АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Институт государственного управления Специальность Государственное управление и право РЕФЕРАТ на тему Особенности развития российской и европейской, школ социологии права Подготовили Клебанов Д.И. Шабуцкий М.Р. Минск 2006. 1.
Социология права в России историко-содержательный аспект. Видные теоретики русской социологической школы права - такие, как, например Н.И. Кареев 1850-1931 гг Б.А. Кистяковский 1868-1920 гг М.М. Ковалевский 1851-1916 гг Н.М. Коркунов 1853-1904 гг П.И. Новгородцев 1866-1924 гг. и др. внесли весомый вклад в развитие правовой мысли.
Они пытались выработать социологическое понятие права методологические основы право, как разграничение интересов право как правоотношения и др. путем обращения его к изучению жизни раскрыть исторический генезис исследовать законы конкретной группы социальных явлений. Эти положения нашли, например, воплощение в трудах М.М. Ковалевского Социология, Б.А. Кистяковского В защиту права,
Н.И. Кареева Общие основы социологии, Н.М. Коркунова Русское государственное право и др. Интересные идеи в области социологии права высказал Б.А. Кистяковский, философ права и социолог либерального направления, профессор Киевского университета. В своих трудах он уделил большое внимание таким актуальным методологическим проблемам, как детерминизм социальных отношений, значение и роль правовых норм, вопросы образования
категорий социологии и права. Б.А. Кистяковский предстает в своих трудах сторонником формального юридического метода в правоведении. Вместе с тем он стремился обосновать системный подход к пониманию права, который включал бы в себя также и идеи социологической и психологической школ права. Русский профессор Н.М. Капустин связывал с действием права в обществе создание благоприятных обстоятельств для жизнедеятельности людей. Формирование таких условий он видел через достижение примирения принципов
равенства и свободы. Развивая его такой взгляд, А.М. Горовцев доказывал, что право осуществляет в основном функцию соединения интересов всех представителей общества, независимо от их сословного положения. Тем самым потенциал права им связывался с защитой принципов гуманизма. Близкую позицию по этому вопросу занимали такие русские ученые, как Е.В. Спекторский 1873-1951, до революции 1917 г. ректор
Киевского университета, а затем профессор Русской православной академии в Нью-Йорке, а также Б.Н. Чичерин 1828-1904. Так, например, Н.В. СпекторскийХристианство и культура убедительно показал особо положительное воздействие христианства на все сферы общественной жизни, а также на развитие государства, правосудия и духовного мира личности. Он связывал правовое поведение личности с ее духовными ценностями, прежде всего, такими христианскими,
как долг, справедливость, сострадание и др. Другой отечественный ученый - Б.Н. Чичерин, специалист в области философии и социологии права, активно выступал против натурализма в юриспруденции, который имел место на Западе. Суть такой позиции он и его сторонники обосновывали спецификой развития русского государства, его права, тесной их связью с христианскими положениями, особенно православием. Такая идея нашла обоснование и развитие в труде Б.
Н. Чичерина Философия права. Кроме того, в работе обращено внимание на связь правосознания с конкретными поведенческими линиями различных людей. Вместе с тем в ряде его положений нельзя не заметить элементы позитивистского подхода в области природы прав человека, взаимоотношений между государством и личностью. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяется государством, которое дарует их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистические функции.
В здравой теории отмечал Б. Чичерин также, как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что другой известный русский правовед Н.М. Коркунов довольно резко критиковал позитивистскую позицию в области прав личности. Он отмечал, что для такого учения личность сама по себе не представляет ценности.
Согласно данной теории, утверждал Н.М. Коркунов, прочный и твердый общественный строй установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы. Оригинальные идеи в области социологии права высказал известный русский исследователь В.С. Соловьев 1853-1900. Он обратил внимание в дискуссии со славянофилами на то обстоятельство, что право необходимо для успешного функционирования общества.
Это положение В.С. Соловьев противопоставил славянофильской идее о ненужности права для некоторых благословенных Богом народов. Наряду с этим, В.С. Соловьев обратил внимание на связь права и нравственности в обществе. Роль права в человеческой жизни, по его взгляду, предстает прежде всего в свете его высшего идеального предназначения. Согласно позиции В.С. Соловьева, высшая задача права в государстве сводится к служению нравственному прогрессу в обществе, необходимости помогать распространению среди людей морали.
Подобные взгляды разделял, а затем и развил философ и правовед П.И. Новгородцев 1866-1924. Он обратил внимание на то, что личность и общество связаны между собой правом. При этом личность, включаясь в систему социальных отношений, имеет не только определенные притязания, но несет и конкретные обязанности. П.И. Новгородцев, раскрывая соотношение прав и обязанностей личности в обществе, подчеркнул их связь с господствующей в нем нравственностью.
Именно нравственность объединяет людей в духе солидарности и единства. Вместе с тем он отстаивал положение в фундаментальном труде Об общественном идеале о детерминизме права в обществе, а само право связывал с элементами равенства и свободы. Следует также отметить, что П.И. Новгородцев внимательно изучил роль этнического начала в психолого-правовой концепции известного правоведа Л.
Петражицкого. Он дал всестороннюю оценку ей в критической работе Этнический идеализм в правовой философии 1903 г. Наряду с этими вопросами, русский ученый обратил внимание на проблему построения правового государства. Он отметил весомый теоретический вклад в решение такой сложной социолого-правовой и философской проблемы представителей славянофильства А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова и др а также и
Ф.И. Достоевского. Вместе с тем, развивая свою собственную позицию, он обратил внимание на следующее. Основой государственного единства выступает национальная культура, а также национальные святыни, идеалы истины, добра и красоты, а не этническое или хозяйственное объединение. Правовое государство, по мнению ученого, высшей своей целью ставит защиту человеческой свободы. Однако признать это в качестве доминирующей цели государства люди могут, только глубоко осознав отношение
свободы к высшим ценностям жизни, какими являются христианские ценности. Многие идеи П.И Новгородцева плодотворно развивались такими исследователями, как И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.Н. Алексеев, Г.М. Кагков, Г.В. Флоровский и др. Особое место в развитии отечественной социологии права занимает Л.И. Петражицкий 1867-1931, известный петербургский теоретик права, депутат
I Госдумы, эмигрировавший из России в Польшу в 1918 г. Значительное общественное признание и дискуссии среди российских правоведов, философов и социологов вызвал его труд и приложение к нему Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права. Основу права и движущий источник его развития, по Петражицкому, составляет психология личности. В комплексном виде она представляет собой следующее.
Основными движущими силами действия личности и различных социальных групп в обществе являются психические переживания. Они представляют собой эпицентр общественной деятельности людей. При этом одна область таких психических переживаний, а именно - познания и чувства, принадлежат к пассивным состояниям познающего субъекта. Другими по своему содержанию выступают активные переживания, волевые акты, направленные на пассивный субъект переживаний.
Чаще же, согласно позиции Л. Петражицкого, существуют переживания с двойственным характером - эмоционально-волевые, или просто эмоции. По его мнению, именно эмоции выступают в качестве причины, определяющей поведение человека к внешнему миру. Особое внимание ученый уделяет этическим переживаниям, которые лежат в основе моральных и правовых переживаний. Отсюда у Л. Петражицкого и специфическая, преимущественно с позиций субъективизма, трактовка правовой нормы,
являющейся, по его мнению, этическим переживанием. Наряду с этим, он подчеркнул, что правовая норма имеет двустороннее свойство, носит императивно-атрибутивный характер, т.е. предстают в виде единства между обязанностями и претензиями. Значительную роль сыграл в развитии социологии права Г.Д. Гурвич 1894-1965, русский и французский социолог и философ с 1920 г. эмигрант, а с 1948 г. возглавивший
кафедру социологии в Сорбонне. Он выдвинул и обосновал концепцию о том, что право представляет собой попытку реализации идеи справедливости в конкретной общественной системе. Наряду с этим, он очертил содержание и специфику ряда проблем, которые, по его взглядам, должны выступать в качестве предметной области социологии права. К ним Г.Д. Гурвич относил проблемы микросоциологии права, понимаемую в качестве различных взаимоотношений
людей, в которые они вступают по поводу данного юридического факта правовые проблемы различных социальных групп, вопросы генетической социологии права, выдвигающей закономерности и тенденции развития права и факторов, детерминирующих их развитие и упадок проблемы типологизации правовых норм, призванных сохранять общественную жизнь как систему и ее различных сфер экономическую, политическую, духовную, социальную. Эти и другие идеи социологии права, поднятые Г.Д.
Гурвичем, повлияли на последующие поколения исследователей, занимающихся важными проблемами данной науки и смежных с ней дисциплин. Ряд оригинальных теоретических идей, преимущественно методологического характера, высказал по проблемам социологии права В М Хвостов 1868-1920. Известный русский социолог и правовед полагал, что в основе социальной жизни лежит плюрализм сил онтологический дуализм или закономерностей, оказывающих воздействие на все общественные явления.
К таким закономерностям он, в частности, относил стихийно-естественные, психические, свободно-целеполагающие, правовые. Поэтому и оценка этого дуализма, а также изучение многообразных форм конфликтов в обществе стихийными и организованными, личными и групповыми, например предстает как важнейшая задача социологии права. Сущностью общественной жизни, по взглядам В. М. Хвостова, является сложное духовное взаимодействие между людьми.
Вместе с тем, основные вопросы общественной жизни им выделялись такие, как природа общественного идеала, учение о личности и социальных группах, развитие культуры, в том числе и правовой. Выявляя закономерности социальных процессов, исследователь обратил внимание на роль межиндивидуального духовного общения. Именно в ходе его, как считал В.М. Хвостов, осуществляется творчество культурных ценностей - логических, моральных, эстетических и правовых,
проявляющихся в бытии. Отечественные исследователи в области социологии права пристальное внимание уделяли роли государственной власти. При этом такие ученые, как, например, Ильин И.А. Соловьев В.С. Бердяев Н.А. подчеркивали, как внутренние, так и внешние функции государства, вскрывая их правовой и нравственный аспекты. Замечательный русский ученый Ильин И.А подчеркивая насущную потребность концепции сильного государства в развитии всех сторон жизни
российского общества, видел одновременно и реальные сложности реализации такой проблемы. Их он связывал с конкретно-историческими условиями развития России ее культурой, психологией людей, уровнем развития правосознания в стране, традициями и обычаями Ильин И.А. обращает внимание на следующее Однако идея сильной власти совсем не так проста и глубоко продумана. Она окружена соблазнами. Она может неверно истолковываться, противоправно строиться и дурно
применяться в жизни. Здесь необходима подчеркивает он большая предусмотрительность и ясность в определениях. Другой отечественный ученый Соловьев В.С. также исследовал положения о важной созидательной роли государства в развития общества, его движению к прогрессу, а также интернационализации народов планеты. Без государства отмечает известный философ невозможен был бы культурный прогресс человечества, основанный на сложном сотрудничестве кооперации многих сил. Характерно при этом, что идеи российских ученых прошлого
обращали внимание на социальную значимость всех ветвей государственной власти, связывая ее с благом общества. Так, Соловьев В.С. подчеркивал Ясно, что эти три различные ветви власти - законодательная, судебная и исполнительная при всей необходимой раздельности дифференциации не могут быть разобщены так как имеют одну и ту же цель правомерное служение общему благу. Таким образом, представители отечественной социологии права значительное внимание в своих трудах уделяли
следующим важным аспектам связи правовых отношений с нормами и принципами российского права, соотношению правового и нравственного сознания в жизни страны на рубеже ХIХ-ХХ веков, вскрытию социальной роли различных ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной в процессе сложного и противоречивого развития страны. Необходимо заметить, что видные российские правоведы, философы и социологи того периода внесли значительный
вклад в гуманитарную европейскую мысль в области социологии права, способствовали ее последующему приращению знаний. 2. Социология права в Европе генезис и эволюция развития Зарубежная социология права имеет свои исторические корни. Она неразрывно связана с развитием социологической мысли XIX и начала XX веков. Постепенно на этом этапе исторического развития сама теория права утрачивает
свой целостный характер. Она дифференцируется на общую теорию права, философию права и социологию права. Однако процесс подобного эволюционного развития в науке нельзя представлять упрощенно и однолинейно. Следует прежде всего обратить внимание на то, что ряд важных аспектов социологии права в значительной степени опосредовано, преимущественно на методологическом уровне, обнаруживаются в трудах основателей социологии О. Конта 1798-1857 и Г. Спенсера 1820-1903.
Французский ученый О. Конт известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии. Его основные труды Курс позитивной философии в 6-ти томах, а также Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества в 4-х томах. Он рассматривал социологию как науку об обществе, акцентируя внимание на действующих и способных действовать индивидов в отношениях между собой. Вся социологическая концепция его характеризуется идеалом порядка
и прогресса. Саму социологию он подразделил на две основополагающие составляющие - социальную статистику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем вторая - законы их развития и изменения. Социальная статистика, по Конту это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества. Разделяя общество на отдельные структурные институты, он выделяет семью, государство и религию, играющих
важнейшую роль в обеспечении органического единства всех людей. Социологический аспект права обнаруживается во взглядах О. Конта на государство. По его мнению, государств - это блюститель общественного порядка, стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения чувств, идей и интересов людей. Без этого невозможен общественный прогресс.
Вот почему следование общественному порядку, подчинение государству, его правовым установкам, полагает Конт священный долг любого представителя общества. Социальная динамика О. Конта - это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом факторов, которые он именовал вторичными например, климат, прирост населения, разделение труда, безусловное первенство ученый отдавал духовным, умственным.
Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и пути его развития определяются у О. Конта состоянием человеческих умов. Английский исследователь Г. Спенсер - продолжатель контовской, позитивистской линии в социологии и философии, основатель органической школы в социологии. Он многое сделал на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального анализа в изучении общества.
Его основной труд Основание социологии. Некоторые содержательные аспекты методологического характера - можно отнести к социологии права. Важное внимание английский ученый уделял функционированию общественной системы, ее различным организациям и учреждениям. По взглядам Г. Спенсера, социология призвана описывать и объяснять развитие политической организации, жизнедеятельность общества и его частей, а также определенные формы контроля над различными учреждениями общества.
Объектами социологического анализа являются знания, нравственность, эстетическая сфера, а также взаимная зависимость между структурами и организациями общества, с одной стороны, и жизнедеятельность людей, их поступки - с другой. Г. Спенсер обратил внимание на противоречивый, нередко понятный характер развития общества, в том числе и в правовой области. В этой связи он подчеркнул следующее. Нередко увеличению избирательных прав в обществе сопутствует то, что чиновничество ограничивает в разных
формах деятельность граждан. Важно заметить, что введение им в научный оборот категорий структура и функция, применительно к социальному организму, способствовал последующим поколениям исследователей реализовать положения Г. Спенсера применительно к социологии права. Велики заслуги в развитии современной западной социологии права Э. Дюркгейма 1858-1917, основателя французского направления в социологии.
Его значительными трудами являются О разделении общественного труда, Самоубийство. В историю социологии права он вошел, во-первых, концепцией объяснения социального социальным, во-вторых, идеей так называемой аномии. Согласно его взглядам, предметом социологии права выступает изучение права в его общественном контексте, связи между правом и моралью, а также феномен аномии как причины социальной патологии и часто преступности.
По мысли Э. Дюркгейма, главная особенность объяснения социального социальным заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в общественные нормы и становятся рычагами регуляции поведения индивида. Нормы и ценности политические, правовые, нравственные и др. выступают сторонами социального явления, эмпирической жизни вообще. Социальные нормы имеют принудительный характер особенно правовые, ибо заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием.
При этом важно, подчеркивает французский исследователь, что социальные нормы эффективны лишь тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, в том числе права, а на нравственное совершенство личности, моральный авторитет общества. Э. Дюркгейм, раскрывая структуру общества, обратил внимание на два его компонента, находящихся во взаимодействии. Первый - это материальные и духовные ценности, прежде всего право, искусство, нравы, не представляющие собой двигательной силы истории.
Второй - это люди как коллективная среда. Изучать их взаимовлияние, подчеркивал он, надо конкретно - исторически. Поскольку, например, преступление встречается во всех или большинстве обществ, оно рассматривается Дюркгеймом как явление нормальное. А вот некоторые явления, которые представлялись общими во всех развитых странах в конце XIX века, такие, например, как повышение числа самоубийств, ослабление их морального осуждения, некоторые типы экономических кризисов и т.д квалифицировались им как патологические.
Э. Дюркгейм дал обоснование понятию аномия отсутствие нормы, отсутствие права. Данным понятием он обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума и кризисных периодов развития общества. Это значит, что старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют. Объясняя аномию, ученый выделяет в качестве главного такое общественное состояние, при котором отсутствует регуляция поведения индивида, прежде всего моральная и правовая.
Выход из аномии он видел в развитии экономики, в ее нормативной регуляции, учитывающей право. В свете аномии Э. Дюркгейм объяснял и причину самоубийств в обществе, ибо они представлялись ему одной из тех форм, в которых передастся социальная болезнь всего общества. Заметное влияние на характер и содержание европейской социологии права оказал Макс Вебер 1864-1920. Немецкий ученый, основоположник понимающей социологии и теории социального действия,
применил ее принципы к исследованию политической власти, религии, права. Социология, по Веберу, является понимающей, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. А стержнем такой социологии является идея рациональности, нашедшая отражение и современном ему обществе. В своих взглядах М. Вебер раскрывает трактовку политической власти. Опираясь на свою теорию социального действия, он считает атрибутом социального действия взаимное ожидание
соответствующего поведения всеми субъектами, участвующими в политических отношениях. Это и обеспечивает легитимность господства те, кто управляют, ожидают, что их командам будут повиноваться те же, кем управляют, ожидают директивы определенного содержания. Так возникает предпосылка-тенденция, которая обеспечивает возможность максимально рационального поведения в политической сфере и позволяющая добиться предельной эффективности межчеловеческих взаимоотношений.
М. Вебер, исходя из своей методологии, анализирует легитимные тины государства. Он выделяет три легитимных типа господства и соответственно три типа мотивов повиновения 1 господство в силу обязательности легальных установок и личной деловой компетентности 2 господство, обусловленное нравами в обществе 3 господство на основе простой личной мотивации подданных. При этом только в первом типе господства мотивом повиновения в конечном счете является соотнесенный
с интересами других личный интерес, что и порождает рациональное действие. Обращая внимание на необходимость исключения представителей государственной власти от коррупции, М. Вебер высказывает следующее положение. При прочих равных условиях, считает он, при волеизъявлении народа, необходимо выбирать в органы власти людей, обладающих не только духовным богатством, но и определенным материальным состоянием В социально-психологическом плане такая личность более подходит для проведения
самостоятельной правовой политики. Значительную роль в формировании европейской социологии права сыграл австрийский юрист О. Эрлих 1862-1923. Необходимо отметить, что его целостная концепция права усложнена и противоречива. Он начинает с того, что связывает развитие и сущность права с социальной структурой общества, в том числе семьей, торговыми организациями, объединением людей, государственными структурами. Тем самым Эрлих обращает внимание на социальную обусловленность права.
Вместе с тем его трактовка права носит весьма расширительный характер, ибо рассматривает все общественные явления в качестве правовых. Наряду с этим, заслуга О. Эрлиха заключается в том, что он проводит четкую линию между правовой областью, правопорядком и иными сферами социальной жизни моралью, искусством, религией и т.д. Он отмечал также, что государство основывает свою деятельность не только на правовых требованиях.
И все же австрийский ученый неоправданно расширяет понятие права. Согласно его позиции, санкционированные государством правовые предписания являются только частью права. Наряду с ними, функционирует так называемое Живое право, а именно - такие виды правил поведения, которые, по его трактовке, ежеминутно создаются людьми в процессе их общения. Естественно, до появления конституции и собственности существовало определенное социальное право, объектом
которого являлось отношение и поведение человека. Но вряд ли можно согласиться с тем, что это было право в собственном смысле слова, представляющее нормы поведения, санкционированные требованиями государства. Именно в этом представляется слабое звено в идеи О. Эрлиха О живом праве. Дело в том, что он не проводит четкого различия между правилами поведения, не нуждающимися в государственно-принудительной санкции для их соблюдения, и правилами поведения, связанными
непосредственно с юридическими санкциями. Заметное воздействие в наше время в социологии права оказывает французская школа. Так, на основе преемственности идей Э. Дюркгейма ныне активно разрабатываются актуальные проблемы законодательства во Франции. Под руководством, например, Ж. Карбонье в 70-80-е гг. были реализованы исследования в области гражданского и семейного законодательства. Он оговаривается, что социология права не охватывает все
право, все его отрасли. По мнению французского ученого, стержнем социологии права является гражданское право. Ж. Карбонье считает, что социология права производна от социологии, развивалась как отрасль последней, а получив самостоятельность, активно взаимодействует с общей социологией. Вместе с тем он резко разграничивает, и даже противопоставляет юридическую социологию и традиционную юриспруденцию, утверждая, что последняя - носитель догматического подхода, а первая - центр недогматического
изучения права. Ученому из Франции принадлежит ряд интересных взглядов о соотношении юридической социологии с общей социологией, с другими гуманитарными науками, о внутренней дифференциации юридической социологии, о различных формах правовой психологии социальная, национальная, индивидуальная. В наше время видный французский юрист А. Арно организовал эффективную работу Международного института социологии права. Ежегодно он проводит различные конференции и научные семинары
по актуальным современным вопросам социологии права, в работе которых принимают участие известные ученые многих европейских стран. Примечательно также, что при институте создан Центр документации, собравший обширную базу данных по результатам многочисленных социально-правовых исследований, проведенных во многих странах планеты. Интересные исследования в области социологии права, помогающие законодательству, наряду с бесспорно
лидирующими учеными из Франции, проводятся в Дании, Финляндии, Швеции и других европейских государствах. Так, под руководством Б. Мари Блэгвау в последние годы к Дании была успешно проведена серия исследований в сфере трудового законодательства. Его результаты способствовали положительным изменениям в данной области.
За последние годы в Финляндии Р. Блюм исследовал сущность и природу правовых знаний в своей стране, проанализировал проблему правовой сознательности и отношения граждан к судебной практике, вскрыл значение правовой осведомленности для предотвращения преступлений. Регулярно проводятся социологические исследования общественного мнения по проблемам уголовного законодательства в Бельгии под руководством П. Винкс. Их результаты учитываются юридическими организациями страны.
Немалый вклад в развитии социологии права внес представитель Венгрии К. Кульчар. Он творчески исследует сложные вопросы о месте социологии права в науке, о соотношении теории права, философии права и социологии права. Ученый особое внимание обратил на то обстоятельство, что в отличие от изучения права в философском аспекте, как наиболее широком в познавательном плане, социология права рассматривает генезис, функционирование и развитие права как социально обусловленного
феномена. Это есть, по взглядам К. Кульчара, изучение роли права в формировании поведения людей, как фактора опосредованного воздействия на интересы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регулирования. Им также развивается плодотворный подход к рассмотрению общей теории права, как теории, отражающей единство философского, социологического и специально-юридического понимания права. К ряду общих проблем социологии права К. Кульчар относит выяснение социологических аспектов правотворческой
деятельности, а также правоприменительной деятельности. Эти вопросы венгерским ученым рассматриваются на основе материалов социологических исследований, проведенных в различных странах Европы. Таким образом, развитие социологии права в Европе имеет свои исторические корни и обусловлено объективными факторами общественного развития, в первую очередь глубоким исследованием социальных процессов в обществе, стремлением их основательно понять
и эффективно воздействовать всей системой господствующего права. Список использованных источников 1.Аннэрс.Э. Истоия европейского права. М 1998 2.Кудрявцев В.Н. Казимирчук В.П. Современная социология права. М 1995 3.Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983 4.История политических и правовых учений.
М 1995 г. 5. Громов И.А. Мацкевич А.Ю Западная социология. СПб 1997
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |