Реферат по предмету "Религия и мифология"


Хеттская мифология

В. В. Иванов
Хеттскаямифология, мифология населения Хеттского царства (Древнего, 18-16 вв. до н. э.,Среднего, 15 в. до н. э., и Нового, 14-13 вв. до н. э.; существовало натерритории Малой Азии, состояло из трёх основных областей: страны хатти — хеттовв северной и центральной части Малой Азии, Лувии — на юго-западе Малой Азии иПалы — на северо-востоке). Древнейшим слоем X. м. является мифология хатти(протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологическиевоззрения. Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н. э. близкородствен северо-западнымкавказским (абхазо-адыгским) языкам и имеет черты, общие ссеверовосточно-кавказскими (нахско-дагестанскими) языками, что позволяетпроводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском исоответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс. до н. э. язык хатти сохранялсялишь в качестве священного. На основании документов из архива столицы Хеттскогоцарства Хатусаса (современный Богазкёй) можно составить достаточно полноепредставление о мифологии хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан(Eštan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, «источник»,родственно хурритскому arinn-i, «источник»), её дочь — солнечное божествоМецулла, богиня Каттахцифури («царица богиня», хетт. Камрусепа), бог-кузнецХасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmašuit, хатт.Ha-n-wa-š-wi-t, от Ha-ni-wa-š, «то, на чём сидят — престол», упоминаетсяв древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапанта-ли, богплодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хатту-саса воинственнаябогиня Инара, божества подземного мира Лелъвани и пара Иштуштайя(Ištuštaya, Ešduš-taya, возможно, родственно имени Эстан) иПапайя, богиня зерна Каит (Kait, «зерно», родственно хуррит. kate, «зерно», идревнейшим евразийским названиям зерна), охраняющий дворец царя Цилипури, божестволуны Кашку (Kafiku, родственно хуррит. KuSut), «луна»), бог-щит Цитхарийя, Тару(Сару) — бог грозы, отец Мецуллы и супруг Вурунсему, Куду-или (Kudu, «душа») идр. Важнейшие мифы (известны по хаттским и хеттским текстам) — о строительствехрама Эстана в священном городе Лахцан, об исчезновении и возвращении Телепину,о лунном затмении, описываемом как падение с неба Кашку, которого возвращаетКаттахцифури-Камрусепа. К неолитической культуре Чатал-Хююка возводятсяхаттские обряды поклонения пчеле (пчела активно участвует в поисках Телепину), леопарду(который, как и лев, являлся, в частности, зооморфным символом хеттского царя),похоронные обряды, связанные с мышью. Особую социальную значимость имел циклмифов и обрядов, связанных с Хальмасуитом и Цилипури.
Согласномифу, боги, распределяя земли, дали Хаттусас хаттскому царю. Эти представлениябыли целиком восприняты хеттами в эпоху хаттско-хеттского двуязычия икультурного сосуществования (ок. кон. 3-го тыс. до н. э.). Хаттским влияниемобъясняются также хеттские мифологические представления о языке богов и людей:согласно двуязычным хаттско-хеттским текстам, одно и то же божество по-разномуназывалось «среди богов» и «среди людей» [типологические параллелиобнаруживаются в широком круге древневосточных (в т. ч. египетской и индийской),древнеевропейских (древнеисландской) и восточноевразийских (айнской) традиций].Некоторые собственно хеттские имена божеств представляют собой переводхаттских: хатт. tauwa tupi, «страх и ужас», переводится как Nahsaratt, «страх»,и Weritema, «ужас», и фигурируют не только в переложениях хаттских мифов, но ив позднейших хеттских мифологических сочинениях. Представления об этихбожествах, возможно, оказали воздействие на греческую мифологическую традицию:гомеровская пара Δείμς τεΦόβος τε, «страх и ужас»; они, как исоответствующие боги в среднехеттских гимнах солнцу, запрягают колесницу.Несомненно влияние мифологии хатти на хеттский миф о поединке бога грозы созмеем (см. в ст. Иллуянка; сюжет имеет параллели во многих традициях ВосточногоСредиземноморья, см. также в статьях Змей, Дракон).
Нарядус хаттским слоем выделяется группа древнейших индоевропейских богов, связанныхс первой столицей хеттов городом Неса (Канес): бог-защитник Пирва (ср. Перкунас,Перун и др.), бог дня Сиват [Siwatt-, «день», в функции бога солнца еговпоследствии вытеснил. Эстан, ср. siu-(ni), «бог», имеет параллели и в другихиндоевропейских языках, см. в ст. Индоевропейская мифология; след того, чтонекогда это слово имело значение «бог солнца», можно видеть в урартском Siwini,«бог солнца», представляющем собой, по-видимому, заимствование из хеттскогоязыка древнехурритским диалектом, из которого позднее развился урартский язык],Тархунт (Tarhunt, «могущественный», эпитет бога грозы, соответствуетиндоиранскому turvant- с тем же значением), Сиу-Суммис (Šiu-šnuš,«бог-наш», упоминается в надписи царя Аниттаса), бог луны Арма (Anna, ср.тохарск. yärm, «мера», др.-исл. rim, «счёт», и т. п.) и др. Из мифовиндоевропейского происхождения следует отметить миф о рождении 30 сыновей и 30дочерей царицей Несы. Царица, посадив сыновей в горшки с нечистотами, пустилаих плыть по реке (обычный для близнечных мифов мотив расправы с близнецами), адочерей вырастила. Река принесла сыновей к городу Цальпа, где их спасли боги.Выросши, они возвращаются в Несу и, не узнав сестёр, вступают с ними вкровосмесительный брак. В индоевропейских мифологиях параллель ему составляетдревнеирландский рассказ о братьях-близнецах по имени Финдеамна, которых сестрауговорила вступить с ней в брачную связь, индоиранский миф о близнецах(Яме-Ииме и его сестре). К индоевропейской традиции восходят, по-видимому, такиеобрядовые тексты, как песня Пирве, описания царского похоронного ритуала, имеющиеблизкие соответствия в других индоевропейских, в частности индийских (в«Атхарваведе») и греческих (у Гомера), ритуалах.
Ответвлениятой же индоевропейской анатолийской мифологической традиции представляют собойлувийская и палайская мифологии, в некоторых отношениях они ближе к исходнойанатолийской, чем собственно хеттская. В частности, в них сохраняетсяиндоевропейское имя бога солнца [лувийск. Тиват, Tiwat-, палайск. Тият, Tiyat-;у хеттов Сиват-день вытеснен Эстаном (Истанусом)]. Палайская мифология, как ихеттская, испытала значительное влияние хаттской; многие хаттские божества, вчастности Каттахцифури, почитались палайцами под их хаттскими именами. Лишь внемногих палайских текстах можно предполагать след индоевропейскихмифологических представлений (напр., в гимне солнцу, связываемому, как и вхеттской и индийской традициях, с морем). Лувийская мифология вместе с темиспытала ранние влияния соседствовавших с пралувийцами семитов и особеннохурритов. Так, слово «бог» (maššana-) в лувийском языке может бытьсвязано с общесемитским (ср. аккад. Šamaš, «солнце», и т. п.). Вновохеттский период, когда культурный центр страны сместился в южные области слувийским и хурритским населением, в хеттский пантеон был включён ряд лувийскихбогов, в частности боги войны (вооружённые луком) Ярри (Yarn, возможна, ср.индоевропейский корень *jar-, связь с другими индоевропейскими богами типаслав. Яровит, Ярила), Санда (позднее был включён и в местные греческиепантеоны).
Сэпохи Среднехеттского царства в состав хеттского пантеона начинают включатьсяхурритские боги. Из них в новохеттский период особую роль приобретает Шавушка(Иштар); в поздних текстах (молитва царицы Пудухепы) она отождествляется сдревнехеттской (по происхождению — хаттской: Вурунсему) богиней солнца городаАринны.
ПериодНового царства характеризуется развитием религиозного синкретизма; в результатеконтаминации хеттских и хурритских мифологических представлений возникаетхурритская интерпретация древнехеттского пантеона. Писцы-богословы неограничиваются перечислением «1000 богов», составляющих, согласно текстам (вчастности, государственным договорам), хеттский пантеон, но и устанавливаютмежду ними классификационные связи, отождествляя богов, имеющих сходные функции(напр., богов грозы). Две основные группы богов официального пантеонахурритские по происхождению. Первую возглавляет бог грозы Тешу б со свитой: егобрат и помощник в сражениях Таш-мишу, побеждённый Тешубом Кумарби, бог луныКужух, бог солнца Шимеги (Шимиге), Астаби (Аштаби), быки Тешуба Сери (Шери, «вечер-ночь»)и Хурри («восход»), горы Намни и Хаззи и др. Другая группа включает супругуТешуба Хебат, её сына Шаррума, дочерей Алланцу (Алланзу) и Хунзишалли, служанкуДарру-Дакиту (Dakitu, первоначально семитское имя со значением «маленькая», «малышка»),божеств судьбы Хутена-Хутеллура (Худены-Худеллуры, Hutena-Hutellura, ср. hute, «писать»),Аллани («госпожа»), Шавушку, её служительниц Нинатту и Кулитту, Кубабу и ряддругих женских божеств.^Обе группы изображены на рельефах святилища Язылыкаяблиз современного Богазкёя.
Всоставе «1000 богов» Хеттского царства наряду с хаттскими, древне-хеттскиминесийским, хурритскими и немногочисленными лувийскими богами выделяютсяперсонифицированные воплощения стихий [скорее всего архаические хеттские, впозднейшее время сближавшиеся с хурритскими; ср. Аруна («океан»), выступающий всюжетах о сватовстве Телепинуса к дочери океана, о солнце и океане и др.].Использование нарицательных существительных как имён богов (ср. также Желание, Река,Тёмная земля и др.) — характерная особенность индоевропейских мифологий, в т.ч. римской и индоиранской; аналогичные божества, например Доля, Правда, имеютсяи в славянской мифологии. В конце перечислений богов пантеона помещались богиизгоев — людей хабиру (по-видимому, наименование ряда древиеханаанейскихплемён) и лулахи (слово хурритского происхождения, связанное свосточ-иокавказским обозначением мужа, невольника).
Характерныйдля новохеттского времени религиозный синкретизм проявлялся также в отнесенииодного мифологического сюжета к разным богам. Миф о божестве, которое исчезает,унося с собой плодородие, а потом (после долгих поисков, предпринятых богами)возвращается (вызывая восстановление плодородия), связывается с Телепинусом, богамисолнца, грозы, богиней Инарой, богиней Анцили (в последнем случае миф приуроченк избавлению от страданий во время родов). В числе других повторяющихсясюжетных схем, не зависящих от конкретных действующих лиц, — мотивы сменыпоколений богов [царствующего на небесах Алалу свергает Ану; Кумарби изгоняетАну; Тешу б побеждает Кумарби, бога-хранителя (KAL), героя по имени Серебро;подробно см. в ст. Хурритская мифология], унесения светил с неба (напр., Арунойсолнца. Серебром солнца и луны), сватовства к богу (напр., Телепинуса, Кумарбик дочери Аруны).
Список литературы
Луна,упавшая с неба, М., 1977;
ДовгялоГ. И., Становление идеологии раннеклассового общества (на материале хеттскихклинописных текстов), Минск, 1980; Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.:Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977; Archi A., Trono regale e tronodivinizzato nell'Anatolia ittita. — «Studi micenei ed egeo-anatolci., fasc. 1, Roma, 1966; Bossert Н. Т., Die Schickealsgottinnen der Hethiter, «Die Welt des Orients»,1957, Bd. 2, № 4; Brandenstein C. G. von, Hethitlsche Gutter nachBildbeschreibungen in Keilschrifttexten, Lpz., 1943 («Mitteilungen derVorderasiatlsch-Aegyptischen Gesellschaft». Bd. 46, № 2); Carruba 0., DasBeschworungaritual für die Göttin Wisurijanza, Wiesbaden, 1966(Studien zu den Bogazkoy-Texten, Bd 2); Danmanville J., Iconographied'lstar-Sausga en Anatolie ancienne, «Revue d'assyriologie etd'archéologie orientale», 1962, t. 56, № 1-3, 4; Dussuaud R., Lesreligions des hittites et des hourrites, des phéniciens et des syriene, вкн.: «Mana, t. 2 — Les anciennes religions orientales», P.,1945; Friedrich J., Ein hethltlsches Gebet an die Sonnengottin der Erde«Rivlata degli studi orlentall», t. 32, 1957;
Furlani G., La religione degli Hittiti, Bologna, 1936; Goetze A.,Kleinasien, 2 Aufl., Munch., 1957; Gurney 0. R., Some aspects of Hittitereligion, N. Y… 1977; Guterbосk Н. G., Hittite religion, в кн.; Forgottenreligion, N. Y., 1950;
Hotfner Н. A., The Hittites and Hurrlans, вкн.: Peoples of Old Testament times, Oxf., 1973;
Kiimmel Н. М.,Ersatzrituale fur den hethitischen König. Wiesbaden, 1967 (Studien zu denBogazkoy-Texten, Bd. 3); Laroche E., Le dieu anatolien Sarruma, «Syria», 1963, t. 40; его же, Textes mythologiques hittites en transcription,«Revue hittite et aaianique», 1965, v. 23, tasc. 77, 1968, v. 26, fasc. 82; егоже, Les dieux de Yazilikaya, там же,1969, v. 27; его же, Un syncrétisme dans lesreligions grecque et romaine, P., 1973; Macqueen J. G., Hattian Mythology andHittite monarchy, «Anatolian Studies», 1969, v. 9; Otten Н., Die Gotthett Leivani der Bogazkoy-Texte, «Journal of CuneiformStudies», 1950, v. 4; его же, Das Hethiterretch, вкн.: Kulturgeschichte des Alten Orient, Stuttg., 1961; егоже, Eine althethltische Erzahlung um die Stadt Zalpa,Wiesbaden, 1973 (Studien zu den Bogazkoy-Texte, 17); Schuler E., Kleinasien.Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.:Wörterbuch der Mythologie, Stuttg., 1965, Bd 1-2; V1eуra М., Ciel et enters hittites, «Revued'assyriologie et d'archéologie orientale., 1965, t. 59, N 3.
Обширныйполуостров Малая Азия, смыкавшийся с Закавказьем и Северной Месопотамией, былодним из ранних центров человеческой цивилизации, более древним, чем Египет иМесопотамия. Открытые в Малой Азии земледельческие поселения VIII—VII вв. до н.э. донесли до наших дней свидетельства существования развитой религии ирелигиозного искусства. В середине II тыс. до н. э. на этой же территории(современная Турция) сложилось могущественное Хеттское царство, соперничавшее сЕгиптом и Вавилоном. В своих договорах о разделе сфер влияния с фараонамиЕгипта хеттские цари клялись тысячей богов. Имена этих богов стали известны избогатейшего архива клинописных текстов, обнаруженных в столице хеттов Хаттусас.
Хеттыбыли могущественным народом индоевропейского происхождения, создавшимгосударственность раньше индоиранцев, эллинов, фракийцев, германцев, славян. Ввосточные пределы Хеттской державы входило Малоазиатское побережье Эгейскогоморя, населённое индоевропейскими народностями — карийцами, пеласгами, меонийцами.Город Илион (Троя), о судьбе которого повествуют эпические произведения эллинов«Илиада» и «Одиссея», входил в сферу хеттского влияния и назывался Виллуша.
Средитысячи богов хеттов были боги города Неса — Пирва и Сиват, известные позднее идругим индоевропейским народам. Пирва — это славянский Перун, литовскийПеркунас.
Вимени бога Сиват даже неспециалист уловит основу «свет», от которой происходятимена многих индоевропейских богов. Имя хеттской богини луны Арма, согласномифу упавшей с неба на рыночную площадь, соответствует названию луны у тохарцев— Ярм, а в других индоевропейских языках — слову со значением «мера», ибо лунабыла мерой времени и счёта. К хеттскому культу, подробное описание которогодают тексты из Хаттусаса, восходит погребальный ритуал, описанный в гомеровскихпоэмах, складывавшихся на пограничных с хеттами землях.
Однакохетты были завоевателями, подчинившими себе территорию с давней культурной ирелигиозной традицией. Поэтому их боги, общие для всех индоевропейцев, находятсяна периферии религиозного мира, в котором господствуют боги и богини хаттов —народа, скорее всего родственного абхазам и адыгейцам, а также некоторымплеменам Дагестана (нахам). Хетты переводили имена хаттских богов на свой языкили переиначивали их на свой лад. У хаттов существовали такие абстрактныепонятия, связанные с религиозным миром, как «таува», «тупи» («страх», «ужас»).У хеттов существовали аналогичные понятия, их олицетворяли божества Нахшаратт иВеритема. Эти понятия, видимо через посредство хеттов, переходят и в греческуюрелигиозную традицию, где у Гомера появляется та же пара богов — Деймос и Фобос(Ужас и Страх).
Отхаттов к хеттам перешли главные их боги: бог солнца Эстан (ставший Эстанусом), богплодородия Телепину (Телепинус), бог-кузнец Хасамили и многие другие. БогТелепину вошёл также в греческую и этрусскую мифологии. Грекам он известен какгерой Телеф, сын Геракла и Авги (дочери царя Аркадии Алея), вскормленный ланью.Именно Телеф указал грекам морской путь в Трою, но сам не принимал участия в еёосаде. Уже один этот пример показывает, насколько глубоки хеттские корни вгреческой религии и мифологии.
Огромноевлияние на хеттов оказала религия соседнего с ними народа хурритов, хорошоизвестного ханаанеям и евреям. Собственно говоря, религия хурритов и известнаглавным образом по хеттским эпическим поэмам. Через хурритов к хеттам перешлипочитание семитских богов Ану, Алалу, Эа, Никкаль и собственно хурритские богиКумарби, Тешуб, Аштаби, Кужух, Шавушка и др.
Семитскиеи хурритские боги включены в развитую хеттскую космогоническую систему. Попредставлениям хурритов и хеттов, вселенная состояла из трёх сфер: верхней, небесной,населённой «богами верха»; сферы земли и сферы подземного царства, в котороезагнаны после поражения в битве боги старшего поколения, или «боги минувшего»(«боги низа»). В хеттской поэме «О царствовании на небесах» (середина И тыс. дон. э.) космогоническая схема развёртывается в образах богов семитского ихурритского происхождения, в красочном повествовании о борьбе за власть боговтрёх поколений, сменяющих друг друга в небесном обиталище Куммии. В другомпроизведении — «Песне об Улликуме» — боги сообща борются за свержение пришельца,выросшего из камня до небес. Основной сюжет хеттской мифологии — борьба богагрозы со змеем Иллуянкой. В этой борьбе принимают участие и другие боги игерои. Миф имеет параллели в религиях индоевропейцев и семитов. Наряду с богамихетты почитали персонифицированные стихии, например океан Аруну, отцадочерей-рек, или такие абстрактные понятия, как Желание, Доля, Правда. Этотакже роднит хеттскую религию с религиями индоевропейских народов, прежде всего— греков и римлян.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта throneofice.ucoz.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ремонт гребных валов
Реферат Расчет на прочность крыла большого удлинения и шасси транспортного самолета АН70
Реферат Состав коллекторов пласта месторождения. Типы коллекторов нефти и газа
Реферат Разборка разборо-сборочного маршрута
Реферат Социология религии М Вебера
Реферат Развитие автодорог в России Германии и США
Реферат Being The One Who Cares Essay Research
Реферат Ответы на экзаменационные вопросы по экономике предприятия
Реферат Расчёт бензинового инжекторного двигателя 84 кВт
Реферат Активизация учебного процесса на уроках информатики в начальной школе
Реферат Экомаркировка – эффективный инструмент повышения экологической безопасности продукции и качества жизни
Реферат Золото и его переработка
Реферат Товароведная характеристика чая и чайных продуктов
Реферат Изучение уровня тревожности у пациентов находящихся на стационарном лечении в пульмонологическом
Реферат Ремонт колесных пар пассажирских вагонов