Реферат по предмету "Социология"


Теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактикинаркомании среди подростков
1.1 Наркомания как социальная проблема
1.2 Направления социальной работы по профилактике наркоманиисреди подростков
Выводы по главе 1
Глава 2. Практика профилактики наркомании в подростковойсреде
2.1 Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркоманиисреди подростков в регионах РФ
2.2 Ход и результат исследования. Разработка рекомендаций посовершенствованию профилактической работы с подростками в школе
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
За последние 100 летнаркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины — психиатрии,перешла в разряд общесоциальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, всовременном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц,принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиковмолодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкоераспространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиковвовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.
Актуальность темы. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическимисредствами и психотропными веществами стоит очень остро и его окончательноерешение остается за законодателями, врачами и обществом. С данной проблемойдолжно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себябольшой вред наркомании и стараться бороться с нею.Злоупотреблениенаркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах,тревожащих всю мировую общественность.
 По данным Всемирнойорганизации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновниковпреждевременной смерти людей и уже опередили сердечнососудистые заболевания излокачественные опухоли. Во всем мире идет вал наркомании среди мужчин иженщин. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.При сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридическиприемлемых, во многих странах наркомания признана социальным бедствием.Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии(Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотикамипревышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходамот торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде –поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов,картина распространения и злоупотребления наркотиков, включающая формытоксикомании, более трагична. Вещества и препараты, не включенные в списокнаркотиков, как правило, еще более опасны, приводят к еще большему ущербу дляиндивидуума.
Объектом исследования являются подростки ввозрасте 14-17 лет.
Предмет настоящей курсовой работы – процесс профилактики наркомании.Цель работы– изучить теоретические основы проблемы профилактики наркоманиисреди подростков, а также изучить отношение подростков к наркотикам и причиныупотребления наркотических веществ.
Для достижения целинеобходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализироватьнаучную литературу по проблеме исследования;
2) изучить причины,факторы и тенденции роста подростковой наркомании;
3) изучитьнаправления социальной работы по профилактике наркомании;
4) обобщить опытрешения подростковой наркомании в регионах РФ;
5) разработать ипровести анкету;
6) проанализироватьрезультаты исследования и разработать рекомендации по совершенствованиюпрофилактической работы с подростками в школе.
В процессе работыиспользовались следующие методы исследования: анализ научной литературы,метод анкетного опроса, беседа, наблюдение.
База исследования: школа №34 г. Магнитогорска.
Практическаязначимость заключаетсяв том, что результаты могут быть полезны специалистам, работающим в школах,учреждениях дополнительного образования, социально-реабилитационных центрах,отделениях медико-социальной помощи детям и подросткам наркологических диспансерови др.

Глава 1. Теоретическиеосновы проблемы профилактики наркомании среди подростков
 
1.1 Наркомания каксоциальная проблема
Понятия «наркомания»,«наркотики», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемойсовсем недавно, в XX веке, во второйего половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, сталообозначать социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб ихарактер.
Наркомания — заболевание,обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропноговещества (38, ст.1).
По данным группыэкспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличениючисла лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употреблениенаркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков,широкое распространение получают синтетические наркотики, в употреблениенаркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических группобщества. Особую тревогу вызывает ее распространение среди подрастающегопоколения, потому что детская и подростковая наркозависимость создает устойчивуюбазу для развития взрослой наркомании (27).
В обычном пониманиинаркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблениюразными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотическихвеществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние (16, с. 271).
Такое состояние могутвызвать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этимивеществами и считается собственно наркоманией.
Подобный эффект могутпроизводить и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие иливозбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией.
Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление), лекарственные средства, оказывающиепреимущественное влияние на психические процессы: применяются при различныхнарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества,психостимулирующие вещества).
Психостимулирующиевещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать),лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность(меридил, синокарбр, синдофел, кофеин) (9).
ВОЗ дает следующееопределение: “Наркотики – это такое вещество или смесь веществ, которыекоренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальнойжизнедеятельности человека, и прием которых влечет за собой изменениефункционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутреннихорганов, центральной и вегетативной нервной системы” (22, с. 15).
Приобщениенесовершеннолетних и молодежи к наркомании идет высокими темпами и характеризуетсяопасной тенденцией. Она заключается в том, что употребление наркотиков ипсихоактивных веществ становится определенной ценностью, молодежной культуройпотребления, т.е. начинает быть образом жизни. По данным социологическихисследований средний возраст начала приобщения к наркотическим веществамснизился до 14 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек (41, с. 4).
В России по даннымофициальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается в 503000человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, рассчитанное пометодике ООН,- более 2,5 млн. По сообщению Федеральной службы по контролю пообороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80человек, более 250 человек становятся наркозависимыми (9).
Наркомания – болезньмолодых.Она выбивает из нормального потока общественной жизнидееспособных граждан. Именно в этом ее угроза для будущего страны.
Существует несколькофакторов, влияющих на формирование наркотической зависимости:
1) социальные факторы:
— неблагополучная семья(алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствиеэмоционального контакта, неполная семья);
— влияние группысверстников, к которой принадлежит подросток;
— неадекватная молодежнаяполитика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
— легкая доступностьвеществ, изменяющих психическое состояние;
2) индивидуально-психологическиефакторы:
— подражание старшим илиавторитетным сверстникам;
— попытка нейтрализоватьотрицательные эмоциональные переживания;
— стремлениесоответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;
— аномальные чертыличности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженнаясамооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
— протестные реакции(назло), против старших (родителей, педагогов);
— самодеструктивноеповедение;
— любопытство;
— подчинение давлению иугрозам (24, с.134).
Из всего этого мывыделяем три наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблениюнаркотиков:
1) от скуки (излюбопытства);
2) за компанию;
3) уйти отреальности и проблем.
С нашей точки зрениясуществуют только две основные причины употребления наркотиков: семья исверстники, изучим их подробнее.
Как правило, именнопроблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращенияребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама посебе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всеговозникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» вниманияи любви.
Существуют понятия«семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания изаботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения кспиртному и наркотикам в период взросления. Отвержение, холодность, отсутствиетепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затеможесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будетпонят, принят, где его не осудят.
Отсутствие гармонии вполной семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляютодного из членов семьи, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие поотношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, отсверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение ипсихологическое насилие детей, насилие между родителями, также являетсяфактором риска. Даже в благополучных семьях родители часто неспособныобеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается нетолько в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, ворганизации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру.Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнееребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше ондоверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под властьсиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менееподвержен влияниям моды.
Хотя, возможно, наоборот,родители сделали своего ребенка жертвой гиперопеки. Гиперопека, другаякрайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице».Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку всамостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится втягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит ктем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего онсознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новыйасоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.
Для приобщения подростковк наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. Впрофилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных»,«уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы(гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуютнаркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру.
Однако не только уличныедети, но и учащиеся в ПТУ могут стать источником знакомства с наркотиком. Внаше время многие дети из т. н. «благополучных» семей употребляют наркотики,потому что они освящены для них модой, молодежной культурой. Именно модаобеспечивает эпидемические масштабы наркомании, вовлекая все большие кругимолодежи, хотя далеко не все из пробовавших наркотики становятся наркоманами.
Если общество имеетморальное право бороться с наркобизнесом, то с модой бороться невозможно, в нейпроявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем вызвана в конце XX века массовая модана наркотики. Возможно, в условиях общего кризиса культуры, искусства ирелигии, в каком-то смысле исчерпавших свои собственные ресурсы, творческий духищет искусственные средства существования (8).
В данном параграфе намибыла изучена наркомания как социальная проблема, имеющая глобальный масштаб ихарактер. Мы рассмотрели основные факторы и причины, влияющие на формированиенаркотической зависимости. Согласно многим научным теориям, профилактикаявляется одним из лучших методов борьбы с наркоманией. Рассмотрим подробнее направления социальнойработы по профилактике подростковой наркомании в параграфе 1.2.
1.2 Направления социальнойработы по профилактике наркомании среди подростков
Профилактика наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального,медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иногохарактера, направленных на предупреждение возникновения и распространениянаркомании (38, ст. 1). Как показывает мировая практика, излечить от наркоманииудается не более 2 -3 процентов заболевших.
На государственном уровнепроблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконнымоборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зренияюридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний; направлена наустановление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропныхвеществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращениеколичества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств,психотропных веществ (38, ст. 4).
Огромную рольмогут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степениформируют общественное мнение. К сожалению, социальная реклама у нас, в отличиеот западных стран, до сих пор в диковинку. Только в последнее время власть исредства массовой информации стали использовать ролики, посвященныеантинаркотической пропаганде.
Антинаркотическаяпропаганда — пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культурыи спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения кнаркомании (38, ст. 4).
Существующая системанаркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам ужестрадающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказанияпомощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания (29).
Профилактика наркомании вобщем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных напредотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Этонестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметьразличные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконныхнаркотиков либо наркосодержащих средств (41, с.4).
Профилактику можнорассматривать как особый вид деятельности, интегрирующий следующие областизнаний: медицину, педагогику, психологию, социологию, информационныетехнологии. В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можновыделить ряд этапов.
На первом (конец XIX – 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма,бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклоненийс другими формами девиантного поведения. Были разработаны методикиобследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований иразрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которойбыли санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.
На втором этапе (30 –50-е гг. XX в.) исследования были прекращены,поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем(конец 50-х – 80-е гг. XX в.)в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты – психиатры,наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резкимвсплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования невсегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социальногофеномена.
Сегодня есть смыслговорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношескойнаркомании становится одной из важнейших задач общества (3, с.23).
Наиболее удобным местомдля профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленноеи систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногдасоздаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются вучебный план (32).
Для большинства детейшкола является основным местом времяпрепровождения и средой, определяющей ихдальнейшую судьбу. Общеобразовательные учреждения обладают уникальнойвозможностью при тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными исиловыми структурами расширить воспитательное пространство школы и проводитьразработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания. Необходиматакая организация педагогического процесса, когда посредством антинаркотическоговоспитания у будущего поколения формируется культура адекватного социальнымнормам поведения и здорового образа жизни.
Учителя, психологи,социальные педагоги могут играть в профилактической работе решающую роль.Главная педагогическая цель – сформировать психологический иммунитет, т.е.вызвать у подростка отрицательное отношение к наркотикам. В более раннемвозрасте – на уровне «хорошо – плохо», а в старшем – объяснить губительные механизмыдействия наркотиков (3, с.26).
Педагогическаяпрофилактика предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющеесяупотребление на начальной стадии (аддиктивное поведение, т. е зависимость),отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сампроцесс жизнедеятельности ученического коллектива.
Целью педагогическойпрофилактики является создание в образовательной среде ситуации, препятствующейразвитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здоровогообраза жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющейкритическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповомудавлению (41, с.5).
Согласно классификацииВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактиканаправлена на предупреждение возникновения болезни. В подростковой наркологииона включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другимитоксическими веществами – по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением уподростков (13, с.47).
У учащегося формируютсянавыки эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения;усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающегоповедения; навыки защиты своего «Я» и умения говорить «Нет» (41, с.5).Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду,приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечениемолодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмоми т.д.
Наиболее целесообразнопроводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии сутвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытываютзатруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтомузанятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленныепедагоги.
Задачи первичнойпрофилактики:
1) создание школ,свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политике по отношению калкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики вшкольные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьноерасписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовкишкольных лидеров среди учеников и родителей);
2) выявление группыриска (по специально разработанным методическим рекомендациям);
3) работа сродителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующуюэффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявитьродителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи;оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
4) работа спедагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить урокипо позитивной профилактики в школах и по выявлению группы риска) (21, с.154).
Вторичная профилактикаподразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни,сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколькосовокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннегоалкоголизма, наркомании, токсикомании, включая противорецидивное лечение (13,с.47).
Вторичная профилактикаимеет дело уже с начавшимся злоупотреблением. Основной принцип на этом этапе –раннее выявление данной «группы риска», оказание адекватнойпсихолого-педагогической помощи, направление к специалистам. Объектом этойформы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающиеупотреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманическиесредства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любыхпсихоактивных веществ (ПАВ). Цель вторичной профилактики – раннее выявлениеначавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманамво избежание возникновения у них психической и физической зависимости отинтоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленное, чаще всего совместнаяработа квалифицированных специалистов – врачей, психологов, педагогов с цельюактивизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей,злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики– не опоздать с принятием оздоровительных мер, то есть предупредитьформирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта.
Задачи вторичнойпрофилактики:
1) работа с детьмигрупп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; созданиепрограмм для работы с ними);
2) создание центрареабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены насоциализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе,снятие напряжения и т.д.);
3) работа сродителями данной группы (лекционные и практические занятия оказывающиепрофессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощьнуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкамсоциально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и взаимоотношениях сдетьми) (21, с.154).
Третичная формапрофилактики заключается в лечении людей, полностью зависимых от наркотиков(зависимость на социальном, психическом и физическом уровнях). Это оказаниепомощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Она включает в себядиагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Её цель –предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособностичеловека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующейсерьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердомнамерении больного побороть свой недуг.
Подросток попадает в полезрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когдапроявились все трагические последствия потребления наркотических средств ипомощь малоэффективна.
Задачи третичнойпрофилактики:
1) формированиереабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающихпсихотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики);
2) создание группвзаимопомощи;
3) взаимодействие сгруппами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».
Третичная профилактика –прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев усформировавшихся алкоголиков и наркоманов не хватает сил и мужествасамостоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобывернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помощью наркотиков, имнеобходима помощь друзей и родных, сознающих, что силой эту болезнь не одолеть.Нужны такт, доверие, благорасположение, создание у больного ощущениябезопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят (21,с.154).
При первичнойпрофилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%,при третичной – 3-5% (41, с.5).
Основными направлениямипрофилактики наркомании и предупреждения наркопреступности являются:
— своевременное выявлениепричин и условий, способствующих распространению наркомании инаркопреступности, организация и реализация мер по их устранению илиминимизации;
— формирование в общественегативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;
— антинаркотическаяпропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламынаркотиков;
— психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения исвоевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к ихпотреблению;
— повышение уровняосведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потреблениянаркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;
— изучение и внедрение впрактику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы,основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактикинаркомании и предупреждения наркопреступности;
— создание условий иформирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективностии доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации,развитие сети реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских исоциальных последствий наркомании;
— организация мониторинганаркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространениянезаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;
— укреплениематериально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;
— обучение ипереподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законныхпредставителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в томчисле медицинских работников и психологов) современным формам, методам исредствам профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;
— популяризация массовыхвидов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятияфизической культурой и спортом;
— формированиеволонтёрского молодёжного антинаркотического движения;
— проведение научныхисследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых ипредупреждения наркопреступности;
— совершенствованиезаконодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых ипредупреждения наркопреступности (19).
 Таким образом, решениепроблемы профилактики наркомании среди подростков имеет большое социальное,экономическое и нравственное значение. Мы выделяем следующие направленияпрофилактики: педагогическая, социальная, медицинская, правовая,антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения исоздание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная итретичная профилактика. Для изучения того, как на практике реализуются данныенаправления профилактической работы с подростками, рассмотрим обобщение опыта решенияпроблемы в регионах РФ в параграфе 2.1.

Выводы
Изучение научнойлитературы по проблеме исследования позволило нам сформулировать следующиевыводы:
1) наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства илипсихотропного вещества. В обычном понимании наркомания – это вредная привычка,болезненное пристрастие к употреблению наркотических веществ, для того, чтобывпасть в одурманенное состояние. Наркотики – это такое вещество или смесьвеществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых длянормальной жизнедеятельности человека, и прием которых влечет за собойизменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельностьвнутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы;
 2) в России по даннымофициальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается в 503000человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, рассчитанноепо методике ООН,- более 2,5 млн;
3) факторы, влияющие наформирование наркотической зависимости: социальные,индивидуально-психологические. Наиболее распространенные: от скуки (излюбопытства), за компанию, уйти от реальности и проблем;
4) существуют двеосновные причины употребления наркотиков: семья и сверстники. Как проблемы всемье, так и пример сверстников создают почву для обращения ребенка кнаркотикам;
5) профилактика наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального,медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного характера,направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании;
6) согласно классификацииВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную;
7) основныминаправлениями профилактики наркомании и предупреждения наркопреступностиявляются: формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий дляздорового образа жизни.

Глава 2. Практикапрофилактики наркомании в подростковой среде
 
2.1 Обобщение опытасоциальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ
В современной российскойдействительности среди множества проблем на одно из первых мест все большевыходит проблема массовой наркотизации населения. Имеется достаточно основанийутверждать, что сегодня наркотики проникли во все социальные слои, категории ивозрастные группы граждан. На сегодняшний день ситуация с употреблениемнаркотических средств среди молодежи ухудшилась настолько, что можно говорить онаркотической эпидемии, охватившей не только Россию, но и весь мир. Степеньинформированности всего населения об этой проблеме достаточно низка, несмотряна глобальный характер, который она приняла. Взрослые люди зачастую не знаютсамого основного и элементарного, не говоря о подростках. А ведь именно этакатегория является основной массой, употребляющей наркотики.
 Профилактика наркоманиисреди подростков – эта работа всех тех, кто связан с подрастающим поколением –учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистовпо социальной работе. Причем чем компетентнее, слаженнее и качественнее будеторганизована профилактическая работа, тем выше вероятность того, что она в конечномсчете приведет к действительным, долгосрочным изменениям. В то же времяподростки и молодежь сами должны иметь возможность влиять на процесс принятиярешений, непосредственно затрагивающих их интересы. У них также достаточно силдля того, чтобы оказывать помощь своим сверстникам, другим членам общества. Дляпериода юности характерны как особые потребности, так и большой созидательныйпотенциал. Имея доступ к необходимой информации и услугам, а также активноучаствуя в общественной жизни, подростки и молодежь реализуют свой потенциал ивырастают гражданами своей страны.
 В настоящее времяпрактически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы,объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планированиии проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.
 Региональнаяобщественная организация «Центр профилактики наркомании» (г. Санкт-Петербург)реализует исследовательскую программу по разработке территориальной моделипрофилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляет экстреннуюпсихологическую помощь молодым людям, в том числе и по горячей телефонной линии«Линия жизни», организует работу специализированногосоциально-реабилитационного подростково-молодежного клуба.
 Центр профилактикинаркомании «Ровесник – ровеснику» (г. Санкт-Петербург) появился после того, какбыл завершен первый из крупных проектов – социологическое исследование «Уровеньнаркотизации среди молодежи Санкт-Петербурга», в котором приняли участие около10000 подростков в возрасте от 14 до 20 лет. Результаты исследования позволиливыделить в подростковом сообществе три основные группы.
— Подростки, имеющиепозитивное отношение к употреблению наркотиков – в эту группу вошли подростки,у которых или был опыт употребления наркотических средств (36,6%), или быламотивация для первой пробы наркотиков (16%).
— Подростки, не имеющиечетко сформированного отношения к употреблению наркотиков. Составляющие этугруппу молодые люди не обладали достаточной информацией о проблеме, и у них небыло мотивации для повышения уровня своей информированности, а также личногоопыта и эмоциональных переживаний, связанных с проблемой наркомании (36%).
-Подростки, имеющиенегативное отношение к употреблению наркотиков. Эту группу составили подросткии молодежь, у которых такое отношение сформировано в результате воспитания ипод влиянием собственного жизненного опыта. Их всего 12%, в которые вошли: а)равнодушные противники употребления наркотиков; б) активные противникиупотребления.
Таким образом, опытпоказал, что наиболее перспективной с точки зрения предполагаемых результатовработы оказалась группа активных противников. То, что она на момент началапроекта была самой немногочисленной из всех перечисленных групп и при этомнаиболее защищенной от влияния сторонников употребления наркотиков, поначалуотвлекало внимание. Но на деле именно эта группа за счет наличия у неевыраженной и активной позиции оказалась реальной силой для изменениясоотношения сил в подростковом сообществе.
Другой проект, успешноосуществленный Центром наркологической помощи детям и подросткам приНовосибирском муниципальном городском наркологическом диспансере, предполагалпроведение медико-социальной реабилитации девушек с наркотической зависимостьюс целью профилактики распространения наркотиков в подростковой среде: обучениенавыкам парикмахера-визажиста и швеи приобрели 15-20 девочек-подростков снаркотической зависимостью. Обучено начальным навыкам профессий 25 человек, 15человек находятся в ремиссии свыше трех месяцев, из них 11 человек в ремиссии6-9 месяцев. Распространены информационные материалы для родителей: книга «Шагза шагом от наркотиков», брошюра «Изменим жизнь к лучшему», буклет «Подсказкадля подростков». Осуществляется индивидуальная и групповая тренинговаяпсихологическая и психотерапевтическая коррекция девушек с наркотическойзависимостью, обучающие семинары, психологическая поддержка для находящихся времиссии. Налажено сотрудничество и осуществляется поддержка продолжениядействия проекта со стороны Управления здравоохранения и образования, Комитетапо делам молодежи мэрии города и администрации Новосибирской области.
В республике Мордовияпроблемой профилактики занимается Молодежная группа Красного Креста ИСИ МГУ им.Н. П. Огарева (г. Саранск). Молодежная группа Красного креста (МГКК) быласоздана в 1998 году по инициативе дирекции Историко-социологического институтаМордовского регионального отделения Российского Красного Креста. Волонтерамиявляются студенты университета.
Одним из приоритетныхнаправлений деятельности МГКК является профилактика наркомании в молодежнойсреде. Работа состоит из двух этапов. Вначале волонтеры проводятпрофилактические семинары-тренинги. Работа ведется в школах и средних учебныхзаведениях города Саранск, а также среди студентов первого курса ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. За время существования МГКК ее работой были охвачены почти всешколы города Саранска, средняя общеобразовательная школа пос. Луховка,Саранский государственный экономическо-промышленный колледж. Семинары ведутсяпо принципу «равный обучает равного». На втором этапе проводится отчетноемероприятие, которое дает возможность закрепить результаты семинаров. РаботуМолодежной Группы с удовольствием освещают СМИ республики Мордовия, что,несомненно, также вносит вклад в профилактику молодежной наркомании.
Таким образом, проблеманаркотизации в подростковой среде не остается без внимания. Огромное количествосил, времени, материальных средств и других ресурсов вложено в проекты,посвященные этой цели. Каждый проект решает проблему своим способами,затрагивает различные стороны вопроса и пытается найти оптимальное решениезадачи. То есть можно с уверенностью говорить о том, что в Российской Федерациинакоплен уникальный опыт по решению данной проблемы (37, с. 76-78).
В нашем городеМагнитогорске вся современная профилактическая работа так или иначесосредотачивается в школах. Важную роль в профилактике наркомании в школеиграют рядовые учителя, которые видят детей каждый день и лучше знакомы с ихсемьями. На классного руководителя возлагается задача проведения тематическогоклассного часа, который включается в план школьной программы по профилактикенаркомании.
Организация работы попрофилактике наркомании в условиях муниципального образовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Магнитогорск включает в себя такиеприоритетные направления как:
— сохранение и укреплениездоровья школьников;
— воспитание внутреннейпотребности вести здоровый образ жизни;
— в школе ежегоднопроводится опрос и анкетирование учащихся, целью которого является выявлениедетей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотическиевещества);
— информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросампрофилактики злоупотребления психоактивных веществ;
— ежегодно в школепроводятся конкурсы на лучший плакат или антирекламу под девизом «Мир безнаркотиков».
 На наш взгляд данныемеры направлены непосредственно на первичную антинаркотическую профилактику,организацию здорового досуга, вовлечение подростков в общественно полезнуюдеятельность, занятия спортом, искусством. Чтобы сделать вывод о том,эффективна ли проводимая работа в МОУ СОШ №34 мы проведем исследование, результатыкоторого представим в параграфе 2.2, оно покажет отношение подростков кнаркотикам и причины употребления наркотических веществ.
 
2.2 Ход и результатисследования. Разработка рекомендаций по совершенствованию профилактическойработы с подростками в школе
Наркомания и токсикомания– проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности кнаркотическим и токсическим средствам обусловлено в определенной степениособенностями ее физиологического и психического развития. Это время быстрыхперемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются смногочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми отродителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками,вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваютсяинтеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективнойответственности. В России насчитывается более 2,5 млн. наркоманов. 20% отобщего числа — это школьники, 60% — молодежь в возрасте 16-30 лет.
Для изучения отношенияподростков к наркотикам и причины употребления наркотических веществ нами былопроведено исследование в средней общеобразовательной школе №34 г. Магнитогорскв 9 классах. Основным методом нашего исследования стало анкетирование. В нем принялоучастие 50 подростков. Ученикам задавалось 15 вопросов, на которые имнеобходимо было ответить. Средний возраст респондентов 15 лет.
Условия воспитания всемье на наш взгляд существенно влияют на развитие и становление подростка какличности. 60% респондентов воспитываются в неполных семьях. Как правило, именнопроблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращенияребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама посебе порождает патологии развития. У 55% опрошенных взаимоотношения с родителямидружеские, 25% отмечают непонимание в семье, остальные 20% видят конфликт сродителями. Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во всевремена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковомувозрасту, когда ребенок переживает пубертатный кризис, связанный с половымсозреванием и психологическим взрослением. В этот период подросток стремитьсябыть независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля. Поэтому дляподростка характерна конфликтность взаимоотношений с родителями.
Досуг — одна из важнейшихсоставляющих структуры свободного времени. По результатам исследования почтивсе подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями,просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет. 8% — на занятие спортом, 4%- чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободноговремени. На организацию досуговой деятельности оказывают влияние множествофакторов, в том числе, общекультурные тенденции, экономический, образовательныйстатус семьи.
На вопрос по какойпричине молодые люди чаще всего пробуют наркотики 90% опрошенных поставиличетыре предложенных варианта ответа. Это были: 1) чтобы не отставать отсверстников, 2) для снятия напряжения, ухода от проблемы, 3) из любопытства, 4)это модно. На сегодняшний день подростки подвергаются огромному влиянию моды. Вмагазинах продавцы предлагают аксессуары с наркосимволикой, наркотики стали неотъемлемым атрибутоммолодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп,дискотек. Федеральный закон РФ «О наркотических и психотропных веществах»гласит, что «запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ,в том числе пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельныхнаркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либоотрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья;реклама наркотических средств и психотропных веществ может осуществлятьсяисключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинскихи фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцовсредств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества,запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечетответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и обоснованнойее частью, они входят в моду, как в неотделимую часть медиа-индустрии, шоу- икинобизнеса, несмотря на то, что популяризация образов всех популярныхнаркотиков запрещена (28).
Негативное, осуждающееотношение подростков к людям, употребляющим наркотики отмечают 26%, 70%относятся безразлично, 4% испытывают жалость к людям, больным наркоманией.
 
Диаграмма 1. Отношение подростков к людям,употребляющим наркотики.
/>
У 38% опрошенных естьзнакомые, употребляющие наркотики – это говорит о том, что настоящая проблемасильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт,что число наркоманов неуклонно растет.

Диаграмма 2. Наличие у подростков знакомых людей,употребляющих наркотики.
/>
Средний возраст началаприобщения к наркотическим веществам снизился до 14-14,5 лет. Наше исследованиепоказывает, что 30% опрошенных попробовали хотя бы раз в своей короткой жизнинаркотики, из них 60% мальчиков и 40% девочек.
Диаграмма 3. Случаи употребления наркотиковподростками.
/>
В качестве причин, которыеспособствовали употреблению наркотиков, школьники указывают любопытство ивеяние моды. 24% респондентов впервые попробовали наркотики на дискотеках,именно в клубах бесплатное распространение наркотиков (но только на первомэтапе) применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться изкоторого многим из них не под силу.
98% детей на вопрос о том,куда бы они обратились при возникновении проблем с наркотиками, выбрали триварианта: друзьям, родителям, врачам. Подростку нужен кто-то, к кому можноприйти за пониманием, одобрением и советом.
Проанализировав результатыпроведенного нами исследования можно сказать, что несмотря на проводимую вшколе профилактическую работу, 30% опрошенных нами учеников хотя бы разпробовали наркотики в виду различных причин. Мы предлагаем помимоосуществляемых мер ввести следующие:
1) предоставить взрослымвозможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактикиПАВ;
2) убедить родителей внеобходимости активного обсуждения этой проблемы в семье;
3) применять приём, когдак проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние,т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: — охват работойдостаточно большой аудитории несовершеннолетних; — формирование устойчивых антинаркотическихустановок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; — развитиечувства самоуважения и ответственности; — формирование навыков, важных длявзрослой жизни;
4) постоянно развиватьсистему дополнительного образования, где ребята смогут посещать кружки поинтересам, спортивные секции, художественно-музыкальные студии;
5) регулярно на базешколы для учащихся, родителей и педагогов проводить просмотр видеофильмов иантирекламных роликов по данной проблеме;
6) каждую четвертьбиблиотекарем школы проводить обзор новых журналов, книг, специальнойлитературы, посвящённых профилактике наркомании.
На наш взгляд эти весьмапростые рекомендации не только усовершенствуют профилактическую работу сподростками в школе, но и принесут весьма положительные результаты.

Выводы
Изучение опыта решенияпроблемы подростковой наркомании в регионах России и проведенное исследование позволилонам сформулировать основные выводы:
1) профилактиканаркомании среди подростков – эта работа всех тех, кто связан с подрастающимпоколением – учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов,специалистов по социальной работе;
2) региональные общественныеорганизации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработкетерриториальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи,осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальнуюреабилитацию, формируют волонтерские движения;
3) результатыисследования показали, что 60% респондентов воспитываются в неполных семьях, 25%подростков отмечают непонимание в семье, 20% видят конфликт с родителями.Отсутствие гармонии в семье является фактором риска для приобщения ребенка кнаркотикам;
4) почти все подросткибольшую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотртелевизора, компьютерные игры и Интернет, 8% — на занятие спортом, 4% — чтениекниг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени;
5) причинами, по которыммолодые люди начинают употреблять наркотики по мнению опрошенных являются:любопытство, пример сверстников, уход от проблем и мода;
6) наше исследование показывает, что 30%опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, чтонастоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, иподтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет;
7) нами были разработанынекоторые рекомендации по профилактической работе с родителями, педагогами иучениками.
Заключение
Вопросы борьбы снаркоманией выходят сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давноприняла характер эпидемии и государство начало серьезную борьбу с наркоманией.Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактиканаркомании. Ни одна семья уже не уверена в том, что их ребенок не попробовалхоть раз наркотик. Теперь наркотики можно купить везде, даже в школах. Способывовлечения стали более агрессивны. Первая доза предлагается, как правило,бесплатно, а потом, когда возникнет зависимость, нужны уже будут деньги.Поэтому наркоманы идут добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством,распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией — этокрайне важная задача.
Проанализировав научнуюлитературу, мы изучили понятие, причины, факторы и тенденции роста подростковойнаркомании. Такие авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А.Н., Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологическиефакторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основнымипричинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство искука, компания сверстников и уход от реальности и проблем.
Мы изучили направления социальнойработы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются:педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика,антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения исоздание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная итретичная профилактика.
Способы борьбы снаркоманией различны. Среди основных — социальный, медицинский иинформационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранениесоциально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условийотклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогаетпациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологиищут новые эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было болееэффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует длительноголечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне — сложный и длительный процесс,требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.
Обобщив опыт социальнойработы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ мы пришли квыводам, что региональные общественные организации и Центры занимаютсяисследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактикинаркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощьмолодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения.В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексныепрограммы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций припланировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.
Мы разработали и провелианкету, результаты которой показали, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизнипробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильнозатрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что числонаркоманов неуклонно растет. Таким образом, наркомания – тяжелое заболевание,которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкаетпотерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям.Наркомания является социальной, а отнюдь не только медицинской проблемой, и,соответственно, направления борьбы с ней должны носить социальный характер.Необходимо первостепенное внимание уделять профилактике. Огромную роль впрофилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основнаязадача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательнатолько тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни.

Список литературы
1.  Алкогольная и наркотическаязависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и ХоллиБ. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
2.   Аксенова А. С. Профилактиказависимостей в условиях однократной встречи со слушателями / А. С. Аксенова //Психотерапия. – 2007. — № 2. – С. 6-7.
3.  Аменд А. Ф. Проблема профилактикинаркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В //Педагогика. – 2004. — №4.-С.19-29.
4.  Андреева М. Н., Голубкова Н. Я.,Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и системы ценностей // СОЦИС. – 1989.- № 4.
5.  Анохина И. П., Векшина Н. Л.,Веретинская А. Г. Центральные механизмы предрасположенности к зависимости отпсихоактивных веществ // Журнал неврологии и психиатрии. – 1997. — № 12.
6.  Баландин А., Баландина Л., ДжанибековВ. Самые опасные наркотики // Топ-20 согласно версии журнала «The Lancet» —Изд. «Гроссмедиа», 2008
7.  Боев Б. Наркомания в России: анализ ипрогноз демографических последствий // Вестник высшей школы. — 2002. — №3.
8.  Википедия свободная энциклопедия[Электронный ресурс]: Наркология.- ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
9.  Википедия свободная энциклопедия[Электронный ресурс]: Наркомания.- ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
10.  Врублевский А.Г. Наркомании и токсикомании: общие представления // Лекции по наркологии под.ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
11.  Двойменный И. А.Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. – 1999.-№ 5
12.  Димов В. М.,Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности //Социально-гуманитарные знания. – 2000. — №1. — С. 166-179
13.  Дюндик Н. Н.Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях /Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. – 1999. — №2. — С.46-53.
14.  Журавлева Л. А.Факторы и условия наркотизации молодежи // Социологические исследования. — 2000. — №7.
15.  Иванец Н. Н.,Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных нарушений пригероиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению // Журнал неврологи ипсихиатрии. – 1999. — № 9.
16.  Клиническаяпсихология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ. — 2007. — 416 с.
17.  Козлов А. А.Бузина Т. С. Психологические особенности больных наркоманиями // Журналневрологи и психиатрии. -1999. — №10.
18.  Козлов А. А.,Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал неврологии и психиатрии. –2000. — № 7. — С. 23-27.
19.  Концепциягосударственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных снезаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в РФ[Электронный ресурс]: www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html
20.  Кристал Г.Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении //Психология илечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, М., 2000.
21.  Курек Н. С.,Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами вподростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательскийинститут наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001.-220с.
22.  Лапко А.Н.Наркомания как социальное явление // Закон и право. — 2001. — №9. — С. 15 — 18.
23.  Люрссен Э.Проблема наркомании с точки зрения современного психоанализа // Энциклопедияглубинной психологии. Т.2. Новые направления в психоанализе. Психоанализобщества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. снем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. — М., «Когито-Центр», МГМ, 2001.
24.  Медведева Е. В.Факторы риска, влияющие на формирование наркотической зависимости / Е. В.Медведева // Наука-вуз-школа: сб. науч. Трудов молодых исследователей. –Магнитогорск, 2004.-Вып. 9. – С.134-136.
25.  Мирошниченко Л.Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы антинаркотической профилактики вподростковой среде // Педагогика. — 2000. №3.
26.  Мосенкова О. Г.Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные проблемы науки иобразования: тез. докл. XLIIIвнутривуз. науч. конф. Преподавателей МаГУ.- Магнитогорск, 2005. – С. 76-77.
27.  Наркомания иобщество [Электронный ресурс]: www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php
28.  Наркотики какбренд [Электронный ресурс]:
www.narkotiki.ru/research_6600.html
29.  Общественность впрофилактике наркомании [Электронный ресурс]: www.bechterev.ru/papers/52.html
30.  Панина Г.Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г.Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание школьников. – 2001. — №9.- С.54-60.
31.  Плющ И. В.Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И. В. Плющ// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008.- №4.- С. 41-52.
32.  Профилактиканаркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]: www.narcom.ru/ideas/socio/39.html
33.  Пузыревская Н.П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. -2001. — №7. — С. 54-58.
34.  Пятунин В. А.Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных веществ / В. А. Пятунин //Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. –Магнитогорск, 2000.-Гл.I.-с.6-39.
35.  Рубан Л. С.Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. -1999. — № 5.
36.  Соловов А. В.Варианты психопатологии у подростков при начальных формах химическойзависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья.- 2000. -№1.- С. 79-82.
37.  Социальныепроблемы современной молодежи: сборник материалов международнойнаучно-практической конференции, 3-4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.ред.), С. Н. Испуловой, Г. А. Кудрявцевой,О. Л. Потрикеевой.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 476с.
38.  ФедеральныйЗакон «О наркотических средствах и психотропных веществах».
39.  Фролова Г.Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г. Фролова //Народное образование. – 2000. — №7. — С.114-122.
40.  Фурсова Ю. А.Профилактика наркомании – дело общее / Ю. А. Фурсоа // NOTA Bene. – 2002. — №4. – С. 11-14.
41.  Чернышова В. Н.Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов каксоциально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. — 2007. — №6.- С.4-11.
42.  Школа безнаркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.

Приложение
 
Дорогойдруг!
Просимпринять участие в социологическом исследовании по проблеме отношения подростковк наркотикам и причин употребления наркотических веществ. Внимательно прочтитевопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий вариант иотметьте его. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Заранееблагодарим за сотрудничество!
1. Ваш пол:
□мужской □ женский.
2. Вашвозраст:_______(укажите полное число лет на день опроса).
3. Условиявоспитания:
□ вполной семье □ в неполной семье.
4. Что длявас является самым главным в жизни?
□взаимоотношения в семье □ досуг.
□ друзья□ здоровье
□любовь □ карьера
□материальное благополучие □ учеба, профессиональное образование.
5. Какие увас взаимоотношения с родителями?
□дружеские □ конфликтные
□другие (указать) □ непонимание
6. Как выиспользуете свободное время (не больше четырех вариантов ответов)?
□ читаюкниги □ хожу в спортивный клуб или секцию
□слушаю музыку □ провожу время с друзьями
□смотрю ТВ □ хожу в театры, музеи, на концерты
□провожу время с родителями □ хожу в клубы, на дискотеки
□ играюв компьютерные игры □ путешествую по Интернету
□занимаюсь домашними делами;
7. По какойпричине молодые люди чаще всего пробуют наркотики?
□ отодиночества □ чтобы не отставать от сверстников
□ длясамоутверждения □ из-за проблем в учебе
□ излюбопытства □ для снятия напряжения, ухода от проблемы
□ взнак протеста □ это модно
□ дляполучения удовольствия □ другая причина (указать).
8. Вашеотношение к людям, употребляющим наркотики или другие вещества, изменяющиепсихическое состояние:
□негативное, осуждающее
□безразличное
□другое (указать).
9. Есть лисреди ваших знакомых люди, употребляющие наркотики?
□ да
□ нет.
10. Изменитсяли ваше отношение к знакомому, если вы узнаете, что он употребляет наркотики?
□изменится
□ неизменится
□трудно сказать.
11. Еслиотношение к знакомому изменится, то каким образом?
□прервете с ним всякие отношения
□сведете отношения до минимума □ постараетесь ему помочь.
12. Были ли ввашей жизни случаи пробы наркотиков?
□ да
□ нет.
13. Если пробанаркотиков была, то укажите, какая причина этому способтвовала__________________________________
14. Считаетели вы безопасным эпизодическое употребление наркотиков?
□ да
□ нет
□затрудняюсь ответить.
15. Если бы увас возникли проблемы с употреблением алкоголя и/или наркотиков, к кому бы высамостоятельно обратились прежде всего?
□ кродителям □ педагогам
□врачам □ друзьям
□ кпсихологам □ в «телефон доверия».
Спасибо заваши искренние ответы!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.