РЕФЕРАТ по дисциплине «Социология» на тему: «Социальные конфликты как фактор развития социума» СОДЕРЖАНИЕ Введение….3 ГЛАВА 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА 1. Понятие и виды социальных конфликтов… 2. Субъекты и причины и социальных конфликтов….3. Этапы развития социальных конфликтов …16 ГЛАВА 2. ДИАПАЗОН
ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ДИНАМИКУ 1. Конструктивные и деструктивные функции социальных конфликтов… 2. Стратегии выхода из социальных конфликтов…26 Заключение… 29 Список использованной литературы…30 ВВЕДЕНИЕ Конфликт – неотъемлемая составляющая общественного процесса. Он укоренен в общественной жизни, выражает сущностные стороны социального бытия, место и роль человека
в нем. Конфликт – характерное свойство социальных систем, способ взаимодействия субъектов – людей, групп, институтов, общностей, государств. В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Теории Маркса , Вебера, Парето, а из ныне живущих - Дарендорфа рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта
занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелзер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате возникает война. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия.
На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты. Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.
В рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта», в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода. ГЛАВА 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА 1. Понятие, структура и виды социальных конфликтов Термин «конфликт» происходит от латинского confliktus, что означает «столкновение» сторон, мнений, сил.
В настоящее время существует множество подходов к определению конфликта. Одни авторы объясняют конфликт через противоречие и столкновение позиций, другие – через различия в интересах, третьи объединяют оба эти подхода и рассматривают конфликт как столкновение противоречивых тенденций, интересов и норм поведения, четвертые определяют конфликт как отсутствие согласия между сторонами. Конфликты рассматриваются представителями практически каждого научного направления в психологии с учетом
принятых парадигм: от психоанализа до современных теорий. Кроме того, возникают собственные школы и направления, в основу которых положено само явление конфликта . Принципиальным в понимании конфликта является выделение ключевых понятий: противоречие и интерес (точнее – столкновение интересов). Вместе с тем, не каждое противоречие ведет к конфликту. Превращение противоречия в конфликт происходит лишь при следующих условиях: когда индивид (группа)
осознает противоположность интересов; при наличии соответствующей мотивации и поведения. Конфликт при этом превращается в столкновение, открытое противоборство. Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов» . Конфликт – это сложное совместное действие двух или более индивидов, групп, характеризующееся, с одной
стороны, реализацией намерений, а с другой – сопротивлением, противодействием, что вызывает необходимость его преодоления. Элементы конфликтной ситуации: участники конфликта, объект конфликта . Объект конфликта - это неравный ресурс, который приобретает свойство неделимости либо как физический объект, либо в результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные
группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта). Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса, характер его представления
в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При анализе социальных конфликтов важно различать состояния психики, сознания людей, борьбу мотивов, интересов на когнитивном уровне, скрытую борьбу и акты противоборства (агрессию, насилие, войну). Состояние и взаимодействие – не одно и то же. Конфронтация – не война, а противостояние, взаимная угроза, не исключающая перемирие, переговоры, мирный исход.
Конфликтная ситуация не обязательно приводит к конфликту. Для этого нужен повод, который дает возможность одной из сторон выплеснуть всю накопившуюся энергию разрушения, снять напряженность. В социальном конфликте выделяют: а) осознание человеком образа своего противника, понимание противоречий, несовместимости их целей и ценностей; б) нагнетание напряженности; в) угрозы и намерения разрешить разногласия, устранить несовместимость; г) войну .
Социальные конфликты по-разному понимаются исследователями. Ученые расходятся как в определении самого понятия «социальные конфликты», так и в их классификации. Тем не менее, все они сходятся в том, что социальные конфликты – это все многообразие конфликтов и противоречий, происходящих в человеческом сообществе. Выдвигая на передний план экономические факторы социальных конфликтов, марксистская социология полагает,
что политические факторы являются их следствием и проявлением. Но один из создателей современной конфликтологии западногерманский социолог Ральф Дарендорф в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению
Р.Дарендорфа и его последователей, является стремление к доминированию. Непосредственными причинами возникновения конфликтов являются дефицит ресурсов, идеологические различия и т.д. Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следует трактовать как их естественные инстинкты, они формируются на основе сопоставления положения одних людей с положением других. Следовательно, социальный конфликт – это всегда следствие социального неравенства.
Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей. П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека , без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Вместе с тем он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности,
но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и о сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. Конфликт представляет собой процесс, поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений
социальной жизни. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю
истины - это характерные черты рационального конфликта. Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные
стереотипы. Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.
Если объединить некоторые группы потребностей и представить их в виде потребностей материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь следующий вид: Тип конфликта Ресурсный Статусно-ролевой Идейный Объект удовлетворения потребностей ресурсы Статус в группе, роль в межличностных отношениях Идея, норма, принцип потребности материальные социальные духовные Используя схематику, предложенную Н. Смелзером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих
сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия: 1. Межиндивидуальные конфликты. 2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить: a) группы интересов, b) группы этно-национального характера, c) группы, объединенные общностью положения. 3. Конфликты между ассоциациями (партиями). 4. Внутри и межинституциональные конфликты. 5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.
6. Конфликты между государственными образованиями. 7. Конфликт между культурами или типами культур . Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конф¬ликтного взаимодействия. В таком случае можно выделить: 1) экономические конфликты (экономические интересы); 2) политические конфликты (власть, влияние); 3) ценностные конфликты (убеждения, идеи);
4) статусные конфликты (положение, должность, престиж). Комплексным характером об¬ладают, как правило, межнациональные конфликты. В зависимости от зон разногласий выделяют следующие виды конфликтов: 1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью.
Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения. 2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. 3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы.
Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте. 4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель. 5. Конфликт с внешней средой.
Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания. Помимо прочих, в истории социологии существует множество классических типологий социальных конфликтов. А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война («схватка»), споры («дебаты») и игры .
Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные. Те или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различныхобществах. 1.2. Субъекты и причины и социальных конфликтов Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование
власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических
и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов. Социальный конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп: 1) первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей;
2) вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной; 3) третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта . Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов. Существует традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей.
Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную.
Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.
Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок. Согласно другим авторам исходных моментов или источников, порождающих конфликт
три: 1) сами люди, как отдельные лица, так и группы людей; 2) совокупность социальных связей; 3) стечение обстоятельств, та или иная проблемная ситуация. В большинстве своем конфликты возникают из-за существующих различных препятствий в общении, всевозможных коммуникативных помех, искажений и барьеров, часто встречающихся в организационном процессе и вызывающих в нем порой сильнейшие «климатические возмущения».
В коммуникациях имеют место следующие барьеры: 1. Ошибки, обусловленные восприятием, возникают из-за того, что каждый человек в общении непроизвольно выделяет моменты, значимые именно для него. Отсюда идет искажение информации передаваемой адресату, что порождает непонимание, и часто приводит к конфликту. 2. Логические ошибки возникают из-за различных особенностей мышления у каждого человека, что приводит к непониманию людьми друг друга. 3. Стилистические ошибки возникают из-за того, что иногда
в речи человека форма подачи информации не соответствует ее содержанию, (т. е. не удачно выбран стиль речи) . В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены
как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Если эти линии аргументации возникают и разрабатываются, то они становятся сами по себе реальностью конфликтной ситуации, опровержение которых осуществляется не теоретическим путем, а в ходе практического развертывания и “разрешения” конфликта. Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт.
Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта. Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок общества как некоего социального целого.
Предложенная схема позволяет выявить наиболее существенные причины глубинных конфликтов между субъектами разного уровня. В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа. В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации обществам уровня его сплоченности и характера властных отношений.
В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага. Что касается движущих сил или глубинных причин конфликтов, то они также обладают значительной вариабельностью. Если речь идет о потребностях, то необходимо учитывать не только проблему воспроизводимости ресурсов и характера их использования, но и фундаментальные проблемы, касающиеся способов самоорганизации общества,
равно как и преимущественную ориентацию субъекта действия либо на рациональные, либо на эмотивные характеристики и побуждения деятельности. Интересы в свою очередь представляют собой не просто некоторые стремления к благам, удовлетворяющим жизненные нужды и потребности. Они определяют отношение к сложившимся в обществе институтам распределения, которые в свою очередь определяют допустимые для данного общества пределы и социально устоявшиеся формы неравенства.
Во взаимодействии с духовными сферами жизнедеятельности людей интересы определяют типы культуры: ее ориентацию преимущественно на познание, на труд, на досуг, на индивидуальные достижения или на сильно развитые формы группового контроля над поведением индивида. Ценности проявляются, как видно из предложенной схемы, не только в области чисто духовных отношений. Они в значительной мере определяют базовые ориентации общества, в том числе и его выбор между типами
экономического развития и экономической организации общества. Характер ценностных ориентаций в обществе во многом определяет и отношение к власти. Крайние варианты этого отношения сопряжены с прагматическим отношением к ней или с восприятием ее как самодовлеющего начала, выполняющего роль терминальной ценности в отношениях между членами сообщества. Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта,
при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил. 1.3. Этапы развития социальных конфликтов Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном
исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз.
Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения. Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию развития
конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения.
Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в «образе врага».
Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение. В современной науке большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства,
применяемую как инструмент насилия;2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж
и т. д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов. Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы.
Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей».
Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге,
и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора». Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом: 1) исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания;
2) инициирующая сторона - причины и характер ее действий; 3) ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел; 4) отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны; 5) мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов; 6) использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы
насилия; 7) мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями; 8) тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие; 9) осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон; 10) переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание
интересов противостоящей стороны; 11) новый этап социального взаимодействия. ГЛАВА 2. ДИАПАЗОН ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ДИНАМИКУ 2.1. Конструктивные и деструктивные функции социальных конфликтов Конфликты играют важную роль по отношению к их участникам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта.
Существует научная традиция, рассматривающая конфликт как необходимый компонент социальных отношений. Такая точка зрения присутствует в работах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Вебера, Маркса, Коузера, Дарендорфа. В соответствии с этой традицией факт дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт. Каждый человек стремится увеличить свою долю дефицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других.
«Для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают свободу людям; без них свобода невозможна» . Наличие противоположных точек зрения на роль конфликтов в жизни личности и групп различного уровня наблюдается на протяжении всего времени изучения конфликтов отечественными специалистами. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной
из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества. Л. Коузер подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал . Согласно Л. Коузеру, внутренние социальные конфликты, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений,
как правило, носят функционально-позитивный характер. Л. Коузер вычленял основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию: а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; г) создание
и поддержание баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых социальных институтов. Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных изменений, которые в условиях классово-антагонистических формаций в социально-экономической
и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении – это, прежде всего, экономическая реальность, поскольку классообразующим признаком выступают отношения собственности. Следовательно, основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность . В марксистской литературе различаются два типа борьбы, возникающие на основе противоречия экономических интересов. Первый тип – социальное противоборство за изменение
принципов распределения материальных благ, второй – за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального порядка и может найти свое разрешение лишь в результате социальной революции. Изменение критериев распределения – это реформистский путь совершенствования общественных отношений. Согласно Р. Рексу, конфликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а порядок лишь носит
черты «перемирия», являющегося следствием победы одной из сторон. Общество же состоит из конкретных групп и конкретных действий «реальных индивидов, действующих независимым путем». Социолог Р. Парк в своей концепции социальной эволюции движущей силой развития взаимодействия людей считал конкуренцию, которая может принимать различные формы: начиная от соревнования как человеческой формы борьбы за выживание (например, экономическое соревнование), затем соревнование может принять форму
конфликта, в результате чего люди и группы вынуждены внутренне приспосабливаться к ситуациям, вызванным соревнованием и конфликтом; когда это происходит, конфликт угасает. Ассимиляция завершает этот процесс благодаря глубокой трансформации личностей под влиянием тесных контактов. То есть прослеживается цепочка: конкуренция, соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция . Основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и деструктивных функций, оценивая
которые, нельзя забывать о следующих обстоятельствах: 1) неоднозначность оценок и противоречивость результатов экспериментальных исследований высвечивает отсутствие четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов. Следовательно, грань между деструктивными и конструктивными функциями, относительно четко просматриваемая в теории, заметно теряет однозначность, когда дело доходит до практики;
2) трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной ролей конфликта. Подавляющее большинство конкретных конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции; 3) конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависят от многих факторов, основными из которых являются процессы разрешения конфликта и его результаты; 4) степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях
его развития; 5) необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого - деструктивен. К тому же в конфликте могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному. Выделяются два основных блока изучения функций конфликта. В первом рассматривается влияние конфликта на основных участников, во втором - на социальное окружение.
Если рассматривать конструктивные функции конфликта по отношению к основным участникам, то 1) конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников, высвечивает «узкие» места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности.; 2) конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную
силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации; 3) конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию; 4) конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений, личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций; 5) конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.
Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации. Деструктивное воздействия конфликтов на основных участников проявляется в том, что: 1) большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его
участников, неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты; 2) конфликт - деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются; 4) конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию у
человека негативной установки по отношению к нему; 5) конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов, участники конфликта обращают меньше внимания на качество выполнения своих обязанностей по работе; 6) конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия; 7) конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие
личности. Конфликт оказывает значительное воздействие на микро- и макросоциальную среду. Чем интенсивнее связи оппонентов с окружением, тем это влияние ощутимее. Влияние конфликта на группу, где он происходит, зависит также от участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства. Конструктивные функции конфликта в микро- и макросоциальной среде: 1) конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества , он поддерживает
социальную активность людей, служит источником нововведений и развития, выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений, одной из форм осуществления инновации является конфликт; 2) конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, с помощью конфликта группа регулирует поведение отдельных лиц, конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения, он часто улучшает эффективность совместной деятельности коллектива;
3) конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности; 4) поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива; 5) что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей, к примеру,
в научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных путей решения проблем; 6) конфликт оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Деструктивные функции конфликта в микро- и макросоциальной среде:
1) конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации; 2) конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат; 3) частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности; 4) во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива. Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый
характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов . Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом социальные противоречия, служащие источником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые социально-экономическим положением членов общества. В ходе углубления этих противоречий происходит столкновение
различных социальных групп, наций, других этносов. С другой стороны, это могут быть политические противоречия, связанные с неприятием того или иного политического курса. В том случае, когда предметом конфликтов в являются права и интересы этнических и национальных групп, это зачастую связано со статусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликте.
2.2. Стратегии выхода из социальных конфликтов Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную
перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Современная наука сформулировала условия, при которых возможно
успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.
Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через
посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д. Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне,
которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных
групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения. Различают следующие стратегии выхода из конфликта: 1) уход (попытки отклониться от конфликта); 2) отмена (попытка ликвидировать противоречия, вызывающие
конфликт); 3)подавление (ликвидация оппонента) . Данные стратегии обычно характеризуют как нерациональные, т.к. их реализация не ведет развитию социальных систем, как правило, провоцирует разрушение социального взаимодействия. Рациональной стратегией называют регулирование. Оно подразумевает осознание неизбежности и возможной плодотворности конфликтов. Регулирование ориентируется на управление конфликтом.
Этапами регулирования выступают:1) обнаружение конфликта; 2) организация конфликтных групп; 3) создание правил. Заключение В работе рассмотрена природа социального конфликта. Конфликт - определенное качество межиндивидного взаимодействия, выражающееся в противоборстве сторон. Последними выступают индивиды, социальные группы.
Субъекты социального конфликта - крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания реализуются через использование власти, в конфликтах непосредственное участие принимают политические организации - государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д являющиеся выразителями социальной воли и социальных интересов. Определена роль конфликтов в социальном развитии.
Конфликт признается динамическим типом социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов, ценностей. Список использованной литературы 1. Гришина Н. В. Психология конфликта. Хрестоматия. Издательство: СПб, Питер, 2008. – 480 с. 2. Дарендорф Р. Конфликт и свобода. //
Реферативный журнал. М. 1974. 3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. // Иностранная литература. 1993. № 4. 4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. – № 5. – С. 142-147. 5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений 3-е изд перераб. и доп. —
М.: Аспект Пресс, 1996 317 с. 6. Козер Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 208 с. 7. Конфликт-консенсус как поле для «рефлексивной» политики [Текст] / Раппопорт А // Полис. Политические исследования 1999 №4 С.179-184. 8. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд. – СПб: Питер, 2004. – 639 с.
9. Радугин А.А Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – 2-е изд перераб. и доп. М.: Центр, 1999. – 160 с. 10. Смелзер Н. Социология: пер. с англ М.: Феникс, 1994. – 688 с. 11. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. М.: Наука, 1994. – 560 с. 12. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н. П. Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т. Ф. Суслова / Под ред. А. В. Морозова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 336 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |