Реферат по предмету "Социология"


Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы 2

--PAGE_BREAK--Наркомания имеет социальные причины и послед­ствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состо­янии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причиной соверше­ния преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от нар­котиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Путь молодых людей к наркомании начинается с без­надзорности со стороны семьи и общества, когда подро­сток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «трав­ку» следует, как правило, после психологической обра­ботки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физичес­кая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «лом­ка», т. е. организм уже требует новой порции отравы. Че­ловек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.
Токсикомания — заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов (боль­ные называют их «колесами»), кофеина, полученного из крепкого чая — «чифиря», вдыханием ароматических ве­ществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями суще­ствуют различия. Алкоголизм характеризуется патологичес­ким влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это не­умеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80—85% из них школь­ники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют системати­чески, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.
Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом. Однако результаты некоторых обсле­дований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих алкоголь, потенциаль­ные алкоголики.
Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю — через членов семьи. Они же по мнению некоторых исследователей, — основ­ные поставщики алкоголя для подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспри­нимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление. О том свидетельствуют сюжеты детсадовских после праздничных игр, имитирующих по­ведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий «правила» застолья, например, такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с дру­гом сведениями, какие алкогольные изделия подавались к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить са­могон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или чего-то другого им дали попробовать или выпить их родители.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особен­ности окружающей среды.
К факторам, способствующим алкоголизации, мож­но отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование пред­почтительного отношения к алкоголю как обязатель­ному элементу любого праздничного застолья начинает­ся с самого раннего возраста.
В процессе детских игр с «алкогольным содержани­ем» явственно проявляются аспекты оценки детьми роли и назначения алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, вызыва­ет интерес его опьяняющее действие. Ритуалы формиру­ют у ребенка отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее дей­ствие спиртного воспринимается как факт положи­тельный, дающий повод для необычных ощущений и форм поведения, непозволительных для трезвого чело­века. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес калкоголю. Так уже в первые годы жизни у ре­бенка закладывается модель будущего алкогольного по­ведения. Из этого следует, что развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спирт­ному и формирование «алкогольного мышления».
Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя пред­ставляется символом самостоятельности, мужества, сред­ством самоутверждения.
Привлекательность спиртного усугубляется для под­ростков популяризацией алкоголепития в кино и телеви­зионных передачах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, приме­ры пьющих кино- и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в са­мых популярных программах, идущих в Америке с 20 до 23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои при­кладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных[3].
Еще одна причина подросткового алкоголизма — при­мер сверстников. У детей и подростков из неблагополуч­ных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элемен­том общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пью­щие подростки имеют реальные возможности для само­утверждения, проникаются самоуважением, чего не в со­стоянии получить ни в семье, ни в школе.
В последние годы выявлена еще одна причина влече­ния подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. По­пытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязан­ностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответ­ственность, неподготовленность к жизни. Внешне это бла­гополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательс­кий» тип характера, аморфный, без яркой индивидуально­сти. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спир­тного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспе­ченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом кол­лективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в ко­тором им придется жить и работать.
Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для мо­лодежи алкоголь служит универсальным средством рас­крепощения и преодоления застенчивости, некоммуника­бельности, от которой страдают многие подростки.
Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две сто­роны: одна, внешняя, — приятная, другая — скрытая и нелицеприятная. Мифы о престижности занятия про­ституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Кра­сивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, салонами машин и подобными местами, кожно-венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «пси­хушками». Таков обычный финал.
Термин «проституция» происходит от латинского сло­ва — осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:
а)      род занятий — удовлетворение сексуальных потреб­ностей клиентов;
б)      характер занятий — систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чув­ственного влечения и направленный на удовлетво­рение половой страсти клиента в любой форме;
в)      мотив занятий — заранее согласованное вознаграж­дение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.
Помимо общих причин существования проституции, социально-экономических и морально-этических, мож­но выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Дру­гая причина кроется в среде, которая окружает прости­туток. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы, которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и под­чиняют их своему «уставу».
В чем заключается общественная опасность проститу­ции? Во-первых, проституция — это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении от общественно полезного труда. Проституция способствует распрост­ранению венерических заболеваний и СПИДа. Такие женщины не способны производить на свет здоровое по­томство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, эстетические идеалы. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которые спо­собствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответствен­ность за проституцию.
Уголовное преследование привело бы к судебным ошибкам, так как доказать состав преступления чаще всего невозможно. Однако в Уголовном кодексе РФ существует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество, содержание притонов и пр.). Сле­дует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228 УК РФ хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко.
Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сек­суальные потребности — первейшая потребность челове­ка. Речь поэтому идет не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могут стать повышение жизненного уровня населения, реализация про­граммы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за дея­тельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, кто пара­зитирует на проституции. Государство должно четко опре­делить свое отношение к организованной проституции.
Сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают возможностями активно воздействовать на предупреждение проституции. Организованная про­ституция между тем открыто развернула бизнес по «про­даже любви». Рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогно­зам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станет пробле­мой номер один. Вопрос, вводить ли уголовные санкции, или легализовать проституцию, остается открытым.
Суицидальное поведение. Суицид — это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суи­цидальное поведение — саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребле­ние наркотиков и упорное нежелание лечиться, управле­ние транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняет­ся отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин, есть и осо­бые. Среди молодежи более распространены следующие: потеря любимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоин­ства; крайнее переутомление; разрушение защитных меха­низмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и нар­комания; отождествление себя с известным человеком, со­вершившим самоубийство; состояние фрустрации или аф­фекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утра­чивает контроль над своим поведением.
Девиантное поведение на почве сексуальных заболева­ний. Современная сексопатология выделяет патологичес­кие и иные отклонения в сексуальном поведении лично­сти. Патологические девиации в форме всякого рода сек­суальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом со­циально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.
В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклоне­ния, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр. Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов обще­ства в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.
В юриспруденции различают правомерное и неправо­мерное поведение граждан. Неправомерные действия (пра­вонарушения) — это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия наруша­ют установленный в стране и обществе порядок[4].
Все правонарушения делятся на преступления и про­ступки.
Преступление — противоправное, виновное, наказуе­мое общественно опасное деяние, посягающее на охраня­емые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.
Проступок — тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.
Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернос­ловии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бро­дяжничестве.
Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет прису­ща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершают­ся из озорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами моло­дежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываются по­требностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой было пьян­ство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разбор­ки», которые сопровождаются нецензурной бранью, те­лесными повреждениями, насилием.
Подростки — одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступ­лений (в 1990 г. — 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных со­ставляет 12,3 % (в 1990 г. — 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько уве­личением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовер­шеннолетних в преступной деятельности позволяет группи­ровкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления — детоубийства, похищение детей с целью выкупа.
В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополуч­ных, асоциальных семей. Сейчас — из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие пре­ступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.
Одной из наиболее, значимых причин подобного явля­ется утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили предста­вители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.
Родителям все труднее приучать подрастающее поко­ление к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состо­янии приобщить детей к благородным занятиям.
Нарушения поведения детей и подростков и их соци­альная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и мо­рально-нравственных форм поведения детей и подрост­ков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.

Глава II. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
§ 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», положения об учреждениях профессионально-технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».
Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на Указе Президента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Указе от 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних. В письме Правительства РФ от 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негатив­ных форм девиантного поведения детей и подростков.
Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
Это одно из наиболее важных направлений в деле про­филактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные воз­можности семейной жизни и семейного воспитания. Ре­ализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Во-первых, требует решения проблема подготовки буду­щих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жиз­ни и воспитанию детей должна включать изучение следу­ющих разделов[5]:
*   основы взаимоотношения в семье;
*   внутрисемейные конфликты, причины их возник­новения, возможности предупреждения и пути пре­одоления;
*   основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
*   основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное на­правление решается чаще всего через школу либо цен­тры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспита­нию детей представляет достаточно емкую педагогичес­кую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методи­ке изучения ребенка на различных этапах его возрастно­го развития; пониманию влияния на ребенка окружаю­щей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастно­го развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомен­довались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитатель­ном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогул­ки и экскурсии и др.
Во-вторых, создание благоприятной нравственной об­становки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье — та среда, где прежде всего форми­руются основы мировоззрения растущего человека. С ран­него детства ребенок именно в семье, в обстановке, в ко­торой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (муж­чины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее со­циальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо от­рицательного примера может привести к серьезным пси­хическим травмам ребенка, преодолеть которые в последу­ющем исключительно трудно. Негативные проблемы се­мьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии расту­щего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспи­тании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей как при­мер для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, пе­дантизма, резонерства, подкупа; утрата связи между родителями и детьми. Сохра­нить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не все­гда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подро­стковом возрасте, когда оно наиболее важно.
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нрав­ственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, опреде­ляющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих дей­ствий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою по­зицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может приве­сти его под влияние другого, нередко социально — негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек впол­не может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития лично­стных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляю­щего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стиму­лирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:
— не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;
— воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;
  — не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей;
— не наказывать ребенка хладнокровно, безжалост­но, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подрост­ков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
Значительная часть проступков со стороны подрост­ков и юношества совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разруше­нию организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркома­на к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства по­степенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все же наиболее действенным средством выс­тупает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
Важнейшая задача воспитания — подготовить челове­ка к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом пла­не не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.       
Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школе работают специально подготовленные педа­гоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упу­щения в педагогической деятельности преподавателя до­рого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем — коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, как воспитатель образовательного учрежде­ния имеет возможность влиять на воспитанника не толь­ко непосредственно, но и опосредованно: через препода­ваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Путями усиления воспитательной роли образователь­ного учреждения выступают:
— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
-                     создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
-                     побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, росту своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
-                     создание при образовательных учреждениях соци­альной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведе­ния, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
-                     развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образова­тельного учреждения.
Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по ме­сту жительства в предупреждении и преодолении девиант­ного поведения детей и подростков
Единство семьи и школы объединяет и усиливает вос­питательное влияние на детей и подростков. С этой це­лью практикуется:
*   организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительс­кий семинар);
*   повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
* создание попечительских родительских организа­ций при образовательном учреждении; приобщение родителей к активному участию в ме­роприятиях класса, школы;
* посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут уче­ники);
* помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социальногопедагога школы.
Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его раз­вития, воспитания
Значительное влияние на развитие, воспитание ребен­ка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.
Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из ко­торых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные воз­можности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный харак­тер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспи­тателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллек­тивы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окруже­нии от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечи­вать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.
Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросыдезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.
При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самыемалообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опытработы с родителями и детьми.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.