Федеральноеагентство по образованию
Новокузнецкийфилиал — институт
государственногообразовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
«Кемеровскийгосударственный университет»
Кафедраистории
Контрольнаяработа
Тема: Современная мифология:фантастический жанр в кинематографе
(на материале фильма «Матрица», реж.Э. Вачовски, 1997)
Выполнил:студент ГМЗС-08
Проверил: ст.пр. Рещикова
АбдульмановРуслан
ИринаПетровна
Новокузнецк2008
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников и литература.
Введение
Какую таблетку вы бывыбрали — красную или синюю? Что важнее — блаженное неведенье или знаниеправды, какой бы она ни была? Посмотрев «Матрицу», мы находимся подвпечатлением от действия и спецэффектов, а наши головы наполняются вопросами.Возможно ли, что мы сами пленники Матрицы? Ложки на самом деле нет?
Андерсона и егосовременников обманули, заставив думать, что они живут в мире, где могут читатькниги, смотреть по телевизору футбол и заниматься другими делами. Вдействительности же они проводят свою жизнь заточенными в небольшие контейнеры,поглощающие их биоэлектрическую энергию и направляющие ее«компьютерам-рабовладельцам».
Основная часть
Типпространства:
Космос («свое») Граница Хаос («чужое»)
В мифе
О Персее. Сериф; Аргос Тиринф. Расстояние Гесперия (земля Атланта); логово Медузы.
В фильме
«Матрица» Корабль – «Навохудоносор»; очистной коллектор; город Зеон. Сознание Иллюзорный мир – «матрица».
Дифференциациясвоего и чужого пространства
Матрица – виртуальнаяреальность, «картинка, надвинутая на глаза» подчиняющаяся компьютерным законам,где правителями являются машины (искусственный интеллект). В «матрице» вкачестве надзирателей выступают «агенты», материализованные программы в видечеловека.
Реальность. «Настоящими»в фильме можно увидеть: «Навохудоносор» непривычного вида корабль на воздушнойподушке, старый очистной коллектор (канализация), в пределах которого летаеткорабль. Так же со слов Тэнка можно услышать о «настоящем городе людей»именуемом «Зеоном», который находится глубоко под землей, у ядра, где еще естьтепло.
Случается ли современнымлюдям, воспитанным в рационалистической западной традиции, описывать мирмифическими категориями? Докажите примерами.
Космос иХаос
Космос и Хаос находятся впостоянном противостоянии. Представители Космоса (Морфеус, Нео, Тринити, ид.р.) бьются за освобождение человечества от искусственного разума. Агенты — представителимира машин, за освобождение мира от людей.
Прежде чем предложить Неосинюю и красную таблетки, Морфеус говорит: «Невозможно объяснить, что такоеМатрица. Тебе придется увидеть ее самому». Морфеус не говорит почему, но я предполагаю,что, если бы он сказал, никто бы ему не поверил. Поверить ему могли бы толькосамые легковерные и глупые люди, которых можно убедить в чем угодно. Но этилюди не принадлежат к тем, кто владеет большими знаниями, хотя временами они имогут делать правильные выводы. Поэтому со слов Морфеуса Нео не может узнать,что такое Матрица, так как было бы безрассудством поверить в такую историю, аглупое мнение не является знанием. Для того чтобы убеждение можно было считатьзнанием, оно должно быть доказано.
Нео выбирает краснуютаблетку, чтобы посмотреть, «насколько глубока кроличья нора». И в течениеминуты он переживает самый странный опыт, который у него когда-либо был, —видит, как разбитое зеркало превращается в целое. Он прикасается к зеркалу, ито растекается по его телу вязкой отражающей субстанцией. Внезапно оноказывается в коконе розового геля с проводами, подключенными к его рукам,ногам, спине и голове. Он видит вокруг себя миллионы таких же коконов. Похожийна паука робот хватает его за шею, отключает кабель, идущий к голове Нео, иулетает. Из кокона сливается гель, Нео скользит по трубе, падая в бассейн,похожий на канализационный коллектор, чтобы в следующую минуту быть извлеченнымоттуда гигантским краном. Он то приходит в себя, то впадает в беспамятство. Вконце концов, он набирается сил осмотреть корабль, на котором находится. К егоголове подключается провод, и он оказывается в «конструкторе» — «загрузочнойпрограмме», где Морфеус наконец рассказывает ему историю Матрицы.
В эту историю трудноповерить. И Нео поначалу не верит. Этот опыт оказывается для него настолькоболезненным, что его рвет. Его нельзя в этом упрекнуть. Когда узнаешь, что всятвоя жизнь до настоящего момента проходила в фальшивом, созданном компьютерамимире иллюзий, голова идет кругом.
Люди, пойманные в Матрицу— «созданный компьютерами мир иллюзий», как называет ее Морфеус, — верят, чтопроживают обычную жизнь со всеми привычными благами. Все их органы чувствподключены к Матрице, так что вкус, обоняние, осязание, зрение и слухстимулируются (или симулируются).
Создатели фильма,конечно, прекрасно понимали, какие сложные проблемы влечет за собой этопредположение, поэтому добавили в диалоги фильма некоторое количество неуклюжейсамокритики. Беседа о корабельной еде между Маусом и Нео. Во время совместнойтрапезы Нео узнает, что в XXII веке вне Матрицы еда больше не являетсяудовольствием. Из кранов вываливаются порции питательного одноклеточногопротеина, который лестно сравнивается с тарелкой соплей. У Мауса эта субстанциявызывает далекие воспоминания об овсяной каше. И тогда он задает вопрос: откудамашины, создавшие Матрицу, знают, какова на вкус овсяная каша? И откуда людямзнать, что это похоже на овсяную кашу, если они никогда ее не пробовали и немогут сравнивать? Как может нечто походить на что-то по вкусу, если нет никакихсведений о том, каково это, что-то на вкус?
Переходгероев из своего пространства в чужое и обратно
Переход героев в фильмеМатрица осуществляется при помощи особого устройства – «кресла». Герой садитсяв «кресло», помощник вонзает в специальное отверстие в задней части головы кабельи герой переходит в заданное «оператором» место в мире, именуемом Матрицей. Возвратпроисходит посредством телефонной связи. Оператор с корабля уведомляет об«открытом проходе» где звонит телефон. Герой снимает трубку и «просыпается» накорабле, в «кресле», в это же время, исчезая в матрице. То есть сознаниевозвращается в тело.
Мотивсновидения
В фильме сон имеетдвоякое значение: сон – сон, сон – реальность. Рассмотрим пример: Сон ТомасаАндерса в начале фильма. Агенты обвиняю Томаса в его незаконной деятельности –хакер, где он известен под кличкой Нео, в обмен на уничтожение дела просятсодействовать в поисках и обезвреживании Морфеуса. На что Нео неприличноотказывается от требований агента. Агенты насильно вводят в его тело «жучок»,для слежки. Для Томаса Андерса, проснувшись, это был страшный сон. Новпоследствии он убеждается в обратном: были агенты, которые его допрашивали, ибыл ужасный «живой» «жучок» в его теле.
Мы не можем отличить опытбодрствования от опыта, который мы якобы переживаем во сне, пока не проснемся,Морфеус поддерживает это мнение:
Ты когда-нибудь виделтакой сон, Нео, когда был уверен, что это не сон? Что, если ты бы не могочнуться от этого сна? Как бы ты узнал разницу между миром твоего сна иреальным миром?
Действующиелица
Определите принцип, всоответствии с которым эта система четко организуется. Докажите особуюзначимость числа героев (до предательства Syfer`а-«Шифровальщика»; в финале) иих имен (в том числе и псевдонимов).
До предательства Сайфераэкипаж корабля составлял 9 человек, в финале — 4 человека. Имена «наших»: Апок,Свич, Тэнк, Дозер, Тринити, Маус, Морфеус, Сайфер (Рейган), Нео (Томас Андерс)в начале; в конце фильма в живых остались Тэнк, Тринити, Морфеус, Нео.
Отличительныепризнаки своих и чужих
Агенты представлены одним«лицом»: одинаковая прическа, одинаковые солнцезащитные очки, одинаковая манераразговора, строгий черный костюм. «Настоящие» люди все разные, не связанныевнешностью, но дополняющие друг друга.
«Освобождениеразума», визит Neo к Пифии
Оракул предсказалМорфеусу, что он найдет Избранного — человека, который разрушит власть Матрицыи дарует человечеству возможность знать правду. Поэтому Морфеус отключает Неоот Матрицы и после недолгой реабилитации и курса кун — фу отводит к Оракулу,чтобы получить подтверждение того, что Нео и есть Избранный. Нео не верит всвое великое предназначение и отвергает возможность того, что все в его жизнипредопределено, говоря Морфеусу, что предпочитает думать, будто самконтролирует свою жизнь.
Неуверенный в себе, Неозадает Морфеусу вопрос: «Что она знает?.. Все?» Морфеус отвечает: «Она бысказала, что знает достаточно». Нео, сохраняя скептическое отношение кпроисходящему, спрашивает: «И она никогда не ошибается?» Морфеус заверяет его:«Постарайся не оценивать ее предсказания как верные или неверные. Онапроводник, Нео. Она поможет тебе найти свой путь».
Оракул из «Матрицы» — этопожилая женщина, живущая в трущобах виртуального города. Помимо того что, сидяна трехногом табурете, она блаженно вдыхает аромат печенья, исходящий издуховки, и дым своей сигареты, она не говорит загадками. Но не дайте себяобмануть: ее послания, кажущиеся ясными, таят в себе скрытый смысл. Как нистранно, этот Оракул сам задает вопросы. «Ты знаешь, зачем ты здесь?.. И что жеты думаешь? Думаешь, ты Избранный?» И Нео отвечает: «Я не знаю». Неодействительно не знал. Как насмешливо замечает Оракул, Нео мил, но не слишкомсообразителен. Она позволяет ему самому заключить, что он не Избранный, иговорит, что избранность похожа на влюбленность. Никто не может тебе об этомсказать. «Ты просто ощущаешь это, чувствуешь сердцем». В качестве слабогоутешения она сообщает ему: «У тебя есть дар, но, кажется, ты чего-то ждешь».«Чего?» — спрашивает Нео. И Оракул пророчествует: «Может быть, следующей жизни.Кто знает?»
Пифия не таит злогоумысла и даже дает во время разговора бесплатный совет. Указывая на табличкунад кухонной дверью, она спрашивает у Нео, знает ли он, что там написано. Онаобъясняет ему, что надпись сделана на латыни и означает «Познай себя». Этамудрость является ключом к пониманию пророчества Оракула. Нео еще не успелпознать себя, не успел поверить в свои силы и таким образом полностью исполнитьпророчество Оракула о том, что Морфеус найдет Избранного, а Тринити полюбитмертвого, который окажется Избранным.
Составить полноепредставление о городском Оракуле помогает еще одно мудрое высказывание незабытое на кухне: «Все хорошо в меру». Пифия предлагает Нео: «Вот, возьмипеченьице». Она не говорит «Возьми немного печенья» или «Возьми, сколькозахочешь», а ведь мы знаем, что печенье соблазнительно своим аппетитнымзапахом. Оракул пьет какой-то напиток и курит сигарету. По-видимому, ей удаетсядоставлять себе удовольствие, не излишествуя. Это сильно контрастирует споведением остального человечества, которое агент Смит сравнивает с вирусом,поглощающим все ресурсы прежней среды обитания, прежде чем найти новую. Сюжетные элементы мифа о герое Конкретные эпизоды мифов, сказок… Эпизоды фильма «Матрица» предвестие; Приказ Полидекта принести голову Медузы. Встреча с Тринити. «зов» к приключениям; Желание подняться в глазах царя. Желание узнать, что такое матрица. уход героя; Согласие выполнить приказ царя. Выбор встречи с Морфеусом.
обретение волшебного помощника и/или
покровителя; Помощники: Гермес, Афина, нереиды. Обретение Морфеуса как покровителя. преодоление порога; Покидание берегов Серифа. Выбор красной таблетки. инициации героя; Признание богами Персея как героя. Посвящение в круг избранных. смерть/воскресение; Смерть от выстрелов агента Смита, воскрешение от поцелуя Тринити.
решающая битва
с чудовищем; Битва с Медузой, Атлантом. Битва с агентом Смитом. апофеоз героя; Победа над всеми чудовищами. Победа в битве над с агентами.
иерогамия
(сакральный брак); возвращение героя Возвращение в Сериф. В конце фильма он опять в городе, но уже как избранный.
Индивидуациягероя
ИНДИВИДУАЦИЯ выделение единичного и индивидуального из всеобщего. В «аналитической психологии» К. Г. Юнга — процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.
По фильму понятноиндивидуализации подвергся Томас Андерс в последствии ставший избранным. Еслирассматривать индивидуацию как процесс становления личности, то Нео до встречис Морфеусом еще не самоопределился. Днем он Томас Андерс, работающий в крупнойкомпании; ночью он Нео, хакер, который ищет Морфеуса и ответы на гложущие еговопросы. Но после встречи все меняет свои места. Он получает ответы и болеетого от него требуется спасение мира. Со старой жизнью покончено. На данномуровне Томас Андерс самоопределился: он стал совершенно другим человеком,появились новые вопросы, определилась цель.
«Матрица» по большейчасти посвящена показу жизни в теле выдающегося хакера Нео, которыйпреодолевает множество преград, прежде чем принимает свое предназначение.Заключительные кадры фильма позволяют нам взглянуть на Избранного в другом воплощении.Теперь он способен исполнить пророчество Оракула и уничтожить Матрицу.
Нео погибает ивоскресает. Далее в грубом и, возможно, комичном развитии фильма Нео уносится внебо, и его расстегнутый плащ реет, подобно накидке Супермена. Однако финальныймонолог Нео подразумевает иную трактовку: Спаситель — это не исключительныйСупермен, а вселенский Учитель. Учитель объясняет своим последователям, какуподобиться ему. Обращаясь к разумным машинам, Нео объявляет о своей целимирового освобождения, подразумевающего открытие человечеству его безграничногопотенциала: «Я покажу людям то, что вы пытаетесь скрыть. Я покажу им, каков мирбез вас. Мир без правил и подчинения, без преград и границ, мир, где возможновсе».
Важностьмотива второго рождения в мифах о герое
Как правило, достановления героем, человек ничем не приметен для других. Сам же будущий геройкопит в себе все непонятности, обиду, но в какой то момент когда уже «не могу»,наступает выплеск всего накопленного. Этому может поспособствовать какое-нибудьсобытие (изменение положения, смерть кого-то из близких) совершенное злодеем.После чего человек понимает, что так жить больше нельзя. Данный момент для негоявляется переломным, на данном этапе выясняется, что делать дальше. Некоторыестановятся героями (Томас Андерс, фильм «Матрица»), некоторые просто сдаются(ищут спасение в алкоголе, суицид). Второе рождение определяет человека каксильного, способного бороться, доказать свою правоту и возможно спасти мир отгибели.
ФАНТАСТИКА форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина Вселенной. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы, изображаемых объектов; однако фантазия не просто прихотливая «игра воображения»: в гротескных или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи.
СЮЖЕТ в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно — временная динамика изображаемого.
ХАОС в греческой мифологии беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносном смысле — беспорядок, неразбериха.
МЕССИЯ в некоторых религиях, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией.
ИНИЦИАЦИИ посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.
АПОФЕОЗ (от греч. apotheosis — обожествление),..1) обожествление древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров...2) Прославление, возвеличивание какого-либо лица, события, явления.
КАРТИНА МИРА — система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя Картина мира.
МИФ — это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество, мифологический космогенез; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное.
Первое значение, или представление не совсем верное. Миф не может быть рассказом чисто историческим, поскольку на стадии мифологического мышления то, что говорится, еще не отделено от того, о чем говорится. Мифологическое сознание не знает самых фундаментальных противопоставлений постмифологической культуры. Прежде всего — между реальностью и вымыслом. Второе значение понятие М. как мифотворческого космогенеза — рождения мира из хаоса — более корректно, но в ХХ веке он стал одной из важнейших культурных категорий, а стал он таковым благодаря третьему значению — Мифу как особому состоянию сознания. Это такое состояние сознания, которое является нейтрализатором между всеми фундаментальными культурными бинарными оппозициями, прежде всего между жизнью и смертью, правдой и ложью, иллюзией и реальностью. />САКРАЛЬНОЕ — святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория,выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием какпринципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Во многихязыках такой смысл заложен изначально в семантическом строе слова, принятом длянаименования сакральное: лат. — sacer, древнеевр. — gadosh связаны со значениемотделенности, сокрытости, неприкосновенности. В более конкретном культурномконтексте — “исполненное благодатной иночеловеческой силой”. В картине мирасакральное выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии спредставлениями о сакральном выстраиваются другие фрагменты картины мира, искладывается их иерархия.
Заключение
Большинство людейполагает, что мир является таким, каким мы его видим, слышим и осязаем. Вамкажется, что вы сейчас сидите в кресле и читаете эту книгу, вы в это верите. Выдумаете, что действительно сидите в кресле и читаете. Вам редко приходит вголову озвучить эту мысль, настолько это выглядит неуместным. Однаждыоформленная, она предстает, очевидно, даже банально верной. Разве кто-нибудьрешится ее оспорить? Томас Андерсон также считал себя программистом, работающимв крупной софтверной компании, исправно платящим налоги и помогающимдомовладелице. (Конечно, он также верил в свою «вторую жизнь», в которой онсовершает компьютерные преступления как хакер Нео, однако эта жизнь скрытатолько от властей, но не от самого Андерсона.) Представления Андерсона о действительностипохожи на ваши и мои, и это объясняет боль, которую он испытывает, узнав, чтопривычный мир не является реальным. Комфортный мир, в котором жил Андерсон,оказывается искусной иллюзией, создаваемой в его мозгу системой разумныхкомпьютеров, культивирующей и использующей людей в качестве возобновляемогоисточника энергии.
Матрица. Она окружаетнас. Даже сейчас, в этой комнате. Мы видим ее, когда смотрим из окна и когдавключаем телевизор. Мы чувствуем ее, когда идем на работу или в церковь, когдаплатим налоги. Этот мир был поставлен перед нашими глазами, чтобы заслонитьправду… правду о том, что мы рабы. Как и все остальные, мы были рождены вцепях в тюрьме, которую мы не можешь понюхать, попробовать на вкус илипотрогать. В тюрьме для нашего разума.
Списокиспользованных источников и литература
Источник
*Матрица (Matrix) [Видеозапись]: реж.братья Вачовски; Warner Brothers, 1997. – 1 вк. – 136 мин.
Литература
1. Монахов, А. Бог выскочил из машины[Текст] / А. Монахов // Комсомольская правда. – 1999. – 20 октября.
2. Галина, М. С. Чужие среди нас.Идентификация страхов (по материалам научно-фантастического кино) [Текст] / М.С. Галина // Общественные науки и современность. – 1997. – № 3. – С. 157-168.
3. Мифологический словарь [Текст] / подред. Е. М. Мелетинского. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – 736 с.
4. Мифы народов мира [Текст]:энциклопедия в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.
5. *Культурология. ХХвек [Текст]: энциклопедия в 2 т. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб.:Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998.
6. Бауер, В. Энциклопедия символов[Текст] / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; пер. с нем. Г. И. Гаева. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1995. – 512 с.
7. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов[Текст] / Г. Бидерманн. – М.: Республика, 1996. – 334 с.
8. Ранк, О. Миф о рождении героя [Текст]/ О. Ранк // Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепциимифа / сб. переводов с нем. – Львов: Инициатива, Москва: Совершенство, 1998. –1998. – (Археология сознания). – С. 123-206.
Другое издание: // Миф о рождениигероя [Текст] / Отто Ранк. – М.: Рефл-book, Ваклер, 1997. — С. 155-249.
9. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой[Текст] / Джозеф Кэмпбелл. – М.: АСТ, 1997. – 382 с.
10. Кэмпбелл, Дж.Герой с тысячью лицами: миф, архетип, бессознательное [Текст] / ДжозефКэмпбелл. – К.: София, 1997. – 336 с.
11. Юнг, К. Г.Бессознательное рождение героя [Текст] / К. Г. Юнг // Между Эдипом и Озирисом:становление психоаналитической концепции мифа / сб. переводов с нем. – Львов:Инициатива, Москва: Совершенство, 1998. – 1998. – (Археология сознания). – С.123-206. – С. 276-312.
12. Мелетинский, Е.М. Женитьба в волшебной сказке (ее функция и место в сюжетной структуре)[Электронный ресурс] / Е. М. Мелетинский. – www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm.
13. Левкиевская, Е.Е. Мифологический персонаж: соотношение имени и функции [Электронный ресурс] /Е. Е. Левкиевская. – www.ruthenia.ru/folklore/publications.htm.
14. Гвардини, Р.Спаситель в мифе, откровении и политике: теолого-политические раздумья [Текст]/ Романо Гвардини // Философские науки. – 1992. – № 2. – С. 132-165.
Другое издание: // Культурология:хрестоматия / сост. П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. – 592 с. – С.307-340.
15. Мифологический словарь [Текст]/Геннадий Щеглов, Владимир Арчер. 2006.
16. Словарь культуры 20 века [Текст]/Вадим Руднев.