Реферат по предмету "Религия и мифология"


Социология религии: статус, предмет, уровни знаний и методы исследования

/>
Яблоков И.Н., докторфилософских наук
Статус
Социологиярелигии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двухисследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования:социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков былонеразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии,философии истории, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии,социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религииисточников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии,истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Болинброка, Ш.Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а такжеряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религииявляются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.
Нынесоциология религии имеет междисциплинарный статус. Она представляет собойважный раздел религиоведения и в то же время может быть рассмотрена в контекстесоциологического знания.
Трудностьопределения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностьюсоциологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока ещене решенным. Однако большинство социологов единодушны в признании того, чтосоциология изучает групповое взаимодействие, социальные отношения, социальныеорганизации, системы социального действия, социальные группы, формычеловеческих общностей; а социальное трактуется как совокупность общественныхотношений данного общества — экономических, политических и пр. В этом смыслетермины “социальное” и “общественное” близки по смыслу. Кроме указанныхупотребляется и термин “социе-тальное” для характеристики общества, всейсистемы общественных отношений в целом. Структура социологического знанияявляется многомерной и может быть описана по трем измерениям: объекту — общая иотраслевая социология, функции — фундаментальная и прикладная, уровню —теоретическая и эмпирическая социология. Общие социологические теории описываюти объясняют общество в целом; специальные — занимаются изучениемфункционирования и развития социальных общностей (отношений, взаимодействий ипр.), отраслевые — исследуют различные сферы жизни общества2.Социология предстает как отрасль науки, дифференцированная по “вертикали” (поуровням общности: общая социологическая теория; теория определеннойобщественной системы; специальные социологические теории) и по “горизонтали”(по предмету изучения: социология города, деревни, труда, культуры и т. д.). Сэтой точки зрения социология религии может рассматриваться как одна изспециальных и отраслевых социологии.
Статуссоциологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто,в религиоведении базовой дисциплиной является философия религии, которая задаеттодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению кдругим разделам религиоведения психологии, феноменологии и т. д. — социологиярелигии нимает равноположный статус; она интегрирована в системурелигиоведческого знания об одном — общем — объекте, рамках социологии онасоседствует со многими социологичес-кими дисциплинами — социологией города,деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры,профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовыхкоммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделахсоциологического знания. В практике социологических исследований 6 указан-ныхразделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствующим угломзрения; полученные знания носят прикладной характер.
Всоциологии религии Сложился ряд направлений: понимающая социология социальногодействия, компаративно-типологическая, структурно-функциональная,феноменологическая, формальная социология, интегральная социология, социологиярелигии, базирующаяся на материалистическом понимании истории;эмпирически-дескрептивная.
Предмет и уровни знаний
Существуютразные взгляды на природу, характер знаний и методы в социологии религии.
1.Социология религии — это эмпирическая наука, изучающая доступное чувственномувосприятию, занимается тем, что возможно наблюдать, измерить, проверить. Можнопредположить, что идея эмпиричности социологии религии у ряда исследователейсвязана с намерением разграничить социологию и теологию (вероучение);обосновать положение о том, что объект, на который 'направлено субъективноерелигиозное поведение (сверхъесственное, Бог, трансцендентное и т.д.),находится вне поля зрения социологического исследования.
Социологиярелигии должна оставлять за пределами своего изучения проблему возникновения,происхождения религии. У одних исследователей эта точка зрения аргументируетсяссылкой на невозможность эмпирически наблюдать подобные процессы. Другие(конфессиональные или конфессионально ориентированные) ученые полагают, чтовопрос о генезисе религии находится в компетенции теологии, вероучительныхконцепций.
Социологиярелигии тождественна конкретно-социологическим исследованиям. Путем ихпроведения она анализирует уровень и характер религиозности, разрабатываетметодологию, методику и технику этих исследований, устанавливает критерии итипы религиозности и т. д. Социология религии рассматривает религию под угломзрения ее места в общественной жизни, функций в общественной деятельности,отношений к другим регуляторам человеческого общения, к иным формам социальногоконтроля. Для социологии религии характерен анализ религиозного комплекса васпекте его социального значения и соответствия имеющимся общественнымпотребностям. Эта позиция подчеркивает важность социологического анализаструктуры и функций религии, воздейственность последней в контексте еевзаимосвязей с другими областями общественной, групповой, индивидуальнойжизнедеятельности.
5.Социология религии изучает социальные условия, вызвавшие к жизни религию, местои роль религии в функционировании и развитии той или иной социальной системы.Такое понимание задач социологии религии ориентирует исследователей нанеобходимость изучения прежде всего социальных источников возникновения исуществования религии.
Можнобыло бы предложить следующее определение предмета социологии религии: онаисследует религию как общественную подсистему; изучает общественные основы изакономерности возникновения, развития, функционирования религии; анализируетэлементы, структуру, место, функции и роль религии в общественной системе,влияние на другие элементы этой системы, а также специфику обратноговоздействия последних на религию. В состав социологической теории религиивходят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностныехарактеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, группи индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании,культе, отношениях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность операциональноинтерпретированных понятий и эмпирических обобщений — “религиозность”,“религиозное поведение”, “типы религиозности” и пр. Операциональная системапонятий играет важную роль в разработке методики конкретно-социологическихисследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшеготеоретического анализа; 4) методика конкретно-социологических исследований вобласти религии. Конечно, имеются общие принципы методики, которые применяютсяразличных отраслях специальных социологии. Однако эти принципы должныразвиваться и конкретизироваться в соответствии с предметом исследования.
Нестоит представлять указанные разделы не связанными друг с другом, посколькумежду ними не существует непроходимыx границ. Понимание их соотношенияпредполагает признание возможности и необходимости движения мысли исследователякак “сверху вниз”, так и “снизу вверх”.
Сказанноепозволяет утверждать, что социология религии рассматривает религию как натеоретическом, так и на эмпирическом уровне, проводит категориально-концептуальныеи конкретно-социологические исследования. Она движется от явления к сущности,направляет усилия на раскрытие сущностных отношений, на познаниезакономерностей. Конечно, мир явлений религии многообразен и разнороден.Социолог имеет дело с племенными, народностно-национальными, мировымирелигиями, с их многочисленными вариациями и особенностями, в разных странах иу разных народов, спецификой в различных типах обществ и т. д. Однако все этоне должно смущать исследователя: логика научного мышления заставляет перейти отвидения поверхности к раскрытию глубинных, сущностных отношений.
Социологиярелигии имеет возможность вскрыть закономерности генезиса религии. Несомненно,изучение происхождения религии связано с рядом трудностей: сведения обобщественной системе, в которой религия проходила эту фазу, нигде не могли бытьзафиксированы. Соответственно, социологу приходится пользоваться материаламиархеологии, этнографии, палеоантропологии и т. д. И все же вооруженный научнымметодом познания, он может создать теоретическую модель генезиса религии,которая опиралась бы на определенную совокупность фактов. Разумеется, нельзяобъявлять никакую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, чтоих построение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии.
Когдаговорят, что социология религии имеет своим предметом только социальныеусловия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании иразвитии определенной социальной системы, то не учитывают всего многообразияэлементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрениясоциолога. Социология религии призвана объяснить и общественные закономерностиразвития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия естьявление развивающееся. С переходом от одной фазы исторического развития кдругой трансформируются социальные, общественные, социумные основы религии,механизмы ее порождения и воспроизводства. В ходе истории происходитдифференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии,диапазон функций и т. д. Социология религии изучает общественные закономерностиразвития и функционирования специфической подсистемы (религии) в контекстеразвития и функционирования социума в целом.
Социологиярелигии — не замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии сдругими религиоведческими дисциплинами. В силу того, что религия включает всебя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может бытьоторвано от решения философских проблем. С другой стороны, анализ социумныхоснов раскрывает их связь с гносеологическими предпосылками религии, позволяетглубже понять природу религиозного мировоззрения. Рассматривая структурныеэлементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа религиозногосознания: массового, группового и индивидуального. Его изучение происходит вобласти, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования элементоврелигии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие структурырелигиозного сознания, роли религии и т. д. в социологическом плане требуетучета данных психологии религии. Социология религии, безусловно, связана систорической наукой и историей религии. Последние предоставляют материал,служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Онав свою очередь помогает этим дисциплинам реконструировать систему общественныхотношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различныхцивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.
Социологиярелигии связана с другими специальными социологиями и с частными общественныминауками. Этот процесс обусловлен тем обстоятельством, что общественныеподсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может бытьплодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметомкоторых выступают другие подсистемы. Социологическое исследование религииопирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права,искусствоведении и социологии искусства, этике и социологии морали, социологиигорода, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологиейрелигии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальнойобласти может использовать данные, полученные социологией религии, посколькурелигия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию поведения людей, вкакой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.
Методы исследования
Характеристикаметодов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологиирелигии: философскому, специальным обще- и частнонаучным, теоретическим иэмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез,абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический,феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ,индукция, экстраполяция, наблюдение и др.
Всоциологии различают методы категориально-концептуального и конкретногосоциологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийногоаппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементамитеории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др.Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции,восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическоеисследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановкапроблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональнаяинтерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретическойгипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных;анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделитьследующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановклпроблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция идедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т. д.); 2)методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ,наблюдение, опросы разного рода — интервью, анкетирование, тестирование); 3)методы первичной обработки социологической информации (группировка,ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный,факторный анализы и др.); 4) методы интернретации эмпирического материала(анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделейи пр.). Таким образом, в.ходе конкретно-социологического исследования применяется целый комплекс способов и приемов — как эмпирических, так и теоретических.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.religiovedenie.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование эстетической культуры студенчества: вопросы и противоречия
Реферат Анализ государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве жилья за 1 квартал 2011 год
Реферат Исследование арифметикологического устройства для выполнения логических операций
Реферат All Servers Essay Research Paper All Servers
Реферат There Are No Children Here Essay Research
Реферат Is Cobol Dead Essay Research Paper Is
Реферат The Ball Poem Essay Research Paper THE
Реферат Социальные гарантии и компенсации
Реферат Падение ига Золотой Орды. Становление российского самодержавия
Реферат Билеты по истории экономических учений
Реферат Добро и зло в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Лекарственные растения обладающие кровоостанавливающим действием
Реферат Основні принципи формування зовнішньої торгівлі в Україні на сучасному етапі
Реферат Герман митрополит Старых Патр
Реферат The Color Trilogy Of Little Buddha Essay