Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермскийгосударственный университет»
Кафедраполитических наук
Контрольнаяработа
по курсу Политическийанализ и прогнозирование
Анализ политической ситуации пореформе системы образования в РФ
Выполнила:
Студентка 4 курса заочнойформы обучения
Историко-политологическогофакультета,
специальность«Политология»
Лебедева Н.Н
Проверил:
Пономарев С.В., ассистент
Пермь, 2010
Заказчик — общественнаяорганизация «Достойное образование».
Уженесколько лет в России действует новая экзаменационная система. Основная цельреформы — повысить эффективностьсистемы образования. Под эффективностью понимается показатель соотношенияэкономической эффективности (снижение расходов, повышение качества образования)и равный доступ всех слоев населения к высшему качественному образованию. Этипоказатели прямо противоположны: чем более свободен рынок от государственногорегулирования, тем более экономически эффективно использование ограниченныхресурсов, тем больше неравенства. Неравенство становится результатом различий вспособностях, знаниях, информации и капитале, которыми обладают люди.
Все выпускники школ сдаютгосударственные экзамены по новой системе, результаты которых зачитываются припоступлении в ВУЗ. Довольно бурно обсуждается эффективность данной реформы,взвешиваются её плюсы и минусы, строятся предположения по развитию данногоновшества. Немало и критики. На мой взгляд, самое главное не столько то, что насколько упрощенно и эффективно будут работать тесты, а то как результатыскажутся на будущем поступлении выпускника. А главный вопрос заключается в том,как введение ЕГЭ (Единого Государственного экзамена) насколько доступно вРоссии будет высшее образование.
Суть реформы. РезультатыЕГЭ делят выпускников в соответствии с успехами на пять разных категорий.Каждая категория при поступлении абитуриентом в ВУЗ будет по-разномуфинансироваться государством (ГИФО — Государственные именные финансовыеобязательства). Государство деньги (сумма в соответствии с полученной категориейпри сдаче ЕГЭ) пересылает на счет того высшего учебного заведения, которыйвыбрал выпускник. Максимальная денежная сумма для тех кто сдал экзамен накатегорию А+, причем количество учеников сдавших так хорошо экзамен около 5-6%.Остальным ученикам, а это большинство, будет выплачена меньшая сумма, котораяне покроет издержки на их обучение. Им нужно будет доплачивать на свое обучениесамим. А те кто сдал на категорию Г вовсе не получают никакого финансирования. Такимобразом, такая система финансирования ведет к тому, что не малое большинствобудет в той или иной мере оплачивать свое обучение.
Коммерческие инекоммерческие ВУЗы уравниваются в правах. С сертификатом ЕГЭ можно так жеприйти и в любой частный ВУЗ. Правительством планируется оставить небольшоеколичество ВУЗов, которые будут финансироваться из федерального бюджета иподчинены федеральному правительству. Они лишаются какой-либосамостоятельности, так как все доходы будут контролироваться из центра.Остальные образовательные учреждения финансируются из региональных и местныхбюджетов, частично становясь коммерческими, и переходят самофинансирование.Таким образом, в перспективе будут существовать два вида ВУЗов – федеральные икоммерческие: несколько учреждений с федеральным статусом, а остальныепускаются в свободное экономическое плавание по волнам рынка. Но если учебноезаведение будет экономически не состоятельным, оно обанкротится, и большинствунужно будет превратиться в коммерческие организации.
Квоты на бюджетные местадля студентов отменены. Отменено обязательное бюджетное финансированиеобщежитий, что означает, что плата за общежития будет расти, что, несомненно,будет «бить» по карману студентов и их родителей. образованиевысший доступность реформа
Такимобразом, реформа ведет к недоступности высшего образования для большинстванаселения — высшее образование, становясь платным, становится привилегиейбогатых. Что означает, что будут ВУЗы, где за деньги будут обучать детейбогатых, выращивать юристов, банкиров и так далее. Для бедных же слоевоставлена возможность при помощи государственных дотаций получитьузкоспециализированное образование и за тем отрабатывать за минимальнуюзарплату в школах больницах, на государственных предприятиях.
Ксожалению, в действиях реформаторов лежит экономические причины. Государство незаинтересованно в бесплатном образовании для большинства населения, это лишниезатраты. В условиях рыночной экономики каждый обеспечивает себя сам,государство берет на себя обязательство для обеспечения лишь минимальногоуровня жизнеобеспечения населения необходимого для поддержания системыпроизводства.
Намой взгляд, современное образование может стать элитарным. Людям не имеющихсредств платить за образование, путь к нему может окончательно закрыться,следовательно, закроется путь и к изменению своей жизни. По Конституции РФкаждый гражданин имеет право на бесплатное высшее образование, тем не менее,государством создаются немало преград для этого. Образование становится однойиз экономических отраслей приносящей немалые суммы, а вернее экономящих. Выгодадля руководителей ВУЗов – они получают не мало денег, городских предприятий,получающих очень дешевую рабочую силу — работающих студентов-заочников. длябедных и создаются суррогаты, подобные упомянутым филиалам. И это делаетсяспециально для того, чтобы создать видимость общедоступного обучения в высшейшколе. А тем временем неуклонно падающий уровень этого обучения делаетвозможным впоследствии вовсе избавиться от лишних студентов — новые поколениянастолько быстро дичают, что оно им просто не понадобится.
Такпостепенно, шаг за шагом, простых людей приучают к мысли, что хорошее высшееобразование доступным быть вообще не может и не должно. А советский опыт можнопросто замолчать.
Проблема:Суть проблемы в том, что государство, беря на себя малую часть обязательств поконтролю ВУЗовского образования, создает все условия для появлениякоммерческого образования и недоступности его бедным слоям населения.Государство в данном вопросе интересуют по большей мере экономические проблемы,и «отмахивается» от решения вопроса о доступности высшего образования всем, какэто указано в Основном законе.
Итогамиданной реформы может стать недоступность высшего образования бедным слоямнаселения, так как платить они не в состоянии. Тем более недоступно оно будетиногородним студентам, так как общежития переходят так же на платную основу.Таким образом, высшее образование будет доступно только тем, кто может егооплатить, или дать взятку. А для бедных оно останется недосягаемой роскошью.Бедные не смогут посредствам хорошего образования улучшить свой уровень жизни.
Дляизменения ситуации нужно провести массовые митинги с требованиями изменить ходреформы, провести референдум. Место проведения в крупных городах страны, спривлечение телевидения, газет. Участники – студенты, школьники, родители идругие заинтересованные лица. Сбор участников через учебные заведения, СМИ(интернет), расклейка объявлений и т. д .
Вывод
Новаясистема образования ведет к его недоступности бедным слоям населения.Государство не желает изменить свою позицию в этом вопросе, для него важныэкономические составляющие образовательной реформы. Государство не учитываетчто образование это сфера, которая не должна быть экономически эффективной.Образование должно быть доступным всем, как это указано в Конституции РФ.