В. В. Иванов
Хеттскаямифология, мифология населения Хеттского царства (Древнего, 18-16 вв. до н. э.,Среднего, 15 в. до н. э., и Нового, 14-13 вв. до н. э.; существовало натерритории Малой Азии, состояло из трёх основных областей: страны хатти — хеттовв северной и центральной части Малой Азии, Лувии — на юго-западе Малой Азии иПалы — на северо-востоке). Древнейшим слоем X. м. является мифология хатти(протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологическиевоззрения. Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н. э. близкородствен северо-западнымкавказским (абхазо-адыгским) языкам и имеет черты, общие ссеверовосточно-кавказскими (нахско-дагестанскими) языками, что позволяетпроводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском исоответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс. до н. э. язык хатти сохранялсялишь в качестве священного. На основании документов из архива столицы Хеттскогоцарства Хатусаса (современный Богазкёй) можно составить достаточно полноепредставление о мифологии хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан(Eštan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, «источник»,родственно хурритскому arinn-i, «источник»), её дочь — солнечное божествоМецулла, богиня Каттахцифури («царица богиня», хетт. Камрусепа), бог-кузнецХасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmašuit, хатт.Ha-n-wa-š-wi-t, от Ha-ni-wa-š, «то, на чём сидят — престол», упоминаетсяв древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапанта-ли, богплодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хатту-саса воинственнаябогиня Инара, божества подземного мира Лелъвани и пара Иштуштайя(Ištuštaya, Ešduš-taya, возможно, родственно имени Эстан) иПапайя, богиня зерна Каит (Kait, «зерно», родственно хуррит. kate, «зерно», идревнейшим евразийским названиям зерна), охраняющий дворец царя Цилипури, божестволуны Кашку (Kafiku, родственно хуррит. KuSut), «луна»), бог-щит Цитхарийя, Тару(Сару) — бог грозы, отец Мецуллы и супруг Вурунсему, Куду-или (Kudu, «душа») идр. Важнейшие мифы (известны по хаттским и хеттским текстам) — о строительствехрама Эстана в священном городе Лахцан, об исчезновении и возвращении Телепину,о лунном затмении, описываемом как падение с неба Кашку, которого возвращаетКаттахцифури-Камрусепа. К неолитической культуре Чатал-Хююка возводятсяхаттские обряды поклонения пчеле (пчела активно участвует в поисках Телепину), леопарду(который, как и лев, являлся, в частности, зооморфным символом хеттского царя),похоронные обряды, связанные с мышью. Особую социальную значимость имел циклмифов и обрядов, связанных с Хальмасуитом и Цилипури.
Согласномифу, боги, распределяя земли, дали Хаттусас хаттскому царю. Эти представлениябыли целиком восприняты хеттами в эпоху хаттско-хеттского двуязычия икультурного сосуществования (ок. кон. 3-го тыс. до н. э.). Хаттским влияниемобъясняются также хеттские мифологические представления о языке богов и людей:согласно двуязычным хаттско-хеттским текстам, одно и то же божество по-разномуназывалось «среди богов» и «среди людей» [типологические параллелиобнаруживаются в широком круге древневосточных (в т. ч. египетской и индийской),древнеевропейских (древнеисландской) и восточноевразийских (айнской) традиций].Некоторые собственно хеттские имена божеств представляют собой переводхаттских: хатт. tauwa tupi, «страх и ужас», переводится как Nahsaratt, «страх»,и Weritema, «ужас», и фигурируют не только в переложениях хаттских мифов, но ив позднейших хеттских мифологических сочинениях. Представления об этихбожествах, возможно, оказали воздействие на греческую мифологическую традицию:гомеровская пара Δείμς τεΦόβος τε, «страх и ужас»; они, как исоответствующие боги в среднехеттских гимнах солнцу, запрягают колесницу.Несомненно влияние мифологии хатти на хеттский миф о поединке бога грозы созмеем (см. в ст. Иллуянка; сюжет имеет параллели во многих традициях ВосточногоСредиземноморья, см. также в статьях Змей, Дракон).
Нарядус хаттским слоем выделяется группа древнейших индоевропейских богов, связанныхс первой столицей хеттов городом Неса (Канес): бог-защитник Пирва (ср. Перкунас,Перун и др.), бог дня Сиват [Siwatt-, «день», в функции бога солнца еговпоследствии вытеснил. Эстан, ср. siu-(ni), «бог», имеет параллели и в другихиндоевропейских языках, см. в ст. Индоевропейская мифология; след того, чтонекогда это слово имело значение «бог солнца», можно видеть в урартском Siwini,«бог солнца», представляющем собой, по-видимому, заимствование из хеттскогоязыка древнехурритским диалектом, из которого позднее развился урартский язык],Тархунт (Tarhunt, «могущественный», эпитет бога грозы, соответствуетиндоиранскому turvant- с тем же значением), Сиу-Суммис (Šiu-šnuš,«бог-наш», упоминается в надписи царя Аниттаса), бог луны Арма (Anna, ср.тохарск. yärm, «мера», др.-исл. rim, «счёт», и т. п.) и др. Из мифовиндоевропейского происхождения следует отметить миф о рождении 30 сыновей и 30дочерей царицей Несы. Царица, посадив сыновей в горшки с нечистотами, пустилаих плыть по реке (обычный для близнечных мифов мотив расправы с близнецами), адочерей вырастила. Река принесла сыновей к городу Цальпа, где их спасли боги.Выросши, они возвращаются в Несу и, не узнав сестёр, вступают с ними вкровосмесительный брак. В индоевропейских мифологиях параллель ему составляетдревнеирландский рассказ о братьях-близнецах по имени Финдеамна, которых сестрауговорила вступить с ней в брачную связь, индоиранский миф о близнецах(Яме-Ииме и его сестре). К индоевропейской традиции восходят, по-видимому, такиеобрядовые тексты, как песня Пирве, описания царского похоронного ритуала, имеющиеблизкие соответствия в других индоевропейских, в частности индийских (в«Атхарваведе») и греческих (у Гомера), ритуалах.
Ответвлениятой же индоевропейской анатолийской мифологической традиции представляют собойлувийская и палайская мифологии, в некоторых отношениях они ближе к исходнойанатолийской, чем собственно хеттская. В частности, в них сохраняетсяиндоевропейское имя бога солнца [лувийск. Тиват, Tiwat-, палайск. Тият, Tiyat-;у хеттов Сиват-день вытеснен Эстаном (Истанусом)]. Палайская мифология, как ихеттская, испытала значительное влияние хаттской; многие хаттские божества, вчастности Каттахцифури, почитались палайцами под их хаттскими именами. Лишь внемногих палайских текстах можно предполагать след индоевропейскихмифологических представлений (напр., в гимне солнцу, связываемому, как и вхеттской и индийской традициях, с морем). Лувийская мифология вместе с темиспытала ранние влияния соседствовавших с пралувийцами семитов и особеннохурритов. Так, слово «бог» (maššana-) в лувийском языке может бытьсвязано с общесемитским (ср. аккад. Šamaš, «солнце», и т. п.). Вновохеттский период, когда культурный центр страны сместился в южные области слувийским и хурритским населением, в хеттский пантеон был включён ряд лувийскихбогов, в частности боги войны (вооружённые луком) Ярри (Yarn, возможна, ср.индоевропейский корень *jar-, связь с другими индоевропейскими богами типаслав. Яровит, Ярила), Санда (позднее был включён и в местные греческиепантеоны).
Сэпохи Среднехеттского царства в состав хеттского пантеона начинают включатьсяхурритские боги. Из них в новохеттский период особую роль приобретает Шавушка(Иштар); в поздних текстах (молитва царицы Пудухепы) она отождествляется сдревнехеттской (по происхождению — хаттской: Вурунсему) богиней солнца городаАринны.
ПериодНового царства характеризуется развитием религиозного синкретизма; в результатеконтаминации хеттских и хурритских мифологических представлений возникаетхурритская интерпретация древнехеттского пантеона. Писцы-богословы неограничиваются перечислением «1000 богов», составляющих, согласно текстам (вчастности, государственным договорам), хеттский пантеон, но и устанавливаютмежду ними классификационные связи, отождествляя богов, имеющих сходные функции(напр., богов грозы). Две основные группы богов официального пантеонахурритские по происхождению. Первую возглавляет бог грозы Тешу б со свитой: егобрат и помощник в сражениях Таш-мишу, побеждённый Тешубом Кумарби, бог луныКужух, бог солнца Шимеги (Шимиге), Астаби (Аштаби), быки Тешуба Сери (Шери, «вечер-ночь»)и Хурри («восход»), горы Намни и Хаззи и др. Другая группа включает супругуТешуба Хебат, её сына Шаррума, дочерей Алланцу (Алланзу) и Хунзишалли, служанкуДарру-Дакиту (Dakitu, первоначально семитское имя со значением «маленькая», «малышка»),божеств судьбы Хутена-Хутеллура (Худены-Худеллуры, Hutena-Hutellura, ср. hute, «писать»),Аллани («госпожа»), Шавушку, её служительниц Нинатту и Кулитту, Кубабу и ряддругих женских божеств.^Обе группы изображены на рельефах святилища Язылыкаяблиз современного Богазкёя.
Всоставе «1000 богов» Хеттского царства наряду с хаттскими, древне-хеттскиминесийским, хурритскими и немногочисленными лувийскими богами выделяютсяперсонифицированные воплощения стихий [скорее всего архаические хеттские, впозднейшее время сближавшиеся с хурритскими; ср. Аруна («океан»), выступающий всюжетах о сватовстве Телепинуса к дочери океана, о солнце и океане и др.].Использование нарицательных существительных как имён богов (ср. также Желание, Река,Тёмная земля и др.) — характерная особенность индоевропейских мифологий, в т.ч. римской и индоиранской; аналогичные божества, например Доля, Правда, имеютсяи в славянской мифологии. В конце перечислений богов пантеона помещались богиизгоев — людей хабиру (по-видимому, наименование ряда древиеханаанейскихплемён) и лулахи (слово хурритского происхождения, связанное свосточ-иокавказским обозначением мужа, невольника).
Характерныйдля новохеттского времени религиозный синкретизм проявлялся также в отнесенииодного мифологического сюжета к разным богам. Миф о божестве, которое исчезает,унося с собой плодородие, а потом (после долгих поисков, предпринятых богами)возвращается (вызывая восстановление плодородия), связывается с Телепинусом, богамисолнца, грозы, богиней Инарой, богиней Анцили (в последнем случае миф приуроченк избавлению от страданий во время родов). В числе других повторяющихсясюжетных схем, не зависящих от конкретных действующих лиц, — мотивы сменыпоколений богов [царствующего на небесах Алалу свергает Ану; Кумарби изгоняетАну; Тешу б побеждает Кумарби, бога-хранителя (KAL), героя по имени Серебро;подробно см. в ст. Хурритская мифология], унесения светил с неба (напр., Арунойсолнца. Серебром солнца и луны), сватовства к богу (напр., Телепинуса, Кумарбик дочери Аруны).
Список литературы
Луна,упавшая с неба, М., 1977;
ДовгялоГ. И., Становление идеологии раннеклассового общества (на материале хеттскихклинописных текстов), Минск, 1980; Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.:Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977; Archi A., Trono regale e tronodivinizzato nell'Anatolia ittita. — «Studi micenei ed egeo-anatolci., fasc. 1, Roma, 1966; Bossert Н. Т., Die Schickealsgottinnen der Hethiter, «Die Welt des Orients»,1957, Bd. 2, № 4; Brandenstein C. G. von, Hethitlsche Gutter nachBildbeschreibungen in Keilschrifttexten, Lpz., 1943 («Mitteilungen derVorderasiatlsch-Aegyptischen Gesellschaft». Bd. 46, № 2); Carruba 0., DasBeschworungaritual für die Göttin Wisurijanza, Wiesbaden, 1966(Studien zu den Bogazkoy-Texten, Bd 2); Danmanville J., Iconographied'lstar-Sausga en Anatolie ancienne, «Revue d'assyriologie etd'archéologie orientale», 1962, t. 56, № 1-3, 4; Dussuaud R., Lesreligions des hittites et des hourrites, des phéniciens et des syriene, вкн.: «Mana, t. 2 — Les anciennes religions orientales», P.,1945; Friedrich J., Ein hethltlsches Gebet an die Sonnengottin der Erde«Rivlata degli studi orlentall», t. 32, 1957;
Furlani G., La religione degli Hittiti, Bologna, 1936; Goetze A.,Kleinasien, 2 Aufl., Munch., 1957; Gurney 0. R., Some aspects of Hittitereligion, N. Y… 1977; Guterbосk Н. G., Hittite religion, в кн.; Forgottenreligion, N. Y., 1950;
Hotfner Н. A., The Hittites and Hurrlans, вкн.: Peoples of Old Testament times, Oxf., 1973;
Kiimmel Н. М.,Ersatzrituale fur den hethitischen König. Wiesbaden, 1967 (Studien zu denBogazkoy-Texten, Bd. 3); Laroche E., Le dieu anatolien Sarruma, «Syria», 1963, t. 40; его же, Textes mythologiques hittites en transcription,«Revue hittite et aaianique», 1965, v. 23, tasc. 77, 1968, v. 26, fasc. 82; егоже, Les dieux de Yazilikaya, там же,1969, v. 27; его же, Un syncrétisme dans lesreligions grecque et romaine, P., 1973; Macqueen J. G., Hattian Mythology andHittite monarchy, «Anatolian Studies», 1969, v. 9; Otten Н., Die Gotthett Leivani der Bogazkoy-Texte, «Journal of CuneiformStudies», 1950, v. 4; его же, Das Hethiterretch, вкн.: Kulturgeschichte des Alten Orient, Stuttg., 1961; егоже, Eine althethltische Erzahlung um die Stadt Zalpa,Wiesbaden, 1973 (Studien zu den Bogazkoy-Texte, 17); Schuler E., Kleinasien.Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.:Wörterbuch der Mythologie, Stuttg., 1965, Bd 1-2; V1eуra М., Ciel et enters hittites, «Revued'assyriologie et d'archéologie orientale., 1965, t. 59, N 3.
Обширныйполуостров Малая Азия, смыкавшийся с Закавказьем и Северной Месопотамией, былодним из ранних центров человеческой цивилизации, более древним, чем Египет иМесопотамия. Открытые в Малой Азии земледельческие поселения VIII—VII вв. до н.э. донесли до наших дней свидетельства существования развитой религии ирелигиозного искусства. В середине II тыс. до н. э. на этой же территории(современная Турция) сложилось могущественное Хеттское царство, соперничавшее сЕгиптом и Вавилоном. В своих договорах о разделе сфер влияния с фараонамиЕгипта хеттские цари клялись тысячей богов. Имена этих богов стали известны избогатейшего архива клинописных текстов, обнаруженных в столице хеттов Хаттусас.
Хеттыбыли могущественным народом индоевропейского происхождения, создавшимгосударственность раньше индоиранцев, эллинов, фракийцев, германцев, славян. Ввосточные пределы Хеттской державы входило Малоазиатское побережье Эгейскогоморя, населённое индоевропейскими народностями — карийцами, пеласгами, меонийцами.Город Илион (Троя), о судьбе которого повествуют эпические произведения эллинов«Илиада» и «Одиссея», входил в сферу хеттского влияния и назывался Виллуша.
Средитысячи богов хеттов были боги города Неса — Пирва и Сиват, известные позднее идругим индоевропейским народам. Пирва — это славянский Перун, литовскийПеркунас.
Вимени бога Сиват даже неспециалист уловит основу «свет», от которой происходятимена многих индоевропейских богов. Имя хеттской богини луны Арма, согласномифу упавшей с неба на рыночную площадь, соответствует названию луны у тохарцев— Ярм, а в других индоевропейских языках — слову со значением «мера», ибо лунабыла мерой времени и счёта. К хеттскому культу, подробное описание которогодают тексты из Хаттусаса, восходит погребальный ритуал, описанный в гомеровскихпоэмах, складывавшихся на пограничных с хеттами землях.
Однакохетты были завоевателями, подчинившими себе территорию с давней культурной ирелигиозной традицией. Поэтому их боги, общие для всех индоевропейцев, находятсяна периферии религиозного мира, в котором господствуют боги и богини хаттов —народа, скорее всего родственного абхазам и адыгейцам, а также некоторымплеменам Дагестана (нахам). Хетты переводили имена хаттских богов на свой языкили переиначивали их на свой лад. У хаттов существовали такие абстрактныепонятия, связанные с религиозным миром, как «таува», «тупи» («страх», «ужас»).У хеттов существовали аналогичные понятия, их олицетворяли божества Нахшаратт иВеритема. Эти понятия, видимо через посредство хеттов, переходят и в греческуюрелигиозную традицию, где у Гомера появляется та же пара богов — Деймос и Фобос(Ужас и Страх).
Отхаттов к хеттам перешли главные их боги: бог солнца Эстан (ставший Эстанусом), богплодородия Телепину (Телепинус), бог-кузнец Хасамили и многие другие. БогТелепину вошёл также в греческую и этрусскую мифологии. Грекам он известен какгерой Телеф, сын Геракла и Авги (дочери царя Аркадии Алея), вскормленный ланью.Именно Телеф указал грекам морской путь в Трою, но сам не принимал участия в еёосаде. Уже один этот пример показывает, насколько глубоки хеттские корни вгреческой религии и мифологии.
Огромноевлияние на хеттов оказала религия соседнего с ними народа хурритов, хорошоизвестного ханаанеям и евреям. Собственно говоря, религия хурритов и известнаглавным образом по хеттским эпическим поэмам. Через хурритов к хеттам перешлипочитание семитских богов Ану, Алалу, Эа, Никкаль и собственно хурритские богиКумарби, Тешуб, Аштаби, Кужух, Шавушка и др.
Семитскиеи хурритские боги включены в развитую хеттскую космогоническую систему. Попредставлениям хурритов и хеттов, вселенная состояла из трёх сфер: верхней, небесной,населённой «богами верха»; сферы земли и сферы подземного царства, в котороезагнаны после поражения в битве боги старшего поколения, или «боги минувшего»(«боги низа»). В хеттской поэме «О царствовании на небесах» (середина И тыс. дон. э.) космогоническая схема развёртывается в образах богов семитского ихурритского происхождения, в красочном повествовании о борьбе за власть боговтрёх поколений, сменяющих друг друга в небесном обиталище Куммии. В другомпроизведении — «Песне об Улликуме» — боги сообща борются за свержение пришельца,выросшего из камня до небес. Основной сюжет хеттской мифологии — борьба богагрозы со змеем Иллуянкой. В этой борьбе принимают участие и другие боги игерои. Миф имеет параллели в религиях индоевропейцев и семитов. Наряду с богамихетты почитали персонифицированные стихии, например океан Аруну, отцадочерей-рек, или такие абстрактные понятия, как Желание, Доля, Правда. Этотакже роднит хеттскую религию с религиями индоевропейских народов, прежде всего— греков и римлян.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта throneofice.ucoz.net/