Курсовая работа
по курсу семьеведение
На тему:
«Государственная семейная политика в России и за рубежом»
Выполнил:
Проверила:
Рязань 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы современной семейнойполитики
1.1 Понятие семейной политики в Россиии за рубежом
1.2 Цели и задачи государственной семейной политики вРоссии и за рубежом
Глава 2. Анализ подходов к семейной политике в современноммире
2.1 Основные направления реализации государственнойсемейной политики
2.2 Анализ социально-экономического положения семьи вРоссии и за рубежом
2.3 Формирование и реализация государственной семейнойполитики в России
2.4 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
Глава 3. Концепция семейной политики Рязанской области на2007-2015 годы как вариант совершенствования социальной защиты семьи
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В последнее время в мирепроизошли глубокие социально-экономические и демографические перемены. Низкаярождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старениенаселения и рост иждивенческой нагрузки, возрастающая роль миграции,трансформация модели брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движениек гендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей,либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов — все этохарактеристики социально-демографической ситуации в мире. Следствием этихизменений стала эволюция во взглядах на политику в области народонаселения, втом числе на политику, направленную на положение семей.
Негативные тенденции в развитиисоциально-демографических процессов в развитых демократических странахобусловили формирование семейной политики как самостоятельного направления всоциальной политике. Несмотря на то, что в мире накоплен значительный опыт вразвитии различных направлений и мер семейной политики, современныеполитико-экономические условия и социально-демографические процессы ставятновые проблемы.
Интеграция в области социальнойполитики затрагивает и Россию. Вступив в 1996 г. в Совет Европы и подписав всентябре 2000 г. Европейскую социальную хартию, Российская Федерация тем самымвыразила готовность следовать со временем положениям Европейского кодексасоциального обеспечения. Изучение опыта стран ЕС, в которых сложились иразвиваются различные направления в области социальной поддержки семьи, анализпозитивного и негативного в этом опыте, могут помочь в решении многих проблем,которые уже имеются в России или возникнут в недалеком будущем. Концепции ипрограммы демографического развития России должны учитывать достижениясовременной мировой науки и практики, накопивших большой опыт методологическихразработок и огромный фактический материал для изучения и анализа проблемпроведения семейной политики в отдельных странах, регионах и мира в целом.
Актуальность работы состоит втом, что трансформация режима воспроизводства и ее последствия заставляютобщество менять приоритеты проведения семейной политики. Насущной потребностьюв настоящее время становится систематизация направлений семейной политики,нацеленных на улучшение положения семьи, на основе анализа проводимыхмероприятий с учетом соответствующих социально-демографических особенностейкаждой из стран.
Объект исследования — семейнаяполитика в России и развитых зарубежных странах.
Предметом исследования являютсянаправления и меры семейной политики в России и развитых зарубежных странах, атакже особенности социально-демографических процессов, определивших становлениеи развитие семейной политики.
Целью работы является выявлениеособенностей социальной поддержки семьи в России и за рубежом в современныхусловиях.
Для достижения указанной цели вработе были поставлены и решены следующие основные задачи:
раскрыть особенности развитиясемейной политики в условиях социально-демографических изменений;
выявить характер влияниясоциально-демографического развития, политических и экономических изменений насемейную политику;
исследовать основные направленияи меры современной семейной политики в России и за рубежом
проанализировать основныеположения Концепции семейной политики Рязанской области на 2007-2015 годы
Глава 1. Теоретические вопросы современной семейнойполитики
1.1 Понятие семейной политики в России и за рубежом
Проводимые в 90-е годы в Россииреформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениямее жизнедеятельности. Произошла резкая дифференциация доходов семей, ихмассовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастаетнестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы итрадиции.
Кризис состояния социальногоинститута семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства по ееукреплению и развитию.
Опыт мирового сообществапоказывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощьюспециально организованной государственной семейной политики.
Сам термин в отечественнойнаучной литературе используется относительно недавно, с конца 80-х годов. Распространениютермина, прежде всего в литературе, средствах массовой информации,способствовала разработка и одобрение в 1994 г. Национальным Советом поподготовке и проведению Международного года Семьи Концепции государственнойсемейной политики. Использование термина «семейная политика» вназвании документа (хотя и негосударственного по статусу), направление его отимени правительства в регионы, безусловно, сыграли важную роль в егоутверждении.
В то же время этот терминполучил широкое распространение на международном уровне, в документах ООН идругих международных организаций, государственных актах многих стран мира. В1991 г. в Москве была проведена конференция Международного союза семейныхорганизаций. «Глобальная семейная политика и права семьи». Это былапервая конференция в России на национальном уровне, в названии которойиспользовался рассматриваемый термин.
Государственная семейнаяполитика — часть социальной политики, комплекс мер, направленных наоказание того или иного воздействия на семью, процессы семейных изменений илисемейное поведение (А.В. Артюхов). Семейная политика представляет собойкомплекс целенаправленных мер экономического, политического, правового,медико-социального, информационно-просветительского иорганизационно-управленческого характера, реализуемых федеральными,региональными органами государственной власти и местного самоуправления идругими субъектами политики (частнопредпринимательский сектор, политические иобщественные организации) в отношении семьи как важнейшего института общества. Посравнению с социальной семейная политика является более целенаправленной,сориентированной ни конкретный объект действий — семью [7].
Государственная семейнаяполитика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей,обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; созданиянеобходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственнойтрудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессеосуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социальноуязвимых семей [13].
Государство признает социальныеправа семьи и необходимость их законодательного закрепления. Семье (а не толькоиндивиду) предоставляется полноценный социальный статус, ее интересыцеленаправленно учитываются в процессе социально-экономического и культурногоразвития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных ирегиональных программ. В законодательство включается комплекс правовых норм,регулирующих не только отношения между членами семьи, но и отношения семьи игосударства.
Государство гарантируетмакроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельногофункционирования семей в обществе; осуществляет целенаправленный учет испособствует реализации институциональных прав и интересов семей в процессе ихжизнедеятельности; создает условия для обеспечения суверенитета семей иразвития их функций субъекта социальных отношений; обеспечивает защитусоциально уязвимых семей [13].
Семейная политика формируетсякак самостоятельное направление социальной политики и система целенаправленнойдеятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры,финансовое, другое обеспечение. Социальный институт семьи включается в системугосударственной деятельности в качестве целостного объекта.
По своему содержанию семейнаяполитика является комплексной и отражает отношения государства и семьи восновных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена наспецифических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальныхфункций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). Всвязи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной исоциальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблемсемьи.
Государство обеспечиваетцеленаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов семьи вразличных областях общественной жизни, в деятельности органов власти, припланировании, разработке и реализации социально-экономических программ,прогнозировании развития страны. Реализация цели и принципов государственнойсемейной политики контролируется на основе проведения экспертизы принимаемых наразличных уровнях власти решений с точки зрения их воздействия нажизнедеятельность семьи.
Государство взаимодействует ссемьей на основе партнерских отношений, обеспечивает баланс прав иответственности государственных институтов и семьи, создает необходимые условиядля активизации социально-экономического потенциала семьи. Этому будетспособствовать формирование и развитие общественного семейного движения,лоббирующего интересы института семьи [13].
Государство не ограничиваетсемейную политику социальной защитой семей, находящихся в особо сложныхобстоятельствах. Она составляет лишь одну из функций семейной политики ивыполняет вспомогательную роль. Должны быть обоснованы рациональные объемысоциальной защиты и соответствующие адаптационные механизмы, исключающиепатернализм. При этом особое значение придается социальному обслуживанию,правовой, психологической, информационной поддержке семей.
Важным условием эффективностисемейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенностисоциально-экономического развития страны, исторического этапа трансформацииинститута семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей иинтересов. Задачи стабилизации и развития института семьи обусловливают необходимостьсистемного подхода к анализу происходящих в нем процессов, выявленияхарактерных, устойчивых черт жизнедеятельности семьи, закономерностей ееразвития, оценки наиболее болезненных процессов [7].
Государство обеспечиваетединство реализации цели и принципов семейной политики на федеральном,региональном, местном уровнях. Субъекты Федерации, органы местногосамоуправления дополняют и развивают меры семейной политики на основеустановленных семье государственных гарантий функционирования, обеспечиваюткоординацию действий негосударственных субъектов семейной политики.
В области управления вопросамисемейной политики государство реализует принцип межведомственного подхода к еепроведению, создает систему федеральных и региональных органов власти, координирующихразработку и практическое осуществление государственной семейной политики.
Усиление государственнойсемейной политики сопровождается расширением и углублением воздействиягосударства на семью. Поэтому должны быть созданы механизмы, обеспечивающие правовыегарантии суверенитета семьи, баланс семейных и общественных интересов (развитиесоответствующего законодательства, обеспечение информационного пространства,создание общественного движения семьи и др.) [7].
Принципы семейной политикиопределяются историческими, этническими, религиозными, культурными традициями,материальными возможностями общества, социально-демографической ситуации. Основнымявляется принцип суверенитета семьи, недопустимости навязывания ей того илииного образа жизни. Семья несет ответственность за свою судьбу, благосостояние,содержание и воспитание детей, поддержку престарелых. Благополучие семьи должнобыть результатом усилий ее членов, их труда.
Другим важнейшим принципомсемейной политики является принцип базисности, комплексности семьи. Он означаетпостановку семьи в Центр общественной системы, повышение ее статуса, роли структурногобазисного образования, преодоление обыденного приятия этого феномена какнуждающегося только в защите, курировании, помощи. В современных условияхнеобходимо создание механизмов самореабилитации семьи, превращение ее вдвижущую силу социальных преобразований. Семейная политика должна стать ядром,определяющим звеном социальной политики в целом. Состояние института семьи,степень ее устойчивости — важнейший индикатор адекватности социальной политикизакономерностям социального развития в целом, показатель эффективности «водимыхреформ [7].
Таким образом, благополучиесемьи является приоритетным критерием оценки общественных явлений, социальныхпреобразований, а семья должна выступать в качестве обязательного объектагосударственной политики, федеральных и региональных программ. Это поставитпроблемы семьи в центр общественного и государственного внимания, даст импульсдля их решения, ресурсного обеспечения. Речь идет не о механическомперераспределении бюджета, а об органическом включении семейного аспекта вфинансовую политику.1.2 Цели и задачи государственной семейной политикив России и за рубежом
Традиционно семейная политикабыла подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась поостаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН „политикаи соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должныстать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств имежправительственных организаций“.
Целью семейной политики являетсяблагополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этомнамеренно используется понятие „благополучие“, которое в отличие отпонятия „благосостояние“ выражает не только „материальнуюобеспеченность“, „имущественное благополучие“, но и „счастливуюжизнь“.
Состояние государственнойсемейной политики в последнее десятилетие характеризуется рядом противоречиймежду [3]:
необходимостью современногонаучного обоснования управленческих решений в сфере семейной политики инедостаточной научной разработанностью проблем на региональном уровне;
необходимостью усиленияпредметного и адресного подходов в социальной политике и отсутствиемдостаточных данных, характеризующих социально-демографическое положение семей;
необходимостью отслеживаниярезультативности управленческих решении в сфере семейной политики и отсутствиемсистемного мониторинга положения семей;
программно-целевым подходом всоциальной политике на федеральном и региональном уровнях и недостаточнойразработкой и реализацией целевых проектов и программ в сфере семейной политикив муниципальных образованиях;
глобальным, основополагающимзначением положения семьи в обществе и отстраненностью многих государственныхструктур и учреждений от реализации семейной политики;
необходимостью комплексного исистемного подходов в решении проблем семьи и отсутствием достаточногомежведомственного взаимодействия в осуществлении семейной политики;
возможностью повышениясобственного потенциала семьи в решении социальных проблем на волонтерскойоснове и недостаточным уровнем деятельности общественных организаций в сфересемейной политики;
сохранением патерналистской ролигосударства в отношении семьи и несостоятельностью данного подхода всовременных условиях:
потребностью повышениясамостоятельности и активности личности в современных общественных отношениях исформировавшейся у значительной части граждан откровенно иждивенческой позицией;
необходимостью включения в сферугосударственной семейной политики всех категорий семей и сложившейся установкигосударственных органов на работу только с отдельными категориями семей преждевсего с социально неблагополучными;
необходимостью направлениявектора семейной политики на работу с благополучной семьей, способнойсамостоятельно справляться со своими функциями и быть поддержкой государству исохраняющейся ориентацией на социальную поддержку и обслуживание семьи сиждивенческой ментальностью;
между растущей депопуляцией встране, углубляющимся кризисом народонаселения и отсутствием выраженногопросемейного подхода в проводимых экономических реформах.
Для преодоления этихпротиворечий необходимо четко обозначить цели и задачи семейной политики.
Целью реализации государственнойсемейной политики является обеспечение государством необходимых условий дляреализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, укрепление иразвитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление ирешение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность [3].
Современная государственнаясемейная политика должна быть ориентирована не только на решение первоочередныхзадач в условиях глобального экономического кризиса, но прежде всего надолгосрочную перспективу укрепления и развития семьи, стабилизациюдемографического положения.
Основные задачи государственнойсемейной политики [3]:
обеспечение социальнойбезопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых областныхцелевых программ с точки зрения возможных последствий их воздействия нажизнедеятельность семьи;
создание необходимых условий длявыполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической,социокультурной, жизнеохранительной и др.;
реформирование законодательнойбазы семейной политики;
преодоление депопуляциинаселения через увеличение рождаемости, снижение смертности;
решение проблем укрепления иразвития института семьи через возрождение ее исконных традиций и устоев,поддержка ценностей семейного образа жизни;
предоставление гарантийзащищенности тем семьям, которые в силу объективных причин находятся в особыхобстоятельствах и не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемыйуровень достатка и социального благополучия (эта задача является приоритетнойна современном этапе);
создание условий длясуществования многообразия семейных структур, содействие их адаптации кпроисходящим социально-экономическим переменам, стимулирование саморазвития ихжизненного потенциала, экономической самостоятельности;
формирование полноценной системысоциального обслуживания семьи, предоставляющей разнообразные, качественные идоступные социальные услуги;
организация подготовки ипереподготовки специалистов, занятых в реализации семейной политики: социальныхработников, социальных педагогов, психологов;
формирование механизмовреализации семейной политики на ближайший, средний и долгосрочный периоды.
Эти интегральные задачираспадаются на множество более частных задач, направленных на решение самыхразличных проблем функционирования семей в социуме, осуществление имисоциальных функций [6].
На основе изученных данных можносделать следующие выводы. Государственная семейная политика, являясь важнымнаправлением современной социальной политики, представляет собой комплексцеленаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальнымиорганами управления в отношении института семьи. Государственная политика несводится лишь к материальной помощи семье в виде пособий, компенсаций и льгот,а представляет собой комплекс мер политического, правового, медико-социального,информационно-просветительского и организационно-управленческого характера.
Текущие социально-экономическиеизменения в мире обостряют множество противоречий, для разрешения которых необходимасильная социальная политика, особенно в области поддержки семьи. Задачисемейной политики направлены на укрепление института семьи и повышение еестатуса в обществе, более полную реализацию репродуктивных намерений, улучшениефизического, психического, нравственного и социального здоровья населения,профилактику детской безнадзорности, а также обеспечение самореализации семьи иадресность социальной поддержки семьи.
Глава 2. Анализ подходов к семейной политике всовременном мире
2.1 Основные направления реализации государственнойсемейной политики
Общественная необходимостьгосударственной семейной политики обусловлена рядом факторов. Она являетсяважнейшим социальным инструментом, стабилизирующим общество, снижающимсоциальную напряженность, способствующим гражданскому согласию.
Формирование и проведение семейнойполитики актуально в силу того, что сегодня необходимо смещение акцентов споследствий социального неблагополучия на устранение их причин. Укреплениесемьи представляет начало развития данной стратегии.
Государственная, муниципальная иобщественная поддержка семьи в рамках реализации региональной семейной политикидолжна основываться на следующих принципах [8].
1. Суверенность семьи. Соблюдениеорганами государственной и муниципальной власти суверенитета семьи, исключениеиз их деятельности какого-либо манипулирования семьей, вмешательства вовнутренний мир семьи (за исключением случаев асоциального поведения семьи,административно или уголовно наказуемого поведения ее членов). Направлениегосударственной поддержки семьи на содействие семейному функционированию, а нена подмену семьи в выполнении ее функций.
2. Равенство и доступность. Недопустимостьлюбых форм дискриминации семей, независимо от их национальных, культурных,региональных различий, в ходе осуществления семейной политики. Доступностьпомощи всем нуждающимся в ней семьям.
3. Социальное партнерство. Утверждениесубъект — субъектных отношений семьи и общества, равноправного партнерства иответственного участия семьи в формировании и осуществлении семейной политики,регламентация взаимоотношений семьи и государства на уровне общественногодоговора, формулирующего взаимные права и обязанности.
4. Полисубъектность и единствоцелей. Отказ от монополии государственных органов власти и управления впроведении семейной политики при соблюдении единства целей федеральной ирегиональной семейной политики. общности усилий всех субъектов семейнойполитики.
5. Комплексность. Охват всехсторон жизнедеятельности и всех функций семьи, всех ее членов, обеспечениепервичности решения проблем семьи как целого по отношению к решению проблемотдельных членов семьи.
6. Преемственность иприоритетность долгосрочных мер. Реализация долгосрочных программ, нацеленныхна стимулирование потенциала семьи при сохранении и совершенствованиидостигнутых социальных гарантий поддержки семьи.
7. Профилактическаянаправленность. Ориентация семейной политики на предупреждение негативныхявлений, осуществляемая на основе анализа и прогноза развития ситуации.
8. Добровольность. Принятиесемьей помощи со стороны государственных и иных органов, являющихся субъектамисемейной политики, только на добровольных началах.
9. Обратная связь. Наличие иразвитие прямой и обратной связи между семьей и органами государственной властии управления.
10. Дифференцированный иадресный подход. Дифференциация помощи различным группам семей в соответствии среальным положением каждой конкретной семьи.
11. Всесторонняя обоснованность.Правовое, экономическое, научное обоснование содержания семейной политики.
Эффективность поддержки семейможет обеспечить комплексный подход к проблемам семьи, позволяющий устранитьпричины неблагополучия, а не его следствия, что означает всестороннюю поддержкунормально функционирующих семей, а не только нуждающихся, оказание им помощи ввыполнении своих функций — жизнеобеспечения, воспитания и образования детей,социализации и адаптации их к условиям современного общества.
Приоритетная задача насовременном этапе — защита наиболее уязвимых семей через систему пособий исоциального обслуживания, но это одна из функций социальной политики, имеющаявспомогательный характер. Стратегическое направление — создание условий дляповышения внутренних ресурсов семьи по самообеспечению, поддержанию здоровья иличностного развития своих членов, уходу за нетрудоспособными, их реабилитациии адаптации в обществе, противостояние асоциальному поведению, алкоголизациичленов семьи [8].
В структуре видов помощимуниципальная политика должна быть ориентирована на активные формы поддержки — дополнительноеобучение, содействие в трудоустройстве, выделение кредитов на жилищноестроительство, на семейное предпринимательство. Программно-целевой методявляется наиболее эффективным методом решения рассматриваемых проблем.
Эффективная семейная политикапредполагает системный подход к семье. В управлении вопросами семейной политикиреализуется межведомственный подход — координация разработки и практическогоосуществления семейной политики.
Особое значение имеетформирование новых методологических основ семейной политики, направленных наподдержку и укрепление, восстановление и развитие внутреннего потенциала семьи,обеспечение ее нормального функционирования в обществе, выполнение широкогоспектра значимых функций, адекватную адаптацию к изменяющимсясоциально-экономическим условиям.
Принципиально новым в разработкесемейной политики является ее ориентация на оказание прямых социальных услугпрежде всего через разнообразные социальные службы (медико-социальные,психологические, педагогические, социально-правовые), что предполагает наличиеподготовленных профессиональных социальных работников, владеющих современнымитехнологиями работы с семьей [14].
Эти и другие положениясоставляют сегодня основу формирующейся семейной политики.
Утверждается точка зрения,согласно которой объектом социальной поддержки должны быть не просто семьи, адети из тех или иных семей. Ряд исследований анализу подвергает положение детейв многодетных семьях. Делается вывод о том, что снижение интеллектуальногоуровня детей в многодетной семье зависит от порядкового номера ребенка (критическийрубеж — третий ребенок) и интервалов между их рождением. Выявляются факторыповышенного риска — ухудшения здоровья детей из многодетных семей, фиксируетсяхарактерное для этих детей чувство неуверенности, ощущение заниженнойсобственной ценности по сравнению со сверстниками (почти все дети имелипроблемы в начале обучения). Исследователи подчеркивают факт ущемленияположения ребенка, деформации процесса его социализации, как следствие,невысокого уровня индивидуальных затрат на ребенка в сфере его воспитания. Приэтом определяют некоторые направления социальной поддержки детей из многодетныхсемей. В частности, предлагается специально организованное лечение (с учетомтого, что дети из таких семей имеют поправимые, но не исправляемые дефекты). Учитывая,что большая часть детей не посещает детский сад, необходимо предусмотретьпроцедуру раннего выявления элементов физического нездоровья. Кроме того,желательна дополнительная подготовка к школе для детей из неблагополучныхмногодетных семей, что должно помочь сгладить различия в уровне развития детейиз семей разного типа [9].
Что касается поддержки детей изнеполных семей, то она должна строиться на основе уже отмеченных выше проблем,свойственных этому типу семей, и с учетом внутренних различий неполных семей.
Ежегодно тысячи детей „проходят“вместе со своими родителями через развод. Социально-психологические условия, вкоторые ребенок попадает вследствие развода, предопределяют деформацию егоповедения и личности. Как правило, это трагедия для ребенка, полное разрушениепрежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимостьрешать новые, нередко непосильные для ребенка задачи. Определяются основныенаправления поддержки детей, оказавшихся в столь сложной ситуации. При этомакцентируется внимание на семьях, где дети остались с матерью, хотя семьи, вкоторых дети остались с отцом, тоже имеют свои проблемы.
Выделяется два уровня поддержкидетей [11]:
1) уровень семейного окружения (вэтой роли может выступать и психологическая служба, и социальный работник,специализирующийся в своей работе на этих проблемах). На этом уровне необходимообеспечить щадящий по отношению к ребенку тип поведения родителей до развода ив период развода; ослабить гиперопеку матери, которая становится центральнойфигурой в неполной семье. Если контакты с отцом продолжаются, способствоватьпревращению их в реальный воспитательный процесс;
2) уровень семейной политики. Этотуровень предполагает целенаправленное формирование общественного мнения,связанного с повышением культуры взаимоотношений супругов, с преодолениемнастороженности к детям из неполных семей. Необходимо совершенствованиеюридических мер привлечения к воспитанию уклоняющихся родителей. Нужно созданиев рамках службы семьи подразделения, ориентированного на решение разнообразныхпроблем, связанных с детьми (психологическая экспертиза взаимоотношений ребенкас каждым из родителей). Она может быть включена в судебную процедуру приопределении, с кем остается ребенок. Следует организовать психологическуюконсультацию родителям и детям.
Непростыми проблемами отягощенысемьи, в состав которых входят инвалиды: это неполные семьи (мать-инвалид самануждается в постороннем уходе); полные семьи, где оба родителя инвалиды. Недостаточноизучены проблемы таких семей, и лишь начинаются исследования особенностейсемей, в которых воспитывается ребенок-инвалид. Здесь требуются комплексныеисследования, объединяющие медиков, психологов, педагогов, социологов.
Обществоведы фиксируют взрыввынужденной миграции в последние годы и прогнозируют ее дальнейшее нарастание. Семья,оказавшаяся в неблагоприятной ситуации в результате вынужденной миграции, неимеет необходимой материальной компенсации и правовой защиты со стороныгосударства. У таких семей масса проблем экономического, психологического,морального характера [10].
Наконец, особый тип семьи, вкоторой дети нуждаются в защите. Это семьи, где жестоко обращаются с детьми: побои,лишение пищи, воды, лишение свободы. По данным исследователей, лишь в 7процентах случаев жестокого обращения с детьми попадает в сферу влиянияправоохранительных органов. При этом педагоги школ в 8 — 10 раз лучшеосведомлены о ситуации в семьях, чем комиссии по делам несовершеннолетних изащите их прав. Исследование причин жестокости обнаруживает, что онаполимотивирована: здесь и стрессовые состояния родителей, замученныхсовременными социально-экономическими условиями, и стремление добитьсяизменения поведения ребенка любыми способами, и родительская месть — мстят зато, что родился, требует заботы, приносит огорчения. Особенно тревожно, что в10 процентов случаев жестокость переходит в садизм, становится самоцелью. Исследователиположительно оценивают существующее законодательное регулирование этих проблем,однако нормы закона почти не применяются из-за отсутствия достаточных сил,средств, информационного обеспечения правоохранительных органов.
Прежде всего необходимо привестиправовое регулирование в соответствие с международными конвенциями. Последовательноотстаивать идею о ребенке как особом субъекте социальной защиты, имеющем честь,достоинство. Необходимо сориентировать средства массовой информации на проблемужестокости к детям. Особый статус в решении этой проблемы отводится социальнымслужбам [14].
Перечень семей, находящихся втрудной жизненной ситуации, можно продолжить: семьи, в которых дети вернулисьиз специального исправительного учреждения, из детского дома, дети-сироты,живущие с бабушкой и дедушкой, семьи, где дети живут с неродной матерью илиотцом. Все они требуют изучения и должны составить предмет семейной политики.
2.2 Анализ социально-экономического положения семьив России и за рубежом
Проблемы современной семьиотносятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем,что во-первых семья — один из основных социальных институтов общества,краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт внастоящее время переживает кризис.
И все же оснований для тревогипо поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе.И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальныесоциальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которыеведут за собой расшатывание „семейных устоев“. Эти и ряд другихфакторов обусловили падение семьи, как социального института общества,изменение её места в ценностных ориентациях.
Комплекс проблем всех типовсемей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув,как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себевсе основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семьяпостепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными:институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности,присущий только семье.
Все множество проблем, связанныхс современной семьей, можно разделить на следующие группы [16]:
1. Социально — экономическиепроблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизнисемьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи),удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущихниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодыхсемей, государственной системы материальной помощи.
2. Социально — бытовые проблемы:по смысловому содержанию сходны с социально — экономическими проблемами. Кданной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, сусловиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.
3. Социально — психологическиепроблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны сознакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией,согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией исамоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружескойсовместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы,насилия в семье.
4. Проблемы стабильностисовременной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейныхразводов, их социально — типологические и региональные аспекты, причиныразводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как факторстабильности семейного союза, ее социально — психологическая характеристика.
5. Проблемы семейного воспитания:В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания,типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка всемье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанныепроблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами ипроблемами стабильности семьи.
6. Проблемы семей группы риска: Факторы,обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический,медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический,криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, ростучисла детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства,средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну изнаиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьямгруппы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своемсоставе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя извыше описанных критериев.
7. Проблема ухудшающегося состояние здоровья, демографическойситуации (началась естественная убыль населения);
В структуре экономических проблем острейшая — резкое падение реальныхдоходов большинства семей России. Минимальная заработная плата обеспечиваеттолько малую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастнаястатистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми — наименееобеспеченная часть населения России. Их доходы ниже, чем у остальных семей.
Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии,и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении [4].
Отрасли социальной сферы постоянно снижают объемы предоставляемых семьямуслуг, которые становятся все менее доступными из-за их платности и роста цен.
Очевидно, что замедленное, непоследовательное построениегосударственности России, серьезные ошибки в реформировании социально-экономическойжизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатнаясистема дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Системаэта позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурахрынка труда, приобщала молодежь к различным видам творчества, помогала ей ввыборе жизненного пути.
Сегодня продолжается разрушение уникальных систем социальнойинфраструктуры детства, прежде всего в результате уменьшения возможностей ихфинансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными длябольшинства детей, часть из них, не справляясь с финансовыми трудностями,закрывается. Другие переформировываются, становятся элитарными. Теряетсявысококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. Вконечном итоге страдают дети, лишенные возможности развиваться, отдыхать,заниматься в познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, онипополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей.
Из-за роста родительской платы и сокращения числа мест из года в год всеменьше детей посещают дошкольные учреждения. По этой же причине сокращаетсячисло детей, занимающихся в платных спортивных секциях и художественных студиях.
Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, втом числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты.
Многие семьи не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры иотдыха, организовать семейный летний отдых, отправить своих детей в оздоровительныезагородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев,библиотек.
Неразрешимая проблема для большинства семей — улучшение жилищных условий.Особенно остра она для молодых семьи, не имеющих собственного жилья.
Крайне тревожное положение складывается в демографической обстановке. Экономическоеи социальное неблагополучие проявляет себя в сокращении среднейпродолжительности жизни населения. Только за 1993 г. она снизилась на 3 года умужчин (59 лет) и на 1,1 года у женщин (72,7 лет). В 2008 году средняяпродолжительность жизни мужчин составила 62 года, женщин — 74 года, чтозначительно ниже по сравнению с европейскими странами. Так, например, в Швециипродолжительность жизни мужчин в 2008 году составляла 78.4 года, женщин — 83года [20].
Снижается рождаемость,ухудшается здоровье людей, растет смертность, особенно от несчастных случаев,травм, отравлений, убийств и самоубийств. В 1992 г. смертность населения Россииот неестественных причин превышала среднеевропейский уровень у мужчин в 4 раза,а у женщин — в 2 раза. Особенно велико превышение среднеевропейского уровнясмертности от убийств: в 20,5 раз у мужчин и в 12 раз у женщин. В 2009 году вРоссии смертность от внешних причин составила 10,6% от всех причин смертности. Напервом месте болезни системы кровообращения — 56,1%, на втором смерть отновообразований — 14,5% [20].
Высокая смертность отнеестественных причин вызвана обострением социальной напряженности, ростомпреступности, межнациональными конфликтами, а также изношенностьюпроизводственных фондов, падением трудовой дисциплины, ухудшением качествапитания, экологическими и технологическими катастрофами.
В результате преждевременнойсмертности в стране увеличивается число вдов, вдовцов и детей-сирот.
Если до 1991 г. младенческаясмертность в России постепенно снижалась, то с 1993 г. она стала расти и кконцу года составила 20 умерших на 1000 родившихся детей. Однако в 2009г. посравнению с 2008г. число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось, апоказатель младенческой смертности на 1000 родившихся снизился на 0,3процентного пункта, или на 3,5%. Показатель младенческой смертности за первыедва месяца 2009 года составил 8,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми. Несмотряна снижение, по показателю младенческой смертности Россия отстает от развитыхстран. Так в Японии аналогичный показатель составляет от 4,8 до 6 случаев на1000 новорожденных, а в Израиле — 6,2 случая [19].
С 1992 г. началась депопуляциянаселения России за счет превышения числа умерших над числом родившихся. В 1995году естественная убыль населения страны составила по официальным данным 785,4тыс. человек и по сравнению с 1992 годом увеличилась в 3,6 раза. Но в настоящиймомент прослеживаются положительные сдвиги. По предварительной оценке,численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010г. составила141,9 млн. человек и за прошедший год увеличилась на 23,3 тыс. человек (сучетом миграционного прироста за счет мигрантов, зарегистрированных на год иболее), или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалосьсокращение численности населения на 104,8 тыс. человек, или на 0,07%). Естественнаяубыль населения в 2009г. уменьшилась по сравнению с 2008г. на 112,7 тыс. человек.Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потеринаселения и превысил их на 9,8%. [20]
В странах ЕС так же наблюдаетсятакая негативная тенденция, как сокращение рождаемости. В 2007 г. числоноворожденных едва достигло 5,2 млн. Это почти на 1 млн (920089), или на 15%,меньше, чем в 1982 г. Драматический спад рождаемости произошел в 1990-1995 гг. Стех пор ситуация практически не изменилась. В 1995-2007 гг. рождаемостьувеличилась всего на 2,1%.
Растет число семей беженцев ивынужденных переселенцев, испытывающих тяжкие страдания.
Обследования специалистовпоказывают, что отказ части семей от рождения детей из-за неблагоприятныхэкономических и психологических условий может при продолжениисоциально-экономического кризиса перерасти в новые репродуктивные установки,выражающиеся, в частности, в резком снижении ценностей детей для родителей, чтоприведет в дальнейшем к новому витку депопуляции — например, сокращениючисленности населения и трудовых ресурсов, а также к безнадзорности изапущенности детей.
Ухудшается психологический климатв обществе, что напрямую связано с ростом насилия, преступности,распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. И семья,являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем отобщественных катаклизмов. И как следствие число неблагополучных семейувеличивается.
2.3 Формирование и реализация государственнойсемейной политики в России
В СССР политика в отношениисемьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась ссоциальной политикой. Институциональные интересы семьи специально неучитывались. Государство исходило из своих экономических, производственных,оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости обеспечениястраны массовой и дешевой рабочей силой. При этом женщины максимальновключались в общественное производство, дети — в систему общественноговоспитания. Члены семьи проводили большую часть своего времени вне дома,занимаясь производственными и общественными делами.
В 90-е годы, в изменившихся политическихи экономических условиях, происходила переоценка государственной политики вотношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение вКонституции, Семейном кодексе Российской Федерации, в отраслевомзаконодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейныхправ граждан (пособия на детей налоговые, другие льготы).
Важным этапом развитияофициальной парадигмы семейной политики стала разработка концепций семейнойполитики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике приСовете Министров РСФСР (1991 г) и Национальным Советом по подготовке ипроведению Международного года семьи (1993 г). В этих концепциях отраженаидеология общечеловеческих ценностей, приоритет; интересов семьи и личности,партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяютсемью, а разделяют с ней ответственность за создание условий еефункционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса.Только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в УказеПрезидента „Об основных направлениях государственной семейной политики“(от 14 мая 1996 г. № 712), которым созданы предпосылки для выхода на новыйуровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики каксамостоятельного направления социальной политики [8].
Согласно Конституции РоссийскойФедерации [1], семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Насегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи,материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса РоссийскойФедерации, Федеральными законами „Об опеке и попечительстве“, „Одополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“,»Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Концепциейгосударственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитаниядетей в Российской Федерации и защиты их нравственности, «Основныенаправления государственной социальной политики по улучшению положения детей вРоссийской Федерации до 2010 г. (Национальный план действий в интересах детей)»,федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, иныминормативными правовыми актами. Однако рост разводов, увеличение числадетей-сирот и рожденных вне брака, ухудшение экономического положения семейзаставило государство задуматься о разработке новой стратегии государственнойполитики в данной области [17].
2008 год был объявлен в Россиигодом семьи и призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокругважнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовыхсемейных ценностей. Был принят Указ Президента России от 14 июля 2007 года«О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненнойситуации». На обеспечение деятельности этого фонда в 2008 году изфедерального бюджета выделено более 5 млрд рублей [15].
В настоящее время в Россииразработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, вкоторой будут прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решениювопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепциядолжна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти иорганов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защитыправ и интересов, социализации семей [17].
Важным направлениемгосударственной семейной политики в России является обеспечение условий дляпреодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей,уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям [18].
В рамках данного направленияпроводятся меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровнябезработицы, в том числе скрытой, усиление социальной защиты работников,усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихсяв повышенной социальной защите путем стимулирования создания для такихработников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовкии переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям,использующим их труд.
Реализуется поддержка развитияиндивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства ифермерства; обеспечения условий для установления фактического равенства прав ивозможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособностиженской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
Развивается система семейныхпособий, охватывающая поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми. Государствореализует контроль за своевременной и полной выплатой алиментов.
Государство проводит укреплениев ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Реализуютсяпрограммы кредитования и частичного субсидирования семей, осуществляющих строительствои приобретение жилья. Предоставляются льготы многодетным семьям, неполным семьям,семьям с инвалидами [18].
Другим приоритетным направлениемгосударственной политики в России является обеспечение работникам, имеющимдетей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнениемсемейных обязанностей, включая [5]:
1) распространение на отца правна льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время напроизводстве женщине-матери;
2) усиление государственногоконтроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовойзащиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сферетруда
3) введение экономическихстимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работуграждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполногорабочего времени, по гибкому графику или на дому;
4) бесплатную профессиональнуюпереподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющихперерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
5) обеспечение доступности длявсех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учрежденийразличных форм собственности.
6) развитие сети доступных длявсех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей дляшкольников в целях обеспечения гармоничного художественного,духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а такженадзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
Социально-медицинская поддержкасемьи в России предполагает кардинальное улучшение охраны здоровья семьи,в том числе [5]:
1) доступная для всех семеймедицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платногомедицинского обслуживания;
2) бесплатная медицинская помощьбеременным, роженицам и детям до 18 лет;
3) профилактика врожденнойинвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование ивнедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системыобязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
4) улучшение медико-социальнойпомощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение,протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку ивыпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивногоинвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основамреабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
5) развитие учрежденийсоциального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелымии больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихсяв посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Созданиеучреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми,одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих вуказанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и ихсоциальное устройство;
6) развитие системы охранырепродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественноесанитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания,безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
В целях усиления психолого-педагогическойпомощи семье в воспитании детей государство реализует следующие меры [5]:
1) государственная финансоваяподдержка издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенкаи уходу за ним, по проблемам семейных отношений;
2) распространение специальнойлитературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования еюмассовых библиотек;
3) запрет на изготовление,распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет илииных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
4) государственная координация ифинансовая поддержка нравственного, этического и экологического просвещениянаселения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детскихдошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
5) формирование и укреплениекомиссий по защите прав несовершеннолетних;
6) создание системыспециализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков;
ж) совершенствованиедеятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования издравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
2.4 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
Различия между развитым странамив уровне рождаемости — среднем числе рождений на одну женщину — иногдадостигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многомзависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько онавсеобъемлюща [12].
Семейная политика в разныхстранах не одинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуютдемографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла неставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такойподход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии. Третьягруппа стран придерживается более современного подхода — они поддерживают всетипы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акцентысемейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целомхарактерны изменения в целях, в приоритетах, в ориентации, в методах ееосуществления. Семейная политика реагирует на многие факторы: экономическуюконъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию. Сокращениегосударственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах насемейную политику.
Национальный менталитет,выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял насемейную политику в силу специфического национального понимания проблем,приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страныпервыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей ипервыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, таки для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачныхдетей.
Концепция предоставленияотпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включаяте, где социальны статус женщин более низок (Португалия, Греция), чем в странахСеверной Европы [12].
Общим для всех европейских странявляется тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, вкотором рождаются и воспитываются Новые поколения, где происходит ихсоциализация, где эти поколения получают экономическую и психологическуюподдержки.
В 70-х годах системы охраныматеринства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинствестран Запада. Ныне в них как минимум в рамках социальной помощи проводятсяследующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности ирождения ребенка, предоставление и оплата декретного отпусков, наблюдение заздоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление права на отпускпо воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий надетей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидий) дляприобретения или аренды жилья и некоторые другие.
Во всех странах Запада действуютслужбы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контрацептивам. Отношениек абортам варьирует от полной либерализации до строгих ограничений.
Однако эти общие положения имеютподчас сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков,возрастных ограничений и т.п. Так, отпуск в связи с беременностью и родамиполностью оплачивается работающим только в четырех странах (Германия, Франция,Люксембург, Нидерланды); от 50 до 90% заработка получают женщины в пяти странах(Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия), еще меньше компенсация декретногоотпуска в Греции и Португалии. В Великобритании и США системы оплаты особые — зависятот ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.
В шести странах декретныйотпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, акое-где и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург иотчасти Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска повоспитанию детей или так называемые «родительские», для всехкатегорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориямработающих — в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска неоплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам такжеотличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии — 13 недель имаксимальна в Дании — 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель [12].
В некоторых странах установленаобщая продолжительность декретного отпуска, а его разделение на «до» и«после» родов носит гибкий характер. В Испании, например (крайнийслучай), можно совсем не брать дородового отпуска и все 16 недель использоватьпосле рождения ребенка.
Во всех без исключения странахзапрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретногоотпуска сохраняется.
Во многих странах правовозвращения на прежнее место работы распространяется на более длительный период.В этом отношении выделяется Германия, где этот срок составляет 36 мес. Востальных странах — от двух до 12 мес.
Почти во всех странах, кромеИрландии, беременная женщина имеет право перехода на более легкую работу. Обязательноемедицинское освидетельствование требуется от женщин в восьми странах из 12 (кромеБельгии, Греции, Ирландии, Франции).
Менее распространен такой видподдержки семьи, как пособие в связи с рождением ребенка (родовое пособие). Еговыдают всем женщинам только в четырех странах (Бельгия, Франция, Люксембург и Португалия).В Ирландии и Великобритании такое пособие могут получить только нуждающиесясемьи.
В отношении отпусков по уходу забольными детьми страны Европейского Союза значительно отстали от бывшихсоциалистических стран Европы и России. Такие отпуска предоставляются не вовсех странах, а там, где они существуют, их продолжительность составляет отодного до десяти дней [12].
Некоторые страны выплачиваютпособие новобрачным как перспективным родителям. К ним относятся, как нистранно, такие более бедные страны, как Португалия и Греция, а также Люксембург.|
В половине стран ЕвропейскогоСоюза существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу; отвоенной службы могут освободить либо отсрочить ее прохождение. Правда, при этойследует отметить, что в трех странах ЕС обязательной службы в армии вообще несуществует (Ирландия. Люксембург, Великобритания).
Для семей с детьми довольнораспространены (в восьми странах из 12) льготы по проезду на городском, акое-где и на железнодорожном транспорте. Таких льгот не имеют только англичане,португальцы, голландцы и датчане.
Все страны ЕС выплачиваютсемейные пособия на детей. Только в одних оно носит универсальный характер, т.е.ничем не обусловлено, а в других при его выплате учитываются доходы семьи. Универсальныйхарактер имеют пособия в восьми странах (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия,Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания). «Полууниверсальный»характер выплат существует в Германии. Здесь платят пособия практически всем,но, начиная со второго ребенка, размер пособия зависит от дохода семьи. Установлентакже общий потолок дохода, после которого с 1994 г. пособие совсем не выдается.Однако этот потолок так высок, что вряд ли имеет практическое значение.
Только в четырех странах размер пособийавтоматически индексируется (Бельгия, Люксембург, Греция, Португалия). Вбольшинстве остальных индексация проводится ежегодно либо (как в Германии) происходитих периодический пересмотр.
За исключением Греции семейныепособия налогом не облагаются.
В некоторых странах размерсемейных пособий прогрессивно увеличивается по мере взросления ребенка (Бельгия,Франция, Люксембург, Великобритания). В половине стран размер пособия зависитот очередности рождения ребенка. В большинстве случаев максимальная суммавыплачивается на третьего-четвертого ребенка [12].
Возрастная границапредоставления семейного пособия на детей более чем в половине странустановлена в 18 лет. В четырех странах пособия не получают дети с 16-17 лет, ав одной (Ирландия) — с 14лет. Во всех странах, кроме Дании и Испании,возрастная граница выплаты пособия может быть повышена, если ребенок продолжаетучебу, в частности получает высшее образование. Такой возрастной предел вбольшинстве стран составляет от 24 до 27 лет (максимум в Германии и Люксембурге).
В последние года в странахЗападной Европы и, особенно, в Германии, Франции и некоторых других, началаформироваться более всеобъемлющая концепция семейной политики. Ставится вопросо создании такой социальной среды, которая бы более полно отражала потребностиродителей и детей. Эта концепция имеет в виду улучшение условий труда дляродителей, имеющих маленьких детей, в частности, увеличение продолжительности«родительского отпуска» с сохранением права возврата на прежнееместо, более широкое распространение гибкого графика работы, неполнойзанятости, создание более удобных рекреационных возможностей в пригородах,улучшение работы общественного транспорта, более широкое вовлечение родителей вработу детских дошкольных учреждений, расширение системы налоговых льгот надетей [12].
Подводя итог вышесказанномуможно сделать следующие выводы. Большинство развитых стран усиливают мерыпомощи семьям или вводят их, если их не было. Одна из целей семейной политики — увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий длязанятости женщин. Общее увеличение инвестиций варьируется от страны к стране,так же как и их направления. Страны различаются, в первую очередь, по помощи,которую они устанавливают в форме отпусков и услуг по уходу за детьми младшетрех лет, чьи родители работают. Страны севера Европы более щедры, расходуямного средств и на такую помощь, и на общие инвестиции. Инвестицииориентированы больше на детей дошкольного возраста (3-6 лет) и на семьи снизким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительнобольшей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побужденияв том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Она способствуетподдержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее,прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.
Глава 3. Концепция семейной политики Рязанскойобласти на 2007-2015 годы как вариант совершенствования социальной защиты семьи
Одним из социальных институтов,формирующих поведение людей в демографической сфере, является семья. По даннымВсероссийской переписи населения 2002 года в Рязанской области учтено 363,7 тыс.семей, в которых проживает 968,4 тыс. человек, или 78,9% всего населения области(см. Приложение 1).
Положение семьи в Рязанскойобласти обстоит не лучшим образом. Изменения в образе жизни современной семьисформировали в общественном сознании представление о предпочтительности нетолько малодетной, но и простой нуклеарной семьи, состоящей только изсупружеской пары с детьми или без детей. Таких семей абсолютное большинство. Типичнымиявляются семьи, имеющие одного (73,4%) или двух (23,4%) детей. И лишь 3,2%семей в Рязанской области имеют трех и более детей. Каждая третья молодая семьяв своем составе не имеет детей. Подавляющее большинство (84,5%) молодыхсупружеских пар с детьми (18,3 тыс) имеют одного ребенка, 14,4% — двух детей,0,9% — трех детей, 0,1% — четырех детей [2].
Неполные семьи, состоящие изматери или отца с детьми (включая неполные семьи с одним из родителей материили отца, а также прочих родственников) составляют 23,7%, или каждая четвертаясемья. В девяти случаях из каждых десяти — это материнские семьи без отца.
Основные проблемы, стоящие передроссийской семьей, по-прежнему имеют материальный характер. В Рязанской областив 2006 году (по предварительным данным) немногим более 230 тыс. человек илипятая часть населения (19,6%) имели среднедушевые денежные доходы нижепрожиточного минимума или черты бедности. В крайней бедности, т.е. сосреднедушевыми доходами в два и более раза ниже прожиточного минимуманаходилось 5,3% населения.
На 1 января 2007 г. в органахсоциальной защиты населения зарегистрировано 4,7 тыс. многодетных семей, вкоторых воспитывается 15,9 тыс. детей, 4,4 тыс. семей с детьми инвалидами (4,5тыс. детей), 14,5 тыс. неполных семей (18,2 тыс. детей) и 9,9 тыс. семейодиноких матерей (11,2 тыс. детей) [2].
В Рязанской области общее числодетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило 4, 5 тысячи (наконец 2007 года). Число ежегодно выявленных новых сирот и детей, лишившихсяпопечения родителей, по сравнению с 1995 годом возросло на 11,6%, араспространенность такого явления, как лишение родительского попечения — почтив 3 раза (см. Приложение 2).
В целях улучшения положениясемьи распоряжением Губернатора утверждена Концепция семейной политикиРязанской области на 2007-2015 годы (см. Приложение 3). Концепция разработана всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами идругими нормативно-правовыми актами, закрепляющими права и гарантии семьи. Онаопределяет систему взглядов, принципов, приоритетных направлений в сфересоциальной поддержки, охраны здоровья, образования, воспитания, организациидосуга семей с детьми. Концепция содержит анализ современного состоянияинститута семьи и отражает региональную специфику семейной политики, котораяформируется с учетом экономических, демографических и других объективныхперемен, происходящих в жизни общества.
В соответствии с концепциейприоритетными направлениями реализации семейной политики Рязанской областиявляются [2]:
Создание условий дляэкономической самостоятельности семьи, улучшение материальных условийжизнедеятельности семьи, поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации:
повышение степени доступностижилья для семей, имеющих малолетних детей, включая внедрение ипотеки сотсрочкой (снижением) платежей, предоставление основной части государственныхсубсидий при рождении ребенка, расширение объемов строительства жилья иобъектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей многодетных семей;
создание условий для преодолениятенденций снижения уровня доходов и стабилизации материального положения семей,сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;
материальная поддержкабеременных женщин, семей с детьми-инвалидами, неполных, многодетных ималообеспеченных семей;
оказание содействия в развитиималого семейного бизнеса;
создание работникам, имеющимдетей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнениемсемейных обязанностей;
экономическая поддержкастановления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательстваи фермерства;
создание условий для развитиявысококвалифицированного надомного труда;
обеспечение государственныхгарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на условияхнеполного рабочего дня (недели), для подростков (от 14 до 18 лет) в свободноеот учебы время, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, развитиепрограмм трудоустройства и занятости подростков и молодежи;
усиление гарантий занятости всфере общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной защите(семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, и др.); стимулированиесоздания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых или иныхльгот предприятиям, использующим их труд;
обеспечение условий дляповышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовойдеятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам иуходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реабилитации.
Охрана здоровья детей иродителей:
усиление профилактическойнаправленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качествамедицинской помощи населению;
укрепление здоровья детей иподростков, прежде всего, за счет совершенствования профилактическихмероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин;
создание условий для организациисемейного отдыха, оздоровления детей и подростков;
совершенствованиемедико-генетической помощи населению, внедрение современных технологий раннейдиагностики врожденных пороков развития плода, наследственных и другихзаболеваний;
разработка и внедрениесовременных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровьянаселения;
развитие центров реабилитациидля детей с ограниченными возможностями.
Оказание помощи семье в областивоспитания и образования детей, профилактика семейного неблагополучия:
совершенствованиепрофилактической и реабилитационной работы с семьями, осуществление постоянногопатронажа проблемных и кризисных семей, развитие службы сопровождениязамещающих семей;
поддержка детей, которые в силужизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, искоренениевсех форм эксплуатации детей, профилактика насилия в семье;
оказание несовершеннолетнимуслуг по профессиональной ориентации и социальной адаптации на рынке труда;
сохранение и развитие сетидошкольных образовательных учреждений;
развитие системы дополнительногообразования, создание условий для духовного и нравственного развития детей,освоения ценностей культуры;
создание условий для устойчивогофункционирования системы организации досуга семей и детей;
усиление и совершенствование духовно-нравственноговоспитания детей.
Развитие системы социальной ипсихолого-педагогической помощи семье:
содействие межведомственномусотрудничеству учреждений в целях наилучшего обслуживания семьи;
поддержка гражданской инициативыи взаимодействие с негосударственными организациями, ведущими социальную работус семьей, детьми, подростками и пожилыми людьми;
формирование на территорииобласти сети учреждений социального обслуживания семей, обеспечивающих ихправовой, медико-социальной, психологической поддержкой и социальнымустройством;
развитие и поддержка семейныхформ устройства детей-сирот.
Реализация Концепциипредполагает активное информирование и просвещение населения Рязанской областив вопросах развития института семьи. Информационное обеспечение реализации Концепциипредусматривает регулярное отражение статистической и социологическойинформации о положении рязанских семей в средствах массовой информации, научныхжурналах, в специальной литературе, повышение уровня информированностинаселения об учреждениях и комплексе услуг, предоставляемых семьям. С цельюформирования общественного мнения, пропаганды ценностей семьи активноиспользуются печатные и электронные средства массовой информации,подготавливаются сюжеты, репортажи, выступления ответственных лиц порегиональному телевидению и радио для освещения хода реализации Концепции,формируется имидж специалистов, работающих с семьей.
Организация целенаправленнойинформационной кампании рассчитана на формирование гражданской позиции вотношении необходимости повышения рождаемости, ценности детей и статусародительства, перехода от малодетной к среднедетной семье, переориентациисистемы ценностей на устойчивую полную семью с несколькими детьми, пропагандуздорового образа жизни.
Механизм реализации Концепциисемейной политики в Рязанской области предполагает [2]:
совершенствованиезаконодательного обеспечения региональной семейной политики и защиты прав детей;
концентрацию финансовых иматериальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положенийКонцепции, с учетом использования средств бюджетов различных уровней ипривлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
постоянную целенаправленнуюдеятельность государственных структур, направленную на сохранение и укреплениесемьи, совершенствование межведомственного взаимодействия, создание и развитиеструктурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики вотношении семьи;
развитие сети учрежденийсоциального обслуживания, открытие и функционирование эффективных комплексныхцентров психолого-педагогической и экстренной психологической помощи семье,школ приемных родителей, службы сопровождения замещающих семей;
разработку и выполнениеобластных целевых программ, планов мероприятий, направленных на решение задач вобласти семейной политики, ежегодную их корректировку;
подготовку, переподготовку иповышение квалификации специалистов, работающих с семьей;
взаимодействие с общественными,религиозными и благотворительными организациями в решении проблем семьи;
формирование общественногомнения и поддержку гражданских инициатив, направленных на реализацию семейнойполитики.
В целом можно сказать, чтоданная концепция достаточно полно отражает ключевые направления политикигосударства в сфере поддержки семьи, раскрывает основные проблемы современнойсемьи и предлагает эффективные методы их разрешения. Концепция направлена насоздание необходимых условий для активного и благополучного функционированиясемей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательногои другого потенциала. Обозначенные в Концепции меры поддержки семьи в первуюочередь направлены на раскрытие внутреннего потенциала семьи, стимулируют семьюна самостоятельное решение проблем, а не порождают иждивенчество в социальнойсреде.
Однако следует отметить и то,что данная концепция направлена прежде всего на поддержку института материнстваи детства, но достаточно слабо выражены формы поддержки института отцовства, непрописаны формы помощи и социальной работы с отцами-одиночками. Для обеспечениястабильной и сильной семейной политики необходимо включить в концепцию мерыэкономической, педагогической, социальной и других форм поддержки институтаотцовства.
В целях более эффективногопроведения семейной политики в концепции следует определить этапы ее реализации.Это позволит наиболее точно и своевременно отслеживать промежуточные результатыгосударственной семейной политики, а так же оперативно вносить изменения вдеятельность социальных служб и муниципальных образований в соответствии стекущими реалиями и потребностями общества.
Для того чтобы принципы семейнойполитики, прописанные в Концепции, соблюдались всеми учреждениями Рязанскойобласти, необходимо обозначить карательные санкции по отношению к темучреждениям, которые игнорируют данные положения.
В Рязанской области как и вцелом по стране основной формой поддержки семьи являются прежде всего денежныевыплаты и пособия. В сознании как граждан, так и сотрудников социальных службданная мера поддержки рассматривается практически как единственно возможная. АдминистрацияРязанской области при помощи Концепции должна принимать определенные меры дляразрушения этого стереотипа и содействовать оказанию как экономической, так ипедагогической, психологической, социальной и иных форм помощи семье.
С принятием Концепции новоекачество семейной политики предполагает предоставление семье полноценногосоциально-правового статуса; активное функционирование семьи как социальнойобщности в системе правовых отношений; включение функций семейной политики всистему деятельности органов власти и управления. В итоге можно прогнозироватьреальные изменения в системе социальных отношений «семья — государство».
Заключение
Актуальность данной темы насовременном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи отпривычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельностипротекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологическойи демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью обществаприобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться кновым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяютизменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума вобществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовныхи нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильногоположения общества в целом, и семьи, в частности.
Государственная семейная политика имеет особое значение в современнойРоссии, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себепротекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами,вызванными мировым экономическим кризисом. Необходимость сильнойгосударственной семейной политики обусловлена прежде всего общественнымипотребностями. По своей природе и предназначению семья является союзникомобщества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев,социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано вактивно действующей семье, способной выработать и реализовать собственнуюжизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.
Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайненедостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняютнеразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практическихмеханизмов и технологий ее реализации; недооценка семейной политики каксамостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральномуровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развитиясоциального института семьи, соответствующих механизмов ее реализации; совокупностьобъективных и субъективных факторов, сохраняющих остаточный принципфинансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики вотношении семьи.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализациястратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основесовершенствования ее отношений с государством, более полной реализацииинституциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляяобщесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблемсемьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и КО», 2002. — 40 с.
2. Концепция семейной политики Рязанской области на 2007 — 2015 годы [электронныйресурс] Официальный сайт правительства Рязанской области www.ryazanreg.ru
3. Концепция реализации государственной семейной политики в Свердловскойобласти на период до 2015 года [Электронный ресурс] Официальный сайтправительства Свердловской области www.midural.ru
4. Семейный Кодекс Российской Федерации. М.: «ОМЕГА-Л», 2010. — 77с.
5. Указ президента РФ «Об основных направлениях государственнойсемейной политики» от 14 мая 1996 года N 712
6. Алексеев С.С. Государство и право — М., 2003 г.176 с.
7. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России// Социологические исследования, 2002, № 7, С.108-110
8. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научнойразработки. М., 2005. С.247
9. Дармодехин С.В. Семья и государство. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания,2001.С. 207
10. Егорова Н.Ю. Принцип социального партнерства в семейной политике // Социальнаяполитика социального государства. Под ред. проф. Саралиевой З.Х. — Н. Новгород:Издательство НИСОЦ, 2002. С.279.
11. Карелова Г.Н. Государственный доклад «О положении детей вРоссийской Федерации, 1996 год». М., 2004. С.9.
12. Оливье Тевенон. Семейная политика в развитых странах: контрастирующиемодели. — Population et sociétés, №448, 2008
13. Пьянов А.И. Основные концептуальные положения современнойгосударственной семейной политики в Российской Федерации. — Ставрополь, 2008. С.236
14. Рабжаева М.В. Семейная политика в России XX в.: историко-социальныйаспект // Общественные науки и современность. 2004. N2. С.166-176.
15. «Российская газета» — Спецвыпуск №4786 от 6 ноября 2008 г.
16. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. — 2001 г. — 204с.
17. О концепции государственной семейной политики [электронный ресурс] www.garant.ru/action/interview/anons/242980/
18. 2008 год семьи [электронный ресурс] www.semya2008.ru/
19. Младенческая смертность в России [электронный ресурс] medportal.ru/mednovosti/news/2009/04/27/babies/
20. Демографическая ситуация в России [электронный ресурс] www.demographia.ru/articles_N/index.html?
idR=21&idArt=1347
21. Год семьи в России [электронный ресурс] family. invur.ru/index. php?id=71
Приложения
Приложение 1
Распределениесемейных ячеек в Рязанской области по данным Всероссийской переписи населения2002 года. Всего семейных ячеек Из них имеющие детей моложе 18 лет В том числе с 1 ребенком с 2 детьми с 3 детьми с 4 детьми с 5 и более детьми Число семейных ячеек 363730 164661 120906 38427 4135 811 382
в том числе:
супружеские пары без детей 119700 Супружеские пары с детьми 157919 117402 81874 33118 3279 618 313 Матери с детьми 76817 42402 34895 6487 779 177 64 Отцы с детьми 9294 4857 4137 622 77 16 5