС.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву. М.: Юристъ, 2002 г. – 343 с.
2.        Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2006 г. – 784 с.
3.        Е.И. Козлова,О.Е. Кутафин. Конституционное право Российской Федерации: Учбеник. М.: Юристъ, 2002 г.  445 с.
4.        А.Н. Кокотов,М.И. Кукушкин. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2003, с. 134.
5.        СтрашунБ.А. Федеральное конституционное право России. М.: Норма, 1996. 388 с.
6.        Чиркин В.Е…Конституционное право России: учебник, 2-е издание, перераб. И доп. М.: Юристъ, 2003 г. с. 192.
7.        Основыгосударства и права. Уч. пособие под ред. О.Е. Кутафина. М.: 2001 г. с. 85-88.
8.        Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) — М.:Издательство БЕК, 2002 г. – с.37.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :