Реферат по предмету "Социология"


социология и природопользование

Введение «Кончилось детство человечества, когда мать-природа ходила и убирала за нами. Наступил период зрелости. Теперь надо убирать самим, а вернее — научиться жить так, чтобы не сорить. Отныне эся полнота ответст-зенности за сохранение жизни иа Земле ложится на нас» {П. Г. Олдак. Современное производство и окружа¬ющая среда.) В настоящее время человечество переживает едва ли не самый критический момент за всю историю своего

существования. В своем развитии оно достигло того наиболее опасного уровня, когда уже овла¬дело огромным научно-техническим потенциалом, но еще не научилось достаточно осторожно и рационально его использовать Быстрая индустриализация и урбанизация, резкое увеличение численности наро¬донаселения планеты, интенсивная химизация сельского хозяйства, другие виды антропогенного давления на природу существенно на¬рушили круговорот веществ и естественные энергетические процессы, а биосфере, повредили ее регенерационные

механизмы. Это поставило под угрозу здоровье и жизнь современного и будущих поколений лю¬дей, дальнейшее существование цивилизации. Человечеству угрожают две смертельные опасности — сравнитель¬но быстрая гибель в огне глобальной ракетно-ядерной войны и медлен¬ное вымирание вследствие ухудшения качества жизненной среды, вызванного разрушением биосферы планеты из-за нерациональной хозяй¬ственной деятельности. Вторая опасность, по-видимому, более грозна.так как для ее предотвращения недостаточно одних лишь дипло¬матических

усилий, а необходим пересмотр традиционных принципов природопользования, коренная перестройка всего хозяйственного ме¬ханизма в большинстве стран мира. В условиях прогрессирующего разрушения биосферы Земли для разрешения противоречия между обществом и природой необходимо преобразование хозяйственной деятельности на новых принципах, пре¬дусматривающих достижение разумного компромисса между социаль¬ными и экономическими потребностями общества и возможностями

биосферы удовлетворять их без угрозы для своего нормального функционирования. Это требует качественно нового системного подхо¬да к данной проблеме, изучения глобальной системы «общество — природа» и се территориальных составляющих как целостных объек¬тов — социоэкосистем. Такой подход может обеспечить новая комплексная наука, обобщающая географические, биологические, гео¬логические, медицинские, экономические, правовые, философские и другие аспекты взаимодействия общества и природы

с целью мо¬делирования социоэкосистем и управления их гармоническим развитием. Это дало импульс развитию новой интегральной междисциплина¬рной науки о гармонизации взаимоотношений между обществом и природой — социоэкологии ( social or human ecology), которая в пос¬ледние десятилетия интенсивно формируется во многих развитых стра¬нах мира и совсем недавно получила официальное признание в нашей стране. Демократизация общества пробудила гражданскую активность широких масс в различных сферах

общественной жизни, в том числе и в области защиты природы от нерационального хозяйствования. Это пронзилось э создании таких неформальных природозащитных организации, как ассоциация «Зеленим світ», «Социально-эко¬логический союз» и др которые оказывают существенное влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Это несомненно положительным процесс, однако важно, чтобы он не ограничился толь¬ко митингованием я выдвижением требований одних лишь запретитель¬ных мер, которые не могут решить проблему в целом.

Недостаточно квалифицированный анализ ситуации, ошибочная интерпретация фак¬тов, использование непроверенных сведений и отсутствие альтер¬нативных всесторонне Обоснованных конструктивных предложений мо¬гут скомпрометировать общественное природозащитное движение, обе¬зоружить его в борьбе с ведомственным эгоизмом. Поэтому такое движение должно опереться на специализирован¬ную науку, полностью посвященную изучению вопросов взаимо¬действия общества и природы. Причем она должна не только обосновы¬вать необходимость

принятия тех или иных природоохранительных мер, но и разрабатывать научные основы рационального природополь¬зования, позволяющего сочетать социальные, экономические и эко¬логические интересы. Становлению науки о гармонизации взаимоотношений между обще¬ством и природой (под какими бы названиями она первоначально ни выступала) способствовали работы многих ученых. Однако еще до сих пор некоторые авторы продолжают трактовать социоэкологию как не¬что расплывчатое

и неопределенное: «научный подход», «область знания», «научное направление», <*комплекс наук» и т. п. До послед¬него времени не были четко определены ее предмет, объект, структура, задачи, цели, методы, взаимоотношение с другими дисциплинами, терминологический аппарат, без чего научное направление не может считаться самостоятельной наукой. В то ясе время отсутствие официального статуса социоэкологии как науки препятствует ее даль¬нейшему развитию, организации преподавания в вузах, созданию специализированных

социоэкологических научных и производственных подразделений, проведению широкомасштабных прикладных социоэко¬логических исследований и, а конечном счете, реализации ее огромного научного потенциала в практическом решении проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Такое положение определило содержание и структуру настоящей работы, являющейся результатом многолетних прикладных и теоретических исследований автора в области охраны окружающей сре¬ды и рациональною использования

природных ресурсов. В ней предпринята попытка обосновать статус социоэкологии как самостоя¬тельной синтетической науки, показать двуединость ее теоретического и прикладного направлений, разработать методологические принципы и методический инструментарий прикладной социоэкологии, опре¬делить роль в ее формировании и развитии ряда традиционных наук. (1) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ Социальная экология является сравнительно молодой научной дисциплиной.

Ее возникновение следует рассматривать в контексте развития биологии, которая постепенно поднималась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества. Таким образом, возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, со¬гласно которому природный и социальный мир нельзя рас¬сматривать изолированно друг от друга.

Термин "социальная экология" впервые использовали американские ученые Р. Парк и Э. Берджесс в 1921 г. для определения внутреннего механизма развития "капитали¬стического города". Под термином "социальная экология" они понимали прежде всего процесс планирования и раз¬вития урбанизации больших городов как эпицентра взаи¬модействия общества и природы. Большинство же исследователей склонно к тому, что развитие социальной экологии начинается после первой

мировой войны, тогда же появляются попытки определе¬ния и ее предмета. Какие же факторы оказали влияние на возникновение и развитие социальной экологии? Назовем некоторые из них. Во-первых, появились новые понятия в изучении че¬ловека как общественного существа. Во-вторых, с введением новых понятий в экологии (био¬ценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходи¬мость исследования закономерностей в природе с учетом данных не только естественных, но и общественных

наук. В-третьих, исследования ученых привели к выводу о возможности существования человека в условиях ухудша¬ющегося состояния окружающей среды, вызванного нару¬шением экологического равновесия. В-четвертых, на возникновение и формирование соци¬альной экологии оказало влияние также и то, что угроза экологическому равновесию и его нарушения возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной,

технической и социаль¬ной. Стремление ученых познать эти системы привело к возникновению и развитию социальной экологии, с целью их координации во имя защиты и охраны окружающей среды человека (как природного и общественного существа). Таким образом, соотношения трех систем — природ¬ной, технической и общественной — изменчивы, они зави¬сят от многих факторов, а это так или иначе отражается на сохранении или нарушении экологического равновесия. Возникновение социальной экологии следует рассмат¬ривать в контексте ее развития

и превращения экологии в общественную науку, стремящуюся охватить широкий круг проблем в сфере управления окружающей средой. В результате "экология" стала и общественной наукой, продолжая оставаться естественной наукой. Но тем самым была создана существенная предпосылка для возникновения и конструирования социальной экологии как науки, которая, опираясь на свои исследования и тео¬ретический анализ, должна показать, как должны изменять¬ся социальные показатели, чтобы меньше эксплуатировать природу, т. е.

сохранять в ней экологическое равновесие. Следовательно, для сохранения экологического равно¬весия требуется создание социально-экономических меха¬низмов, защищающих это равновесие. Поэтому в этой об¬ласти должны работать не только биологи, химики, мате¬матики, но и ученые, занимающиеся общественными на¬уками. Защита природы должна быть связана с защитой соци¬альной среды. Социальная экология должна исследовать ин¬дустриальную систему, "ее связующую роль между чело¬веком

и природой, учитывая при этом тенденции в совре¬менном разделении труда". Известный представитель классической экологии Мак Кензи (1925) определил экологию человека как науку о про¬странственных и временных отношениях людей, на кото¬рые действуют селективные (избирательные), дистрибутив¬ные (окружающие факторы) и аккомодационные (адапта¬ционные факторы) силы среды. Однако это привело к уп¬рощенному пониманию взаимозависимости между

населе¬нием и другими пространственными явлениями, что обус¬ловило кризис классической экологии человека. После вто¬рой мировой войны, в 50-е годы, наблюдается бурный эко¬номический рост в индустриально развитых странах ФРГ, Австрии, Италии, который потребовал вырубки лесов, до¬бычи и разработки огромного количества земельных ресур¬сов (руд, угля, нефти ), строительство новых дорог, по¬селков, городов. Это, в свою очередь, повлияло на возник¬новение экологических проблем.

Нефтеперегонные и хими¬ческие комбинаты, металлургические, цементные заводы нарушают охрану окружающей среды, выбрасывают в ат¬мосферу огромное количество дыма, копоти и пылевидных отходов. Не считаться с этими факторами было нельзя, так как могла возникнуть кризисная ситуация. Ученые начинают искать пути выхода из создавшегося положения. В результате они приходят к выводу о связи экологических проблем с общественными отношениями, о связи

экологического и социального. То есть все экологи¬ческие нарушения должны быть проанализированы с точки зрения ревизии социальных проблем в промышленно раз¬витых странах. В развивающихся странах наблюдается демографичес¬кий бум (Индия, Индонезия и др.). В 1946—1950 гг. начина¬ется их выход из колонии. При этом народами этих стран использовались как политические требования, так и была выработана экологическая

программа с социальными послед¬ствиями. Освободившиеся от колониального ига страны выд¬вигали к колонизаторам претензии по уничтожению лесов, природных ресурсов, т. е. нарушению экологического рав¬новесия (Индия, Китай, Индонезия и др. страны). Такой подход к экологическим проблемам был уже ак¬центирован от биологической и естественной проблематики к социальной, т. е. было обращено главное внимание на связи "между экологической и социальной проблематикой". Это также сыграло роль в становлении социальной эколо¬гии.

В связи с тем, что социальная экология — сравнитель¬но молодая наука и она тесно связана с общей экологией, то, естественно, многие ученые при определении предмета социальной экологии склонялись к тем или иным наукам. Так, в первых трактовках предмета социальной эколо¬гии, которые сделал Мак Кензи (1925), легко были замет¬ны следы экологии животных и экологии растений, т. е. пред¬мет социальной экологии рассматривался в контексте раз¬вития биологии.

48 В русской философии и социологической литературе предметом социальной экологии выступает ноосфера, т. е. система социоприродных отношений, где главное внима¬ние уделяется процессам воздействия человека на природу и воздействия на их отношения. Социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные про¬цессы (и отношения), учитывая при этом особенности чело¬века как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его

отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной эколо¬гии. Другими словами, социальная экология начинает зани¬маться познанием основных закономерностей взаимодействия в системе "общество—природа—человек" и определяет воз¬можности создания модели оптимального взаимодействия элементов в ней. Она стремится внести свой вклад в науч¬ное прогнозирование в этой области. Социальная экология, исследуя влияние человека че¬рез его трудовую деятельность на природную среду,

ис¬следует также влияние промышленной системы не только на сложную систему отношений, в которых живет человек, но и на природные условия, необходимые для развития промышленной системы. Социальная экология также анализирует современные урбанизированные общества, отношения людей в таком об¬ществе, влияние урбанизированной среды и среды, созда¬ваемой промышленностью, различные ограничения, накла¬дываемые ею на семейные и локальные отношения, раз¬личные типы социальных связей, обусловленных

промыш¬ленными технологиями, и т. д. Следовательно, на создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего: &#9830; сложные отношения человека с окружающей средой; &#9830; обострение экологического кризиса; &#9830; нормы необходимого богатства и организации жиз¬ни, которые следует учитывать при планировании спосо¬бов эксплуатации природы; &#9830; познание возможностей (изучение механизмов) со¬циального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения

природной среды; &#9830; выявление и анализ общественных целей, включаю¬щих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды; &#9830; влияние плотности населения на поведение людей и др. Таким образом, социальная экология изучает не толь¬ко прямое и непосредственное влияние окружения (где технология не развита) на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные ресурсы, влияние человека на биосферу, а последняя переходит в новое эволюционное состояние — ноосферу,

представляющую собой единство, взаимовлияние природы и общества, в основе которого на¬ходится общество. Рассмотрим дефиниции предмета социальной экологии. Изучая исторический процесс становления социальной эко¬логии, следует учесть и различные смысловые окраски (де¬финиции) термина "социальная экология", появившиеся в разные периоды ее развития, что дает возможность соста¬вить правильное объективное представление о науке.

Так, Э. В. Гирусов (1981) считает, что законы, состав¬ляющие предмет изучения социальной экологии, нельзя определить только как природные или общественные, по¬скольку это законы взаимодействия общества и природы, что и позволяет применить к ним новое понятие "социаль¬но-экологические законы". Основой социально-экологичес¬кого закона, по мнению Э. В. Гирусова, является оптималь¬ное соответствие характера общественного развития и со¬стояние природной

среды. С. Н. Соломина (1982) указывает на то, что предметом социальной экологии является изучение глобальных проблем общего развития человечества, как то: проблемы энер¬гетических ресурсов, защита окружающей среды, пробле¬мы ликвидации массового голода и опасных болезней, осво¬ение богатства океана. Н. М. Мамедов (1983) отмечает, что социальная эколо¬гия изучает взаимодействие общества и природной среды. Ю. Ф. Марков (1987), прослеживая связь социальной экологии с учением о ноосфере

В. И. Вернадского, дает сле¬дующее определение социальной экологии: объектом соци¬альной экологии выступает система социоприродных отно¬шений, формирующаяся и функционирующая в результа¬те сознательной, целенаправленной деятельности людей. А. С. Мамзин и В. В. Смирнов (1988) отмечают, что "предметом социальной экологии является не природа и не общество сами по себе, а система "общество—природа— человек" как единое развивающееся целое". Н. У. Тихонович (1990) выделяет глобальную экологию, социальную экологию

и экологию человека. "Глобальная эко¬логия", по его мнению, "включает в область своих иссле¬дований биосферу в целом антропогенные изменения и ее эволюцию". Возникновению социальной экологии предшествовало появление экологии человека, а поэтому часто термины "со¬циальная экология" и "экология человека" употребляются в одном и том же значении, т. е. ими обозначают одну и ту же дисциплину. Человеческая среда (окружение) в социальной эколо¬гии

понимается как совокупность природных и социально-экологических условий, в которых живут люди и в кото¬рых они могут самореализовываться, т. е. совокупность вне¬шних факторов, обусловливающих или влияющих на жизнь человека. Реально человеческая среда (окружение) состоит из заранее предопределенных природных условий и обстоя¬тельств, которые возникли независимо от труда человека, а также условий и обстоятельств, которые являются ре¬зультатом деятельности человека.

Отношение человека к природе на самом деле, особен¬но в наше время, основано политической системой и по¬этому "общественное и политическое пространство", и в первую очередь производственные отношения, существен¬но влияют на поведение социальной общности по отноше¬нию к имеющимся природным ресурсам. На основании анализа вышеназванных формулировок Данило Ж. Маркович (1996) отмечает, что "социальную эко¬логию можно определить как отраслевую социологию,

пред¬метом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние пос¬ледней как совокупности природных и общественных фак¬торов па человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни, как есте¬ственно-общественного существа"1. Таким образом, социальная экология должна занимать¬ся познанием основных закономерностей взаимодействия в системе "общество—природа—человек" и определить воз¬можности создания оптимального взаимодействия

элемен¬тов в ней. Социальная экология должна внести элементы прогно¬зирования в этой области. Социальная экология изучает процесс отношений между промышленной и природной системами. Предметом исследований социальной экологии являет¬ся установление влияния окружающей среды на человека в обществах с неразвитой технологией, а также в индустри¬ально развитых и урбанизированных обществах. Кроме того, учеными предложено, чтобы в рамках социальной экологии был выделен относительно самостоятельный

(территори¬альный) уровень исследования: населения урбанизирован¬ных зон, отдельных регионов, областей, исследован обще¬планетарный уровень планеты Земля. Итак, социальная экология — это научная дисципли¬на, эмпирически исследующая и теоретически обобщаю¬щая специфические связи между обществом, природой, че¬ловеком и его жизненной средой (окружением) в контек¬сте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания

че¬ловека как природного и общественного существа. Следовательно, можно сделать вывод, что социальная экология возникает тогда, когда экологические проблемы начинают изучаться с социальной точки зрения и когда ста¬новится очевидно, что они являются результатом рассог¬ласования человеческой, природной и промышленной сис¬тем, т. е. рассогласования биосферы, техносферы и социо-сферы. Таким образом, центральным понятием в социальной экологии является система "общество—природа—человек"

или "социоэкосистема". Это понятие предполагает перене¬сение на общество законов соотношения части и целого. Ра¬зумеется, что целым, по отношению к обществу будет био¬сфера. (2) СОЦИОЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА О ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ Взаимодействие общества и природы не является каким-либо новым, присущим только современной эпохе, феноменом на нашей планете.

Этот процесс начался с мо¬мента появления человека на Земле. Однако лишь в наши дни он превратился в фактор, угрожающий дальнейшему существованию цивилизации, ^ля процесса взаимо¬действия общества и природы характерно прог¬рессирующее возрастание антропогенного давления на природную среду. На наш взгляд, в нем целесообразно выделить три основные стадии, которые по-существу являются этапами развития на нашей планете глобальной системы «общество — природа» или социоэкосистемы.

При этом принимается во внимание тот факт, что челове¬ческое общество, несмотря на территориальную неодно¬родность и неравномерность развития, представляет со¬бой единую систему с общими закономерностями развития, суммарно влияющую на биосферу Земли. На первой стадии этого взаимодействия, длившейся со времени возникновения человечества и до начала эпохи позднего палеолита, общество и природа в сово¬купности представляли собой функционально незамкну¬тую глобальную социоэкосистему (рис.

1, а), в которой слабые антропогенные воздействия не вызывали сущест¬венных изменений в окружающей природной среде. В тот период у человека, который является биосоциаль¬ным существом, еще превалировало биологическое нача¬ло и пользующиеся примитивными орудиями труда пер¬вобытные стада людей естественным образом «вписы¬вались» в природные экосистемы, не нарушая их динамического равновесия. На второй стадии (длившейся около 40 тыс. лет — от начала позднего палеолита и до середины

XX ст.) гло¬бальная социоэкосистема становится частично функционально замкнутой (см. рис. 1, б). Воздействия человека, масштабы которых по мере развития общества непрерывно возрастали, начали вызывать определенную, хотя и территориально ограниченную и не всегда адек¬ватную реакцию природной среды, все же не нарушая при этом динамического равновесия биосферы в целом. На этой стадии человек уже оказался причиной вымирания некоторых видов растений и жи¬вотных, а также

разру¬шения природных эко¬систем на значительных территориях. Важно отметить, что обратные реакции при¬родной подсистемы на антропогенные воз¬действия в свою оче¬редь существенно влия¬ли на развитие челове¬ческого общества. Так, истребление позднепалеолитическими охот¬никами крупных видов животных (как мамонт, гигантский олень, шер¬стистый носорог, пе¬щерный медведь и др.) вынудило людей пе¬рейти к собирательству

А охоте на мелких животных, а затем к скотоводству и земле¬делию, вследствие чего палеолитическая эпоха сменилась мезолитичес¬кой, а затем неолитиче¬ской. Второй крупный конфликт между обще¬ством и природой, по¬влиявший на развитие человечества, произо¬шел уже в историческое время, когда быстрое развитие древних ци¬вилизаций, сопровож¬дающееся массовой вы¬рубкой лесов и не¬рациональным ведением скотоводства, привело к опустыниванию значительных территорий в

Средиземноморье и Средней Азии. К середине XX ст. человек, по определению Б. И. Вер¬надского, стал наиболее могущественной геологической силой на нашей планете [16]. Вследствие научно-техниче¬ской революции, обусловившей интенсивную ур¬банизацию и индустриализацию планеты, резкое возра¬стание численности населения Земного шара, масштабы человеческой деятельности достигли и начали превышать масштабы могущественных

стихийных явлений. С каждым годом под жилую застройку, промышленные объекты, инженерные сооружения, дороги, карьеры изыма¬ются все большие пло1цади плодородных земель. Массово вырубаются леса, особенно в таежном и тропическом поясах. С лица Земли исчезают все новые и новые виды животных и растений, в связи с чем угрожающе обедняется генофонд планеты. Быстро исчерпываются полезные ископа¬емые.

Хозяйственная деятельность активизирует опасные экогеодинамические процессы — водную и ветровую эрозию, оползни, обвалы, сели, карстопровальные явления, лавины, катастрофические паводки, пылевые бури, заболочивавие, засоление и опустынивание земель, обмеление и исчезно¬вение рек и озер и т. а Атмосферный воздух, почва, растительность, поверхностные и подземные воды интенсивно загрязняются вредными газовыми выбросами, неочищенными стоками и твердыми отходами промышлен¬ных предприятий, бытовым мусором,

канализационными и животноводческими стоками, выхлопами транспорта, мине¬ральными удобрениями и ядохимикатами, радиоактивными веществами. Загрязнение окружающей среды достигло таких масштабов, что начало реально угрожать здоровью настоя¬щего и будущих поколений людей. Происходящий между обществом и природой вещест¬венно-энергетический обмен нарушил круговорот веществ и естественные энергетические процессы в биосфере.

Вследствие этого взаимодействие общества и природы вступило в третью стадию, для которой характерно то, что глобальная социоэкосистема Земли стала функциональ¬но замкнутой, а ее динамическое равновесие — крайне не¬устойчивым. В такой социоэкосистеме все природные и социально-экономические компоненты на¬столько тесно взаимосвязаны, что любое даже, казалось бы, незначительное воздействие человека на какой-либо природный компонент затрагивает всю систему в целом, вызывает непредвиденные и часто далеко идущие пос¬ледствия.

Быстро возрастающее антропогенное давление на природу повредило регенерационные механизмы биосферы, что создало реальную опасность возникно¬вения необратимых глобальных девастационных процес¬сов, которые могут сделать окружающую среду непригодной для дальнейшего развития цивилизации и самого существования человечества. Таким образом, на третьей стадии взаимодействия общества и природы под угрозой уничтожения оказался сам человек. Следует отметить, что в историческое время на доста¬точно высоких стадиях развития

человеческого общества осознание им реальной ситуации во взаимоотношениях с природой запаздывало по отношению ж темпам изме¬нений, происходящих в глобальной социоэкосистеме. Безусловно, речь идет не о взглядах отдельных опе¬редивших свою эпоху выдающихся личностей, а о господ¬ствовавших в обществе представлениях и принятых на во¬оружение принципах природопользования, которые определяли характер хозяйственной деятельности. Даже в XIX и в первой половине

XX ст когда технические возможности человечества резко возросли и начали оказывать все более масштабное воздействие на природу, ведущим принципом природопользования оста¬вался экономический, когда критерием эффективности хозяйственной деятельности считалось получение максимальной экономической выгоды при минимальных затратах. Подавляющему большинству людей казалось, что наша планета так огромна, а ее природа настолько богата, что из нее как из рога изобилия можно практически неограниченно черпать природные ресурсы, а

взамен выбрасывать отходы своей деятельности, ле за¬ботясь о последствиях. Это был период «опьянения» че¬ловечества своим недавно приобретенным научно-техническим могуществом над природой, представляв¬шейся в качестве враждебной силы, которую следует покорять, не считаясь с ее законами. В конце второй стадии взаимодействия общества и природы природоохранная деятельность имела преимуще¬ственно благотворительный характер, хорошо отвечающий той роли всемогущего «покорителя природы»,

которую на себя самонадеянно взял человек, и ограничивалась преиму¬щественно созданием отдельных заповедников, охраной отдельных уникальных памятников црироды, спорадичес¬кой заботой о «младших братьях» — оказавшихся на грани вымирания видах растений и животных. В 50 — 80-е годы XX ст когда взаимодействие общества и природы вступило а свою третью стадию, отрица¬тельные последствия нерациональной хозяйственной дея¬тельности начали выражаться в огромных экономических потерях.

С целью предотвращения и минимизации таких потерь развитые страны были вынуждены перейти к эколого-экономическому принципу природопользования. Его суть состоит в том, что при природопользовании в какой-то мере учитываются закономерности функционирования природных экосистем, а критерием эффективности хо¬зяйственной деятельности является получение наибольших экономических результатов при минималь¬ных нарушениях природной среды. Следует отметить, что при реализации данного принципа экономическая сторона вопроса все-таки

оста¬ется на первом плане, так как понятие «минимальное на¬рушение природной среды» слишком неконкретно и под¬вержено (что и происходит на практике) произвольному толкованию в угоду получения сиюминутной экономичес¬кой выгоды. По своему палиативному характеру данный принцип более соответствует второй стадии взаимодействия общества и природы, т. е. его следовало бы применять гораздо раньше. Тем не менее его внедрение в жизнь в какой-то мере затормозило процесс прог¬рессирующего разрушения

природной среды. В ряде стран были разработаны и частично внедрены на производствах очистные сооружения и устройства, без¬отходные я малоотходные технологии; начался переход от химических к биологическим методам защиты от вредителей и повышения урожайности сельскохозяйст¬венных и лесохозяйственных культур; была расширена сеть заповедников и национальных природных парков. Однако в большинстве своем природоохранные ме¬роприятия осуществляются не по единому всесторонне научно

обоснованному плану, а разобщенно в различных отраслях народного хозяйства, часто по принципу действия пожарной команды — для ликвидации уже су¬ществующих отрицательных последствий нерациональной хозяйственной деятельности, а не для их своевремен¬ного предупреждения. Природоохранная деятельность так и не стала органической частью природопользо¬вания, а как бы «плетется в его хвосте» и постоянно отстает от социально-экономического развития общест¬ва, темпы которого непрерывно

возрастают. Вследствие этого разрыв между разрушением и восстановлением природной среды, несмотря на все усилия, вместо того, чтобы сокращаться — увеличивается. Поэтому становится все более очевидным, что на третьей стадии взаимодействия общества и природы в ус¬ловиях функционально замкнутой глобальной социоэ-косистемы природопользование должно базироваться на новом социоэкологическом принципе, когда критерием эффективности хозяйственной деятельности становится получение

максимального экономического эффекта при сохранении динамического равновесия социоэкосистем и их территориальных составляющих. Реализация этого принципа позволит перейти от оборонительных действий типа «латания дыр» к наступательным и конст¬руктивным; от пассивной защиты природы — к активно¬му рациональному природопользованию, предусматрива¬ющему и охрану природы, и рациональное использо¬вание природных ресурсов, л оптимизацию жизненной среды обитания человека; от разобщенных отраслевых природоохранных мероприятий — к территориальному

управлению природопользованием. (1.1) ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Чтобы не допустить повторения Аральской катастро¬фы, Чернобыльской и др необходимо проведение опреде¬ленной социальной работы. В чем же состоит суть социальной работы в области экологии и охраны окружающей среды? Главная цель социальной работы — оказывать помощь и поддержку людям, попавшим в сложную жизненную си¬туацию,

а также способствовать реализации их внутренне¬го потенциала, направляя его на решение своих личных проблем. Сложная жизненная ситуация может оказаться в пери¬од экологических катастроф и всевозможных рисков, чрез¬вычайных ситуаций и попаданий в зону загрязнения атмос¬ферной среды. Поэтому задача специалистов по социальной работе — это сохранение здоровья людей, их благополучия. Траги¬ческая судьба Приаралья, гибель Аральского моря случи¬лись не в один день, а развивались в течение

десятка лет. К сожалению, в те годы еще не было создано профессио¬нальной социальной службы, поэтому многие трагедии про¬исходили из-за отсутствия правдивой информации о поло¬жении дел, незнания экологических ситуаций, отсутствия законов, защищающих интересы природы и людей. В современных условиях специалисты по социальной работе должны решать вопросы экологии на государствен¬ном, ведомственном, областном, районном, производствен¬ном, групповом или индивидуальном уровнях.

Социальные работники должны: 1. Принимать участие в создании добровольных обществ по защите окружающей среды, в пропаганде экологичес¬ких знаний и распространении достоверной информации о состоянии окружающей среды в данной местности, районе, городе, области (через радио, телевидение, газеты, собра¬ния и т. д.). 2. Выдвигать требования, а в необходимых случаях и принимать участие в проведении гражданских акций, ми¬тингах, забастовках, петициях, направленных на ликвида¬цию антиэкологических поступков и преступных

действий, вплоть до приостановки или закрытия вредных предприя¬тий и технологий 3. Иметь тесную связь с работниками СЭС и другими службами, которые ведут контроль за санитарно-экологической и эпидемиологической обстановкой в районе, облас¬ти, городе, и обо всех нарушениях, ухудшениях ее состо¬яний доводить до сведения населения. 4. Проводить активную работу с детьми и подростками по привитию у них любви к природе. 5. Вести борьбу против маломерной деструкции среды обитания людей, животных и провоцирования

экологичес¬кой катастрофы. Есть всеобщие проблемы охраны окружающей среды, которые могут решаться социальными работниками пре¬имущественно на групповом или индивидуальном уровнях. Это охрана природы и туризм, отдых выходного дня, а также охрана мира животных и растений. Так, неорганизованный туризм, как правило, зачастую связан с нарушением природы и ее гибелью. Разведение костров, неосторожное обращение с огнем приводят к ги¬бели десятков и сотен гектаров леса,

уничтожению живот¬ных и птиц. Браконьерство, отстрел птиц и отлов рыбы, от¬лов редких видов бабочек, сбор ландышей и других расте¬ний, занесенных в Красную книгу, приводит иногда к их вымиранию. Поэтому ответственность за охрану природы лежит не только на руководителях предприятий и организаций, лю¬дей, наделенных властью, но и на социальных работниках. Они должны принимать участие в проведении семина¬ров и занятий, посвященных охране окружающей среды.

Активно участвовать во внедрении любых экологических программ в промышленности, сельскохозяйственном произ¬водстве, на транспорте и в других отраслях, в разработке и финансировании наиболее эффективных средств защиты ок¬ружающей среды, способствовать созданию материально-тех¬нической базы для проведения экологических мероприятий, а также внедрению в производство современного экологи¬ческого оборудования, экологически чистых технологий (очистных сооружений, биофильтров, перевода котельных с угля, мазута

на газ, внедрения безотходных технологий, озо¬нирования питьевой воды, ликвидации свалок, организации захоронения павших домашних животных и т. д.). Добивать¬ся устройств кладбищ для животных. Социальный работник должен способствовать созданию экологической информационной службы состояния окружающей среды, появления опасных болезней, больных животных с признаками бешенства, чумы, холеры, органи¬зации профилактических мероприятий по предупреждению экологических бедствий.

В сфере внимания социальных работников должны на¬ходиться все аспекты охраны окружающей среды — соци¬ально-экономические, социально-экологические, организа¬ционно-правовые и педагогические. Их усилия необходимо направить на улучшение гигиены окружающей среды, ох¬рану экосистем, защиту атмосферы от загрязнений, борьбу с шумом и вибрацией, внедрение малоотходных и безот¬ходных технологий, на изучение глобальной системы мони¬торинга окружающей среды. Социальный работник должен уметь применять право¬вые

нормы по охране окружающей среды. Главная задача экологического подхода в социальной работе заключается в воспитании у своих клиентов актив¬ной жизненной позиции к охране окружающей среды, уме¬нии доказать им, что многие их проблемы (состояние здо¬ровья, инвалидность, бедность) объясняются и нарушения¬ми природопользования. Это одно из направлений социальной работы, когда людям прививается любовь к природе, обществу, воспиты¬вается экологическая культура. Другим направлением социальной работы является ока¬зание

социальной помощи и поддержки населению, оказав¬шемуся в зоне экологического бедствия. Работа по оказанию помощи в экстремальных условиях осуществляется, как правило, в период, когда неизбежны хаос, неразбериха. Поэтому в первую очередь должно быть проведено оповещение граждан по радио, телевидению и другим источникам информации о случившемся. Пострадавшим оказывается медицинская, психологичес¬кая, моральная, материальная и другие виды помощи. Определяются и распределяются необходимые затра¬ты между

страховыми, налоговыми службами, а также службами реабилитации. Кроме того, социальному работнику предстоят важные задачи: медицинская и социальная реабилитация инвали¬дов и выздоравливающих, обучение семей, в которых на¬ходятся больные люди, приемам ухода за заболевшим и психологической его поддержке, социально-медицинский патронаж, консультирование по здоровому образу жизни и планированию семьи, социально-гигиенический, травма¬тологический и эпидемиологический контроль

за состояни¬ем подведомственной территории, информационно-пропа¬гандистское обеспечение борьбы с вредными привычками и зависимостями, организация групп взаимопомощи и само¬помощи алкоголикам и наркоманам и т. д. Важно, несмотря на достигнутый прогресс, продолжать исследования природных бедствий, последствий их крат¬ковременного и долговременного экологического и социаль¬но-экологического воздействия (Чернобыль, Аральская ка¬тастрофа и т. д.). Необходимо также лучше понять поведение людей в период экстремальных

ситуаций, изучить особенности форм самопомощи и взаимопомощи, найти пути выхода из кри¬зиса, призвать к помощи пострадавшим все население. Анализ современной экологической ситуации позволя¬ет сделать следующие выводы: 1) чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессив¬но-потребительной цивилизации к альтернативному типу цивилизации; 2) самоограничение потребностей и насилия должно стать по отношению к природе потребностью каждого че¬ловека; 3) необходимо со дня рождения прививать человеку любовь к природе, говоря словами

великого русского писа¬теля И. С. Тургенева: "Человека не может не занимать при¬рода, он связан с ней тысячью неразрывных нитей. Он сын природы"; 4) золотым правилом человека должно стать правило: "Относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относи¬лись к тебе". Итак, чтобы преодолеть разлад с природой, требуется новое отношение к ней, и это вместе с другими специали¬стами

должны воспитывать в людях социальные работники. Задача социальной политики — обеспечить социальное благосостояние своих граждан. А это значит, необходимо создать условия для поддержки здоровья, получения обра¬зования, приобретения культурных знаний и навыков, а также социального обеспечения и социальной защиты на¬селения. Экологическую политику понимают как регулирование в обществе отношения человека к природе с целью защиты и развития окружающей среды.

Экологическая политика так же, как и социальная име¬ет пять основных элементов: направленность, цель, субъек¬ты, деятельность и средства. Государство как субъект экологической политики осу¬ществляет регулирование отношений к природе правовы¬ми документами: от планирования и регулирования через законы пользования природными ресурсами до применения санкций (часто весьма строгих) за несоблюдение экологи¬ческих предписаний. Схожими как для социальной, так и для экологической политики являются и принципы.

Их разделяют на две груп¬пы: политические и социально-экономические. В качестве наиболее важных политических принципов можно выделить принципы демократичности, гласности, добровольности, активности. Ко второй группе можно отнести следующие принци¬пы: приведение в соответствие экономического развития и экологических возможностей; использование завоеваний научно-технического прогресса в соответствии с сохране¬нием экологического равновесия; создание систем потреб¬ностей, удовлетворение

которых не приводит к разруше¬нию окружающей среды; планирование такого роста насе¬ления, которое не приводило бы к отрицательным послед¬ствиям как для экономического, так и для экологического развития Земли. Среди методов экологической политики чаще всего приводят: технологические, экономические, нормативно-законодательные, политические, воспитательно-образова¬тельные. Например, технологические методы включают в себя применение технических и технологических решений и

средств в защите и охране окружающей среды. Экономические методы проявляются в использовании экономических инструментов при решении экологических проблем. Нормативно-законодательные выражаются в правовом регулировании отношений общества к окружающей среде в целях ее защиты от разрушений или же устранения по¬следствий разрушения. Политические методы проявляются в политических дей¬ствиях всех субъектов защиты окружающей среды и чело¬века. И, наконец, воспитательно-образовательные методы служат развитию экологического сознания

и моральной от¬ветственности в качестве предпосылки осуществления эко¬логической политики. Важным принципом экологической политики должен быть интегративный подход к решению экологических про¬блем. Дело в том, что в рамках только одного фактора, такого, как, например, вода или воздух, добиться желае¬мых результатов невозможно. Человек нуждается в окружающей среде со всеми ее компонентами, которые формировались на протяжении тысячелетий и которые в своем единстве представляют био¬сферу.

Поэтому экологическая политика должна представлять собой интеграцию секторных политик, учитывающую ком¬плексное воздействие многих факторов на окружающую среду. Формирование основных принципов экологической по¬литики можно основывать на праве человека на здоровую окружающую среду, которое должно быть определено, сформулировано и сделано общепринятым в качестве не¬отъемлемого права человека, так же, как право на труд, на отдых, на образование и т. д.

Осуществление права на здоровую окружающую среду зависит от того, понимается ли окружающая среда челове¬ка как совокупность и единство природного и социального компонентов, или же сводится лишь к природному. В настоящее время окружающая среда все чаще пони¬мается в своей совокупности как единство природного и социального компонентов, и при анализе защиты окружа¬ющей среды человека чаще рассматриваются оба компо¬нента. Бытует мнение, что легче защитить от загрязнения природную среду человека и самого человека

в ней, чем человека в социальной среде. Принципы и программные цели экологической полити¬ки могут стать компонентами всех планов развития только в том случае, если государство осуществляет свою соци¬альную политику. Осуществляя функции, государство должно не толь¬ко создавать материальные и социальные условия для жизни своих граждан, но также обеспечить природно-экологические условия их жизни. Экологическая политика в России стала активно фор¬мироваться в начале 90-х гг.

В качестве основных исходных элементов и целей экологической политики РФ можно при¬вести следующие: &#9830; развитие правового регулирования охраны окружа¬ющей среды; &#9830; усиление экономической ответственности хозяйствен¬ных субъектов за негативные экологические последствия; &#9830; изменение СПОСОБОВ и путей финансирования защи¬ты окружающей среды; &#9830; защита уникальных природных объектов и террито¬рий; &#9830; развитие методов экологической экспертизы

проек¬тов хозяйственного развития и др. (2.1) Вывод Социальная экология изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует в контексте социальные про¬цессы (и отношения), учитывая при этом особенности чело¬века как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношения к ним. Социальная экология опирается на знания гуманной эколо¬гии.

Социальная экология также анализирует современные урбанизированные общества, отношения людей в таком об¬ществе, влияние урбанизированной среды и среды, созда¬ваемой промышленностью, различные ограничения, накла¬дываемые ею на семейные и локальные отношения, раз¬личные типы социальных связей, обусловленных промыш¬ленными технологиями, и т. д. Следовательно, на создание института социальной экологии и определение ее предмета исследования повлияли прежде всего: &#9830; сложные отношения человека с окружающей

средой; &#9830; обострение экологического кризиса; &#9830; нормы необходимого богатства и организации жиз¬ни, которые следует учитывать при планировании спосо¬бов эксплуатации природы; &#9830; познание возможностей (изучение механизмов) со¬циального контроля, с целью ограничения загрязнения и сохранения природной среды; &#9830; выявление и анализ общественных целей, включаю¬щих новый образ жизни, новые концепции собственности и ответственность за сохранение окружающей среды; &#9830; влияние плотности

населения на поведение людей и др. социальная экология — это научная дисципли¬на, эмпирически исследующая и теоретически обобщаю¬щая специфические связи между обществом, природой, че¬ловеком и его жизненной средой (окружением) в контек¬сте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания че¬ловека как природного и общественного существа. Следовательно, можно сделать вывод, что социальная экология возникает тогда, когда экологические проблемы

начинают изучаться с социальной точки зрения и когда ста¬новится очевидно, что они являются результатом рассог¬ласования человеческой, природной и промышленной сис¬тем, т. е. рассогласования биосферы, техносферы и социо-сферы. Таким образом, центральным понятием в социальной экологии является система "общество—природа—человек" или "социоэкосистема". Это понятие предполагает перене¬сение на общество законов соотношения части и целого. Ра¬зумеется, что целым, по отношению к обществу будет био¬сфера. (2)

Защита природы должна быть связана с защитой соци¬альной среды. Социальная экология должна исследовать ин¬дустриальную систему, "ее связующую роль между чело¬веком и природой, учитывая при этом тенденции в совре¬менном разделении труда". В сфере внимания социальных работников должны на¬ходиться все аспекты охраны окружающей среды — соци¬ально-экономические, социально-экологические, организа¬ционно-правовые и педагогические.

Их усилия необходимо направить на улучшение гигиены окружающей среды, ох¬рану экосистем, защиту атмосферы от загрязнений, борьбу с шумом и вибрацией, внедрение малоотходных и безот¬ходных технологий, на изучение глобальной системы мони¬торинга окружающей среды. ЛИТЕРАТУРА 1. Г.А.Бачинский «Социология: теория и прикладные аспекты», Киев, 1991г стр. 3 – 5 1.1 Г.А.Бачинский «Социология: теоретические и прикладные аспекты»,

Киев, 1991г стр. 6 – 11 2. Малофеев «Социальная экология», Москва, 2002г, стр. 45 -53 2.1 Малофеев «Социальная экология», Москва, 2002г стр. 228 -236 3. Г.А.Бачинский «Основы социо-экологии», Киев, 1995г стр. 17 -23 РЕФЕРАТ на тему: «Социология и природопользование»



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.