Неогегельянство Неогегельянство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля. Н. получило распространение почти во всех странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало различные формы. В Великобритании, США и
Нидерландах Неогегельянство возникло из запоздалого (по сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения традиционным гегельянством, которое приобрело популярность в этих странах в 70-80-х гг. 19 в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми философскими веяниями. В Великобритании процесс перерастания гегельянства в
Неогегельянстве представлен (если исключить Дж. Стирлинга, впервые познакомившего англичан с философией Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б. Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и Р. Коллингвудом. Основными моментами этого процесса были: а) попытки истолкования идеалистической диалектики в духе буржуазно-либерального примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом - как религиозного,
как "теоретической формы" христианства (Э. Керд); б) обращение к гегельянству для преодоления английского позитивизма (П. Керд); диалектический метод выступал при этом как средство разложения "чувственности", "вещественности" для достижения истинной, т. е. внеэмпирической, реальности (Брэдли); в) тенденция к преодолению крайностей "абсолютного идеализма"
Брэдли, стремление отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в умеренном персонализме Бозанкета и "радикальном персонализме" Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с утверждением метафизической ценности личности: г) попытка интерпретации Гегеля в духе релятивизма ("абсолютного историзма") наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод
Гегеля как "феноменологический" (в смысле "феноменологии духа") способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была последовательно осуществлена Коллингвудом. В США, где гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с У. Т. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции английских сторонников учения Гегеля, Неогегельянство у таких мыслителей, как Б.
Боун и Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму. В Нидерландах Неогегельянство, связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европейском континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как "начало и завершение классического периода
мышления", в частности гегелевскую логику - как завершение кантовской критики разума. Истолкование философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант Неогегельянства с "правым" гегельянством 1830-40-х гг. в Германии. В Италии Неогегельянство, возникшее на рубеже 19-20 вв имело двойственный характер, его основоположники - Б. Кроче и Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней полемики между собой.
Размежевание внутри итальянского Неогегельянства шло по пути решения социальных проблем (буржуазно-либеральному - Кроче и тоталитарному - Джентиле). В эволюции итальянского Неогегельянства отчётливо вырисовываются два основных этапа. Первый этап - от возникновения итальянского Н. до окончания 1-й мировой войны 1914-18, характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксистского материализма и позитивизма под лозунгом
"обновления идеализма" и реставрации гегелевской концепции государства. Второй этап - с конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939-1945, отмечен углублением философских и политических разногласий между обоими течениями, завершившимся политическим расколом итальянского Неогегельянства на два течения, поскольку Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма.
Кроче выдвигает на первый план объективистские, рационалистические и этические моменты в своей концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в "абсолютном историцизме". Джентиле, напротив, развивает именно субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходя до полного релятивизма. В Германии Неогегельянство выросло из социальных предпосылок, во многом аналогичных тем, которые питали итальянский . Однако оно существенно отличалось от последнего по своему
теоретическому развитию, возникнув из реакции на методологический формализм гносеологии неокантианства, а также из осознания неспособности последнего объединить в цельном мировоззрении теорию познания и философию истории (философию культуры), науки о природе и "науки о духе". На рубеже 19 и 20 вв. к выводам, вплотную подводящим к Неогегельянству, пришли виднейшие теоретики неокантианства - как марбургской школы (Г.
Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), так и баденской (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые первыми заговорили в Германии о "возрождении гегельянства"). Определённую роль в формировании немецкого Неогегельянства сыграл В. Дильтей, выпустивший в 1905 книгу о молодом Гегеле. В период 1-й мировой войны в Германии получает распространение идея "единого потока"
немецкой идеалистической философии, завершающегося Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из разнообразных философских устремлений немецкого Неогегельянство не сложилось в целостное образование. Ученик Риккерта Р. Кронер искал в "обновленном" гегельянстве решение той проблемы соотношения "рационального" и "иррационального", которая была "задана" неокантианством.
Ученик Дильтея Г. Глокнер, издатель сочинений Гегеля и лидер немецкого Неогегельянства, углубляет иррационалистическую тенденцию в теории познания, растворяя гносеологическую проблематику в эстетической. Весьма значительную роль в немецком Неогегельянстве играла проблематика философии истории, философии культуры и особенно государства и права (Т. Геринг, Т. Литт, Ю. Биндер, а также Ф. Розенцвейг,
Ф. Блашке, Г. Геллер, Г. Гизе и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида и человеческой общности решался Н. в духе резкой критики буржуазной "атомизации" и утверждения примата и даже абсолютного господства общности (нации, государства) над индивидами. Высший пункт развития немецкий Неогегельянства совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля (1931). Лидеры немецкого Неогегельянства (в частности,
Кронер) возглавили международную организацию неогегельянцев - "Гегелевский союз" (1930) и выступили с основными докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском, 1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход национал-социализма к власти в Германии вызвал политический раскол, за которым последовало и теоретическое разложение немецкого
Н. Антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии. Попытки возрождения Н. в послевоенной Германии (ФРГ) (Т. Лигт, Г. Вейн и др.) не имели успеха. Крупнейшим представителем русского Неогегельянства был И. А. Ильин, стремившийся соединить религиозно-философскую традицию, идущую от В. С. Соловьева, и новейшие, прежде всего гуссерлианские, веяния, идущие с
Запада, в преобразованном гегелевском учении. Под влиянием кризиса буржуазного либерализма на Западе русское идеалистическое правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от неокантианства к Неогегельянству. В работе П. И. Новгородцева "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901) проблема соотношения личности и государства решается на путях взаимного ограничения их прав. Во
Франции Неогегельянство получило распространение значительно позже, чем в других европейских странах. Началом его можно считать появление в 1929 сочинение Ж. Валя "Несчастье сознания в философии Гегеля". Большой популярностью пользовались лекции А. Кожева о Гегеле (1933-1939); в числе слушателей Кожева были
Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Ж. Ипполит, Р. Арон, А. Фессар и др способствовавшие впоследствии распространению "обновленных" гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом, французский Н. приобретает влияние среди интеллигенции. Ж. Ипполит, переведший на французский язык "Феноменологию духа" (1939) и "Философию права" (1941), стремился связать учение
Гегеля с сартровской версией экзистенциализма. В целом как самостоятельное течение Неогегельянство исчерпывается в 1930-х гг однако, отдельные его тенденции неизменно проявляются в дальнейшем в различных течениях современной буржуазной философии и социологии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |