Реферат по предмету "Религия и мифология"


Успение Пресвятой Богородицы

Малков П.Ю.
1)Место праздника в границах православного богослужебного года.
ПраздникУспения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам ПравославнойЦеркви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению БожиейМатери. Праздник предваряется недолгим, но довольно “строгим” Успенским постом(этот пост начинается 1 августа ст. ст. / 14 августа н. ст. — день, отмеченныйв церковном календаре как торжество Происхождения честных древ ЖивотворящегоКреста Господня).
2)Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.
Какповествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила вИерусалиме; затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе сапостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала наостров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим.Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиямиземной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ееземная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилосьчудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны — находившиеся тогда всамых различных странах — апостолы, которые благодаря этому чуду смоглиприсутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесьтогда.
Поцерковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело вгробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к нимприсоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого,что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолыотвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершейПресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутрипещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительноеблагоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третийдень после Своего Успения — подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, ивознеслась телесно на небо — подобно тому же, как на сороковой день послеВоскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключенахристианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день ВторогоПришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос нашевоскресшее тело «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его,силою, которою Он действует и покоряет Себе все»(Послание апостола Павла кФилиппийцам 3:21).
3)Духовный смысл праздника.
Природноеявление смерти издревле казалось человеку величайшей из всех возможных загадокбытия. Смерть всегда вызывала страх и трепет, растерянность и недоумение.
Христианеверят в то, что вместе с прозвучавшим еще при создании мира, Божественнымвозгласом «Да будет...» — разнесшимся, подобно эху, в беспросветностипервоначального небытия, все сущее — раз и навсегда — обрело надежную и непоколебимуюжизненную основу. Отнюдь не смерть, но жизнь является духовной осью, внутреннимстержнем всего окружающего нас творения. И именно благодаря такой вере, самасмерть для каждого христианина есть не более чем трудное испытание на пути кподлинному и вечному существованию. Для православных людей умирание отнюдь не«последняя точка» в истории бытия их личности, но «запятая»— необходимо подразумевающая и в дальнейшем непрестанное развитие«сюжета», задуманного для них Творцом и Создателем.
Атеистможет всю жизнь ожидать смерти как полного самораспада; христианин же, дажеготовясь к смерти, — готовится к жизни. «Бог смерти не сотворил, но создалчеловека в обручение бессмертия» — написал некогда Константинопольскийпатриарх святитель Фотий (IX век).
Конечноже, христиане отнюдь не считают смерть естественным или благим явлением. Она —нарушение, искажение первоначального порядка в устроении человека, порядка, утраченногоим в результате грехопадения, преслушания Божественной воли. По учению Церкви, Боготнюдь не желал для людей смерти, но человек сам обрек себя на нее — из-засобственной минутной прихоти и слабости. И все же Создатель, обладающийудивительной способностью преображать и обращать во благо даже людское зло, издесь сумел превратить явление смерти — из вдруг ворвавшегося в мирсамовольного и разрушительного несчастья — в путь к обретению вечного ирадостного сопребывания человека вместе со своим Творцом.
УспениеПресвятой Богородицы — это праздник Ее смерти.
Повере Церкви, кончина человека, весь свой недолгий век сознательно и убежденнопрожившего без Бога, может оказаться страшной и горькой. Но смерть Богоматери, превосшедшейв Своей святости, в исполнении Своего призвания даже высочайшие ангельские чины— херувимов и серафимов — поистине становится радостью, светлым и утешительнымсобытием для всех христиан. И пусть горюют собравшиеся у одра умирающей Девыапостолы и первые епископы древней Церкви, пусть скорбят они о разлуке сМатерью Богочеловека Христа — событие это все равно дарует православнымхристианам надежду на их соединение в миг будущей кончины со своим Творцом.
Наиконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышаетсявеличественный Христос, держащий на руках запеленутую младенческую фигурку: онасимволизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришелпринять на Свои Божественные руки Ее Сын. Эта детская фигурка и являет намобраз того духовного «рождения в смерти», что вводит человека ввечное бытие. Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицыпреподобный Иоанн Дамаскин, “не смертью назову священное Твое Успение, нопреставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя изтела, Ты водворяешься у Господа… Ты сотворила смерть светлой, освободив ее отуныния и наполнив ее радостью”.
4)История возникновения праздника.
Висточниках, содержащих те или иные сведения о литургической практике древнейгреческой Церкви, первые достоверные сведения о празднике Успения встречаются сконца VI века. Во всяком случае именно правивший тогда император Маврикий(592-602) сделал это торжество общецерковным. В ряде поместных церквей Успениепоначалу праздновалось 18 января. Возможно, что именно император Маврикийприурочил его впервые к 15 августа — дню своей победы над персами.
5)Характерные особенности праздничного богослужения в различные историческиепериоды. Авторы богослужебных текстов.
Первыйканон праздника Успения был составлен святым Андреем Критским. Однако затем оноказался вытеснен из богослужебного употребления канонами преподобных КосьмыМаюмского (первый канон) и Иоанна Дамаскина (второй канон; ему же принадлежитодна из стихир на литии). Кроме того, отдельные стихиры службы принадлежат перусвятителя Германа, патриарха Константинопольского (IX век) (стихира на литии), ФеофанаНачертанного (IX век) (стихира на литии), Императора Льва VI Мудрого (IX век)(стихира после Евангелия на утрени).
Начинаяс XV столетия, на третий день праздника — в отдельных поместных церквах —совершается особая служба погребения Божией Матери. В XVI веке она уже былашироко распространена и на Руси.
6)Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.
Какуже отмечалось, праздник Успения Божией Матери предваряется довольно строгимдвухнедельным постом. Успенский пост — наименее древний из четырех годовыхпостов. Он появляется впервые лишь около XI столетия. Тем не менее, его уставвесьма строг: так, на протяжении Успенского поста устав даже рыбу дозволяетвкушать лишь один раз — в праздник Преображения Господня. Кроме того, в этотстрогий пост и растительное масло разрешается уставом для употребления лишь посубботам и воскресеньям.
Успениеимеет только один день предпразднства и, вместе с тем, целых восемь днейпопразднства; таким образом его попразднство продолжительней не толькопопразднств всех Богородичных, но даже и многих из Господских двунадесятыхпраздников. Отдание Успения совершается 23 августа ст. ст. / 5 сентября н. ст…
7)Важнейшие черты праздничного богослужения.
Напраздник Успения Божией Матери богослужение совершается в голубых(Богородичных) священнических облачениях.
Чинопоследованиеслужбы праздника содержится в месячной Минее — в августовском томе.
Праздничноебогослужение совершается в виде торжественного всенощного бдения с литией. На следующееутро — в самый день Успения — служится Божественная Литургия. На третий день, какуже указывалось выше, совершается чин погребения плащаницы. Эта плащаницаподобна той плащанице Христа, которую можно видеть в православных храмах наСтрастной седмице, однако, она изображает уже не Господа, но лежащую во гробеБогоматерь. По образцу утрени Великой Субботы (совершаемой вечером в пятницу наСтрастной) перед успенским погребением плащаницы прочитываются “похвалы”, посвященныеБогородице и Ее Успению. Затем происходит торжественное обхождение с плащаницейвокруг храма.
Тропарьпраздника: “В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси,Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоимиизбавляеши от смерти душы наша”. Перевод тропаря на русский язык: “Богородица, Тыпри рождении Христа сохранила девство и после смерти не оставила мира; Тыперешла к жизни, будучи Матерью Жизни (то есть Христа, даровавшего всем вечнуюжизнь, и Самого именуемого Жизнью), и Своими молитвами избавляешь от смертинаши души”. В тропаре подчеркиваются чудесные особенности обстоятельствРождества Христова, определившие и те удивительные события, что сопровождалиУспение Богоматери. Став Матерью Бога, Источника и Подателя жизни для всего существующего,Она не могла умереть — в привычном смысле этого слова — а лишь перешла отвременной жизни к жизни истинной, подлинной, вечной.
Кондакпраздника: “В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложноеупование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животупрестави, во утробу вселивыйся приснодевственную”. Перевод кондака: “Богородицу,неутомимую в молитвах и непоколебимую надежду в ходатайствах, гроб и смерть неудержали (в своем плену), ибо Вселившийся в Ее вечнодевственную утробупереселил Ее к жизни, как Матерь Жизни (то есть Матерь Самого Христа).
Вканонах и стихирах праздника подчеркивается радостный характер события УспенияБогоматери. Здесь нет скорби об Умершей, но присутствует подлинное ликование победынад смертью: “Приидите вси концы земнии, честное преставление (смерть)Богоматере восхвалим, в руце бо Сына душу непорочную положи. Темже святымУспением Ея мир оживотворися: во псалмех и пениих и песнех духовных, собезплотными (ангельскими силами) и апостолы празднует светло”.
Паремиипраздника Успения, а также его апостольское и Евангельские чтения на утрени иЛитургии полностью совпадают с праздничными чтениями Рождества ПресвятойБогородицы (1-я паремия — книга Бытия 28:11-17; 2-я паремия — книга пророкаИезекииля 43:27; 44:1-4; 3-я паремия — книга Притчей Соломоновых 9:1-11;Евангелие на утрени — Евангелие от Луки 1:39-49, 56; апостол — Посланиеапостола Павла к Филиппийцам 2:5-11; Евангелие на Литургии — Евангелие от Луки10:34-38; 11:27-28; об их содержании и духовном смысле см. раздел, посвященныйпразднику Рождества Богородицы).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.