ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский государственный технический университет
Кафедра политологии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология и социология»
на тему: ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
Выполнил: студент группы ЭК-092(у)
Балабаева Татьяна Вячеславовна 1 курс
Проверил: доцент Обердяева И.А.
Воронеж 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
1.Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема
2 Функции семьи и роль женщины в современной семье
3 Домашний труд и его структура
4 Домашнее хозяйство и труд женщины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняется целый ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья – это малая социальная группа, которой свойственны такие характеристики, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей каждого человека.
Созданию семьи предшествует брак как парное отношение, основанное на взаимной привязанности, любви, заботе, интимных отношениях. Брак определяется биологическими (возраст, физическое состояние), нравственными (подготовка к браку), психологическими (интимные отношения) и экономическими (материальное положение, наличие жилья) факторами.
Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует отношения между мужчиной и женщиной.
Брак регулируется обычаями, традициями, религией, правовыми нормами. В его основе лежит забота, общение, совместное добывание средств для жизни, взаимная материальная и духовная поддержка, ведение хозяйства, организация досуга. Немалую долю из этого выполняет женщина, поэтому хочу поговорить о ее положении в семье.
1 Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема
Семья— это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.
Задачи семьи— воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения, формирование конкретных психологических отношений.
Положение семьи, уровень ее благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. За годы экономических преобразований состав малоимущего населения страны существенно изменился: значительно снизился удельный вес лиц старших возрастов и возросла доля экономически активного населения трудоспособного возраста, т.е. в категорию бедных все более и более попадают семьи с детьми.
В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая ее занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.
Социально-экономическая дифференциация общества приближается к черте, за которой может наступить резкая социальная поляризация населения, абсолютное обнищание значительной ее части.
В настоящее время каждого третьего, проживающего в России, можно назвать неимущим, т.е. его доходы— ниже прожиточного минимума. Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных, независимо от их возраста, уровня образования, семейного положения. Особенно велик он среди безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства, безработных одиноких родителей, многодетных родителей.
Не остается без внимания и проблема семьи в Российской Федерации, где в Конституции (п.1 ст.38) сказано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». А в п.2 четко определены роли родителей: «Забота о детях, их воспитании— равное право и обязанность родителей».
Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.
Вызывает озабоченность разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. Широко распространенные патриархатные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы.
Перед современной семьей стоит проблема нравственного воспитания, но, к сожалению, средства массовой информации не способствуют решению этой задачи, формированию чувства уважения. Угар секса оборачивается бездуховностью и опустошенностью. Российской ассоциацией «Планирование семьи» предлагается раннее половое воспитание, начиная с первоклашек. Однако известно, что «ранняя половая информированность уже через пять лет обучения технике безопасного секса дала в США рост ранних абортов на45%(причем нередко с потерей возможности когда-либо иметь детей)».
Для сохранения семьи и престижа в ней женщины ООН предлагают новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в статье5,четко определена сущность этой модели. Государства-участники принимают все соответствующие меры для: изменения социальной и культурной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.
Российская Федерация также взяла на себя реализацию Конвенции. Принят и опубликован ряд документов, касающихся женщин, семьи и детей.
Новая модель предполагает общее участие в формировании личности ребенка, ответственность за воспитание детей, одинаковые права и обязанности родителей, преобладание интересов детей в семье, изменение существующих традиций в отношении женщин.
2 Функции семьи и роль женщины в современной семье.
Под функцией в семье следует понимать внешнее проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определенные действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность ее деятельности.
Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья— это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции.
Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению в семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.
Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия.
Значительную часть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейших функций более подробно.
Репродуктивная функция— это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей.
Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры.
В основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция семьи осуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.
Воспитательная функция, чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Теперь, когда ликвидировано значительное количество детских учреждений вся тяжесть воспитания легла на родителей. Воспитание— это, прежде всего, адаптация ко всей совокупности общественных ценностей, формирование жизненных позиций.
Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей— залог воспитания, при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия. Воздействие осуществляется через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения.
Хозяйственно-бытовая функция— удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановление сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики и эстетики нашего общества.
Функция первичного социального контроля— моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.
Досуговая функция— ее главная цель— общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.
Досуг— это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в кружках, походах и др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту— чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.
Сексуальная функция— соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях.
С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкое распространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.
Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.
3 Домашний труд и его структура
Главная сфера деятельности женщин в семье— домашний труд. Домашнее хозяйство— составная часть быта, предоставляющего область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности. Эта жизнедеятельность обеспечивается определенными формами и способами потребления и обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления, а также конкретными формами социальных отношений. Основу быта и бытовых отношений составляют личное, семейное и общественное производство и потребление необходимых благ.
Домашнее хозяйство входит в сферу быта и составляет на современном этапе существования нашего общества его важную часть. Оно является сферой человеческой деятельности, в которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства и потребления. За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой, помещением, уход за детьми и др.
Домашний труд необходим для удовлетворения материально-бытовых нужд индивида, семьи, а подсобное хозяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной части семей рабочих и служащих. Домашний труд служит одной из важных сторон жизни человека и дополняет общественное производство предметов потребления и услуг, необходимых населению. В настоящее время вся тяжесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, в первую очередь, женщины, поскольку общественная сфера оказания услуг и производства материальных благ значительно сократилась. Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Кроме того, другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи.
Домашний труд, несмотря на его индивидуальную организацию, представляет общественно необходимый вид труда, поскольку обеспечивает жизнедеятельность человека или малой социальной группы. Будучи дополнением к общественному производству предметов потребления и услуг, он выполняет те функции, которые еще не в состоянии охватить общественная сфера обслуживания. Продукты, создаваемые этим трудом, не входят в экономический оборот, они присваиваются внутри семьи.
Другой стороной домашнего труда является его воспитательное значение. Поэтому, для оценки домашнего труда необходим социологический анализ его характера и содержания, соотношения непродуктивных и продуктивных, механических и творческих, функций, который позволит понять тенденцию его изменений в настоящее время.
Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» рекомендует формирование новой модели взаимоотношений в семье, особенно между родителями, возлагая на них равную ответственность за формирование подрастающего поколения, его воспитание, в том числе— и отношения к домашнему труду. Имеется в виду прежде всего взаимная помощь, поддержка, коллективная работа по дому, соблюдение принципа равенства и социальной справедливости. Иными словами, домашний труд должен быть рационально организован, и тогда у всех членов семьи будет свободное время для творческого развития личности.
4 Домашнее хозяйство и труд женщины
Обособленность домашнего хозяйства, как правило, формирует индивидуалистические стремления и способствует формированию эгоизма отдельных членов семьи, поскольку бытовые хлопоты в основном ложатся на плечи женщины.
Домашнее хозяйство объективно воспроизводит противоречия между общественно-производственной деятельностью женщины и ее хозяйственно-семейными обязанностями. Оно сохраняет неравенство женщины с мужчиной, и это неравенство остается до тех пор, пока женщины задавлены, как писал В.И.Ленин, «самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства».
Домашнее хозяйство не отличается своей эффективностью: она в7-8 раз ниже, чем в общественном производстве материальных благ и услуг. Затраты труда и времени на одни и те же операции в общественном производстве предметов потребления и в условиях домашнего хозяйства различны. Так, на приготовление пищи, стирку белья и др. в домашних условиях требуется в3-4 раза больше затрат труда и в4-5 раз времени, чем на предприятиях общественного бытового обслуживания. И все это лежит на плечах женщин, которые имеют фактически два рабочих дня. Один на производстве, другой— дома. Работа по дому проводится после или до очередного рабочего дня на производстве, поэтому производительность труда в домашнем хозяйстве у работающей женщины ниже, чем у неработающей.
В настоящее время домашние обязанности женщин усложнились. Современный уровень экономического благополучия, сокращение помощи государства в воспитании и материальной поддержке детей требует более внимательного отношения к ним со стороны родителей, активного вмешательства в их учебный процесс, оказания соответствующей помощи. Больше стало затрачиваться времени на организацию питания детей, уход за ними. Использование в домашних условиях техники вряд ли можно считать действенной мерой сокращения затрат труда. Все эти средства механизации, применяемые в домашнем хозяйстве, несомненно, еще крепче привязывают женщину к домашнему, довольно ограниченному, узкому миру. Она становится рабыней кухни, бытовой техники, за которой нужно ухаживать. Выход один— развитие общественной бытовой сферы, которая, как и все остальное, в настоящее время переживает кризис. Однако на перспективу следует иметь в виду, что на первом плане в семье должен быть принцип сочетания общественных и личных интересов и на этой основе решаться проблема сокращения затрат труда и времени женщин на удовлетворение бытовых потребностей. Думается, что экономическое преимущество общественного сервиса по сравнению с кустарным домашним хозяйством несомненно служит главным условием успешного решения внутрисемейных проблем. Но это преимущество должно преломляться через сознание людей, их психологию, моральные принципы, правовые нормы и др. Люди должны быть приучены пользоваться материальными и духовными благами, исходя из разумных потребностей, рационально организовывать свой быт, используя в семье принцип взаимопомощи. Но для этого нужен высокий уровень сознания и культуры.
Следует отметить, что домашнее хозяйство довольно часто организуется нерационально, и это сопровождается негативными последствиями для женщин: отсутствием условий и времени для повышения своей квалификации, культурного уровня, образования и т.д. Кроме того, многие женщины, получившие специальное образование и имеющие специальность, вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством, устраняясь от общественного производства, а часто и от активной общественной жизни. Следовательно, затраты государства на образование остаются не восполненными.
Нельзя отрицать и положительную сторону ведения домашнего хозяйства в семье: все это имеет определенную моральную ценность, но, как известно, женщины выполняют эту функцию без особого внутреннего призвания и желания и с большой охотой участвуют в производственной и общественной деятельности даже в том случае, когда материально обеспечены. Ограниченность мелкого домашнего хозяйства приводит не только к экономическим потерям, но и к отрицательным психологическим последствиям— излишней раздражительности, чрезмерной озабоченности бытовыми мелочами, ухудшению настроения, физической подавленности и др. Такое психологическое воздействие домашнего труда на женщину подчас определяет поведение человека и оказывает влияние на его отношение к другим людям, к действительности. Человек становится замкнутым, необщительным, ограничивает свой мир индивидуальными переживаниями, мало интересуется жизнедеятельностью коллектива, других людей.
Домашнее хозяйство в современных условиях будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта. Важным направлением его совершенствования является облегчение труда и сокращение затрат времени женщиной за счет создания внутрисемейной кооперации, основанной на подлинном равноправии при соответствующем распределении домашних обязанностей между всеми членами семьи, в том числе и детьми, которые должны выполнять посильную работу. Это способствовало бы смягчению возникающих внутрисемейных конфликтов и явилось бы тем шагом, который необходим для укрепления отношений. Внутрисемейная кооперация – это особая форма отношений, обеспечивающая такую организацию труда, при которой совместное участие членов семьи обязательно. Здесь все обязанности распределяются поровну и предполагают сознательный подход к разделению труда с учетом возраста, склонностей и необходимости взаимосвязи всех трудовых процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщин в малой социальной группе и создание условий для практического применения в жизни эгалитарной теории.
Государственная семейная политика должна быть адекватной к новым социально-экономическим и политическим реалиям российского общества, направлена на выполнение международных документов, в том числе и Конвенции ООН, посвященной женщинам. Должны быть долгосрочные перспективы на укрепление и развитие семьи, формирование равенства и уважения.
Соблюдение и расширение принципов семейной политики всеми институтами общества является залогом стабильности семьи. Повышение нравственного и воспитательного потенциала семьи зависит не только от активности женщины, но мужчины – отца детей. Необходим поиск оптимального решения данной проблемы. Только активное вмешательство общества, соответствующих организаций может обеспечить укрепление семьи и формирование новых семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
Зуйкова Е. М. Феминология / Е. М.Зуйкова, Р. И. Ерусланова –М.: «Маркетинг», 2001. – 289 с.
Шинелевой Л.Т. Феминология, семьеведение / Л.Т. Шинелевой. — Москва: «Союз» МГСУ, 1997. – 220 с.
Мещеркина, Е.Ю. Краткая энциклопедия для женщин / Е.Ю. Мещеркина, Л.Н. Рыбакова – М.: «Мысль», 1992 – 351 с..