Малков П.Ю.
Место праздника в границах православногобогослужебного года
Проблемачеткого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторыетрудности. Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается несовсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — кГосподским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебномууставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, чтоон — Богородичный. По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами,праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.
СретениеГосподне отмечается на сороковой день после Рождества Христова.
Связь праздника с событиями Священной истории Ветхогои Нового Завета
Самослово «сретение» в переводе с церковно-славянского языка означает«встреча». В праздник Сретения Господня православные христианевспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен вИерусалимский храм — во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея(см. книгу Левит 12:1-8). В соответствии с этим законом, женщины после родов насороковой или тридцатый день (в зависимости от того, кто у них родился —мальчик или девочка) должны были приходить в храм для принесения ритуальнойочистительной жертвы.
Посещаетхрам, ради принесения такой жертвы, и Богоматерь. Ею приносятся два голубиныхптенца — жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. Вероятно, обычно послепринесения такой жертвы священник принимал младенца из рук матери, и, обратившиськ алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершалнад ним две молитвы: одну — на тему закона о принесении выкупа, другую — сблагодарением за рождение первенца.
МладенецХристос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцемСимеоном (по Преданию Церкви — одним из переводчиков Священного Писания ВетхогоЗавета на греческий язык), которому некогда было обещано Духом Божиим, что онне умрет, пока не увидит своими глазами пришедшего на Землю Спасителя мира.Симеон был уже очень стар и превзошел все мыслимые пределы продолжительностичеловеческой жизни; но смерть не приходила к нему, ибо по Божественномуобетованию он должен был увидеть родившегося Христа. И вот, наступил день, когдаэтот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на свои руки младенцаИисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат вхристианских церквах за каждым вечерним богослужением. В переводе на русскийязык они звучат так: «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по словуТвоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое (т.е. принесенное нам Тобою),которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников иславу народа Твоего Израиля». Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначеговоря, до встречи с Богом, Который соделался — по Своей любви к людям —истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть:«сретение», наконец, состоялось.
Произноситон также и другие (тоже очень важные) — провидческие слова. Обращаясь кБогоматери, Симеон пророчествует о Ее Сыне: “се, лежит Сей на падение и навосстание многих в Израиле и в предмет пререканий,… да откроются помышлениямногих сердец”, и, кроме того, добавляет, говоря уже о судьбе Самой Марии: “иТебе Самой оружие пройдет душу”. Старец говорит здесь о том, что родившийсяХристос принесет в мир разделение. Отныне уже нельзя будет пребывать вспокойном, “комфортном” безразличии к вопросам веры, равнодушно отказываясь отследования за Истиной: с этого дня человечество должно разделиться как бы на“два лагеря” по принципу — “за Христа и в Боге” или “против Христа и вне Бога”.Слова же об “оружии”, то есть о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы— это пророчество о тех страданиях, что Ей еще предстоит испытать в тот день, когдаОна окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Собственного Сына.
Здесьже в храме находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшаяпророческим даром, — Анна, которая вместе с праведным Симеоном сталапрославлять Господа.
Послеисполнения всех предписанных законом обрядов, Святое Семейство вернулось домой— в город Назарет (см. Евангелие от Луки 2:22-39).
Духовный смысл праздника
Смыслпраздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческогорода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага,истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, поубеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в деньСретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека —Ветхим и Новым.
Какправило, проповеди христианских богословов и экзегетов, посвященные Сретению, отличаютсяособой восторженностью и возвышенностью, будучи буквально преисполнены радостии ликования. Например, в проповеди на Сретение, приписываемой святителю КириллуИерусалимскому (IV в.), говорится: “Итак, придите… Христолюбцы и Боголюбцы, восретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом,но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя… Все ныне, и всегдапразднственные возопием песни… С Сионом сретим, со храмом освятимся, с Девоювеличая, возрадуемся, с Иосифом принесем, аки два горличища (как два голубиныхптенца) душу и тело, с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем,да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию Господа, и Бога и Спасанашего Иисуса Христа”.
Посути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительноеожидание радости этой встречи, Сретения Господня.
… Ещена заре истории человеческого рода происходит страшное и гибельное по своимпоследствиям для людей событие: их расставание, разлука с Богом. Адам и Ева —первые люди — самовольно вкушают плод от запретного Древа познания добра и зла,тем самым преступая единственное наложенное на них пока Творцом ограничение.
Отпавот Божественной Правды, нарушив эту заповедь, Адам и Ева сами воздвигли междусобой и Богом крепкую стену отчуждения от Него. И с тех самых пор — долго, нобезуспешно — искали люди новой встречи, нового единения со своим Создателем, блуждаявпотьмах, спотыкаясь, сбиваясь с пути, вступая на смертельно опасные землитемных языческих культов.
Новсе это время и Сам Бог продолжал искать отдалившегося от Него и предавшего Еголюбовь — человека. Уже в самый день грехопадения ищет Господь среди святыхсадов древнего Рая-Эдема Свое падшее создание — Адама, взывая к нему: «Гдеты?».
Конечноже, такое призывание не означает, что Бог в тот день не знал, где«физически» находится Адам, или не мог обнаружить его местопребывания.Просто подлинное единство двух личностей — это, прежде всего, единствовзаимопонимания и любви. И вот такого чувства живого и действенного единства, чувстварадостной, доверчивой любви и не мог найти тогда Господь в сердце Адама.“Падший” Адам уже не предстоял пред Богом в прежней своей открытости ижертвенности полного послушания: он пытался скрыться от Него в тени райскихдеревьев; ведь, с нарушением им воли Божией, с грехопадением — на смену прежнейлюбви к Богу в душу Адама вошло ощущение страха и отчуждения от Него.
Ивсе же настал тот день, когда ветхий уже и немощный старец Симеон принял насвои руки Богомладенца Христа, возвестив о приходе в этот мир его Творца.Отныне уже человечество — в лице Симеона — ясно узнало и твердо исповедало, чтопосле многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-товстретило своего Создателя. Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, поСвоему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, «умалился»до состояния беспомощного Младенца, держал — Самого Бога.
История возникновения праздника
Источникиговорят о том, что праздник Сретения возник и существовал в Иерусалимскойцеркви с IV-V в. — как торжество, завершавшее сорокадневный цикл Богоявления, посвященноговоспоминанию целого ряда евангельских событий. Именно поэтому в то время он ине рассматривался как отдельный, самостоятельный праздник.
Вконце V в. — в Риме, и в середине VI в. — в Константинополе (во временаИмператора Юстиниана) Сретение становится уже самостоятельным Господскимпраздником.
Ина Востоке и на Западе дата праздника оказалась увязана с днем РождестваХристова: Сретение отмечалось на сороковой день после Рождества. С середины VIвека день празднования Рождества, а значит, и Сретения, на Западе и на Востокеуже практически повсеместно (за исключением Армении) совпадают. Распространениюпраздника Сретения, как и сугубому церковному почитанию этого события Священнойистории, весьма способствовал своей активной деятельностью святой императорЮстиниан.
Характерныеособенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторыбогослужебных текстов
Богослужебныетексты праздника составлены виднейшими древнецерковными песнотворцами. Так, частьстихир на “стиховне” и канон праздника написаны преподобным Косьмой Маюмским(VII-VIII в.), часть стихир на “Господи воззвах” и стихир на литии — святымпатриархом Германом Константинопольским (VIII в.); в текст службы включенытакже стихиры, принадлежащие святым Андрею Критскому (VII-VIII в.) и Иоанну Дамаскину(VIII в.), — по одной стихире на литии.
Ужес момента возникновения праздник Сретения, казалось бы, по всему своемухарактеру — явно Господский. Однако на Западе он обычно рассматривался скореекак Богородичный. Со временем и на Востоке он также постепеннотрансформировался в сторону Богородичного празднества, хотя в своемчинопоследовании все же зафиксировался в виде “смешанного” праздника, заключающегов себе отдельные черты как Господского, так и Богородичного торжества.
НаРуси к XVII столетию значение Сретения оказалось несколько приуменьшено — всравнении с более торжественной древней традицией его празднования.
Подготовительный период праздника. Предпразднство ипопразднство.
ПраздникСретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второйдень торжества (3 февраля ст. ст. / 16 февраля н. ст.) Церковь празднует памятьправедного Симеона и Анны пророчицы — святых, чей личный духовный подвиг, какизвестно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.
Важнейшие черты праздничного богослужения
Службапраздника Сретения совершается в голубых — Богородичных — облачениях. Текстслужбы содержится в месячной Минее — в ее февральском томе.
Необходимоуказать на те черты празднества, что позволяют приводить доводы в пользу принадлежностиСретения к Господским или, напротив, Богородичным двунадесятым праздникам.
Содной стороны, здесь явно присутствуют характерные особенности Господскогопраздника: 1) произнесение на Литургии — во время “малого входа” или “входа севангелием” — особого “входного стиха” и последующее за ним торжественное пениетропаря и кондака праздника; 2) наличие “своего” праздничного отпуста в концеслужбы, начинающегося словами “Иже во объятиях праведного Симеона...”.
Сдругой стороны, тут же имеются и признаки Богородичного праздника: 1) в случаесовпадения Сретения с воскресным днем, воскресные песнопения оказываются“главнее”, то есть поются впереди сретенских — это может происходить (по общимправилам богослужебного устава) лишь в Богородичные праздники; Господский жедвунадесятый праздник всегда “пересилил” бы песнопения обычного воскресенья; 2)также — ради воскресенья — может быть отменен и заменен традиционным воскреснымотпустом указанный выше сретенский отпуст; 3) у праздника Сретения отсутствуютобычные для Господских двунадесятых торжеств праздничные антифоны на Литургии.
Тропарьпраздника: “Радуйся Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия СолнцеПравды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и Ты, старчеправедный, приемый во объятия Свободителя душ наших дарующаго нам воскресение”.Перевод тропаря на русский язык таков: “Радуйся, Благодатная Дева Богородица, ведьиз Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, просвещающий находящихся вотьме (неведения). Веселись же и ты, праведный старец, принявший в свои объятьяОсвободителя наших душ, дарующего нам воскресение”.
Тропарьразвивает связанную с внутренним содержанием события Сретения богословскую идею— о просвещении светом Истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнанияБога. Мысль эта издревле была выражена в тексте Священного Писания — у пророкаИсаии (см. книгу пророка Исаии 42:7), а затем оказалась повторена и СамимХристом: “народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране итени смертной воссиял свет” (Евангелие от Матфея 4:16).
Кондакпраздника: “Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеонеблагословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, ноумири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, ЕдинеЧеловеколюбче”. Русский перевод кондака: “Освятив Твоим Рождением утробу Девы иблагословив объятия Симеона, как надлежало, предвозвестив (о том заранее) —ныне Ты спас нас, Христе Боже; сделай же мирной нашу жизнь — среди войн — иукрепи людей, которых (Ты) возлюбил, Единый Человеколюбец”.
Встихирах и каноне праздника подчеркивается мысль о том, что Тот Самый Бог, Которыйпрежде являлся в таинственном и неприступном мраке пророку Моисею на горе Синай,теперь сделался видим для человека, ибо Он стал Младенцем, почивавшим на рукахправедного Симеона: “на горе Синайстей древле Моисей виде задняя Божия (то естьвидел Бога “со спины” — символический образ того, что в Ветхом Завете человекеще не был способен видеть Бога лицом к Лицу), и тонкий (едва различимый и, крометого, всепроницающий) Божественный глас сподобися во мраце же и вихре слышати.Ныне же Симеон воплощенного Бога непреложне (неизменно) нас ради на рукиприят...”. Говорится здесь и о том, что Тот Кто прежде был носим лишь нахерувимских (херувимы — один из “чинов” ангелов) колесницах, ныне восседает какна престоле — на руках старца Симеона: “иже на Херувимех носимый..., днесь вБожественное святилище (то есть в храм) по закону приносим, на старческих, якона престоле, седит руках...”.
Напраздник Сретения положено чтение трех паремий. Первая из них говорит оветхозаветном установлении посвящать Богу первенцев (книга Исход 12:51; 13:1-3,10-12, 14-16; 22:29; книга Левит 12:1-4, 6-8; книга Числа 8:17). Вторая паремияповествует о видении, открывшемся в храме пророку Исаии, в котором ему явилсясидящий на престоле и окруженный ангелами Господь. Здесь-то Исаия и был призванк своему пророческому служению (книга пророка Исаии 6:1-12). Третья паремия, такжепредставляющая собой отрывок из книги Исаии, содержит пророчество о бегствеСвятого Семейства в Египет. Эта паремия здесь тем более уместна, что Бегство вЕгипет сюжетно довольно тесно связано со Сретением — оба эти события весьмаблизки по времени (книга пророка Исаии 19:1-5, 12, 16, 19-21).
Отрывкииз Евангелия на утрени и Литургии почти совпадают по содержанию: оба онирассказывают о Сретении. Однако евангельское чтение на утрени (Евангелие отЛуки 2:25-32) короче, чем на Литургии (Евангелие от Луки 2:22-40): полноебиблейское повествование о событии Сретения мы слышим в храме именно в самыйдень праздника.
Чтокасается апостольского чтения, то на праздничной Литургии прочитываетсяфрагмент из Послания апостола Павла к Евреям (17:7-17), где появляетсязагадочный образ ветхозаветного царя и священника по имени Мелхиседек:толкователи Священного Писания рассматривают его как прообраз Христа. Здесь жеговорится о превосходстве искупительного и жертвенного (именуемого здесьпервосвященническим) служения Спасителя перед ветхозаветными жертвами, а такжеоб отмене — с пришествием Христа — Закона Моисеева.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru