Реферат по предмету "Социология"


Восприятие системы образования РФ старшеклассниками

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические аспектыпроблемы
1.1 Образование как социо-культурныйинститут
1.2 Современный этап развития системыроссийского образования
Глава 2. Социологические исследованиевосприятия системы образования среди старшеклассников школ г. Череповца
2.1 Диагностика критериев ипоказателей отношения старшеклассников к итоговой и вступительной аттестации
2.2 Пути решения эффективностиприменения ЕГЭ в качестве итоговой и вступительной аттестации: мнение ученых истаршеклассников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
 

Введение
 
Актуальностьисследования
Россия вступает в периодинформационного общества, где главным источником социализации являетсяинформация, базирующаяся на определённых знаниях. Социально-экономические иполитические реформы в нашей стране ведут к становлению открытого общества,отличительной особенностью которого является взаимодействие с другими странамии народами. Отечественная система образования претерпевает большие изменения.Государственная образовательная политика направлена на модернизацию российскогообразования.
Образование — одна изжизненно необходимых вещей человеку для карьерного роста, удовлетворенияматериальных потребностей, самореализации как личность, достижения поставленныхперед собой целей. Но получить образование не так легко как кажется, а с каждымгодом становится всё сложнее. Меняются формы итоговой и вступительнойаттестации, например Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), который в отличие отобычного экзамена сдать гораздо труднее в силу сложных заданий, кроме того,техническая сторона ЕГЭ вызывает трудность и сложность принятия у выпускников.
Эта проблема касаетсявсех сфер общества. Политическую сферу она затрагивает в том, что мы перенялиэтот опыт сдачи экзаменов у других стран (а именно у США и Западной Европы), нопри этом не учли, что квалификации наших школьных преподавателей не хватает дляотличной подготовки к ЕГЭ. В связи с этим у выпускников возникают социально-экономическиетрудности: приходиться заниматься дополнительно с репетиторами. Но такаявозможность есть не у каждого ученика, не все могут себе позволить посещатьплатные факультативные занятия. И что же делать таким выпускникам? Может у нихи есть способности, которые всего лишь надо развить, подтолкнуть на правильнуюмысль, помочь осмыслить, т.е. имеет место и социально-экономическая проблема.Экономической сферы эта проблема касается потому, что на программу подготовки ипроведения ЕГЭ затрачивается немалая часть государственного бюджета и не всегдаадекватно ситуации.
ЕГЭ не всегда удобенученикам тех регионов, в которых он обязателен, потому что некоторые ВУЗы непринимают результаты ЕГЭ, как вступительный экзамен, и им приходится повторносдавать один и тот же предмет, что приводит к нерациональному использованию психолого-человеческихресурсов старшеклассников.
Проблематично, что ЕГЭвведён не во всех регионах страны. Значит, есть в нём нечто, что не даёт 100%гарантии проверки знаний и умений выпускников. Если было бы наоборот, то всяРоссия давно бы приняла эту форму ИВА.
Так что же или кто мешаетпринять окончательное решение? Это и определяет противоречие исследования.
Противоречиеисследования
·         Социально-образовательное:
— общество принимает исоздаёт ЕГЭ, как итоговую и вступительную аттестацию (далее ИВА), а выпускник какпродукт системы образования недоволен этим нововведением;
— сертификатыдействительны не во всех ВУЗах и СУЗах;
·         Методически-содержательное:
— допущение использованияматериалов и тем, не изучающихся в общеобразовательных школах и недостаточноквалифицированные кадры
При анализе данныхпротиворечий определилась проблема исследования.
Проблема исследования
Трудности при поступлениив высшие учебные заведения, в контексте того, что ЕГЭ — это эксперимент ипроводится не во всех регионах, а, следовательно, при поступлении могут бытьиспользованы другие формы ИВА, являются нарушением прав человека и «Закона обобразовании».
Цель исследования
Определить, чем являетсяобразование на сегодняшний день: социальным фильтром, социальным барьером илисоциальным институтом.
Задачи исследования
1.        Проанализироватьсоставляющие системы образования как социо-культурного института.
2.        Определитьнаправление образования на сегодняшний день.
3.        Выявить отношениек нынешнему образованию у сверстников.
Подходы исследования
Социологический подходподразумевает оценку данного проекта ИВА по степени эффективного использования выпускникамив контексте уровня дохода, образования и других социальных институтов, чтоопределено в исследованиях Акуловой О.В., Боголюбова Л.Н., Гладкой И.В.,Гутника И.Ю, Кравченко А.И., Луговской И.Р., Минаева В.В.
Культурологический подходпозволяет, с одной стороны, рассмотреть образование, как феномен культуры, вкотором отражены национально-культурные ценности и традиции. с другой стороны,рассмотрение и субъектного плана культуры как «меры человеческого в человеке»(Белинская Е.П., Князев В.Н., Росенко М.)).
Политико-правовой подходзаключается в том, что система ИВА в форме ЕГЭ заимствована у других стран (КравченкоА.И., Певцова Е.А.).
Гипотеза исследованияпредполагает
— Если утвердят ЕГЭ какодну форму итоговой и вступительной аттестации по всей России, то поступлениестанет проще для выпускников всех регионов;
— если результатыпроведённого опыта с Единым Государственным Экзаменом не оправдают ожиданий, точасть госбюджета, затраченная на него, будет потрачена более эффективно на другиеаспекты развития образования;
— если ЕГЭ продолжаетбыть экспериментом, то ученики не должны оставаться в некой неопределённости,что плохо сказывается на поступлении и дальнейшем определении выпускников инеобходимо их об этом информировать;
— если бы общество влиялона структуру ЕГЭ, то она была бы принята выпускниками средних школ, а такжеВУЗами и Сузами страны, значит нужно найти возможности привлечения общественностик оценке ЕГЭ.
Объект исследования
Образование, каксоциальный институт в системе образования РФ.
Предмет исследования
ЕГЭ как форма итоговой ивступительной аттестации.
Методы исследования
При проведенииисследования использовался ряд взаимодополняющих методов, какими можно считать:сравнительный анализ теоретической литературы, социологический опрос, беседа, анкетирование- при определении, выборе темы направленности социального проекта (см. Приложение2), методика- недописанный тезис, как анализ творческой деятельностиучащихся, сферограммы — как наглядное оформление полученных результатов, интервьюированиекак получение валидных и дополняющих данных исследования, свободное интервью;контент-анализ, который определяет основные категории, ценности образования истатистику вопросов образования, отражённых в материалах СМИ.
 

Глава 1. Теоретическиеаспекты проблемы
 
1.1 Образованиекак социо-культурный институт
 
Образование стало особойсферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний исоциального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и сталделом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т.е. педагогическойдеятельностью(18, 21).
Во второй половине ХХ в.стала отчетливо просматриваться взаимосвязь между качеством школьногообразования и развитием экономики страны, сохранением культурной идентичностинации. Сами образовательные реформы были вызваны социально-экономическимипричинами. Поэтому все чаще эффективность деятельности школы рассматривается в контекстесоциальных индикаторов качества жизни(4, 22).
Наибольшие изменения входе реализации реформ произошли в управлении образованием (в структурахвласти) и в распределении ответственности за принятие решений, что обусловилопоявление тенденции «возложения» ответственности не на центральную власть, а насами школы(19, 22).
Образование какпроцесс – этоосвоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредствомсамообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практическойдеятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование какрезультат – характеристика достигнутого уровня образованности.
Образование как процессреализуется в образовательной системе. Этот процесс протекает, результатдостигается, а система функционирует не сама по себе, а посредствомспецифической человеческой деятельности – педагогической деятельности. Откачества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективностьобразования(4, 5, 7).
Педагогическаядеятельность – особыйвид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленныйна подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности всоответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическимицелями. Структурными компонентами педагогической деятельности являются: цельдеятельности, субъект деятельности (педагог), субъект-объект деятельности(воспитанник), объект деятельности (ситуация, опосредованно влияющая навоспитанника), содержание деятельности, способы деятельности, результатдеятельности. Стратегическая цель педагогической деятельности состоит всоздании эффективных условий для достижения воспитанником определённого уровняобразованности.
Педагогическаяпрофессия – родтрудовой деятельности, являющийся источником существования специальноподготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью,которой является направленное создание условий для становления и преобразованияличности другого человека, управление процессом его разностороннего развитияпедагогическими средствами(18).
Системная, целостнаясущность образования проявляется в том, что образование является качественнообособленным от других социальных процессов, связанных с трансляциейсовокупного опыта и воспроизводством социально личностных качеств человека(2,15, 16).
Цели образованияопределяются социальным строем общества и имеют определённую структуру. Этоцели определённые в нормативных государственных документах, в нормативных итеоретических документах системы народного образования, сформулированные вучебных программах и, наконец, заданные в методических учебных пособиях потемам, разделам учебных программ.
Н.К.Крупская считалацелью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющихстроить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих всё происходящее вокруг,подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду. А.С.Макаренкоутверждал, что цели образовательной работы должны быть выражены в реальныхкачествах людей, которые выйдут из педагогических рук. Образование есть процесси результат развития личности в ходе её обучения и воспитания.
Решение и постановкацелей образования связаны с поиском альтернатив в различных социальныхинститутах. Этим поиском занимаются социологи, политики, психологи, педагоги,экономисты(1, 17).
Целью современногообразования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу длявключения в социально значимую деятельность.
В концепции структуры исодержания общего среднего образования (в 12-летней школе), принятой в 2000 г. на Всероссийском совещании работников образования, главная цель общего среднего образованиясформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности,способной реализовать творческий потенциал в динамическихсоциально-экономических условиях, как в собственных интересах, так и винтересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники,укрепление исторической преемственности поколений и т.д.)(14).
В национальной доктринеобразования РФ, принятой на том же совещании, тесно связанные с проблемамиразвития российского общества, а именно:
— преодолениесоциально-экономического и духовного кризиса;
— восстановление статусаРФ в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры,науки, высоких технологий и экономики;
— создание основы дляустойчивого социально-экономического и духовного развития России(8).
Итак, на качество образования во многомвлияет творческий характер педагогической деятельности, осознание педагогомпрестижности, социальной значимости, ответственности перед обществом,государством, воспитанниками за процесс и результаты своего труда.Педагогическая деятельность предполагает не только сформированностьгуманистической направленности личности педагога, но и совершенное владениеразнообразными образовательными технологиями, технологиями общения.
Школа, должна обогащатьчеловека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. Атак как школа имеет дело с человеком, растущим и развивающимся, умственныеспособности которого всё расширяются, и будут расширяться, то она должна нетолько удовлетворять потребности настоящей минуты, но и делать запас набудущее.
 
1.2 Современыйэтап развития системы российского образования
Для современного этапаразвития российской системы образования характерно развитие интеграционныхпроцессов в образовании на всех уровнях интеграции с отражениемсоциально-культурных особенностей России. В современной России содержаниеобразования определяется той целевой установкой, которая заложена в ЗаконеРоссийской Федерации «Об образовании» (11).
«Содержание образованияявляется одним из факторов экономического и социального прогресса общества идолжно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, созданияусловий для её самореализации; развитие общества; укрепление исовершенствование правового государства.
Содержание образованиядолжно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональнойкультуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровнюзнаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности инациональную и мировую культуру; формирование человека и гражданина,интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствованиеэтого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образованиядолжно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народаминезависимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализацииправа обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»(8, 11, 13).
Различают содержаниеобщего и профессионального образования. Содержание общего образованияспособствует формированию общей культуры личности. Содержаниепрофессионального образования даёт человеку знания и умения, необходимые вконкретной области деятельности.
Принципы, на которые принято ориентироватьсяпри отборе содержания общего образования: принцип соответствиясодержания образования требованиям развития общества, принцип единойсодержательной и процессуальной сторон обучения, принцип структурного единствасодержания образования, принцип гуманизации и фундаментализации содержанияобщего образования
Изложенные принципы,предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учётпотребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан.В педагогической науке разработана система критериев отбора содержанияобразования, изучаемого в школе (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
·         целостноеотражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личностии формирования её базовой культуры;
·         научная ипрактическая значимость содержания образовательного материала, включаемого вучебные предметы и общественную практику;
·         соответствиесложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностямучащихся того или иного возраста;
·         соответствиеобъёма содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
·         учётмеждународного опыта построения содержания общего среднего образования;
·         соответствиесодержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базесовременной школы(18, 21, 22).
Цели и задачи школьногообразования определяют его содержание: солидные базовые знания по родному языкуи литературе, математике, естественным наукам, двум и более иностранным языкам,гражданское образование.
Исследованиеинтеграционных процессов показало, что эти процессы обусловлены, прежде всего,экономической и политической интеграцией стран. Интеграционные процессы вобразовании становятся движущей силой общественного развития, имея своизакономерности: зависимость интенсивности интеграционных процессов от развитияобразовательной политики; вовлечение в интеграционные процессы не толькосубъектов системы образования, но и общественности; создание образовательнойсреды, открытой к межкультурному взаимодействию.
Интеграция в европейскомобразовании происходит на нескольких уровнях:
— ценностном;
— программном(содержательном);
— технологическом(методическом)(1, 4, 19).
Итак, основной вывод, отражающих влияниенаправляемых изменений на процесс школьного обучения заключается в том, чтоуказанные изменения реально делают процесс обучения открытым, т. е. усиливаютпроявления в традиционном «классно-урочном» дидактическом отношении влияниефакторов самого информационного общества, что превращает процесс обучения вобразовательный процесс.

Глава 2.Социологические исследование восприятия системы образования средистаршеклассников школ г. Череповца
2.1Диагностика критериев и показателей отношения старшеклассников к итоговой ивступительной аттестации
Исследования проводилосьна базе МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 12 г. Череповец, было опрошено 151 учеников 10-11 классов. МОУ СОШ №12 является специализированнойшколой с преобладанием спортивных классов. МОУ СОШ № 3 специализированная школас углублённым изучением математики. МОУ СОШ № 9 является специализированнойшколой с углублённым изучением отдельных предметов.
В проводимых в настоящеевремя исследованиях школьного образования в центре внимания были факторы, явнооказывающие прямое влияние на сферу образования, к которым отнесены:
— информатизация жизниобщества;
— демократизация всехсфер жизни общества;
— глобализация;
— становление новогокультурного типа личности
— развитие непрерывногообразования(2, 6, 7).
Одним из критериев,которые определяют работу системы школьного образования, мы выделяем отношениестаршеклассников к итоговой и вступительной аттестации. На основе анализаответов респондентов мы выделяем как показатель отношения к итоговой ивступительной аттестации три уровня: негативное, нейтральное, позитивное.
Для проведенияанкетирования была выбрана методика Н.Е.Щурковой «Недописанный тезис».Положительным в данном методе является выявление реального отношения ученика кзаявленной проблеме, а также возникновение большого количества интерпретацийданной темы, неполным доказательством — исследование носит субъективныйхарактер. Ниже предоставлена сводная таблица ответов и общая диаграмма на«недописанный тезис».ответ количество человек оценка знаний/проверка знаний 76 не знаю 23 оценка для поступления в университет 21 проблемы, нервы 9 ЕГЭ 7 начало новой жизни 5 экзамен 5 важное событие 5
/>
Рассмотрим результатыисследования более подробно. Респонденты МОУ СОШ №3 – это учащиеся 10-гокласса. ИВА им еще предстоит, поэтому в целом негативизм имеет место быть вконтексте ответа — не знаю. Основная масса ответов идет в контекстенейтрального отношения. Например: ИВА — это показатель знаний, результат заопределённый период времени, экзамен. Но есть и часть ответов, носящаяпозитивный характер, т.е. респонденты подразумевают, что ИВА несёт за собойположительный аспект как пример социализации. Аргументами таких ответов служатвысказывания: поступишь ты или нет; старания, чтобы поступить и др., чтоявляется активной позицией и, следовательно, позитивным отношением. Ответыстаршеклассников МОУ СОШ № 3 отражены на рисунке.
/>
Респонденты МОУ СОШ№12-учащиеся не только10-го, но и 11-го класса. В этом году большинству из них предстоитсдавать выпускные и вступительные экзамены, поэтому им эта тема наиболееблизка. Ответы респондентов МОУ СОШ № 12 представлены на рисунке.
/>

Появился немалый процентнегативных ответов как следствие повышенной тревожности. Например: ИВА — этоплохо, это трудно, это проблемы. Но больше всего поразил такой ответ: ИВА — этовремя коту под хвост. Данный ответ респондента говорит о том, что для некоторыхучеников ИВА неважна, они считают, что от нее ничего не зависит, а просто онипотратят своё время и силы бесполезно. Вместе с тем есть и позитив: ИВА -этоулучшение своей дальнейшей жизни, это оценка для поступления в университет,т.е. способ социализации. Можно сделать вывод, что часть старшеклассниковдовольна системой образования и считает, что ИВА поможет им в жизни. Необошлось и без нейтрального отношения к данной проблеме. Некоторые ученикиотвечали: ИВА- это оценка знаний за промежуток времени, баллы за экзамен.Сравнивая ответы десятиклассников и одиннадцатиклассников, можно придти квыводу, что чем ближе ученик к ИВА, тем больше отрицательных компонентов он вней замечает, т.к. повышается уровень ответственности за свою судьбу.
Респонденты МОУ СОШ №9-учащиеся 11-го класса. Их ответы отражены на нижеследующем рисунке.
/>

Часть старшеклассниковпонимает важность ИВА и именно поэтому отвечали, что ИВА — это важное событие,требующее большой подготовки, это оценка знаний, от которой зависит будущее,начало новой жизни, осознанная необходимость, период вступления во взрослуюжизнь. Это значит, что, пусть и небольшая, часть учеников серьезно подошла кэтой проблеме и понимает её трудности. Очень интересным был ответ, что ИВА — это«моя голова», это является показателем того, что ученик осознает, что только отнего зависит его дальнейшая судьба. Это позитивное отношение к данному вопросу,но, конечно же, присутствует и негатив. Часть старшеклассников ответили, чтоИВА — это нервы, это лишние барьеры на пути к дальнейшему образованию, этоиздевательство над учениками — данные ответы говорят о том, что ими владеетстрах и неуверенность из-за низкого уровня знаний. И естественно присутствует инейтральное отношение к проблеме, это относится к тем ученикам, которыеотвечали, что ИВА — это проверка и подтверждение своих знаний.
Одним из методовисследования, который подтверждает валидность (точность) предыдущих методов, ясчитаю использование одной из форм социологического опроса — этоинтервьюирование. Оно позволяет определить личное отношение каждого респондентав частности. В ходе исследования я задавала вопросы о формах итоговой ивступительной аттестации. Было задано три вопроса, раскрывающих даннуюпроблему, её актуальность и пути решения, а именно:
1)Считаете ли вы, что ЕГЭкак форма ИВА затрудняет поступление в ВУЗы?
2) Какое место в жизничеловека занимает образование?
3) Является ли решениемданной проблемы предоставление выпускнику свободы выбора формы ИВА?
Большинство респондентовна первый вопрос ответили положительно, это является проявлением их отношения кданной форме ИВА. На второй вопрос был один и тот же ответ: образование играетважнейшую, основную роль в жизни человека. Третий вопрос вызвал разногласия,т.к. часть респондентов согласны и полностью поддерживают свободу выбора, адругая часть предлагает вернуть прежнюю систему образования или же ввестичто-то новый метод ИВА, непохожий на ЕГЭ, раскрывающий потенциал выпускника. Например,студентка МГУ юридического факультета Голенкова Любовь, обратила моё внимание,что при поступлении в этот престижный ВУЗ ей понадобились не результаты ЕГЭ, анавыки сдачи устного и письменного экзамена. Можно предположить, что ЕГЭ нерешающая форма аттестации, а всего одна из них.
В целом, можно сказать,что талантливые и способные выпускники проявили положительное отношение кпоставленной проблеме.
2.2 Путирешения эффективности применения ЕГЭ в качестве итоговой и вступительнойаттестации: мнение ученых и старшеклассников
Анализ выявленных вмеждународных исследованиях факторов позволил О.В. Акуловой, (1), ихсистематизировать и объединить в следующие группы:
Первая группа факторов,связанная с личностью школьника, предполагает ориентацию процесса обучения насамостоятельность учеников, что позволяет им овладеть необходимыми винформационном обществе умениями и навыками.
Вторая группа факторов,связанная с личностью учителя, обусловливает изменение позиций педагога,которые, в свою очередь, зависят от стиля управления, поскольку именноуправленческий стиль обеспечивает мотивационную готовность педагогов к необходимымизменениям и желание ах осуществлять.
Третья группа факторовсвязана с организацией образовательной среды школы путем обогащениявнешкольными источниками информации, подает возможность школьникам и учителямиспользовать их образовательный потенциал, интегрировать информацию, получаемуюиз среды, в контексте процесса обучения.
Для оценки состоянияэтого, третьего, фактора нами был предпринят анализ публикаций в СМИг.Череповца (а именно: газет «Речь» и «Голос Череповца»). Анализ показал, чтообщее число заметок составило примерно 50 заметок. При этом количество заметокоб образовании составило всего 2.Полное невнимание СМИ к этому вопросу говорито том, что общество не интересуется данной проблемой, т.к. не понимает ееважности и актуальности. Следовательно подрастающее поколение изначально неполучит навыков решения данного вопроса.
В законе РФ «Обобразовании» предусматривается возможность выбора различных форм обучения,таких как:
— обучение на дому — этообучение проходит непосредственно у ученика дома, ему не приходится посещатьшколу, но при этом в его программу включены все основные дисциплины среднейшколы;
— экстернат-изучениешкольной программы в более короткие сроки;
— обучение вспециализированных школах — это обучение основано на личностных особенностяхученика, это могут быть и физические недостатки, и умственные;
— обучение вспециализированных школах – на базе основного образования ученика поправляютсвоё здоровье, у них своеобразный учебный график.
В контексте этого законаимеет место быть и выбор различной формы ИВА:
— письменный экзамен –прежде всего, этот вид ИВА показывает степень грамотности и осведомлённостиученика, и тем, кому трудно выступать перед публикой, очень удобна именно такаяформа;
— устный экзамен – этаформа раскрывает творческий потенциал выпускника и является показателем егокоммуникабельности и смекалки;
— защита рефератов – этоочень ответственная форма, к которой выпускник готовиться заранее, потратив наэто много времени, и ему будет проще защитить свою работу в качестве даннойформы ИВА, чем в другой;
— учёт результатов волимпиадах – это форма ИВА помогает тем выпускникам, которые очень многоучаствовали в различных олимпиадах и были их призёрами, потому что ими былозатрачено много времени на подготовку к олимпиадам, что некоторые школьныедисциплины они не успели изучить хорошо(8, 11, 13).
Таким образом, можно утверждать, что в центревнимания современных исследователей школьного образования оказываются проблемыанализа влияния внешних (социокультурных, экономических) факторов на основныехарактеристики школьного образовательного процесса. В свою очередь, этообусловливает необходимость теоретического анализа современной образовательнойситуации. На наш взгляд, в обосновании правомерности тех или иных измененийпотребность в прогнозировании сценариев развития школьного образования требуетразработки теории школьного образования как самостоятельной научной(9, 10, 22).
Предметом теориишкольного образования являются взаимосвязи между экономическими, социокультурнымифакторами, влияющими на функционирование и развитие общего образования, исистемными изменениями школьного образовательного процесса.
 

Заключение
 
Развитие образованияобусловлено множеством внешних и внутренних факторов, и задача педагогическойнауки заключается в том, чтобы найти связи этих факторов с соответствующимикомпонентами педагогического процесса, образовательного учреждения каксоциальной системы. Эти связи исследуются в различных отраслях педагогики, исегодня накоплен достаточный фонд научных знаний, позволяющий определитьсодержание этих связей в единой научной области педагогики.
То, что решениеобразовательных проблем требует междисциплинарного подхода, не вызываетсомнения. Необходимость учета связей педагогики с другими науками, учетасуществующей социо-культурной ситуации субъектов образования развитиясформулирована в педагогической науке давно. Однако в современных условиях этиметодологические требования стали особо значимыми, поскольку особенностьсовременного этапа развития образования заключается в том, что в школе педагогидолжны готовить детей к встрече с беспрецедентным будущим, к решению проблем, которыелишь возникнут в будущем, а значит, именно педагоги должны взять на себяответственность за «направляемое развитие прогресса» (Н. Н. Моисеев).

Списокиспользуемой литературы
 
1.        Акулова О.В.Теоретические предпосылки системных изменений школьного процесса обучения вусловиях перехода к информационному обществу Герценовские чтения-2006.Ч.1: Исследования школьного образования (педагогический аспект)/Под ред. проф.А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
2. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А.Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс,2001.-301 с.
3. БоголюбовЛ.Н. Человек и общество.Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений./Подред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.-281с.
4. Бражник Е.И., Луговская И.Р.Сравнительные исследования школьного образования в европейских странах.Герценовские чтения-2006. Ч.1: Исследования школьного образования(педагогический аспект)/Под ред. проф. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006.-247с.
5. Вершинина Н.А. Методология науки ипроблемы школьного образования. Герценовские чтения-2006. Ч.1: Исследованияшкольного образования (педагогический аспект)/Под ред. проф. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
6. Гладкая И.В. Исторический аспектпроблемы оценивания уровня достижений учащихся. Герценовские чтения-2006.Ч.1: Исследования школьного образования (педагогический аспект)/Под ред. проф.А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
7. Гутник И.Ю. Обоснование принципакомплексности в использовании педагогической диагностики. Герценовскиечтения-2006. Ч.1: Исследования школьного образования (педагогический аспект)/Подред. проф. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
8.Доктрина образования РФ, М.,Юрист., 2004г.
9. Загладин Н.В.История Отечества. ХХвек: учебник для 9 класса основной школы. -2-е изд., испр. и доп. –М.:«Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2003.-400с.: ил.
10. Загладин Н.В.История Отечества.ХХ век: учебник для 11 класса средней школы. -2-е изд., испр. и доп. –М.:«Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2003.-400с.: ил.
11. Закон Российской Федерации «Обобразовании» (1996 г., ст.14) М., Юрист.,2006г.
12. Князев В.Н. Обществознание.Пособие для абитуриентов/Под ред. В.Н.Князева, Л.Ш.Лозовского, Б.А.Райзберга,Д.Н.Землякова.-2-е изд.-М.: Айриспресс, 2003.-512с.
13. Конституция РФ, М.Юрист., 2007г.
14.Концепция структуры и содержанияобщего среднего образования
15. Кравченко А.И., Е.А.ПевцоваОбществознание: Учебник для 11 класса. — М.:»Торгово-издательский дом «Русскоеслово-РС», 2001.-176с.
16. Кравченко А.И. Обществознание:Учеб. пособие для студ.сред. проф. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр«Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000.-240с.
17. Минаев В.В. Обществознание:Пособие для поступающих в высшие учебные заведения на гуманитарныеспециальности.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-351с.
18. Пидкасистый П.И. Педагогика.-Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогическихколледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России,1998.-640с.
19. Писарёва С.А. Научныеисследования школьного образования. Герценовские чтения-2006. Ч.1: Исследованияшкольного образования (педагогический аспект)/Под ред. проф. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
20. Росенко М.Основы этическихзнаний. 2-е изд., испр и доп.-СПб.: Издательство «Лань»,2002.-224с.
21. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений/Под ред. В.А.Сластёнина.-М.:Издательский центр «Академия», 2002.-368с.
22. Тряпицына А.П. Школьноеобразование: вопросы теории. Герценовские чтения-2006. Ч.1: Исследованияшкольного образования (педагогический аспект)/Под ред. проф. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.-247с.
23. Щуркова Н.Г. За гранью урока; М.Педагогика.,2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.