Реферат по предмету "Религия и мифология"


Философские основания буддизма

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. ВЕРНАДСКОГО
ФАКУЛЬТЕТИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА НЕМЕЦКОЙФИЛОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
ФИЛОСОФСКИЕОСНОВАНИЯ БУДДИЗМА
Преподаватель:  Выполнила
Микитинец А.Ю. студенткаVI курса 67 группы
Кешфетдинова Рушание
Симферополь 2011г.

ВВЕДЕНИЕ
Философия буддизмаглубока и оригинальна, хотя в основе своей базируется на генеральныхмировоззренческих принципах и категориях, выработанных теоретикамидревнеиндийской мысли еще до ее возникновения. Прежде всего, буддизм отрицаетреальность феноменального мира. Феноменальный мир — источник страданий;спасение от них — в уходе из этого мира в мир высшей реальности и абсолютногопостоянства, т. е. в нирвану.
В данном реферате мыбудем рассматривать историю буддизма и философские основания буддизма.

IИСТОРИЯБУДДИЗМА
1)Возникновение Буддизма
Буддизм — религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э.Входит в Сань цзяо — одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма — индийскийпринц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденногоили просветленного.
Буддизм возник насеверо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространилсяпо всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э — начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизмаиндуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез изИндии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященномубрахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., онохватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Уже в первые столетиясвоего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которымивызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., вПаталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизмана две ветви: Хинаяну и Махаяну.
Хинаяна утвердилась восновном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна- в северных странах, получив название северного буддизма.
Распространение буддизмаспособствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которыхобразует так называемую буддийскую культуру.
Характерной особенностьюбуддизма является его этико-практическая направленность. С самого началабуддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и преждевсего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, вчастности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизмебыла выдвинута проблема бытия личности.
Стержнем содержания буддизмаявляется проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитиюэтих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности,посвящены все построения буддизма.
Страдание и освобождениепредставлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание — состояниебытия проявленного, освобождение — непроявленного. То и другое, будучинераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическаяреальность, в развитых формах буддизма — как космическая реальность.
Освобождение буддизмпредставляет себе, прежде всего как уничтожение желаний, точнее — угашение их страстности.Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегатькрайностей — как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавленияэтого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказываетсяконцепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственныепредписания не являются обязательными и могут быть нарушены.
В буддизме отсутствуетпонятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этогоявляется отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной исветской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычнойформе. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим(ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной ирассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательногоразмышления (медитации), результатом которого является переживание целостностибытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практикасозерцательного размышления служит, таким образом, не столько средствомпознания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологииличности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярныдхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенностии самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия — положительныйэквивалент угашения желаний — есть освобождение, или нирвана.
В основе буддизма лежитутверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытиясвоеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир.Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта иобъекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологическогои онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихсяв целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причинойбытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образованиемироздания, так и его распад: это волевое решение «Я», понимаемого какнекая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизмавсего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремленийу личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшеесущество имманентен человеку и миру, с другой — что в буддизме нет надобности вбоге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентномэтой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализмабожественного и небожественного, бога и мира.
Начав с отрицания внешнейрелигиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошлоотождествление высшей реальности буддизма — нирваны — с Буддой, который из олицетворениянравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом,высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим аспектом нирванывозникла космическая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи.Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого родамифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающийвсе стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчиваяпраздниками, особенно усложнился в некоторых течениях Махаяны, в частности в ламаизме.Очень рано в буддизме появилась сангха — монашеская община, из которой с течениемвремени выросласвоеобразная религиозная организация.
Наиболее влиятельнаябуддийская организация — созданное в 1950 году всемирное братство буддистов. Литературабуддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском,бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках. [2]
буддизминдия философский учение
2)Основатель Буддизма – Гуатама Будда
Жизньоснователя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды, «Света Азии», известнадовольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту(север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светскойжизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодомуцаревичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала емувозможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искалразрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях кполному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и вомногих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям,но ничто не удовлетворяло его. Тогда он решил положиться на свои собственныесилы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, онстремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земныхстраданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сиддхартха сталБуддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религиии философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму,Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.
Подобно всемвеликим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и втечение долгого времени, из поколения в поколение, они устно передавались отодних учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в настоящеевремя является главным образом «Трипитака» («Три корзины учений»), о которойговорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими егоучениками.
Эти триканонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и«Абхидхарма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая являетсясобранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийскойфилософии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии.Они написаны на языке пали.
С течениемвремени число последователей Будды настолько возросло, что это привело кразделению их на различные школы. Самые известные религиозные школы буддизма —хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее времяявляются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы написана на языкепали. Махаяна распространилась главным образом на севере — в Тибете, Китае иЯпонии. Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и наэтом языке появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее былапереведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась встранах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты ивосстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.
Так какбуддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный колорит этихстран и изменялся под влиянием прежней религии и убеждений обращаемых.Возникшие в результате этого религиозные школы буддизма были так многочисленныи общая масса философских работ на различных языках настолько велика, что дляполного ознакомления с буддийской философией не хватило бы жизни даже такогочеловека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и глубину мышленияфилософа. [3]

II ФИЛОСОФСКИ ОСНОВАНИЯ БУДДИЗМА
1)Дхарма
Важнейшим длябуддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшуюистину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”,“то, что поддерживает”. Также и религия — это Дхарма в том смысле, что онаудерживает людей, или защищает их от бедствий. В грубом приближении любоевозвышенное действие тела, речи или мысли может рассматриваться как Дхарма,потому что благодаря такому действию человек уже защищается, или удерживаетсяот всех видов несчастий. Практика таких действий — это практика Дхармы. Слово“дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — этоморальные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Крометого, дхармы — это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов,разбивается поток существования. [1]
Все живущее в миресостоит из дхарм, точнее — из живых движущихся дхарм. Жизнь, в строгом смыслеэтого слова, -проявление безначального и практически вечного волнения дхарм,которое и составляет объективное ее содержание. Понять это и попытатьсяуспокоить свои волнующиеся дхармы — это и означает взять жизнь в свои руки итем, в конечном счете, добиться цели, т. е. достичь состояния будды,погрузиться в нирвану. Но как это сделать?
Любое существо, включаяи человека, рождается, живет и умирает. Смерть — это распад данного комплексадхарм, рождение означает восстановление его, но уже в иной, новой форме. Кэтому и сводится кругооборот жизни, цикл бесконечных перерождений, который, попреданию, был объяснен еще самим Буддой в его третьей проповеди, обращенной кученикам в Бенаресе. Суть проповеди — в учении о двенадцати звеньях-ниданахкруговорота бытия, колеса жизни. Все начинается с первого ключевого звена — савидьи, незнания, затемняющего разум. Авидья влечет за собой поступки,вызванные невежеством, поступки порождают привычные стереотипы поведения,ориентированные на бытующие в обществе установки. Стереотипы формируютопределенное сознание, в соответствии с которым создаются формы икатегории-наименования, становящиеся объектами восприятия органов чувств. Междуорганами чувств и формами-категориями возникают устойчивые контакты, вследствиечего появляются чувства, затем желания, страсти, жажда жизни. Вот эта-то жаждажизни и ведет ко все новым перерождениям, следствием которых неизбежно являютсястарость и смерть всего родившегося.
Таким образом,круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется оннеизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы может лишь тот, ктопреодолеет авидью. Собственно, именно этим всегда и были заняты буддийскиемонахи, этим был наполнен и к этому вел восьмиступенный путь постижения истиныи приближения к нирване. Наиболее ревностные из монахов подчас достигали высшейступени святости, а то и причислялись к святым архатам, достигшим или почтидостигшим состояния будды и нирваны. [4]
2) Четыре благородные истины
Благословенныйговорил: «Это — истинные страдания, это истинные источники, это — истинныепресечения, это — истинные пути. Страдания следует познать, источники их — устранить, пресечение страданий — осуществить, пути к освобождению — пройти.Страдания следует познать — тогда не останется страданий, которые следовало быпознать. Источники страданий следует устранить — тогда не останется источников,которые следовало бы устранять. Пресечения страданий следует осуществить — тогда не останется пресечений, которые следовало бы осуществлять. Пути следуетпройти — тогда не останется путей, которые следовало бы проходить».
Истинныестрадания — это явления, которые проистекают от омраченных действий и скверн ивходят в понятие круговорот бытия. Истинные источники — это причины,производящие истинные страдания. Истинные пресечения — это состоянияуничтожения и исчезновения страданий и истинных источников. Истинные пути — этоособые методы достижения истинных пресечений.
Так какистинные страдания возникают из истинных источников, источники на самом делепредшествуют страданиям. Также истинные пресечения осуществляются посредствомпрохождения истинных путей; посему на самом деле пути предшествуют пресечениям.Однако Благословенный изменил этот порядок на обратный, когда учил Четыремблагородным истинам, что чрезвычайно важно. Ведь сначала человек распознаетстрадания, и потом он исследует их причины; поэтому Будда объяснил источникистраданий после определения самих страданий. Когда рождается уверенность ввозможности уничтожить страдания, возникает и желание пресечь их. Отсюда появляетсяжелание пройти пути [к пресечению]; поэтому Будда объяснил истинные пути послеопределения истинных пресечений.
2.1 Круговорот бытия и живые существа
Круговоротбытия разделяется на три сферы: мир желаний, мир форм и мир без-форм. В мирежеланий существа предаются удовольствиям пяти желанных: форм, звуков, запахов,вкусов и осязаемых объектов. Мир форм состоит из двух частей: в низшей существане увлекаются внешними удовольствиями, но испытывают наслаждение внутреннегосозерцания. В высшей части существа вообще отвратились от услаждающих чувств ииспытывают нейтральные чувства. В мире без-форм все формы, звуки, запахи, вкусыи осязаемые объекты, а также пять чувств, дающих наслаждения ими, отсутствуют;здесь царит лишь сознание, и существа испытывают только нейтральные чувства,сосредоточенно и без отвлечений.
Сутьвыражения круговорот бытия в том, что это — процесс, неподвластный ничьемуконтролю, происходящий в соответствии с омраченными действиями и сквернами. Егосущностная природа — горесть; 'он создает основу для страданий настоящего ипорождения страданий в будущем. Строго говоря, круговорот бытия — этооскверненные психофизические совокупности, сложившиеся как результат омраченныхдействий и скверн. Поскольку нет ничего во всех трех мирах, что не входило бы вкруговорот бытия, то психофизические совокупности всех существ и составляюткруговорот бытия.
2.2 Причины круговорота бытия
Источниковстрадания два: омраченные действия и скверны. Скверны определяются какпериферийные факторы сознания и сами по себе не являются ни одним из шестиосновных сознании [глаза, уха, носа, языка, тела и ума]. Однако когдапроявляется какой-либо из оскверняющих факторов сознания, основное сознание[ума] подпадает под его влияние, идет туда, Куда ведет его скверна, и тем самым«накапливает» дурное действие.
Существуетвеликое множество различных скверн, но основные — это [эгоистичное] желание,злоба, гордость, ложные взгляды и т. д. Из них главные — желание и злоба.Злость появляется из-за первоначальной привязанности к самому себе, когдаслучается что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к себе появляетсягордость, и человек считает себя лучше других. Точно также, когда мы чего-то незнаем, появляется ложное представление, что данный объект не существует.
2.3 Действия
Действия, сточки зрения их природы, бывают двух видов: намерения и осуществления.Намерение предшествует физическим или словесным деяниям и представляет собойфактор сознания, дающий импульс к действию. Осуществление — это физическое илисловесное действие, которое происходит при выполнении намерения.
С точкизрения вызываемых ими следствий, действия бывают трех видов: дающие заслугу, недающие заслугу и дающие неколебимое. Действия, дающие заслугу, имеют следствиемсчастливое перерождение: жизнь в облике людей, полубогов и богов. Действия, недающие заслугу, имеют следствием плохое перерождение: жизнь в облике животных,голодных духов и мучеников адов. Действия, дающие неколебимое, подвигают квысшим мирам, то есть к миру форм и миру без-форм.
Все действияможно подразделить на физические, словесные и умственные, а с точки зрениятого, каким образом испытываются следствия, можно выделить, три вида действий:следствия деяний, «накопленные». В этой жизни, могут быть испытаны в этой жесамой жизни, в следующей жизни или в любом из последующих перерождений.
2.4 Освобождение
Круговоротбытия — это оковы, а освобождение означает свободу от оков. Как объяснялосьвыше, причины круговорота бытия — омраченные действия и скверны. Если корнискверн устранены и если новые действия не накапливаются, то, поскольку уже нетскверн, которые могли бы активизировать потенции омраченных действий,сохранившиеся от прошлого, тем самым устранены и причины круговорота бытия.Значит, это свобода от оков. До тех пор, пока еще остаются психофизическиесовокупности, произведенные прежними омраченными действиями и сквернами, — это,как говорят некоторые, нирвана «с остатком». Когда таких совокупностей большенет, это нирвана«без остатка». «Без остатка» означает, что не осталосьпсихофизических совокупностей, про изведенных омраченными действиями исквернами, однако поток сознания и поток неомраченных психофизическихсовокупностей все-таки существуют.
Устранениемпричин сводятся на нет омраченные совокупности, а освобождение от них приводит.К исчезновению связанного с ними страдания. Таково освобождение, которое можетбыть двух видов: освобождение, заключающееся просто в уничтожении всех формстрадания и их источников, и великое, непревзойденное освобождение, состояниеБудды. Первое — это уничтожение всех обусловленных сквернами препятствий [напути освобождения от круговорота бытия], но не препятствий к прямому постижениювсех объектов познания. Второе — это наивысшая ступень, полное уничтожение какскверн, так и препятствий к всеведению. [1]
3) Основы Буддизма
3.1 Теория взаимообусловленного существования
Существуетспонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает все явлениядуховного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действуетстихийно, без помощи сознательного руководителя.
Согласноэтому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождаетсядругим частным явлением (следствие). «Имеется причина — возникает и следствие».Существование всего обусловлено, то есть имеет свою причину. Ничто непроисходит случайно, без причины. Эта теория носит название теориивзаимозависимого происхождения.
3.2 Теория кармы
Ка́рма — материальная деятельность человека и её последствия. Является одним изцентральных понятий в философии индуизма, джайнизма, сикхизма и буддизма, гдележит в основе причинно-следственного ряда (называемого в данном случаесамсарой).
В различныхрелигиозных традициях даются слегка отличающиеся друг от друга философскиетолкования понятия кармы, но при этом основная концепция остаётся общей.Согласно этой концепции, через закон кармы, последствия действий создаютпрошлый, настоящий и будущий опыт, таким образом делая индивида ответственнымза свою собственную жизнь и за страдания и наслаждения, которые она приноситкак самому индивиду, так и тем, кто его окружает. Результаты, или «плодыкармы», называют карма-пхала. Часто карму путают с плодами кармы, что приводитк фатализму. Примером данной ошибки могут служить высказывания вида «Такова моякарма».
В религиях,принимающих реинкарнацию, действие закона кармы распространяется также на т.н.прошлые и будущие жизни индивида. Считается, что деятельность, совершаемаяиндивидом в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошейкармы.
В буддийскойтеории кармы это слово означает «намеренное действие», а не всякое действие. Вбуддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; еёпоследствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала иликамма-випака). Намерение может быть относительно хорошим или плохим, так же каки желание может быть относительно хорошим или плохим. Так что и карма можетбыть хорошей или плохой относительно. Хорошая карма (кусала) производит хорошиепоследствия, а плохая карма (акусала) производит плохие последствия.
3.3 Учение о всеобщем изменении и непостоянстве
Из доктринызависимости происхождения всего сущего вытекает также теория преходящей природывещей. Все вещи подвержены изменению и разложению. Так как все сущеепорождается определенными условиями, оно ликвидируется с исчезновением этихусловий. Все, что имеет начало, имеет и конец.
О том, чтовсе живое и мир вещей преходящи, говорили многие поэты и философы. Будда желогически обобщил эти взгляды в доктрине непостоянства. Его последователиразвили ее дальше — в теорию моментальности (кшаника-вада), согласно которойвсе существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, но к тому же вещинеодинаковы даже в течение короткого периода времени, существуют как таковые впродолжение только одного неделимого момента времени.
По буддийскимпредставлениям, закон изменяемости универсален: ни человек, ни какое-либодругое существо — одушевленное или неодушевленное — не исключаются из сферы егодействия. Большинство людей верит в то, что в человеке живет некая субстанция,называемая душой (атман), которая продолжает существовать, несмотря на всеизменения, претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будетсуществовать после смерти, переселяясь из одного тела в другое.[3]

Заключение
Итак, по мнению людейисповедующих Буддизм, окружающий нас феноменальный мир и все мы как его часть — не более чем своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия существует объективно. Делов том, что человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но этиощущения не результат субъективных представлений индивида, а вполне объективныйфакт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Слово «дхарма» (на яз. пали- дхамма) в буддизме многозначно. Им именуют и доктрину в целом, и буддийскийзакон, и, наконец, первочастицы мироздания. Частицы эти несколько напоминаютэлементы духовного начала пуруши в системе санкхья, но отличаются большейвнутренней емкостью и разнообразием. Среди них есть дхармы чистого сознания,дхармы чувственные (рупа), т. е. связанные со зрительными, слуховыми и прочимивосприятиями и ощущениями человека, дхармы психики, рождающие эмоции, инекоторые другие. Всего таких дхарм в обычном человеке, согласно различнымшколам-сектам буддизма, 75-100, а то и больше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. «Буддизм. Четыреблагородные истины». М: Эксмо, 2002 г.
2. http://www.ref.by/refs/90/40403/1.html
3. http://put.ucoz.ru/publ/buddijskie_avtory/osnovy_buddijskoj_filosofii/86-1-0-820
4. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/21669/21785/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Mumia Abu Jamal Essay Research Paper The
Реферат Відомі психологи Ломрозо Чезаре та Лірі Тімоті
Реферат Наукове обрунтування резервів підвищення інтенсивності виробництва цукрових буряків
Реферат Клит офицер
Реферат Предпринимательство и предпринимательский капитал 3
Реферат Диагностика банкротства по моделям Давыдовой-Беликова
Реферат Рентгеноструктурний аналіз молибдену
Реферат Процес проведення маркетингових досліджень
Реферат Травма рождения Концепция трансперсональной психологии
Реферат Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег
Реферат Амурская ул., д. 109, г. Чита, а/я 1207, 672000; тел. (83022) 35-36-13; факс (83022) 35-50-30
Реферат Капитализм во Франции
Реферат Шпоры по введению в языкознание
Реферат Результаты опроса жителей Пятигорска о работе станции скорой медицинской помощи
Реферат Работа Н.А. Бердяева "Смысл истории"