РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Курсовая работа на тему:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Выполнила
студентка IVкурса,
ГМУ-Д-8-1,
Гаршина Ю.В.
Москва 2004
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ.6
1.1. Сущность малого предпринимательства.6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России.12
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России.17
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.19
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства.19
2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства.21
2.3. Направления государственного регулирования малым предпринимательством.23
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.29
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.29
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства.33
3.3. Разработка рекомендаций по поддержке малого предпринимательства РФ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.1
БИБЛИОГРАФИЯ.2
ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий.4
ВВЕДЕНИЕ.
Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.
В последнее время власть пытается решить эту проблему, но попытки эти крайне осторожны и во многих случаях непрофессиональны. Беда государственного воздействия (федерального, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные).
Выработка концептуально-стратегических подходов всегда является сложным этапом и требует междисциплинарных исследований, применения совокупности методов, но всегда наиболее плодотворна потому, что позволяет понять взаимосвязь и взаимодействие экономических, социальных, правовых, духовно-культурных механизмов, которые в конечном итоге определяют становление и цивилизованное развитие такого сложного явления, каким является предпринимательство.
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный строй общества.
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.*Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.
Предыдущая модель общественного развития в нашей стране базировалась на подавлении предпринимательского духа в обществе и самого предпринимателя как носителя культуры и творческого стиля мышления. Опыт наших реформ (особенно начального периода) показал, что при отказе на словах от традиционной модели, стереотипов мышления фактически продолжается эта же линия. В стране не создан благоприятный предпринимательский климат, нет твердо установленных правил поведения на рынке, отсутствует широкая система мер поддержки инициатив граждан. Еще предстоит выработать оптимальные формы существования малого предпринимательства в нашей стране.
Исходя из этого, необходимо рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства, что и является целью моей курсовой работы.
Объектом исследования будет выступать малое предпринимательство, предметом исследования – сфера государственного управления малым предпринимательством.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ.1.1. Сущность малого предпринимательства.
Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.*
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
· в промышленности – 100 человек;
· в строительстве – 100 человек;
· на транспорте – 100 человек;
· в сельском хозяйстве — 60 человек;
· в научно-технической сфере — 60 человек;
· в оптовой торговле – 50 человек;
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
· в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».**
К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:
— кризис административно-командной системы хозяйствования;
— дефицит товаров, работ и услуг;
— чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
— замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
— легализацию (признание законом) предпринимательской деятельности;
— признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
- сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.
Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества.Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.
Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.***
Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.
Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы вмалом предпринимательстве — непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:
· в силу неисполнения обязательств по договорам;
· вытекающая из причинения вреда;
· в связи с нарушением действующего законодательства.
Гражданским законодательством предусматривается несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.
Иные формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.
Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).
Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.
Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России.
Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами государственной власти.
Закон был направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора всех форм собственности.
Если рассматривать историю малого бизнеса с этого момента до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов.
Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного бизнеса»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия. Цель развития малого бизнеса — насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.
Этап «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность. Малый бизнес привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий малого бизнеса привело к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.
Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице — трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Приватизация превращала государственную собственность в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффективности российской экономики.
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой — значительно криминализировало обстановку.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью широкомасштабной приватизацией и развития всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи; минимонопописты — преимущественно более опытное старшее поколение; «массовики и хамелеоны» — молодое. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х — начала 90-х годов приобрело необратимый характер.
На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.****
Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития мелкого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характери