--PAGE_BREAK--Сертификация позволяет потребителю лесной продукции делать выбор между хоть и более дорогим, но сертифицированным товаром из экологически грамотно используемых лесов и не сертифицированным товаром. Причём сертификации могут подвергаться не только лесные участки и круглые лесоматериалы, с них получаемые, но и вся технологическая цепочка от «пня», включая транспортировку, распиловку и переработку лесной продукции, до магазина или другого пункта продажи конечного изделия. Сертификация может охватывать практически все продукты лесопользования и лесопереработки – от брёвен до бумаги и мебели.
Экологическая сертификация лесоуправления представляет собой добровольное соглашение, которое подписывают лесовладелец или лесопользователь и сертифицирующий орган, по которому лесовладелец принимает на себя определённые обязательства по охране окружающей среды при пользовании лесом.
В настоящее время в лесном секторе России разрабатываются или существуют следующие виды сертификации:
– обязательная сертификация лесных ресурсов;
– сертификация (лицензирование) лесозаготовительных предприятий;
– добровольная сертификация лесоуправления (стандарты серии ISO 14000 или FSC);
– техническая сертификация древесины;
– радиоэкологическая сертификация древесины.
Первый и второй виды сертификации в настоящее время лишь разрабатываются федеральной службой лесного хозяйства. Эта сертификация, вероятно, будет производиться при конкурсе на аренду участков леса для лесопользования. Лесозаготовителям могут выдаваться специальные лицензии.
Добровольная сертификация лесоуправления (экологическая сертификация) по стандартам серии ISO 14000 и FSC – качественно новый шаг, т. к. характеризует систему управления охраной окружающей среды. Эта сертификация разрабатывалась как средство оценки правильности ведения лесного хозяйства с точки зрения его экологической, экономической и социальной сбалансированности. Сертификация лесоуправления является типично рыночным, «мягким» инструментом контроля правильности ведения лесного хозяйства.
Сертификация лесных продуктов свидетельствует о соответствии продукции определённым стандартам(ГОСТам). Как правило, соответствующие ГОСТы на лесную продукцию основаны на стандартах ISO разных серий. В России широко применяется техническая сертификация древесины и прочей лесопродукции. Она характеризует технические параметры и товарные качества древесины и прочих продуктов. В последнее время при экспорте таможенными органами запрашивается радиоэкологический сертификат.
Цели сертификации
Сертификация лесоуправления имеет две основные цели:
1. совершенствование лесоуправления;
2. обеспечение доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам.
Для того, чтобы отвечать первой цели, сертификация должна быть организационно и политически адаптирована к местным условиям, быть целевой и эффективной, приемлемой для всех заинтересованных сторон, базироваться на утверждённых национальных стандартах, совместимых с принципами устойчивого управления лесным хозяйством.
Для того, чтобы отвечать второй цели, сертификация должна быть приемлема для потребителей, основываться на объективных и измеримых показателях, проводиться независимой и надёжной организацией-сертификатором, быть доступной по стоимости и ясной для контроля.
Другими важными целями сертификации являются повышение качества управления и ведения лесного хозяйства, улучшение сбора и использования лесных податей и налогов, повышение эффективности и экономичности работы по всей цепочке от заготовителей до переработки, привлечение инвесторов.
Возникновение и развитие сертификации лесоуправления.
На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) были сформулированы общие принципы и подходы к использованию природных, в том числе лесных ресурсов, обеспечивающие устойчивое развитие всех стран. Во время Хельсинского, Монреальского и других международных переговорных процессов были установлены согласованные подходы к оценке форм лесопользования и ведения хозяйства в лесах, расположенных в различных климатических зонах через систему соответствующих критериев и индикаторов. Затем страны Европы и Северной Америки, а также страны, эксплуатирующие тропические леса, приступили к практической деятельности по реализации экологических принципов в области лесопользования, охраны и защиты лесов. Лесная сертификация и есть один из видов такой деятельности, и Россия, как участница вышеназванных переговорных процессов, приняла на себя соответствующие обязательства.
Значительной вехой в развитии сертификации стало создание в октябре 1993 г. «Совета управления лесами», известного под английской аббревиатурой FSC (Forest Stewardship Council). FSC – это неправительственная некоммерческая международная организация, в состав которой входит свыше 130 членов из более чем 30 стран. FSC состоит из представителей природоохранных организаций, лесоводов, лесопромышленников, экономистов, общественных организаций, учреждений, защищающих интересы коренного населения, сертифицирующих организаций. Цель FSC – содействие становлению независимой лесной сертификации, обеспечение экологически грамотного, социально и экономически выгодного управления лесами во всём мире, а также обучение и маркетинг. В 1995 г. FSC разработал и принял стандарты устойчивого лесопользования, развил активную деятельность по развитию сертификации.
Среди стран-поставщиков лесной продукции значительные успехи в сертификации лесоуправления достигнуты в 1997–98 гг. в Швеции, где все крупнейшие компании уже сертифицированы по системе FSC. Пионером выступила компания AssiDoman – крупнейший в мире частный владелец леса. По последним сообщениям фирмы, прибыльность от продаж сертифицированной по FSC продукции превысила прибыльность от продаж обычной, даже при включении в себестоимость затрат на улучшение лесного хозяйства. Большая работа по сертификации проводится также в Финляндии. Даже в таких странах, как Колумбия, Индонезия, Чили ведётся активная работа по сертификации. Правительство Бразилии заявило недавно, что вся её экспортная лесная продукция будет обязательно сертифицирована по международным стандартам.
В мировой торговле лесопродукцией спрос на сертифицированный товар постоянно растёт, несмотря на то, что стоимость сертифицированной древесины в среднем на 5–10% выше, чем обычной. Крупные ассоциации и группы покупателей в Великобритании, Германии и Голландии отказываются от закупок несертифицированной древесины или планируют отказаться после 2000 г. Аналогичные группы созданы уже в Австрии, Бельгии, Испании, Швейцарии, США и создаются в Японии. Можно прогнозировать, что около 30% рынка лесной продукции Европейского Союза, США и, возможно, Японии, будет после 2000–2005 гг. потреблять только сертифицированную по FSC лесную продукцию.
Таким образом, необходимым условием конкурентоспособности лесопродукции на «экологически чувствительных» мировых рынках является наличие экологического сертификата.
Как осуществляется сертификация по FSC
Добровольная сертификация производится только при желании и готовности владельца леса (лесозаготовителя) удостоверить уровень ведения лесного хозяйства (переработки). Сертифицируется ведение лесного хозяйства и продукция лесозаготовки и переработки, а также недревесные продукты.
Процедура сертификации состоит из следующих этапов:
– принятие (адаптация) региональных стандартов устойчивого лесного хозяйства;
– одобрение стандартов Советом управления лесами (FSC);
– приглашение независимого аудитора для сертификации;
– обследование и оценка территории (цепочки переработки);
– выдача сертификата (или замечаний для исправления).
Важным является вопрос о стоимости сертификации. Она складывается из трёх компонентов:
1. стоимость доведения уровня лесного хозяйства до требуемых нормативов;
2. стоимость самой сертификации;
3. стоимость сертификации цепочки от заготовки до переработки.
Затраты на доведение лесного хозяйства до требуемого при сертификации уровня являются наиболее значительными. В то же время повышение эффективности планирования и ведения лесного хозяйства, неизбежное при сертификации, приводит к увеличению выхода продукции и частичной компенсации затрат. Например, затраты на собственно аудит оцениваются для Карелии в 1–1.5 руб. за 1 м3 кругляка и в 2–2.5 раза ниже – за 1 м3 баланса. Затраты на отслеживание «цепочки» составляют в среднем 1% от стоимости продукции.
За последние три года наблюдается ежегодное удвоение площади сертифицированных лесов. К настоящему времени этот показатель достиг почти 9 млн. га. Статистика свидетельствует о постоянном росте спроса на сертифицированную продукцию в Европе. Соответственно возникают и жалобы зарубежных покупателей на нехватку сертифицированной продукции. Следовательно, существует устойчивая перспектива реализации российской сертифицированной лесопродукции на европейских рынках.
3. Действующая система платежей за лесные ресурсы, их установление и расходование
Россия – самая богатая лесными ресурсами страна. По площади и запасам древесины она занимает первое место в мире. Общая площадь лесного фонда составляет 1180,0 млн. га, в том числе покрытая лесом – 705,7 млн. га, общий запас древесины – 81,6 млрд. куб. м. Ежегодный прирост древесины составляет 830 млн. куб. м, а расчетная лесосека (норма ежегодного пользования лесом) – 510, 4 млн. куб. м.
Плата за лесные ресурсы была введена в России при Екатерине II. Еще в утвержденных в 1766 г. Для извлечения из лесов дохода лесопользование становится объектом государственного регулирования. В 1799 г. появляются первые лесные таксы, которые были одинаковыми для всех губерний, кроме Курляндской, независимо от степени лесистости отдельных регионов страны и спроса на деловую древесину. В последующие годы лесные таксы изменялись и совершенствовались.
Действующая ныне система платежей за пользование лесным фондом предусмотрена «Основами лесного законодательства Российской Федерации», принятыми Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 6 марта 1993 г. и «Лесным кодексом Российской Федерации», принятым Федеральным законом.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются за:
— древесину, отпускаемую на корню, ветровальную, буреломную и валежную древесину, а также за заготовку живицы, барраса, еловой серки;
– заготовку второстепенных лесных материалов: пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки, хвороста, новогодних елок, прута для корзиноплетения и мебели, лещины и др.;
— отдельные виды побочных лесных пользований: сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев, заготовку древесных соков, заготовку и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, за пользование пахотными и пастбищными угодьями и др.;
— пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
— пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;
— пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях.
Платежи за перечисленные виды лесных ресурсов в совокупности составляют лесные подати.
В лесном хозяйстве возникают следующие виды денежных поступлений:
— суммы, полученные от продажи древесины и лесопродукции, оставленной (бесхозной) в лесу лесозаготовителями после истечения сроков их заготовки и вывозки, а также от продажи секвестированной древесины и лесопродукции.;
— сумма, полученная от продажи жилых, производственных и хозяйственных построек, оставленных лесозаготовителями после окончания срока проведения лесозаготовительных работ и установленного срока нахождения их в лесу;
— сумма неустоек, взыскиваемых за нарушения правил отпуска древесины на корню в лесах России;
— штрафы за самовольную рубку леса;
— другие взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.
Перечисленные выше и другие поступления в совокупности с лесными податями составляют лесной доход.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей и арендной платы.
Лесные подати
Понятие «лесные подати» введено в лесное законодательство впервые при принятии Основ лесного законодательства РФ. Лесные подати являются платой, взимаемой за пользование лесными ресурсами, перечисленными выше. Ранее плата за древесину, отпускаемую на корню, валежную и буреломную и второстепенные лесные материалы называлась попенной платой и отдельной строкой учитывалась в себестоимости лесозаготовок. На практике это понятие еще сохраняется, хотя в отчетности оно заменено податями.
Пользование лесными ресурсами на определенном участке лесного фонда может быть комплексным (всей совокупностью лесных ресурсов) или обособлено отдельным их видом, а также разовым, периодическим и долговременным.
Размеры лесных податей определяются по ставкам (лесным таксам), устанавливаемым за единицу продукции (ресурса), получаемого при пользовании лесным фондом, или за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда. Так, при заготовке древесины ставки лесных податей устанавливаются за кубометр древесины на корню, отведенной в рубку, а при выделении в пользование земельного участка для производства сельскохозяйственных культур или заготовки сена – за единицу площади.
При разовом отпуске древесины на корню мелким лесозаготовителям кратковременного действия ставки на эту древесину берутся по утвержденным лесным таксам и могут устанавливаться для иногородних лесопользователей по договоренности с местными органами власти или на конкурсной основе посредством торгов.
Ставки (цены) на остальные виды пользования лесным фондом устанавливаются местными органами власти по согласованию с местными органами федеральной службы лесного хозяйства (лесхозами), в зависимости от спроса и предложения и местных условий. Порядок и условия пользования лесным фондом и взимания лесных податей определяются по согласованию сторон (лесовладельца и лесопользователя).
Лесные подати определяются по ставкам (лесным таксам), дифференцированным по древесным породам, категориям крупности деловой древесины и дровам и разрядам (расстояниям вывозки древесины). Более высокие ставки лесных податей устанавливаются для твердолиственных пород (дуб, бук, ясень, клен), в меньшем размере – для хвойных пород (сосна, ель, пихта). Самые низкие ставки имеют мягколиственные породы (осина, береза, липа и др.). Деловая древесина по каждой древесной породе подразделяется на крупную, среднюю и мелкую. К крупной деловой древесине всех лесных пород относятся отрезки ствола диаметром (в верхнем отрубе, без коры) от 25 см и более, к средним – диаметром от 13 до 24 см, к мелкой – от 3 до 12 см. Лесные таксы дифференцируют по разрядам (группам расстояний), если рента по местоположению складывается с непосредственной таксой. Чем меньше расстояние вывозки древесины, тем выше такса. Так учитывается рента по местоположению. Рента по местоположению может учитываться отдельно от лесных такс. Тогда лесные таксы не дифференцируются по разрядам.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы власти субъектов РФ могут средние минимальные ставки лесных податей увеличивать по своему усмотрению.
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройства, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного пользования.
При отпуске древесины на корню, валежной, буреломной и второстепенных лесных материалов выписывается лесорубочный билет. Ордер на мелкий отпуск древесины выписывается на небольшое количество валежной древесины или на небольшое количество древесины на корню, предусмотренной к отпуску по лесорубочному билету. На побочное пользование лесом выписывается лесной билет.
Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей или в форме части добытых лесных ресурсов, что случается очень редко и относится к побочному пользованию лесом.
Порядок и сроки внесения платы за лесные ресурсы устанавливаются Государственной налоговой службой РФ в зависимости от вида и объема предоставленных в пользование лесных ресурсов и иных условий.
продолжение
--PAGE_BREAK--Все лесопользователи по срокам внесения в доход бюджета платежей за древесину, отпускаемую на корню, распределяются на две группы. К первой группе следует относить леспромхозы – лесозаготовительные предприятия долгосрочного действия. Ко второй группе плательщиков относятся рыболовецкие колхозы и граждане, а также мелкие лесозаготовители краткосрочного действия, ведущие заготовку древесины в небольшом объеме – до 500 куб. м.
Фиксированные лесные таксы за лесные ресурсы могут пересматриваться ежегодно. Такой порядок обусловлен необходимостью сохранения стабильности цен на круглые лесоматериалы, поставляемые потребителям по договорам, заключенным, как правило, на год.
Арендная плата
Основами лесного законодательства РФ и Лесным кодексом РФ, предусматриваются специфические подходы при выделении в пользование древесных ресурсов и участков лесного фонда для побочного пользования лесом и формирования ставок на эти ресурсы.
Древесина, отпускаемая на корню, может передаваться в рубку лесозаготовительным предприятиям долгосрочного действия (леспромхозам) и другим лесопользователям, осуществляющим разовую заготовку древесины.
Под арендой следует понимать получение того или иного ресурса или их совокупности в пользование на длительный срок на определенных условиях за плату.
При аренде лесных ресурсов или участков лесного фонда владелец этого фонда передает его лесопользователю за плату, в расчете на участие пользователя в проведении работ по лесовосстановлению, охране и защите лесов и выполнении других лесоводственных или иных требований. Владельцами лесного фонда являются подразделения Федеральной службы лесного хозяйства РФ (лесхозы), колхозы и другие организации, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением соответствующих лесоводственных требований, подлежащих выполнению арендатором.
При аренде участков лесного фонда и безвозмездной передаче участков лесного фонда составляется соответствующий договор, согласно которому лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством предоставляет участки лесного фонда пользователям на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов пользования (для пионерского лагеря или строительства дороги). До истечения установленного срока аренда лесного фонда может быть продлена по инициативе пользователя в установленном порядке.
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных федеральных органов управления лесным хозяйством.
Размер участков лесного фонда, предоставляемых в аренду, определяется федеральными органами управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими органами государственной власти, с учетом установленных норм лесопользования в данном лесхозе при лесоустройстве. Нормой лесопользования по лесхозу является расчетная лесосека, установленная при очередном лесоустройстве, проводимом через каждые 10 лет. Арендаторами могут быть юридические лица и физические лица, обладающие правами на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ.
Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда, по письменному заявлению получают лицензию с последующим заключением договора об аренде. Договор аренды участка лесного фонда и договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключаются на срок до сорока девяти лет и могут затем продлеваться.
Лицензия – специальный разрешительный документ строгой отчетности, удостоверяющий право владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду). Аренда лесного фонда в заповедниках и субаренда запрещаются.
Владелец лесного фонда в месячный срок рассматривает заявление на аренду участков лесного фонда и оформляет с участием лесопользователя лицензию, которая утверждается решением органов власти района. На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда. Арендатор вправе приступить к осуществлению лесных пользований только после получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Предусматривается предоставление участков лесного фонда в пользование иностранным юридическим лицам на основе концессии.
Сторонами договора концессии участка лесного фонда являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок
от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования лесными ресурсами на определенных условиях, на соответствующем участке лесного фонда. Договор концессии участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством и законодательством РФ о концессии.
В договоре концессии участка лесного фонда указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды пользования; объемы (размеры) лесопользования; срок концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей; обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры; иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон.
Лесопользователь осуществляет лесохозяйственные мероприятия, предусмотренные лицензией или лесорубочным билетом, за счет средств лесовладельца. Граждане имеют право пребывать на участках лесного фонда, переданных в аренду. Арендная плата вносится арендатором в размере и сроки, определенные лицензией. Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов и их местонахождения. При развитом пользовании участком лесного фонда в целях заготовки леса выписывается лесорубочный билет без выписки лицензии.
Арендную плату не следует рассматривать как особые взносы по отношению к лесным податям. Она слагается из ставок лесных податей и ренты по местоположению. При отпуске древесины на корню рента по местоположению определяется по шкале рентных надбавок к таксам на деловую древесину в рублях за каждый кубометр древесины с дифференциацией этой ставки по удаленности лесного фонда и величине ликвидного запаса древесины на корню на одном гектаре делянки. Чаще всего, рента по местоположению слагается с таксой (лесной подати) и последняя в этом случае дифференцируется по разрядам. И при передаче лесных ресурсов в разовое пользование с оплатой по ставкам лесных податей без заключения договора об аренде учитывается вся перечисленная совокупность элементов платежа.
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата – при аренде участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Отсюда можно сделать вывод, что арендная плата выражает плату за длительное пользование участками лесного фонда по ставкам лесных податей.
Лесные торги (аукционы)
Продажа древесины на корню и других лесных ресурсов может проводиться на торгах (аукционах). На торги выставляется древесина на корню в размере между расчетной лесосекой и утвержденными лимитами лесосечного фонда для основных лесозаготовителей, получающих лесосечный фонд в аренду без торгов. Покупателями древесины на корню и других лесных ресурсов на торгах могут быть юридические лица (в том числе иностранные), получающие эти ресурсы на правах концессии, и физические, предварительно уплатившие начальный денежный взнос (залог).
Участки лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании государственных лесозаготовительных предприятий министерств и ведомств (леспромхозы долговременного действия) предоставляются им в аренду без проведения конкурсов по решению органов государственной власти субъектов РФ лишь на срок от одного года до пяти лет. Это положение распространяется и на другие лесные ресурсы.
Начальную стоимость древесины на корню устанавливает Продавец. Как правило, она не должна быть ниже стоимости, определенной по действующим в данном районе лесным таксам (ставкам лесных податей), с учетом торговых издержек.
Торги (аукционы) организует и проводит администрация районов (городов) с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством РФ (лесхозов). Для проведения лесного конкурса создается комиссия. В комиссию по проведению лесного конкурса входят представители органа государственной власти субъекта РФ, территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций, аукционист, ведущий торги. Председателем Торговой комиссии является представитель администрации субъекта Федерации, а его заместитель – представитель органа управления лесным хозяйством. График Торговой комиссии, порядок и размеры оплаты труда членов комиссии определяются главой администрации субъекта РФ (района). Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом управления лесным хозяйством.
При продаже не менее 70% древесины на корню и других ресурсов с торгов разница между наивысшей (окончательной) ее стоимостью и стоимостью, определенной по лесным таксам (лесным податям), перечисляется на расчетный счет продавца (лесхоза). Остальная часть разницы и таксовая стоимость древесины на корню перечисляется в бюджет, после оплаты услуг торговой комиссии (в соответствии с торговым соглашением) и возврата залогов по несостоявшимся покупкам оставшаяся сумма используется лесхозом (продавцом) в качестве дополнительного внепланового источника финансирования лесного хозяйства.
Доход Торговой комиссии составляют регистрационные взносы, полученные за проданные билеты, и установленный в торговом соглашении процент от суммы за проданную древесину на корню, а также взносы за пользование каталогом.
Сумма штрафных санкций за нарушения лесоводственных требований и правил лесопользования распределяется поровну между местным бюджетом и лесным хозяйством.
Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом
Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении:
– федеральный бюджет – 40%;
– бюджеты субъектов Российской Федерации – 60%.
В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Федерации.
Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Лесные подати и арендная плата (за исключением части платежей, поступающей в федеральный бюджет) поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства
Расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством, его территориальных органов, национальных парков (в том числе на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства) финансируются за счет средств федерального бюджета. Расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Лесное хозяйство вправе использовать выручку от реализации произведенной продукции (древесины на корню) для непосредственного финансирования расширенного воспроизводства, охраны и защиты лесов всех мероприятий, проводимых в лесу. В бюджеты должны поступать лишь налоговые платежи. Лишь тушение лесных пожаров должно финансироваться за счет бюджета.
В настоящее же время лесному хозяйству выделяется из бюджета недостаточно средств для лесовосстановления и охраны лесов от пожаров.
4. Управление лесами и ведение лесного хозяйства в условиях централизованно планируемой экономики
На начальном этапе институциональных реформ в лесном секторе, когда была осуществлена приватизация лесопромышленного производства, управление лесами было децентрализовано Основами лесного законодательства, передавшими в период 1993–1997 гг. основные функции по распоряжению лесным фондом административным районам. Такое политическое решение, не подготовленное ни в экономическом, ни в социальном плане, создало в лесном секторе условия для неконтролируемого доступа к лесным ресурсам и их хищнического использования. Положение спас только масштабный структурный и финансовый кризис лесной промышленности, которая в то время оказалась неспособной к активным действиям при получении прав на эксплуатацию лесных ресурсов.
Передача полномочий по управлению лесным фондом органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в условиях, когда лесной фонд остается федеральной собственностью, а, следовательно, с федеральных органов исполнительной власти не снимается ответственность за состояние лесного фонда и за доходность пользований в нем.
Передаваемые полномочия классифицируются в соглашении как делегируемые права на управление лесным фондом. Соглашения должны обязательно вместе с делегированием прав делегировать субъектам Федерации соответствующие обязательства, позволяющие в постоянном режиме контролировать ход исполнения последних.
К числу такого рода обязательств следует отнести:
1. Получение лесного дохода от платежей за пользование лесным фондом;
2. Поступление лесного дохода от платежей за пользование лесным фондом в федеральный бюджет;
3. Получение внебюджетных доходов от хозяйственного управления лесным фондом;
4. Выполнение лесохозяйственных работ по объемам;
5. Периодическая отчетность о состоянии лесного фонда по результатам исполнения переданных полномочий;
6. Инвестиции в развитие лесного сектора, в частности в строительство лесных дорог.
Только через механизм соглашений представляется возможным установить величину субвенций из федерального бюджета, сопоставив объем передаваемых полномочий с делегируемыми регионам обязательствами.
Для того чтобы установить величину субвенций из федерального бюджета при делегировании субъектам Федерации полномочий по управлению лесным фондом необходимо через лесное законодательство и нормативные акты Правительства РФ создать экономический механизм, в котором должны быть реализованы следующие положения:
1. Передаваемые полномочия подлежат обязательной экономической оценке дифференцированно по:
- государственным функциям,
- хозяйственным функциям.
2. Основу экономической оценки должны составлять нормативы затрат на исполнение полномочий в расчете на единицу запланированных результатов в хозяйственной деятельности или на ресурсные показатели лесного фонда при реализации функций государственного управления.
3. Величина субвенций должна рассчитываться исходя из нормативов затрат и фактически достигнутых показателей по управлению лесами и ведению в них хозяйственной деятельности с учетом выполнения обязательств, установленных соглашениями на передачу полномочий.
продолжение
--PAGE_BREAK--