Министерство образования РФ Средняя общеобразовательная школа при Посольстве РФ в Республике Мозамбик РЕФЕРАТ по предмету «Обществознание» на тему: ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Выполнил: ученик 10 класса Иванов М.Г. Руководитель: Соколов В.Н. г. Мапуту 2007 ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ……….……… 2.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ… 2.1Исторически сложившиеся трактовки причин девиации. 2.2 Основы и причины девиации… 2.3 Основные формы девиантного поведения… 2.4 Аддикция…. 3.ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…. 4.Социальный контроль Заключение… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… Введение Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяет¬ся отношение к ним.
Отклонение от нормы столь же есте¬ственно, как и следование им. Полное принятие нормы вы¬ражается в конформизме, отклонение от нормы - в различ¬ных видах девиации, девиантного поведения. Во все време¬на общество пыталось подавлять нежелательные формы че¬ловеческого поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам.
Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подра¬зумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противо¬правными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное
(буквально - преступное) поведение. Оба зна¬чения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии. 1. Понятие социальной нормы Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол¬няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор¬мы осуществляют регулирование и социальный контроль поведения. Они носят ярко выраженный воле¬вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра¬жение воли.
При этом в отличие от индивидуального воле¬изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцениваёт и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи¬сывает, ее характерной чертой является императивность — единство оценки и предписания. Социальные нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путем предписания, требова¬ния, пожелания и ожидания.
Нормы - это образцы, конст¬рукты, которые предписывают то, что люди должны гово¬рить, думать, чувствовать и делать в ситуациях общения и деятельности; они выполняют функции интеграции, упоря¬дочивания, поддержания процессов функционирования об¬щества, общностей, социальных групп и индивидов. Социальные нормы вырабатываются с учетом: социальной структуры общества и содержания обще¬ственных отношений; интересов, представлений, стереотипов восприятия групп и организаций о должностном, допустимом,
возмож¬ном, одобряемом, желательном или неприемлемом и т.д. Нормы-предписания различаются сферой охвата. Первая сфера - это нормы, которые возникают и суще¬ствуют только в малых группах непосредственного межлич¬ностного общения людей. Интересно в этом отношении привести следующий пример. По результатам своих экспериментов американский социолог
Элтон Мэйо установил нормы, которые при¬меняются к новым работникам организаций: не веди себя со «своими» официально; не говори начальству то, что может навредить членам группы; не общайся с начальством чаще, чем со «своими»; не изготавливай изделий больше, чем другие участни¬ки организации. Вторая сфера - это нормы, которые возникают и функ¬ционируют в больших группах - общностях. Это обычаи, традиции, нравы, законы права, этика общения и культура поведения.
Любой социальной группе присущи свои тради¬ции, обычаи, манеры, этикет. Например, существуют свет¬ский этикет, манеры поведения молодежи, общенациональ¬ные традиции и нравы. Расположение социальных норм в нарастающем поряд¬ке применения санкций и наказаний можно представить так: привычки, обычаи, манеры, законы, табу. Мягче всего на¬казываются отдельные виды групповых привычек, напри¬мер, семейные; строже всего караются грубые нарушения правовых законов и табу.
Дезинтеграция общества в переходные периоды приво¬дит к разбалансированию системы социальных норм. Это происходит из-за того, что нормы - это прежде всего обязанности одного челове¬ка по отношению к другому или к другим; они формируют систему социальных отношений в группе и обществе в це¬лом. Но нормы - это еще и ожидания: от индивида, выполняю¬щего ту или иную роль в соответствии с нормой, другие люди ждут вполне однозначного поведения и отношения.
Как мы видим, нормы - это стражи порядка и храните¬ли социальных, духовных ценностей общества. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и целостно¬сти. Можно сказать, что разнообразие норм определяется сложностью взаимоотношений между государством и индивидом, группой индивидов, что в первую очередь, на мой взгляд, основано на взаимодействии, взаимозависимости, желании влиять на чье-нибудь мнение, коллизии взглядов и мнений отдельных индивидов и целых социальных
групп. 2. Девиантное поведение В процессе социализации возможны откло¬нения, дезинтеграция индивида. Такие явления называют¬ся девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, ко¬торые следуют такому поведению, называют девиантами. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, прости¬туция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бю¬рократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства 2.1
Исторически сложившиеся трактовки причин девиации В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть резуль¬тат деградации к более ранним стадиям человеческой эво¬люции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам,
как выступающая нижняя челюсть, реденькая бо¬родка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыс¬лители стали его последователями — они тоже устанавли¬вали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Уильям Шелдон, известный американский пси¬холог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает при¬сутствие характерных личностных черт.
Эндоморфу (чело¬веку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людь¬ми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к бес¬покойству, он активен и не слишком чувствителен. И, нако¬нец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувстви¬тельностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в другие концепции их постепенно вытеснили. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. п.).
Были получены данные о том, что некоторые умственные расстрой¬ства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или пси¬хологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов.
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, кото¬рая раскрыла значение социальных и культурных факто¬ров. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоре¬чивыми.
Все, что нарушает стабильность, приводит к нео¬днородности, неустойчивости социальных связей, разруше¬нию коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. По теории Дюркгейма, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм.
Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социаль¬ное единство. И, наконец, девиация способствует социаль¬ному изменению, раскрывает альтернативу существующе¬му положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм. Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р.Мертона. За главную причину девиации он принял разрыв меж¬ду целями общества и социально одобряемыми средствами
осуществления этих целей. В соответствии с этим он выде¬ляет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. (См. с.12) На данный момент, теория Дюркгейма является наиболее аргументированной и популярной. Известный социальный антрополог Р. Линтон ввел поня¬тия модальной и нормативной личности. обстоятель¬ства и выглядеть, на первый взгляд, похожими. Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают
данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры. Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество, тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведе¬нии все меньше и меньше отрывается от навязанного
«идеального» стереотипа. Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обус¬ловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкуль¬турой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.
Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие отвергают ее? Люди усваива¬ют девиантное поведение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существу¬ет вероятность, что он тоже станет преступником. Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отверг многие психологические и социологические объяснения
де¬виации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное пове¬дение, считается в некотором смысле «больным». Такие под¬ходы не учитывают политического аспекта девиации. Бек¬кер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. «Социальные группы
создают девиацию писал он поскольку они следуют прави¬лам, нарушение которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенным людям, кото¬рым, наклеиваются ярлыки аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация - не качество поступка, который совер¬шает человек, а скорее следствие применения другими людь¬ми правил и санкций против «нарушителя». Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т. к. они объяс¬няют
девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятель¬ных групп. Большинство людей, нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. Социлог Лемерт называет этот тип поведения первичной девиацией. Но что произой¬дет, если друг, член семьи, коллега или полицейский узна¬ют о таких поступках и расскажут
другим? Часто это при¬водит к тому, что называется вторичной девиацией: на че¬ловека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно он и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. Совершивший первичное отклонение индивид продол¬жает жить по-прежнему, без особых изменений. Он занима¬ет тот же социальный статус, выполняет те же роли. Но си¬туация резко меняется, когда индивид получает ярлык де¬вианта.
Многие социальные связи сразу прерываются, пре¬стиж и статус падают, возможна даже изоляция от социаль¬ной группы. Другими словами, вторичные от¬клонения, как правило, изменяет весь жизненный сцена¬рий человека. Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальны¬ми криминологами». Они отвергают все теории преступнос¬ти, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего
в обществе между различными группами. Так, когда возникает конф¬ликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. «Радикальная криминология» не инте¬ресуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сто¬ронники этой теории рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества.
2.2 Основы и причины девиации Девиантность определяется соответствия¬ми и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одно¬временно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклоне¬ние) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает
нормы своей субкультуры. Но отклоняющееся поведение имеет не только негатив¬ный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. В нормально развивающемся обществе 10 - 12% насе¬ления приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.
Групповые отклонения рассматриваются как коллектив¬ное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида ре¬ализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направ¬лена на других или на самого себя. Если человек длитель¬ное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз
- болезнь, которая возникает в результате конфлик¬та человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удов¬летворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей,
то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяет¬ся несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемлен¬ной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиа¬ция прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под катего¬рию противоправных действий
и социально наказуемые. В любом обществе, или на различных этапах его исто¬рического развития вырабатываются свои критерии оцен¬ки поведения сограждан или групп людей. Одни отклоне¬ния могут осуждаться, другие - поощряться. Для отдельных статусов и ролей существуют свои оценки со стороны девиантологии, а для других - иные. Например, такое свойство личности, как «сверхинтеллектуальность»,
Не всегда приводит к социальной поддержке. Для ученого, культурного деятеля она необходима, а для актера, спорт¬смена, бухгалтера, политического лидера, министра менее необходима, а в отдельных случаях даже является помехой. Фактор «сверхинтеллектуальности» не популярен в народе. Больше ценится твердый мужской характер, волевая лич¬ность, практическая ориентация. Преобладание подобных качеств в человеке воспитывает время, историческая эпоха.
Личностные качества и свойства способствуют возвы¬шению человека, усилению его положительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь к успеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта. Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику и предпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя, ху¬дожника или ученого. 2.3 Основные формы девиантного поведения К основным формам девиантного поведения в современ¬ных условиях
можно отнести преступность, алкоголизм, нар¬команию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою спе¬цифику. Преступность. Социологические исследования преступ¬ности и ее причин берут начало в работах русского статисти¬ка К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социо¬логии преступности дала работа франко-бельгийского ученого математика-статистика Л.А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.).
В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный по¬рядок преступлений, вытекающих из его организации. По мере изучения проблем преступности все большее ко¬личество факторов, воздействующих на ее динамику, попа¬дает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование. Выявлено также особое зна¬чение деклассирования, то есть разрушения или ослабления связей между индивидом
и социальной группой. В 30-е годы исследования выяви¬ли влияние внутригородских различий на уровень преступ¬ности: самые «преступные районы» - районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в некоторых индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступ¬лений.
В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую. Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступ¬ности под контролем на социально терпимом уровне.
Алкоголизм. С давних пор человечеству известны опья¬няющие напитки. Изготавливались они из растений, и их по¬требление было частью религиозного ритуала, которым со¬провождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш¬ленный способ получения этилового спирта. Именно это от¬крытие сделало возможным массовое потребление алкого¬ля, и в
XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в та¬ких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот¬ребление водка. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен¬том социальных традиций, обязательным условием офици¬альных церемоний, праздников, некоторых способов время¬препровождения, решения личных проблем. Однако эта ситуация дорого обходится обществу.
Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах и почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, гра¬бежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрез¬вом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность.
Как правило, используются три группы социо¬логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и струк¬тура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством. Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления.
Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщи¬нами, по возрастам и другим социально - демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в
социокультурных и этнических группах. Все перечислен¬ные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления. В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об¬наружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и произ¬водства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, на¬правленные на уменьшение потребности в алкоголе, улуч¬шение социальных и экономических
условий жизни, рост об¬щей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введе¬ния на территории некоторых стран «сухого закона» (Анг¬лия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели; потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина существования алкоголизма.
Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси¬хологический, демографический, юридический и медицинс¬кий аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение. Наркомания. Термин происходит от греческих слов narke — «оцепенение» и mania — «бешенство, безумие». Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств,
постепен¬но приводящей к глубокому истощению физических и пси¬хических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распростра¬ненности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как зло¬употребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление. Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызываю¬щие
зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения мотор¬ных функций, мышления, поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ раститель¬ного и химического происхождения. Точное количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несо¬вершенства системы социального контроля, но если по некоторым оценкам в 1998 г. их число могло
составить от 2 до 4% всего населения России, то в наше время это уже намного большая величина. Подавляю¬щее большинство наркоманов (до 70%) - это молодые люди в возрасте до 25 лет. Соотношение мужчин и женщин со¬ставляет примерно 10:1-(на Западе - 2:1). Более 60% нар¬команов впервые пробуют наркотики в возрасте до 18 лет. Таким образом, наркомания – это, прежде всего, молодеж¬ная проблема.
Тем более, что значительная часть наркома¬нов, особенно тех, кто употребляет так называемые «ради¬кальные» наркотики (производные опийного мака), до зре¬лого возраста не доживает. Суицид. Суицид — намерение лишить себя жизни, повы¬шенный риск совершения самоубийства. Эта форма откло¬няющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство
осуждали (с точ¬ки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, от особенностей личности. Иссле¬дования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, соци¬альное
и семейное положение. Мировой опыт исследования самоубийств выявляет ос¬новные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция к увеличению их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду - четверг.
Конец не¬дели больше «опасен» для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы откло¬нений зависит и от возрастной группы. Самоубийства со¬вершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10—12-летние дети! Миро¬вая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется
в городах, среди одиноких и полюсах общественной иерархии. Муществует два типа распространения само¬убийств: азиатский и европейский. Азиатский тип распространения самоубийств, объясняется национально-религиозными традициями, осо¬бенностями межличностных отношений, большим количе¬ством многодетных семей, псевдо-урбанизацией; европейский — не¬благоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком
работоспособ¬ных селян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городов по числу самоубийств лидиру¬ют малые и средние. Наконец, несомненна связь суицидного поведения с дру¬гими формами социальных отклонений, например, с пьян¬ством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии ал¬когольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство
лиц и 20,2% всех покушавшихся на свою жизнь. 2.4 Аддикция В настоящее время мало исследованной остается проблема аддикции (аддикция - пагубная склонность к чему-либо). Между тем, без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на мой взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы девиантного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством
приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций, принимает такие размеры, что начинает управлять жиз¬нью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим
быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты, люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мыш¬лением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответству¬ет их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отно¬шения, человек отчуждается от общества.
Вещества, предметы или действия, котороые могут быть предметом аддикции для людей с такой формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (вклю¬чая компьютерные), длительное прослушивание ритмичной музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека. Аддиктивное поведение формируется постепенно. Нача¬ло отклонения связано с переживанием интенсивного остро¬го изменения психического состояния человеком
в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что, существует определенный способ изменить свое психологическое состо¬яние, испытать чувство подъема, радости, экстаза. Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам и предметам аддикции. Сложные жизненные ситуа¬ции, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни.
Происходит формирование аддиктивного поведения как неотъемлемой части личности, то есть возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. 3. Делинквентное поведение Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадаю¬щие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм, наркомания, суицид – типичные девиации.
Но убийство дру¬гого человека - преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, из¬готовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджо¬ги и другие разновидности про¬тивоправных действий. Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсо¬лютно. То, что для одного человека или группы - отклоне¬ние, для другого или других может быть привычкой.
Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение пред¬ставителей других классов, особенно низших - отклонени¬ем. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолют¬но отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления со¬циальной справедливости. Но это не отклонение, а преступ¬ление, поскольку существует
абсолютная норма - юриди¬ческий закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления. Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные, или делинквентные поступки, группами риска. К ним относит¬ся, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и со¬циальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и
требованиями, предъявляемы¬ми к нему обществом. В силу физиологических особеннос¬тей формирующегося организма подросток отличается по¬вышенной активностью, но вследствие социальной незрело¬сти он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и зависимость личности от общества. Социологи, установили, что человек тем больше усваивает образцы деви¬антного поведения, чем чаще с ними сталкивается, и чем мо¬ложе его возраст.
Остановимся на основных видах делинквентного поведе¬ния среди молодежи. Преступность. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктив¬ный для общества характер. Ее можно определить как от¬носительно устойчивую распространенную форму девиант¬ного поведения, достигшую степени общественной опасности и определяемую уголовным законодательством. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связа¬но с возрастными группами от 14 до 29
лет, хотя ряд тен¬денций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тыс. детей в России ежегодно совершают преступле¬ния до достижения возраста уголовной ответственности). У преступности несовершенно¬летних и молодежи есть специфические черты: В-первую очередь, это высокая латентность преступности среди молодежи и несовершеннолетних (т. е. неполнота выявленных преступлений). Из-за неё фактический уровень преступности в 2-3 раза выше, чем зарегистрированный.
Латентность связана с тем что, у правоохранительных органов в настоящее время не¬достаточно сил и средств, и поэтому они стремятся сосредо¬точить их на борьбе с тяжкими преступлениями, в то время как заявления о менее тяжких преступлениях (а это 4/5 всех преступлений несовершеннолетних, т. е. кражи, хулиганство, грабежи) часто остаются без регистрации и меры по ним не принимаются. Во-вторых, это повышенная криминальная активность несовершеннолетних.
Уровень преступности среди подростков в 1,5 раза превы¬шает аналогичный показатель среди других молодежных групп. Преступность несовершеннолетних носит пре¬имущественно групповой характер — три из пяти соверша¬емых преступлений. Преступность несовершеннолетних и моло¬дежи в значительно большей степени, чем преступность взрослых, «чувствительна» к мерам борьбы с ней, к уров¬ню контроля со стороны семьи, воспитательных учрежде¬ний, социальных служб, общественности, тем более, что до 80% преступлений совершается вблизи
места жительства, учебы, в том числе и непосредственно в учебных заведени¬ях и общежитиях. Около половины преступлений несовер¬шеннолетних совершается из-за отсутствия родительского контроля. Можно выделить некоторые тенденции преступности несовершеннолетних и молодежи в России: 1.Процесс омоложения преступности обусловлен, как правило, вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность путем передачи криминального опыта и подстрекательства уголовными элементами.
2.Все больше молодых людей вовлекаются в сферу организованной преступности. Это создание группировок для контроля над определенной территорией или видом деятельности с целью получения прибыли в виде преступного про¬мысла (рэкет, проституция, торговля, наркотиками и т. д.). 3.Рост рецидива. В последние годы он составляет более 40%. В целом, молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет совер¬шают 58% всех зарегистрированных преступлений.
Причины преступности. Помимо общих причин делинквентного поведения можно выделить и специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи. В 30—40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено прямое отрицательное влияние родителей и старших членов семьи (пьянство, грубость, жестокость, асоциальный образ жизни). Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются: низкая культура, престижно-потребительские установки. Также преступность среди молодежи стимулируют отрицательные влияния в ближайшем
окружении: бытовом, учебном, производственном, как со стороны сверстников, так и взрослых; проникновение в молодежную среду стереотипов по¬ведения, несовместимых с общественными ценностями (про¬паганда наркотиков, культа силы, половой распущенности); распад системы обучения и трудоустройства подростков. В современную эпоху острых социальных потрясений не¬гативные отклонения, в том числе преступления, получают все большее распространение. Появились или получили распространение новые, особенно опасные,
формы преступности, в том числе преступность в бизнесе на внутригосударственном и международных уров¬нях (преступность транснациональных монополий), коррупция служащих, хищение произведений искусства, преступ¬ность, связанная с наркотиками, международный терроризм, преступления против потребителя(фальсификация продуктов), экологические преступления, экономический шантаж и др. Изменились и формы преступлений, и типы негативных отклонений в нашей стране.
Развитие частного предприни¬мательства, кооперации вызвали к жизни такую форму по¬сягательства, как рэкет. Получили развитие организован¬ная преступность, детская преступность, проституция. Механизм девиантного и делинквентного поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и к реальной жизненной конфликтной ситуации. На поведении сказываются острота и продолжительность конфликтной ситуации, особенности адаптации к
ней личности и другие моменты. 4. Социальный контроль Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиа¬цию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществ¬ляющий ее с помощью нормативного (морального,
право¬вого, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную не¬рвную систему социального института. Без функций соци¬ального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные за¬коном. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как си¬стема
распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержа¬ние и механизм социального контроля. Власть - форма социальных отношений, характеризу¬ющая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посред¬ством организационно-правовых механизмов, а также с по¬мощью авторитета, традиций, контроля и насилия. Сущно¬стью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
Власть существует и функционирует не толь¬ко в разных сферах общества, но и на трех уровнях его со¬циальной структуры: общественном, охватывающем наибо¬лее сложные социальные отношения; публичном, или ассо¬циативном, объединяющем общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых груп¬пах и т.п. Так же социальный контроль подразумевает наложение на личность определенных обязанностей и предоставлении
ей некоторых прав. Различие прав и обязанностей, регламентирующих по¬ведение и отношение человека, заключается в том, что одни свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли, или носитель данного статуса, должен делать по отноше¬нию к другим; другие говорят о том, что может человек себе позволить или допустить по отношению к другим, в чем заключается относительная самостоятельность человека. Соотношение прав и обязанностей в различных типах об¬щества и социальных группах различны: статус раба
в древ¬нем мире предполагал только обязанности и никаких прав; при авторитарном режиме права и обязанности асиммет¬ричны - у лидеров и правящего класса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более или менее уравновешены. Правовое регулирование существовало не всегда. Вна¬чале появились обычаи и традиции, затем табу.
Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования деятельнос¬ти человека. Традиции - это элементы социального и куль¬турного наследия, передающиеся от поколения к поколе¬нию и соблюдающиеся в силу общественного принужде¬ния. Прообразом права были табу (запреты) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственника¬ми.
Жизнь людей регламентировалась. Позже такие пра¬вила стали закрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанно¬стью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий, вторая ее расширяла.
В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового вре¬мени. Социальные санкции - оперативные средства социаль¬ного контроля, выполняющие функции интеграции, стаби¬лизации, социализации субъектов общественных структур. Санкции - это не только наказания, но и поощрения, кото¬рые способствуют соблюдению социальных норм.
Вместе с ценностями санкции определяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы как бы защищены с двух сто¬рон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Санк¬ции - это совокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, то есть за конформизм и система нака¬заний за отклонение от них, то есть за девиантность. Кон¬формизм представляет собой внешнее согласие с общепри¬нятыми нормами потому, что внутренне индивид
может со¬хранять в себе несогласие с ними, но никто не будет знать об этом. По существу установление конформизма - это одна из целей социального контроля. Можно выделить четыре типа санкций: 1. Формальные (позитивные санкции) - публичное одоб¬рение со стороны официальных организаций: правитель¬ства, министерств, ведомств, союзов, творческих объединений. 2. Неформальные (позитивные санкции) - публичное одобрение: дружеская похвала, молчаливое признание,
аплодисменты, комплименты, слава, почет. 3. Формальные (негативные санкции) - наказания, пре¬дусмотренные правительственными указами, администра¬тивными инструкциями, предписаниями, распоряжениями, приказами, юридическими законами. 4. Неформальные (негативные санкции) - порицания, за¬мечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелатель¬ный отзыв, жалоба. Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться
от того, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтро¬лем. В ходе социализации осуществляется одновременно, и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть - это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его само¬контроль как принцип реальности сдерживают поток энер¬гии бессознательных
процессов, стихийных импульсов лич¬ностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний кон¬троль. Но, если у человека самоконтроль находится на низ¬ком уровне, то организациям социального контроля (госу¬дарству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно прихо¬дится вступать в
действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан. В то же время жесткий детерминизм, постоянные огра¬ничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит раз¬витие собственного самоконтроля, сдерживает самореали¬зацию, самосозидание себя как личности. Можно сделать вывод: при развитом самоконтроле высока вероятность ус¬тановления демократии, при неразвитом - авторитарного режима. Сама система социального контроля может разбалансироваться и
начать допускать дисфункциональное по¬ведение индивидов. Такие деструктивные процессы проис¬ходят прежде всего в периоды кризисных ситуаций в обще¬стве. Отношение «человек - общество» является главным в системе отношений социального контроля. Данное отноше¬ние осложняется наличием уровня индивидуального созна¬ния в структуре общественного сознания. Появляются воз¬можности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения тех стереотипов, норм
и ценностей, которые пред¬лагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконт¬роля; общественное сознание - социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не толь¬ко государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура, семья и т.п. Эффективность социального контроля, группового дав¬ления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса.
К людям, имеющим различные лидер¬ские возможности в группе, применяются различные спо¬собы группового воздействия или давления. Заключение Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она ока¬зывается нерезультативной: через какое-то время отклоне¬ния возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере) подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться
с этим обще¬ство было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, пози¬тивным или негативным является отклонение, все формы де¬виаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, тер¬рористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники,
вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% на¬селения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными
отклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живут в со¬гласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопос¬лушными, т. е. социальными конформистами. Так, при об¬следовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных призна¬лись в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, скрытно воровали в магазине, обма¬нывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных — опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных
местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весь¬ма трудно, поскольку полицейская статистика регистриру¬ет незначительную часть происшествий. Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрез¬вычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — лю¬бой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нор¬мы.
Список литературы 1. Шишкин А.Ф Человеческая природа и нравственность М 1979. 2. Кравченко А.И.Социология М.: Логос-2000
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |