Реферат по предмету "Искусство"


Анализ экономических следствий изобретения печатного станка

Самое большое несчастье, которое постигло человечество это изобретение печатного станка. Бенджамин Дизраэли Введение Несмотря на то, что изобретение печатного станка едва ли можно отнести к естественнонаучному открытию, его влияние на экономику и, в первую очередь, на культуру нельзя переоценить. Многие ученые-историки по значимости ставят печатный станок в один ряд с такими изобретениями, как компас, артиллерия и даже с открытием Америки. Трудно представить предмет, который бы символизировал

и олицетворял эпоху гуманизма и Возрождения более, чем печатный станок. По выражению итальянского гуманиста Дж. Кардано, в этот период был открыт весь земной шар, и печатный станок сыграл в этом открытии значительную роль. Интересно, что первая дошедшая до нас печатная книга Алмазная сутра создана в Китае в 868, там же приблизительно в 1000 году вышла первая газета. Почему же книгопечатание проникло в Европу с таким опозданием

Тесное переплетение социальных и экономических причин привело к тому, что только к XVI веку в Европе возникла объективная необходимость в таком изобретении. Набиравший силу класс буржуазии не мог смириться с господствующей монополией церкви на информацию, потому что именно церковь в Раннем Средневековье обладала исключительным правом на ее создание, хранение и передачу. Средневековые библиотеки, как и средневековая ученость, были сосредоточены преимущественно

в монастырях. Будучи символом познания, книга представляла собой исключительную ценность и символ власти, богатства и мудрости. Сложность изготовления и размножения рукописных книг требовала полной самоотверженности тех, кто посвящал себя этому делу, делала книги необычайно дорогими. Эта же сложность обусловила и ту неспешность в развитии познания в средние века, которая сейчас дает основания некоторым называть их темными веками. Книги олицетворяли собой знание, доступное только феодальной

верхушке. В то же время многие представители буржуазии не были потомственными феодалами, то есть получение образования было не по карману для подавляющего большинства. Это также привело к необходимости удешевления информации. Как замена цехового производства мануфактурным, а затем фабричным определила падение стоимости многих товаров и сделала ее доступной для большего количества европейцев, так и печатный станок проложил дорогу

к знаниям. Книги, а вместе с ними и информация, стали дешевле и доступнее. Очевидно, что печатный станок явился серьезным прорывом в мире информационного обмена. Конечно, сегодня трудно в полной мере оценить, что означал доступ к книгам для средневекового европейца. Получение знаний о внешнем мире было возможно только из одного источника церкви, отсюда все недостатки монополии. Вот определение издательского дела в толковом словаре отрасль культуры и производства, связанная

с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. То, что издательское дело определяется в том числе и как отрасль культуры, не случайно Европейская Реформация неотделима в причинно-следственной связи от возникновения книгопечатания в то же время Реформация, которая явилась продуктом зарождающегося капитализма, стала катализатором развития капиталистических отношений. Объяснение этой причинно-следственной связи простое

Печатание и распространение Библий само по себе реформаторский шаг, ведь это открывает доступ к Библии и Священному писанию сотням простых людей, тем самым наделяя их правом свободного толкования содержания после изобретения печатного станка из более чем 10 миллионов изданных книг большинство составили тексты священного Писания. Одновременно повсеместно стали появляться переводы Библии на национальные языки. Вследствие этого официальная церковь в странах

Европы впала в глубочайший духовный, моральный кризис, отступив от Библии. Итак, 30 сентября 1452 года интересно, что с 1998 года в этот день в России отмечается Всемирный день Интернета Иоганн Гуттенберг в майнцской типографии напечатал Библию. На каждой странице книги размещалось по 42 строчки ровного текста, смотрящегося куда лучше каллиграфического почерка. Устройство печатного станка мастер позаимствовал у виноделов и бумажников - при помощи такого

пресса отжимали виноград и бумажные листы. На двух столбах крепилась перекладина, через которую проходил винт с прикрепленной к нему доской - пианом, под которым на столе талере располагалась наборная форма. Литеры, отлитые из свинца и сурьмы и уложенные в форму, смазывались краской, приготовленной из смеси сажи и растительного масла, и при помощи специальной рукоятки - куки - пианом к ним прижимался лист бумаги. Значимость этого события позволяет ученым называть его большим взрывом, приведшим к появлению

вселенной Гутенберга всего за 50 лет с 1450 по 1500 год количество книг в Европе выросло с нескольких десятков тысяч до десяти миллионов. На территории белорусских земель дело обстояло так в 1517 году в Праге Франциском Скориной была издана Библия в переводе на белорусский литературный язык того времени именно эту дату связывают с началом белорусской Реформации, которая, однако, по признанию историков,

широкого распространения здесь не получила, а имела скорее культурно-образовательное значение. Все исторические источники XVI века, в которых говорится о Скорине, свидетельствуют о широкой реформаторской деятельности белорусского первопечатника. Развитие книгоиздательской деятельности в Беларуси получило развитие в XVI веке. Первая типография на территории современной

Беларуси была основана в Бресте в 1553 г в ней печатались книги на латинском и польском языках. В 60-е годы открывается Заблудовская типография на Гроденщине. Однако достоинства произведений печати как источников информации сами по себе не гарантируют систему документальных коммуникаций от исторически возникающих в ней и быстро прогрессирующих трудностей, препятствующих ее нормальному функционированию. К этим трудностям относится количественный аспект.

Число книг, журналов, газет, и других документальных источников информации во всем мире лавинообразно растет. Печатных книг по приблизительным подсчетам до 1500 г. было издано 30 800 названий, в XVI в 285 800 в XVII в. 972 000 в XVIII в. 1 637 200 в XIX 6 100 500. К 1908 г. в мире насчитывалось 10 378 500 названий печатных книг. Общее количество книг, имеющихся в мире в настоящее время, не поддается точному учету.

По имеющимся оценкам, оно колеблется в пределах от 50 до 100 млн. названий. Практически невозможно точно подсчитать количество издающихся во всем мире журналов и газет. Если обобщить и усреднить имеющиеся в разных источниках данные, то можно утверждать, что сегодня в мире издается от 60 до 70 тыс. названий научных журналов и продолжающихся изданий и не менее 50 тыс. ежедневных газет. Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня человечество, достиг

поистине грандиозных масштабов. Между тем наши физические возможности воспринимать информацию от природы весьма ограничены. Представим себе человека, который ежедневно прочитывает 100 страниц. В результате за год он прочтет 120 книг средним объемом в 300 страниц, а за 50 лет всего 6000 книг. Теперь представим себе ученого-химика, знающего 40 языков и тратящего 40 ч. в неделю на просмотр всех выходящих в мире научных химических журналов. Если он будет это делать со скоростью 3 публикации в час,

то окажется, что за 50 лет непрерывной работы ему удастся освоить только один годовой комплект журналов. Развитие книгопечатания. Современные издательские технологии После того как в 1452 году был изобретн наборный шрифт, ничто уже не могло остановить развития книгопечатания. Через пять лет книги уже печатались в нескольких городах, стоящих на Рейне, а затем и во всей Европе. В Италии первый печатный станок был установлен в

Риме в 1464 г. К 1470 году книги печатали во Франции, в Нидерландах, Швейцарии, Испании и Англии. Одним из первых были напечатаны переводы Библии на современные языки. Библия на немецком языке была напечатана в 1466 году, а вскоре последовали переводы на французский, испанский, голландский и английский. Вскоре стали появляться и другие книги. Английский печатник

Уильям Кэкстон, который работал в Лондоне, начиная с 1476 года и до своей смерти в 1491 -м выпустил более 100 книг. Среди них были такие популярные литературные произведения, как Роман о лисе, Кентерберийские рассказы Чосера и Смерть Артура сэра Томаса Мэлори, а также книга о правилах и истории шахматной игры. Примерно с 1650 года для тех, кто не интересуется политикой, стали выпускать листовки - одинарные листы

бумаги, на одной стороне которых печатались тексты популярных песен, а другая была чистая. Выходили и дешвые маленькие книжечки для семейного чтения, в которых обычно были одна - две сказки, библейские истории или детские стихи. Кстати, свой вклад в развитие печатного дела внес и Леонардо да Винчи. Им был изобретен пресс, который автоматически возвращался в печатающую позицию при помощи системы приводов и канатов. При этом носитель шрифта передвигался на колесах.

Обычно операция выполнялась вручную, требуя больших затрат времени и энергии, однако ни одна из написанных работ Леонардо не была напечатана до XVII в. Первоначально шрифт отливали вручную шрифтолитейщики, каждый из которых измерял его на свой лад. Но когда выросла целая отрасль полиграфической промышленности, возникла потребность в единообразии, и в 1764 была введена типографская система измерения в пунктах. Ее разработал французский словолитчик П. Фурнье, а позднее усовершенствовал

Ф. Дидо, после чего она широко распространилась в промышленности. Этой системой пользуются во многих странах в т.ч. и в России, кроме Англии, США и некоторых других, где принята несколько видоизмененная система. Первые печатные машины представляли собой ручные деревянные прессы. В Северной Америке на первом таком прессе начал работать в 1638

С.Дей в Кеймбридже шт. Массачусетс. В 1790 В.Николсон в Великобритании изобрел плоскопечатную машину приблизительно в 1800 Ч.Стенхоуп построил первую чугунную печатную машину с ручной подачей бумаги. Возникновение офсетной печати связано с тем, что примерно в 1796 в Мюнхене А.Зенефельдер начал применять метод литографии.

Процесс был основан на использовании пористого кельхаймского камня, который легко полируется, приобретая гладкую шелковистую поверхность. Зенефельдер наносил свои рисунки на такой камень жирными карандашами, сделанными из воска, ламповой копоти, масла и мыла. При увлажнении камень впитывал воду только там, где его поверхность не была намаслена карандашом. Благодаря успехам Зенефельдера, изготовлявшего высококачественные литографии, литографический способ

печати широко распространился по всему миру. Но техника оставалась примитивной, пока во второй половине 19 в. не была изобретена усовершенствованная плоскопечатная машина. Однако изображения приходилось рисовать или вытравливать на каменной форме в зеркально-отраженном виде, чтобы они имели правильный вид после переноса на бумагу. В 1905 А.Рубел в США изобрел офсетную печать и построил печатную машину с переносом изображения с печатной

формы сначала на промежуточный передаточный цилиндр, а затем уже на бумагу. В 1906 аналогичную машину разработал и начал выпускать Ф.Харрис. Хотя офсетная печать заняла ведущее место в мире печати, первоначальная литографская техника Зенефельдера с каменными формами по-прежнему применяется для изготовления высокохудожественных репродукций Следующим шагом в издательской технологии стало изобретение

Книгом Konig Фридрихом 17.4.1774, Эйслебен, 17.1.1833 первой в мире скоропечатной машины с печатным прижимным цилиндром, на которую в 1810 году им был получен патент, и пришедшей на смену машине с тигельным линейным устройством, созданной им же в 1803 году. Если ручной печатный стан давал максимум 150 оттисков в час, то тигельная машина 400, а цилиндрическая 800. Когда владелец лондонской газеты Таймс увидел в деле первую машину цилиндрического построения, он заказал

сразу две двойные машины. В полной тайне начался монтаж этих машин в соседнем от Таймс здании, так как администрация опасалась, как бы печатники не подняли мятеж в связи с перспективой безработицы вот и влияние технического прогресса на макроэкономические показатели. В ночь с 28 на 29 ноября 1814 года на этих двух машинах, работающих на паровом приводе, первый раз в истории полиграфии был отпечатан тираж газеты на скорости 1100 листов в час.

Еще через несколько лет обе машины были переделаны в двухоборотные, что позволило повысить производительность каждой машины до 2000 оттисков. А в ту ночь сидевшим без дела печатникам издатель сказал, что ожидает очень важных новостей. В шесть часов утра 29 ноября он пришел в старый печатный цех со свежей газетой Таймс в руках, чтобы объявить главную новость на этот раз печатники остались-таки без работы. В том номере Таймс от 29 ноября 1814 года был представлен следующий репортаж

Наша сегодняшняя газета демонстрирует публике результат величайшего прогресса, который предлагает искусство печати благодаря этому изобретению. Читатели этой газеты держат в своих руках тысячи оттисков, которые были отпечатаны в прошлую ночь с помощью механического аппарата. Машинная система, о которой мы могли только мечтать и которая обладает огромной внутренней силой, изобретена и осуществляет не только тяжелую механическую работу, от которой теперь освобождены печатники, но и

обеспечивает более надежный и стабильный производственный процесс. Чтобы публика получила возможность оценить величие этого изобретения в действии, мы сообщаем, что машина начинает работать сразу после того, как будет изготовлен и установлен литейный набор. Машина Таймс была первой машиной, которая приводилась в действие с помощью пара. Она печатала 1100 листов в час и работала безукоризненно.

Только благодаря регулярной работе, которая выполнялась по улучшению печати по сравнению с ручным прессом, и огромному терпению был сделан важнейший шаг в изобретении плоскопечатной машине. В 1820 году обе машины были перестроены по двухоборотному принципу, что позволило повысить производительность каждой машины до 2000 листов. О персоне изобретателя тогда в газете сообщалось немного. В газете лишь сообщалось, что изобретатель родился в

Саксонии, зовут его Кениг и что он осуществлял свою работу под руководством своего друга и соотечественника Бауэра с тех пор имена Кениг и Бауэр всегда пишутся вместе, если речь идет о полиграфии. Далее патенты на типографские произведения выдавались один за другим 1827 И.Адамс изобрел тигельную печатную машину с паровым приводом в 1865 В.Баллок создал первую рулонную печатную машину. Изобретение первой литеронаборной машины в 1823 приписывается

В.Черчу, американцу, жившему в Англии. Позднее его машину усовершенствовал Д.Брюс. Но лишь в 1885 О. Мергенталер, изобретатель немецкого происхождения, работавший в США, запатентовал линотип первую практически пригодную строкоотливную машину. Буквоотливную машину монотип изобрел Т.Ланстон в 1888. В 1905 У.Лудлоу создал крупнокегельную строкоотливную машину, а в 1911

Г.Риддер построил первую строкоотливную машину интертип. Современное издательское дело в странах СНГ в т.ч. и в Беларуси в основном базируется на использовании офсетных станков офсетная печать - способ печати, при котором краска на бумагу поступает с резинового цилиндра с увлажнением. Для коммерческой печати используются 4-х и более красочные машины, способные за один проход листа в

ней нанести на не все необходимые краски. Существуют листовые и рулонные печатные станки. Первые печатают на форматных листах, а вторые - с рулона определенной ширины. Есть еще глубокая печать, которой, к примеру, на 100 печатается журнал 7 Дней, но способ ужасно старинный, но еще спасающийся от краха за счет низкой себестоимости печати при миллионных тиражах и автоматизации печатных машин.

Оттиск фотографий и осуществляется на компьютере. Далее информация редактируется, компонуется и заверстывается на полосы издания. Для этого используются наиболее передовые комплексы ПО, такие как Quark XPress и Adobe InDesign . После того, как все сверстано, выводятся пленки или сразу печатные формы по технологии CtF Computer-to-Film или CtP Computer-to-Plate. В результате всех работ, так или иначе, получаются печатные формы, которые вставляют

в машину. Сама печать осуществляется на n-красочной машине. Допустим, имеется 4-х красочная обычная машина, без переворота листа. В кипсейки красочные ящики заливают краску 4-х цветов из набора CMYK Cyan-Magenta-Yellow-Keyed. В нашем случае, Keyed - это черная краска. В машину загружают бумагу и процесс пошел. Начинается все с приладки.

Приводят друг к другу краски, чтобы они максимально точно накладывались, тогда создастся необходимое впечатление от изображений резкость, контраст и т.д Краска раскатывается по специальных валикам, предназначенным именно для тонкого раската. Излишки краски снимаются ракелем металлический нож, упирающийся в один из начальных валиков и срезающий излишне просочившуюся краску, возвращая е обратно в кипсейку.

Дальше краска наносится на печатную форму, которая изначально покрывается увлажняющим раствором, наносимым перед краской аналогичным ей способом через группу валиков. Увлажняющий раствор - это спиртосодержащий раствор, способный хорошо прилипать к пробельным участкам, не участвующим в образовании изображения. Краска отталкивается этим раствором и попадает только на печатные элементы формы. С формы краска передается на печатный валик, создавая на нем копию наносимого

изображения. Печатный валик - это резино-тканевое полотно, как и офсетный валик, который легко удерживает краску и также легко отдает е бумаге при соприкосновении. К тому времени, как произошел раскат, бумага уже пошла по машине стройными рядами. Она подцепляется вакуумными присосками из зоны подачи и по ленточной-транспортной системе подается к переднему захвату. В этот момент она равняется по 2-м осям, что очень важно для совмещения красок.

Как только зазор или т.н. глазки у переднего захвата открываются, бумагу захватывают специальные выемки и она протягивается по машинным цилиндрам транспортировки перехвата листа фотографии на фотобумаге получают принципиально отличным от приведенного способом. Процесс соединения страниц в книге не менее сложный. Например, от качества клея зависит, будут ли страницы разлетаться низкая стоимость детективных изданий объясняется низким качеством сырья, в том числе и клея именно поэтому эти книги представляют собой одноразовую

продукцию. Клеевых скреплений существует большое количество простая клеевая паста, нагреваемая до определенной температуры плавления и охлаждаемых для застывания, PUR-клеи, способные схватываться малым количеством на любой поверхности, в том числе полимерной, для клейки журналов обычно используются либо водные клеи с нагреванием, либо PUR-нити для клеевого бесшвейного скрепления. Оба метода относятся к бесшвейному.

Там, где клей не способен придать нужной степени качества или где нет возможности посадить на клей, используются другие виды скрепления. Любые книги в твердом переплете - результат шиться нитками или проволокой. Делается это не сложнее клеевого скрепления, но стоит дороже и оборудование является менее гибким в работе. Заключение Издательское дело в современной экономике Определение издательского дело, приведенное выше, позволяет оценить роль издательской деятельности в

современной экономике. ь Не требует доказательств тот факт, что печатная продукция является важнейшим источником информации, а также способом ее хранения, распространения и передачи, а роль информации для современной экономики трудно переоценить. Отсюда значимость развития издательской отрасли для нормального культурно-экономического функционирования общества. По итогам проведения 5-й Минской Международной книжной ярмарки, сегодня книги в

Беларуси вынуждены издавать тиражом не более 15000 -20000 экземпляров, и то при условии, что книга русскоязычная и распространяется на территории России. Тем не менее, количество названий книжной продукции за последние годы резко увеличилось. По словам организаторов Международной ярмарки, интерес к книгам Беларуси возможен только при условии участия наших книгоиздателей на международных смотрах. Результаты анкетирования посетителей ярмарки показали, что белорусского книголюба больше привлекает

атмосфера базара, чем европейский образец цивилизованной ярмарки. Монополии в издательском деле в Беларуси не существует. Наряду с десятком государственных издательств, в этой области работают более 180 различных предприятий. Получить поддержку от государства возможно только для издания социально значимой литературы. Техническое оснащение отечественных типографий, большинство из которых было построено в советские годы,

рассчитано на крупные тиражи. Поэтому сегодня актуальна проблема выпуска малотиражных изданий. Частные издательские предприятия пока не в состоянии помочь в решении этого вопроса. Сегодня издательской деятельностью в Беларуси активно занимаются более 200 организаций различных форм собственности. По статистическим данным 1996 года, в общем объеме выпущенной литературы продукция государственных издательств составляет 14 по названиям и 19 по тиражу.

Продукция других организаций - 50 и 79 соответственно, министерств и ведомств - 36 и 2. Учебники для вузов дотируются государством в размере 50 от их себестоимости. Также выделяются средства для издания историко-документальной хроники белорусских регионов и некоторые белорусскоязычные издания, остальные издательства могут рассчитывать только на самоокупаемость своей продукции. В настоящее время полиграфическая промышленность республики - это 375 полиграфических предприятий.

Структура выпуска печатной продукции на протяжении последних лет остается неизменной газеты составляют 56, книги и журналы - 43, иллюстрированные и здания, требующие высокого полиграфического качества 1. Объемы книгоиздания в Беларуси 2004 год около 50 миллионов экземпляров книг выпущено в нашей стране в текущем году, а также 600 миллионов экземпляров газет и 19 миллионов экземпляров журналов. Итоги работы издательской отрасли Беларуси за 2002 год основные показатели снизились по сравнению с 2001

г. Так, количество названий выпущенных книг уменьшилось на 2,4, тираж на 19,6 . Средний тираж одной книги 5,7 тыс. экз а в 2001 г. 6,9 тыс. Около 90 книжной продукции, которая присутствует на белорусском рынке, издана в России. ь Помимо книг, важнейшей продукции современных типографий являются газеты, журналы, каталоги и другие периодические издания. История развития периодических изданий неразрывно связана с совершенствованием

печатного дела, а также с рекламой. 1609 год считается годом рождения европейской периодики. Первые газеты в Германии, образцы которых донесла до нас история, выходили в Страсбурге и Аугсбурге в 1609 году, а появились они, судя по содержанию сохранившихся номеров, несколько ранее в одной их номеров страсбургской газеты указывается, что в 1609 году она будет издаваться по примеру прошлых лет. В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по

всей Европе. В России первая газета появилась в 1703 году, Первым периодическим изданием на территории Беларуси была Газета Гроденьска 1776 1783. Согласно Ulrichs Directory в 1996-1997 гг. годах общее количество периодических и сериальных изданий в мире составило 142 000 наименований, в 1998 г. 156 000, в 1999 г. 225 000, в 2000 г. 230 000. По данным специалистов, ежегодный прирост цен на журнальные

издания составляет от 7 до 15. Помимо статистики, приведенной в предыдущем пункте, выпуск периодических изданий в Беларуси характеризуют следующие цифры на 1.1.2000 г. в Беларуси зарегистрировано 1097 периодических изданий. Из них 739 газет, 294 журнала, 57 бюллетеней, 2 альманаха, 1 каталог. Источник Среда электронных библиотек проблемы обслуживания пользователей

Е.Д. Жабко РНБ, 2003 ь Отдельно стоит сказать о печатной рекламе, так как ее значение в современной экономике постоянно растет. История печатной рекламы насчитывает пять столетий. С изобретением печатного станка и началом печатного тиражирования в XV веке печатный летучий листок становится излюбленным жанром коммерческой и политической рекламы. Невероятно широкое распространение получила газетная реклама, развитие которой напрямую связано с развитием

типографского производства. В 1673 г в Гамбурге начала издаваться газета Hamburger Relations Courier, состоявшая почти из одних объявлений, то есть рекламы, а с середины XIX столетия реклама уже неотделима от деятельности большинства периодических изданий. Сегодня дела обстоят так по данным на 1992-1995 гг доходы американских СМИ от рекламы составляют приблизительно 130 млрд. долларов ежегодно.

Около 24 из этой суммы приходится на газеты, 22 - на телевидение, 7 - на радио и около 5 - на журналы. В газете реклама приносит от 65 до 90 доходов, тогда как собственно тираж составляет от 10 до 35 доходов. ь Кроме этого, важной частью издательского бизнеса является деятельность по распространению печатной продукции. Реализацией книг и другой печатной продукции в Беларуси занимается крупное государственное объединение

Белкнига, в состав которого входят более 130 областных оптово-розничных предприятий, а также арендное предприятие Могилевкнига и частные книгораспространители. Все они являются членами Белорусской ассоциации книгоиздателей и книгораспротранителей БелАКК, созданной в 1994 году. Краткий обзор современного положения издательского дела показывает, что оно, во-первых, является важной частью национального производства, напрямую и косвенно обеспечивает

рабочими местами огромное количество людей к сожалению, статистических данных по этому параметру найти не удалось, во-вторых, является едва ли не самым важным компонентом современной экономики знаний и информации. Печатное дело дат фундаментальную материально-техническую производственную базу огромному количеству отраслей в экономике, в первую очередь, рекламе в СМИ, а также визуальной рекламе плакаты, постеры, открытки и другое. Журналисты, дизайнеры, работники рекламной сферы напрямую зависят от достижений в

сфере полиграфии, так как снижение себестоимости качественной печатной продукции является ключевой проблемой отрасли как было указано выше, стоимость единицы продукции неуклонно растет из-за роста цен на ресурсы. Учитывая все эти факторы, трудно переоценить значение издательской отрасли для современной экономики.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.