Национальная Металлургическая Академия Украины
______________________________________________
Кафедра
Экономикапредприятия РЕФЕРАТ
Тема:Демографическая ситуация и социальная политика
Украины
Выполнил: Дубина Егор
Группа: УА-99
г.Днепропетровск 2001
Содержание:
TOCo «1-3» Введение… GOTOBUTTON_Toc449978588 PAGEREF_Toc449978588 3
1. Данные очисленности населения… GOTOBUTTON_Toc449978589 PAGEREF_Toc449978589 4
1.1 Перепись населения как инструмент оценкидемографической ситуации… GOTOBUTTON_Toc449978590 PAGEREF_Toc449978590 4
1.2 Демографическая политика… GOTOBUTTON_Toc449978591 PAGEREF_Toc449978591 6
2. Демографическая ситуация в украине… GOTOBUTTON_Toc449978592 PAGEREF_Toc449978592 7
2.1 Демографическая политика в Украины: успехи ипораженияGOTOBUTTON_Toc449978593 PAGEREF_Toc449978593 8
3. Социальная политика украины… GOTOBUTTON_Toc449978594 PAGEREF_Toc449978594 11
3.1 Специфика современного украинского государства какосновного социального института общества… GOTOBUTTON_Toc449978595 PAGEREF_Toc449978595 11
3.2 Социальная политика государства… GOTOBUTTON_Toc449978596 PAGEREF_Toc449978596 12
Заключение… GOTOBUTTON_Toc449978597 PAGEREF_Toc449978597 21
Список литературы… GOTOBUTTON_Toc449978598 PAGEREF_Toc449978598 22Введение
Для своей работы я выбрал тему «Демографическая ситуацияи социальная политика в Украине». Эта тема интересна мне по несколькимпричинам: во-первых, сложность демографической ситуации в Украине очевидна длябольшинства населения Украины. Средства массовой информации, периодическиподнимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифры статистики. Мыявляемся наблюдателями «старения нации». Поэтому в своей работе япостарался раскрыть само понятие «демография», показать в числахстатистических исследований тенденции демографических процессов в Украине,проанализировать ситуацию.
Во-вторых, демографическая ситуация через демографическую политикутесно связана с социальной политикой государства. В главе, посвященнойсоциальной политике, я постарался раскрыть основные принципы, аспекты иособенности социальной политики в Украине, тем более, что эта тема затрагиваетинтересы всех проживающих на территории Украины.1. Данные о численностинаселения
Я считаю, что данная тема не будет раскрыта полностью безуточнения самого понятия «демография». «Демография- этонаука о законах воспроизводства населения в их общественно-историческойобусловленности. Демография изучает закономерности явлений ипроцессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводстванаселения (рождаемость, смертность, брачность), половозрастную ибрачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностейкультуры, факторов природной среды и др. На этой основе демография познаетзаконы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатываетпрогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлениюдемографическими процессами. На сегодняшний момент в демографии все шире и чащеиспользуются методы социологии и социальной психологии»[1].
1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации
Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682г. родоначальником классической политической экономии англичанином сэромУильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих на Землелюдей составила 320 млн. человек (по современным демографическим оценкам,численность была в то время почти в 2 раза больше).
Точные данные о численности населения страны дают переписи — одновременный сбор статистическойинформации обо всех жителях.Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить счетчиков,которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны синформацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании,национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственнойсоциально-экономической политики, планирования экономического роста, доходных ирасходных статей бюджета.
Переписи населения — чрезвычайно дорогостоящее мероприятие,и поэтому проводить их регулярно — раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могуттолько государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы.
Побудительным мотивом проведения первых переписей населениябыло упорядочение налогообложения. К середине 17 в. состоялись переписи вСкандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. — в США.
В течение 19 в. в большинстве европейских (в 1801 г. вБритании, в 1897 г. в Российской империи) и в некоторых латиноамериканских странах впервые были получены официальные данные очисленности населения.
В странах Азии впервые переписи были проведены только послевторой мировой войны, за исключением Индии(1867-1872гг.) и Японии (1920г.).
Особенно остро стоит проблема учета населения вразвивающихся странах, где нехватка финансовых ресурсов, плохая доступностьвнутренних районов и неграмотность населения не позволяют получить качественныхрезультатов. Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются двепротивоположные тенденции: завышения численности населения, из-за соображенийпрестижа и занижения численности населения — в основном для снижения суммыподушевых налогов, приходящихся на одну семью. 1.2 Демографическая политика
Необходимость проведения демографическойполитики, т. е. воздействия государства на процессы рождаемости, признанапрактически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации итемпов роста населения. Целью демографической политики является изменение илиподдержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существуют дваосновных типа политики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична дляэкономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости(необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществлениедемографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана,так и с нехваткой финансовых средств.2. Демографическая ситуация в Украине
Вся территория Украины, за исключением некоторых районов,практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотностьнаселения — 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по европейскойчасти Украины составляет 27 человек на кв. км. Наибольшая плотность населениянаблюдается в Центральной Украине, которая уменьшается постепенно к северу, югуи западу.
Демографические показатели — наиболее верные (с точки зренияобъективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболееглубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни общества.Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальнойструктуры общества и демографической ситуации.
Численность населения Украины (по данным Госкомстата Украины[2])на конец 1997 года составила 50,4 млн. человек, в том числе 37,7 млн. горожан(73,2%) и 13,7 млн. жителей села(26,8%). В 1997 году статус официально зарегистрированных безработных имели1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки.Сокращение общего числа украинцев за 1997 год превысило 120 тыс. человек (т.е.уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. на 344 человек населения приходилось:родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается во всехрегионах страны (из 89 субъектов Украины), где проживает 61% всего населениястраны.
Естественный прирост населения сохраняется только внекоторых областях. Общий коэффициент естественного прироста по Украине всреднем равен -0,3.
Для современного этапа демографического развития Украины характерно повсеместное сокращениерождаемости, особенно интенсивное в больших городах. Общий коэффициентрождаемости (число родившихся на 1000 населения) — 13. Столица-Киев не являетсяисключением. Уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей).Такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Приэтом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); втом числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровнясоциально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровнямедицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на1000 родившихся, — 24,4. Общие коэффициенты брачности — 7,9, разводимости — 3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин — 57,7, дляженщин — 71,3 года.
По приведенным цифрамвидно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы,способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности половоговоспитания и оказывать помощь молодым семьям.2.1 Демографическая политика в Украине: успехи и поражения
В 1995 году началась работа над глобальным проектом«Половое воспитание украинских школьников», который финансировал фондООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказомМинистерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование;из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части...
Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН[3]):в 1997 году почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемостьсифилисом выросла среди подростков 15-17 лет — в 70 раз, до 14 лет — в 89 раз,от 18 до 19 лет — в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть непозаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник планированиясемьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал специальное письмо овреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году меньше 19% женщинпользовались гормональными контрацептивами и внутриматочными спиралями, а посегодняшнюю пору из 12 миллионов украинок фертильного возраста 2 миллионовбесплодны — в основном из-за последствий абортов.
Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в Украине, в 1991году возникла Украинская ассоциация планирования семьи. Начала УАПС с обученияврачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х УАПС принялаучастие в разработке проекта закона «О репродуктивных правах граждан»и в реализации федеральной программы «Планирование семьи».
Первый фактически должен был стать конституцией в области репродуктивногоздоровья: в нем впервые в истории Украины законодательно закреплялись права надеторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обовсех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервыепрозвучало понятие «репродуктивные права», которое ныне применяетсяво всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, ишансов на принятие у него никаких.
Федеральной программе «Планирование семьи» повезлобольше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствиис названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где ивзрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить спсихологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное — самиконтрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатнообеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, толькопо желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за4 года действия программы количество абортов в Украины снизилось почти на 30% — как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты- медики признали«Планирование семьи» одной из самых эффективных программ в областиздравоохранения за все десятилетие.
А 2 февраля 1998 года в Госдуме «Планирование семьи» была исключенаиз бюджета абсолютным большинством голосов.
Некоторое время центры планирования семьи работали на старыхзапасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу наследующий год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.
Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация вУкраине крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики,безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод опродолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.
3. Социальная политика Украины3.1 Специфика современного украинского государства как основногосоциального института общества
Содержание социальной политики заключается в деятельности государства идругих политических институтов по управлению развитием социальной сферыобщества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразнойконцентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфическийобъект — социальные отношения.
Ясно, что социальная политика в современном миреосуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политическихсоциальных институтов как исторически сложившихся форм организации совместнойжизнедеятельности людей.
Характеризуя социальную политику современного украинского государства,надо иметь в виду и такой факт, как распад единого союзного государства и сокращениетерритории украинского государства, на которую распространяется его юрисдикция.
Ситуация состоит в том, что на территориях ныне суверенныхгосударств, образованных на пространствах разрушенного СССР, осталисьзначительные по численности родственные украинцам группы (в том числе более 9миллионов украинцев), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкойукраинских властей. Их социальное положение усугубляется националистическойполитикой правящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служитьне только положение украинских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого — принятый парламентом Крыма закон о земле, которая отныне является национальнымдостоянием крымского населения. В других странах принят Закон о языке,ущемляющий права украиноязычного населения и т.д.
Отсюда следует вывод, что социальная политика украинскогогосударства должна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне.Украинское государство должно приложить максимум усилий для социальной защитыне только своих граждан (имеющих Украинские паспорта) но и всех украиноязычных,проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствамисоблюдения прав человека в этих государствах.
Теперь коротко об основных направлениях социальной политикигосударства.3.2 Социальная политика государства
Если верно утверждение, что политика выступает концентрированнымвыражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может бытьтолкование социальной политики как специфической концентрации всех видовполитики, направленной на управление существованием, функционированием иразвитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейшихсоставляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциациялюдей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых,это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающихчеловека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих,это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа кценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека,быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места жительства,участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.
Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основойсоциальной политики государства.
Ориентацию социальной политики государства можно конкретизироватьпо двум линиям:
1. Учети эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальнойзашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальнаяпомощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.
2. Направленностина основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры,дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.
Учитывая структурныеэлементы социальной сферы необходимо особое внимание обратить на такие аспектысоциальной политики государства, которые связаны с функционированием социальнойструктуры общества. Реально существующая ныне в Украине социальная дифференциациядалеко не соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян,интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением нормальногофункционирования экономических отношений, реализацией закона разделения труда сучетом его качества и количества, квалификацией и профессиональной подготовкиработников. Это возможно в кризисных условиях, на переходных этапах, чтоособенно характерно в переходные периоды жизни общества, коренных изменений существующихобщественно-политических и социально-экономических отношений или их замены напротивоположные по своему характеру и содержанию. Именно такой периодпереживает ныне наша страна.
Нынешняя социальная структура Украины несовершенна, в определенномсмысле «бесструктурна», противоречива. Для нее характерно преобладаниезначительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанныхсобственно с производством. Преобладают крайние группы в материальномотношении: свехбогатые и сверхбедные,причем в соотношении по уровню доходов примерно 1:20-50 и более по даннымразных источников. Сверхбедные включают в себя представителей классическихобщественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людейумственного (особенно) и физического труда, значительные массысоциально-этнических групп, включая украиноязычное население в бывших союзныхреспубликах, где формально боевых действий и не наблюдается.
«В свое времяанглийский социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложил новую классификациюнаселения Лондона, разделив его на три класса — »низший",«средний» и «высший», рассматривая в качестве критерияколичество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Еслипредложенные критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения натри класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, еслииметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных темили иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификация широкоиспользуется социологами Запада."[4]
Следует отметить, чтосоотношение трех названных классов у нас и на Западе является совершеннонеизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, в высокоразвитых странах) самыммногочисленным является средний класс, который постепенно поглощает крайниеклассы, то у нас в Украине самым многочисленным является низший класс. Чтокасается среднего класса, то его удельный вес может повышаться при условиинормализации экономических и политических процессов, повышения производительноститруда, стабилизации общества в целом.
Представляется, что всовременных условиях Украины социальная политика как раз и должна бытьнаправлена на создание «среднего класса», в том числе с цель созданиясоциальной базы управленческих государственных структур, как факторстабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и значительныеслои населения. Чем мощнее «средний класс», тем меньше маргинальныхслоев. Этот фактор также в значительной мере способствует решению проблемысоциальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной стабильности вобществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы социальногообеспечения, социальной защиты людей.
Социальная политикагосударства может иметь различные измерения: экономическое, организационное,правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное.Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимойгосударством социальной политики. Среди этих характеристик объективныхкритериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальнойсправедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоевнаселения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональныхпотребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалосьмалоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, тяжело больных и т.д.
Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики- социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическимпонятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а сдругой — сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованномобществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины»,необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода,дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболееважных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализацииможет приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышениисмертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результатне только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящихкругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственномународу.
Крайняя степеньнеравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам,разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществахполитические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства,созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовныхпотребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением иуглублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.
В условиях кризисного состояния украинского общества нитеоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства.Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальнойполяризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социальноговзрыва и обеспечить стабильность в обществе.
Политики понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаютсяопределенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, апринимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальнойполитики разных государств позволяет значительно обогатить теорию и практикуэтой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфересоциальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать историческиеусловия и национальные особенности Украины. Надо иметь в виду уже сложившуюся внашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечениянаселения, а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образажизни украинского общества, разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новойобщественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый периодцелесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сферездравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неиму4щих иобеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах, сложилась разная системаоказания социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру,в США делается акцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность,то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решаетгосударство.
Что касается Украины, то здесь следует отдавать предпочтениегосударству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственныеструктуры до последнего времени были слабы и не развиты (сейчас о них этого нескажешь), но и потому, что они в значительной своей части недостаточноцивилизованны, криминальны.
Ныне в Украине в период кризиса экономики, нехватки средствочень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения(престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этимнеобходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня этапроблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех илииных групп разработчиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствиямассовой безработицы, чреватые социальным взрывом, особенно опасным в Украинесегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенахгосударственных структур наиболее дальновидные специалисты.
Как показывает зарубежный, а теперь и отечественный опыт,одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защитыв нынешних условиях Украины — сбалансированное сочетание денежных и не денежныхвидов помощи. Это предопределяется в том числе сегодняшним состояниемфинансовой системы страны как следствие всеобщего, системного кризиса.
Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленнуюна оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения.Однако социальную работу можно и нужно рассматривать и как деятельность попредупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельныхличностей, групп, слоев, т.е.профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительнобольшее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацеленасоциальная политика. Надо не только лечить социальные болезни, но и предотвращатьих. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру,безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучениялюдей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилированиятех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видетьсущность социальной политики как концентрированного выражения всех видовполитики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, обудовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальнаяработа должна носить опережающий, упреждающий характер.
Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязанымежду собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами:научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа — этосвоеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальнаяполитика — стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство иразличие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика — более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальнаяполитика — ориентир не только для социальной работы, но и для развитиясоциальной сферы в целом. Социальная же работа более динамична, подвижна,богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем ихединство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа.Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностьюопределяется социальной политикой. В то же время социальная работа — деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоеви групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться, в конечномсчете, на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях изадачах. Заключение
Итак, в работе мною были показаны и раскрыты демографическиепроцессы, протекающие на территории Украины. По приведенным официальным цифрамможно сделать вывод о крайне неблагоприятной сложившейся ситуации и подтвердитьпрогноз о «старении нации». Также, по приведенным документам истатистике, мною был сделан вывод о крайне неэффективной демографическойполитике.
Эффективность социальной политики крайне ослабленавследствие экономического августовского кризиса прошлого года и нестабильностьюэкономической сферы, хотя существуют и некоторые положительные моменты. Вчастности, попытка государства оказать помощь широким слоям населения, я отношуименно к таким моментам.
Список литературы
Мир в цифрах. СНГ Стат. — М., 1997.
Основы социальной работы: Учебник /Отв.ред. Павленок П.Д. -М.: ИНФРА-М, 1998.
Родионова И.А. Украина.Экономико-географическая характеристика. Учеб. пособие. — М.: Изд-во РУДН,1997.
Украина и страны мира. — М.: ВЦГоскомстата России, 1997.
Страны мира. Краткийполитико-экономический справочник. — М.: Интеркнига, 1996.
Теория и методика социальной работы.Вып.2. /Отв. ред. Павленок П.Д. — М., 1995.