ИЗ КНИГИ – ВВЕДЕНИЯ ВГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(Изд-во Аспект-Пресс, М.,2005)
Ю.В. Градскова
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
«Социализация» является одним из центральныхпонятий таких дисциплин, как социология, психология, политология. Хотя каждаяиз них вкладывает в это понятие особый смысл, в целом можно сказать, что подсоциализацией понимается совокупность всех социальных процессов, благодарякоторым индивид усваивает социальный опыт и в результате общения и деятельностиприобретает определенные нормы и ценности, позволяющие ему функционировать вкачестве члена общества.
Данное понятие связано с категориями «статус» и«дифференциация». Во всех известных обществах существует неравенство(дифференциация) людей по отношению к богатству и власти. Поэтому социализацияв конечном итоге становится процессом приобретения того или иного общественногостатуса (скажем, студента, домохозяйки, рабочего). Статусы могут меняться втечение жизни, но их набор в жизни отдельного человека обычно ограничен.Наиболее легко при этом изменяется статус, связанный с возрастом (очевидно, чтоневозможно бесконечно поддерживать статус студента или «мамы малыша»), сложнееменяются статусы, связанные с обладанием богатством и знатностью, хотя и онипри определенных условиях (продвижение по службе, женитьба, боевые заслуги,неожиданное наследство и т.д.) могут эволюционировать. Однако та «часть» статусачеловека, которая определяется его принадлежностью к тому или иному полу, чащевсего бывает неизменной на протяжении всей жизни. Распределение в обществестатусов, связанных с полом человека, и их иерархия в социальном пространстве иполучили название гендерной стратификации.
Данная глава учебного пособия посвященаконкретному аспекту социализации — усвоению и изменению различий впредставлениях о статусах, нормах, ролях и ценностях, соответствующихбиологическому полу индивида. Иными словами, нужно ответить на один из главныхвопросов курса: как люди становятся «мужчинами» и «женщинами» и что этоозначает в разных культурах?
1. Биологическийпол и гендерная идентичность
На первый взгляд, в основе иерархии статусовмужчин и женщин лежат их физиологические и психологические различия. Однаконасколько существующая гендерная стратификация соответствует «природным»различиям мужчин и женщин, а насколько она является результатом воспитания иобщественного регулирования? Начнем рассмотрение этого вопроса с понятия«биологический пол».
Исторически биологический пол индивидаопределялся по наружной форме гениталий и в соответствии с этим назначалсягражданский пол, согласно с которым воспитывался ребенок. Между тем определениебиологического пола не столь тривиальная процедура. В настоящее времяучитываются не только внешние половые признаки, но и хромосомное и гормональноестроение организма. В частности, отсутствие второй Х-хромосомы и ее замена Y-хромосомой ставитмужчину в биологически невыгодную позицию — у мужчин чаще встречаютсязаболевания, связанные с гормональным развитием, а некоторые из них (например,гемофилия или дальтонизм) свойственны только мужчинам.
В процессе развития зародыша происходит идифференциация головного мозга, в связи с чем в период полового созреваниямужской и женский организмы начинают вырабатывать соответствующие гормоны, подвлиянием которых у подростков появляются вторичные половые признаки. Однако ниодин из этих процессов не является односторонним. Например, гипоталамус, отделпромежуточного мозга, отвечающего за деятельность желез внутренней секреции исвязь нервной и эндокринной систем, не только дифференцируется под влияниеммужских гормонов — андрогенов, но и сам может воздействовать на эндокриннуюсистему[1].
С другой стороны, несмотря на биологическиеразличия на всех трех уровнях, женский и мужской организмы с данной точкизрения идентичны по меньшей мере на 85%. Можно сказать, что сходства междумужским и женским организмами намного больше, чем различий.
В процессе развития человеческого организмакаждая последующая дифференциация основывается на предыдущей. Поэтому половаяпринадлежность индивида даже в чисто биологическом смысле — сложная,многоуровневая система, складывающаяся в процессе индивидуального развития.Гендерный статус человека связан не только с биологическим полом, но и с егопредставлениями о своем поле, о том, что для него самого означает «бытьженщиной» или «быть мужчиной». Эти представления и называются гендернойидентичностью.
Особенно показательными примерами сложнойвзаимозависимости между биологическим полом и гендерной идентичностью являютсяописания исследований гермафродитов.
Эксперименты американского исследователя Дж. Мани(60-е годы) показали, что в случаях нарушения соответствия между гормональными,хромосомными и внешними морфологическими особенностями организма развитиеиндивидов может происходить как по принципу преобладания воспитания, так и попринципу решающего воздействия половых гормонов. В первом случае, и 7 индивидовс женским хромосомным и гормональным полом мужскими гениталиями, четверо (послеоперации) воспитывались как девочки и сформировали женскую идентичность, а троедругих воспитывались как мальчики и смогли развить в себе мужскую идентичностьи сексуально функционировать как мужчины. В другом случае, однако, из 18генетических мужчин, появившихся на свет с гениталиями, похожими на женские, ивоспитанных как девочки, 16 осознали себя мужчинами и приняли мужскуюидентичность[2].
Таким образом, совокупность биологическихпризнаков пола можно рассматривать лишь как предпосылку отнесения индивида ктому или иному сообществу. Еще более показательным примером является описанныйамериканским антропологом Гарольдом Гарфинкелем случай Агнес.
Агнес до 18-летнего возраста воспитываласьмальчиком — с рождения у нее были мужские гениталии. В 18-летнем возрасте онарешила сменить пол, так как ощущала себя женщиной и мужчины были болеепривлекательны для нее как сексуальные партнеры. Однако после изменениябиологического пола (хирургической операции) перед ней встала новая задача —стать женщиной, не имея «сертификатов женственности», т.е. не пройдя школуженского опыта. Она постоянно боялась, что ее «разоблачат»[3]. Этот пример показывает, что наличиябиологических признаков и идентификации себя с «женщиной» оказалосьнедостаточно для подтверждения женского гендерного статуса. В настоящее времявсе большее количество исследователей приходят к выводу скорее о культурной,нежели биологической детерминации гендерной стратификации. Вследствие этогоименно социализация — постижение в процессе взаимодействия с окружающим какпрямых (выраженных в законах, нормах), так и косвенных (неявных, бессознательноусваиваемых из сказок, песен, жестов и т.д.) требований культуры по отношению клюдям в связи с их биологическими признаками пола — дает ключ к решениюпроблемы гендера.
2. Стереотипымужского и женского поведения в различных культурах
Из социологии и этнографии известно, что гендерныероли (набор ожидаемых образцов поведения для мужчины или женщины)распределяются в разных обществах не одинаково, а в зависимости от ихэкономического развития и общественного устройства. Психология же говорит отом, что далеко не все психические свойства мужчин и женщин зависят от ихполовой принадлежности.
В обществах, часто называемых «первобытными» илидаже «примитивными», существовала развитая система женских и мужских ролей, атакже сложные обряды и традиции обозначения мужского и женского пола. Мужчины иженщины строго различались по своей одежде, украшениям, стилю раскраски тела ит.д. Для включения подрастающего поколения в систему полоролевого разделениятруда были выработаны сложные обряды инициации — посвящения в «мужчину» или«женщину».
Однако даже в регулируемом ритуалами обществе невсе так просто. Во-первых, мужские и женские роли (а с ними и представления отом, что носитель каждой из них должен делать и каким быть) существенноварьировались от одного сообщества к другому.
На это обратила внимание антрополог Маргарет Мид.В работе «Пол и темперамент» (1935) она рассмотрела особенности общественныхстереотипов, касающихся типично мужских и типично женских свойств у несколькихплемен Новой Гвинеи. В результате исследования было установлено, что у племениарапешей и у мужчин и у женщин преобладали женские роли и ценились женские чертыхарактера. Они совместно трудились и воспитывали детей. И мужчины и женщинывторого племени — мундугоморов — отличались воинственностью и агрессивностью,причем мужчины племени могли вступать в брак со своими дочерьми, а матери — сосвоими сыновьями. У представителей племени тчамбули гендерные ролираспределялись противоположно привычным нам: женщины ловили рыбу, занималисьткачеством, торговали; мужчины украшали себя и обдумывали праздничные церемонии[4].
Во-вторых, в этом обществе существовали люди,которые не вписывались в строгое полоролевое разделение. Так, в книге ИгоряКона «Лунный свет на заре» (1997) приводятся примеры института людей«среднего», или «промежуточного», пола, распространенного у 113 племен СевернойАмерики, народов Сибири и Дальнего востока (чукчи, алеуты и др.), Индонезии,Африки.
«Пяти-шестилетний мальчик зуньи, обнаружившийсклонность к домашней работе и общению с женщинами, понятия не имеет обабстрактных нормах гендерного поведения, он просто проявляет свои естественныесклонности. Однако его семья и община замечают это, и когда в 10—12 лет онвыбирает себе одежду, он уже осознает символическое значение этого акта. Еслибы не его природные склонности, зуньи бы не признали ребенка «двух-духовным»»[5].
Современные исследования показывают, что любомуиз существовавших до сих пор человеческих обществ было присуще какое-торазделение труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельностии социальные функции. Однако гендерное разделение труда предполагает не простодифференциацию тех или иных социальных функций, а определенную иерархию этихвидов деятельности и категорий людей, которые их осуществляют. При этом мужскиезанятия вне зависимости от их содержания оказываются более престижными, чемженские. Почему это происходит?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует.По мнению Кона, социальную зависимость женщин можно связать с биологическойзависимостью женского организма от функций продолжения рода (беременность,рождение, кормление грудью), так как все эти функции препятствуют женщинеудаляться далеко от своего жилища. Помимо этого можно выделить ещепсихологическую зависимость, которая возникает у девочек в процессе социализации,когда они наблюдают своих матерей и когда их обучают «домашней деятельности» впротивоположность «внешней» активности мальчиков[6].
Однако разнообразие конкретных условийхозяйственной жизни способствует огромному многообразию гендерных иерархий вмире. По данным антрополога Ф. Фридль, и среди охотников-собирателей, и средиземледельческих народов относительное могущество женщины возрастает, еслиженщины участвуют в добывании пищи, а также во внедомашнем распределении иобмене благ. Отсюда она делает вывод, что местопребывание детей, распределениеответственности за выхаживание младенцев и т.п. зависит от отведенных обществомженщинам производственных задач, а не наоборот. Таким образом, набор желаемых чертдля мальчиков и девочек, занятия и навыки, которым отводится центральное местов процессе образования и обучения, также будут различаться.
3. Теории и механизмысоциализации
В современной социологии отсутствует однозначноемнение о формах и механизмах социализации. Все теории, однако, сходятся на том,что к важнейшим механизмам относятся идентификация и типизация. Первая из нихпредполагает имитацию ребенком поведения взрослых представителей своего пола, авторая — активное участие взрослых в процессе воспитания, т.е. применениепринципа поощрения и наказания. При этом мальчики поощряются за те поступки,которые в данном обществе принято считать мужскими, и осуждаются за женские(«Ну что ты плачешь, ты же мальчик, а не девчонка!»). В свою очередь, девочкиполучают поощрение за то поведение, которое считается женским: к таковомуотносится аккуратность, внимание. Воспитанная в девочках с раннего детствапривычка заботиться о других становится впоследствии отличительной чертойбольшинства женщин и потому представляется как бы врожденной. Известнаяфеминистка К. Гиллиган в книге «Этика заботы» пишет, что женщины в Америке чащежертвуют на благотворительность, покупают большую часть подарков ипоздравительных открыток, и даже чаще улыбаются[7].
Социализация начинается раньше, чем мы привыклисчитать. Чтобы доказать это, американский социолог Энтони Гидденс провелследующий опыт. Группе женщин был показан маленький ребенок, одетый в розовыйчепчик и завернутый в розовое одеяло. Комментарии женщин записывались напленку. Чаще всего среди них звучали такие: «какая миленькая!», «какой нежныйголосок!», «просто красавица!». Затем этой группе женщин был показан ребенок,одетый в голубой чепчик и голубое одеяло. Среди записанных комментариевпреобладали: «Сразу видно, будет сильный мужчина!», «Плачет смотрите как,басом! Добьется своего!». Удивлению женщин не было предела, когда послеокончания эксперимента им объявили, что оба раза им был показан один и тот жеребенок[8].
Идентификация по принципу пола — одна из первых инаиболее устойчивых из всех, которые делает человек. Это происходит с 18месяцев до трех лет. В 3-4 года ребенок определяет пол окружающих его людей потелесным признакам и поведенческим свойствам, но верит в его обратимость. В 6—7лет происходит окончательное осознание своей половой принадлежности.
Существует множество теорий социализации. Одни неуделяют большого внимания различию в социализации мальчиков и девочек, в товремя как другие ставят различия в приобретении мужской и женской идентичностив центр своего внимания.
Одна из наиболее известных теорий мужской иженской социализации — теория австрийского психолога Зигмунда Фрейда,подчеркивающая большое значение биологического фактора. По его мнению, наранних этапах развития ребенка можно выделить три наиболее важные стадии,которые будут определять его психическое развитие и социальнуюадаптированность: оральную (до 1 года), анальную (1—3 года) и генитальную (4—6лет). Основным психологическим механизмом усвоения гендерной роли являетсяидентификация ребенка с родителями, а центральное место в формировании гендернойидентичности играют события генитальной стадии, когда мальчик начинаетассоциировать себя с отцом (на основании внешнего строения половых органов —наличия пениса). Мальчик в этом возрасте испытывает бессознательное половоевлечение к матери и стремится устранить родителя одного с ним пола («Эдиповкомплекс»). Девочка в это время осознает отсутствие пениса, с чем связываетсяее ощущение ущербности (комплекс кастрации). Девочка понимает, что никогда несможет уже стать такой, как отец, и должна поэтому смириться с ролью будущейматери. Мальчик, в свою очередь, тоже переживает комплекс кастрации — ощущениенекой опасности, могущей лишить его существенного преимущества перед женщиной.Переживания генитальной стадии вызывают и у мальчиков и у девочек чувство виныи приводят к бессознательному конфликту. Разрешение этого конфликта ведет кформированию «правильной» гендерной идентичности.
Теория Фрейда подверглась обстоятельной критикекак со стороны представителей других направлений в психологии, так и со сторонытак называемого феминистского психоанализа. Так, например, было показано, чтоследование традиционным моделям поведения не является гарантиейпсихологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин: по данным Е.Маккоби и К. Джеклин, высокая феминность у женщин часто коррелирует сповышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Дети, поведение которыхстроже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются болеенизким интеллектом и меньшими творческими способностями[9].
Другие подходы к проблеме приобретения гендернойидентичности были сформулированы в рамках теории социального наученияфранцузского психолога Жана Пиаже. Особое значение она придает механизмутипизации — формированию «правильных» представлений о своем поле в результатеактивного воздействия родителей: выбор имени, различия в одежде и игрушках,поощрения и наказания. Однако и эта концепция оставляет в стороне множествомоментов, представляя ребенка лишь как объект влияния родителей, не имеющийсвоего внутреннего мира и полностью изолированный от социального окружения(друзья, СМИ, другие взрослые и т.д.).
В последнее время разработаны новые теории гендернойсоциализации, стремящиеся преодолеть недостатки более ранних теорий.Американский психолог Нанси Чадороу, например, создала на базе психоанализасвою теорию с акцентом на том, что на генитальной стадии развития наибольшиесложности и страдания испытывают мальчики, а не девочки. Это связано с тем, чтопервоначально все дети идентифицируют себя со своей матерью, лишь в возрасте4—6 лет мальчики оказываются вынужденными, сменить идентификацию, что приводитк таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большаяподверженность заболеваниям. В то же время развитие девочек, которые постепеннолишь укрепляются в первоначально выбранной идентификации, оказывается болееспокойным и стабильным.
Сандра Бем предположила, что усвоение гендернойидентичности происходит успешно не только в том случае, если приобретаетсяидентичность, соответствующая «своему» (биологическому) полу, но и когда в результатесоциализации индивиды, как женщины, так и мужчины, приобретают смешанные,андрогинные черты (успешное сочетание как традиционно мужских, так итрадиционно женских качеств). В 1974 г. она предложила тест измерениямаксимального психологического благополучия, исходя из) соответствия личностимаскулинному, феминному или андрогинному типу. В результате проведенныхэкспериментов было выяснено, что наиболее благополучными являются индивидыобоего пола с высокой степенью маскулинности, меньшее подтверждение получилаандрогинная модель[10].
Несмотря на невозможность в настоящее времясделать однозначные выводы о содержании этапов приобретения женской или мужскойидентификации, очевидно, что процесс этот сложен и многообразен. На сроки иформы его протекания влияет неповторимое в каждом отдельном случае сочетаниевнешних по отношению к индивиду факторов — институтов социализации.
4. Институты социализации
Группы или отдельные личности, которые оказываютпреобладающее влияние на формирование норм и ценностей подрастающего человека,называются институтами социализации. К ним относятся семья, школа, внешкольныедетские общественные и религиозные организации, сверстники, средства массовойинформации.
Семья. Многочисленные современные исследованиямальчиков и девочек подтверждают важность первых (и часто неосознанных)установок родителей по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Именно всемье закладываются основные группы гендерных стереотипов. К таким стереотипамотносят те или иные психологические характеристики (качества), которыеприписываются ребенку в зависимости от его/ее биологического пола (например,мужчины агрессивны, независимы, самоуверенны; женщины — эмоциональны, покорны,нежны). Еще одной группой стереотипов является закрепление семейных ипрофессиональных ролей в соответствии с полом (для женщин признаются важнымисемейные роли, а для мужчин — профессиональные)[11].
Выше мы уже приводили пример различного отношенияк девочкам и мальчикам начиная с первых дней жизни. Еще один пример приведен вработе Людмилы Поповой, исследовавшей проблемы одаренных девочек:
«В ходе социализации с момента рождения, начинаяс маминой реакции на крик, с постоянного желания держать дочку как можно ближек себе, на вербальном и невербальном уровне девочке внушается неуверенность всвоих возможностях справиться с ситуацией, необходимость в опоре, поддержкедругого человека… Таким образом, уверенность в себе, внутренний контроль нестановятся значимыми ценностными ориентациями: девочка, девушка, женщина частосомневается в том, что она может и должна делать»[12].
Исторически во многих европейских культурахсчиталось, что мать должна уделять максимальное внимание ребенку в первые годыего жизни, в то время как отец в большей степени отвечает за социализацию болеевзрослых детей. Также известно, что чаще всего матери предпочитают непрямыеформы воздействия, а отцы в большей степени ориентированы на физическиенаказания. Пример родителей, их экономические и эмоциональные взаимоотношениядруг с другом, формы распределения домашних обязанностей также влияют напроцесс идентификации, способствуя формированию сложной, а нередко ипротиворечивой картины представления о своем и «не своем» гендере.
Однако сколь неизбежной ни казалась бы передачагендерныхстереотипов в семье, именно здесь заложены огромныевозможности для формирования благополучной и сбалансированной в гендерномотношении личности. Например, имеются данные о том, что и в течение двух первыхлет жизни у мальчиков развивается! устойчивая привязанность к отцу, если онпроявляет заботу о сыне.[13]Увеличение разнообразия игрушек у девочки, замена части кукол развивающимиконструкторами и играми способствуют улучшению ее логического мышления, аследовательно, и повышению уверенности в себе, увеличению возможностей профессиональнойго роста.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, чтовыводы западных авторов строятся на основе исследований семьи, включающей всебя преимущественно представителей двух поколений — детей и родителей. Приобращении к российской действительности необходимо учесть и такой (к сожалению,малоизученный) фактор семейного воспитания, как бабушка. Более чем в половинероссийских семей оба родителя работают, поэтому роль бабушки весьма)специфична: она оказывается транслятором народной культуры[14].
Школа. Несмотря на существование единой школьнойсистемы, с едиными общими требованиями к знаниям и поведению мальчиков идевочек, можно заметить значительные различия в предлагаемых в школьнойлитературе образцах поведения для мальчиков и девочек, а также в конкретномотношении педагогов к представителям двух полов.
Так, Л. Попова на основании проведенногоисследования показала, что у большинства педагогов существуют базирующиеся накультурных стереотипах установки в отношении таких присущих девочкам качеств,как «усидчивость», «внимательность», «стремление к зазубриванию материала», и всвою очередь уверенность в том, что мальчикам присущи такие качества, как«небрежность», «сообразительность», «склонность к построению логическихцепочек». Следствием этого является меньшая требовательность к дисциплинемальчиков в сочетании с предоставлением им больших возможностей для обдумыванияответа. От девочек обычно ожидается повышенная аккуратность в письменныхработах, им предоставляется меньше времени на обдумывание при ответе на устныевопросы[15].
Не меньшее значение имеет сама организацияучебного процесса в школе (кому — мальчикам или девочкам чаще поручаютраздавать тетради или мыть пол) и особенно оформление школьных учебников.Казалось бы, подача материала в школьных учебниках являетсягендерно-нейтральной, однако даже в учебниках по точным наукам можно встретитьстереотипные представления о женских и мужских ролях. В статье Л. Поповой и Н.Орешкиной, проанализировавших в 1995 г. российские учебники для начальнойшколы, говорится:
«На иллюстрациях в 66% изображены только мальчикии мужчины, тогда как только девочки и женщины присутствуют на 13,6% картинок.… В подавляющем числе иллюстраций, рассказов, упражнений женские персонажинаделены стереотипными характеристиками — их спасают, защищают, поучают»[16].
Сверстники. Данному фактору гендернойсоциализации пока уделяется меньшее внимание, чем влиянию семьи и школы. Вместес тем очевидно, что девочка/мальчик стремится быть принятой(ым) не толькородителями, но и сверстниками, а это принятие непосредственно связано сусвоением распространенных в той или иной группе гендерных норм и стереотипов.
В подростковом возрасте, когда авторитетродителей несколько меркнет, наиболее важными субъектами для подражания иопределения «норм» жизни становятся сверстники. Нередко многие мальчики мечтаютстать «крутыми», на деле утверждая себя в этой Роли употреблением спиртного икурением.
В результате взаимодействия указанных вышеинститутов социализации к 17—18 годам формируется индивид, который не простоидентифицирует себя с мужчиной или женщиной, но и уверен в том, как он долженвести себя в различных обстоятельствах (и как должны относиться к немупредставители противоположного пола) в качестве мужчины или женщины. Инымисловами, в результате социализации индивид приобретает определенный наборгендерных ролей и стереотипов. По мнению большинства современных социологов,социализация человека на этом не заканчивается, она продолжается, правда сменьшей интенсивностью, в течение всей жизни. По мере приобретения жизненногоопыта мужчины и женщины могут в значительной степени изменить своипредставления о маскулинности/феминности и скорректировать свое поведение.Большую роль в этом процессе, называемом процессом ресоциализации, могутсыграть такие факторы, как путешествия, вступление в брак, членство вполитической или общественной организации. Ярким примером подобнойресоциализации может служить массовое изменение представлений о женской судьбе,отраженное в советских фильмах 30-х годов, главные героини которых совершаютголовокружительный скачок от покорной мужу неграмотной крестьянки круководителю колхоза или депутату.