Реферат по предмету "Социология"


Бунт молодежи против общественных ценностей: социологический аспект

Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО «Российскийгосударственный профессионально-педагогический университет»
Институтсоциологии
Кафедрасоциологии
КУРСОВАЯРАБОТА
АНАЛИТИЧЕСКАЯЗАПИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ:
«Бунтмолодежи против общественных ценностей: социологический аспект»
Студент группы  СЦэ-302                                    Русакова Е.В.
Научный руководитель                                        Чебыкина И.В.
кандидат социологических наук
Екатеринбург
2007

Содержание
Введение                                                                                                  3
1. Ценностные ориентациимолодежи и отношение к
протестному поведению.                                                                        5
1.1 Общее знаниереспондента о предмете исследования                    5
1.2 Смысл бунта противобщественных ценностей                               5
2. Факторы, влияющие напринятие молодежью идей отречения от
общественных ценностей                                                                        9
3. Склонность молодежи к протестномуповедению против
общественных ценностей                                                                           15
Заключение                                                                                             18
Методическое заключение                                                                      20
Приложения                                                                                            22
Приложение 1. Программасоциологического исследования              22
Приложение 2. Инструментсоциологического исследования             31
Приложение 3. Таблицыодномерного распределения                        34
Приложение 4. Таблицыдвухмерного распределения                        48
Приложение 5. Критерии икоэффициенты корреляции                      55

Введение
Все больше молодежи отрекаютсяот общественных ценностей и при этом, в их поведении присутствуют признакидевиантного поведения. Само поведение носит ярко выраженный характер протеста,что отражается в их взглядах, суждениях, субкультуре и в целом, ценностныхориентаций. Данный процесс наблюдается достаточно давно – ориентировочно напротяжении нескольких десятилетий и имеет повсеместный характер. С однойстороны, этот процесс, несомненно, негативно сказывается на «здоровье»общества, с другой – именно такому взгляду на мир обязаны многие культурныедостижения и научные открытия. Является ли данный процесс новой «болезнью»общества или же это всего лишь новая форма самовыражения молодежи? Как самамолодежь относится к данному явлению? Эти вопросы определяют оструюактуальность данной темы.
Объект: Молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет: Отношение молодежи к бунту противобщественных ценностей.
Цель: Определить отношение и склонностьмолодежи к бунту против общественных ценностей.
Задачи:
1)Выявить взгляды молодыхлюдей на идеи отречения от общественных ценностей;
2)Выявить оценкумолодежью данного явления;
3)Выявить степеньсклонности молодежи к протестному поведению.
4)Определить закономерностии выделить причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления;
5)Выявить социально-демографические характеристикиобъекта и их влияние на процесс отречения против общественных ценностей.
Исследование проводилось с 16 по 25 сентября 2006года.
Метод сбора информации — уличный опрос. Инструментомисследования являлась анкета (Приложение 2). Опрос проводился в форместандартизированного интервью. Местом проведения была выбрана центральная частьгорода Екатеринбурга.
Так как исследование является пилотажным, товыборочная совокупность составила 35 человек, и в связи с этим еерепрезентативность является очень маленькой.
Объектом исследования являлись молодые люди в возрастеот 14 до 20 лет. Большинство из них не состоит в браке. В основном опрошенные являются учащимися различных образовательныхучреждений.

1. Ценностныеориентации молодежи и отношение
 к протестномуповедению
 
1.1 Общее знаниереспондента о предмете исследования
 
Одной из важных задач исследования являетсяопределение отношения молодежи к процессам отречения от ценностей, признанных вобществе, в котором происходит их взросление и становление как самостоятельнойличности. Так же необходимо было выявить, как сама молодежь оценивает данныеявления.
По данным пилотажного опроса, все респонденты, так илииначе, сталкивались с явлением осознанного отрицания общественных ценностеймолодежью в обществе. При этом, чаще всего они понимают, но не разделяютотречение от ценностей. Такую позицию принимает половина опрошенных.
Бунт молодежи считают общественной реальностью¾ молодых людей, принявших участие в опросе. 15% считают его, напротив,выдумкой.
Таким образом, можно предположить, что данное явлениеимеет место в обществе и сама молодежь, как социальная группа, в которойнаблюдается данное явление, имеет представление о проблеме. Кроме того, можносказать, что отношение к позиции отрицания ценностей весьма терпимое. Однакотакое поведение не является нормой, так как не разделяется большинствомпредставителей группы.
1.2 Смысл бунтапротив общественных ценностей
 
Любопытно распределились мнения респондентов о том,могут ли бунтующие добиться какого-либо результата своим поведением (Рис. 1).
/>
Рис. 1. Могут либунтующие добиться результата
Данный вопрос был направлен на выявление оценки такогоповедения респондентом. Ведь если бунт считается безрезультатным, значит, самбунт не имеет смыла. Ответы респондентов разделились на примерно равные доли.Половина опрошенных считает, что бунт не позволяет добиться результата, а 40%придерживается противоположного мнения. Таким образом, можно предположить, чтобунт является для молодежи не средством, а целью.
Если сравнить полученные данные с мнением о том,является ли данное явление выдумкой, или же это существующая реальность, можнопредположить, что 15 % из 40% не верящих в результат, попросту считают такоеповедение надуманным, не имеющим под собой общественного значения (выдумка).Такое предположение можно сделать на основании того, что 15 % респондентов,считающих объект выдумкой, полагают, что бунтующие не могут добиться результата(Приложение 4, таблица 3). В этом случае, четверть опрошенных считает бунтглупостью, не дающей результата.
Респондентам так же предлагалось оценить подесятибалльной шкале распространенность в обществе явления отречения отпринятых норм молодежью. При этом, минимальные значения предполагали крайненизкую распространенность, а максимальные, напротив, крайне высокую. Мненияраспределились следующим образом: половина респондентов оценилираспространенность явления в обществе в «3» и «4» балла. Максимальные баллы «9»и «10» не дал ни один респондент. Из этого можно сделать вывод, что изучаемое явлениехоть и имеет место, однако распространено не достаточно широко по оценке молодежи.Возможно, такая оценка связана с тем, чтобольшинство респондентов не являются носителями взглядов, изучаемых в нашемисследовании, и могут быть не достаточно осведомлены относительно настоящейситуации в обществе.
Так же в исследовании была изучена оценка молодежьюбунта против общественных ценностей относительно того, насколько он являетсянормальным для общества. Мнения респондентов на этот счет достаточнокатегоричны.Никто из опрошенных не затруднился с ответом. При этом большинство из них (90%)не видят в явлении саботирования общественных норм молодежью ничегопротивоестественного и считают его вполне нормальным для общества (Рис. 2).
/>
 Рис. 2 Является ли бунт против общественных  ценностейнормальным для общества
Из полученных данных следует, что бунт противобщественных норм не воспринимается, как нечто не нормальное среди членов самойгруппы. Оно является естественным общественным процессом и не вызываетнастороженности у представителей молодежной среды. В связи с этим, следуетрассматривать данное явление не только с позиции общественного заболевания, нои с точки рения эволюционного развития общества.
В результате изучения мнения молодежи относительнобунта против общественных ценностей, мы получили следующие результаты: данноеповедение является знакомым объекту. В большинстве своем, такое поведение неразделяется респондентами, но и не воспринимается ими как что-либо опасное илинеестественное. Таким образом, опровергается первая гипотеза исследования,предполагающая, что лишь  не большая часть респондентов сталкивалась с явлениемотречения от общественных ценностей молодежью. Более того, изучаемое явлениераспространено несколько шире, чем полагалось ранее.

2. Факторы, влияющиена принятие молодежью идей отречения от
общественныхценностей
Причины бунта против общественных норм могут бытьразными. Корни его могут крыться и в вечном противостоянии отцов и детей, идаже во всеобъемлющих проблемах глобализации ХХ века. Однако поиск ответов настоль глубокие философские вопросы не являлся целью нашего исследования. Мыстарались лишь определить мнение самих представителей молодежи на этот счет.Поэтому в инструменте исследования был предложен перечень факторов, имеющих наибольшее влияние на формированиеличности молодого человека в современном обществе. Среди них: пример родителей,учебное заведение, друзья, СМИ, печать, ТВ, литература, музыка, стремление,выделиться, стресс, общественные изменения. Респондентам было предложенооценить их влияние на современную молодежь и, кроме того, респондент имелвозможность предложить свой вариант ответа на этот вопрос. (Рис 3)
/>
Рис. 3 Факторы, формирующие взгляды отрицанияобщественных ценностей
Респондентам так же предлагалось выбрать из отмеченныхфакторов 3 наиболее важных и проранжировать их. В целом, картина полученныхрезультатов не слишком отличается от первичного выбора (Рис. 4). Однаконаблюдается некоторый перевес в сторону лидирующих факторов, что лишний разподчеркивает их значимость и не случайность попадания в данную категорию. />
Рис. 4 Важнейшие изфакторов влияющих на протестное поведение молодежи
Для проведения анализа полученные данные можнопредставить в виде таблицы, сопоставляющей доли важности факторов, выбранныхреспондентом при первичном определении и при выдвижении наиболее значимыхфакторов среди выбранных.
Все указанные факторы можно условно разделить на 2группы: влияющие из вне и внутренне мотивирующие. Рассмотрим их более подробно.
Лидирующее место занимает фактор «стремлениевыделиться» (15% от всех выбранных вариантов и 20% от важнейших – Табл. 1).Он весьма отличается от прочих предложенных факторов еще и содержанием: еслиостальные имеют внешнее влияние на индивида, то данный фактор обладает скореепсихологическими характеристиками и носит внутрипобудительный характер. Впереходном возрасте – возрасте становления личности молодого человека –стремление выделиться играет огромную роль и является способом самоопределенияв жизни, признаком взрослой, своей собственной позиции. Столь высокая важностьэтого фактора для молодежи и определила его высокий рейтинг.
Таблица 1 Сравнениепервичного выбора фактора и определения наиболее значимых факторовФактор
Первичный выбор
(в %)
Наиболее значимый
(в %) пример родителей 8 8 учебное заведение 5 4 друзья 13 17 СМИ 9 8 печать 2 1 ТВ 10 10 литература 7 5 музыка 12 8 стремление выделиться 14 20 стресс 9 6 общественные изменения 9 10 свой вариант 2 3
Однако если разобраться в причинах, побуждающих вданном случае к подобному действию, можно заметить, что сам бунт уходит навторой план и является лишь способом реализации тайных внутренних мотивов.
В анкете респонденту предлагалось так же выявитьсобственный фактор, влияющий на формирование бунта против ценностей. Такназываемый «свой вариант» был предложен тремя опрошенными. Так или иначе, смыслэтого варианта во всех трех случаях сводился к внутреннему мироощущению,миропониманию и позиции молодого человека, отрицающего общественные ценности.
Таким образом, эти два фактора образовывают группу«внутренних мотивов», имеющую, в общей сложности, 17% от всех выбранных ответови 23% в важнейших. Разница между вариантами заключается, вероятно, в том, что впервом случае, когда речь идет о стремлении выделиться, отношение респондентаскорее отвергающее такие ценности, т.к. данный вариант обозначает подстановкуцелей, о которой говорилось ранее. Во втором же случае, эти взгляды скорееоправдываются таким своеобразным внутренним виденьем жизни.
Следующими по значимости после «стремлениявыделиться», с незначительным отличием в процентных составляющих идут «друзья» Этотфактор относятся к группе внешне влияющих, так как природа его мотивациипроистекает из окружающей среды молодого человека. Среди важнейших факторов«друзья» набирают 17% в рейтинге, что подчеркивает значимость фактора.
К этой же подгруппе факторов можно отнести и «учебноезаведение», так как именно в его стенах происходит взросление молодогочеловека, формирование его взглядов. Как правило, именно в учебном заведениинаходится основной круг общения молодого человека. Поэтому, характер социальнойориентации сего заведения формирует не только соответствующий контингентучащихся, образующих ближайшее окружение индивида, но и социальную ориентациюсамого подростка.
Ближайшее окружение молодого человека играют ни чутьне меньшую роль в его жизни, чем стремление самоопределиться, а подчас,являются стимулом к такому самоопределению. Помимо этого, они являются малойгруппой, микрообществом, в котором растет молодой человек, поэтому, весьмаестественно, что они оказывают во многом значительное влияние на его взгляды.
Самоопределение молодежи часто происходит в рамкахкакой-либо субкультуры. Такая субкультура может являться не только диктаторомсвоих норм и правил, идущих подчас вразрез с общественными, но и признакомпричастия к чему-то особенному. При этом она выполняет и функции сплочениямикрогруппы. Таким образом, молодой человек, находящийся в компании,исповедующей определенную субкультуру, тоже должен придерживаться норм и правилэтой культуры. Взамен он чувствует свою особенность, отличительность иуникальность в большом обществе, и причастность к чему-то целому, формирующемукруг его друзей. Поэтому, друзья могут оказывать столь важную роль вформировании взглядов подростка.
Прочие факторы, такие как музыка и литература так жемогут являться атрибутами субкультуры, пропагандирующей отрицание общественныхнорм, и в силу этого, оказывать косвенное влияние на формирование такихвзглядов у молодого человека. В общей сложности они набирают до 20% припервичном выборе и всего чуть больше 10%, когда речь идет о наиболее значимыхфакторах. Это лишь подчеркивает вспомогательный характер влияния, связанный ссубкультурным началом этих факторов.
Помимо факторов, находящихся в непосредственномокружении молодого человека, были предложены факторы общественного влияния –средства массовой информации: телевиденье, периодические издания, печать,радио. Все это окружает любого члена общества и непосредственно диктует емусвои нормы и ценности. И в силу не идеальности общественного устройства, онимогут нести обратный эффект – вызывать отвращение к таким общественным ценностям.Сюда можно отнести так же такие факторы, как «Стресс» и «общественныеизменения», занимающие так же не последние места при выборе факторов. В общейсложности данная группа набирает до 40% при первичном выборе и чуть меньшесреди наиболее значимых факторов. Таким образом, нельзя недооценивать и влияниесамого общества, как механизма, на формирование отрицания его норм средимолодых людей. Ярким подтверждением тому был бы пример распространенияхиппи-культуры в середине ХХ века, когда дети из благополучных семей, имеющиебудущее и социальную обеспеченность преднамеренно уходили от материальныхобщественных ценностей, провозглашая свои, противоречащие общепризнанным.
Анализ факторов, влияющих на формирование отречения отобщественных норм молодого человека, показал, что наибольшее значение, помнению опрошенных, играют так называемые «внутренние мотивы», среди которых«стремление выделиться» и «внутреннее миропонимание», а так же факторы,связанные с влиянием субкультур, самым ярким среди которых являются «друзья».Так же нельзя не принимать во внимание факторы, сформированные общественнымустройством и подчеркивающие его недостатки. Они так же обуславливают непринятие общественных норм молодым человеком.

3. Склонностьмолодежи к протестному поведению против
общественных ценностей
 
Выявив отношение молодежи к явлению бунта противобщественных ценностей, необходимо так же выяснить, на сколько сама молодежьсклонна принимать подобные настроения. Если учесть тот факт, что большинствореспондентов не видят ничего противоестественного в отрицании общественных норми ценностей, не смотря на то, что они не принимают данное поведение, можнопредположить, что при изменении каких-либо факторов, может измениться и самоотношение молодого человека к позиции бунта.
Для определения склонности молодежи к принятию данныхидей в анкету был включен ряд вопросов, прямо или косвенно выявляющий этусклонность.
В первую очередь, выявлялось, существует ли фактор, способный изменить при каких-либо обстоятельствахотношение респондента к позиции отречения от общественных ценностей. Мнения наэтот счет распределились следующим образом:
Чуть больше половины респондентов признают наличиефактора, способного изменить их позицию. Вторая же половина полностью отрицаетсуществование такого фактора. Данное соотношение подтверждает гипотезуотносительно того, что не принятие на данный момент таких идей молодымчеловеком не означает то, что такая позиция является принципиальной.
Далее, респондентам, полагающим, что могут поменятьсвою позицию, предлагалось выбрать фактор, способный повлиять на них подобнымобразом.
Проведя анализ факторов, способных изменить отношениереспондента к позиции отрицания общественных ценностей (Рис. 5),необходимо отметить, что ситуация несколько отличается от той, когда речь шла офакторах влияющих на абстрактного индивида, принимающего изучаемые ценности.
/>
Рис. 5 Фактор, способный изменить отношениереспондента к проблеме
Респондентам предлагалось выбрать один фактор,способный изменить их позицию. По трети выборов приходится на «общественныеизменения» и «друзей». Очевидно, данные факторы являются наиболее объективновлияющими на молодого человека. При этом, «общественные изменения» явнонедооцениваются в предыдущих определениях влияющих факторов. Это связано,вероятно, с тем, что в группу общественно влияющих факторов входило множествоскрытых, как уже говорилось ранее. Поэтому, говоря о собственных мотивах,респондент отмечает как раз таки наиболее значимый «общественный» фактор.
Внутренние факторы отмечаются значительно реже. Можнопредположить, что это связано со стремлением респондента показать внутреннююцелостность взглядов.
Такие факторы, как музыка, печать, ТВ, учебноезаведение и некоторые другие набрали незначительные проценты или их выборыотсутствуют вовсе. Это связано с второстепенным, косвенным характером ихвлияния, так как в данном случае респонденту предлагалось дать один вариантответа.
Так же в ходе исследования собиралась информацияотносительно того, есть ли среди знакомых респондента люди, разделяющие взглядыотречения от общественных ценностей. В результате выяснилось, что 70%опрошенных считают, что некоторые из их знакомых разделяют такие взгляды.Данное положение объясняет и наличие знания о предмете исследования, и логичнуюоценку данного явление, и высокую роль друзей в принятии данных взглядов. А,самое главное, не однозначное отношение к проблеме самих респондентов.
Таким образом, можно сказать, что половинареспондентов склонна изменить свою позицию при наличии общественных измененийлибо смене круга общения. Эти факторы наглядно объясняют причины возникновенияявления отрицания молодежью общественных ценностей, которыми являютсянестабильность самого общества и молодежная культура, пропагандирующая новыеценности, противоречащие ценностям родителей.

Заключение
В результате анализаданных, полученных в ходе пилотажного исследования, были решены следующиезадачи: были выявлены взгляды и оценка молодых людей идей отречения отобщественных ценностей; определена степень склонности молодежи к принятиюданных взглядов; выявлены закономерности и выделены причины и факторы, влияющиена формирование данного мышления.
В результате изучения мнения молодежи относительнобунта против общественных ценностей, мы получили следующие результаты: данноеповедение является знакомым объекту. В большинстве своем, такое поведение неразделяется респондентами, но и не воспринимается ими как что-либо опасное илинеестественное. Таким образом, опровергается первая гипотеза исследования,предполагающая, что лишь не большая часть респондентов сталкивалась с явлениемотречения от общественных ценностей молодежью. Более того, изучаемое явлениераспространено несколько шире, чем полагалось ранее.
Анализ факторов, влияющих на формирование отречения отобщественных норм молодого человека, показал, что наибольшее значение, помнению опрошенных, играют так называемые «внутренние мотивы», среди которых«стремление выделиться» и «внутреннее миропонимание», а так же факторы,связанные с влиянием субкультур, самым ярким среди которых являются «друзья».Так же нельзя не принимать во внимание факторы, сформированные общественнымустройством и подчеркивающие его недостатки. Они так же обуславливают непринятие общественных норм молодым человеком.
Таким образом, можно сказать, что половинареспондентов склонна изменить свою позицию при наличии общественных измененийлибо смене круга общения. Эти факторы наглядно объясняют причины возникновенияявления отрицания молодежью общественных ценностей, которыми являютсянестабильность самого общества и молодежная культура, пропагандирующая новыеценности, противоречащие ценностям родителей.
Связь предмета исследования ссоциально-демографическими характеристиками объекта оказалась не значительной.
Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи,поставленные на программном этапе социологического исследования, были решены.Большинство гипотез подтвердились.
В перспективе планируетсяболее подробно изучать влияние субкультур на социальное восприятие молодогочеловека.

Методическоезаключение
 
Восприятие респондентом процедуры опроса:
Не смотря на то, что интервью происходило в рамкахнаучного исследования, респонденты относились к нему с недостаточнойсерьезностью, хотя весьма внимательно отвечали на вопросы, вступали в контакт ивысказывались на заданную тему. Не серьезность эта связана, очевидно, снеформальностью обстановки проведения интервью (уличный опрос) и с социальнымстатусом интервьюера, который так же является автором исследования – сампринадлежит к исследуемой группе. Данное обстоятельство помогало найти большевзаимопонимания с опрашиваемыми. Они легче шли на контакт.
Помимо коммуникативных особенностей проведения интервью,необходимо отметить то, что тематика исследования многим казалась сложной длявосприятия и вызывала удивление. Однако после объяснения сути исследованияреспонденты охотно соглашались принять участие в опросе.
Правильность формулировок вопросов:
Некоторые формулировки вопросов оказались достаточносложными для восприятия респондентом. Это связано, в первую очередь, сосложностью предмета исследования.
Возможно, во вступительной части анкеты необходимобудет написать краткое разъяснение сути проблемы для облегчения пониманиявопросов.
Вопрос №3 необходимо переформулировать из «Как Высчитаете, бунт молодежи против общественных норм и устоев – реальность иливыдумка?» в «Как Вы считаете, бунт молодежи против общественных норм и устоевявляется общественной реальностью, или же это надуманная проблема?»
Вопрос №6 необходимо переформулировать из «Как Высчитаете, нормально ли такое явление для общества в целом?» в «Как Вы считаете,является ли такое явление общественной нормой, либо оно аномально для общества?»
Вопрос № 7,8,9 необходимо добавить фактор «внутреннеемировосприятие»
Вопрос № 19 Необходимо добавить род занятий«домохозяйка»
Выводы по качеству работы инструмента:
В целом, инструмент выполнил поставленные задачи. Но входе исследования возникла потребность в расширении спектра вопросов,касающихся влияющих факторов, а именно, мнение респондента в качестве открытоговопроса, какая из известных ему молодежных течений или субкультур предполагаетотречение от общественных ценностей носителем данной культуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа исследования
 
Проблемная ситуация:
Все больше молодежи ведутмаргинальный образ жизни. В их поведении присутствуют признаки девиантногоповедения. При этом само поведение носит ярко выраженный характер протеста, чтоотражается в их взглядах, суждениях, субкультуре и в целом, ценностнойориентации. Данный процесс наблюдается достаточно давно – ориентировочно напротяжении нескольких десятилетий и имеет повсеместный характер. Однако вразличные эпохи принимал разные формы, но все же оставались характерные черты.Этот процесс, несомненно, негативно сказывается на «здоровье» общества.Гносеологическая сторона проблемы заключается в том, что, во-первых,неизвестно, является ли данный процесс новой «болезнью» общества или же это всеголишь новая форма выражения юношеского бунта и максимализма; во-вторых,неизвестно отношение и склонность самой молодежи к данному явлению.
 
Объект: Молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет: Отношение молодежи к маргинализации.
Цель: Определить отношение и склонностьмолодежи к маргинализации.
Задачи:
1)Выявить взгляды молодыхлюдей на
   а. маргинализацию;
   б. идеи отречения отобщественных ценностей;
2)Выявить оценкумолодежью данного явления;
3)Выявить степеньсклонности молодежи к маргинализации;
4)Определитьзакономерности и выделить причины и факторы, влияющие на формирование данногомышления;
5)Выявитьсоциально-демографические характеристики объекта.

Теоретическаяинтерпретация:
 
Молодежь – социально-демографическая группа,переживающая период становления социальной и психо-физеологической зрелости,адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежиразмыты и подвижны, как правило, молодежь причисляют в возрасте 14-30 лет [2]
В нашем исследовании возрастныерамки молодежи 14-20 лет, т.к. позже изучаемое нами явление выражено в меньшейстепени.
    Маргинализация – процесс перехода личности всостояние маргинальности.
    Маргинальность – состояние групп людей илиличностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур,участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни кодной. (…) Во всех случаях культурная маргинальность переплетается с социальнойстратификацией и обуславливается социальными процессами.(…)
    Теория маргинальныхлюдей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. ХХв. Р.Э. Парком, крупнымамериканским ученым, одним из основателей Чикагской социологической школы.Теория Парка была развита Э. Стоунквистов в социально-психологическом труде«Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937г. [3]
     Парк былсосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияниемаргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению комногим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменного и т.д.[1]
     Маргинал(маргинальный человек) (от лат. margo, -inis – край) – человек, находящийся награнице различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние ихнорм, ценностей и т.д., противоречащих друг другу [2]
    Маргинальнаягруппа – 2) Группа, отвергающая определенные ценности и традиции тойкультуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норми ценностей. [2]
    Таким образом, внашем исследовании под термином «маргинальность» мы будем понимать следующее:
    Маргинальность — это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами,выражение специфических отношений с существующим общественным строем.Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновенияс окружающим миром.
Неформальная группа — группа, обычно не большая и частоспонтанно образованная, не имеющая формально установленных правил, целей,лидеров. [2]
Девиантность – характеристика поведения, несовпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе. [2]
Ценность – особое общественное отношение,благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группыпереносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенныесоциальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей,предметов, духовных явлений. [2]
Ценностная ориентация – разделяемые личностью социальныеценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения,являющихся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личностии ее поведение. [2]
Социальные(общественные) ценности – В широком смысле – значимость предметов и явлений реальнойдействительности с точки зрения их соответствия и несоответствия потребностямобщества, социальной группы, личности; в более узком – нравственные иэстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой иявляющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализирует(усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основойсоциальных норм. [2]
Отклоняющееся(девиантное) поведение – 1)Поступок, деятельность человека, не соответствующие официальноустановленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам,образцам). Как индивидуальный поведенческий акт, отклоняющееся поведение изучаетсяпреимущественно психологией, педагогикой, психиатрией.(…)[3]
Основные виды о.п.:преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. [2]
Обычно к о.п. относятлишь негативные явления, наносящие обществу урон и препятствующие социальномуразвитию. Между тем различные формы социального творчества (научного,технического, художественного и др.) можно рассматривать как позитивныеотклонения, поскольку новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушениемсуществующих норм, типов деятельности. В борьбе с негативными формами о.п.важную роль играет социальная профилактика. Одно из общесоциальных средствпрофилактики – развитие социального творчества, как альтернативыантиобщественным проявлениям.[3]
Отклоняющеесяповедение(психологический словарь) – система поступков или отдельные поступки,противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Основные виды о.п. –преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение (систематическоепьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и т.д.) Связь между этимивидами поведения состоит в том, что совершению правонарушений предшествуетставшее привычным аморальное поведение.(…)
Первые проявления о.п.иногда наблюдаются в детском и подростковом, возрасте и объясняютсянезавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи иближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в нейценностных ориентаций.
У детей и подростковтакое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протестдействительности и кажущейся несправедливости взрослых.[4]
Сопротивление черезритуал –ритуализованные стили молодежной культуры рабочего класса, а также поведение вовремя досуга (например, пижоны), которые можно интерпретировать как нацеленныена сопротивление структурным и культурным изменениям. Выражение приобрелоценность после появления его в качестве названия сборника статей, написанныхисследователями Центра современных культурных исследований в середине 1970-хгг. Оно показательно для принятого ЦСКИ подхода к изучению субкультур ипользовалось впоследствии влиянием в исследованиях молодежных культур,образования и девиации, в частности, модистов, рокеров и панков (М.Брейк,1985). Такие молодежные субкультуры возникают во время социального переворота –краха общинности, связанного будь то с относительным богатством илибезработицей – и, как полагают, отражают «договорные ответы» на этиобстоятельства. В данном процессе продукты массовой культуры не простопринимаются, но богато интерпретируются, чтобы выразить субкультурные интересы.[1]

Эмпирическаяинтерпретация:
 Показатель Индикатор Шкала 1. Взгляды молодежи на маргинализацию
-Преемственность данного поведения;
-Информированность о данном явлении;
Порядковая
Дихотомическая 2 Взгляды молодежи на идеи отречения от общественных ценностей
-Информированность о данных идеях;
-Преемственность этих идей;
Дихотомическая
 
Порядковая 3. Оценка молодежью маргинализации
— Оценка степени распространенности;
— Оценка нормативности; Порядковая, оценочная Порядковая, оценочная 4. Степень склонности молодежи к маргинализации
— Определение причин, способствующих принятию данных взглядов;
— Преемственность данных взглядов;
— Наличие знакомых, разделяющих данные взгляды;
Порядковая, ранговая
Дихотомическая
Дихотомическая 5. Социально-демографические характеристики объекта
— Пол;
— Возраст;
— Образование;
— Сфера деятельности (изучаемая область знаний);
— Семейное положение;
— Доход в семье;
— Сфера деятельности родителей
Номинальная
Шк. Отношений
Порядковая
Номинальная
Дихотомическая
Шк. Отношений
Номинальная

Системный анализ:
 
Субъективные факторы
— Малая группа
— Друзья
— Авторитеты
— Семья
Объективные факторы
— Школа/ВУЗ
— СМИ
— Поп. культура
— Худ. литература
/>                                                 Объект:
/>                                          Молодойчеловек
                                                 Предмет:
/>/>/>                              Отношение кмаргинализации
Резко отрицательное.   Незнаниепроблемы            Частичное разделение
Полноенеприятие                                                       взглядов
взглядов
                             Разделение взглядов,                    Полное разделение
Но неприятие поведения            взглядовс соблюдением
норм данного поведения

Рабочая гипотезапрограммы:
1.А) Больш`ая частьмолодых людей не имеет представления о проблеме, либо не выделяют это явление,как социальное, видя причину в юношеском максимализме. Лишь небольшая частьопрошенных признает наличие определенной субкультуры и частично знакома с ееидеями. Степень распространенности не велика, но явление имеет место.
Б) Нормативность: мнениярезко делятся два лагеря: одни не понимают такого поведения и оттого не принимают;другие же частично (редко полностью) разделяют взгляды, либо не видят в нихничего противоестественного. Видна зависимость от информированности.
2) Опрошенные не видятопасности в данном явлении, однако, большинство отмечают негативное влияние наобщество.
3) Молодежь не слишкомсклонна к разделению подобных взглядов. Влияние оказывают в основном друзья.
4) Наибольшее влияниеоказывают друзья, малая группа. Однако, есть случаи, когда общение начинаетсяна основе сложившихся взглядов, интересов, что свидетельствует о том, чтообъективные факторы оказывают также не малое влияние.
5)Распространенностьвзглядов: в основном среди лиц мужского пола, холостых, изучающих гуманитарныеобласти знаний (мало влияющий фактор). Материальная обеспеченность и семья играютвторостепенные роли.

Список литературы:
 
1.   Джерри Д., Джерри Д. Большой толковыйсоциологический словарь – М: Вече, 2001.
2.   Осипов Т.В. Социологическийэнциклопедический словарь — М: издательская группа Инфра-М-Норма-1998.
3.   Осипов Т.В. Социологическийэнциклопедический словарь. М: Издательская группа Инфра-М-Норма, 1998.
4.   Осипов Т.В. Российскаясоциологическая энциклопедия — М: издательская группа Инфра-М-Норма — 1999г.
5.   Конорулина В.Н. Психологическийсловарь — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.
6.   Ковалева А.И. Концепциясоциализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол.исслед. 2003. №1.
7.   Ковалева Т.В., Степанова О.К.Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников). //Социологические исследования, М., 1998г. №8
8.   Маршак А.Л.Особенностисоциокультурных связей социально дезориентированной молодежи. //Социологические исследования, М., 1998г. №12
9.   Фоминых А.М. Маргиналы имаргинальность. Новосибирск, 1998г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструмент социологическогоисследования
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Институт социологии
Кафедра социологии
Анкета
Дорогойсобеседник, приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном проблемеотрицания общественных норм молодежью.
Внимательнопрочитайте вопрос и предлагаемые варианты ответов. Обведите кружком номерварианта, наиболее соответствующий Вашему мнению.
Екатеринбург 2006г.
1.Скажите, сталкивались ли Вы в жизни с явлением осознанного отрицания общественныхценностей молодежью?
    1. Да
    2. Нет
2.Как вы считаете, есть ли что-либо противоестественное в осознанном отрицанииобщественных идеалов?
     1. Да, я считаю, что такое поведение не нормально и несет угрозу обществу.
     2. Не вижу ничего противоестественного, но не понимаю такое поведение.
     3. Я могу понять такое поведение, но не могу разделить его.
     4. Я считаю такое поведение нормальным и разделяю его.
     5. Затрудняюсь ответить.
3.Как Вы считаете, бунт молодежи против общественных норм и устоев – реальностьили выдумка?
     1. Реальность.
     2. Выдумка.
     3. Затрудняюсь ответить.
4.Как Вы считаете, могут ли люди, бунтующие против общественных норм добиться результатов?
     1. Могут.
      2.Нет.
     3. Затрудняюсь ответить.
5.Оцените по десятибалльной шкале, насколько распространен бунт противобщественных ценностей среди молодежи?
Вообщене             1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     Широко
распространен                                                                            распространен
6.Как Вы считаете, нормально ли такое явление для общества в целом?
     1. Нормально
     2. Не нормально.
     3. Затрудняюсь ответить.
7. Как Высчитаете, какие из следующих факторов влияют на формирование у молодогочеловека взглядов, отрицающих общественные ценности?
8.Выберите не более трех самых важных, из отмеченных Вами, факторов ираспределите их по степени важности (1 – наиболее важный; 2,3 – второй и третий по важности)
 Факторы 7.важные факторы 8.оценка Пример родителей 1 Учебное заведение 2 Друзья 3 Средства массовой информации 4 Периодические издания 5 Телевидение 6 Литература 7 Музыка 8 Стремление человека выделиться (отличаться от других) 9 Стресс 10 Общественные изменения 11 Ваш вариант______________________ 12
9. Как Высчитаете, есть ли среди этих факторов тот, который при каких-либообстоятельствах мог бы изменить Ваше отношение к позиции отречения отобщественных ценностей?
      1. Да (Укажитекакой)_________________________________________
      2. Нет.
10. Как Высчитаете, есть ли среди Ваших знакомых люди, разделяющие взгляды отречения отобщественных ценностей?
      1. Да,все.
      2. Да,некоторые.
      3. Нет.
      4.Затрудняюсь ответить.
11.Укажите, пожалуйста, Ваш пол.
      1.Мужской.
      2.Женский.
12.Сколько Вам полных лет?
13, 14.Укажите образование, получаемое Вами в данный момент и уже полученное.Образование 13.Полученное 14.Получаемое
9 классов
11 классов
Среднее-специальное
Среднее-техническое
Высшее
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
15.Укажите, пожалуйста, область знаний, с которой в большей степени связана Вашажизнь, обучение, интересы.
     1. Техническая.
     2. Экономическая.
     3. Гуманитарная.
     4. Естественнонаучная.
     5. Художественная.
     6. Затрудняюсь ответить.
16.Укажите, пожалуйста, Ваше семейное положение.
     1. Холост / Не замужем.
     2. Состою в «гражданском» браке.
     3. Состою в законном браке.
17.Как бы Вы охарактеризовали уровень доходов Вашей семьи?
     1. Нам не хватает денег даже на еду.
     2. У нас хватает денег на еду, но для покупки одежды надо откладывать деньгизаранее.
     3. Хватает денег на еду, одежду, но не можем покупать дорогие вещи.
     4. Можем покупать дорогие вещи, но не все, что захотим.
     5. Полный достаток, не ограничены в средствах.Род занятий 18Отец 19Мать
Рабочий
Служащий / работник офиса / ИТР (инженерно – технический работник) / педагог / врач
Военнослужащий (армия, милиция, пожарная охрана и прочее)
Руководитель отдела / менеджер / бригадир / начальник цеха, участка
Директор компании, предприятия
Предприниматель / владелец компании / индивидуальный предприниматель
Работающий пенсионер
Творческий работник (художник, писатель)
Другое____________________________________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
 
18,19. Укажите род занятий ваших родителей
Спасибо за участие в исследовании!
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблицыодномерного распределения
Таблица 1
Знает лиреспондент о проблеме отречения молодежью
 отобщественных ценностей № Наличие знания количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Да 35 100,00% 100,00% - 100,00% 100,00% 2 Нет 0,00% 0,00% - 0,00% 0,00% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Да»
Таблица 2
Является лиобъект реальностью или он надуман№ Объект: реальность\выдумка количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Реальность 26 74,29% 74,29% 0,17 57,49% 91,09% 2 Выдумка 5 14,29% 14,29% 0,13 0,83% 27,74% 3 Затрудняюсь ответить 4 11,43% 11,43% 0,12 -0,80% 23,66% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Реальность»

Таблица 3
Могут либунтующие добиться результата? № Могут ли бунтующие добиться результата? количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Могут 18 56,25% 51,43% 0,17 39,06% 73,44% 2 Нет 14 43,75% 40,00% 0,17 26,56% 60,94% 3 Затрудняюсь ответить 3 9,38% 8,57% 0,10 -0,72% 19,47% число ответивших 32 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших 3 - 8,57% - - -
Мо = «Могут»

Таблица 4
Факторы,формирующие взгляды отрицания общественных ценностей№ Факторы, формирующие такие взгляды количество человек % от числа ответов % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 пример родителей 14 8,43% 40,00% 40,00% 0,04 4,21% 12,66% 2 учебное заведение 9 5,42% 25,71% 25,71% 0,03 1,98% 8,87% 3 друзья 22 13,25% 62,86% 62,86% 0,05 8,09% 18,41% 4 СМИ 15 9,04% 42,86% 42,86% 0,04 4,67% 13,40% 5 печать 3 1,81% 8,57% 8,57% 0,02 -0,22% 3,83% 6 ТВ 16 9,64% 45,71% 45,71% 0,04 5,15% 14,13% 7 литература 12 7,23% 34,29% 34,29% 0,04 3,29% 11,17% 8 музыка 19 11,45% 54,29% 54,29% 0,05 6,60% 16,29% 9 стремление выделиться 23 13,86% 65,71% 65,71% 0,05 8,60% 19,11% 10 стресс 15 9,04% 42,86% 42,86% 0,04 4,67% 13,40% 11 общественные изменения 15 9,04% 42,86% 42,86% 0,04 4,67% 13,40% 12 свой вариант 3 1,81% 8,57% 8,57% 0,02 -0,22% 3,83% число ответов 166 100,00% - - - - - число ответивших 35 - 474,29% - - - - число опрошенных 35 - - 474,29% - - - число не ответивших - - 0,00% - - -
Мо = «Стремление выделиться»

Таблица 5
Является ли бунт противобщественных ценностей
нормальным для общества№ Нормальность явления для общества количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных
ошибка репрезентатив
ности доверительный интервал 1 Нормально 31 88,57% 88,57% 0,11 78,03% 99,11% 2 Не нормально 4 11,43% 11,43% 0,11 0,89% 21,97% 3 Затрудняюсь ответить 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Нормально»
Таблица 6
Наличиефактора, способного изменить позицию респондента№ Наличие фактора количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Да 18 51,43% 51,43% 0,17 34,87% 67,99% 2 Нет 17 48,57% 48,57% 0,17 32,01% 65,13% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Да»

Таблица 7
Фактор,способный изменить отношение респондента к данной проблеме№ Фактор, способный изменить отношение респондента к данной проблеме количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 пример родителей 2 11,11% 5,71% 0,15 -3,41% 25,63% 2 учебное заведение 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 3 друзья 5 27,78% 14,29% 0,21 7,09% 48,47% 4 сми 1 5,56% 2,86% 0,11 -5,03% 16,14% 5 печать 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 6 тв 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 7 литература 1 5,56% 2,86% 0,11 -5,03% 16,14% 8 музыка 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 9 стремление выделиться 1 5,56% 2,86% 0,11 -5,03% 16,14% 10 стресс 2 11,11% 5,71% 0,15 -3,41% 25,63% 11 общественные изменения 5 27,78% 14,29% 0,21 7,09% 48,47% 12 свой вариант 1 5,56% 2,86% 0,11 -5,03% 16,14% число ответивших 18 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших 17 - 48,57% - - -
Мо = «Общественные изменения» и«Друзья»
Таблица 8
Полреспондента№ Пол количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Мужской 22 62,86% 62,86% 0,16 46,85% 78,87% 2 Женский 13 37,14% 37,14% 0,16 21,13% 53,15% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Мужской»
Таблица 9
Областьизучаемых знаний№ Область знаний респондента количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Техническая 15 42,86% 42,86% 0,16 26,46% 59,25% 2 Экономическая 5 14,29% 14,29% 0,12 2,69% 25,88% 3 Гуманитарная 7 20,00% 20,00% 0,13 6,75% 33,25% 4 Естественнонаучная 2 5,71% 5,71% 0,08 -1,98% 13,40% 5 Художественная 6 17,14% 17,14% 0,12 4,66% 29,63% 6 Затруднились ответить 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Техническая»
Таблица 10
Семейноеположение№ Семейное положение количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Холост/не замужем 34 97,14% 97,14% 0,06 91,62% 102,66% 2 Состою в гражданском браке 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 3 Состою в законном браке 1 2,86% 2,86% 0,06 -2,66% 8,38% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Холост/не замужем»

Таблица 11
Род занятийотца№ Род занятий количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Рабочий 4 11,43% 11,43% 0,11 0,89% 21,97% 2 Служащий 8 22,86% 22,86% 0,14 8,95% 36,77% 3 Военнослужащий 1 2,86% 2,86% 0,06 -2,66% 8,38% 4 Руководитель отдела 4 11,43% 11,43% 0,11 0,89% 21,97% 5 Директор компании, предприятия 7 20,00% 20,00% 0,13 6,75% 33,25% 6 Предприниматель 5 14,29% 14,29% 0,12 2,69% 25,88% 7 Работающий пенсионер 2 5,71% 5,71% 0,08 -1,98% 13,40% 8 Творческий работник (художник, писатель) 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 9 Другое 4 11,43% 11,43% 0,11 0,89% 21,97% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 17,14% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Служащий»

Таблица 12
Род занятийматери№ Род занятий количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности доверительный интервал 1 Рабочий 5 14,29% 14,29% 0,12 2,69% 25,88% 2 Служащий 10 28,57% 28,57% 0,15 13,60% 43,54% 3 Военнослужащий 1 2,86% 2,86% 0,06 -2,66% 8,38% 4 Руководитель отдела 6 17,14% 17,14% 0,12 4,66% 29,63% 5 Директор компании, предприятия 2 5,71% 5,71% 0,08 -1,98% 13,40% 6 Предприниматель 1 2,86% 2,86% 0,06 -2,66% 8,38% 7 Работающий пенсионер 1 2,86% 2,86% 0,06 -2,66% 8,38% 8 Творческий работник (художник, писатель) 1 2,86% 2,86% 0,06 -2,66% 8,38% 9 Другое 8 22,86% 22,86% 0,14 8,95% 36,77% число ответивших 35 100,00% - - - - число опрошенных 35 - 100,00% - - - число не ответивших - 0,00% - - -
Мо = «Служащий»

Таблица 13
Факторы,формирующие взгляды отречения от общественных ценностей№ Факторы Кол-во 1 Кол-во 2 Кол-во 3 Общсумма % от числа ответов % от числа ответивших % от числа опрошенных ошибка репрезентативности Доверительный интервал 1 пример родителей 12 2 4 18 8,41% 51,43% 51,43% 0,04 12,13% 4,69% 2 учебное заведение 3 4 2 9 4,21% 25,71% 25,71% 0,03 6,89% 1,52% 3 друзья 21 12 3 36 16,82% 102,86% 102,86% 0,05 21,83% 11,81% 4 СМИ 6 6 5 17 7,94% 48,57% 48,57% 0,04 11,57% 4,32% 5 печать 2 1 3 1,40% 8,57% 8,57% 0,02 2,98% -0,17% 6 ТВ 15 4 2 21 9,81% 60,00% 60,00% 0,04 13,80% 5,83% 7 литература 6 4 10 4,67% 28,57% 28,57% 0,03 7,50% 1,85% 8 музыка 3 8 6 17 7,94% 48,57% 48,57% 0,04 11,57% 4,32% 9 стремление выделиться 24 14 5 43 20,09% 122,86% 122,86% 0,05 25,46% 14,72% 10 стресс 3 6 3 12 5,61% 34,29% 34,29% 0,03 8,69% 2,52% 11 общественные изменения 15 4 3 22 10,28% 62,86% 62,86% 0,04 14,35% 6,21% 12 свой вариант (здравый смысл) 6 6 2,80% 17,14% 17,14% 0,02 5,02% 0,59% число ответов 108 68 38 214 100,00% - - - - - число ответивших 35 - 611,43% 611,43% - - - число опрошенных 5 - - - - - - число не ответивших - - - - - -
Мо = «стремление выделиться»

Таблица 14
Отношение кпредмету исследования№ Отношение к предмету Количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных Накопленный % ошибка репрезентативности Доверительный интервал i i*f 1 Не нормально, несет угрозу 2 5,71% 5,71% 5,71% 0,08 -1,98% 13,40% 4 8 2 Оно естественно, но не понимаю 3 8,57% 8,57% 14,29% 0,09 -0,70% 17,85% 3 9 3 Понимаю, но не разделяю 17 48,57% 48,57% 62,86% 0,17 32,01% 65,13% 2 34 4 Понимаю и разделяю 13 37,14% 37,14% 100,00% 0,16 21,13% 53,15% 1 13 5 Затруднились ответить 0,00% 0,00% 100,00% 0,00 0,00% 0,00% число ответивших 35 100,00% - - - - - - 64 число опрошенных 35 - 100,00% - - - - - - число не ответивших - 0,00% - - - - - -
I = 64/35 = 1,83
Ме = «Понимаю, но не разделяю»
Мо = «Понимаю, но не разделяю»

Таблица 15
Оценкараспространенности объекта№ Количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных Накопленный % ошибка репрезентативности Доверительный интервал i i*f 1 1 2,86% 2,86% 2,86% 0,06 -2,66% 8,38% 1 1 2 4 11,43% 11,43% 14,29% 0,11 0,89% 21,97% 2 8 3 9 25,71% 25,71% 40,00% 0,14 11,23% 40,19% 3 27 4 9 25,71% 25,71% 65,71% 0,14 11,23% 40,19% 4 36 5 5 14,29% 14,29% 80,00% 0,12 2,69% 25,88% 5 25 6 2 5,71% 5,71% 85,71% 0,08 -1,98% 13,40% 6 12 7 4 11,43% 11,43% 97,14% 0,11 0,89% 21,97% 7 28 8 1 2,86% 2,86% 100,00% 0,06 -2,66% 8,38% 8 8 9 0,00% 0,00% 100,00% 0,00 0,00% 0,00% 9 10 0,00% 0,00% 100,00% 0,00 0,00% 0,00% 10 число ответивших 35 100,00% - - - - - 145 число опрошенных 35 - 100,00% - - - - - - число не ответивших - 0,00% - - - - - -
I = 145/35 = 4,14
Ме = «4»
Мо = «3» и «4»

Таблица 16
Наличие знакомых,разделяющих такие взгляды№ Наличие знакомых Количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных Накопленный % ошибка репрезентативности Доверительный интервал i i*f 1 Да, все 2 5,71% 5,71% 5,71% 0,08 -1,98% 13,40% 3 6 2 Да, некоторые 24 68,57% 68,57% 74,29% 0,15 53,19% 83,95% 2 48 3 Нет 6 17,14% 17,14% 91,43% 0,12 4,66% 29,63% 1 6 4 Затруднились ответить 3 8,57% 8,57% 100,00% 0,09 -0,70% 17,85% число ответивших 35 100,00% - - - - - - 60 число опрошенных 35 - 100,00% - - - - - - число не ответивших - 0,00% - - - - - -
I = 60/35 = 1,71
Ме = «Да, некоторые»
Мо = «Да, некоторые»
Таблица 17
Полученноереспондентом образование№ Полученное образование Количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных Накопленный % ошибка репрезентативности Доверительный интервал i i*f Никакого 0,00% 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 1 9 классов 11 31,43% 31,43% 31,43% 0,15 16,05% 46,81% 1 11 2 11классов 20 57,14% 57,14% 88,57% 0,16 40,75% 73,54% 2 40 3 средне-специальное 1 2,86% 2,86% 91,43% 0,06 -2,66% 8,38% 3 3 4 средне-техническое 3 8,57% 8,57% 100,00% 0,09 -0,70% 17,85% 3 9 5 Высшее 0,00% 0,00% 100,00% 0,00 0,00% 0,00% 4 число ответивших 35 100,00% - - - - - - 63 число опрошенных 35 - 100,00% - - - - - - число не ответивших - 0,00% - - - - - -
I = 63/35 = 1, Ме = «11классов»
Мо = «11классов»
Таблица 18
Получаемоереспондентом образование№ Получаемое образование Количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных Накопленный % ошибка репрезентативности Доверительный интервал i i*f Никакого 4 11,43% 11,43% 11,43% 0,11 0,89% 21,97% 1 9 классов 0,00% 0,00% 11,43% 0,00 0,00% 0,00% 1 2 11классов 5 14,29% 14,29% 25,71% 0,12 2,69% 25,88% 2 10 3 средне-специальное 1 2,86% 2,86% 28,57% 0,06 -2,66% 8,38% 3 3 4 средне-техническое 0,00% 0,00% 28,57% 0,00 0,00% 0,00% 3 5 Высшее 25 71,43% 71,43% 100,00% 0,15 56,46% 86,40% 4 100 число ответивших 35 100,00% - - - - - - 113 число опрошенных 35 - 100,00% - - - - - - число не ответивших - 0,00% - - - - - -
I = 113/35 = 3,23
Ме = «Высшее»
Мо = «Высшее»
Таблица 19
Уровеньдохода респондента№ Получаемое образование Количество человек % от числа ответивших % от числа опрошенных Накопленный % ошибка репрезентативности Доверительный интервал i i*f 1 Не хватает на еду 0,00% 0,00% 0,00% 0,00 0,00% 0,00% 1 2 Есть на еду, на одежду откладываем 2 5,71% 5,71% 5,71% 0,08 -1,98% 13,40% 2 4 3 Не можем покупать дорогие вещи 6 17,14% 17,14% 22,86% 0,12 4,66% 29,63% 3 18 4 Покупаем дорогие вещи, но не все 25 71,43% 71,43% 94,29% 0,15 56,46% 86,40% 4 5 Не ограничены в средствах 2 5,71% 5,71% 100,00% 0,08 -1,98% 13,40% 5 10 число ответивших 35 100,00% - - - - - - 132 число опрошенных 35 - 100,00% - - - - - - число не ответивших - 0,00% - - - - - -
I = 132/35 = 3,77
Мо = «Покупаем дорогие вещи, но невсе»
Мо = «Покупаем дорогие вещи, но невсе»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.