Малков П.Ю.
«Доброне в бедности и не в богатстве, но в нашем намерении»
СвятительИоанн Златоуст
Сегодня,когда в нашем российском обществе вновь обрел свою силу голос ПравославнойЦеркви, ее суждения по самым различным вопросам заставляют прислушиваться к неймногих. И один из подобных вопросов, которым задаются составляющие немаловажнуючасть этого общества современные русские предприниматели (среди них немало иправославных людей, для которых церковное мнение крайне важно), таков: может лихристианин быть человеком состоятельным?
Напервый взгляд здесь все просто. Сама жизнь свидетельствует, что Церковь, в томчисле и в лице ее высших иерархов, поддерживает многих представителейроссийского бизнеса, а значительная часть предпринимателей, в меру собственныхсил и возможностей, помогает Церкви. Все это говорит о том, что она не тольконе избегает контактов со сферой бизнеса как чуждой для себя, но и сблагодарностью готова принимать ее помощь.
Однако,хорошо известно и то, что представители самых различных «левых» —социалистических и коммунистических — идеологий и движений в своей борьбе заимущественное равенство, в войне за пресловутый принцип «все поделить», издавналюбят в доказательство собственной правоты ссылаться на библейский текст и натворения древних христианских писателей. При этом они дерзко называют СамогоХриста родоначальником их собственных политических и экономических теорий, араннехристианские общины именуют первыми «коммунами».
Следуетпризнать, что при обращении к Евангельскому тексту им действительно удаетсяобнаружить некое внешнее сходство с собственными имущественными идеалами. Чегостоит хотя бы знаменитый эпизод с богатым юношей? Он приступает ко Христу свопросом о том, что ему следует делать, чтобы унаследовать Вечную Жизнь, Спасение.Господь беседует с ним и убеждается, что этот юноша соблюл все основные нравственныезаповеди ветхозаветного закона, что по образу жизни он вполне порядочный иблагочестивый человек. И тогда Христос обращается к нему с неожиданнымтребованием: «еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай, и раздайнищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною»(Евангелие от Луки, 18, 22). Юноша не находит в себе сил отказаться отбогатства и опечаленный уходит. Из этого рассказа действительно очень легкосделать вывод, что имущественное благополучие препятствует Спасению человека.Тем более, что за требованием Христа к богатому юноше в Евангельском текстеследуют знаменитые слова про «игольные уши» и верблюда: «удобнее верблюдупройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелиеот Луки 18, 24).
Еслимы обратимся к творениям христианских Святых Отцов, то увидим, что и у нихнемало нелицеприятных слов сказано о богатстве. Вот одно из самых резкихвысказываний на эту тему святителя Иоанна Златоуста: «богатство душу делаетгнусною, — а что бесчестнее этого»?
Такзначит, не зря отождествляют идеал нищеты и христианство? Значит, недаромсчитают древних христиан первыми идеологами коммунистической утопии?
Нов творениях того же святителя Иоанна можно найти и мысли совсем другого рода:«Не то я говорю, чтобы иметь богатство было грешно, грех — не разделять егобедным и худо пользоваться им».
Итак,богатство само по себе — не повод для укоров, оно не лишает человека надежды наСпасение. Нужно лишь суметь правильно им воспользоваться, чтобы оно обратилосьне во вред, а принесло духовную пользу его обладателю.
Нокак же тогда евангельский эпизод с богатым юношей? Ведь этот человек, какследует из новозаветного рассказа, был нравственно чистым и благочестивым. Ивсе же Христос потребовал от него отказаться от богатства — как тогоединственного, что по настоящему препятствовало ему удостоится Вечной Жизни.Значит, утверждая, что обладание богатством — не грех, Златоуст противоречитЕвангелию?
Чтобыответить на этот вопрос, нужно обратиться еще к одному отрывку из Евангелия отЛуки, к одной из самых сложных и загадочных притч Христа — к притче о неверномуправителе.
Притчи— выдуманные истории, сюжеты, сочиненные ради того, чтобы через иносказаниенаучить их слушателей неким вероучительным или нравственным истинам. Это оченьдревний литературный жанр, некогда весьма популярный на Востоке. Как известно, Христосдовольно часто произносил перед Своими учениками и народом притчи, тем самымисподволь подготавливая слушающих к будущему принятию полноты новозаветноговероучения, когда оно будет раскрываться уже не иносказательно, нопроповедаться открыто.
Однаиз таких притч — история о некоем управляющем имуществом в доме у богатогочеловека. Хозяин дома доверил ему свое богатство, а управитель, оказавшисьнепорядочным человеком, это богатство расточал. Господин дома узнал о том, чтоего слуга — вор, и сообщил ему о скорой грядущей отставке. Тогда управляющийрешил срочно принять некие меры и подготовить себе путь к отступлению. Онпригласил к себе должников своего господина и, пользуясь тем, что пока еще имелдоступ к «финансовой документации», дал им возможность фальсифицировать ихпрежние долговые расписки. Предположим, кто-то из них был должен его господинусто мер масла, а неверный управитель подменил прежнюю расписку новой, в которойстояла уже совсем иная цифра — пятьдесят мер. Все это было сделано им с однойцелью: чтобы, когда он будет окончательно уволен, кто-нибудь из должников, облагодетельствованныхстоль нечестным способом, принял бы его в свой дом.
Казалосьбы, эта история могла быть рассказана Христом лишь ради одного: для того, чтобынаучить слушателей никогда не поступать так, как этот бесчестный человек. Но, произнесяэту притчу, Господь, обращаясь к ученикам, сказал совсем о другом: «И Я говорю вам:приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняливас в вечные обители» (Евангелие от Луки 16, 9). Тем самым, Он неожиданнопризвал Своих учеников брать пример с этого человека. Он посчитал, что в этойистории для всех нас есть не только отрицательный, но и некий положительныйпример. Разумеется, Христос не учит своих слушателей воровству. Но чему жетогда?
Когдапред толкователем стоит задача изъяснить смысл той или иной притчи, он в первуюочередь выясняет: кто же ее герои? Нельзя рассуждать о сюжете любой истории, покане разберешься, кто ее главные действующие лица. Так кто же такие «господин» и«управитель» в этой притче? Если бы здесь излагался лишь обычный «криминальный»сюжет о финансовых злоупотреблениях, то он просто не попал бы в евангельскийтекст — эта книга не о том. Как мы знаем, Господь в Своих притчах прикровенноговорил чаще всего об отношениях человека с Богом. И здесь, по общепринятымтолкованиям, господин — это Сам Господь, а на месте управителя может оказатьсявсякий из нас.
Человекживет в этом мире на правах управляющего имуществом, которое на самом деле емуне принадлежит. Все, что мы имеем, — и деньги, и «недвижимость», и сама жизнь —даны нам лишь «во временное пользование» и когда-нибудь, в последний час, будуту нас отняты их подлинным Хозяином. В этом смысле, все, что мы здесь тратим, мытратим «незаконно», распоряжаясь чужой — Божией — собственностью, как будтосвоей. И все добрые дела, которые мы совершаем по отношению к окружающим, естьблагодеяния «за чужой счет», «за счет» Бога. Мы раздаем милостыню, которая насамом деле была подана нам, как «милостыня», нашим Творцом; мы прощаем другимлюдям те долги, которые они, по большому счету, должны не нам, а Богу. В этомсмысле, каждый из нас — неверный управитель, приобретающий себе друзейнеправедным богатством и надеющийся, что после нашей отставки — смерти — те, ктонами облагодетельствован из не принадлежащего нам имущества, примут нас в своикровы: будут молиться Богу о нашем Спасении.
Именноблагодаря изъяснению этой притчи и может стать понятно столь непростоеотношение церковной традиции к богатству: то столь доброжелательные, то стольнеприязненные высказывания о нем Святых Отцов. Дело здесь не в самом богатстве,а в том, как его обладатель поставит себя по отношению к нему. Ни богатство неесть препятствие для Спасения, ни бедность не есть безусловное средство длядостижения Царствия небесного. Это, по выражению того же Златоустого святителя«вещи безразличные». При этом следует помнить, что слово «безразличные»употреблено здесь отнюдь не в том смысле, что богатство никак не может нипомочь, ни воспрепятствовать Спасению. Оно очень легко может ему повредить, номожет ему и способствовать.
Разумеется,есть некие высшие идеалы христианской жизни, требующие, в том числе, и отказаот владения имуществом; в первую очередь — это идеал монашеской жизни. Но этопуть — не для каждого человека. Эта дорога для тех, кто целиком решилсяпосвятить себя служению Богу. Именно поэтому отказ от имущества в монашестве неесть отказ от богатства, как от чего-то злого, постыдного, но подлинное исовершенное самоотречение, отказ от любой мирской зависимости. При этом, известно,что христианин может достичь Спасения и вне монашества, хотя, как правило, и неспособен приобрести тех благодатных даров, которые возможно получить виноческом житии.
Какбы то ни было, Церковь весьма определенно высказывается о позволительности длячеловека обладать имуществом: «Можешь ты владеть богатством» — говорит учительЦеркви III века Климент Александрийский, выражая ту мысль, которую вслед за ним,будут повторять многие и многие Святые Отцы. При этом в оправдание владенияличным имуществом Церковь приводит ряд аргументов. Во-первых, для живущего вобществе отказ от имущества попросту невыполним. Во-вторых, если никто не будетобладать богатством, то нельзя будет и подавать милостыню, благотворить. Помысли преподобного Максима Исповедника, «правильно копит» богатство лишь тотчеловек, кто «заботится о том, чтобы не оскудевала рука его подавать каждомунуждающемуся». В-третьих, та бедность, к которой призван Христом человек, «нищетадуха» из евангельских Заповедей Блаженств, напрямую никак не зависит отматериального имущества христианина. Нищета духа — это полная самоотдача себяБогу, Его воле, и осознание собственного бессилия добиться чего-либо в жизнибез благодатной помощи своего Творца. Это нищета смирения, а не нищетаимущества.
Толькохорошо понимая все это, человек может добиться того, чтобы его богатство нетолько ему не повредило, но, напротив, способствовало в деле его Спасения. Приэтом, он должен воспринимать собственное имущество так, как учит притча оневерном управителе: это богатство на самом деле нам не принадлежит, но можетпомочь приобрести молитвенников и заступников пред Богом. Как пишет КлиментАлександрийский, «вот прекраснейшая торговля! Вот Божественный товар! Деньгамиприобретать вечность и, раздавая миру преходящее (временное, изменчивое — П.М.),получать за это вечное жилище на небесах! О, плыви к этому рынку, богач».
Ночто же евангельский эпизод с богатым юношей? Что означают гневные словаЗлатоуста о том, что богатство делает душу человека гнусной? И каков смыслмногих других обличений богатых, которые легко найти в творениях древниххристианских писателей?
Действительно,обладание богатством таит в себе и немало угроз, опасностей. Первейшая из них —рабская зависимость человека от своего имущества и от стремления егоприумножить. «Ничто так не возбуждает страсти к богатству, как обладание им» —утверждает Златоуст. Но тем больше и заслуга тех, кто сумеет достичь Спасения, будучипри этом богат: «Немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет житьблагоразумно» — учит тот же святитель Иоанн.
Именнов этом смысле богатым трудно спастись, войти в Царствие Божие. Очень уж многоопасностей таит в себе обладание имуществом. И все же «невозможное человекувозможно Богу» (Евангелие от Луки 18, 27). Так отвечает Христос — после Своихслов о верблюде и «игольных ушках» — на недоуменный вопрос учеников: кто жетогда вообще может спастись?
Строгоговоря, человеку невозможно достичь Царствия Небесного без помощи Божией — приэтом все равно: беден он или богат. Но невозможное для каждого из наспоодиночке становится возможно вместе со Христом и в Его Церкви, в единствебогообщения и молитвы, в полноте храмовых Таинств. Как бы ни был богат илибеден человек, перед лицом Божиим он является членом Церкви, где все людисоставляют единое Тело Христово. И при этом (вне зависимости от социальногоположения) каждый из нас должен быть готов к одному — к полной самоотдаче Богуи Его воле: как раз к тому, что не смог исполнить евангельский богатый юноша, длякоторого собственное богатство оказалось важнее возможности последовать заХристом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru