Реферат по предмету "Социология"


Влияние телевидения на социальное настроение молодежи г. Иваново

Курсовая работа
на тему:

«Влияние телевидения на социальное настроение молодежи г. Иваново»
Иваново2003

Введение
Последнее десятилетие XX века, ставшее дляРоссии этапом глубоких перемен, коренным образом изменило политическую иэкономическую ситуацию в стране и вместе с ней сознание россиян. Одним изважнейших аспектов социологического анализа современных тенденций развитияобщества является изучение социального настроения людей. Социальное настроениестановится индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенностиили неустроенности общества. Изучение социального настроения долгое времяпроводилось в рамках исследований об общественном сознании и коллективнойпсихологии: Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули, Э. Дюркгейм,К. Маркс, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев, В.М. Бехтерев,П. Сорокин и другие. В последнее десятилетие изучение этой проблемыполучает все большее развитие: в социологической литературе все чащевстречаются такие понятия как «социальное настроение», «общественныенастроения», «настроение масс», «социальное самочувствие». Среди современныхисследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых какБ.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко и других.Несмотря на то, что в данной области накоплен богатый исследовательскийматериал, нет глубоких исследований, в полной мере отражающих современноеположение дел. Так, например, до сих пор остается открытым вопрос о природе,сущности, структуре социального настроения.
Социальное настроение как социально-психологическоеобразование является, прежде всего, продуктом духовно-практического освоениямира. Оно складывается под воздействием всей информации, которая поступает вего мозг в единицу времени. Как известно, в современном обществе одним изосновных источников информации является телевидение. Поэтому очень важнымстановится изучение влияния телевидения на мировоззрение, социальное настроениеи поведение людей. Мы попытаемся дать целостную характеристику феноменасоциального настроения и определить влияние на него телевидения.
В качестветеоретико-методологической основы данной работы были использованы, преждевсего, исследования Ж.Т. Тощенко, Б.Ф. Поршнева, Б.Д. Парыгина.Проанализировать телевидение как институт социализации и средство ориентации вмире нам помогло учебное пособие В.П. Конецкой «Социология коммуникации»,где очень последовательно и четко раскрываются сущность, функции массовойкоммуникации, модели массовой коммуникации, факторы, способствующие воздействиюмассовой коммуникации. Большое внимание феномену социального настроенияуделяется в интернете, поэтому в ходе работы активно использовалисьИнтернет-источники.Цель и задачи работыЦель курсовой работы: определить, какимобразом телевидение влияет на социальное настроение людей. Из цели исследованиявытекают следующие основные задачи:
1) Выяснитьсущность, структуру социального настроения, обозначить его классификацию;
2) Определитьсоциальное настроение молодежи г. Иваново.
3) Определитьфакторы, способствующие воздействию средств массовой информации на сознание иповедение людей;
4) Выявить,каким образом происходит манипуляция общественным сознанием посредством средствмассовой информации (на примере телевидения);
5) Проанализироватьхарактер влияния телевидения на социальное настроение людей.
Основнойметод исследования – анкетирование.

1.Сущность социального настроения и влияние телевидение
1.1 Понятиесоциального настроения, его природа
Понятиесоциального настроения формировалось в рамках различных направлений социологиии психологии, поэтому его трактовки весьма неоднозначны. Часть исследователейпонимает под социальным настроением определенные эмоциональные состояния иличувства. Эмоции связаны с удовлетворением (положительные эмоции) илинеудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей.Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальныхпотребностей человека, обычно называются чувствами. Так, по мнениюБ.Ф. Поршнева, «социальное настроение – это эмоциональные состояния,связанные с осуществлением или неосуществимостью, с разными фазами борьбы заосуществление тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов. Социальноенастроение – это эмоциональное отношение к тем, кто стоит на пути, кто мешает, –или, напротив, кто помогает воплощению желаемого в жизнь».
Более полноеопределение, которое также можно отнести в данную группу, предложилБ.Д. Парыгин: настроение – исключительно сложное, многогранное и вместе стем очень значимое социально-психологическое образование. В узком смысле поднастроением принято понимать относительно устойчивое и слабо выраженное илиугасающее чувство. Парыгин считает, что «понятие «настроение» следуетупотреблять в более широком смысле для обозначения как эмоциональногосостояния, так и общего настроя, направленности, ориентации всех проявленийпсихики индивида или социальной группы».
По мереизучения феномена социального настроения, акцент все чаще стал делаться на егообщественной природе. Социальное настроение стало определяться как состояниеобщественного сознания. Например, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевскийопределяют «общественное настроение, как преобладающее состояние сознания техили иных социальных групп в определенный период времени».
Социальноенастроение как состояние общественного сознания тесно связано с ценностнымиустановками. Некоторые ученые, например, проф. О.А. Хасбулатова ипроф. Л.С. Егорова определяют социальное настроение через призмуопределенной ценностной установки и раскрывают его через понятие жизненнойстратегии.
Наиболееполно раскрывает природу и сущность социального настроения Ж.Т. Тощенко.По его мнению, «социальное настроение – целостная форма жизнеощущения,доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения,отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рациональноговосприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациямии институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихсяпод воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и впотенции реализуемых (или не реализуемых) в процессе практическойдеятельности». Социальное настроение объективно выступает определяющим,интегрирующим показателем уровня благополучия, социальной устроенности илинеустроенности общества.
Такимобразом, упрощенно можно сказать, что социальное настроение – это настроение поотношению ко всему, что происходит в обществе. Оно является важной, если неопределяющей характеристикой общественного сознания. Социальное настроение каксоциально-психологическое образование является, прежде всего, продуктомдуховно-практического освоения мира. Оно складывается под воздействием всейинформации, которая поступает в его мозг в единицу времени. Социальное настроениеотражает действительность, реальность, исходя из содержания коренных интересовсубъекта, его конечных целей и идеалов. Поэтому, в зависимости от характера,пола, возраста и жизненного опыта людей наиболее значимой может оказатьсясовершенно различная информация. Социальное настроение, следовательно,проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального ипсихосознательного освоения действительности. Роль социального настроениясостоит в том, что оно способно выступать в одних случаях в качествеускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычагасоциальной деятельности индивидов и социальных групп. Это, в свою очередь,зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупностьполитических, экономических, социальных и духовных процессов, от структурыпсихики личности, темперамента, ценностей и убеждений индивида, а также, ототношений между людьми. Социальное настроение, как важнейшее проявлениеобщественного сознания, участвует в регулировании как отдельных поступков,действий людей, так и функционирования социальных групп, общественныхинститутов.
Наряду состатическим, социальное настроение обладает динамическим измерением, котороеопределяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и егосущность. Настроение может быть в известный момент то смутным, неопределеннымбессознательным, то стать определенным осознанным. Оно нередко носит скрытыйхарактер, но всегда со временем выливается в действие, сказывается на поведенииразличных социальных групп и классов общества. Одной из причинисключительной подвижности общественных настроений является зависимостьнастроений от изменения в системе объективных социальных условий и отношений.Таким образом, социальное настроение служит промежуточным звеном междуобъективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира исамого субъекта деятельности.
Анализируясоциальное настроение, следует обратить внимание и на то, что оно по своей сутипредставляет эмоционально-рациональное состояние. С одной стороны, в социальномнастроении присутствуют знания и информация о процессах, происходящих вобществе, а с другой стороны, социальное настроение выражает эмоциональноеотношение к этим событиям и процессам, к деятельности тех, кто стоит на пути(или кто содействует) реализации социальных целей, способствует илисопротивляется воплощению желаемого в жизнь. Например, это может быть отношениек деятельности органов управления, отношение к решениям, принимаемым нафедеральном и региональном уровне.
Настроениямогут изменяться под влиянием целенаправленного воздействия. Если на одномконце настроение смыкается с действием, то на другом конце – с убеждением,пропагандой. Через социальное настроение можно влиять на общество и руководитьего действиями.
Такимобразом, говоря о феномене социального настроения, необходимо отметить ряд егосущностных черт.
— ононосит результирующий характер, вбирающий в себя одновременно влияние какобъективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплавэмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок;
— оно«отражает» предшествующий опыт, и дает возможность делать выводы и получатьуроки на будущее;
— это«неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое управляет жизньючеловека именно в данный момент времени;
— этотот элемент функционирующего сознания, который означает практическую готовностьк действию и является непосредственным предшественником и даже компонентомповедения;
— этоеще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой степеньювероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможностьусиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания;
— оно,по сути, представляет целостную характеристику, в которой в интегрированномвиде воплощаются все или основные формы восприятия действительности с позицииопределенной ценностной установки, что в свою очередь можно назватьжизнеощущением.
Итак, социальное настроение формируется впроцессе освоения действительности и затем влияет на эту действительность.Именно поэтому оно играет важную роль в жизни, как целого общества, так иотдельного индивида.
1.2Структура социального настроения
Долгое время в научной литературе понятие «настроение»выступало как не расчленяемое, не подвергающееся операционализации. Со временемв работах социологов стали формулироваться различные точки зрения по поводуструктурных элементов социального настроения.
На основанииработ Ж.Т. Тощенко и других исследователей мы выделяем следующиеструктурные компоненты: психологическая и физиологическая основа, социальноесамочувствие, оценка, социальные ожидания и социальная позиция.
Первымструктурным элементом мы, следуя логике Ж.Т. Тощенко, выделяемпсихологическую и физиологическую основу настроения, в которую входяттемперамент, характер человека, его эмоциональная и чувственная сфера. На базеэтой основы формируется собственно блок показателей, характеризующих социальнуюприроду настроения людей, его структуру и иерархию.
Вторымкомпонентом социального настроения является социальное самочувствие. Существуетмножество определений данного понятия. Общая психология трактует самочувствиескорее с физиологических позиций, как «органическое» самочувствие человека, а всоциальной психологии и социологии самочувствие выступает скорее какинтегральная характеристика, определяемая в первую очередь социальнымифакторами. В самом упрощенном виде социальное самочувствие понимается как«синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степеньюудовлетворения потребностей субъекта». Социолог Л.А. Орловарассматривает социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни. Врамках данного подхода понятие «социальное самочувствие» отождествляется с «интегральнойудовлетворенностью жизнью». Другие ученые, например, Л.Е. Петрова,рассматривают «социальное самочувствие как интегральную характеристикуреализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающейдействительности, субъективных ее сторон». В подходе Я.Н. Крупец социальноесамочувствие определяется как «интегральный показатель адаптированностинаселения к реформам, как некий результат, показатель успешности протеканияпроцесса адаптации». Ж.Т. Тощенко выделяет в социальном самочувствииактуальное знание, важное для личной и общественной жизни человека; эмоции,чувства, историческую память и общественное мнение. «Результатирующимпоказателем социального самочувствия выступает потребность в самосохранениисебя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня истепени благополучия непосредственно окружающей его микросреды». Мы остановимсяна мнении ученого Л.В. Куликова, который определяет социальноесамочувствие как показатель общей удовлетворенности жизнью, проявляющейся воценке индивидом уровня благополучия. Автор считает, что «удовлетворенностьжизнью трактуется как некоторая оценка жизненной ситуации, за которой стоитширокий спектр переживаний субъективного благополучия личности». Благополучиеличности связано с удовлетворенностью различными сторонами жизни.
Можновыделить следующие виды благополучия личности:
— Социальное благополучие – этоудовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состояниемобщества, также удовлетворенность межличностными связями и статусом вмикросоциальном окружении.
— Материальное благополучие –удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание,отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.
— Духовное благополучие – ощущениепричастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщения кбогатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживаниесмысла своей жизни; наличие веры – в Бога или в себя, в судьбу; возможностьсвободного проявления приверженности к своей вере и т.д.
— Психологическое благополучие (душевныйкомфорт) – ощущение внутреннего равновесия, целостности, удовлетворенностьсвоим творчеством. Психологическое благополучие возникает при относительнонепротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации.Диссонанс возникает при возникновении противоречивой информации, когда текущаяситуация воспринимается как неопределенная.
— Физическое (телесное) благополучие –удовлетворенность потребности в здоровье, хорошее физическое самочувствие,телесный комфорт.
Удовлетворенность различными сторонами жизни напрямуюзависит от притязаний. Чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности,а это связано с ценностями индивида и его жизненными стратегиями.
Социальноенастроение также связано с оценкой общества и оценкой себя в обществе. Итак,оценка является третьим компонентом социального настроения. Мы будемрассматривать это понятие несколько шире. Так как социальное настроение – этоотношение ко всему, что происходит в обществе, на наш взгляд, необходимовыделить две составляющие: оценку себя в обществе, и оценку различных сторонжизни общества.
Оценка себя вобществе проявляется через оценку своей роли и своего социального статуса,оценку своего материального положения, своего уровня и качества жизни, оценкууровня своего образования и культурного развития. Она зависит также отсамооценки, которая возникает вследствие оценки своего жизненного опыта,собственной успешности или неуспешности.
Оценкаразличных сторон жизни, предполагает, прежде всего, оценку экономической,политической, и культурной сфер общества. При анализе экономики оцениваетсяэкономическая ситуация в стране и в городе, а также оценка последствий рыночнойэкономики, поскольку именно от этого в первую очередь зависит материальноеблагополучие индивида. Кроме того, материальное благополучие зависит отполитики государства. В этом случае оценивается эффективность работы властей,как на федеральном, так и на региональном уровне, а также проявляется отношениек решениям федеральных и региональных властей. На социальное настроение жителейрегионов происходящие в их городе события могут оказывать большее влияние, чемобщероссийские. Поэтому целесообразно также учитывать отношение граждан кэффективности работы муниципальных органов, оценку работы различных городскихслужб, таких как ЖКХ, милиции, органам социальной защиты и т.д. В зависимостиот отношения к властям и их деятельности проявляется уровень протестнойактивности различных групп населения. Чем негативнее оценка деятельности, темуровень протестной активности будет выше. Еще одной сферой общества являетсякультура, поэтому социальное настроение также проявляется в оценке духовнойжизни общества. Человек оценивает культуру общества, исходя из собственногокультурного уровня, уровня своего образования, эрудированности, начитанности,собственных духовных потребностей. Можно предположить, что оценка различныхсторон жизни общества зависит от удовлетворенности жизнью и напрямую влияет насоциальное настроение.
Четвертаяважным компонентом социального настроения является социальная позиция.Социальная позиция, прежде всего, отражает мировоззрение человека как системыего взглядов на мир. Мировоззрение представляет собой еще более или менее«стабильный строй мыслей, т. к. мировоззрение является, прежде всего,продуктом серьезной интеллектуальной деятельности независимо от того,представляет ли оно собой следствие самовоспитания или же результат усвоениявносимой извне информации». Мировоззрение проявляется через убеждения человека.«Убеждения – сознательные мотивы к деятельности, обусловленные знаниями,жизненным опытом и общественными отношениями. В соответствии с убеждениямиформируются социальные цели и интересы, определяются средства и направления ихреализации. Убеждения являются одним из компонентов готовности к реализациитребований и предпочтений социального настроения».
Такжечастью мировоззрения выступает умонастроение. Б.Д. Парыгин определяетумонастроение как особый вид настроения, обладающий относительно устойчивымхарактером и представляющий собой определенную направленность не толькобезотчетных чувств и переживаний, но и более или менее ясных выраженных мыслей,идей и убеждений. Умонастроение, в отличие от настроения более устойчиво, иболее рационально. Б.Д. Парыгин считает, что в пределах одного и того жемировоззрения возможна целая гамма умонастроений: от апатии до революционнойактивности, от жизнеутверждающего оптимизма, до скептизма. Умонастроение какэлемент социального настроения неразрывно связан с готовностью к реализацииценностных ориентаций.
Ценностныеориентации выступают в качестве некой призмы, обуславливающей особой уголзрения и отношение к происходящим изменениям. Их можно раскрыть через понятиежизненные стратегии. Жизненная стратегия – это способность к самостоятельномупостроению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии скардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия выбирается всоответствии с ценностными ориентациями личности и, с одной стороны, определяетудовлетворенность индивида различными сторонами жизни, а с другой –представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способыдостижения благосостояния, реализации своего «Я» и т.д. В мониторинговомисследовании, проводившемся под руководством проф. О.А. Хасбулатовойи проф. Л.С. Егоровой, обозначены три типа жизненных стратегий:стратегия выживания, патерналистская стратегия и стратегия развития.Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в делематериального обеспечения семьи. Лица, разделяющие данную стратегию, стремятсяполучить льготы, социальные пособия от государства, и снижение уровнясоциального обеспечения приводит к распространению у них настроенияподавленности или раздражения. Отличительными особенностями стратегии выживанияявляется ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способыобеспечения себя и своей семьи как работа на приусадебном участке, сокращениерасходов на литературу, отдых, одежду. Под стратегией развития понимается такойтип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствуетосознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы придостижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию исаморазвитие.
В зависимостиот жизненной стратегии человек конструирует свое будущее. И мы, таким образом,переходим к последнему, но немаловажному элементу социального настроения,который можно еще назвать деятельностным компонентом, а именно к социальныможиданиям. Они включают в себя ожидание будущего развития страны в целом иотдельных сфер общественной жизни (экономики, политики, культуры), а такжепредставление о своем будущем. В зависимости от социальных ожиданий человекстроит планы на будущее, которые включают методы реализации своей цели. Методыреализации цели, способы достижения благосостояния, напрямую зависят отжизненной стратегии индивида.
Такимобразом, социальное настроение имеет сложную структуру, каждый из элементовкоторой взаимосвязан и взаимообусловлен. Лишь рассматривая все структурныекомпоненты в системе, мы можем понять сущность феномена социального настроения.
1.3Типология социального настроения
Мырассмотрели сущность и структуру социального настроения и выяснили, что данноеявление очень сложно и многогранно. Поэтому феномен социального настроениянужно рассматривать с различных сторон. Именно для этого целесообразно ввеститипологию социального настроения. Классификация любых общественных явлений илипроцессов допускает применение различных логических оснований.
Взависимости от субъекта социального настроения, мы можем говорить обиндивидуальном настроении, когда его носителем становится индивид, и о массовомнастроении как настроении различных групп и слоев общества. Массовое социальноенастроение предстает как настроение различных групп, институтов, организацийсообществ, а также наций, народов и даже целых исторических эпох. Разделениенастроения на индивидуальное и массовое имеет большое прикладное значение.Анализ малых групп, небольших трудовых коллективов и организаций невозможен безучета индивидуальных настроений. А незнание и непонимание роли массовогосоциального настроения может привести к серьезным последствиям, например,массовым акциям протеста. Что способствует дестабилизации в обществе.
Следующимоснованием в типологии социального настроения может быть предметнаянаправленность. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский выделяютполитическое, этническое, религиозное социальное настроение. Эти видысоциального настроения можно соотнести с различными сторонами жизни:политической, экономической и культурной. Например, этническое и религиозноенастроение можно отнести к культурной стороне жизни. Каждое из конкретных видовсоциального настроения, связанных с определенной деятельностью илимировоззрением, может быть рассмотрено применительно к различным историческимэпохам, разным странам.
Такжевиды социального настроения можно рассматривать в плане их позитивной илинегативной направленности. Настроения могут быть окрашены в позитивные тона,когда реальность соответствует ожиданиям. В таком случае мы наблюдаемнастроения классовой солидарности, национального чувства, уверенности ибодрости, массового воодушевления и патриотизма. Когда чаяния идействительность особенно расходятся, на передний план выступят настроениянедовольства, беспокойства, неуверенности, усталости, страха гнева, возмущения.
Следующимоснованием для типологии социального настроения является отношение к жизни ипроцессам, происходящим в обществе. Исходя из этого, можно выделить оптимистическоеи пессимистическое социальное настроение. Б.Д. Парыгин считает, чтоподобное социальное настроение «…оказывается уже не следствием лишь данногосамочувствия и впечатлений данного периода, а итогом целой серии постоянноповторяющихся впечатлений и переживаний, результатом приобретенного жизненногоопыта, успевшего оставить отпечаток в сознании человека. Так, дляоптимистически настроенного настроения характерно убеждение в том, что «нетхуда без добра», что доброе начало обычно побеждает злое. Пессимистическоеумонастроение, наоборот, сопровождается, а часто и порождается убежденностью втом, что жизнь – это сплошное страдание, что жизнь, следовательно, не имеетценности и смысла и т.д.» Основой пессимистического настроения становитсястрах. Настроение страха, тревоги, беспокойства порождается неустойчивостьюсоциального положения, неуверенностью в завтрашнем дне и особенно характернодля переходных обществ.
Социальноенастроение не может быть сведено только к этим двум полюсам. Б.Д. Парыгинвыделяет следующие виды социальных настроений в зависимости от принятия илинепринятия норм общества:
Апатия,для которой характерна социально-политическая индифферентность, безразличие,отсутствие как приподнятости, так и упадка духа.
Ханжествосочетает в себе элементы скрытого, замаскированного протеста, отрицательногоотношения к существующим социальным ценностям с элементом приспособления кгосподствующим традициям и даже декларированного прославления установленныхнорм, обычаев и социальных стандартов.
Сомнениехарактеризует не уже утвердившееся отношение ко всей совокупности социальныхматериальных и духовных ценностей, а еще не ясное, не устоявшееся, наметившеесяили намечающееся, но пока не сложившееся критическое или даже отрицательноеотношение к определенным нормам поведения.
Сомнение,скептическое настроение играют положительную роль двигателя, импульсачеловеческой мысли в той мере, в какой они способствуют поиску и обоснованиюновых, более плодотворных идей и решений. Однако, превращаясь из частногоспособа познания в господствующий и единственный метод, способ мировосприятия,сомнение, как правило, становится тормозом на пути познания мира.
Нигилизм– выражает полное и абсолютное отрицание всех норм, традиций, обычаев иавторитетов. Б.Д. Парыгин считает, что атмосфера жестокой конкурентнойборьбы и полнейшего равнодушия к судьбе отдельного человека, не может непорождать настроения взаимного недоверия, враждебности человека человеку,ощущение собственной изолированности и незащищенности. Это настроение особенносильно проявляется в среде молодежи, так как она всегда острее переживаетразрыв между идеальными стремлениями и действительностью. Отсюда нервозность,чувство одиночества, тревоги и беспокойства, перерастающее в настроениеотчаяния, пессимизма и нигилизма.
Втипологии Б.Д. Парыгина все виды социального настроения так или иначесвязаны с пессимистическим полюсом. Поэтому, по нашему мнению, егоклассификацию следует дополнить видами социального настроения, относящимисябольше к оптимистическому полюсу.
Консерватизм выражает полное принятие действующих социальных норм.Для консерватизма характерно осторожное отношение к жизни, сдержанность,нежелание производить изменения, реформы, нововведения. В условиях социальныхперемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков,восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого.
Энтузиазм, как социальное настроение, возникает, когда индивид,принимая социальные нормы, желает их позитивно изменить. Он предпринимаетактивные попытки к улучшению не только собственной жизни, но и жизни общества.
Наконец,социальное настроение можно типизировать по глубине его исходных компонентов.Так, социальное настроение может быть ситуативным, сиюминутным и иметьбыстротекущее значение, а может быть устойчивым долговременным образованием.
Такимобразом, предлагаемые типологии социального настроения в зависимости отсубъекта, предметной направленности, отношения к жизни и нормам обществапозволяют рассмотреть данный феномен с различных сторон. Это позволит болееточно охарактеризовать социальное настроение, которое развивается оченьдинамично и может перетекать из одной формы в другую.
Средства массовой информации вообще и телевидение в частностичасто ассоциируется с развлечением и поэтому рассматривается как нечтовторостепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен, т.к.на самом деле СМИ оказывают огромное влияние на людей. Это происходит не толькоиз-за их специфического воздействия на наши позиции, но и потому, что онистановятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь.
Анализироватьдеятельность телевидения представляется возможным лишь с позиций тех функций,которые оно исполняет в обществе. Традиционно к числу этих функций относят:
•информационную функцию;
• функциювоздействия на общество;
•познавательно-культурологическую функцию;
•развлекательную функцию;
Исходя из этих функций, можно сделатьвывод, что «телевидение является основным источником информации, ориентирующимчеловека в окружающей его действительности, причем степень влияния его насуждения и оценки людей тем выше, чем дальше отстоит от непосредственного опыталюдей сфера, которая отражается в информационных материалах (например, мироваяполитика)».
Таким образом, средства массовой информациине просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которыепогружают его. Сегодня грань между вымышленными и реально проживаемымисобытиями весьма незначительна: часто вымышленные, но ярко поданные прессойсобытия выглядят даже более убедительными. Соответственно существует только то,что попадает на каналы телевидения; все остальное почти не оказывает влияние насостояние общества.
Именно средства массовой информации в значительной мереформируют наше мировоззрение, наши взгляды и убеждения. Поэтому неслучайныопасения многих людей, что средства массовой информации активно используютсядля воздействия на общество, что некие силы манипулируют нами. Высказываетсяряд позиций относительно роли телевидения в манипуляции общественным мнением. Социолог А.Н. Тарасовсчитает, что телевидение манипулирует массовым сознанием таким образом, чтонеблагоприятные для системы события, если это технически возможно, вытесняютсяиз информационного пространства. Вытеснить можно, во-первых, замалчивая,во-вторых, «задвигая» на десятистепенное место другими – сенсационныминегативными сообщениями. При этом «сенсация» может быть искусственно раздутаили даже полностью вымышлена.
Исследователь А.С. Васильева высказывает другоемнение: не средства массовой информации манипулируют общественным мнением, а,скорее, общественное мнение манипулирует ими. Телевидение в последнее времяпоменялось ролями с обществом: еще несколько лет назад телевидение оказывалоочень серьезное влияние на жизнь в нашей стране, а общество практически немогло воздействовать на него. Сегодня телевидение выполняет социальный заказобщества, именно поэтому и изменилось как бы соподчинение этих двух реальностей.Естественно, что, выполняя социальный заказ, телевидение волей или неволейдолжно отвечать тем потребностям, тем вкусам, которые есть в обществе, – востребованыи «мыльные оперы», и большое количество кинофильмов, зачастую невысокогокачества, и информационные программы. Таким образом, телевидение сейчасвыполняет в основном информационную функцию и функцию релаксатора.  При анализе влияния телевидения насоциальное настроение мы должны учитывать обе точки зрения, т.к. онивзаимодополняют друг друга, выявляют систему прямой и обратной связи междуобществом и СМИ.
Итак, телевидение оказывает значительное влияние насоциальное настроение людей. Для того чтобы оценить воздействие, оказываемоетелевизионными программами, проводилось большое количество исследований,установивших, что телевидение оказывает непосредственное влияние на поведение исоциальное настроение людей. Три наиболее исследованные темы – это влияниетелевидения на предрасположенность к совершению преступлений и насилию, эффектыновостей и роль телевидения в политической жизни.
Демонстрация насилия в телевизионных программах и его воздействиена поведение людей исследовалась социологами и психологами достаточно подробно,но единой объясняющей модели не предложено. Ученый А.Ю. Дроздоввыделяет три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сценнасилия на агрессивное поведение людей.
Первая – «гипотеза модели», согласно которой агрессивное поведениеоказывается результатом наблюдения и подражания агрессивным действиям другихлюдей и телевизионных персонажей, разработана А. Бандурой. В ходеэкспериментальных работ, осуществленных под его руководством в первой половине60-х годов, детской аудитории показывали, к примеру, снятого на кинопленкувзрослого, бьющего палкой большую куклу. После этого дети играли в комнате, аэкспериментатор скрыто наблюдал за ними. Как правило, оказывалось, что вэкспериментальной группе при общении детей агрессивные проявления обозначалисьнамного явственнее, чем в контрольной группе, не смотревшей указанную ленту.Агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реальногоповедения. Результаты большинства проведенных исследований подтверждают этугипотезу, чему есть многочисленные подтверждения.
Вторая гипотеза – «гипотеза катализатора». Российский ученыйД. Берковитц предполагает, что сцены насилия служат своеобразнымистимуляторами возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципукатализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступаютстимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызываютагрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит кагрессивному поведению.
Третья гипотеза – «гипотеза катарсиса», наоборот, указывает на то,что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходитсвоего рода сброс эмоционального напряжения (катарсис).
Все три гипотезы имеет место быть, но результаты большинствапроведенных исследований подтверждают «гипотезу модели». Так, в 1972 г.Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерстваздравоохранения США в своем отчете признал существование причинно-следственнойсвязи между насилием на телеэкране и насилием в жизни. Косвенно все эти выводыподтверждаются фактом выявленной взаимосвязи между распространением телевиденияв различных странах, и ростом в них насильственной преступности, в частностиубийств.
Воздействие фильмов на эмоции, социальные установки ипоступки людей – процесс, трудно поддающийся объективному изучению. Ксожалению, эта проблема недостаточно рассмотрена отечественнымиисследователями, хотя в последнее время и в нашей печати появляется большоеколичество исследований, посвященных воздействию экранного насилия нанастроение и поведение людей. Интересное исследование было проведено в 2000году в рамках научно-исследовательской программы РАО «Социология образования».В общей сложности 116 часов эксперты смотрели передачи трех телеканалов – ОРТ,НТВ и «ТВ Центра».
По данным исследования оказалось, что российский телезрительвидит на экране сцену насилия в среднем каждые 15 минут, а в вечерние часы – каждые10 минут. Самым агрессивным является «ТВ Центр», а самым спокойным из этих трехканалов – ОРТ. Канал НТВ отличается наиболее жесткой подачей информационныхпрограмм – демонстрацией документальных кадров насилия, беспорядков икатастроф. ОРТ, сообщая о таких вещах, предпочитает не давать «картинки». Кконцу недели число сцен насилия на экранах возрастает. Впрочем, в отличие отдругих каналов, «ТВ Центр» транслирует довольно много сцен насилия и впонедельник. Обычно и агрессорами, и жертвами оказываются мужчины. Конфликтымежду ними на телеэкране носят предельно жесткий характер: половина сцен – этоубийства, треть – драки или избиения. Женщины становятся жертвами в два раза, аагрессорами – в десять раз реже, чем мужчины. При этом каждая вторая сценаагрессии мужчины по отношению к женщине представляет собой сексуальное насилие.Дети участвуют в сценах насилия крайне редко – похоже, это единственное табу,которое существует на нашем телеэкране.
В исследовании, проведенного в 2000 году А.Ю. Дроздовым,анализировались названия всех художественных фильмов, которые транслировалисьпо трем телевизионным каналам (ОРТ, РТР, НТВ). На первом месте по количествуназваний «агрессивного» характера находится канал телекомпании НТВ, где почтикаждый третий фильм имел подобное название. Наименьшее количество названийтакого рода имеют фильмы канала РТР. В целом же, по результатам исследования,можно заметить, что почти каждый седьмой фильм, судя по названию, имеет «агрессивнуюокраску». Таким образом, по результатам этих двух исследований можно сделатьвывод, что самым агрессивным каналом является «ТВ Центр», а самым спокойным –РТР.
Почему такпроисходит? Вслед за распадом СССР и системы Гостелерадио отечественноетелевидение вступило на путь преобразований, ведущий от централизованногогосударственного телевидения, существующего за счет бюджетного финансирования ксистеме коммерческих телевизионных каналов, находящихся в состоянииконкурентной борьбы друг с другом и получающих основную долю дохода за счетразмещения в эфире рекламных сообщений. Поэтому коммерческая функция ставитсяво главу угла. Рейтинг телевизионного канала рассматривается как единственныйкритерий эффективности его функционирования. Чем выше рейтинги канала, тембольше доходов от рекламы он способен собрать. Поэтому показывают то, чтобольше всего привлекает внимание.
Очень интересную точку зрения приводит С.Г. Кара-Мурза. Поего мнению, телевидение, действительно необходимое для получения информации,знаний или развлечения, является неинтересным. Для того, чтобы привлечьвнимание зрителя, необходимо обратиться к скрытым, подавленным, нездоровыминстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желаниягнездятся слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обостритьнездоровый интерес. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковываетчеловека как раз то ТВ, которое транслирует агрессию, насилие, провоцируетстрах. Таким образом, уже рынок, независимо от личных качествтелепредпринимателей, заставляет их развращать человека, вследствие чего ТВстановится мощной разрушительной силой.
Другим фактором, способствующим формированию отрицательносоциального настроения, является то, что большинство информационных программнесут негативный эмоциональный настрой (каждый день мы слышим о катастрофах,убийствах и т.д.). «Различные телеканалы словно соревнуются в том, кто большеиспугает телезрителя, покажет больше окровавленных жертв трагедий или бьющихсяв истерике родственников жертв авиакатастроф». Эмоциональное воздействиетелевидения может быть усиленно соответствующими комментариями. «Например,загорелась Останкинская башня, само по себе событие достаточно зловещее, нокомментарий не лучше: «В 2003 году нас ожидает волна техногенных катастроф»!Далее: террорист-одиночка, возможно с больной психикой, захватил военныйсамолет. Программа «Вести», упреждая развитие событий, сообщает, что по«некоторым данным это начало чеченской операции Авиатеррор». Серьезностьпоследствий подобной информации трудно переоценить».
Такимобразом, телевидение влияет на нагнетание страха в стране, и соответственно наформирование пессимистического социального настроения. Высказывается мнение,что запугивание страны ужасающим настоящим и беспросветным будущим стало самымперспективным бизнесом. «Массовая популяризация страха и неверия в собственныесилы, насилие над идеалами дают ощущение нестабильности всего уклада жизни.Отсюда рукой подать до потери этического порога перед компроматом. В мутнойводе легко строить империи, консолидировать власть, подминать под себя государство.И зарабатывать, зарабатывать…»
Данный прием известен хорошо и особенно часто применяется вовремя избирательных кампаний. Те, кто его применяют, заинтересованы в том,чтобы народ испытывал определенные социальные страхи, поскольку в этом состояниичеловек очень внушаем, у него снижается критичность мышления, ослабляетсядействие здравого смысла, он легко становится объектом манипулятивныхвоздействий. Таким образом, телевидение может сознательно влиять на то, что вобществе формируются настроения страха.
Итак, мыпроанализировали феномен социального настроения, выяснили его сущность,природу, структуру, обозначили классификацию социального настроения поразличным основаниям. Мы, выяснили, что телевидение оказывает большое значениена формирования социального настроения. Телевидение не только информируетлюдей, но и навязывает определенные реальности и типы мировоззрения.Пропагандируемые телевидением сцены насилия способствует распространениюагрессивных настроений, которые влияют на поведение людей. Также телевидениеспособствует нагнетанию страха в российском обществе. Запугивание страныявляется перспективным бизнесом и особенно часто этот прием используется вовремя политических кампаний, чтобы привлечь избирателя.

2. Влияниетелевидение на социальное настроение молодежи города Иваново
социальный манипуляция настроение массовый
Телевидениеявляется важным агентом социализации людей. Оно не просто информирует человека,но и погружает нас в определенные типы существования, навязывает их нам. Оттого, как телевидение преподносят те или иные события, существенно зависитвосприятие этих событий зрителями. Поскольку телевидение, обеспечиваетвозможность наглядно-образного восприятия, его эмоциональное влияние наиндивида более сильное. Телевизионная реальность – это воображаемый мир,который лежит за пределами того, что можно назвать просто истинным или ложным.Этот иной мир для телезрителей становится «более истинным, чем сама истина,более историчным, чем сама история и, наконец, более нашим, чем мы сами». Частово время РR кампаний события преподносятся, как комбинация правды и лжи.Создавая определенную реальность, иногда существенно отличающуюся от настоящей,телевидение воздействует на сознание и социальное настроение индивидов, создаетопределенные ценности и установки, и, в конечном счете, изменяет поведениелюдей. Таким образом, изучение влияния телевидения является актуальным.
Внастоящее время телевидение пропагандирует сцены насилия. Была проведена сериясоциологических исследований, целью которых было изучить влияние сцен насилия иагрессии на телеэкране на психику молодежи и подростков. Данные исследованияпозволяют утверждать, что бесконечно тиражируемые в программах телевиденияобразы насильственного мира являются источником представлений подрастающегопоколения о социальной действительности, способах самоутверждения человека вней. «Агрессивная диета» телевидения не проходит мимо внимания подрастающегопоколения, находящегося в фазе формирования ценностных ориентаций, социальныхустановок и мотивов поведения. Показанные по ТВ сцены агрессии и насилия сновавозвращаются в жизнь в виде бесчинств футбольных фанатов, жестокости поотношению друг к другу, употреблению наркотиков.
Еще однойпроблемой телевидения является обилие отрицательных новостей в информационныхпрограммах. Каждый день мы можем слышать о катастрофах, убийствах,террористических актах и т.д. Люди, уставшие после трудового дня и желающиеотдохнуть перед телевизором, подвергаются мощной эмоциональной нагрузке.
Такимобразом, телевидение, которое должно выступать как интегратор общества,обеспечивать стабильность, формировать позитивное социальное настроение, невыполняет своих социальных функций. Поэтому исследование о влиянии телевиденияна социальное настроение молодежи очень актуально.
Объектисследования – молодые люди 16–29 лет.
Предметисследования – механизмы влияния телевидения на социальное настроение исоциальное самочувствие молодежи.
Цельисследования – анализ влияния телевидения на социальное настроение и самочувствиемолодежи.
Задачиисследования:
1. Составитьпортрет молодого телезрителя.
— Выяснить, какое местозанимает телевидение в жизни молодых людей.
— Узнать, какое изсредств массовой информации пользуется наибольшим доверием у молодежи.
— Выяснить, какиеканалы, телепрограммы и фильмы пользуются большей популярностью у молодежи 16–29лет.
— Выяснить социальныйзаказ молодежи в отношении телевидения.
2. Оценитьвлияние телевидения.
— Выявить, как молодежьоценивает влияние телевидения.
— Узнать степень изменчивостинастроения молодежи.
— Определить влияниесцен насилия на телевидении на агрессивность молодежи.
3. Проанализироватьсоциальное настроение молодежи.
— Оценить степеньвключенности молодежи в общественную жизнь.
— Исследоватьудовлетворенность молодежи своим экономическим положением.
— Изучить оценкуреспондентами различных сторон жизни общества: экономической, политической икультурной.
— Определить отношениемолодежи к законам федеральных и местных властей.
— Выявить социальныеожидания молодежи о своем будущем и будущем развития страны.
— Выяснить ценностныеориентации молодежи, как одной из составляющих социального настроения.
Логическийанализ понятий
В ходеисследования определены и структурированы основные понятия, составляющие предметисследования.
1.Теоретическая интерпретация основных понятий
Социальноенастроение – целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реальнофункционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень,продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом,социальной группой и населением, различными организациями и институтамисоциальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся подвоздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и впотенции реализуемых (или нереализуемых) в процессе практической деятельности.
Социальноесамочувствие – потребность в самосохранении себя как социального существа,члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучиянепосредственно окружающей микросреды.
Массовая коммуникация рассматривается как один из видов общения,представляет собой социально обусловленное явление с основной функциейвоздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как видречевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленнымпроцессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различныхкоммуникативных средств и каналов.
Средствамассовой информации: печать, радио, телевидение, интернет и др.
2.Структурная операционализация понятий.
Направлениявлияния телевидения
1. Темыпередач;
2. Тематикафильмов;
3. Эмоциональныйнастрой телепередач;
4. Наличиеили отсутствие сцен насилия;
5. Способподачи информации;
6. Влияниетелеведущего и комментариев на интерпретацию информации телезрителями;
Следуетвыделить внутренние и внешние факторы, влияющие на социальное настроение.
К внутренним факторам следует отнестипол, возраст, образование, семейное положение, род деятельности, настроения всемье и социальном окружении. Также к внутренним факторам относятся такиеличные характеристики как жизненная стратегия и ценностные ориентации.
К внешнимфакторам относят социально-экономические условия и политические условия. Здесьиграют свою роль законы и решения федеральных служб, а также законы и решенияместных структур. Большое значение на формирование социального настроенияоказывают средства массовой информации, т.к. именно от интерпретации событий вСМИ зависит восприятие индивидом этого события. Поэтому среди внешних факторовсоциального настроение уместно выделять средства массовой информации. Ксредствам массовой информации относят телевидение, радио, прессу, а такжеинтернет. Наиболее эффективным средством массовой информации являетсятелевидение, которое обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, азначит и более сильного эмоционального влияния на индивида.
Телевидениеоказывает влияние на социальное настроение, самочувствие людей и ценностимолодежи. Влиянию телевидения наиболее подвержена молодежь в 16–18 лет, т.к. именнов этом возрасте формируются ценностные ориентации.
Молодежьсчитает телевидение одним из способов развлечения. Наибольшей популярностью умолодежи 16–29 лет пользуются развлекательные телепередачи, а также боевики.Телевидение становится для многих основным источником информации и,следовательно важным институтом социализации. В настоящее время телевидениепропагандирует сцены насилия. Молодежь воспринимает эти сцены, поэтому агрессияна телеэкране может служить своего рода примером для моделирования реальногоповедения. Мужчины более подвержены агрессии, чем женщины, причем больше всегоэто заметно в более молодом возрасте.
Выборочнаясовокупность
Длявыявления влияния телевидения на социальное настроение молодежи г. Ивановорасчетно-опытным путем определена выборочная совокупность, объем которойсоставил 100 человек (при вероятности в 90% и допускаемой ошибке в 10%). Былаопределена структура выборки по двум базисным параметрам (квотам): пол,возраст. Традиционно молодежь разделяют на три группы: 16–20 – период юности,20–24 – собственно молодежь, и 25–29 – взрослая молодежь. Таким образом, мывыделили три интервала: 16–20, 21–24, 25–29 лет, но первый интервал 16–20 мыразбили на два: 16–18, 19–20, т.к. именно в 16–18 лет ценностные ориентации иустановки молодежи только формируются, поэтому мнения людей в 16 и 20 лет могутсущественно различаться.
В качествеосновного метода исследования используется метод анкетирования. Анкетный опрос– это незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, ихсклонностях, мотивах, деятельности, мнениях.
Анкетавключает в себя следующие основные блоки вопросов:
1. Вводнаячасть, направленная на то, чтобы выяснить какое место занимает телевидение вструктуре свободного времени молодежи (№1,2).
2. Вопросы,направленные на выяснение степени доверия к СМИ вообще и к телевидению вчастности (№3,4).
3. Вопросы,позволяющие определить, какие каналы, телепередачи и фильмы пользуются большейпопулярностью (№5,6,9).
4. Вопросы,позволяющие выяснить агрессивную направленность телевидения (№10,11,12,13,14).
5. Вопрос,позволяющий определить осознанность молодежью влияния телевидения (№15).
6. Вопросы,выясняющие степень включенность респондентов в общественную жизнь, доверие кзаконам (№7,16,20).
7. Вопросы,выясняющие ценностные ориентации молодежи (№17,18).
8. Вопрос,определяющий степень изменчивости настроения молодежи (№19).
9. Социально-демографическийблок вопросов (№21–27).
Проведенноеисследование носит характер поискового пилотажа. На данном этапе мы особое вниманиеуделили разработке теории, поиску новых методик и разработке инструментария. Мыиспользуем данный тип исследования, т.к. в изучении данной проблемы нет ясныхотчетливых форм в ее понимании, противоречие скрыто и неочевидно; мы не имеемготовой методики проведения исследования; и, наконец, автором эта проблемаизучается впервые. Поэтому наше исследование в первую очередь направлено:
— на поиск реальныхпроблемных ситуаций исследования;
— на поиск сферосновных направлений будущего исследования;
— на определение задачисследования;
— на выявление наиболееадекватных методов изучения проблемы;
— на поиск рабочихгипотез исследования.
Поэтому внашем исследовании мы сделали акцент на изучение степени влияния телевидения намолодежь. Для подробного изучения структуры и динамики социального настроенияпредполагается более глубокое исследование.
В ходе исследования было опрошено 100 человек,распределение было учтено по 2 базисным параметрам: пол и возраст. Возрастноераспределение определилось следующим образом:
– молодежь 16–18лет – 22%;
– молодежь 18–20лет – 23%;
– молодежь 21–24лет – 28%.
– молодежь 25–29лет – 27%.
В ходенашего исследования мы хотели определить, какое место занимает телевидение вструктуре свободного времени молодых людей. Итак, 31% молодежи отметили то, чтоони проводят свободное время у телевизора, что составляет лишь пятое место.Чаще всего молодежь проводит время в компании друзей (57%), сидя за компьютером(47%), с любимым человеком (38%), или занимаясь домашними делами (33%). Только1 человек из ста (девушка 25–29 лет) отметил, что он посещает музеи, театры.Следует отметить, что больше всего времени проводит у телевизора молодежь 25–29лет (40% отметили, что они смотрят телевизор) и чаще женщины чем, мужчины (38%и 25% соответственно). Это можно объяснить тем, что мужчины обычно проводятвремя, сидя за компьютером. Интересно, что ответы на вопрос о том, как молодежьпроводит свободное время, не совпадают с ответами на вопрос о том, как бы онихотели проводить свободное время. Так, большинство хотело бы встречаться слюбимым человеком, выезжать на природу, далее молодежь хотела бы больше временипроводить с друзьями, заниматься спортом и чаще ходить в бары, кино, надискотеку. И только 5% респондентов указали на то, что они бы хотели смотретьтелевизор, причем все они – мужчины. Таким образом, можно сделать вывод о том,телевидение для большинства молодых людей рассматривается как нечтовторостепенное и не занимает большого места в структуре свободного времени.Многие совмещают просмотр телевизионных передач с другими занятиями: например,домашними делами, встречами с друзьями и игрой на компьютере. Несмотря на то,что интернет сам по себе является средством массовой информации, целесообразно,что лишь ограниченное число молодых людей имеет доступ к интернету.
Мы уже говорили о том, что средства массовой информации в основномпризваны выполнять информационную функцию. Данная функция заключается впредоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации осамых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической,политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации,люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свойтворческий потенциал. Данная функция способствует оптимизации полезнойдеятельности общества и индивида.  Какмы уже указывали выше, телевидение является основным средством массовойинформации. На вопрос, откуда вы чаще всего получаете информацию о мире истране, большинство респондентов (72%) ответили, что из телепередач. И этонамного опережает другие средства массовой информации (Радио – 26%, Пресса – 14%).Таким образом, мы подтверждаем гипотезу о том, что телевидение становитсяглавным ориентиром в мире, основным каналом информации для молодежи. Болеетого, телевидение оказывается тем источником информации, которому больше всегодоверяют – 65% опрошенных отметили, что доверяют сведениям, полученным изтелевидение. На втором по степени доверия идет интернет.
Вопрос о доверии к телевидению связан с вопросом о том, как именнотелевидение влияет на людей: положительно, или отрицательно. Мнения по данномувопросу разделились.
Таблица 1. Мнение о направленности влияния телевидения взависимости от возраста респондентов, в % (N=100)
Как, по вашему мнению, телевидение влияет на людей?
Возраст респондентов
16–18
19–20
21–24
25–29 Негативно, навязывает свои стереотипы. 44% 24% 33% 45% Положительно, позволяет ориентироваться в мире. 44% 48% 41% 25% Затрудняюсь ответить 11% 29% 26% 30%
Если в 16–18лет молодежь считает, что телевидение как позволяет ориентироваться в мире, таки навязывает свое мнение, то в старшем молодежном возрасте большинство считает,что телевидение влияет негативно, навязывает свои стереотипы. Таким образом,чем старше человек становится, тем более осознано и предвзято относится кинформации, которую получает из телевидения. В более молодом возрасте, ктелевидению относятся с большим доверием, следовательно, именно в 16–20 лет онооказывает наибольшее влияние на людей. Интересно проследить доверие молодежи ктелевидению в зависимости от того, как они относятся к влиянию телевидения.
Таблица 2.Связь оценки степени доверия к телевидению с тем, как влияет телевидение:положительно или отрицательно, в % (N=100)Какому из видов СМИ вы больше всего доверяете? Положительно, позволяет ориентироваться в мире Отрицательно, навязывает свои стереотипы Телевидение 79% 53% Радио 6% 10% Газеты/журналы 3% 10% Интернет 12% 20% Никакому 0% 7%
Можносказать, что молодежь, положительно оценивающая влияние телевидения, в основномдоверяет этому средству информации намного больше других, а почти половина изтех, кто оценивает влияние телевидения как негативное, доверяют другимсредствам массовой информации. Надо отметить, что довольно большой процентмолодежи доверяет интернету, поэтому можно предположить, что со временемвлияние интернета усилится и, возможно, оно достигает такого же уровня поисточнику информации, как и телевидение.
При изучении влияния телевидения на людей мы выяснили, чтонаиболее агрессивными телеканалами являются «ТВ Центр» и НТВ, а наиболееспокойными РТР и ОРТ. Итак, на первом месте по предпочтениям стоят такназываемые правительственные каналы, это ОРТ (57%) и РТР (42%). Однако высокийпроцент респондентов отметил НТВ (38%) и СТС (30%). СТС также можно назватьдостаточно агрессивным каналом. Также популярными являются музыкальные каналыМузТВ и MTV (по 20%). Самыми низкий рейтинг у телеканала «Культура» (7%) иТНТ (5%). Если посмотреть, распределение ответов в зависимости от возраста, тоу молодежи 16–18 лет, кроме ОРТ (50%), на первом месте стоит МузТВ и MTV. Почти половинареспондентов в возрасте 19–29 лет отметила телеканал СТС, который являетсяодним из самых агрессивных каналов на телевидении. У молодых людей всехвозрастов кроме молодежи 16–18 лет большой популярностью пользуется НТВ(среднее значение – 47% отметили данный канал). Мы уже выяснили, что НТВотличается наиболее жесткой подачей информационных программ – демонстрациейдокументальных кадров насилия, беспорядков и катастроф. Таким образом, мы видимподтверждение точки зрения о том, что телевидение навязывает сцены насилия. Но,с другой стороны, телевидение показывает то, что пользуется популярностью. Какни странно, но нейтральный канал «Культура» обладает самым низким рейтингом, вотличие от каналов СТС и НТВ, которые являются более популярными.
Анализтематики телепередач, позволяет сделать вывод что, самой большой популярностьюпользуются музыкальные и научно-популярные передачи (они уступают толькофильмам). Таким образом, телевидение в основном выполняет развлекательную иинформационную функцию. Интересно посмотреть популярности передач в зависимостиот возраста.
Таблица 3. Какие телепередачи Вам больше всего нравятся, в %(N=100)
Телепередачи
Возраст респондентов
16–18
19–20
21–24
25–29 Новости 0% 19%
33%
20% Политические 6% 14% 4% 5% Научно-популярные 17%
38% 22%
35% Спортивные 17% 19% 11% 15% Музыкальные
50%
33%
41% 15% Интеллектуальные игры
28%
29% 4%
25% Фильмы 44% 48% 59% 55% Свой вариант 6% 0% 0% 5%
Мы можемпроследить, что в 16–18 лет наибольшей популярностью пользуются музыкальныепередачи и интеллектуальные игры. В возрасте 16–18 лет новости не смотрит почтиникто. Мы не можем распространять эти данные на всю генеральную совокупность, т. к.это результаты пилотажного исследования, и данные могут быть нерепрезентативны.Но, тем не менее, можно сделать вывод, что молодежь 16–18 лет – наиболееаполитичная группа, т. к. в этом возрасте молодые люди еще не являютсяизбирателями. Это подтверждает ответ и на другой вопрос: «Как часто Вы смотритеновости?»
Ввозрасте 16–18 лет почти треть вообще не смотрит новости (28%), зато в 25–29лет нет таких, кто бы ни смотрел новости, и почти половина (45%) смотрятновости каждый день.
/>
Диаграмма1
Большинствомужчин отметили, что они смотрят новости каждый день, тогда как среди женщинбольшинство смотрит новости несколько раз в неделю или вообще несколько раз вмесяц. Этот вопрос контролируется другим вопросом: «Интересуетесь ли выполитикой?» 60% ответили, что интересуются, если происходит что-то важное, итолько 17% молодежи всегда в курсе политической жизни страны. Что касаетсявозраста, то с возрастом меньше становится тех, кто совсем не интересуетсяполитикой (В 16–18 лет 56% не интересуются политикой, а в 25–29 лет только20%).
Такимобразом, чем старше становится человек, тем больше он включается в общественнуюжизнь. Хотя довольно высок процент тех, кто не интересуется политическойжизнью. Также можно сделать вывод, что мужчины больше интересуются политикой.

/>
Диаграмма2
Так, по даннымисследования наиболее предпочитаемым жанром в исследуемых группах молодежиявляются комедии. Этот жанр по распространенности выбора оказался на первомместе, как у юношей, так и у девушек, он лидирует среди всех возрастовмолодежи. Такую популярность комедийного жанра можно объяснить тем, чтотелевидение для молодежи является в первую очередь средством развлечения. А вотвторое место разделилось в зависимости от пола. Девушки выбирают мелодрамы, аюноши фантастику. Жанр мелодрамы имеет достаточно высокий рейтинг у девушек инизкий у мужчин. Оба жанра имеют динамику развития, от менее предпочитаемых, кболее предпочитаемым, в зависимости от возраста. Третье место заняли ужасы итриллеры (23%). Популярность фильмов ужасов для значительной части молодеживполне понятна: в данном возрасте у людей существует потребность в острыхощущениях. Рейтинг триллеров не сильно зависит от пола, хотя мужчиныпредпочитают такие фильмы чуть больше. Однако большинство триллеров, какизвестно, включает сцены насилия, поэтому их популярность вызываетозабоченность. Чуть отстают от триллеров исторические и документальные фильмы(22%), следующим по популярности жанром фильмов являются эротика (16%). Следуетсказать, что проблема взаимосвязи эротики с агрессивным поведением зрителейтакже является достаточно актуальной. Так, проведенные Р. Берономисследования показали, что такая связь существует, однако она не являетсялинейной. В частности, было выявлено, что умеренное сексуальное возбуждение,вызванное продукцией эротического содержания, уменьшает агрессию. Однакооткровенно сексуальные сцены провоцируют сильное возбуждение, повышаютвероятность проявления агрессивного поведения. Дальнейшие исследованияпоказали, что данная закономерность действует как в отношении мужчин, так и вотношении женщин. В целом, на данный момент выделяют две основные моделивлияния эротических сцен на зрителя. Согласно первой модели, пересмотр фильмовэротического содержания вызывает катарсический эффект, позволяет реализоватьвытесненные сексуальные фантазии. Согласно другой модели, просмотр эротическихсцен стимулирует сексуальную агрессию.
Боевики,как ни странно, пользуются наименьшей популярностью, причем предпочтениеподобным фильмам отдают в основном мужчины. Таким образом, можно было бы сделатьвывод, что молодежь в основном не любит смотреть сцены насилия, но это этотвывод полностью опровергает ответ на следующий вопрос.

/>
Диаграмма3
Полученныеданные позволяют сделать вывод о существовании очень сильной корреляциипредпочтений сцен насилия в зависимости от пола. 84% мужчин предпочитаютсмотреть сцены драк и убийств. Девушки не любят подобные сцены, илипредпочитают, чтобы они были в ограниченном количестве. Женщины традиционновоспитываются более мягкими и толерантными, тогда как мужчины – агрессивными ижестокими. Что касается эротических сцен, то большинство опрошенных (78%),считает, что в фильмах, показываемых по телевидению, должны присутствоватьинтимные сцены. На вопрос, какие это сцены, большинство выделили мягкуюэротику, которая, видимо, вызывает катарсический эффект. Об откровенныхэротических сценах упомянули 16% мужчин и 7% женщин, зато 19% женщин считает,что должны быть только намеки, а у мужчин всего 7%. С возрастом интерес коткровенным эротическим сценам уменьшается.
Такимобразом, девушки, любящие эротические сцены, видят в этом в основномсексуальные фантазии, а мужчины, предпочитающие откровенные эротические сцены,с большей вероятностью могут стать субъектами сексуальной агрессии.
Навопрос, почему не стоит показывать интимные сцены по телевидению, юноши идевушки в основном считают, что это ведет к падению нравственного уровнямолодежи. Тем не менее, именно мужчины ответили, что это вызывает нездоровыйинтерес (11%) и способствует распространению насилия (11%), женщины – 2% и 5%соответственно. Влияние телевидения на формирование агрессивности в основномотметили молодые люди более старшего возраста. И, надо сказать, что с возрастомснижается процент желающих смотреть интимные сцены по телевидению.
Такимобразом, можно подтвердить гипотезу о том, что телевидение навязывает сценынасилия. В погоне за рейтингами телевидение еще больше обостряет интересмолодежи к подобным сценам и формирует агрессивные настроения в обществе.
В связи сэтим, нам хотелось узнать, на каких героев прежде всего ориентируется молодежь.На вопрос, какие герои фильмов вам больше всего нравятся, первое место занялиответы: современная молодежь. Интересно то, что на третьем месте попопулярности стоит ответ: участники преступных группировок (13%). Причем такответили почти треть респондентов, в возрасте 19–20 лет. 12% респондентовпредложили свой вариант ответов, среди них были перечислены следующие герои:«Плохие животные» из фильмов ужасов, наркоманы, «мафиози», вампиры, призраки.Можно сделать вывод о том, что телевидение действительно оказывает негативноевлияние на социальное настроение молодежи, повышает агрессивность молодежи.
Мывыяснили, что социальное настроение определяется с помощью следующихструктурных элементов: психологическая и физиологическая основа, социальноесамочувствие, оценка, социальные ожидания и социальная позиция. В рамкахданного исследования мы остановились на следующих аспектах социальногонастроения: на оценке решений федеральных и местных властей, на ценностяхмолодежи, а также мы попытались определить уровень оптимизма молодых людей.
Мыпопытались определить, как влияет телевидение на уровень законопослушностиграждан. Так, 59% молодежи считают для себя возможным нарушить закон. Правда, 40%могут нарушить закон, если это не несет серьезных последствий.
Таблица 4.Законопослушность граждан в зависимости от пола, в % (N=100)
Считаете ли вы возможным нарушить закон
Пол респондента Мужчины Женщины 1. Нет, законы надо соблюдать всегда 32% 33% 2. Да, если это не несет слишком тяжелых последствий 30% 50% 3. Закон можно нарушить, если он мешает 27% 10% 4. Свой вариант 14% 7%
Такимобразом, женщины в основном могут нарушить закон, если это не несет слишкомсерьезных последствий, а мужчины в большей степени могут нарушить закон, еслион мешает. Также встречались варианты ответов о том, что «у нас такие законы,что их грех не нарушить» (3%). Таким образом, можно сделать вывод о том, чтомолодежь в основном негативно относится к законам и в большинстве случаевготова их нарушить.
Мыпопытались установить связь между просмотром сцен насилия и соблюдениемзаконов, и выяснили, что такая связь есть.

Таблица 5.Связь между просмотром сцен насилия и возможность соблюдения законов, в % (N=100)
Нравится ли вам, когда в фильме много погонь, драк, убийств?
Считаете ли вы возможным нарушить закон Нет, законы надо соблюдать всегда Да, если это не несет слишком тяжелых последствий Закон можно нарушить, если он мешает Свой вариант 1. Да, эти сцены делают фильм интереснее 18% 20% 46% 11% 2. Да, но в ограниченном количестве 36% 51% 40% 34% 3. Лучше бы их не было 14% 0% 7% 11% 4. Я не люблю такие сцены 28% 26% 7% 22% 5. Затрудняюсь ответить 4% 3% 0% 22% Итого 33% 40% 19% 10% /> /> /> /> /> />
Исходя изэтих данных видно, что в целом готовы нарушить закон только 19% опрошенных. Изних 46% считают, что сцены с погонями, драками и убийствами делают фильминтереснее. И лишь 14% из них предпочитают не смотреть такие сцены. Опять же изтех, кто считают, что всегда нужно соблюдать законы, только 18% любят смотретьсцены насилия и почти половина из них предпочитает не смотреть подобные сцены.Еще один интересный вывод. Из тех респондентов, которые отметили, что из героевфильмов им больше всего нравятся участники преступных группировок, только 11%считают, что закон нужно соблюдать всегда, 56% могут нарушить закон, если этоне несет слишком тяжелых последствий и 33% готовы нарушить закон, если онмешает. Таким образом, можно предположить, что телевидение способствуетраспространению агрессивных настроений среди молодежи и влияет на развитиеуровня преступности в обществе.
Немаловажнымдля определения влияния телевидения является степень изменчивости настроения молодежи.Надо сказать, что, мужчины менее подвержены влиянию, чем женщины. Девушки восновном признают, что им легко испортить и поднять настроение (36%). И вот чтоинтересно. Чем старше становится человек, тем больше он признает, что подверженвлиянию. В 16–18 лет это признали только 11%, а в 25–29 – половина. Такимобразом, опасность телевидения заключается в том, что именно в младшемвозрасте, когда человек не осознает свою внушаемость, телевидение воздействуетособенно сильно.
Наконец,мы переходим к определению ценностей молодых людей в настоящее время. Навопрос, какие качества вы больше всего цените в людях, на первом месте стоит ум(69%), на втором – чувство юмора (63%), на третьем – доброта (56%) и начетвертом – ответственность (47%). Девушки больше всего ценят ум, а мужчины –чувство юмора. Что касается распределения по возрасту, то чем старше человекстановится, тем более он начинает ценить доброту, и меньше – независимость исилу. В возрасте 16–18 лет сила (11%), умение постоять за себя (17%), смелость(11%) ценится больше, чем в более старшем возрасте. Это подтверждает гипотезу отом, что именно подростковая и младшая молодежь является наиболее агрессивной ижестокой группой, она больше всего подвержена влиянию. Так же для оценкиценностей, было предложено выбрать три варианта ответа. Так, на первом местестоит здоровье (74%), на втором любовь (72%), далее на третьем месте у мужчинстоят деньги (41%), а у женщин карьера (36%). Треть респондентов выбираютстабильность (37%) и чуть меньше – образование (24%). Самый низкий попопулярности ответ – это развлечения (10%). С возрастом начинают больше ценитьстабильность (60%) и меньше, как ни странно, любовь (45%). Деньги больше всегоценят в возрасте 16–18 лет и в 21–25. Таким образом, можно сделать вывод о том,что современная молодежь больше всего стремится к тому, чтобы сделать своюжизнь наиболее безопасной и спокойной. Они в основном настроены на активноеизменение собственной жизни, выбирая карьеру и образование, как ценность.Современная молодежь ориентируется на профессиональный успех и стратегиюразвития.
Проанализировав данные исследования, мы можем сделать выводо том, что в настоящее время телевидение оказывает большее влияние насоциальное настроение молодежи. Телевидение оказывается главным ориентиром вжизни людей, т. к. именно из этого средства массовой коммуникации молодежьполучает основную информацию о мире и стране. Мы сделали вывод о том, чтобольшинство респондентов доверяет именно телевидению и оценивает влияниетелевидения как положительное. Оно в основном выполняет информационную иразвлекательную функцию.
Помимо этого можно обозначить такую латентную функцию, каквлияние телевидения на повышение агрессивных настроений молодежи. Более того,оно способствует распространению преступности среди молодежи. Надо отметить,что большинство молодых людей отрицательно относится к законам. В результатеисследования мы выяснили, что наиболее подвержена такому влиянию молодежь 16–18лет.
Проанализировав социальное настроение молодежи городаИванова, мы сделали вывод, что, и большинство юношей и девушек выстраиваетстратегию развития и ориентируется на достижение профессиональных успехов.Таким образом, исходя из результатов исследования, можно рекомендовать снизитьколичество агрессивных сцен на телевидении, особенно в дневное время, увеличитьколичество позитивной информации.

Заключение
Изучив влияние телевидения на социальное настроениемолодежи города Иваново, мы можем сделать следующие выводы.
Социальное настроение является важным феноменом, изучениекоторого необходимо для понимания процессов, происходящих в обществе.Социальное настроение является отношением ко всему, что происходит в обществе.Его роль состоит в том, что оно способно выступать в одних случаях в качествеускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычагасоциальной деятельности индивидов и социальных групп. Оно, в свою очередь,зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупностьполитических, экономических, социальных и духовных процессов, от структурыпсихики личности, темперамента, ценностей и убеждений индивида, а также ототношений между людьми.
В рамках данной работы мы определили структуру социальногонастроения, которая состоит из психологической и физиологической основы, социальногосамочувствия, оценки себя в обществе и оценки различных сторон в жизниобщества, социальных ожидания и социальной позиции, которая связана сжизненными стратегиями индивида. Мы выделили различные виды социальногонастроения в зависимости от субъекта, предметной направленности, глубины и взависимости от принятия и непринятия норм общества.
Исходя из того, что социальное настроение формируется подвлиянием всей информации, попадающей в мозг за единицу времени, большое влияниена данный феномен оказывает СМИ, а именно телевидение. Мы выяснили, чтосредства массовой информации не просто информируют человека, но и создаютопределенные реальности, в которые погружают его. В настоящее времятелевидение, стремясь повысить рейтинг канала, зачастую преподносит туинформацию, которая пользуется наибольшей популярностью. Чтобы привлечьвнимание телезрителя, телевидение обращается к скрытым инстинктам и желаниямчеловека, пропагандирует сцены насилия.
Другой проблемой, кроме насилия, является то, что большинствоинформационных программ несут негативный эмоциональный настрой. Таким образом,телевидение влияет на нагнетание страха в стране, и, соответственно, наформирование пессимистического социального настроения. Запугивание страныужасающим настоящим и беспросветным будущим становится самым перспективнымбизнесом, и данный прием особенно часто применяется во время избирательныхкампаний.
Было проведено исследование на тему влияния телевидения насоциальное настроение среди молодежи 16–29 лет города Иваново. Телевидениеоказывается главным ориентиром в жизни людей, т. к. именно из этогосредства массовой коммуникации молодежь получает основную информацию о мире истране. Мы сделали вывод о том, что большинство респондентов доверяет именнотелевидению, и оценивает влияние телевидения как положительное. Тем не менее,телевидение оказывает влияние на повышение агрессивных настроений молодежи.Наше исследование подтвердило гипотезу модели, согласно которой агрессивноеповедение оказывается результатом наблюдения и подражания агрессивным действиямдругих людей и телевизионных персонажей. Мы установили связь между просмотромсцен насилия и готовностью нарушить закон. Таким образом, телевидениеспособствует распространению преступности среди молодежи.
Проанализировав влияние телевидения на социальноенастроение можно сделать вывод о том, что, помимо информационной иразвлекательной функции, телевидение выполняет латентную функцию, такую какповышение агрессивности молодежи. На наш взгляд, необходимо снизить количество фильмови телепередач, содержащие сцены насилия и увеличить количество позитивныхтелепрограмм, несущих оптимистичное социальное настроение.

Списоклитературы
1. Березовская Е.С. Актуальныевопросы исследования телевидения как социального института // Тезисыдокладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе«Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т.,М., 2003. Т. 2.
2. Васильева.А.С. Ответственность за собственное мнение // Политические исследования.1994. №6.
3. Воронин Г.Л. Социальноесамочувствие россиян (1994/1996/1998) // Социологические исследования.2001. №6.
4. Гладько А.М. Перспективыобщественного телевидения в России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийскомсоциологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовыи альтернативы». В 3 т., М., 2003. Т. 2.
5. Дондурей Д.Б. Самыйперспективный бизнес – запугивание страны // Эксперт. 1998 №13.
6. Дроздов А.Ю.«Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена //Социологические исследования. 2001. №8.
7. Зубарева Л.В. Социальноесамочувствие студентов // Молодая наука в классическом университете.Тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодыхученых. Иваново, 2002.
8. Кара-Мурза С.Г. ВеликРусский язык, а отступать некуда // Евразийский вестник. Журнал теории ипрактики Евразийства. №8. (www.e-journal.ru/kultura-stl-8.html)
9. Конецкая В.П. СоциологияКоммуникации. М., 1997.
10. Крупец Я.Н. Социальноесамочувствие как интегральный показатель адаптированности // loboyko.by.ru/index.html
11. Куликов Л.В. Детерминантыудовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб. 2000.
12. Орлова Л.А.О социальном самочувствии учителей Московской области // Социологическиеисследования. 1998. №8.
13. Парыгин Б.Д. Общественноенастроение. М., 1966.
14. Петрова Л.Е. Социальноесамочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. №12.
15. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Психология. М., 1990.
16. Пиронкова О.Ф.«Живые новости», или о времени и пространстве в телевизионном эфире //Социологические исследования. 2000. №8.
17. Поршнев Б.Ф. Социальнаяпсихология и история. М., 1979.
18. Розин В.М. Мистическиеи эзотерические учения и практики в средствах массовой информации //Общественные науки и современность. 1997. №3.
19. Тарасов А.Н. Затмениене по Антониони: (Студенческие беспорядки и масс медиа: исследование одного явления) //Политические исследования. 1997. №5.
20. Тарасов К.А. Отнасилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования.1996. №2.
21. Тощенко Ж.Т. Теоретико-методологическоеосмысление социального настроения как феномена современной общественнойпрактики // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.
22. Тощенко Ж.Т. Новыеграни теоретической социологии: социальное настроение как объектсоциологического анализа // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2.,СПб. 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.