иудаизм религия синагога писание
Контрольнаяработа
Подисциплине:
Религиоведение
Тема: «Сущностьиудаизма»
Содержание
Введение
Глава 1. История возникновения религии еврейского народа
Глава 2. Основные положения иудаизма
Глава 3. Священные книги иудаизма
Глава 4. Богослужение
Глава 5. Основные иудейские праздники
Заключение
Список используемой литературы
ВведениеРелигия (от лат. religio) – этимсловом обозначают явление, общего объяснения которому нет. На основемногочисленных сравнительно – языковедческих исследований существует нескольковариантов этимологии – определения первоначального значения слова.Наиболее приемлемым считаю соответствующийтермин в санскрите – dharta (от арийского dhar –утверждать, поддерживать, защищать) – означает учение, добродетель, моральноекачество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину,условия, причину, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляетсяприменительно к народному образу жизни, имеет в виду сумму правил, определяющихего.Исторически существовали и существуютконкретные религии (их насчитывают около пяти тысяч и даже больше), «религиивообще» не было и нет. В религиоведческой науке имеется ряд подходов кобъяснению религии. Представители одного из них (функциональная интерпретация)исходят из того, что понять религию можно на пути описания её функций,выявления «специфической функции». В самой общей форме можно сказать:религия есть одна из сфер духовной жизни общества, индивида, способпрактически-духовного освоения мира, она оказывает определенное влияние наполитику, право, мораль, исскуство и др., и коренится в свободе человека, в егостремлении к высшему. Вера даёт человеку чувство защищенности, освобождает отсковывающих обстоятельств и даёт ощущение свободы и прилива сил. Под структуройрелигии понимают: религиозное сознание, деятельность, отношения, институты иорганизации. В разных типах общества и цивилизации, на разных этапах истории,позиции религии, функции и поле их действия не одинаковы. Без религиознойличности (обладает определенными религиозными свойствами) не может существоватьи развиваться религиозная система. Религиозность центрируется в отношениях Бог– человек, в зависимости от типа религии – в чём-то ином. В развитыхрелигиозных системах личность может представать в различных типах – «святой»,«юродивый», «оглашенный», «аспект», «отшельник»и т.д. Благодаря таким религиозным институтам как: община, духовная школа,приход, монастырь, духовно-культурные центры и др. складывается религиознаядуховность личности. Духовность представляет собой постижение и приобщение кценностям, самосознание и самопознание, поиск смысла и цели существования.
Глава 1. Историявозникновения религии еврейского народаИудаизм – одна из немногих национальных религийДревнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими измерениями вплоть до нашихдней. Иудаизм – это вера еврейского народа. Впервые евреем (иври) назван праотецАвраам в первой книги Торы (самая почитаемая книга на протяжении историиевреев).Слово «еврей» происходит от эвэр– «другой берег, сторона». Авраам один противостоял всему языческомумиру, провозглашая веру в единого Бога. Эту задачу и силы для её выполнения онпередал своим потомкам – евреям. Внука Авраама Яакова после многих испытанийВсевышний назвал именем Израиль (Исраэль), которое выражает высокий духовныйуровень и тесную связь с Богом. Двенадцать сыновей Яакова – родоначальникидвенадцати колен – и их потомки стали называться сынами Израиля и народомИзраиля. После падения Северного Израильского царства и увода в плен десятиколен оставшийся народ стали называть иудеями – по имени одного из сыновейЯакова, Йегуды (Иуды). Таким образом, народ сегодня называют еврейским, а еговеру – иудоизмом.
Изучение историипоследовательного хода развития иудаизма по библейским текстам затруднено, т.к.текст подвергался неоднократной переработке и редактированию. На основании всехимеющихся материалов историю еврейской религии можно представить следующимобразом.
В древнейший период своейистории, в первой половине второго тысячелетия до н.э. евреи кочевали вСеверной Аравии, жили патриархальным родоплеменным бытом, и религия их отражалаэтот быт. Существовал культ родовых покровителей, духов – предков, злых духов ит.д.
В древней допалестинской эпохекроются корни культа национального Бога Яхве, ставшего впоследствии предметомпочитания для всех евреев.
Роль Яхве как племенногоБога – воителя особенно выступила на первый план в эпоху, когда кочевыееврейские (израильские) племена начали наступление на земледельческие областиХанаана (Палестины). Завоевание израильтянами Палестины началось в XV – XIV вв. до н.э. и растянулось на несколько столетий.Проникновение в Палестину началось после смерти вождя еврейского народа Моисея(Моше), который вывел израильский народ из Египта, около сорока лет жилиизраильтяне в Синайской пустыне (между Египтом и Палестиной), посколькуослушались повеления Бога войти в Святую землю. Во время этих испытаний Мошесплотил евреев в единый народ, вручил ему свод законов, которые стали основойжизни всех евреев. Именно при Моше были заложены основы монотеистической(система религиозного верования, основанная на представление о едином Боге)религии.
Палестина до приходаевреев называлась Ханаан или Кнаан – по имени одного из населяющих её племён,потомков Хама. Вдоль побережья Средиземного моря осело племя плиштим(вторгшиеся) приплывающее с О. Крит, именно от них и происходит греческоеназвание «Палестина», что означает «страна филистимлян».
Смешавшись с местнымижителями, евреи стали, подражая ханаанейцам, почитать местных многочисленныхбожков – валов. Местные божества чтились в святилищах и на «высотах»,которые считались священными местами. В палестинский период у евреевсуществовали религиозные деятели: «левиты» (жрецы), гадатели, назореи(люди, особо посвященные Богу), пророки (по-еврейски набиим). Пророки выступаликак обличили грехов народа, против почитания местных ханаанских богов, завосстановление веры в Бога Яхве. Пророческие книги вошли в канонический текстБиблии. На долгие годы Израиль попал под власть филистимлян. В 1006 г. до н.э.царём всего Израиля стал Давид, он избавил эту страну от филистимлян. СтолицейИзраиля Давид сделал Иерусалим, который не был исторически связан ни с однимплеменем, через него проходили важные пути сообщения и торговли. В Иерусалимбыла древняя святыня Бога Израиля – священная Скиния. Первый Храм был открытоколо 953 г. до н.э., он сделал Иерусалим религиозной столицей страны (в периодцарствования царя Соломона – сына царя Давида). В большие праздники каждыймужчина должен был посетить Храм. Храм был построен для Ковчега Завета, онпредставлял собой ларец с каменными скрижалями, на которых были высечены Десятьзаповедей. Жертвоприношения в других местах были строго запрещены.
В 621 г. до н.э. иудейскийцарь Иосия провёл религиозную реформу, в её основе была положена Пятая книгаМоисея – Второзаконие. Второзаконие строго регламентировало и правовую иобрядовую жизнь евреев, главным в этой книге было то, что подчеркивался строгийпринцип почитания единого Бога Яхве.
Иосия приказал удалить изИерусалимского храма предметы культа всех других богов, кроме Яхве, упразднить(разрушить) все места почитания на «высотах», перебить всехжрецов-служителей при «высотах»; официально восстановилдревнееврейский праздник пасхи, давно не справлявшийся.
Зимой 587 – 586 гг. дон.э. начал осаду Иерусалима Вавилонский царь Навуходоносор, а через шестьмесяцев в городской стене была пробита брешь, и Иерусалим был разграблен,сожжены главные здания, в том числе и Храм, большая часть населения былауведена в плен в Вавилон, ковчег Завета исчез. Эта трагедия еврейского народадо сих пор отмечается постом. В Вавилонском плену изгнанники сохранилинациональное, языковое и религиозное единство.
В 538 г. до н.э. царьПерсин Кир завоевал Вавилонию, и издал указ, согласно которому каждый, ктохочет, мог вернуться в Иерусалим, желающих было свыше сорока тысяч. Вернувшисьпосле пятидесятилетнего «вавилонского плена», евреи теперь жили намаленьком участке земли вокруг Иерусалима. Эти евреи принадлежали к различнымколенам – племенам, в изгнании они объединились вокруг колена йегуды, и современем стали называться иудеями (евреями). В этот период был составлендоговор, к которому приложили свои печати главы всех родов и сам губернаторИерусалима. Это положило начало власти Закона над еврейским народом, Иудеяуправлялась советом старейшин – Великим собранием (Сангедрином). К концу V века до н.э. сложилась окончательнаяредакция Библии, тогда же был составлен Жреческий кодекс – одна из важнейшихчастей Пятикнижия. Еврейская религия (иудаизм), это религия была и осталасьсвязанной целиком с земной жизнью, в ней развилось учение о богоизбранничестве.В послепленную эпоху идея богоизбранничества стала звучать ещё громче. Былопроведено строгое отделение евреев (иудеев) от всех иноязычных и иноплеменныхсоседей (446 г. до н.э. в годы правления Неемии), были запрещены браки евреев синоплеменниками, все не евреи рассматривались как нечистые язычники. В этотпериод появляются так называемые «книжники» (соферим), знатоки итолкователи «закона». Эти «книжники», отдаленныепредшественники позднейших раввинов, они участвовали в редактировании священныхкниг.
После разрушенияИерусалима (133 г. до н.э.) у евреев не осталось традиционного культового центра.Сложились новые исторические условия, существенно повлиявшие на изменениерелигии. Центр религиозной жизни иудаизма был перенесен на синагоги (отгреческого – сходка, собрание). Синагога представляла собой молитвенный дом,имела свою казну, занималась благотворительством. В синагогах читали священноеписание, толковали его, молились, но не приносили жертв: (т.к. традицияеврейской религии – жертвы Богу Яхве можно приносить только в Иерусалимскомхраме).
В 103-76 гг. до н.э.Иудей стал править Александр Яннай. В период его правления – эпоха диаспоры,возникло ряд сект. В них отразились взгляды разных классов еврейского общества.В среде ортодоксального иерусалимского жречества образовалась секта саддукеев(от имени Садока, основателя жреческой династии). Они были тесно связаны схрамом, строго придерживались соблюдения религиозной традиции, обрядов,отрицали загробную жизнь. Вторая секта – фарисеи. Её поддерживали многиепредставители среднего и низшего классов. Фарисеи не деле были просто демагоги,старавшиеся подействовать на верующих показной набожностью, демонстративнымсоблюдением обрядовых предписаний, они признавали загробную жизнь.
В 50-х гг. до н.э. Иудеейстал править Ирод. Несмотря на всю жестокость правления Ирода страна интенсивноразвивалась, при нём был полностью восстановлен Иерусалимский Храм. В новомоблике он превзошел шедевр, созданный царем Шломо (Соломоном). В правлениеИрода Иудея платила тяжелую дань, в Иерусалиме постоянно находились римскиелегионеры. Был полностью разрушен старый государственный строй, Сангедрин(Синедрион) был лишен всей исполнительной и совещательной власти и превратилсяв религиозный совет. Иерусалим был лишен звания столицы, административнымцентром стала Кесария. Еврейское и нееврейское население было недовольноположением Иудеи, которая была подчинена римскому императору. Прокураторыполностью пренебрегали еврейскими обычаями и религиозными идеалами. В Кесариинаселение находилось в состоянии войны. Понтию Пилату (наместнику римскогоимператора) пришлось убрать щиты со знаками императорской власти, которые онустановил в губернаторском дворце. Войны и международная работорговляспособствовали переселению евреев в другие страны. Наиболее энергичным процессрассеяния (галута) евреев был в IIIвеке н.э. В 307 – 337 гг. с приходом к власти императора Константина, которыйсделал официальной религией Римской империи – христианство, иудаизм объявляется«нечестивой сектой». С этого времени и вплоть до второй половины XVIII века евреи подвергались гонениям. В1481 году в Севилье был учрежден первый кастильский инквизиционный трибунал.Началось массовое уничтожение иудеев. За короткое время около тридцати тысяччеловек было казнено. В Испании в 1492 году было изгнано из страны от 150 до800 тысяч человек. В 1516 году Венецианской республике евреи начинают жить встрого отведенных для них кварталах «Гетто». Во второй половине XVIII века во многих странах пересталисуществовать гетто, евреи стали пользоваться большим влиянием в обществе. Уевреев появилось значительно больше прав. Но такие изменения в положении евреевпрактически не коснулись Восточной Европы и России. В середине XVIII века у евреев Юго-Западной России,где особенно тяжелы были бесправие и нужда еврейского народа, зародилосьхасидское движение. Основоположник хасидизма Израиль Бешт проповедовал, чтораввинистская «ученость» и соблюдение правил не нужны; что надостремиться к непосредственному общению с Богом, которое достигается во времямолитвы. Согласно учению хасидов, общения с Богом может достигнуть не всякийчеловек, а лишь особые праведники – цадики. Между хасидами и раввинистами(миснагид) возникла резкая вражда, но вследствие она сгладилась и сейчасотношения между хасидами и раввинистами мирные. Однако большинство евреевпридерживалось идей раввинов – талмудистов. В Талмуде разработаны до мельчайшихдеталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизниверующего еврея. Раввин не духовное лицо, он просто частное лицо, пользующеесяогромным авторитетом, как ученный, как знаток писания. Раввин может дать совет,как поступить в любом случае жизни, он руководит духовным судом – бет-дин, икаждый верующий еврей обязан в любом споре обращаться в этот суд. Вся жизньверующего еврея подчинена религиозно-обрядовым предписаниям. Каждый шаг долженсопровождаться молитвой.
Глава 2. Основныеположения иудаизма
Основное положениеиудаизма излагается в главной молитве евреев – в молитве «Шма».Иудаизм считает, что наш мир существует только благодаря постоянно действующейтворящей энергии Бога. Творение – это не единичный акт, а постоянный процесс.Бог в иудаизме одновременно присутствует везде. Бог сделать всё, но оноставляет людям свободу выбора между добром и злом. Он стремится привлечь их ксебе разными способами. Евреи веря, что с молитвами следует обращаться только кБогу, и он всегда слышит эти молитвы. В иудаизме признание существования Боганеобходимо для высшего смысла жизни.
«Тетраграмматон»- это четырехбуквенное имя Бога. Его произносит первосвященник в Святая Святыхраз в год – в Йом Кипур (в Пятикнижии этот день называется «СубботойСуббот». Богослужение на Йом Кипур самое длинное в году, практически весьдень молящиеся проводят в синагоге). В остальные дни говорят Адонай (Господь),но только во время молитвы. Когда не молятся, то говорят просто – Гашем (Имя).Из благовения перед святостью имён Бога евреи не пишут их полностью, а заменяютодну букву дефисом: Б — г, Г — сподь,
Евреи постоянно ожидают «Машнах»(Мессию) и ежедневно молятся о его приходе. Иисус Христос не является дляевреев Мессией: они считают, что с приходом Мессии должен наступить мир на всейЗемле, т.к. этого не произошло Иисус Христос не Мессия для иудеев. Евреи снетерпением ожидают будущих времен, когда они все вернуться в землю Израиля(Святая земля), где будет построен Храм и все народы придут туда служить Богу.Об этом они просят во многих молитвах.
В иудаизме нет понятиявечных мук, в Торе не упоминается слово «ад», там есть слово «шеол»,которое обозначает временное посмертное местопребывание души, где она посредствомстраданий избавляется от нечистоты. Иудаизм предусматривает не вечные муки, араскаяние, или тешува, в переводе – «возвращение» к Богу. Евреи верятв воскрешение из мертвых, в то, что душа и тело соединяются вновь. Однако веврейских источниках эта тема подробно не раскрывается. Иудаизм гораздо большевнимание уделяет не загробной жизни, а правилам поведения людей и служению Богув физическом теле.
К концу I века до н.э. появилось огромноеколичество галахат (постановлений, правил соблюдения Божественных заповедей) ивозникла необходимость в их систематизации, Галахи – это Устная Тора. ЗаписалУстную Тору – книгу важнейших галахических постановлений, духовный лидереврейского народа – рабби Йегуда а Наси (в конце II века н.э.). Так появилась Мишна, она состояла из 63 томов(они называются трактатами), которые раби Йегуда объединил по шести темам: 1.Зраим («посевы»). 2. Моэд («праздники»). 3. Нашим («женщины»).4. Незиким («ущербы»). 5. Кдошим («священные дела»). 6.Таарот («ритуальная чистота»). То, что не вошло в Мишну рабби Йегуды,было впоследствии собрано в книгу, называемую Тосафот («дополнения»).
Иудаизм категорическизапрещает любое богохульство – проклятия в адрес Бога. Иудаизм считает, чтожизнь каждого человека имеет свою цель и место в Божественном замысле, поэтомусамоубийство, аборты, умерщвление безнадежно больного осуждается этой религией.Иудаизм разрешает аборт только в том случае, если есть опасность для жизниматери.
Есть 613 мицвот, из них248 – повелевающие что-либо сделать, а остальные 365 – запрещающие что-либоделать. В эти мицвот входят Десять заповедей и семь заповедей сыновей Ноаха(Ноя).
В Торе (мицвот) изложены законы,которые должен соблюдать верующий еврей. Мицва означает «заповедь».Мицвот определяют поведение человека во всех сферах жизни. Среди мицвот естьзаконы, не имеющие рационального объяснения. Это так называемые хуким (законы)например: запрет на ношение одежды из льняных и шерстяных нитей в месте и т.д.
Иудаизм утверждает, чтоБог придает больше значение поступкам людей, нежели их вере в него, Душа неможет быть спасена только верой в Бога.
Согласно Галахе, евреемчеловек может называться в том случае, если его мать является еврейкой. Перейтив иудаизм может каждый, независимо от национальной принадлежности. Если человекпринял такое решение, он должен пройти определенную процедуру. После этогообращённый становится евреем и остается им на всю жизнь. Принятие иудаизма неможет быть аннулировано.
Глава 3. Священные книгииудаизма
Самой почитаемойсвященной книгой иудаизма является Тора (Пятикнижие), она является Законом дляевреев. Невиим и Ктувим вместе с Пятикнижием составляют Танах – ПисьменнуюТору. Евреи считают, что Невиим и Ктувим – это истолкование, освищение ипродолжение Торы. Само слово Тора означает «наставление». Библиюевреи называют «Танах». Танах соответствует христианскому ВетхомуЗавету. Первая часть Танах – Пятикнижие Моше (Моисея) содержат заповеди инравственные принципы еврейского народа, изложенные как историческоеповествование. Евреи считают Пятикнижие самой священной частью Танаха. Этикниги рассказывают об их предках, и говорят как жить и выполнять волю Бога.
Невиим (Пророки) и Ктувим(Священные Писания) были написаны пророками и праведными людьми, через которыхБог выражал свою волю. Эти книги – религиозное учение. Цель этих книг – учитьлюдей истиной вере, справедливости и милосердию. Фрагменты этих книгиспользуются в богослужениях и в повседневной молитве.
Свиток Торы написан налистах пергамента, сшитых вместе. Пишут Тору чернилами, гусиным пером, когдасвиток Торы готов, его наматывают на две деревянные оси, называемые эц хаим, «древожизни», обвязывают поясом и надевают на него меиль – специальноепокрывало, обычно красиво расшитое и разукрашенное. В каждой синагоге есть аронкодеш – шкаф, в котором хранятся свитки Торы, его закрывают особым занавесом,называемым парохет, — всегда красиво и богато расшитым.
Учение о тайнах Торы и еётолкование – Каббала. Каббала – эзотерическое учение, которое выражено системойсимволов и помогает познать тайну Бога.
Глава 4. Богослужение
Евреи считают, чточеловек может молиться Богу когда угодно и где угодно. Каждый религиозный еврейобязан молиться три раза в день – утром, днем и вечером. Талмуд разрешаетмолиться на любом языке, но предпочтение отдается ивриту. Еврейский молитвенникназывают сидур, он содержит текст установленных молитв. Каждый человек можетзанять место на кафедре синагоги (амуд) и стать хазаном, ведущим общественнуюмолитву (при условии: умеет правильно читать на иврите; обладает хорошимголосом и слухом; знает молитвенные мелодии – нигун). Ежедневно в синагогепроходит три службы (шахарит – утренняя молитва; минха – дневная молитва; арвит– вечерняя молитва).
Время молитвы для женщинустановлено не так жестко, как для мужчин, которые обязаны принимать участие вмолитвах общины в строго определенное время. Минимальное количество мужчин дляпроведения общей молитвы равно десяти. В большинстве синагог для молитвы мужчини женщин существуют отдельные комнаты.
Глава 5. Основныеиудейские праздники
Все праздники начинаютсяс захода солнца. В праздники распространяется запрет на работу, нарушать законылюбого праздника можно только в том случае, если есть угроза жизни человека. Впраздники евреи проводят большую часть времени в молитве и праздновании сосвоими семьями. Все иудейские праздники можно разделить на два вида. Пурим иХанука напоминают о чудесах, которые сотворил Бог, чтобы помочь евреям.Соблюдением праздников евреи пытаются воссоздать события древности.
Священные дни Шабат и Новыйгод деревьев напоминают о Боге как творце мира. Йом Кипур, День искупления, иСимхат Тора являются исключением, они не связаны ни с историей, ни с природой,главная тема – возобновление связи человека с Богом, примирение с собой и сдругими людьми. В еврейском календаре есть праздники из Торы (Песах, Шавуот,Суккот, Рош а-Шана, Йом Кипур) и памятные дни, установленные мудрецами (Ханука,Пурим, 9 Ава).
Заключение
В Российской средеродилось и развивается учение хасидизма, основное положение которого – бескорыстная,внерациональная любовь.
Хасидизм – наиболеединамичная версия современного иудаизма. Но социально и демографически хасидыпродолжают оставаться религиозными «чудаками» в мировой еврейскойобщине. Исторический оптимизм хасидов в отношении судьбы России – в вере, вспособности души постоянно учиться.
«Идеология хасидизмадала возможность возрождения еврейской жизни в России».
Хасидское движение запоследние годы стало мощным фактором, определяющим духовную жизнь евреевРоссии. Хасидизм является неотъемлемой частью иудаизма. Внутри еврейскогонарода всегда существовали разные школы, различные подходы к объяснениюПисания. Все комментарии, все различные философские построения имеют своимфундаментом Тору – и к Торе они в конечном итоге возвращаются. «Хасид»означает «человек добрый» — добрый сердцем, милосердный. Сутьидеологии – то, что происходит у человека в душе, как он относится к окружающими проживает свою жизнь перед Богом, а не то, как он совершает обрядовыедействия. Те, кто объединился вокруг идей хасидизма, сегодня являются самымирелигиозными представителями еврейства во всем мире.
Другой важной идеейхасидизма стала необходимость очень серьезной учебы, мощной философской ибогословской работы. Сегодня хасидизм представляет собой влиятельное,авторитетное течение в русле ортодоксального еврейства. Антиподомортодоксального иудаизма является реформизм. Нельзя не заметить, что идеологияреформизма – нееврейская. Когда человек утверждает, что он может Тору, — этоуже не еврейство; когда человек считает, что Тора дана не Богом, — он тем самымставит себя вне еврейства. В России самое активное направление в еврейскойсреде – хасидизм. Еврейские общины в России организовали целый рядблаготворительных программ. Из конкретных дел назову регулярную раздачупоступающей из-за рубежа гуманитарной помощи пятнадцати детским домам.Социальное служение, основанное на принципах милосердия, всегда будетнаходиться среди основных задач верующих.
В чем суть иудаизма – длянарода избранного и для народов неизбранных? Статья «Спецназ»Всевышнего (на вопросы отвечает раввин Адин Штейнзальц), журнал «Родина»,2002 г. № 4,5, с. 10 – 11. "… В принципе всё наполняющее мир человечествоявляется войском Всевышнего. Мы, иудеи спецподразделение Всевышнего. Мы лучшедругих вооружены и в нашей службе больше опасностей, чем у других. Иудаизмсодержит очень четкие указания, обращенные только к евреям: что им делать икак, и есть пласт указаний о том, каким должен стать человек, чтобы сделатьнемножко больше себя. Это то, чем мы можем поделиться со всем миром. Болеетого, наша религиозная обязанность – передать неевреям тот набор ценностей,которые мы считаем общечеловеческими. Помимо своего религиозно-национальногодолга мы имеем особую ответственность в этом мире".
Становление еврейскойобщины в России, началось более десяти лет назад. За это время появилосьмножество организаций, имеющих целью объединить представителей еврейскогонарода. Одним из направлений стало движение Хэсэд. Эта организация помогаетощутить принадлежность к общине, к истории своего народа. Одной из главныхцелей работы Хэсэда является возрождение интереса к истории традициям, обычаями праздником своего народа. Пионером движения Хэсэд в России стал основанный в1993 году Санкт-Петербургский Еврейский Центр «Хэсэд Авраам». Всего вАссоциации «Идуд Хасидим» (1998 г.) в настоящий момент числится 38Хэсэдов из разных регионов России, и их количество постоянно растет.
Еврейская общинаЕврейской автономной области насчитывает около 10 тысяч человек. Биробиджанскаяеврейская религиозная община «Фрейд» входит в Федерацию еврейскихрелигиозных общин России, распространяет своё влияние на пять районов области.
Во всех крупных городахРоссии существуют еврейские общины. В Российской Федерации зарегистрировано 260организаций исповедующих иудаизм.
Список используемойлитературы
1. Жудинова Е.В., «Религиимира. Иудаизм.», г. Москва, изд. «Мир книги», 2006 г.
2. Токарев С.А., «Религияв истории народов мира», г. Москва, изд. «Политическая литература»,1986 г.
3. Яблоков И.Н., «Религиоведение»,г.Москва, изд.«Гардарики»,2005г.
4. Журнал «Родина»,№ 1, 1998 г. (представительство изд. Журнала Хельсинки «KivirantaOY».
5. Журнал «Родина»,№ 4,5, 2002 г. (представительство изд. Журнала Хельсинки «KivirantaOY».
6. Журнал «Родина»,№ 9, 2002 г. (представительство изд. Журнала Хельсинки «KivirantaOY».