Реферат по предмету "Социология"


Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНУЮ СИТУАЦИЮ ВСТРАНЕ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖНОЙСУБКУЛЬТУРЫ
2.1 Общая характеристика феноменамолодежной субкультуры
2.2 Молодежная субкультура в условияхмегаполиса (на примере Москвы)
ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖЬ И ВРЕМЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Современнаяполитическая обстановка в нашей стране обуславливает многие процессы,происходящие в обществе. Кажется, нет в России людей, которые не интересовалисьбы политикой с той или иной точки зрения. Политические процессы сегоднязатрагивают интересы практические всех слоев населения нашего государства. Втом числе и молодежные группы, а также многочисленные субкультурныеобразования, являющие неотъемлемой частью сегодняшней молодежной культуры.
Следуетотметить, что большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду иповедению некоторых представителей, не учитывая при этом возможность влияниякаких-либо факторов и личностных качеств данного представителя. Проявлениеяркой индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно,чаще таких людей осуждают за то, что они «не такие как все».
Актуальностьзатрагиваемой в нашей работе проблемы определятся тем, что исследования в областиразвития субкультурных движений для политологии и социологии очень важны, таккак молодежь – политический потенциал страны, значительная часть выборногоэлектората, а также «стратегический запас» политической элиты России. Толькотщательные и систематические исследования в области развитиясоциально-политической работы с молодежью могут помочь понять причиныфункционирования в нашем обществе субкультурных молодежных объединений.Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждениятого, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить кявлениям жизни современной молодежи.
Молодежныесубкультуры не рождаются сами по себе, их появления – как правило, реакцияподрастающего поколения на ту реальность, которая их окружает, на теобщественно-политические процессы, которые происходят в стране, на туполитическую обстановку, которая отличает ту или иную эпоху. Так зарождалась,например, субкультуры хиппи и панков, а также многие другие. Мы же хотели бырассмотреть зависимость появления и развития молодежных субкультур отполитической ситуации в современной России.
Изучениесубкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление вотечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этойтематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры,раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А.Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А.Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические(Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидностимолодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В.Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова),взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх,С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин).
Следовательно,целью нашей курсовойработы является изучение особенностей феномена молодежной субкультуры в Россиив их зависимости от современной политической ситуации в нашей стране.
Объектом исследования в нашей работе выступаютотечественные молодежные субкультурные течения.
Предметисследования: процессвлияния политической обстановки в современной России на функционирование иразвитие молодежных субкультур.
Цель, объекти предмет определяют следующие задачи исследования в нашей работе:
1.рассмотрение современной политической обстановки в стране, особенно в сфереположения молодежи;
2. изучениеособенностей феномена молодежной субкультуры;
3. выявлениеосновных типов молодежных субкультурных течений Москвы;
4.определение непосредственного влияния политики на формирование субкультурныхмолодежных образований.
Научнаяновизна нашей работы определяется тем, что в ней сделана попытка выявитьнепосредственные закономерности возникновения субкультурных течений именно наотечественной почте, в частности, на примере общественно-политическихпроцессов. Данная тема уже затрагивалась в научных статьях, однако в нашейработе мы обобщили и систематизировали опыт предыдущих исследователей, а такжесделали собственные выводы по данной проблеме.
Практическаязначимость нашей работы заключается в том, что материал, представленный в ней,может быть использован для изучения специфики молодежных российских движений, атакже для рассмотрения молодежной политики России в настоящее время в формефакультативных или спецкурсов по дисциплинам политологического иобществоведческого цикла.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКАСОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НАОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ
Влияниесоциально-политических обстоятельств на формирующееся мировоззрение молодогочеловека, роль идеологии и образования как инструментов формированиямировоззрения — проблемы, требующие разностороннего осмысления. Изучение этихвопросов имеет стратегическое значение для будущего и настоящего развитияроссийского общества. Понимание процессов, происходящих в политике, общественномсознании, идеологической сфере, сфере образования, и обоснование на этой базеподходов к формированию мировоззрения, прогнозированию тенденций мировогоразвития необходимо для ведения научного поиска в исследованиях молодежи,которые ведутся в рамках гуманитарных наук.[1]
В течение последних двух десятилетий российское государство иобщество пережило изменений. Современное российское общество относится к числупереходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив.Отечественные исследователи современного политического процесса несколько основныхего особенностей.
Она из особенностей политического процесса в России состоит внерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений.Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтовгражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать.Несформированность гражданского общества является одной из особенностейполитического развития России. В этих условиях политический процессхарактеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает всесферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовногоразвития не решается без вмешательства властных структур.
В условиях перехода России к рыночной экономике статуснаядифференциация дополняется социально-экономической, классовой, котораясталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе,вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию иакционирование, вступление в свои права института частной собственностиформируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Прежняяполитическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство какорганизованная сила. Однако, поскольку монополия государства на собственность иресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценойсохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класспытается самоорганизоваться, создать партию власти.
Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в России- отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не былотрадиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ.Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различномпонимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, атакже в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворениясобственных интересов.
Следующая особенность политического процесса вРоссиисостоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения ивзаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразиеучастников российской политической жизни, поскольку их реальная роль иполитические функции достаточно ограниченны. Способности политических партийвыражать интересы гражданского общества весьма условны.
Следующая особенность политического процесса в России выражается в отсутствииинтеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществеединой коммуникационной системы. Вертикально организованный политическийпроцесс функционирует через диалог между властью и обществом, в которомпоследнее доносит свои требования до властных структур посредствомразветвленной системы представительства. Однако подобной системыпредставительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традициятакого диалога
Еще одна особенность политического процесса в России выражается в том, что вего основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществунововведений со стороны правительства. Активная роль государства как вформировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызванакультурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Этуинтеграцию различных субкультур участников политического процесса государствопроводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартовполитической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведениесубъектов политики предсказуемым.
Во взаимодействии «власть — общество» политическая инициативапринадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своихруках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтовгосударственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений быланонимным. Принцип «коллективной ответственности» порождал традициюбезответственности политической власти за последствия принимаемых решений.
То есть, можно сказать,что в настоящее время состояние российского общества может бытьохарактеризовано как переходное — от кризиса и реформирования к социальнойстабильности, поэтому чтобы понять, каково наше общество сегодня и каким онобудет в недалёком будущем, необходимо обратить внимание на современнуюмолодёжь. Именно она является нашим будущим обществом, а изучение особенностейсоциализации молодого поколения как социальной группы, в частности выявлениепроблем и интересов, позволяет заглянуть в будущее.
Происходящие в российскомобществе изменения и преобразования имеют двойную направленность: с однойстороны, открываются возможности для каждого человека реализовать себя в полноймере, а с другой — провоцируется всплеск негативных тенденций в развитииобщества и молодёжи в частности. Эта вторая сторона является индикатором,который показывает степень дезорганизации нашего общества: наличия множествапроблем (экономических, социальных и т.д.).
Говоря о роли государстваи общества в становлении современной молодёжи как социальной группой, мы можемотметить формальный характер их деятельности. Существующие федеральныемолодёжные организации, призванные оказывать поддержку социальному становлениюмолодых людей, пока маловлиятельны: они имеют слабую материально-финансовую базуи не имеют квалифицированных кадров, а самое главное, плохо знают современнуюмолодёжь и её проблемы. Изменение структур (их ухудшение, а порой и разрушение)воспитания и развития детей и молодёжи привело к существенным проблемам внравственном и духовном воспитании, к росту агрессии, нетерпимости,преступлений и правонарушений среди детей и молодёжи.
В ключе данныхсоциально-политических обстоятельств формируется и мировоззрение современноймолодежи. Определенная неадекватность опыта части старшего поколения инеудовлетворенность настоящим вынуждает молодежь действовать, формируясобственную иерархию ценностей. Если молодежь — актуализированное будущее всегообщества, то их ценности и модели поведения должны находить отражение вгосударственной политике, что будет способствовать активному включению молодежив общественную жизнь.
В начале ХХI века Федеральный реестр детских имолодежных объединений включал всего 41 организацию, пользующуюсягосударственной поддержкой, а всего в Министерстве юстиции РФ былозарегистрировано около 100 молодежных и детских объединений. 36 из нихопределили в своих программах деятельности общественную направленность, 17 –профессиональную, 12 – воспитательную, 11 – социальную, 11 –общественно-политическую, 10 – благотворительную, 5 – спортивную. Однако,несмотря на такое, казалось бы, относительно большое количество молодежныхорганизаций, по экспертным оценкам в настоящее время всего лишь 0,2-2% молодыхлюдей охвачены молодежными объединениями, зарегистрированными органами юстиции[2].В то же время, за пределами регламентируемой законом деятельностисформировались и действуют многочисленные молодежные группы, в том числе икриминального характера. В настоящее время часть молодежных структурсамоорганизовалась и политическая власть старается их контролировать, а часть изних непосредственно создана при участии государственных и политическихструктур. В известном смысле для маргинализации молодежных организаций всовременной России объективно были созданы практически все необходимые условия.Исследователи отмечают, что наибольшую политическую динамику в настоящее времядемонстрируют как раз маргиналы, увлеченные экстремистскими установками,повышенным авторитаризмом или религиозностью, и взявшие на вооружениепопулистские лозунги.
Системообразующей силой,способной сплотить молодежь, в нашей стране выступает либо государство, либокрупные политические партии. Российское государство уже приняло участие всоздании нескольких молодежных организаций (сначала «Идущие вместе», а затем«Наши»). Политические партии практически с момента своего создания такжезанимаются собственным молодежным строительством.
Политическиепартии и общественно-политические движения являются индикатором состояниягражданского общества, поскольку именно по их активности и влиятельности можносудить о том, что происходит в гражданском обществе, существует ли оно инасколько оно контролирует деятельность государственного аппарата. В настоящеевремя в нашей стране функционирует несколько партий, среди которых особо можноотметить «Единую Россию», как основного выразителя интересов правящей власти,тое есть, правоцентристскую партию. Временем создания данной партии считается2001 год – именно тогда было принято решение о преобразовании Общероссийскойобщественной организации «Союз «Единство и Отечество» во Всероссийскую партию «Единствои Отечество» — Единая Россия. На Учредительном съезде Партии выступил ПрезидентРоссийской Федерации Владимир Путин. В 2003 году был принят Манифест Партии«Единая Россия» «Путь национального успеха». и утвердил изменения и дополненияк Уставу Партии, приняв его в новой редакции. В этом же году IV Съезд принялрешение о переименовании Всероссийской политической партии «ЕДИНСТВО иОТЕЧЕСТВО» — Единая Россия во Всероссийскую политическую партию «Единая Россия».Это решение стало партийным нормативным актом, завершившим периодидейно-политического и организационного становления Партии «Единая Россия».
Во внутренних вопросахРоссии «Единая Россия» занимает слабую националистическую позицию. Тем неменее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлять собой основу дляобщего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, прикотором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностью лояльнаясильному президенту, партия не будет защищать молодой российскийпарламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партиястанет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчасговорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольностибюрократии и поддержке всех президентских инициатив. Тем более, на последних выборах«Единая Россия» набрала большинство голосов, её фракция составляет околополовины Государственной Думы, что позволяет партии лоббировать свои интересы ипринимать угодные ей и президенту законы практически беспрепятственно.
Таким образом, мыустановили, что сложная политическая ситуация в современной России,неустроенность общественной жизни в данный переходный период, неуверенность взавтрашнем дне создают условия для возникновения субкультурных течений вмолодежной среде. Причиной такого своеобразного протеста молодежи являетсянедоверие как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Недовериемолодежи – это ответная реакция на обман их «взрослым» миром, миром большойполитики. Различные формы выражения этого протеста выливается в образованиеразличных видов субкультур, некоторые из которых приобретают иногда радикальныйагрессивный характер.
 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕМОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
 
2.1 Общаяхарактеристика феномена молодежной субкультуры
 
Научноесообщество обратило внимание на феномен субкультуры относительно недавно. Ранееотношение к субкультуре было подчеркнуто отрицательным: трактовалось, чтосубкультура — это вредное порождение капиталистического общества. В России лишьво второй половине 80-х понятию перестали придавать отрицательное значение.
Согласносовременной точке зрения субкультура — это особая сфера культуры[3].Скажем так, это образование внутри культуры, которое отличается собственнымиценностями и обычаями. Это культура определенного молодого поколения,обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Если у молодогочеловека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний — все это могутбыть приметы причастности к определенной субкультуре. Конечно, каждаясубкультура хранит собственную «тайну», скрытую, предназначенную исключительнодля посвященных.
Подросткивоспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состоянияподросткового возраста не позволяют большинству молодых людей выражать водиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться вкомпании, «сбиваться в стаи», весьма преуспев в деле создания своих особыхсообществ, где «чувство локтя» — единственно возможный для них способ выживанияв обществе. Для подростков принадлежность к таким сообществам была и остаетсячрезвычайно притягательной, так как, выходя из замкнутой социальной ячейкисемьи, молодой человек в современном мире неминуемо попадает в социальныйвакуум. Этот феномен является специфичной особенностью различных социальныхгрупп, в частности неформальных малых групп.
Самым простымспособом заполнить этот социальный вакуум является объединение с себеподобными. Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Под субкультуройздесь следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм ипредпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в другихформах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура являетсяспособом выражения индивидуальности молодых людей.
Молодежнаясубкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворялоопределенные жизненно важные потребности. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультурыу специалистов сложилась следующая точка зрения. Перед молодыми людьми всложный период перехода из детства к зрелости возникает множество сложныхпроблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо нажизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваетсяс теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот периоднеопределенности возникает потому, что человек покидает детство — периодминимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максимальнойответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужнамолодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем,накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старшихпоколений.
В 2000-е годыпалитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились и оформились новыепоколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия — где угодноможно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров,толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопников, а также более «молодых»: r'n'b, готов, эмокидови т.п.
Молодежнаясубкультура только напервый взгляд представляет однородное явление. Более внимательный анализпозволяет выделить в ней как минимум два образования[4]:
а) неорганизованнуюв какое-либо объединение совокупность взглядов, традиций, норм и символов,присущую молодежи в целом как самостоятельной генерации,
б) организованнуюв движения и объединения часть молодежной субкультуры. Чаще всего вторуюсоставляющую относят к неформальным молодежным объединениям.
Неформальныеобъединения — это явление массовое. Число таких объединений измеряетсядесятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости оттого, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различныетипы объединений.Выделяют следующиеосновные признаки неформалов.1) Неформальныеколлективы не имеют официального статуса.2) Слабо выраженная внутренняяструктура.3) Большинствообъединений имеет слабо выраженные интересы.4) Слабые внутренниесвязи.
5) Оченьсложно выделить лидера.
6) Не имеютпрограммы деятельности.
7) Действуютпо инициативе небольшой группы со стороны.
8)Представляют альтернативу государственным структурам.
9) Оченьтяжело поддаются упорядоченной классификации.
Несомненно,на формирование отечественной субкультуры оказала влияние субкультура западная.По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры оченьсложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколькоиз-за того, что в российской среде некоторые из них являются простымзаимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивовдействий.
Наиболее известные субкультурыможно классифицировать по нескольким признакам. Выделяют, например,
· музыкальные,основанные на поклонниках различных жанров музыки:
Готы — поклонникиготик-рока и готик-метала
Джанглисты — поклонникиджангла, драм энд бейса и его разновидностей
Металисты — поклонникихэви-метал и его разновидностей
Панки — поклонникипанк-рока и сторонники панк-идеологии
Растаманы — поклонникирегги, а также представители религиозного движения Растафари
Риветхеды — поклонникимузыки в стиле индастриал
Рэйверы — поклонникирэйва, танцевальной музыки и дискотек
Рэперы — поклонники рэпаи хип-хопа
Традиционные скинхеды —любители ска и регги
Эмо — поклонники эмо ипост-хардкора
· а также другие субкультуры,основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:
Отаку — поклонники аниме(японской мультипликации)
Ролевики — поклонникиролевых игр
Фурри — поклонникиантропоморфных существ
Отаку в стилистике VisualKey
· имиджевые субкультуры,выделяемые по стилю в одежде и поведению:
Visual kei
Кибер-готы
Тедди-бои
Милитари
Фрики
· политические имировоззренческие наци-скинхэд субкультуры, выделяемые по общественнымубеждениям:
Анархо-панки
Антифа
RASH-скинхеды(редскины)
SHARP-скинхеды
НС-скинхеды
Битники
Нью-Эйдж
Cтрейт-эджеры
Хиппи
Яппи
· хулиганские — ихвыделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относятсебя к ним:
Руд-бои
Гопники
Любера
· ультрас —высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов
Футбольные хулиганы
· субкультуры, сформировавшиесяблагодаря хобби:
Байкеры — любителимотоциклов
Райтеры — поклонникиграффити B-boy — танцы
Рассмотреть подробноособенности каждой субкультуры в рамках одной данной работы не представляетсявозможным, поэтому мы остановимся на описании некоторых из них.
Панки — субкультурамолодёжи, которая возникла в 70-х годах в Великобритании, Канаде, США иАвстралии, одними из особенностей которой: любовь к панк-року, критичноеотношение к политике и обществу. Довольно тесно с панк-роком связано имя одногоамериканского художника Энди Уорхола и группы Velvet Underground, которую онпродюссировал Породитель альтернативы, солист данной группы Лу Рид, т.е.течения, очень тесно связанного с punk-rock'om.Первыми панк-рок группамиБритании являются Sex Pistols и Damned.
/> Сообщества футбольных фанатов —одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности всовременной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки командсвоими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительскимв полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначеговоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола вРоссии, возникла современная практика организованных выездов фанатов дляподдержки команды на играх в других городах (например, фаны московскойфутбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городек 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно отподдерживаемой команды.
Спецификаэтой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует отучастников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрос фанатовфутбольных команд показал, что многие из них не знали истории этих спортивныхколлективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящихматчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но болеезначимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться»,проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Компенсаторноеназначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Носубкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, неисчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своихсверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время неиспытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школаи т. п.).
Вобозначениях «своих» прослеживается иерархическая организационная структура.Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан вцветах футбольной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и красного)и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’sgo Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорблениепротивнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизунадпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, ктоучаствовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправеносить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется позаказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе«Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет засобой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которуювозможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.
Некоторыестороны общественного фанатского движения институционализируются, и, вчастности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могутполучать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды соскидкой.
Иногдаспонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычнымизападными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природеявления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое числобайкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождениюони — слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В Россииподражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имеяособые мотоциклы (в России — недоступные по цене даже для «среднего класса») идругие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишьпотребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам,большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, полюбому поводу обращаются на станции технического обслуживания.
Иной характерносит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться вРоссии. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейнойплатформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нетзнаковой системы и даже самоназвания. Это не определившееся еще движениеформируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможностьсвободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву длясамоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что вРоссии при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду свелосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо болееважным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практикаозначенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, покаслабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная сособой субъективной конструкцией социальной реальности.
Средизаимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, восновном благодаря средствам массовой информации, рейверы. «Рейв» (от англ.rave — бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть,бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т.Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянногоповедения».
Источникомжизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее — образцыжизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роликумиров музыкантов — носителей (создателей) соответствующихсоциокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрелинтернациональные черты, свойственные и российским последователям из средымолодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведениязавсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российскогорейвера — ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуетсяидея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные длямузыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке.
Еще одна заметная субкультура — хип-хоп. Она укоренилась в российской молодежнойсреде уже достаточно давно.
Хип-хоп —«уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годовв США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоениямолодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение,развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. Всоставе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличныйфутбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.
В СССР перваяволна хип-хоп культуры прокатилась в середине 1980-х годов. Источникоминформации о хип-хопе были фильмы, которые привозились из-за границы частнымилицами. Появившиеся первые команды, ориентированные на хип-хоп, не встречаютсопротивления власти в условиях социальной аномии и поддерживаютсядемократической общественностью. Проводятся фестивали брейк-данса, образцыбрейка появляется в фильмах («Диск-жокей», «Женский клуб», «Танцы на крыше»,«Гремучая дюжина», «С роботами не шутят» и др.). В настоящее время хип-хопкультура в России не воспринимается как контркультурное образование.Первоначально оно рассматривалось как прямое свидетельство американизацииобщественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивностьхип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитетароссиян. Часто молодежные хип-хоп коллективы приглашают на различные крупныепрезентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопаоказывается поддержка органами государственной власти, общественнымиобъединениями (в частности, Российский союз молодежи разработал программу«Хип-хоп старт»).
При поддержкемероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождениюхип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению иосвоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Посколькуособенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, впарках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежнымбандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования междумастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимымположительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок междууличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другойформе, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя,поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметнооздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городовАмерики и Европы, других регионов мира. В своих некоммерческих формах хип-хопкультура не требует от молодежи больших финансовых вложений, дает возможностьорганизовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной наценности этой субкультурной конструкции.
Одним изпризнаков ряда молодежных субкультур является романтическая компенсация повседневнойрутины. В выделенииэтого признака ряда молодежных субкультур для нас важна не столько мотивациясоответствующих действий, сколько выявление фактора, внешнего по отношению кконкретным субкультурным проявлениям. Как и криминализация общества, и западныевлияния, романтическая компенсация может быть рассмотрена в данном аспекте. Онавыражает особенности и данного времени, и общего для молодежи (в моделиевропейской цивилизации) стремления к обновлению, приключению, испытанию себя внеобычных условиях, поиску смысла жизни и т. д.
«Тяга копасному» реализуется в различных формах молодежных сообществ и не обязательноимеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями сталигруппы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторыесообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальныхобщественных проблем и практику испытания волевых качеств личности вэкстремальных условиях.
К такого родасубкультурным феноменам относятся диггеры — исследователи подземныхкоммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществдиггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойствадиггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи ктаким формам активности.
Если в начале1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то кнастоящему времени объединения диггеров (обычно — не зарегистрированныеофициально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.).Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и неищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельностиу диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представителисредств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают сисполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают вподземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментовзданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологическогохарактера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как частьэкологически ориентированных движений молодежи.
Особняком вмолодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь синостранным источником — образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит»,«Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основуролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время вэтом движении многое достаточно оригинально, связано с российскимиэкзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.
Началодвижения относится примерно к 1992 г. Толкинисты появились на физическом факультете Московского университета. Особенностью времяпрепровождениятолкинистов стало соединение популярных в то время ролевых игр с художественныммиром Толкиена (детальная разработка этого мира дала необходимый материал длясоциального конструирования и идентификаций). Местами сбора толкинистов вМоскве стали «Эгладор» (Нескучный сад) и Царицыно. Заранее известно времявстреч: в «Эгладоре», например, в четверг после 6 вечера, общение шло почти доутра. В Царицыно встречи такие были по субботам. Есть и другие места встреч(например, на Арбате в центре Москвы, а также на квартирах).
На встречи вконце 1990-х годов собиралось по несколько сот человек, одетых в экзотическиесамодельные одежды: «по-эльфийски» (красивые накидки разных цветов поверхдоспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера или мулине и колокольчики, которыев основном покупали в магазине «Охотник» на Арбате), «по-гномовски» (капюшоны,кожаные доспехи или балахоны с надписями «Монавар», «Скорпионс» и т. д.);«гоблины» и другое черное воинство были одеты в основном в косухи и в козаки.Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любойобстановке. Один из лозунгов: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже насуше, даже в воде».
В последнеевремя толкинисты с большим стажем («старики») уже не ходят на «Эгладор» («тамгниль, новенькие»). Важными организационными формами движения стали «кабинетки»— ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного изних, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанномусценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевкамив палатках. У игр есть рейтинг, на хорошие можно попасть по личномуприглашению. Каждый раз для участия в выездных играх шьются новые костюмы.
В целоммифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена поконфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружаетмолодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного родадискурсы. Обращает на себя внимание и «семейная» организация толкинистскогосообщества. Известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными.Вообще утеря ясной грани между реальностью и вымыслом оказалась способомкомпенсации аномии и разрушения идеалов советского времени.
Наиболеемногочисленными и популярными в настоящее время становятся так называемыеоколомузыкальные молодежные течения, они называются так, потому что формируютсявокруг определенного музыкального направления. Сюда относятся рок-культура,панки, рэпперы, готы, эмо.
Рок-культурасобственно не совсем молодежная, так как в своем развитии насчитывает уже неодин десяток лет и за это время ее последователи успели вырасти и дажесостариться. Но на основе классического рока и хэви-металла постояннообразуются новые музыкальные направления, которые привлекают естественно преждевсего молодежь. Так, например, одними из наиболее популярных в настоящее времяявляются готик-рок и эмо-рок.
Готическая субкультуравообще имеет богатую традицию, в том числе и в мировой культуре. Представителиданной субкультуры Культивируют индивидуальность, поэтому её и считаютразнообразной и неоднородной субкультурой, но тем не менее их выделяет любовь кготической музыке (darkwave, gothic-metal, gothic-rock, death-rock и многиедругие), мрачный стиль, интересы к мистике, декадансу, любовь к соответствующемужанру фильмам и музыке. Готы отличаются тем, что одеваются только в черное,носят только серебряные украшения, тяготеют к атрибутике смерти: черепа, гробы,кладбища и т.д. В целом мировоззрение готов – это смесь темной романтики иоккультизма.
Готам, какправило, противопоставляют эмо-кидов. В настоящее время это самая молодаясубкультура, ее адепты – подростки 12-16 лет, более старшие юноши и девушкиочень быстро вырастают из эмо, понимая всю наивность и инфантильность даннойсубкультуры. Основная концепция эмо-культуры: открытые эмоции, которые принятовыражать поведением, стилем одежды (знаменитые розово-черные полосатыеодеяния), прически (черные челки закрывающие пол лица – символ отгороженностиот жестокого мира), макияжа (густо подведенные черным глаза, часто как быразмазанные, с эффектом «заплаканности», причем как у девушек, так и у юношей).
 
2.2 Молодежнаясубкультура в условиях мегаполиса (на примере Москвы)
 
Условия жизнив большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразныегруппы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективноесознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия осоциально-культурных ценностях.
В последниегоды в стране и в Москве, в частности, произошли большие изменения, связанные собщей атмосферой вседозволенности, что привело к острому росту альтернативныхсубкультур. И сейчас особенно актуальными являются исследования процессов,происходящих в этой сфере, прогнозирование возможных социокультурных ситуаций,выработка стратегии и тактики социальной реабилитации и культурного воспитаниямолодежи. Только этими средствами возможно объединенными усилиями общества игосударства влиять на развитие неформальных движений и молодежных субкультур[5].
В течениемногих десятилетий в нашей стране единственной легальной молодежнойорганизацией являлся Коммунистический союз молодежи. Комсомол имел четковыраженную идеологию, структуру, систему ценностей и атрибутику (чем в выгоднуюсторону отличается от большинства существующих молодежных общественныхорганизаций), но вместе с тем низкий уровень не формальной, а реальной активностимолодых людей, вступающих в организацию либо при желании сделать карьеру, либов силу сложившихся привычек и стереотипов. Те и другие чаще всего к выполнениюкомсомольских поручений, организации и участию в акциях, идеологическимсимволам и нормам жизни относились с легкой прохладцей.
Параллельнокомсомолу и рядом с ним происходило становление неформальной молодежнойидеологии, носителями и выразителями которой являлись все новые и новыенеформальные молодежные объединения, в основном, копирующие с небольшимвременным опозданием западные аналоги, например, хиппи, рокеры, панки. Расцветникак не направляемого, не контролируемого и никем не возглавляемого стихийногомолодежного авангарда приходится на годы перестройки.
Например,субкультура московских хиппи унаследовала традиции странничества ианархопацифизма: толстовское отрицание государства и «непротивление злунасилием». Таким образом, многие московские молодежные субкультуры — явлениеорганическое, чем привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурныхстилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены всоответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.
Особенностьмногих московских субкультур заключается в том, что они носят как бы «потешный»,игровой, а не философский характер, ориентированы лишь на проведение досуга всреде единомышленников, либо на передачу и распространение информации,символов. Если в США, странах Западной Европы альтернативные движения, выросшиене на почве молодежных субкультур 60-70-х гг. активно участвуют всоциально-политических процессах этих стран, гуманитарных программах, помощибольным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.п. В России, в Москве они носятболее символический, иллюстративный, демонстративный характер, лишен глубинныхоснов и социально-политической значимости. Очевидно, такое различие связано какс чужеродностью, экзотичностью корней и листьев большинства субкультур, так ипрошлыми и нынешними социально-политическими условиями, в которых живет и развиваетсянаша молодежь, иными историческими традициями и национальным менталитетом.
Из Москвымолодежные субкультуры постепенно распространяются по всей России, в большейили меньшей степени приживаясь и ассимилируясь в глубины, постепенно приобретаяновые черты и характеристики.
 

ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖЬ ИВРЕМЯВ настоящее время всвязи с изменением общественных ценностных приоритетов в России наблюдаютсяизменения молодежного статуса в современном обществе и возросшего вниманияк молодежному вопросу, вызванного рядом политических выступлений ипротивостояний молодежи в начале ХХI века. Государствомпри поддержке крупного бизнеса инициируются политические молодежныепроекты, призванные упорядочить и мобилизовать молодежный «ресурс». Власть ищетмеханизмы мобилизации (прежде всего политической) молодежного ресурсав ситуации глубокого ценностного кризиса. Игнорируется то, что молодежныйактивизм перекочевал за 20 лет перестройки из пространстваполитики в пространство культуры, субкультурный капитал разнообразныхмолодежных формирований реализуется не столько в контекстеаутентичных ценностей «своей» солидарности, сколько «работает» в качестверыночного сегмента, привлекательной ниши потребительского супермаркета[6].Молодежь ищет пространства для культурного самовыражения, агосударство различными способами продолжает навязывать ей политическиеидентичности. Самые важные изменения происходят не в политической, акультурной борьбе — в области перераспределения правана культурное доминирование, содержание (мотивация, направленность)современных молодежных «протестов» связаны не с политической, акультурной властью. Так, например, даже для самых эпатажно/экстремистскихмолодежных формирований одним из ключевых моментов поддержания групповойидентичности становится эстетическая, художественно креативная сторона имиджа.Молодежные штабыпри избирательных компаниях, кроме материальной выгоды, привлекают тем,что становятся классической тусовкой, своеобразным клубом по интересам.Одно из последних исследований НИЦ «Регион» показало, чтоактивно-политической молодежи «больше не стало», как и везде, желающих истремящихся активно включаться в политические процессы —не более 3%, а вот в культурных акциях готовы поучаствоватьболее половины молодежи разных страт, возраста, уровня образования иматериального достатка. Политические движения и партии остаются малопривлекательными, «чистое» волонтерство практически исключается, участиев публичных выступлениях связывается, прежде всего, с материальными,а не идеологическими соображениями.[7]Это не говорит о падении духовности или нравственностив молодежной среде. В этом проявляется совершенно естественнаяреакция на коммерциализацию всех звеньев политической сферы (вовсене молодежью). Как следствие — падение доверия к участиюв официальной политике, по крайней мере — по идейнымсоображениям (как раньше говорили — «по зову сердца»). Однакомолодежь все же участвует в политике, но пытается найти и находитв ней что-то свое.
Субкультурныеобъединения, в зависимости от «идеологической», а точнее «внутреидеологической»установки могут относится к власти и политике равнодушно, а могут и агрессивно.Как правило, музыкальные субкультуры относятся к политическим сдвигам в страненезаинтересованно, если это не затрагивает лично их. Напротив, экстремистскиетечения, такие как антиглобалисты, анархисты, скинхэды, часто настроены противвласти агрессивно, что нередко выливается в различного рода «акции» протеста.Но в целом эти выступления носят стихийный, импровизационный характер, чтоговорит о том, что данные субкультурные течения все же находятся достаточнодалеко от активного участия в общественно-политической жизни страны.
Отчужденностьсовременной российской молодежи от процессов активного преобразования обществана основе имеющихся форм демократического участия обусловлена не только общимидля всех социальных слоев причинами, но и возрастными особенностями группы. Содной стороны, формы восприятия для всех групп населения становятся частными(сокращаются сферы, где собственную жизнь определяют коллективные действия) иодновременно на оси времени – внеисторическими. Временные горизонтыжизневосприятия сужаются.
Молодежьменее критично, чем остальные возрастные группы оценивает положение дел встране. В тоже время следует отметить, что молодежи свойственна такаяхарактерная черта, как переоценка своего собственного благополучия, а длястуденчества своих профессиональных перспектив. Так число молодых людейотвечающих при различных социологических опросах, что живут в достатке, несогласуется с данными статистики и расчетами специалистов по уровню жизни.
Существуетмнение, что для молодежи в целом, политика не является приоритетной сферой интересов,хотя они и испытывают определенное влияние политических событий в стране насвою жизнь. Политическая заинтересованность молодых людей имеет «избирательный»характер и проявляется от случая к случаю.[8]
Об отсутствиисодержательного интереса к политике свидетельствуют заявления молодых людей,что их интерес к политике сводится к тому, чтобы иногда послушать по радио илипосмотреть по ТВ политическую информацию. Как показывают социологические опросыоколо 90% молодежи ежедневно смотрят телевизионные передачи, которые нагруженыполитической информацией не меньше, чем рекламой. Чаще всего люди воспринимаютэту информацию не потому, что хотят, а потому, что вынуждены. На этом принципеэффективно работает реклама, которую лишь немногие люди смотрят специально.Пассивный интерес к политике зависит, в первую очередь, от доступности тех илииных каналов, от телевизионных пристрастий молодежи.
Различныеформы альтернативной молодежной субкультуры – это своего рода эксперимент,позволяющий выработать новые формы обращения с социальными условиями и путиформирования социокультурных общностей. Возможные тенденции будущего развитияэтих общностей можно выявить на примере полулегальных, официально незарегистрированных радикальных экологических организациях, пытающиеся помешатьстроительству вредных производств.
Оказавшись,как и свойственно молодежи, на шаг впереди старших возрастных групп и вступив вэпоху постмодернизма, она исповедует постматериалистические гуманистическиеценности, среди которых доминируют эгалитарные и «зеленые» ориентации. То есть современнаямолодежь во многих странах мира имеет вполне отчетливые ценностныепредставления, но при этом не выдвинула из своей среды некоего социальноголидера, способного конвертировать эти убеждения в политическую программу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
политическийсубкультура молодежный
Изучивпроблему влияния политики на молодежную субкультуру, мы можем сделатьобобщающие выводы:
1.Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинстваобществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническоепроисхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценностисубкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством,они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Подросток может попасть всубкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с учебой, в коллективесверстников и др. По этому следует проводить работу с подростком и в этихсферах его жизни.
2.Субкультурные группы легко поддаются описанию, но их классификация итипологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков.Субкультурные образования многочисленныи разнообразны, обладают специфическимипризнаками, стилем, наличием какой-либо идейной прогграммы. Некоторые измолодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативныхтенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другиескорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всехслучаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежилежит путь к освоению социальности.
3. Анализпсихолого-педагогической литературы показал, что вопросы социализацииподростков, влияния субкультуры на процесс социализации представлены впедагогической науке достаточно широко. В то же время обзор научных источниковс очевидностью показывает недостаточную ее изученность. Соответственно проблемавлияния субкультуры на процесс социализации подростка требует к себе внимания всовременном мире. Она требует продолжения исследования и не только изучениепсихолого-педагогической литературы, но и практического исследования, с помощьюкоторого, возможно, будут получены новые результаты, более досконально изучитьданную тему.
4. В результатепрохождения через этапы взросления молодежь начинает не толькосоциализироваться, но и политизироваться. При этом политические лидеры любойстраны всегда придавали молодежи большое значение, так как именно она взначительной степени решает исход политической борьбы. При этом молодежьзначительно чаще является лишь объектом политики и активно используетсявластными структурами. Поэтому судьба молодого поколения в большой степени зависитот того, какие политические силы оказывают наибольшее воздействие наформирование мировоззрения молодежи. Молодежь все больше осознает необходимостьусиления политической власти. Идея власти сильной личности в структуреполитических ориентаций молодежи занимает первое место, а приверженность идеямсильного государства – второе место. Это означает, что современная российскаямолодежь симпатизирует неординарным личностям, эпатирующим общественное мнение,а в политическом сознании молодежи накопилась усталость от бездействия ивсеобщей безответственности. В результате этого многие молодые люди нашегообщества готовы последовать за харизматическим лидером.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Аксёнов И.Н.Социализация подростков. — М., МАИ, 1996.
2. Ионин Л.Г.Социология культуры. М, 1996.
3. Исламшина Т. Г.Молодежные субкультуры. Казань, 1997.
4. Левикова С. И.Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
5. Луков В. А.Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10.С. 79–87.
6. Митрохин С.И.Молодежь и политика в эпоху переоценки ценностей // Молодежь Россиина рубеже 90-х годов. М.: Институт социологии РАН, 1992.
7. Молодежнаякультура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб.,2001.
8. Молодежнаякультура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. научныхтрудов. Л., 1990.
9. Омельченко Е.Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
10. Омельченко Е.Л.Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века:кто кого? // Неприкосновенный запас, 2004 № 36, С. 53-61.
11. Плаксий С. И.Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенностидеятельности. М., 1988.
12. Савин С.К.Трансформации в мировоззрении российской молодежи // Высшее образование для XXI века. Материалы II международной научной конференции.М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2005.
13. Сергеев С А.Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998, №11,С.95-99.
14. Сергеев С.А. Квопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России// Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научнойконференции. Казань, 1996.
15. Сикевич З.В.Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. Л., 1990.
16. Смелзер Н.Социология М., 1994.
17. Суртаев В. Я.Молодежная культура. СПб., 1999.
18. Щепанская Т. Б.Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.