Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Конкуренция и монополия. Механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Московский Государственный Открытый Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономической теория»
на тему: «Конкуренцияи монополия. Механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции»  
Студентки 2 курса
Вечернего отделения
Кавериной А.И.
Шифр: 1505158
Выполнил: Каверина А.И.
Проверил: Ватутина Л.А
Москва-2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..
3
1.  Конкуренция и монополия ………………………
5
      1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма………...
5
      1.2. Рынок чистой (совершенной) конкуренции………………………………….
7
      1. 3. Рынок несовершенной конкуренции и монополии………………………………………
14
2. Совершенная и несовершенная конкуренция. Альтернативные точки зрения. .……………………..
18        2.1. Теория  монополистической конкуренции Э. Чемберлена
.………...
18
       2.2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон    ……………………………...
28
Заключение ……………………………………………………………….….
31
Список использованных источников………………………………………
33
Введение
Любаяпопытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишкоммного. Следовательно, мы ставимболее реалистичную цель — определить и обсудитьнесколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мыпознакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыредовольно несхожие рыночные ситуации:
• чистую конкуренцию;
• чистую монополию;
• монополистическуюконкуренцию,
• олигополию;
Эти четыре модели рынка отличаются по количествуфирм вотраслинезависимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и наскольколегко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
Вданной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотримтакое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Рынок являетсясовершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли — совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый изкоторых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Всепродавцы на рынке будут совершенными, если
1. каждый их них мал относительно рынка в целом
2. продукция является однородной
3.      покупатели хорошоинформированы о ценах продавцов
4.      продавцыдействуют независимо друг от друга
5.      фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить вотрасль.
Рынки, на которыхлибо покупатели, либо продавцы принимают в расчетсвою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Мы так же подробно рассмотрими проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды
Монополияпредставляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется одинпродавец и отсутствует возможность вхождениядругих.
Так как монополияоказывает негативное влияние на экономику рассмотримтакое понятие как антимонопольное регулирование.
Антимонопольноерегулирование включает в себя:
• административный контрольнад монополизированными рынками,
• организационный механизм,
• антимонопольноезаконодательство.
Три     основных   дефекта    дают    экономическое     оправдание
государственного    регулирования:    монопольная    власть,   внешние факторы и несовершеннаяинформация.
На мой взгляд,полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностямидругих основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и  олигополией.

1. Конкуренция и монополия.
1.1. Конкуренция как центральное звено рыночногомеханизма.
Роль конкуренции вхозяйственной жизни общества глубока и многогранна.Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренциявыступает в качестве механизмарегулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования..
Конкуренция являетсяособым способом взаимодействия рыночных субъектов.С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция — это процесс состязательнойборьбы фирм за ограниченный платежеспособныйспрос.
Сказанноене означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей,является формой борьбы за лучшие условияхозяйствования. Именно этот аспект конкуренциипозволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что ужесамо наличие конкуренции, с одной стороны,указывает на возможность закрепления захозяйствующими субъектами определенной экономическойсвободы, а с другой стороны, что особенно важно, — на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка,позволяющее им осуществлять свободный выбор.Поэтому роль конкуренции неисчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средойпредпринимательских структур.
Во-вторых,обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого — либоиз преимуществ фирм, изначальнообусловливая существование самых разновидныхих типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые,напротив, компенсируют своюэкономическую слабость предпринимательской гибкостью.В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы — новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев.Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция кактаковая в принципе предполагаетсуществование разных по масштабу и форме организациипредпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.
Наконец конкуренция — это условие рыночной активности. Задавая критерииэффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимостьнепрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь«вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но ипоиск новых рынков, создание новыхтоваров и услуг; применение новых методов предпринимательствастановится  повседневной  заботой конкурентов.

1.2. Рынок чистой конкуренции
Рыночнаянесовершенная конкуренция является одной из важнейших категорий совре­меннойэкономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизмафункционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие отмногих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, втечение по меньшей мере трех последних веков, самое широкое практическоеприложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениямив области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночнойэкономикой пытаются регулировать  рынок,обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.
Преждевсего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистомвиде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает  данную рыночную структуру главным образомпотому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур.Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формыконкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из нихоценивается на основе определенных признаков.
Рыноксовершенной (чистой) конкуренции.
Основнымиособенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:
·       множество фирм, относящихся к категории небольших ипроизводящих однородные (гомогенные) товары;
·       полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;
·       отсутствие ограничений для межотраслевого переливакапитала;
·       полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителямии производителями;
отсутствиеконтроля над ценами со стороны производителей и потребителей
          Строго говоря, беря меркантилизм заначальный хронологический период, приходится отступать от традиции, потому чтозападные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическуютеорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренциюкак естественную форму рыночных отношений.
          Несовершенная конкуренция, как научноепонятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования,названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложенияи конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование о природе ипричинах богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую известность, былнаправлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограниченийи фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должноотказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
          С самого начала, конкуренцииотводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль.Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствованияпроизводства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы,основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечествои промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность,что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции,придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития илипрогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.      
          И теория, и практика на протяжениидлительного периода времени показывает, что рыночный механизм не являетсяидеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления.Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость,порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначеговоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления,которой, в принципе свойственна тенденция к колебательным явлениям, что ирегистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства.Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризиснаяполитика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночнойсистеме, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости касаетсярассматриваемой нами проблемы и связан с конкуренцией. В основе ее лежитзакономерность, известная как неравномерность развития производительных сил.Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и вмеждународном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент временирыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическимиспособами производства, причем это различие касается, главным образом,эффективности или прогрессивности той или иной технологии. Иначе говоря, врассматриваемой системе существуют производители, для которых издержкипроизводства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуютпроизводители, для которых эти показатели превышают средние. Такое явлениеявляется типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная иобъективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов иего сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.
          Итак, в конкурентной среде существуютпроцессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ееограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждыйотдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долюрынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но иобеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде… Отсюда, устранениеконкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципамвыживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется врамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям ипоглощением, то есть концентрации производства. Более того, и экономическаятеория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за ростмасштаба производства.
          Начавшаяся в недрах идеальной рыночнойконкуренции концентрация производства, развивается как снежный ком. Длякрупного предприятия появляется возможность более эффективной его организации,на основе разделения труда, создания поточных производств, технологической иконструкторской специализации, внедрения более мощных и производительных машин,также специализированных на отдельных операциях.
          Еще раз подчеркну, что несовершеннаяконкуренция с самого начала рассматривалась как необходимый фактор развитияпроизводительных сил. Естественно, что и государственная политика быланаправлена на то, чтобы сохранить этот фактор, тем более, что к концу ХIХ векамонополистические тенденции проявились с такой интенсивностью, что научнаяэкономическая мысль стала рассматривать их как естественные явления и раскол видеях обозначился достаточно наглядно и остро. С одной стороны, концентрацияпроизводства рассматривалась как имперский характер развития капитализма, аотсюда обосновывалась объективная необходимость обобществления средствпроизводства (марксистско-ленинская теория), с другой -  на фоне этой теории настойчиво звучалипризывы сохранить рыночную экономику с ее необходимым атрибутом конкуренции.Идеологом последнего направления следует считать Вильфредо Парето, которыйспециально выделил конкуренцию как самостоятельную категорию научногоисследования.  Будучи сторонником рынка,он рассматривал его с идеальных позиций, то есть как рынок чистой конкуренции,когда существует большое число независимых продавцов и покупателей, со свободойдоступа и выхода из рынка. Именно в этих условиях сохраняется созидательнаяэнергия, стимулируемая личным интересом, личной выгодой. Поэтому несовершеннаяконкуренция выступает как один из главных регулирующих элементов в экономике.Чем интенсивней конкуренция, тем лучше потребителю. Отсюда и основной принцип,известный как принцип Парето: все члены общества выигрывают лишь в том случае,если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшаетполезности, извлекаемой другими участниками рынка. Иначе говоря, обществобогатеет, если все его члены выигрывают, и богатство не достигнет своего максимума,если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других.
 Что касается рыночных государств, то тампришлось решать более сложные задачи, как на государственном, то естьпрактическом уровне, так и в области экономической теории. В последнейконкуренция, вслед за Парето, стала объектом детального анализа и изучения.Основной вклад в теорию конкуренции и различных конкурентных рынков внесли А.Курно, Э. Чемберлен, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, П. Самуэльсон и др. К настоящемувремени данные теоретические положения можно считать завершенными. Теорияконкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам конкуренции ианализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов. Посколькудля целей диссертационного исследования анализ механизмов не представляетсяглавным, а литературные источники по нему достаточно распространены, тоостановимся на классификации.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно многомелких продавцов и покупателейидентичного (одинакового) товара, и поэтомуни один из них не в состоянии повлиять на цену товара,
Здесь ценаопределяется свободной игрой спроса и предложенияв соответствии с рыночными законами их функционирования.Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».
Существованиеогромного количества покупателей и продавцовозначает, что ни один из них не владеет большой информацией орынке, чем остальные продавцы, придя на рынок,застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, — ведь рынок сам диктует цену в каждый моментвремени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступитьк производству продукции. С другойстороны, продавцы могут и спокойнопокинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы нарынке всегда происходило изменениеколичества производителей. В тоже самоевремя у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. поскольку они представляют мелкое производство и их крайнемного.
Теперь сформулируемосновные характеристики рынка, совершеннойконкуренции:
• большое количество мелкихпродавцов и покупателей,
• продаваемый продуктоднороден у всех производителей,, ипокупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
• невозможностьконтроля над ценой и объемом купли -продажисоздает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
• полная свобода «входа» нарынок и «ухода».
В реальной экономическойдействительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическомзначении, как это изложено выше,практически не встречаются. Он представляет собойтак называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренциясуществует скорее как абстрактная идея, ккоторой реально существующие рынки могутлишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все — таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг илирынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы»,что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видамценных бумаг или сельскохозяйственнойпродукции. Причем товары на этихрынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеютполной информацией об изменениях на рынке.Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой — «биржевой» — формыорганизации.
Приналичии конкуренции на рынке производителя с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержкипроизводства на единицу продукции, Врезультате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продажу производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно — техническийусовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно — технических достижений позволяет увеличитьпроизводительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме — новатору большой доход.
Конкуренция создает упроизводителей стимулы к постоянномуразнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы являетсяполитика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создаетновые формы и методы реализациитовара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибылифирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итогевыигрывает и потребитель, и общество вцелом.
«Совершенным конкурентом» является тот. Ктоможет продавать все, что он хочет,по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышенияили понижения. В свою очередь «полностьюконкурентной отраслью» является такаяотрасль, которая состоит исключительноиз многочисленных совершенных конкурентов.
         






1.3. Рынок несовершенной конкуренции и монополии
Рынки, на которыхлибо покупатели либо продавцы принимают в расчетсвою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие рынки, как,например, рынки автомобилей, крупяных изделийдля завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является«несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спросапонижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенногоконкурента в отрасли с совершеннойконкуренцией.
На совершенноконкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствиеэтого покупатели и продавцы на конкурентномрынке рассматривают цену как неизменную и находящуюсявне их контроля. Чтобы максимизировать своиприбыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
Однако нанесовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену,которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизироватьприбыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерныечерты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков:монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важноезначение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенноконкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком малдля того, чтобы  оказывать заметновлияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Наскольконесовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем являетсяналичие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полногомонополиста. В своей отрасли он является единственным производителем. И несуществует другой отрасли, выпускающей сколько — нибудь близкий заменитель егопродукции.
Рынокнесовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структуракоторого сложилась на настоящий момент в результате технического прогресса итех масштабных эффектах, о которых говорилось выше. Однако несовершеннаяконкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три:
          а) МОНОПОЛИЯ (чистая). Производствососредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данныйвид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степеньюконтроля над ценами продукции;
          б) ДУОПОЛИЯ. Производство данного иоднородного вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производительограничен в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);
          в) ОЛИГОПОЛИЯ. Это относительнонебольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены вбольшей степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однороднуюпродукцию (возможна незначительная ее дифференциация);
          г) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию,но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциацияможет быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый.
          Из изложенного ясно, что существуютдва полюса рыночных структур. Первый из них характеризует идеальную мечту В.Парето, то есть рынок совершенной конкуренции. Второй — чистую монополию. Обаэти полюса следует рассматривать как весьма условные, в том смысле, что реальныерынки располагаются либо ближе к одному полюсу, либо ближе к другому. В самомделе, признать наличие чистой монополии очень трудно, по крайней мере, по двумпричинам: во-первых, на  монопольнуюпродукцию всегда, или почти всегда, можно найти заменитель или товар субститут,а во-вторых, в условиях открытой международной торговли, можно вместонационального продукта приобрести аналогичный или близкий к нему товарзаграничный. С другой стороны, трудно представить себе и рыночную структуру,соответствующую чистой конкуренции. Считается, что сельскохозяйственнаяпродукция, точнее рынок сельскохозяйственной продукции удовлетворяеттребованиям совершенной конкуренции. Во многом это так. Однако, при ограниченныхземельных участках нелегко удовлетворить требованиям свободного вхождения врынок. Кроме того, сами производители сельхозпродукции обычно не выходятнепосредственно на рынок, то есть в сферу обращения, а работают либо подоговорам, либо по биржевым заказам.
          В связи с этим следует выделитьситуацию, так называемых, естественных монополий. Строго говоря, этодействительно чистая монополия, но обусловлено это не искусственнымипрепятствиями для вступления в отрасль, а причинами, связанными сэффективностью, когда деятельность одной фирмы очевидно эффективнее, чемналичие множества конкурирующих организаций. Иначе говоря, речь идет об эффектемасштаба. Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечениеэлектроэнергией, газом, услуги телефонной связи.
·            Прихарактеристике рыночных структур, отмечалась такая важная категория, каквходные барьеры. Эта проблема впервые рассмотрена в работах современногоамериканского экономиста Дж. Бейна. Понятно, что “входной барьер” — это условие, которое затрудняет вступление новых фирм в отрасль, где уже существуютсложившиеся предприятия.
          Специалисты по теории конкуренцииотмечают, в общем, ограниченные возможности формирования со стороныпроизводителей цен на производимую продукцию. Это важно, поскольку даже длянесовершенной конкуренции рыночная среда достаточно эффективна. Но при этомследует помнить, что конкурентная борьба представляет собой процесс, уходящий вдалекое прошлое, процесс, который плохо или хорошо, но отрегулирован втрадиционных рыночных государствах, а наличие барьеров позволяет поддерживатьпроизводственные мощности на том уровне, при котором обеспечиваетсяудовлетворение платежеспособного спроса как потребительских благ, так и товаровпроизводственного потребления. Сложившаяся же в нашей стране ситуация кореннымобразом отличается от традиционных рыночных стран. Поэтому необходим анализсовременной ситуации на Украинском рынке товаров производственного потребления.Этой задаче посвящаются следующие разделы работы.

Группа предприятий, составляющих рынок чистой конкуренции
Группа предприятий монополистов
Дуополия
Региональные рынки
Монополия на региональном  рынке
Дуополия на национальном   рынке
Монополия на региональном  рынке
Национальный рынок
Монополия на национальном  рынке
Дуополия или олигополия на национальном рынке
Олигополия
Дуополия на национальном рынке
Общий эффект

Рис. 1.Классификация рыночных конкурентных структур в переходный период развитияУкраинской экономики (рынки товаров производственного потребления).
2. Конкуренция. Альтернативные точки зрения.Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая  школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных  теоретических  предпосылок. Предполагалось, в частности,  что  экономика  является  абсолютно  гибкой  и мобильной: имеется подвижность ресурсов,  отсутствуют  малейшие  препятствия для  перелива  капитала  и   труда,   не   существует   какого-либо   центра экономической  власти,   способного   ограничивать   свободу   хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории  понимали  всю условность указанных предпосылок, поэтому уже  в  19  в.  появились  работы, авторы  которых  стремились  учесть  модифицирующее  влияние  монополий   на структуру рынка. Наиболее известными работами в  этом  направлении  являются “Теория монополистической конкуренции” Чемберлена  и  “Экономическая  теория несовершенной конкуренции” Робинсон. 2.1. Теория  монополистической конкуренции Э. Чемберлена   Автор одноименной книги Эдвард Хейстингс Чемберлен (1899-1967) — уроженец штата Вашингтон (США), из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в  Мичиганском  университете  получил  степень магистра,  а  еще  через  пять  лет,  будучи  докторантом   в   Гарвардском университете,  защитил  диссертацию   по   проблематике   монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.