Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа

Содержание Введение 1. Возникновение социальной работы 2. Установки современной социальной работы за рубежом 3. Российская социальная работа в общественном сознании 4. История возникновения социальной работы 5. Заключение 6. Список использованной литературы 28 Введение Социальная работа — профессиональная деятельность по организации

помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы (см.

International Association of Schools of Social Work) и Международной федерацией социальных работников (см. International Federation of Social Workers) 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному

существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов

в области социальной работы. Затянувшееся кризисное состояние, неясность перспектив развития, усталость населения, состояние аномии, то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутствие внятной общепринятой новой системы, – все это приводит к тому, что в психологической поддержке нуждается все больше людей. Усложнение структуры гражданско-правовых отношений, появление множества нормативных актов, ряд которых противоречит прежде существовавшим или друг другу, усиливают потребность

в правовом консультировании. Нужда в поддержке в условиях безработицы или угрозы безработицы, в содействии самозанятости и самообеспечению повышает роль социальных служб, оказывающих помощь в этой области. Все это позволяет сделать вывод, что в условиях России потребность в социальной работе является особенно острой и всеобщей. Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми

не только бедами для отдельных личностей, но и потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный урон, который ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д. Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня и качества жизни населения ухудшение положения его слабо защищенных слоев, наблюдается разрыв социальных связей, деградация социальной инфраструктуры

и появление реальной угрозы человеческому потенциалу страны. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из групп «риска», лицам с девиантным поведением и др.

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом

гражданского общества Многообразие научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов — организуются в теории, на которые опирается любая наука. Поскольку все современные науки выросли из философии, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-

этические основы бытия человека. Возникновение социальной работы. На рубеже XIX и XX в. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Данный период мировой истории известен как период интенсивного развития капитализма,

который сопровождался включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений рабочего класса. Причины массового девиантно-революционного поведения населения анализируются в трудах П.А. Сорокина и В.И. Ленина, которые, хотя и исповедуют противоположные идейные воззрения, приходят практически к единым теоретическим выводам, к сожалению, весьма актуальным для современного российского

общества. Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей. Для подтверждения этого воспользуемся одним из определений социальной работы, которое предлагает Австрийская академия социальной работы.

В каждом обществе встречаются нужда и конфликты, которые люди самостоятельно не могут преодолеть. Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этой связи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа Установки современной социальной работы за рубежом.

Для большинства современных исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении, близком тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: «Социальная работа — это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условии для достижения этих целей». В теоретических аспектах современных исследований сохраняется интегративный

и междисциплинарный характер социальной работы. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также такие научные дисциплины, как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция, и некоторые теоретические концепции, например теория повседневности. Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости.

Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив — все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом. Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, В фрагментарном изложении профессора факультета социальной педагогики Высшего учебного профессионального заведения г. Гамбурга

Петера Кастнера концепция может быть представлена в следующей трактовке. Каждый человек есть носитель двух начал — биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами, такими как язык, ценности и т.п и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека, как бы они ни были регламентируемы общественными отношениями,

несут и определенное проявление волюнтаристичности, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действии от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных «определенных ситуаций». Поэтому социальная работа — это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной ситуации. В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит

столкновение природного и социального. Для иллюстрации представим положение молодого человека — полон сил, энергии, мечтаний о счастливой семейной жизни и благополучии. Однако оказывается, что это зависит от положения в обществе, источников дохода, например заработной платы, а для достижения желаемого необходимо получить соответствующее образование и квалификацию, испытывать определенную конкуренцию в получении интересной и хорошо оплачиваемой работы и т.д и счастье, которого

так хочется сейчас, отодвигается на неопределенное будущее. Не случайно, что общество потребления так богато на проявление молодежных субкультур. В данной ситуации русская поговорка «Каждый солдат хочет быть генералом» имеет универсальное значение. В изложенном выше примере с молодым человеком социальный работник сталкивается с конфликтом, обусловленным, с одной стороны, завышенными потребностями и запросами и ограниченными возможностями их реализации

— с другой. Для социального работника важно не только учитывать внутренний мир и среду обитания клиента, но осознавать, что его задачей является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности. В социальной работе, даже на уровне индивидуального случая, необходимо понимание, что важнейшим признаком нормального состояния социальной системы является равновесие всех ее составляющих, при этом решающее значение придается процессам регулирования, средствам

социального контроля за этим состоянием, призванным уберечь общество от нежелательных конфликтов, резких перемен и т.п. Реализация теории социального действия (Handlungstheorie) в социальной работе по согласованию потребностей и возможностей клиента с реальной социальной средой представляется следующим образом: Потребности и запросы Конфликт Возможности Физические данные Общество и психические способности и окружающая среда

Среди различных концепций в области социальной работы необходимо также назвать ситуационный анализ в социальной работе, но, пожалуй, для российских специалистов среди прочих наибольший ин¬терес представляет теоретическая концепция по созданию социальных сетей (Netzwork), получившая особое распространение в Германии в ходе процесса объединения и после него, с появлением синдрома «потери идентичности», характерного не только для новых федеральных земель ФРГ, но и для всего центрально-восточноевропейского региона и

связи с переходом к рыночной экономике. Распад мощнейшей системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, характерный для всех бывших социалистических стран, переход к рыночной экономике породили в этих странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы (но не в классическом понимании этого метода, а ориентированного на создание соответствующих социальных связей по месту жительства).

Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории

Германии и части Франции. В основе этих принципов: — самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; — индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося; — привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных. Со временем приемы и формы работы изменялись, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном

участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы. Основой для социальной работы является также такой принцип социальной политики, как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским

(общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятии по сравнению с государственными структурами. Государство «ищет» в общественном секторе свободных носителей по реализации социальных программ и только при отсутствии таких инициатив создает государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений или проектов государственные ведомства социальной защиты проводят конкурс программ и финансируют наиболее перспективные.

Современный тип социального государства формируется непосредственно после окончания второй мировой войны. К основателям социального государства причисляют первого канцлера Федеративной Республики Германии Конрада Аденауэра (1876—1967) и экономиста, государственного деятеля Людвига Эрхарда (1897—1977). Людвиг Эрхард признан как один из основных теоретиков и практиков в разработке социально ориентированной рыночной, экономики, сущность которой, по его мнению, только тогда можно считать

достигнутой, когда соответственно с растущей производительностью одновременно понижаются цены, обеспечивая, таким, образом, подлинное повышение реальной заработной платы. Для характеристики сущности и степени развитости социального государства необходимо учитывать следующие параметры: — налоговое государство, т.е. размер бюджетных ассигнований на социальную сферу, внебюджетные фонды и социальное страхование; — услуговое государство (или бюрократическое — в веберовском понимании

этого термина), т.е. степень развитости социальных служб. Так, социальная сфера является одной из самых человекоемких отраслей экономики. Например, доля занятых, труд которых имеет отношение к данной сфере, составляет в Швеции — 35%, Нидерландах — 28%, США — 26%, Франции и Великобритании — по 25%, ФРГ — 21% и лишь в Японии только 13%; — правовое государство с развитым социальным

законодательством, предполагающим также принцип разделения властей, реализацию функций законодательной, исполнительной и судебной властей в социальной сфере, формирование нормативно-правовой базы социальной работы, взаимодействие органов и учреждений различного ведомственного подчинения в социальной сфере с различными гражданскими и частными инициативами. В этой связи социальное государство может существовать лишь при наличии развитого гражданского общества.

Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, добиваться социального равенства. гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создает как бы многоуровневую рамочную конструкцию, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы, как социальная политика и социальная работа. Важнейшей структурой европейского социального взаимодействия является

Совет Европы — консультативная межпарламентская организация, созданная в 1949 г. в целях содействия интеграционным процессам. В рамках Совета заключено около ста различных конвенций и соглашений, которые, хотя и носят рекомендательный характер, учитываются европейскими государствами при формировании социальной политики. (Этим, в частности, обусловлено принятие Указа Президента Российской Федерации «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением

России в Совет Европы» от 16 мая 1996 г. № 724, в котором также содержится требование приведения в соответствие российских норм с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми Организацией Объединенных Наций.) Решения Совета наряду со специализированными органами ООН и другими международными организациями имеют важное значение для всего общеевропейского социального пространства. К важнейшим для нас относятся Европейская хартия о местном самоуправлении (15 мая 1985

г.) и Европейская социальная хартия (18 октября 1961 г.), в которой закреплен ряд обязательств: право на труд и справедливое вознаграждение; право работающих женщин на защиту; право детей и подростков на защиту, право на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение, на охрану здоровья, социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь; право пользоваться услугами социального обеспечения; право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; право матерей и детей на социальную и экономическую

защиту; право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и возвращение к общественной жизни; среди прочих прав — право рабочих-иммигрантов и их семей на защиту и помощь. В соответствии с Единым европейским актом, вступившим в силу 1 июля 1987 г 12 государств — участников Европейского Сообщества: Великобритания, Дания, Франция, Португалия, Испания,

Германия, Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург, Италия, Нидерланды до 31 декабря 1992 г. создали территорию без внутренних границ, на которой обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. Для 340 млн. граждан стран ЕС это значит, что диплом о высшем образовании признается во всех странах, любой человек соответствующей квалификации может работать по специальности в любой из 12 стран наряду

с ее коренными жителями, пользоваться услугами социального обеспечения и социальной защиты, хотя именно интеграция в социальной сфере — по сравнению с финансовой и экономической — связана с наибольшими трудностями. Разный уровень оплаты труда, бюджетных отчислений на социальную сферу, существенные различия в системе социального и медицинского страхования и другие создают реальные проблемы в построении единого социального пространства. Социальное устройство в развитых странах с рыночной экономикой призвано гарантировать

минимальный набор услуг в соответствии с прожиточным минимумом, создать равенство «стартовых» возможностей со стороны бюджетных средств, большинство же граждан через систему социального и медицинского страхования сами создают необходимый фонд для социального обеспечения. Через прогрессивное налогообложение реализуется принцип социальной солидарности, когда здоровые поддерживают больных, молодые — пожилых и происходит частичное перераспределение доходов в пользу безработных и других

категорий малоимущих. Наиболее острой социальной проблемой является безработица — в странах Западной Европы она составляет 10,5% активной рабочей силы. От безработицы особенно страдает молодежь. Отсутствие перспектив порождает у молодых людей массовые акции насилия и проявления вандализма, дальнейшее распространение получают подростковая преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Социальным бедствием становится

СПИД. В этих условиях основное внимание в социальной политике и социальной работе уделяется созданию новых рабочих мест, организации разумного проведения свободного времени юношей и девушек. Появляются и новые методы социальной работы — мобильная социальная работа и стритверк (социальная работа на улице). Данные методы возникли в США, а затем распространились в Австрии, Германии, Франции и других странах Европы.

В США государственная поддержка осуществляется только на уровне программ для самых беднейших слоев населения, поэтому здесь в большей степени развиты благотворительные начала на уровне неправительственных структур. Налоговые льготы способствуют активному привлечению бизнеса для реализации социальных программ и проведения социальной работы. В ФРГ практически вся социальная сфера регламентируется законом. Здесь действует свод социального законодательства —

Социальный кодекс, объединяющий всю совокупность социальных законов — от социальной защиты молодежи до социальной помощи пожилым людям и нетрудоспособным. Федеральное законодательство определяет своеобразную «рамочную» конструкцию, в то время как конкретное наполнение осуществляется на уровне земель. Разработчики федеральных законов о социальной помощи исходили из того, что в своей жизни человек должен полагаться прежде всего на собственные силы.

Если это по какой-либо причине не представляется возможным, то граждане ФРГ, а также иммигранты, переселенцы и лица, не имеющие гражданства, могут воспользоваться правом на получение социальной помощи. При этом в основе оказания социальной помощи лежит принцип субсидиарности, включающий среди прочих следующие аспекты: — получатель социальной помощи в процессе его реинтеграции в общество обязан сам проявлять активность; — рычаги социальной помощи включаются лишь тогда, когда

исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней в сфере законодательной, договорной или нравственной. Государственное управление во Франции гораздо более децентрализовано чем во многих странах Европы, и местные власти пользуются большей самостоятельностью. Законы о децентрализации от 2 марта 1982 г 7 января 1983 г. и, в особенности, закон от 22 июля 1983 г. предусматривают разделение ответственности между центральной властью, регионами, департаментами и

муниципалитетами (коммунами). Муниципалитет обладает значительными политическими, экономическими, социальными и культурными полномочиями, контролируя создание новых фирм, социальных, учебных и культурных учреждений. Он также ведает сбором местных налогов. Государство осуществляет только остаточные функции в социальной помощи: берет под свою опеку лиц, ставших инвалидами, размещает лиц, требующих ухода, в специальные центры и приюты, занимается их социальной адаптацией и оказывает помощь людям, лишенным жилища, путем

выплаты пособий. Швеция примечательна тем, что эта страна достигла одного из самых высоких уровней жизни в мире. Социальная политика направлена на уменьшение разницы в заработках, активную борьбу с безработицей с помощью таких мер, как субсидии для найма рабочей силы и специальные программы создания рабочих мест, переквалификация, усиление мобильности рабочей силы. Неотъемлемой частью «шведской модели» является мощная система социального обеспечения населения, ;

бесплатное образование, высокий уровень здравоохранения и пенсий, разнообразная помощь инвалидам и существенные материальные пособия семьям, имеющим детей. Значительна роль профсоюзов, которые объединяют до 80% трудящихся, а в отдельных отраслях — до 95%. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы.

Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно (и нужно) выделять страны капиталистические и некапиталистические (в последнем

случае КНР, Вьетнам, КНДР, Кубу, а также социалистический период развития в нашей стране и в других странах). Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности, по роли государства в решении проблем социальной защиты населения. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных

форм помощи и поддержки населения). Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. И в этом случае особенно важен опыт как ныне существующих, так и бывших социалистических стран, в которых весьма существенную роль в социальной поддержке населения играют (или играли) общественные фонды потребления, используемые для обеспечения бесплатного образования, медицинского обслуживания, отдыха и т.д.

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя, такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального (т.е. по направлениям) подходов

естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы. Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы (и уже используются) такие формы (и приемы), как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий

и т.д. В связи с этим можно отметить развивающиеся контакты ГАСБУ с рядом учебных заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты и других стран. Указанные выше методологические и методические аспекты, на наш взгляд, очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира.

В любом случае этот опыт необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь немалое значение для любой страны, в том числе, конечно, и для России. Российская социальная работа в общественном сознании Социальная работа в России очень молода. Но существует множество других профессий, которые также стали известны россиянам совсем недавно. В пример можно привести такие профессии, как аудитор, брокер, дилер,

имиджмейкер, рекламный агент, системный интегратор и т.д. Все перечисленные профессии в начале 90-х годов были знакомы россиянам ничуть не больше, чем социальная работа. А сейчас эти профессии известны и привлекательны для российской молодёжи, чего нельзя сказать о социальной работе. История возникновения социальной работы Европа и США Основатели профессии (Мэри Ричмонд) Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том,

что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство.

Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов: • самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; • индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося; • привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Россия Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды: Архаический период (до X века) Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи: • Культовые формы поддержки. Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением.

Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи: o Институт волхвов — регулятор общественных отношений. Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного. o Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация

(взаимообмен, см. Потлач). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда. o Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения. • Общинно-родовые формы помощи. Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных: o Родовые обряды почитания предков — тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»). o

Институт старцев — различные формы поддержки стариков (в т.ч. кормление по домам). o Институт детского сиротства. Институт приймачества — приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация — назначение сироте, не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам). Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.

o Институт вдов — помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства. o Хождение за «навалным» — своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая. • Хозяйственные формы помощи. Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников. o «Помочи». Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота).

При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни». o Толоки — вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза. o

Складчина — совместное кормление, совместная заготовка корма для скота. o Супряга — совместное использование рабочего скота. o Культ героя. Наиболее яркое выражение — княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в т.ч. нищие, больные). o Выкуп пленных. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X — XIII века) Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной

ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести. Изменение содержания милосердия в данный период характеризуется следующим образом: Содержание понятия «милосердие» XI век XII век XIII век

Милостыня Милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние Благотворение, добрые дела Милость Милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь Милостыня, подаяние; плата, жалованье Прощение, снисхождение Милование Сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение Готовность помочь, оказание милости Благосклонность, любовь

Миловати Поддерживать, помогать Миление Сострадание Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII века) Период государственного призрения (вторая половина XVII века — вторая половина XIX века) Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине 2,издавшей указ, в 1763 году, об открытии

Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Петербурге. В 1764 году — указ об основании воспитательного общества благородных девиц — Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив на Российский престол, после смерти Екатерины 2,в 1796 году, ее сын

Павел 1,поставил во главе воспитательного общества свою жену, более известную, как Мария Федоровна. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Еще в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного презрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в 19 веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в

России, в 60 годах 19 века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней. Период общественного и частного призрения (конец XIX — начало XX веков) Период государственного обеспечения (1917 — 1991 годы)

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося

населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. – борьба с детской беспризорностью; 1923 г. – стали создаваться кооперативные организации

инвалидов; 1923 г. – Всероссийское общество слепых; 1926 г. – Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. – пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. – введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время».

В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25

лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях

самостоятельного развития РФ. Период социальной работы (1991 — по настоящее время) Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. Заключение. При рассмотрении данной проблемы была проанализирована специальная и учебная литература

по социологии и социальной работе, были исследованы данные периодической литературы, самые точные показатели статистики были получены в глобальной сети Internet. В реферате была исследована не только суть социальной работы, но и глубинные причины формирования самой проблемы. Исходя из всего этого, можно сделать вывод: самое главное в решении рассматриваемой проблемы - это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена

на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев. Социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Причины могут быть следующие: болезнь, инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, неспособность к самообслуживанию, отсутствие определенного

места жительства и другие ситуации (в соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ»). Сегодня существует система социальной работы с такими группами населения как пожилые люди, дети, малоимущие и т.п должна стать основанием для последующего развития этого вида деятельности. Основными направлениями такого развития являются: совершенствование финансовых, экономических и организационных основ социальной работы, формирование новых средств и способов её реализации, подготовка соответствующих

кадров, дальнейшее развитие социального знания. То есть вся деятельность социальной работы должна быть систематизирована. Это позволит обществу и государству создать наиболее адекватную социально-экономическим и социальнополитическим реалиям систему социальной защиты населения, своевременно реагировать на изменения социального климата в обществе и эффективно решать те проблемы, с которыми сталкиваются различные общественные группы в процессе своей жизнедеятельности. Для решения этих задач необходимы совместные усилия государственных

структур и организаций, общественных объединений, научного и педагогического сообщества. Назначение системы социальной работы с населением состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям. Целью деятельности организаций в системе социальной работы с населением является установление устойчивых

и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом. Организация социальной работы постоянно приспосабливается к окружающей среде: она должна находить и приобретать нужные ей ресурсы, воспринимать изменения внешней среды и реагировать на них, поставлять свои услуги окружающей среде, а также контролировать и координировать свою внутреннюю деятельность перед

неопределенностью и воздействием изменений факторов внешней среды. Я считаю что дальнейшее развитие социальной работы необходимо в России, так как в нашей стране очень много групп населения, которые нуждаются в помощи государства. Список использованной литературы 1. Вдовина М. В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов /

Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — 200 с. 2. Роль социального работника в оказании паллиативной помощи при ВИЧ/СПИДЕ: Руководство для специалистов по социальной работе и социальных работников системы здравоохранения / Кольцова О.В М.:РОО «СПИД инфосвязь», 2007 96 с 3. Райкус Дж Хьюз Р. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска:

Практическое пособие: В 4 т. Т. IV: Размещение и стабильные условия жизни / Джудит С. Райкус, Рональд К.Хьюз; [пер. В.Прохожего]. М.: Эксмо, 2009 416 с. 4. Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе: учеб.пособие / Р.И. Мокшанцев Ростов н/Д: Феникс, 2008 314 с. 5. Новиков М.Л. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт

и российская практика: Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства людей с инвалидностью М.: РООИ "Перспектива", 2008 142 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.