Реферат по предмету "Сексология"


Работа с лицами, "обнаружившими" свою гомосексуальность

Работа с лицами, «обнаружившими» своюгомосексуальность
/>В этой статье рассматривается феномен, известный под названием«обнаружение», и предпринимается попытка объяснить, почему он играетважную роль в формировании сексуальной идентичности лесбиянок и геев. Крометого, описываются некоторые пути, посредством которых происходит«обнаружение», проводится параллель между этим процессом и развитием идентичности«цветного» населения и инвалидов, а также рассматривается, как«обнаружение» протекает у бисексуалов. Особое внимание обращается наслучаи, когда в процессе «обнаружения» у человека возникают те илииные препятствия, в связи с чем приводятся клинические примеры.
Первымделом необходимо определить, что означает понятие «обнаружение»,после чего выяснить, почему оно столь важно для формирования здоровойидентичности лесбиянок, геев и бисексуалов.
"«Обнаружение»предполагает комплекс изменений во внутри- и межличностной сферах и частоначинается в подростковом возрасте, продолжаясь в последующем, сопровождаяразные события, связанные с открытым признанием человеком своей сексуальнойориентации" (Hanley-Huckenbruck, 1989, р. 21).
Кохени Штейн (Cohen and Stein, 1986, p. 32) определяют «обнаружение» как  «термин,означающий сложный процесс развития, связанный на психологическом уровне сосознанием и открытым признанием собственных гомосексуальных чувств и мыслей.Для некоторых людей „обнаружение“ означает публичное признание своейпринадлежности к геям и лесбиянкам. При этом различные факторы влияют на то,будет ли формирующаяся у человека идентичность восприниматься им какположительное или отрицательное явление».
Почему «обнаружение» так важно
Эриксон(Erikson, 1946) показал, что человек в процессе своего психического развития,решая различные задачи, проходит восемь стадий. Формирование психическойидентичности предполагает интеграцию сексуальности в целостный образ«Я», и это чрезвычайно важно для психического здоровья человека. В тоже время Эриксон указывает на то, что формирование идентичности представляетсобой комплексный процесс взаимодействия между личностью и обществом. Посколькуформирование идентичности геев и лесбиянок в отягощенном гомофобией обществепротекает во многом иначе, чем у гетеросексуалов, их психическое развитиеозначает интеграцию стигматизированной сексуальности в их образ «Я».Стигматизация, детально описанная в предыдущей статье, связана с понятиемгомофобии.
Впоследние двадцать с лишним лет были предложены различные психологическиемодели, позволяющие описать процесс «обнаружения» (Grace, 1977; deMonteflores and Schultz, 1978; Kimmel, 1978; Cass, 1979; Trioden, 1979; Woodmanand Lenna, 1980; Coleman 1981/82; McDonald, 1982; Minton and McDonald,1983/84). В этой главе будут рассмотрены модели Касса, Колемана, а также модельВудмана и Ленны. Их можно считать комплиментарными по отношению друг к другу,хотя в отдельных частях они вступают друг с другом в противоречие. Как былопоказано в первой главе, до сих пор не выявлено определенных «причин»гомосексуальности, а потому процесс признания человеком своей гомосексуальнойориентации продолжает вызывать споры. Приводимые здесь три модели«обнаружения» могут помочь психотерапевтам и клиентам лучше пониматьдинамику формирования гомосексуальной идентичности.
Однаиз основных проблем использования этих моделей заключается в том, что онипостроены на предположении, будто человек может быть либо гетеросексуалом, либогеем. Ошибочность этого вывода была показана в первой главе. Тем не менеемногие психотерапевты и ученые продолжают ему следовать. Поэтому дляпсихотерапевтов, а иногда и для клиентов особую сложность представляетопределение того, является ли клиент «настоящим» бисексуалом или егобисексуальность следует рассматривать лишь как защитный механизм (сопротивлениепризнанию собственной гомосексуальности). Поскольку у многих людей сексуальнаяориентация с течением времени изменяется, иногда имеет место сопротивлениепризнанию себя и в качестве гомосексуала, и в качестве бисексуала,проявляющееся либо в форме рационализации, либо в отрицании собственнойгомосексуальности, а также «настоящей» бисексуальности.
Важноотметить, что данные модели не следует воспринимать в качестве линейногоописания процесса формирования сексуальной идентичности. Люди, как правило, непереходят последовательно от одной стадии к другой (McDonald, 1982), и клиентодновременно решает задачи, относящиеся сразу к нескольким стадиям. Приводимыемодели следует рассматривать лишь как описательные, помогающие определитьнаиболее актуальные для человека задачи формирования его сексуальнойидентичности. Их вряд ли можно использовать для прогнозирования этого процесса.В то же время они задают определенную теоретическую основу, помогающуюпсихотерапевту и клиенту лучше понять происходящее. Предполагается, для тогочтобы достичь более полной интеграции своей сексуальности, человек долженпройти каждую из стадий, но это не означает, что его сексуальная идентичность будетпредставлять собой нечто неизменное.
Напроцесс «обнаружения» оказывают влияние разные факторы — такие какпол, раса или национальность, место жительства (город или провинция), диапазонизменчивости сексуального поведения, ценности и установки общества в данныймомент, индивидуальные особенности (включая психическую организацию человека,семейные отношения и т. д.), физическое развитие, наличие или отсутствиефизических недостатков. Целесообразно рассмотреть некоторые из этих факторовболее подробно.
Пол
Учитываяразличия в социализации мужчин и женщин в нашем обществе, процесс«обнаружения» для каждого пола будет протекать по-разному. Лесбиянкисначала усваивают женские роли, которые накладывают на их«обнаружение» заметный отпечаток (Groves and Ventura, 1983).Некоторые наиболее существенные различия, свойственные процессу«обнаружения» лесбиянок и геев, заключаются в следующем:
большинствомужчин первоначально вступают в сексуальный контакт с лицами своего пола еще дотого, как начинают думать, что они геи (Weinberg, 1978). Большинство женщин,догадываясь о своей гомосексуальной ориентации, еще не имеют опыта сексуальныхконтактов с лицами того же пола, либо опыт этих контактов у них еще очень мал(Ventura, 1983);
геиобычно вступают в продолжительные и осознанные гомосексуальные отношения послетого, как они идентифицируют себя в качестве геев (Troiden, 1979); многиеженщины вступают в такие отношения еще до того, как открыто признают себялесбиянками (Cronin, 1974, Ventura 1983);
существуеттакже разница в возрасте, когда лесбиянки и геи впервые начинают осознаватьсвои гомосексуальные переживания. Джей и Янг (Jay and Young, 1979) указывают,что, по данным их наблюдений, для женщин этот возраст составляет 18 лет, а длямужчин — 13-14 лет;
Белли Вейнберг (Bell and Weinberg, 1978) показали, что более 90 % лесбиянок имелиопыт сексуальных связей с мужчинами, а многие из них даже были замужем. Геи же,как правило, не вступают в сексуальные отношения с женщинами и не женятся.
Раса
Почтидля всех этнических меньшинств характерно наличие в их культуре определенныхморальных запретов на гомосексуальность, которые обычно связаны с религиознымитрадициями. Представители этнических меньшинств, несомненно, сталкиваются срасовой нетерпимостью. При этом расовая идентичность всячески поддерживается,по крайней мере в семье. Осознание же и утверждение человеком своейгомосексуальной ориентации происходит чаще всего в атмосфере осуждения состороны членов семьи и общества. Для лесбиянок и геев, представляющих этническиеменьшинства, этот процесс осложняется еще и проявлениями расовой нетерпимостисо стороны белого большинства. Одним из недавних примеров, подтверждающих это,может служить судьба черного британского футболиста Джастина Фэшану, который воктябре 1990 г. открыто признал себя геем. Старейшая газета черного сообщества«The Voice» поместила в качестве передовой статьи сообщение о том,что брат Джастина выразил свое негативное отношение к этому факту. Данноесообщение дополнялось также несколькими другими статьями с выраженнойантигомосексуальной направленностью.
Притом, что белым лесбиянкам и геям по-прежнему сложно найти себе положительныеобразцы для подражания в лице преуспевающих и открыто признавших себягомосексуалами лесбиянок и геев, представителям этнических меньшинств найти длясебя такие образцы вовсе невозможно, и это еще больше снижает их самооценку иусиливает ощущение социальной изоляции.
Место жительства
Длялесбиянок и геев жизнь в большом городе имеет многие плюсы. Здесь им легченайти себе подобных, тем более что во многих городах гомосексуальное обществоболее оформлено и даже действуют гомосексуальные службы знакомств и телефонныелинии доверия. Живущие же в провинции лесбиянки и геи испытывают социальнуюизоляцию и даже часто думают, что являются единственными гомосексуалистами всвоем городке или поселке (см. пятую главу). Хотя это и нехарактерно длябольшинства геев и лесбиянок, но некоторые из них, живущие в провинции, подчасимеют недостаточный доступ к газетам, книгам и социальным группамгомосексуальной направленности. Из случайных телевизионных и радиопередач ониполучают лишь отрывочную информацию о жизни сексуальных меньшинств, а мужчиныобщаются с себе подобными, делая надписи на стенах туалетов, что вряд липриводит к формированию положительного представления о жизни гомосексуалов.Если установки общества в отношении них негативны, а страх осуждения достаточносилен, процесс «обнаружения» обычно приобретает затяжной характерлибо вовсе блокируется из-за переживаемого человеком страха, недостаткаинформации или поддержки, а также чрезмерной зависимости от критичногосоциального окружения.
Диапазон изменчивости сексуального поведения
Какуже отмечалось ранее, большинство клиницистов и ученых считают, что сексуальнаяориентация может быть лишь двух типов — гетеросексуальной и гомосексуальной.Для лиц, которые «обнаруживаются» в качестве бисексуалов либосексуальная ориентация которых предполагает превалирование черт гетеро- илигомосексуальности, на процесс «обнаружения» оказывает влияниеотсутствие их бисексуальной идентичности. Многим лесбиянкам и геям бифобиясвойственна так же (см. третью главу), как многим гетеросексуалам свойственнагомофобия. Для бисексуалов проще сначала «обнаружиться» в качествелесбиянок или геев, поскольку для поддержки их идентичности имеются различныеорганизации и общественные ресурсы. В то же время, если бисексуал захочет затем«обнаружиться» в качестве такового, существует опасность, что онокажется в изоляции и лишится поддержки гомосексуального сообщества.
Длябисексуала, первоначально утвердившего свою гомосексуальность, процесс«обнаружения» имеет «двойной» характер, поскольку он связанкак с осознанием своих гомосексуальных потребностей, так и с утверждением своейбисексуальной идентичности. Для лесбиянок и геев, в течение долгих летутверждавших свою гомосексуальную идентичность, «обнаружение» себя вкачестве бисексуалов чревато опасностью нарушения их прежней идентичности.
Приобсуждении моделей «обнаружения» группы геев и лесбиянок включаюттакже и бисексуалов.
Доминирующие в обществе установки и ценности
Поцелому ряду факторов наиболее благоприятные условия для «обнаружения»существовали в конце 1970-х — начале 1980-х годов в Великобритании, особенно вЛондоне. Это было время акций, проводимых «Фронтом освобождения геев»(GLF), когда угроза СПИДа еще не была столь острой, как в последующие годы.Моральный шантаж, который в результате распространения СПИДа в 1980-1990-е годыпринялись проводить в отношении геев бульварные газеты, значительно осложнилпроцесс «обнаружения».
Общественныенастроения, установки и ценности отражаются на внутрипсихических процессахчеловека и восприятии им того, насколько согласуется с ними процесс«обнаружения» и каким может быть реакция общества на открытоепризнание человеком своей гомосексуальности. Поэтому для того чтобыпсихотерапевт мог работать с проблемами, которые связаны с сексуальнойидентичностью клиента, он должен осознавать особенности социального,культурного и политического контекста.
Индивидуальные особенности
Существуютиные всевозможные факторы, влияющие на процесс «обнаружения».Хэнли-Хеккенбрюк (Hanley-Hackenbruck, 1989, p. 25) напоминает о том, что впроцессе «обнаружения», как и во всяком процессе развития,  «индивидуальныеособенности определяют большое разнообразие его вариантов, связанных не толькос его продолжительностью и этапностью, но и с особенностями протекания каждогоиз этапов, а также с тем, насколько легко или сложно человек решает характерныедля каждого этапа задачи. Индивидуальные нюансы процесса определения своейидентичности трудно перечислить. Они определяются особенностями личности ихарактера, возрастом, когда человек впервые осознал свою инакость,особенностями протекания физических процессов, ригидностью семейных взглядов (вчастности тех, которые касаются сексуального поведения), религиознымвоспитанием, негативным или травматичным опытом, связанным с сексуальнойориентацией».
Чтобыпонять, как данные факторы влияют на процесс «проявления»,психотерапевт должен все это учитывать.
Физические и сенсорные недостатки
Наличиеэтих недостатков также влияет на «обнаружения» лесбиянок и геев. Длялиц с такими недостатками этот процесс будет значительно осложнен. Представимсебе, например, женщину-инвалида, передвигающуюся на коляске. Зная о том, чтоона лесбиянка, женщина при этом находится в сильной зависимости от тех людей,которые помогают ей передвигаться (посещая большинство пабов и клубов,женщина-инвалид должна будет подниматься или спускаться по ступенькам; многиеиз них расположены в полуподвальных помещениях или на первых этажах зданий) иделать покупки. Периодические издания гомосексуальной направленности могутбыть, как правило, куплены лишь в местах встреч лесбиянок и геев. Это жеотносится к соответствующим книгам и либеральным библиотекам.
Одиниз наиболее важных моментов заключается в том, насколько отягощены гомофобиейлюди, которым предстоит осуществлять уход. За многими инвалидами ухаживают ихродители или другие люди. Так, скажем, некоторым студентам-инвалидам помогают волонтерыместных отделений социальной службы. В тех случаях, когда оказывающие инвалидупомощь имеют проблемы сексуального характера, процесс «обнаружения»для него может быть серьезно затруднен.
Улиц, которые могут пользоваться телефоном, возможность получить помощьзначительно выше, чем у людей с нарушениями слуха и речи. Многие линиителефонной помощи еще не оснащены текстовыми приставками для глухих, хотя этооборудование довольно дешево и дает глухим людям возможность общения при помощителефона.
Печатнаяпродукция, включая литературу гомосексуальной направленности, помогающаясформировать положительную самооценку, недоступна слепым. К счастью, «PinkPaper» (см. «Приложение 2») иногда выходит на аудиокассете.
Качество психотерапии
Особенностипроцесса «обнаружения» клиента определяются также его восприятиемпсихотерапевта. Во взаимоотношениях Клиента и психотерапевта проявляютсяреакции переноса и контрпереноса, а также реакции, основанные на реальности.Это делает необходимым прохождение психотерапевтом качественных супервизий иликонсультаций с тем, чтобы своевременно учесть эти реакции и реагировать на нихсоответствующим образом.
Модель Вудмана и Ленны
Вудмани Ленна (Woodman and Lenna, 1980) предлагают модель, которую я быохарактеризовал как преимущественно внутрипсихическую, поскольку онаориентирована на изучение внутреннего мира личности и ее психологическихпроцессов. Данная модель включает четыре стадии, напоминающие стадии утраты искорби, описанные Кублер-Росс (Kubler-Ross, 1969). Это стадии отрицания,нарушения идентичности, «торга» и депрессивная стадия. Вудман и Леннаотнюдь не считают, что конечным результатом формирования идентичности лесбияноки геев является депрессия, однако преодоление депрессии ведет к формированиюздоровой сексуальной идентичности.
Наэтой стадии клиент проявляет гомосексуальные наклонности, но геем себя непризнает. Обращаясь за помощью к психотерапевту, он предъявляет жалобы, неимеющие никакого отношения к его сексуальной ориентации.
Клинический пример 1
ДевятнадцатилетнийАлек обратился ко мне через студенческую службу психологическогоконсультирования с жалобами на приступы страха и бессонницу. Его состояниерезко ухудшилось с тех пор, как он поступил в университет. Он не мог сказать,что именно привело к ухудшению состояния, и лишь когда между нами установилисьдоверительные отношения, поделился со мной некоторыми своими переживаниями.Поначалу их гомоэротический характер был проявлен весьма слабо, но постепенноАлек смог рассказать мне о том, что испытывает половое влечение к некоторыммолодым людям со своего курса. По мере того как ему удавалось все лучшеосознавать и принимать свои гомосексуальные переживания, приступы страхавозникали у него все реже, а сон нормализовался.
Обычноможно видеть особенности функционирования защитных механизмов — репрессиирационализации или проекции, учет которых позволяет прийти к осознанию своихчувств и поведения. Случай с Алеком представляет собой пример репрессии. Клиентже, использующий рационализацию, в этой ситуации мог бы привести множествопричин, позволяющих ему объяснить свои переживания как «сиюминутные».
Клинический пример 2
Брайанбыл талантливым спортсменом и неизменным участником соревнований по регби. Онпользовался большим успехом у женщин и, посещая ночные клубы и дискотеки, менялих «как перчатки». В то же время он испытывал явные затруднения вустановлении с ними эмоциональной близости и, вступая в сексуальные отношения сженщинами, оставался бесстрастным. Постепенно Брайан стал все чаще знакомитьсяв пабах с геями и встречаться с ними, находясь в состоянии алкогольногоопьянения. Они приводили его к себе, чтобы заняться сексом. На следующий день,как правило, Брайан не мог вспомнить происходившего накануне, поскольку былсильно пьян. Позднее он объяснял свое поведение тем, что заниматься сексом смужчинами проще, чем с женщинами, а потому для удовлетворения своих сексуальныхпотребностей со временем стал посещать в основном пабы и клубы для геев.
Этотслучай представляет собой пример отрицания с использованием механизмов защитыпо типу сублимации и суппрессии.
Клинический пример 3
Работавшийпрограммистом Колин был женат. Он считался профессионалом высокого класса, и непоследнюю роль в этом играло то, что он проводил на работе по 12-18 часов вдень. Его семейная жизнь была далека от гармонии и связана для него снеприятными переживаниями. Для того чтобы хоть как-то их компенсировать, ониспользовал порнографическую продукцию. Колин «потреблял» ее в весьмабольших количествах, отдавая предпочтение самым «крутым» журналам ифильмам (с показом «реального» секса). В ходе психотерапевтическихсессий выяснилось, что преимущественное внимание при просмотре этой продукциион обращал на мужчин. На первый взгляд могло показаться, что таким образом онпытается убедить себя в том, что является «нормальным»гетеросексуалом. На самом же деле Колина в наибольшей степени возбуждали сценыи фантазии, где он либо занимался с мужчинами оральным сексом, либо наблюдал затем, как мужчины занимаются вагинальным или анальным сексом с женщинами. Никто,однако, не знал о подобных его фантазиях, и Колин сам не делал никаких попытокразобраться, насколько ему присущи бисексуальные или гомосексуальныепроявления.
Нарушение идентичности
Наэтой стадии клиенты начинают догадываться о том, что являются геями илилесбиянками, однако осознание этого для них, как правило, неприятно. Обращаяськ психотерапевту, они надеются, что тот поможет им лучше понять своюсексуальную ориентацию и преодолеть связанные с ней противоречивые чувства.
Клинический пример 4
Дон,работавшая банковским клерком, в определенный момент поняла, что испытываетсексуальный интерес к женщинам. По рекомендации психотерапевта она набраласьсмелости и позвонила в телефонную службу знакомств для лесбиянок. Затем онавстретилась с одной из женщин-волонтеров и отправилась в бар для лесбиянок. Тамеё представили нескольким женщинам, которые пришли к политическому осмыслениюсвоей гомосексуальной идентичности благодаря феминизму. На следующей сессии Донвыглядела еще более подавленной и одинокой, чем прежде. «Те женщиныпоходили на мужчин, — сказала она. — Они все были такие агрессивные! Если бытьлесбиянкой означает быть такой, как они, я, скорее всего, не лесбиянка».Дон переживала чувства смущения и отчуждения от других женщин, осознавших фактсвоего угнетения мужчинами и силу своей женской идентичности благодаря отказуследовать ожиданиям мужчин-гетеросексуалов (желающих, чтобы они былиженственными, мягкими и уступчивыми). На этой стадии Дон нуждалась в том, чтобыустановить контакт с женщинами, похожими на нее и разделяющими ее взгляды. Онарассердилась на психотерапевта за то, что тот не смог помочь ей познакомиться слесбиянками, похожими на нее.
Такимобразом, очень важно, чтобы психотерапевт имел представление о том, как построенаработа местных агентств, представляющих сообщества лесбиянок и геев, и каковыособенности их социальной жизни. Это позволит специалисту подготовить клиента квстрече с представителями этих сообществ и, возможно, предвидеть ситуации,аналогичные той, что описана выше.
Крометого, весьма часто проекция чувств злости и гнева, связанных с лесбиянками игеями, осуществляется на активистов их сообществ, которые «кичатся»своей гомосексуальностью, в частности на «женоподобных» геев,«представляющих других геев в плохом свете».
Клинический пример 5
Гневможет проецироваться клиентом и на психотерапевта. Если клиент негативновоспринимает некоторые проявления гомосексуальности, а психотерапевт«открыт» для проекций, он может вызвать у клиента отрицательные переживания.
Илейнвоспитывалась в очень религиозной семье. Она усвоила представление о том, чтогомосексуальность — это смертный грех. В процессе общения с психотерапевтом,когда тот проявлял терпимость к ее гомосексуальным чувствам и мыслям и дажепредложил девушке познакомиться с молодыми лесбиянками, она разозлилась напсихотерапевта. Ее расстроило и разозлило то, что психотерапевт повел себясовсем не так, как повели бы себя в этой ситуации ее родители.
Крометого, некоторые клиенты понимают, какой вред причинили своим пациентам (авозможно и себе) те психотерапевты, которые пытались «лечить»лесбиянок и геев. Такие клиенты иногда прибегают к услугам психотерапевта как кпоследнему средству. Они могут проявлять к нему враждебность, и психотерапевтдолжен помочь им выразить чувство гнева, не стараясь при этом от негозащититься.
Клиентытакже могут чувствовать: для того чтобы быть лесбиянками и геями, они должныотвечать гетеросексуальным стереотипам, сложившимся в отношении представителейсексуальных меньшинств. Так, например, женщинам может казаться, что они должнысоответствовать образу «плохих девчонок» — носить короткую стрижку ипить пиво, а мужчинам может представляться, что им следует быть женоподобными.Отчасти из-за того, что общество имеет недостаточное представление омногообразии форм поведения лесбиянок и геев, многим людям, особенно молодежи,кажется, что они должны соответствовать неким стереотипным образамгомосексуалов.
Торг
Наэтой стадии клиенты, осознавая последствия собственной идентификации в качествелесбиянок или геев, стремятся быть гетеросексуальными или вернуться к своемупрежнему образу жизни и прежней сексуальной идентичности. Клиенты могутвоспринимать психотерапевта в качестве внешнего сверх-Я и ожидать от негоопределенной помощи в этом. Вполне возможно, что обращение человека кпсихотерапевту связано с тем, что его семья или супруга (супруг) предлагают емупройти психотерапию и стать более «гетеросексуальным».
Психотерапевтдолжен понимать, что попытки «лечить» гомосексуальность будутнеобоснованными (Tripp, 1975) и неэтичными (см. вторую главу). Однакоспециалист должен сознавать и то, что, объясняя это клиенту, он можетспровоцировать раздражение и гнев. Целесообразно убедить клиента в том, что онспособен сам контролировать свое поведение, и дать ему понять, какого родапомощь может быть предоставлена психотерапевтом. Важно, чтобы клиент нечувствовал вины в том случае, если он попытается воспользоваться услугамидругих специалистов или временно прекратит посещать психотерапевта.Недефензивная профессиональная линия поведения психотерапевта и его способностьк эмпатии способны помочь клиенту справиться с чувствами раздражения и гнева ипонять их действительные причины, которые рождены попытками определенных лицили социальных институтов контролировать его поведение.
Наданном этапе определенную значимость для клиентов приобретают религиозныевопросы. Даже если представители церкви относятся враждебно к его сексуальнойориентации, клиент, например, может задавать себе вопрос, насколько егогомосексуальность согласуется с волей Бога. В настоящее время некоторые церквиболее терпимо относятся к лесбиянкам и геям, а потому психотерапевт можетпорекомендовать клиенту получить от них помощь (для получения дополнительнойинформации см. тринадцатую главу и «Приложение 2»).
Депрессия
Втех случаях, когда копинговые механизмы клиента оказываются недостаточными, унего может развиться депрессия. На этой стадии клиенты хорошо осознают своюгомосексуальную ориентацию, но вместо того чтобы проецировать свой гнев надругих, они направляют переживаемые ими чувства злости и вины на самих себя.
Однимиз серьезных препятствий на пути принятия клиентом своей гомосексуальнойориентации может быть реальная или предполагаемая утрата поддержки со стороны егосемьи и друзей. Важным фактором положительной самооценки человека является егообщение со значимыми для него людьми. Утрата любви и поддержки тогда, когдаотсутствует возможность их получения со стороны других людей, связана с большимриском для душевного равновесия. При этом у клиента может возникнуть негативноевосприятие лесбиянок и геев, и они перестают быть для него положительнымиобразцами для подражания.
Переживаемаяна этой стадии депрессия бывает довольно глубокой. Нередко возникает суициднаянастроенность, зачастую имеют место попытки суицида или членовредительства. Входе исследования, проведенного лондонской «Группой лесбиянок игеев-подростков», 20% всех респондентов младше 21 года сообщили осовершенных ими суицидных попытках, связанных с гомосексуальностью (Trenchardand Warren, 1984). Аналогичные данные были получены другими авторами (Hetrickand Martin, 1987). Психотерапевт должен об этом помнить и не стеснятьсяспрашивать клиента о наличии у него суицидных мыслей и переживаний. Очень важно,чтобы психотерапевт проявил при этом высокую степень эмпатии, а такжеспособность к принятию негативных чувств клиента и в то же время смог вселить внего чувство надежды. Кроме того, следует помнить о том, что переживаемыеклиентом чувства раздражения и гнева могут быть направлены против самого себя иприводить к попыткам самоубийства, с тем чтобы обвинить в своейгомосексуальности окружающих или избавиться от боли и страдания, связанных с«существованием» в качестве лесбиянки или гея.
Клиентдолжен иметь возможность выразить свои чувства вины и гнева, приводящие кразвитию депрессии. Возможно, это будет трудно сделать в тех случаях, когдапсихотерапевт, общаясь с клиентом, открыто признает свою собственнуюгомосексуальность, поскольку этому помешают реакции контрпереноса и основанныена реальности страхи клиента. Побуждая его к выражению негативных переживаний,психотерапевт должен помогать ему увидеть то хорошее, что связано с егогомосексуальностью. Следует подчеркивать, что успешное преодоление клиентомдепрессивной стадии сыграет решающую роль при интеграции им собственнойгомосексуальной идентичности в структуру личности.
Вудмани Ленна не говорят о том, что представляет собой принятие человеком своейгомосексуальности. Очевидно, что принятие своей гомосексуальности связано непросто с отсутствием депрессии, а с иными, очень важными изменениями вмироощущении человека. Модель Вудмана и Ленны предполагает, что, интегрировавсвою гомосексуальную идентичность в структуру личности, человек после успешногопрохождения им всех четырех стадий больше не пытается от нее защититься.Представленная ниже модель «обнаружения» отражает более широкийспектр как внутри-, так и межличностных процессов, протекающих параллельно спринятием индивидом своей сексуальной ориентации, отличной от ожиданийкультурного большинства.
Модель Касса
Вторуюмодель можно было бы назвать интеракционистской. Она разработана австралийскимпсихологом Вивиеном Кассом (Cass, 1979). Модель основана на двухпредставлениях: одно из них заключается в том, что наша сексуальнаяидентичность формируется постепенно, другое — в том, что изменения в нашемповедении определяются нашим взаимодействием с социальным окружением. Оба этипредставления находят объяснение в рамках концепции соответствия между образом«Я» человека, его поведением и тем, как они воспринимаютсяокружающими (Secord and Backman, 1961, 1964а, 1974). Когда соответствие междуними нарушается, человек должен найти способ восстановить нарушенное равновесиекаким-либо иным способом.
Кассописывает интеракционистскую модель, в соответствии с которой человек проходитдо шести стадий формирования гомосексуальной идентичности. Он можетостановиться на любой из стадий и находиться на ней до тех пор, пока нарушениеравновесия между его образом «Я», поведением и их восприятиемокружающими не заставит его перейти на следующую стадию. Рост происходит, когдачеловек пытается разрешить возникшее несоответствие между собственнымвосприятием себя и восприятием его другими как на когнитивном, так аффективномуровнях. Модель Касса включает следующие шесть стадий: нарушение идентичности;сравнение идентичности; терпимость к идентичности; принятие идентичности;гордость за собственную идентичность и синтез идентичности.
Нарушение идентичности
Доперехода на эту стадию человек обычно считает себя гетеросексуалом, посколькутаковым общество желает видеть всех. Если человек гетеросексуал, ему нетнеобходимости подвергать оценке свои представления о гетеросексуальности.Совсем в ином положении оказывается тот, кто ощущает свое отличие от других.Эта стадия характеризуется тем, что человек начинает понимать: слово«гомосексуальность» имеет к нему определенное отношение (поскольку онлибо проявляет гомосексуальное поведение, либо осознает свои мысли, чувства иреакции, вызванные сексуальными отношениями с лицами того же пола). У человекарождается мысль (которая может остаться невербализованной): «Мое поведение- это поведение лесбиянки или гея». Это приводит к появлению чувстваотчуждения от общества. В сложившейся ситуации люди ведут себя по-разному.Одному может понравиться идея оказаться лесбиянкой или геем, и он попытаетсяубедиться, насколько это соответствует действительности, читая книги,посвященные сексуальным меньшинствам, или иным образом. Другой человек можетвоспринимать свое поведение как гомосексуальное, но испытывать при этом сложныечувства. Он либо постарается изменить поведение, избегая или игнорируя любуюинформацию, касающуюся жизни лесбиянок и геев, либо станет отрицать, что имеетк ним какое-то отношение. Использование этой стратегии может принести успех,если человек сформирует устойчивую антигомосексуальную установку («борцаза высокую нравственность»), выберет асексуальный стиль поведения илипопытается добиться «реванша», «восстановив» свою гетеросексуальнуюидентичность и создав семью.
Насколькоподобная тактика избегания гомосексуальности окажется эффективной зависит, помнению Касса, от способности человека справляться с различными ситуациямипровокационного характера. Гораздо проще отказаться от посещения баров дляпредставителей сексуальных меньшинства, чем избавиться от сексуальных фантазийгомоэротического характера либо подавить в себе сексуальное возбуждение,вызванное присутствием лица того же пола. Успех подобной тактики будет также определятьсяспособностью человека использовать защитный механизм по типу«отрицания» и сохранить образ асексуальности или гетеросексуальности(следует учесть, что родственники могут оказывать на такого человека давление,заставляя его жениться или выйти замуж).
Третьимспособом разрешения противоречий описываемой стадии может быть восприятиечеловеком своего гомосексуального поведения как неправильного и его стремлениесохранить свою гетеросексуальную идентичность. Это относится к ситуациям, когдачеловек оказывается вовлечен в гомосексуальные отношения в период своегопребывания среди лиц одного с ним пола, например, в школе-интернате для девочекили в заключении. Помимо того, человек может признавать допустимостьсексуального интереса к лицам того же пола, но избегать с ними интимногоконтакта. Он может внешне провоцировать лиц того же пола к сексуальномусближению, но избегать поцелуев и других проявлений сексуального интереса. Вданном случае возможен и такой сценарий, когда человек словно говорит себе и окружающим:«Я не гей, потому что я не женоподобный». Он воспринимает своеповедение не как гомосексуальное, а видит в нем лишь попытку«эксперимента» либо, как в случае с «мальчиками в аренду»,способ заработать деньги или получить иные блага.
Сравнение идентичности
Задачаэтой стадии заключается в том, чтобы решить дилемму «кто я есть на самомделе?» и преодолеть социальную изоляцию, являющуюся следствием признаниясебя лесбиянкой или геем. Например, девушка знает о том, что другие женщинывызывают у нее интерес и половое возбуждение, но в то же время она понимает,что другие люди не разделяют этих чувств и испытывает отчуждение от общества,семьи и, возможно, своих друзей. Придя к осознанию своей гомосексуальности, онапересматривает свои прежние идеалы, ценности и ожидания относительнособственного будущего. Она признает, что ей не дано выйти замуж, создать семью,иметь детей, любящего мужа и других родственников, готовых оказать ей поддержкуи помочь ей воспитывать детей. Помимо пересмотра представлений о своемповедении и системе ценностей она приходит к осознанию того, что ей пока неудалось найти им какую-либо замену и что ей необходимо сформировать новуюсистему ценностей и новое мировоззрение.
Отчуждениеот окружающих может заставить ее искать контакты с другими лесбиянками и геями.Если девушка будет очень тяготиться своим отличием от окружающих, она,возможно, обратится за психотерапевтической помощью. Однако, как следует изматериала первых глав книги, психотерапевт понимает тщетность любых попытокизменить ее гомосексуальную ориентацию. Вместо этого он попытается помочьклиентке разобраться в ее чувствах и преодолеть последствия нарушения привычныхсоциальных связей.
Утех, кто на данной стадии испытывает чувство одиночества, существует возможностьиспользовать четыре способа его преодоления. Один из них заключается в том, чточеловек пытается примириться со своим отличием от окружающих, сформироватьновую идентичность и освоить иные формы сексуального поведения. Как правило, нетяготятся своей гомосексуальной идентичностью следующие категории людей:
— те, кто всегда ощущал свое отличие от окружающих и в дальнейшем связал его спонятием гомосексуальных чувств, мыслей и поведения. Осознавая своюпринадлежность к сексуальным меньшинствам, такие люди понимают, что существуютмногие другие, похожие на них, что дает таким людям ощущение «возвращениядомой»;
— те, кто всегда ощущал свое отличие от окружающих, связанное со своим нежеланиемследовать традиционным тендерным ролям (так, например, некоторые девушки немогут понять, зачем им нужно выходить замуж и иметь детей);
— те, кто получает удовольствие, ощущая свое отличие от окружающих. Они полагают,что их сексуальная идентичность — это то, что делает их особенными, непохожимина «нормальных» людей.
Хотячеловек может убеждать себя в том, что ему все равно, как думают о немокружающие, он все же будет стремиться в своем реальном поведении быть похожимна гетеросексуала, поскольку это позволит ему избежать неприятных ситуаций,относящихся к проявлениям гомофобии. Это бывает сделать несложно и требует лишьследования старым моделям поведения.
Вто же время подобная тактика таит в себе определенные трудности. Она окажетсяуспешной лишь в том случае, если человек сумеет:
избежатьнекоторых сложных ситуаций (например, рождественских вечеринок, на которыелюди, как правило, приходят с партнерами/партнершами противоположного пола);
держатьв тайне некоторую информацию о себе (например, о том, что человек делает ввыходные дни), следить за своим внешним видом, чтобы другие не заподозрили, чтоон — гомосексуал;
сознательностремиться производить впечатление гетеросексуала или человека, не проявляющегок сексу никакого интереса;
дистанцироватьсяот всего, что связано с лесбиянками и геями (например, не поддерживать являющихсялесбиянками и геями коллег по работе и не возражать против проявлений гомофобиииз страха подвергнуться осуждению со стороны окружающих).
Хотясоздание образа гетеросексуала помогает человеку избежать конфронтации сокружающими, оно не может разрешить определенных противоречий в его жизни,связанных, скажем, с тем, что ему придется вести «двойную жизнь». Унего может возникать ощущение, что он похож на шпиона, находящегося наоккупированной врагами территории (Ratigan, 1991) Вторым способом преодолениянесоответствия между образом «Я», поведением и внешними нормамиявляется принятие человеком своего гомосексуального поведения. В то же время онбудет избегать идентифицировать себя в качестве гея или лесбиянки. Девушка,например, может решить задачу, используя следующие стратегии:
1.Стратегия «особого случая»: девушка воспринимает себя в качествелесбиянки лишь в своих отношениях с партнершами. Она может говорить себе:«Если бы не Дженет, я бы уже была замужем и имела детей».
2.Амбисексуальная стратегия: девушка полагает, что она может вступать всексуальные отношения как с лицами другого, так и одного с ней пола. Она неиспытывает потребности в гетеросексуальных отношениях, но считает, что могла быих иметь, если бы захотела. Использующие эту стратегию лица нередко убеждаютсебя в том, что все люди («так утверждал Фрейд») бисексуалы, а такжевспоминают, кого из знаменитостей можно было бы отнести к их числу.
3.Стратегия «временной идентичности»: человеку кажется, что егогомосексуальное поведение носит временный характер и что он со временем создастсемью.
4.Стратегия «невинности»: характерна для тех, кто, признавая своюгомосексуальность, воспринимают ее как негативное явление. Люди,придерживающиеся данной стратегии, говорят себе: «Я таким родился, и вэтом нет моей вины». Они считают, что являются жертвами «злогорока». Такие люди формируют негативное представление о своей сексуальнойидентичности и испытывают отвращение к самим себе.
Третийспособ преодоления несоответствия между образом «Я», поведением ивнешними нормами на этой стадии связан с принятием человеком своейгомосексуальной идентичности. Однако из-за переживаемого им чувства социальнойизоляции он боится реализовать свои гомосексуальные потребности в поведении.Это особенно справедливо для случаев, когда человек боится быть отвергнутымсемьей, друзьями или церковью. Человек говорит себе: «Может быть, я гей,но я не могу позволить себе вести себя как гей». Для того чтобы преодолетьгомосексуальные потребности, такой человек может обращаться за помощью кврачам, психотерапевтам или служителям церкви. Четвертый способ преодолениявышеназванного несоответствия связан с тем, что человек негативно воспринимаеткак свою гомосексуальную идентичность, так и гомосексуальное поведение, истремится их изменить. Для этого он избегает всего, что так или иначе относитсяк гомосексуальной сфере. Длительное использование этой стратегии вряд ли будетуспешным и приводит к заметному снижению самооценки. Человек начинаетиспытывать к себе глубокое отвращение, и если данная стратегия обнаружит своюнеэффективность, дело может закончиться суицидом.
Терпимость к идентичности
Позавершении предыдущей стадии, если человек не изменит своей гомосексуальнойидентичности, он пытается ее утвердить все более последовательно, говоря:«Я, наверное, лесбиянка (гей, бисексуал)». Для того чтобы преодолетьчувство отчуждения от гетеросексуального окружения, все больше времени онпроводит, общаясь с другими лесбиянками, геями или бисексуалами. На этойстадии, однако, чувствуя, что ему «надо что-то делать», человек ещене вполне последователен в установлении контактов с представителями сексуальныхменьшинств. Он скорее мирится со своей сексуальной идентичностью, чем еепринимает. Ощущая растущее отчуждение от гетеросексуального окружения, онвесьма осторожно пытается установить новые социальные контакты.
Наданной стадии для человека наиболее важным является качество этих контактов.Если оно достаточно высокое, это поможет человеку перейти на следующую стадию.В то же время этому могут мешать всевозможные факторы — такие как излишняязастенчивость, плохие социальные навыки, низкая самооценка, страх конфронтациис гетеросексуальным окружением, интернализированная гомофобия. Хотя некоторыелюди получают удовольствие от посещения ночных дискотек, другим это кажетсяскучным или даже пугающим. Человек думает: «Если быть геем означаетпосещать такие заведения, тогда я не хочу быть геем». Возможно, онпродолжит общение с лесбиянками и геями, однако будет делать это уже не стольактивно, как раньше. В иных случаях у него может усилиться чувство отвращения ксебе («Я не хочу быть гомосексуалистом»). Тогда он постараетсяподавить в себе гомосексуальные проявления и прекратить любые контакты спредставителями сексуальных меньшинств.
Приобщениечеловека к гомосексуальной субкультуре на этой стадии, как правило, связано сположительными переживаниями. Это, в частности, дает возможность найтипартнера/партнершу. Изэй (Isay, 1989) полагает, что некоторым людям«любовь способна дать то, что позволит преодолеть свойственное им ранеесопротивление гомосексуальным импульсам, связанное с годами изоляции иотвращения к самим себе». Кроме того, приобщение к гомосексуальнойсубкультуре позволяет человеку сформировать положительные ролевые модели гомосексуальногоповедения, что помогает ему, общаясь с социальным окружением, почувствоватьсебя более комфортно и установить контакты с разными группами поддержки. Иногдаданный опыт может включать в себя некоторые негативные моменты, заставляячеловека, тем не менее, быть все более последовательным в утверждении своейгомосексуальной идентичности и в ее демонстрации окружающим за пределамигомосексуального сообщества.
Однако,так же как и на предыдущей стадии, человек может выбирать из двух основныхвариантов поведения. В одних случаях он будет положительно воспринимать общениес лесбиянками и геями, что позволит ему перейти на следующую стадию. В другихслучаях, осознавая свою потребность в сексуальных контактах с лицами того жепола, он будет избегать идентифицировать себя в качестве лесбиянки или гея. Приэтом он будет использовать описанные выше стратегии поведения («стратегиюособого случая», амбисексуальную стратегию, стратегию «временнойидентичности» и «невинности»). Если человек не изменит своейгомосексуальной идентичности, он сможет воспринять себя в качестве лесбиянки,гея или бисексуала.
Принятие идентичности
Благодарярастущему включению в гомосексуальную субкультуру у человека появляются новыедрузья, обеспечивающие его социальную поддержку. Он начинает положительнеевоспринимать представителей сексуальных меньшинства и признает их значимость всвоей жизни. Насколько успешно человек сможет пройти последующие две стадии, вомногом зависит от того, с кем он будет общаться.
Однилюди считают важным сохранить гомосексуальную идентичность как в интимныхконтактах, так и при общении с социальным окружением. Другие предпочитаютоткрывать ее лишь в интимных отношениях или в общении с узким кругом наиболееблизких друзей, избегая «демонстрировать» обществу (например, носитьзнаки гомосексуального отличия или принимать участие в социальных иполитических акциях, маршах и т. д.).
Установкана «соответствие» социальным нормам на этой стадии зависит отстремления человека использовать гетеросексуальные модели поведения напредыдущей стадии. Однако человек уже несколько расширяет круг своего общения спредставителями сексуальных меньшинств и избирательно демонстрирует собственнуюгомосексуальную идентичность, стремясь сохранить ее в тайне от социальногоокружения. Кроме того, он может избегать общения с теми лицами, которыенегативно относятся к его новой идентичности (например, с членами семьи,знакомыми, отягощенными гомофобией). Человек может поменять место жительстваили работу для того, чтобы снизить риск конфронтации с теми, кто плохоотносится к лесбиянкам и геям. Для многих людей все это позволяет существоватьболее-менее комфортно.
Другиеже приходят к мысли о том, что следование гетеросексуальным моделям поведениядля них более неприемлемо, у них обостряется ощущение непоследовательностисвоих поступков («нечестность по отношению к самому себе»), что ведетк их переходу на следующую стадию.
Гордость за собственную идентичность
Даннаястадия характеризуется полным признанием человеком своей гомосексуальной идентичности.Он убежден, что негативное общественное отношение к ней является ошибочным иначинает делить общество на «плохих людей» (гетеросексуалов),проявляя к ним недоверие и скепсис, и «хороших людей», то есть«своих». Он устанавливает тесные связи с представителями сексуальныхменьшинств, приобщается к гомосексуальной культуре: литературе, театру, балетуи т. д. Лесбиянки и геи воспринимаются им в положительном свете, становясь«значимыми другими». Человек также преисполняется чувством гордостиза свою сексуальную идентичность. «Я рад, что являюсь геем» — этислова из гимна гомосексуалистов 1970-х годов отражают мироощущение человека наэтой стадии. Вместе с чувством гордости за свою идентичность усиливаетсячувство неприязни к гетеросексуальному окружению, игнорирующему ценностьоднополой любви и гомосексуальных переживаний, играющих столь значимую роль вутверждении идентичности представителей сексуальных меньшинств. Сочетание этихполярных чувств характерно для лесбиянок и геев — «активистов».Человек становится равнодушен к тому, как его воспринимают гетеросексуалы и, вслучае необходимости, свободно демонстрирует свою идентичность. Это помогаетему объединить приватный и социальный образ «Я».
Вто же время в некоторых ситуациях такой человек скрывает свою идентичность(когда, к примеру, теряет работу или становится жертвой физического насилия,демонстрируя свою принадлежность к сексуальным меньшинствам). Сокрытие своейидентичности в этих ситуациях можно рассматривать как своеобразный компромисс.
Синтез идентичности
Человекпереходит на эту стадию, когда начинает осознавать, что разделение людей на«наших» и «иных» теряет смысл. Благодаря укреплениюконтактов с гетеросексуалами, которые с пониманием относятся к представителямсексуальных меньшинств и оказывают им поддержку, человек приходит к признаниютого, что далеко не все гетеросексуалы отягощены гомофобией.
Опытобщения с ними позволяет лесбиянкам и геям разглядеть много общего между собойи своими друзьями-гетеросексуалами и в то же время заметить отличия отнекоторых представителей сексуальных меньшинств. Они перестают восприниматьсебя лишь в качестве лесбиянок и геев и начинают понимать, чтогомосексуальность составляет лишь один из аспектов их психической идентичности.В то же время, независимо от уровня интегрированности сексуальной идентичностив структуру личности человека, он будет осознавать свое отличие отгетеросексуалов. Поэтому вряд ли можно говорить о полной интеграции, по крайнеймере в обозримом будущем.
Модель Колемана
Третьямодель была разработана Эли Колеманом (Coleman, 1981/82). Она включает пятьстадий, отражающих различные аспекты процесса «обнаружения»:пре-обнаружение, обнаружение, исследование, первые отношения и интеграцияидентичности.
Пре-обнаружение
Мыне знаем причин, лежащих в основе появления у человека сексуального интереса клицам того же пола, хотя их исследование ведется уже давно (см. первую главу).Колеман, однако, полагает — и эту точку зрения разделяют Мэни и Эрхардт (Maneyand Ehrhardt, 1972), — что тендерная и полоролевая идентичность закладываютсяпримерно в трехлетнем возрасте. Как считают Мани и Эрхардт, выбор объектасексуального интереса определяется тендерной идентичностью, а потомусексуальная ориентация человека формируется уже в раннем детстве. Хотя этотвзгляд нуждается в дополнительном обосновании, отмечает Колеман, он заслуживаетсерьезного отношения. Если признать, что наша сексуальная идентичностьзакладывается в раннем детстве, вполне можно допустить, что и родители ребенка,и сам ребенок в той или иной мере осознают какое-то его чем-то«отличие» от других детей. В первые годы жизни ребенок усваиваетсемейные установки и ценности, в том числе связанные с гомосексуальностью.Ребенок понимает, что его «отличие» от других детей может вызватьнеприязнь и насмешки. У него формируется заниженная самооценка и различныезащитные механизмы, позволяющие избежать сложных моментов, связанных спроявлением им своих гомосексуальных переживаний.
Настадии пре-обнаружения многие люди еще не осознают своих гомосексуальных чувстви не могут объяснить, что в них плохого. Переживаемый ими внутриличностныйконфликт отражается либо в поведенческих нарушениях и психосоматическихрасстройствах, либо в суицидных попытках. Многие лесбиянки и геи, как правило,ощущают свое «отличие» от других людей задолго до того, как соотносятего со своей принадлежностью к сексуальным меньшинствам (Jay and Young, 1979).
Обнаружение
Этастадия начинается с того, что Пламмер (Plummer, 1975) называет «темиосознанными или полуосознанными моментами, когда человек начинает восприниматьсебя в качестве гомосексуала». Основной задачей человека на данной стадииявляется раскрытие им своей гомосексуальности в общении с другими Людьми, чтоприводит к ее признанию. Очевидно, если раскрытие гомосексуальности протекаетблагоприятно и не встречает осуждения со стороны окружающих, самооценкачеловека повышается, а положительное отношение к нему других людей позволяеткомпенсировать психические травмы, перенесенные в предыдущие годы. Если же этотпроцесс протекает с осложнениями, интернализованные чувства вины и стыдаусиливаются еще больше. Поэтому данный момент в жизни человека являетсякритическим, и очень важно, чтобы он получил поддержку со стороны другихлесбиянок и геев. Дэнк (Dank, 1973) обнаружил, что вероятность обострения учеловека чувства вины и одиночества, а также потребности в получении импсихиатрической или психологической консультации тем ниже, чем дольше человекосознает свою гомосексуальную идентичность. В то же время для формирования болееустойчивой и положительной гомосексуальной идентичности он должен проявлятьсмелость, демонстрируя ее значимым для него гетеросексуалам.
Психотерапевтможет помочь клиенту, обсудив с ним, кому именно имеет смысл еепродемонстрировать и как себя вести при появлении у этих людей тех или иныхреакций. Кроме того, нелишне указать клиенту на конкретные сложности,испытываемые им в принятии своей гомосексуальной идентичности. Не исключено,что некоторые люди поначалу воспримут ее негативно. В то же время действительнолюбящие клиента близкие люди рано или поздно примут его гомосексуальность вкачестве составной части его психической идентичности.
Исследование
Этастадия связана с включением человека в сообщества лесбиянок и геев.Первоначально социализированный в качестве гетеросексуала, он нуждается в том,чтобы развить навыки взаимодействия с представителями сексуальных меньшинств, атакже сформировать достаточно высокую самооценку и доверие к своейгомосексуальности (что может существенно отличаться от ранее приобретенныхгетеросексуальных качеств и навыков). Изэй (Isay, 1989, p.6i) пишет, что«отношения, наполненные любовью и взаимным доверием как сексуального, таки несексуального характера, очень важны для формирования здоровойгомосексуальной идентичности и положительного образа „Я“».
Отдельныелюди и общество в целом воспринимают сексуальное и социальное поведениечеловека на этой стадии как «незрелое, безнравственное илиразвратное» (Coleman, 1981/82). Однако следует признать, что оно являетсяпроявлением запоздалой «подростковости», связанной с определенной«задержкой развития» (Grace 1977), возникающей из-за того, что многиелесбиянки и геи не имели в подростковом возрасте возможности решить задачи,свойственные данному периоду.
Первые отношения
Вконце концов, потребность в интимной близости берет свое и человек начинаетискать для себя партнеров (интимные отношения здесь следует отличать от«случайных связей»). На этой стадии интимные отношения окрашеныпереживаниями подростковой фазы развития и характеризуются особой яркостью,низкой способностью человека их контролировать и дефицитом доверия. Человекстрастно желает, чтобы эти отношения оказались успешными, хотя ему явно нехватает образцов для подражания, демонстрирующих возможность открытого, счастливогои длительного гомосексуального союза (см. шестую главу).
Многиегеи «застревают» на стадии поиска партнеров с характерными для неенепродолжительными, но яркими интимными отношениями. Нередко это бывает связанос трудноразрешимым переживанием собственной вины за неудачно завершавшиесяпрежние контакты.
Интеграция идентичности
Витоге происходит интеграция приватной и социальной гомосексуальной идентичностив структуру личности. Колеман напоминает о том, что этот процесс протекает напротяжении всей жизни. Данная стадия характеризуется тем, что интимныегомосексуальные отношения становятся открытыми, свободными и наполненнымивзаимным доверием. Человек становится способен контролировать своигомосексуальные переживания. Колеман игнорирует внутрипсихические конфликты,свойственные большинству лесбиянок и геев, постепенно приходящих к признаниюсвоей идентичности. Он ничего не пишет о защитных механизмах, упоминаемыхавторами двух других моделей. В то же время модель Колемана можно назватьаффирмативной. Использование им понятия «задержка развития» позволяетлучше понять некоторые особенности поведения геев, нередко являющиеся причинойобвинений в том, что они интересуются лишь сексом и неспособны к глубокимотношениям. Модель Колемана более корректна для описания особенностейформирования идентичности геев. Он проводил свои исследования среди геев.Поэтому попытка экстраполировать созданную им модель на поведение лесбиянок ибисексуалов выглядит недостаточно оправданной.
Заключение
Вэтой главе рассматривались некоторые основные особенности процесса«обнаружения» лесбиянок и геев. Многие из этих особенностей относятсятакже к процессу «обнаружения» женщин и мужчин-бисексуалов. Посколькуданные особенности отражают процесс здоровой интеграции стигматизированнойсексуальной идентичности, которая составляет главную цель«обнаружения», а бисексуальная идентичность также стигматизирована,их соотнесение к процессу «обнаружения» бисексуалов представляетсяоправданным.
«Обнаружение»является сложным процессом развития, предполагающим изменения внутри- имежличностной сферы и охватывающим всю взрослую жизнь человека.«Обнаружение» не является одномоментным событием и протекает поразличным сценариям.
Процесс«обнаружения» тесно связан с формированием психической и социальнойидентичности, а также с формированием самооценки человека и развитиемспособности к установлению им глубоких, аутентичных отношений с окружающими.
Описанныев этой главе модели не являются линейными, то есть не утверждают, что человекпоследовательно проходит все стадии «обнаружения». Они описываютмножество взаимосвязанных этапов, каждый из которых характеризуетсянеобходимостью решения определенных задач. Данные модели не являются жесткими,и клиенты могут сталкиваться с необходимостью решения нескольких задачодновременно.
Тривышеописанные модели — не более чем общие схемы, позволяющие описать некоторыезакономерности процесса «обнаружения». Кроме того, их недостаткомследует признать то, что они построены на основе двухполюсного представления очеловеческой сексуальности, включающей в себя широкий спектр самых различныхвариантов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gay.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Место Швейцарии в экономике Европы
Реферат Основания возникновения административно правовых отношений
Реферат Аннотация программы дисциплины Социально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях Цели и задачи дисциплины
Реферат Молекулярные механизмы сплайсинга
Реферат Профсоюзы США
Реферат Заработная плата и эффективность её использования
Реферат Технология сборки и сварки вертикального цилиндрического резервуара для хранения нефтепродуктов
Реферат ООН в России
Реферат Международные финансовые корпорации
Реферат Международные валютные отношения и валютная система
Реферат Sexism Science And Culture Essay Research Paper
Реферат Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников
Реферат Гуня, Дмитрий Тимофеевич
Реферат Международные кредитные операции
Реферат Современные проблемы озеленения заповедной части г. Таганрога