Реферат по предмету "Социология"


Сиротство

Содержание. Введение. 1. Понятие сиротства. 2. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. 3. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Социальные программы и фонды оказания помощи сиротам. 5. Оказание помощи беспризорным детям и сиротам Русской Православной церковью. 6. Истоки социального сиротства в

России. Заключение. Литература. Ведение. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу

по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Очень остро стоит вопрос о сильнейшей правовой незащищенности подростков, возможности самых разнообразных злоупотреблений инъекции психотропных препаратов в качестве наказания, сексуальная эксплуатация, неконтролируемости расходования выделяемых на содержание ребенка бюджетных средств, махинации с сиротскими льготами на

жилплощадь и т.п Все большую актуальность приобретают идеи создания учреждений социальной защиты с нормальным психологическим климатом в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития. Понятие сиротства. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие

чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. Сиротство социальное явление, обусловленное наличием в оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными,

безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относятся так же дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют никакой заботы о своих детях Социальное сиротство явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей искажение родительского поведения. Социальные сироты это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т. е. сироты при живых родителях.

Однако только с середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказничества наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых Франция, Италия и др. В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей 95, причем в 60 случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет. В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство.

Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую вытесняются на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности, В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно. По некоторым подсчетам оно составляет от 500 до 700 тыс что во численности

равно населению среднего города. Основные причины современного сиротства состоят в следующем во-первых, это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения в легальной или нелегальной форме дети-подкидыши, дети, забытые в клиниках или проданные другим лицам во-вторых, лишение родительских прав и в-третьих, утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

В отечественном законодательстве выделяются категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными ограниченно

дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие дети-сироты отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти ст. 121 СК. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать

немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых семьях опекунских, приемных т. е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ ст.34,35,39, Семейный кодекс

РФ ст.121 125 и др Жилищный кодекс РСФСР ст.53, 60, 62, Федеральный закон РФ от 04.12.96 Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и отраслевым законодательством. В рамках президентской программы

Дети России Указ Президента РФ от 01.06.92 543 существует целевая программа Дети-сироты, направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся

в них сирот. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью на усыновлениеудочерение,

под опекупопечительство или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Усыновление удочерение ребенка это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их

потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям родственникам. Усыновление производится судом по заявлению лиц лица, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица

обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т. д Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев,

специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в Положении о порядке передачи детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления уголовное преступление ст. 155 УК РФ. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление ст.154.

УК РФ. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В последнее время отмечается рост числа усыновлений иностранными гражданами. Только в 1994 г. за рубеж было передано 2312 детей 3,3 от усыновленных и взятых под опеку внутри страны. Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим

вопросам готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению усыновляется ли он законным путем дали ли кровные родители когда это необходимо и когда это возможно и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей, т. е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что

передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей возраст, состояние здоровья, характерологические особенности от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане. Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного

усыновления. Опека попечительство форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет попечительство над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением,

не вправе совершать самостоятельно ст.32, 33 ГК РФ. Обязанности по опеке попечительству исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну попечителю ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей болезнь, длительное отсутствие он может быть

назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает

ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного ст.37 ГК РФ. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам. Приемная семья это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными

родителями о передаче ребенка детей на воспитание супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд.

Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и ораны местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию

нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10 детей-

сирот. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся обучаются иили воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей учреждения социального обслуживания населения детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты учреждения здравоохранения

дома ребенка и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом это учреждение для умственно

отсталых и физически неполноценных детей. Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний.

Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды дом ребенка дошкольный детский дом детский дом для детей школьного возраста наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся.

Только 20 воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 1994 г. лишь 15 выпускников детских домов и интернатов поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному месту, изолированность детских домов, усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной

жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков приготовить поесть, купить что-либо, организовать свободное время и т. д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание таким задачам, как приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей

и возможности разделения их на небольшие группы создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными семьями, поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту неразделение братьев и сестер по разным учреждениям укрепление связей между детьми и их родителями развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых

в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников. Сиротство это перманентная социальная проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях профилактика социального сиротства эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д. и развитие системы социальной защиты и воспитания детей,

оставшихся без попечения родителей. Социальные программы и фонды оказания помощи сиротам. Существуют фонды которые оказывают помощь беспризорным детям исиротам как у нас в России, так и за рубежом Из зарубежных фондов самые распространенные такие как Фонд Ротари , Фонд Сабре, Сеть Фондов Сороса Из российских одним из известных является Фонд Содействия. Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд

Содействие создан 18 декабря 1991г. группой граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге. Целью Фонда Содействие является безвозмездная поддержка детей сирот и семей их опекунов и попечителей. Задачами Фонда Содействие являются содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению содействие в правовой защите детей сирот организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России содействие государственным организациям в защите прав детей

сирот привлечение добровольных пожертвований установление и развитие связей с аналогичными организациями а Российской Социальные программы Фонда Содействие являются Правовая защита Целью программы является организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам с детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства

Фонда СОДЕЙСТВИЕ с привлечением к работе в нм профессиональных юристов. Поддержка Целью программы является оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот. Ночлежка Цель программы профилактика беспризорности и правонарушений, совершенных детьми, привлечение общественности и средств массовой информации к обсуждению и решению

проблем беспризорных детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы. Здоровье Целью программы является содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей сирот, профилактика простудных заболеваний и гриппа в осенне-зимне-весенний период, пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей сирот к занятиям физической культурой

и спортом. Программа предусматривает приобретение для детей сирот профилактических средств витаминные комплексы, пищевые добавки и т.д а так же оплата занятий в спортивных секциях и клубах. Помощь Целью программы являются оперативная материальная и другая помощь семьям опекунов детей сирот и многодетным семьям. Привлечение общественного мнения, через средства массовой информации к проблемам детей-сирот и многодетных семей, помощь в поиске спонсоров для многодетных семей.

Солнце для всех Цель программы оказание помощи опекунам детей сирот в организации отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря. Завтра в школу Цель программы помощь опекунам детей сирот в подготовке детей к новому учебному году. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви. Праздник в каждой семье

Цель программы создание атмосферы праздника для детей сирот в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников, создания условий при которых ребенок сирота не чувствовал бы себя человеком второго сорта. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий в дни зимних каникул. Соучастие Цель программы оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских

домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве. День рождения Праздник детства Цель программы оказание помощи опекунам детей сирот в организации празднования Дня рождения опекаемого ребенка. Программа предусматривает оказание опекунам детей сирот единовременной материальной помощи для организации праздника и приобретение подарка ко Дню рождения опекаемого ребенка. Оказание помощи беспризорным детям и сиротам

Русской Православной церковью. Русская Православная Церковь также принимает участие в помощи беспризорным детям и детям-сиротам. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов. Священники беседуют с детьми, рассказывают им о вере и Церкви, крестят желающих. К церковным праздникам, особенно к

Рождеству Христову и Пасхе, для детей устраиваются праздничные представления, им раздают подарки. Там, где возможно, организуются экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь. Иногда удается приобщить детей к каким-то видам деятельности при храме или принять в воскресную школу. Другое направление - создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей. На этом пути церковным структурам приходится сталкиваться с огромными трудностями.

Основная группа проблем связана с недостатком помещений и финансирования. Даже для небольшого приюта необходимо отдельное здание или часть здания, где могли бы разместиться спальни, комнаты для занятий и игр, туалет, душ и другие помещения. Даже при наличии такого здания, что бывает далеко не всегда, его ремонт и переоборудование под приют стоит огромных денег. Большие средства необходимы и для обеспечения функционирования приюта.

Однако даже в тех случаях, когда удается каким-то образом решить материальные проблемы, найти спонсоров, возникают почти непреодолимые бюрократические сложности с официальной регистрацией приютов. Необходимо получить разрешение нескольких комиссий, которые, руководствуясь формальными инструкциями, придираются к малейшим отклонениям от предписанных норм, в то время как государственные детские учреждения в большинстве случаев функционируют с гораздо более серьезными нарушениями.

Данное положение приводит к тому, что многие церковные детские приюты существуют на нелегальном положении, не получая никакой поддержки от государства. Лишь в некоторых случаях приютам, созданным церковными организациями, удается получить официальный статус и государственное финансирование. Еще один вид работы церковных учреждений с бездомными детьми - создание социальных станций, где дети могут пообедать, пройти медицинский осмотр и санитарную обработку, получить психологическую помощь.

Работники таких станций пытаются также вернуть детей в семью или устроить в приюты. Какой бы ни была форма помощи социально осиротевшим детям, свою важную задачу работники церковных организаций видят в том, чтобы духовно отогреть попадающих к ним детей, подготовить их к самостоятельной жизни, помочь им обрести духовную и нравственную опору через приобщение к Церкви. Истоки социального сиротства в России. Проблема детей-сирот приобретает все большую остроту

и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции крушение гуманизма, итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни утверждение

надиндивидуальных форм культуры - от диктата группы до тоталитаризма обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства. населения, резкое и прогрессирующее ослабление

этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и расцвет масс культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания - серьзнейшая проблема современной педагогической науки Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме,

в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной

дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в

стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы

и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения,

непосредственно отражающихся на детях распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов

и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое скрытое социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность

огромного количества детей и подростков. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются

невротические симптомы. Более 50 несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30 детей, имеющих психические отклонения, росли без отца. Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку попечительство и на усыновление, около 30 от их числа устраиваются

в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью после гражданской и великой Отечественной войн волну социального сиротства. Статистика свидетельствует по числу детей-сирот, приходящихся

на каждые 10 тысяч детского населения а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей, Россия занимает первое место в мире. Почти 50 детского населения страны около 18 млн. находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством.

Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие добровольный отказ родителей

чаще матери от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители мать могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.

В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов,

вынуждающих население страны к хаотической миграции. Пути преодоления социального сиротства. Назовем главные 1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе. 2. Возрождение духовной культуры нации. 3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства. 4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных

на гуманизме, любви и уважении к ребенку возвращение воспитания в учебные заведения. 5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений. 6. Совершенствование системы устройства детей-сирот. Заключение. Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Сиротство это перманентная социальная проблема.

Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях профилактика социального сиротства эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д. и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства,

часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Литература 1. Гражданское право. Том 2 учебник. Издание 2 е, перераб. и доп. под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Проспект, 1999 720с. 2. Гражданское право учебник под ред. С.П. Гришаева.

Юристъ, 2000 484с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Сказки в обучении английскому языку в начальной школе»
Реферат «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Реферат Комманды Norton Commander
Реферат Taekwondo Essay Research Paper Eng Comp ITaekwondoTaekwondo
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Технологические процессы переработки молока и молочных продуктов» Профиль 3: «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции»
Реферат СМИ как агент социализации в современном обществе
Реферат Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт
Реферат Макроэкономическое равновесие 12
Реферат Распад Союза Советских Социалистических Республик
Реферат Проблема ТБО ее история и современные масштабы
Реферат Ефект відчуження в драматургії Бертольда Брехта
Реферат Анализ финансовой устойчивости предприятия и пути ее укрепления
Реферат Abortion Essay Research Paper AbortionThe loss of
Реферат Alice In Wonderland Interpretations Essay Research Paper
Реферат С.П.Боткин – выдающийся русский врач и ученый