Реферат по предмету "Социология"


Географический фактор и типы территориального расселения Их роль в развитии потребностей людей

ГОУ ВПО города Москвы
«Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы»
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА
Контрольная работа
Дисциплина: Человек и его потребности
Тема: Географический фактор и типы территориального расселения. Их роль в развитии потребностей людей.
Выполнил(а): студент(ка)
курса учебной группы
Факультета заочного обучения
Проверил: преподаватель
Москва 2009
Введение
В данной работе описаны основные разграничения потребностей у людей в зависимости от места из проживания и территориального расселения.
Каким образом влияет на потребности мировоззрение, религиозные взгляды, а также общество в котором проживает человек.
Изложены основные потребности индивида. Мотивы, побуждающие людей к удовлетворению тех или иных потребностей.
А также раскрыт вопрос, откуда берутся потребности у людей, как эти потребности меняются под воздействием ряда факторов, и почему без удовлетворения одной потребности, человек не может перейти к другой.
Наш дом планета Земля имеет огромные территории, на которых проживают люди. Современные люди, как правило, ведут оседлый образ жизни, т.е. практически никогда не покидают то место, где они родились. Климат мест обитания человека различен на примере: города Диксона (столица Арктики) где среднегодовая температура равна − 12 °C и города Триполи, где температура может превышать + 58 °C.
В вышеописанных местах обитания человек испытывает на себе различные природные явления: такие как круглогодичный холод или жара. Климат как географический фактор очень сильно отражается на потребности людей. Ведь там где круглый год светит солнце и тепло, человеку не нужно заботиться об удовлетворении материальных потребностей (теплая одежда, снегоуборочная техника, отопление и т.д.) В суровых же условиях климата человеку крайне важно удовлетворить вышеописанные материальные потребности, иначе как он просто не сможет существовать в данных условиях местности, попросту говоря, замерзнет и погибнет. Удовлетворение материальных потребностей исходит из биологических потребностей человека. Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т.е. без их удовлетворения человек вообще не сможет существовать.
Как видно из рисунка (пирамида потребностей А.Маслоу) человек испытывает в первую очередь:
Физиологические потребности
Потребность в безопасности
Социальные потребности
Потребность в уважении
Потребность в саморазвитии
Физиологические потребности.
/>

Эти потребности человек должен удовлетворить в первую очередь, дабы он мог продолжать свою жизнедеятельность. Особенно важно отметить что пища и вода, которые крайне важны для человека, в разных регионах доступны на разных уровнях. На примере экономически слабо развитой республики африканского континента, где все население живет на территории где сами по себе дожди это крайняя редкость, пшеницу не вырастить, а проложить водяные каналы просто не хватает средств. Не говоря уже о безработице, антисанитарии, болезнях и т.д.
Регион, где пустыня со всех сторон, не выглядит экономически привлекательным, тем не менее, люди там продолжают повседневную жизнь, испытывая определенные трудности с удовлетворением самых насущных потребностей.
На примере экономически стабильной Европы, с её умеренным мягким климатом, наличия большого кол-ва водных ресурсов, благоприятных условий для сельскохозяйственной деятельности, большое кол-во коммунальных благ ( горячая вода, свет, отопление, газ и т.д.) В данном регионе жизнь человека иная нежели в бедной стране, здесь он обеспечен практически всем, а имея работу он в состоянии практически полностью удовлетворить свои самые насущные потребности.
Различие этих двух регионов обусловлено в первую очередь такими вещами:
Климат
Экономика
Промышленный прогресс
Плотность населения
Плодородные территории
Мировоззрение как таковое тоже играет огромную роль в потребностях людей. Говоря о первобытном обществе наличие на территории проживания огромного камня правильной формы могло быть на протяжении долгого времени ступором в развитии людей так как камень мог обожествляться и например сеять пшеницу на плодородной земле просто было нельзя, запрещалось идти в разрез с богами. Физиологические потребности являются той составляющей для человека без удовлетворения которой его жизнедеятельность не возможна.
Потребность в безопасности
На саму эту потребность географический фактор оказывает большую роль. Ведь существуют регионы, где ураганы и землетрясения довольно частые явления. И наоборот есть места, где местное население не сталкивалось со стихией. Но человечество борется с изъянами, как природы, так и социальных проблем в своем регионе пытаясь сделать проживание более безопасным. Говоря о социальных проблемах тут может быть криминал (бандитизм) против которого общество противопоставляет армию (полицию) А также ужесточает наказание за беззаконную деятельность вплоть до смертных казней. Ради обеспечения собственной безопасности человек будет строить дом с антисейсмическим фундаментом (строением), чтобы землетрясения не разрушили строение.
Без удовлетворения этой потребности человек никогда не сможет развить свою жизнедеятельность, ведь если он будет постоянно подвергаться опасности, все его свободное время будет уходить на борьбу и способы защиты от источника беспокойства. Индивид, который сможет удовлетворить свою потребность в безопасности сможет развивать остальные потребности, работать, учиться, создать семью, поскольку на уровне подсознания он понимает что ему и его близким ничего не угрожает.
Социальные потребности.
У человека существует огромное множество социальных потребностей. Индивид находясь в обществе, занимая определенный социальный слой, он контактирует с другими индивидами, общается.
В процессе жизнедеятельности у человека могут возникать различные социальные потребности такие как самореализация, уважение, власть, общение, желание примкнуть к какой либо социальной группе и иметь поддержку от общества.
Также побуждающим мотивом к образованию потребностей может быть недовольство своим материальным, социальным положением, будь то не престижная работа, политический режим, круг общения и т.д.
Каждый человек по своему проходит процесс социализации в обществе, соответственно у каждого свой взгляд на то как ему позиционировать себя в обществе, каким образом ему влиять на общество, как достигать своих потребностей или просто оставить все как есть.
На примере сельской местности у человека наличие социальных потребностей намного меньше, чем у городского жителя. Поскольку в сельской местности практически все население занимается сельским хозяйством, особого рвения на «выделение» своей индивидуальности ни у кого не возникает.
В крупном мегаполисе, наоборот, перед человеком открываются огромные возможности, общество само дарит возможности человеку для реализации его потребностей, на примере студента который хочет получить престижную, высокооплачиваемую работу в будущем, общество предлагает институт, в котором он может получить образование необходимое для достижения его цели.
На примере некоторых стран, в которых женщины могут реализовать свои социальные потребности. Они занимают места в правительстве, руководящие должности в крупных компаниях. И наоборот в исламских республиках женщины очень сильно ограничены в своих правах, а в некоторых местах, в семьях, жена может выйти на улицу только с позволения мужа.
Масштаб социальных потребностей ограничен характером и уровнем развития общественного производства, спецификой производственных отношений и социокультурной среды, национальными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.
Потребности социальных групп характеризуются: массовидностью проявлений; устойчивостью во времени и пространстве; инвариативностыо в специфических условиях жизнедеятельности членов социальных групп; взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливает образование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворении их предметами социально-бытового назначения. Это в свою очередь породит потребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, производящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность в специалистах и т.д.
Целесообразно выделить следующие социальные области, удовлетворение потребностей в которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп:
· производства и распределения товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;
· охраны среды нормального психофизиологического жизнеобеспечения, в том числе для простого (или расширенного) демографического воспроизводства;
· познания и саморазвития;
· коммуникации и средств связи;
· воспитания и обучения детей;
· контроля поведения членов общества в аспекте соблюдения норм права;
· обеспечения экономической, социальной и иных аспектов безопасности общества.
Социальные потребности имеют существенные отличия от личностных потребностей (запросов) индивида. Удовлетворение последних не несет каких-либо социальных последствий в масштабах общества. Социальные потребности удовлетворяются организационными усилиями членов общества посредством социальных институтов. Удовлетворение потребностей обеспечивает социальную стабильность и общественный прогресс, неудовлетворение порождает социальные конфликты и несет угрозу социальной безопасности.
Таким образом, социальные институты являются ведущими компонентами социальной структуры общества, интегрирующими и координирующими множество действий членов общества, социальных групп, упорядочивающими социальные отношения в различных сферах общественной жизни.
Знание социальной структуры общества, роли и места в ней социальных групп и социальных институтов является основополагающим фактором определения субъектов и объектов социальной политики, ее целей, приоритетов, технологий.
Потребность в саморазвитии.
Данная потребность присуща любому человеку, как специалисту, который хочет улучшить свои проф. навыки, так и религиозному человеку пытающемуся достичь духовного совершенства.
Жители крупных городов с силу образа жизни и своего мировоззрения подчас мало задумываются о духовном совершенствовании, потребность в этом зачастую очень мала. В обществе людьми движет потребность в материальном достатке, потребность достичь результатов в работе и бизнесе.
Существуют регионы где реализовывать потребность в материальном обогащении считается «плохим делом» Если рассматривать Тибет и страны где официальная религия буддизм, для глубоко верующих людей признающих буддизм главной целью в их жизни является самосовершенствование в перерождениях, а также в прохождении пути, который ведет к достижении состояния нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.
Заключение
Не смотря на свое материальное положение, физические возможности, положение в обществе и т.д., а также место проживания, каждый человек испытывает различные потребности, будь то физиологические или социальные. Условия проживания, климата, а также ресурсы, которыми может воспользоваться человек для удовлетворения своих потребностей, различны.
Для того чтобы человек максимально полностью мог реализовать свои физиологические и социальные потребности, правительство данного государства должно максимально правильно проводить поддержку:
Возьмем примеры из жизни:
1.Студентам помощь в поступлении в институт, а также доступности платного образования, для слоя населения с небольшими доходами.
2. В условиях дефицита жизненно важных вещей (вода, пища и т.д.) максимально обеспечить этим людей.
Переезжая из одного уголка Земли в другой потребности людей меняются постоянно, это тесно связанно с традициями, культурой, нравами населения данного региона. Если племя в джунглях южной Америки добывает себе только пищу не заботясь о том, чтобы оплатить Интернет, то житель города Нью-Йорка в течение дня может думать о множестве своих как насущных так и не насущных потребностях.
Вывод человек может приспособиться практически к любому месту проживания и к условиям, которые его будут окружать, но чем уже круг предлагаемых источников удовлетворения потребностей, тем уже и сам круг этих потребностей у индивида.
Используемая литература
1. Орлов С.В. Человек и его потребности– СПб.: Издательский дом Питер 2006.
2. Использованные сайты: ru.wikipedia.org
3. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально экономический потенциал России
Реферат Рациональное питание как один из способов сохранения здоровья
Реферат Экономическая география Дальнего Востока
Реферат Факторы риска развития атопического дерматита
Реферат Экологическое краеведение Туркменистана
Реферат 1. вопросы для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру понятие финансов и финансовой системы
Реферат Апочему Вы сами себе задаете вопросы и отвечаете? Вы от стыда даже «Диалог» закавычили
Реферат Развитие школы и педагогики в других социалистических странах
Реферат Саги героические: Сага о Кухулине
Реферат Анализ ландшафтной лексики в ярославских говорах
Реферат Оценка профессиональной направленности личности учителя
Реферат Эконометрический метод и использование стохастических зависимостей в эконометрике
Реферат Выборки и их представления
Реферат Arendt
Реферат ЗНО история Украины 2010 1 сессия с ответами.