Реферат по предмету "Религия и мифология"


Христианство и Культура

Андрей Блинков
В 1784 г. на Аляске было основано первое русское поселение.С тех пор началась поистине темная полоса в истории этого полуострова, которыйнаселяли десятки тысяч индейцев и эскимосов. Русские,а позднее американцы, считали, что культура местных жителей была примитивной инеразвитой и поступали в соответствии с этим.
Некоторые русские купцы занимались тем, что на современномязыке называется терроризмом. Эскимосы били пушногозверя, добывали рыбу и морского зверя. Для купцов это был желанный товар, номестные жители не имели особых излишков. Тогда их стали брать в качествебессрочных заложников-рабов, для сохранения жизней которых «бизнесмены»требовали постоянной дани. Также распространена былапрактика спаивания индейцев, которые не были знакомы с крепкими спиртныминапитками. Кроме всего прочего, белые люди принесли с собой инфекции, скоторыми не могли бороться местные жители. Они умирали тысячами. По некоторым данным многие эскимосские поселения вымерли на80%. Большинство русских поселенцев все это не очень волновало, но было, ксчастью, и другое отношение к местным жителям.
Православная Церковь направила на Аляску одного священника- истинного мужа Божьего, который не только духовноокармливал русских поселенцев, но и занимался активной миссионерскойдеятельностью. Он очень уважительно отнесся к местной культуре и даже перевелНовый Завет на два местных наречия. В 1795 году на Аляске был возведен первый православный храм. Труд одного служителя Божьегоувенчался большим успехом — благодаря его служению до сих пор на Аляскедействуют православные приходы.
В 1867 году Россия вела Крымскую войну и не видела большойценности во владениях на американской земле. Аляскабыла продана США за 7,2 миллиона долларов. Сделка эта была похожа на знакомуюрыночную ситуацию, когда продавец в конце дня готов уступить свой товар забросовую цену, лишь бы не нести его домой. Через короткое время после продажи,на Аляске были обнаружены богатые месторождениязолота (всем хорошо известна американская «золотая лихорадка»), затем в началеХХ века там нашли одно из богатейших месторождений меди, а уже в концедвадцатого века – большие залежи нефти.
Американские поселенцы, были немногим лучше русских с точки зрения местных жителей. Продолжалось их спаиваниеи безжалостное использование. Американские миссионеры, однако, считали, чтоместные жители должны учить английский язык и приобщиться к американскойкультуре, чтобы стать настоящими христианами. Как неудивительно, но в результате их усилий многие эскимосы и индейцы присоединилиськ православной общине, которая признавала и уважала их культуру.
Из этой истории можно сделать несколько важных выводов.
Во-первых, сам вопрос превосходстваодной культуры над другой весьма условен и зависит от того, что брать вкачестве критерия оценки. Так, если оценить влияние русской и американскойкультур на культуру местных жителей, то результат будет весьма плачевным.Оказывается, что высокотехнологичная культура не вовсех своих аспектах является наилучшей. Как и отдельные люди, каждая культурауникальна и имеет свои слабые и сильные стороны.
Что такое культура? В широком смысле слова, культура- этосовокупность материальных и идеальных предметов,действий и отношений, созданных человечеством в процессе его существования. Ккультуре относятся такие категории как язык, обычаи, верования, искусство,законы, а также материальные творения человека. Культура передается от одногопоколения к другому. Культура одного народа сильновлияет на культуру других народов при условии, что между ними есть возможностьобмена их материальными и идеальными ценностями.
Человека делает человеком культура, окружающая его. В какомбы обществе людей не родился человек, у него естьспособность взаимодействовать с другими членами общества и даже спредставителями совершенно других культур. Любая культура делает человекачеловеком. Ярче всего это доказывают «дети-Маугли». В силу разных причинмаленькие дети оказывались на попечении дикихживотных — волков, обезьян, медведей, диких козлов. Известен даже случай, когдамаленького мальчика бросили в курятнике… Через двенадцать лет все, что он умелделать — это вести себя как курица. Всех этих детей объединяло одно — они былилюдьми физически, но не по своей сути. Оказавшисьопять среди людей, они уже не могли научиться говорить, не могли стать частьюобщества людей и очень быстро умирали. О чем это говорит? Человек становитсячеловеком только при условии его воспитания в человеческойсреде, при этом любой народ воспитывает полноценных людей, которые могутадекватно общаться как между собой, так и с представителями других народов икультур.
Если проследить историю любой человеческой культуры, то всеони сходятся в общих предках всех людей – Адаме иЕве. Адам и Ева в культурном отношении отличаются от всех остальных людей тем,что они как раз не были воспитаны в человеческой культуре, однако смогли все жестать родоначальниками всех остальных культур. Каким же образом? Они получили первоначальную культуру от Самого Бога, поэтому сердцевинойлюбой человеческой культуры, даже самой с нашей точки зрения слаборазвитой,является Божий промысел!
Понимание этой истины наносит сильнейший удар по различнымтеориям расового и культурного превосходства. Всечеловеческие культуры восходят к прямому общению первых людей с Самим Богом ипоэтому все они освящены Всевышним.
Второй важный культурологический урок из истории Аляски-это то, насколько важен правильный, чуткий подход к культуре того народа, среди которого проповедуется Евангелие.
Православный священник, который служил на Аляске, имелправильную культурную перспективу. Вместо того, чтобы разрушать местнуюкультуру как неразвитую, он пытался освятить ее с помощью Слова Божьего. Дляэтого он делал переводы Нового Завета на местныеязыки. Благодаря этому труду многие местные индейцы и эскимосы принялиЕвангелие, причем настолько серьезно, что православная церковь существует наАляске до сегодняшнего дня и это несмотря на то, что с 1867 года эта территория была под полным контролем различныхпротестантских миссий и церквей.
Какой же вывод из истории Аляски можно сделать для нас — сегодняшних протестантов в России?
Я думаю, нам надо не только уважать, но и любить культуруРоссии, включая и огромный вклад в нее ПравославнойЦеркви. Это трудно. Особенно в условиях, когда нас зачастую клеймят«сектантами» и «американскими проповедниками». Кстати, для последнего терминаесть весьма серьезные основания. Например, большинство пятидесятнических и харизматических церквей России используют переводные песни игимны, большая часть которых была написана в США. Некоторые протестантскиепроповедники, отучившись в библейских школах с западными преподавателями ичитая зачастую неграмотно переведенные книги, началииспользовать слишком примитивный и обедненный русский язык. Я конечно невыступаю против переводных песен или библейских школ — я за любовь к русскойкультуре, я за грамотный и богатый русский язык в церквах и за то, чтобыпокрывать любовью все нападки на нас «ревнителейправославия». Как написано: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мытерпим; хулят нас, мы молим».
Кроме того, нам важно помнить, что современное российскоеобщество становится все более и более неоднородным как по национальному составу, так и по социально-экономическому положению. Сегодняможно говорить о многокультурной городской среде, что особенно актуально вМоскве, Питере и других больших городах. В этой связи каждой церкви было быполезно определить ту прослойку населения, которойона преимущественно служит или призвана служить. Потом следует хорошо изучитькультуру этих людей и максимально приблизить церковное служение к этойкультуре.
Не является ли все это отходом от чистоты Евангелия? Можетбыть, это компромисс или хуже того — синкретизм? Нет- уважение к другой культуре — это абсолютно Евангельский принцип. Знаменитыйиерусалимский церковный совет, описанный в пятнадцатой главе Деяний решалименно этот вопрос — надо ли требовать от обращенных ко Христу язычниковпринятие иудейской культуры, или позволить им бытьхристианами и оставаться в языческих культурах? Надеюсь, что мы помнимсудьбоносное решение того собора, которое до сих пор остается в силе, будучичастью Библии!
Немного позднее великий апостол Павел написал: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабыбольше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; дляподзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждыхзакона – как чуждый закона, не будучи чужд закона предБогом, но подзаконен Христу, -чтобы приобрести чуждых закона; для немощных былкак немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобыспасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы бытьсоучастником его» (1 Кор. 9:19-23).
Великая сила Евангелия — в его способности проходить черезвсе культурные барьеры, воплощаться в разных языках и традициях, оставаясь приэтом Словом Божьим, примиряющим Бога со всеми людьми.
У нас же есть выбор — последовать примеру апостола Павла и максимально адаптировать свое служение к быстроменяющейся культуре окружающих людей или создать еще одну церковную «консервнуюбанку», где можно было бы сохранить «святую» культуру 20, 30 или 50-летнейдавности.
Кто-то хорошо пошутил, что хорош тотхоккеист, который направляется туда, где шайба будет в следующий момент, плохтот, кто скользит туда, где шайба находится в настоящий момент и полный идиоттот, который спешит туда, где шайба была минуту тому назад…
Мы призваны любить Бога, но также призваны любить тех людей, среди которых мы живем, а это значитв частности — говорить на их языке, знать их интересы и нужды и эффективнослужить им.
Давайте наберемся смелости, чтобы быть настоящимиграмотными христианами, но при этом не быть оторванными от динамичного современного общества. Помните знакомую сошкольных времен характеристику декабристов: «страшно далеки были они отнарода»?
Надеюсь, это не про нас…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.pastor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.