Реферат по предмету "Религия и мифология"


Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни человека

Содержание1. Смыслоопределяющая функция религии всоциальной жизни человека
2. Милосердие и благотворительность втрадиционных российских конфессиях
Библиографический список
1. Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизничеловека
Под религией обычно понимается особаядуховно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшиеценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Религияконституирует отношение человека к сверхъестественным, потусторонним силам.Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости идолженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонениятрансцендентной и тайной силе.
Всякое религиозное учениеоформляется в процессе ответов на три взаимосвязанных вопроса:
а) есть ли Абсолют (Бог)?
б) как его познать?
в) как к нему практическиотноситься?
В зависимости от характераответов на эти вопросы определяется понимание сущности религии. Наиболееизвестны следующие определения:
а) вера всверхъестественное (Плотин),
б) восстановление связи сБогом как Полнотой Бытия,
в) особое чувствозависимости человека от бесконечного (Р. Шлеермахер),
г) символика первобытныхмифов о природе (М. Мюллер),
д) вера в невидимыедуховные существа (Э. Тайлор),
е) олицетворение иумилостливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер),
ж) фантастическоеотражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих надчеловеком (Ф. Энгельс),
з) чувство священного(Дж. Хаксли),
и) универсальный неврознавязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З.Фрейд),
к) ритуальная культивациясоциально принятых ценностей (Д.Фишер),
л) вера в судьбу (Д.Б.Пратт),
м) система истин,способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтхед),
н) стремление отстоять вочто бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Дж. Дьюи).
Безусловно, одно взятое вотдельности определение не может передать всю полноту сущности религии, каксовокупности отношений между человеком и Абсолютом. Каковы бы ни были различияв определении понятия религии, все исследователи согласны с тем, что онавыполняет важнейшие функции в общественной жизни. Для отдельно взятыхчеловеческих индивидов, как полагает М. Йингер, религия является средствомрешения «последних, конечных» проблем жизни, выступает как «отказкапитулировать перед смертью».
Религия отражает стремлениечеловека и общества к непосредственной связи с Абсолютом. В зависимости отнаправлений поиска Абсолюта религии можно условно подразделить наэгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические. Эгоцентрическая религияпредполагает в качестве высшей и самодостаточной ценности восстановлениедуховной связи индивида со своим подлинным «Я» как вселенносоразмерныммикрокосмом на основе принципа «Познай самого себя». Подчас индивидуальныймикрокосм может пониматься не только как конденсат Вселенной, но и как снятая ивечно пребывающая в «Я» вся историческая смена людей, начиная с Адама и Евы.Этот вид религии способствует духовному совершенствованию, раскрытиютворческого потенциала личности.
Социоцентрическая религияотражает стремление родового человека или определенных общественных групп квсеединству своих сущностных сил посредством воплощения искомой духовнойцелостности в избранном сакральном объекте. Основные разновидностисоциоцентрической религии – культы личности, государства, партии, избранного народаили социального класса, техники, науки. Процесс совершенствованияиндивидуальности человека может стимулироваться или тормозиться в зависимостиот основных положений этой религии.
Космоцентрическая религияориентирована на установление (восстановление, воспроизводство) связи людей сБогом, богами, энергетическим центром Вселенной, средоточием всех космическихсил. Многие школы буддизма отрицают существование бога. Согласно их учениючеловек постоянно связан с космическим первоистоком и имеет возможностьспастись через приближение к оси «колеса жизни», т.е. достигая состоянияполного покоя (нирваны). Космоцентрические религии существуют в формах теизма,пантеизма и атеизма.
Подразделение религий наэгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические позволяет применятьпонятие религии как по отношению к отдельному человеку, так и по отношению кбольшим социальным группам, обществу.
Религия осмысливает и вразличных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека иАбсолюта. Эта связь может полагаться:
а) как изначальнонепосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению;
б) как ориентация надостижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала –непосредственной связи;
в) как подлежащая постоянномувоспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном рядупоколений людей.
Религия выполняет ряд функций ииграет важную роль в обществе. Выделяются следующие функции религии: мировоззренческая,коммуникативная, регулятивная, компенсаторная, культурнотранслирующая,интегрирующе-дезинтегрирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Религиявооружает верующих определенным мировоззрением, имеющим особенности взависимости от вида религии. Система взглядов на человека, общество, природу получаетотражение в миропонимании (объяснение мира в целом и отдельных процессов иявлений в нем); миросозерцании (отражение мира в ощущении и восприятии);мирочувствовании (эмоциональное приятие или отвержение); мироотношении(этическая оценка) и т.д. Религиозное мировоззрение раскрывает смысл и целижизни человека. Оно помогает верующему подняться над ограниченностью бытия,делает его жизнь осмысленной и одухотворенной, мотивирует его поведение.
Коммуникативная функциярелигии осуществляется в процессе реального общения. Обмен информацией,ритуальное взаимодействие между верующими осуществляются в соответствии сопределенными требованиями, моральными нормами, выполнение которых позволяетсоздать атмосферу любви, уважения, дружелюбия.
Регулятивная функция религиипроявляется в том, что деятельность, сознание и поведение верующих людейопределяются религиозными идеями, ценностями, традициями, обычаями,установками, мнениями.
Культурнотранслирующаяфункция проявляется в сохранении и развитии некоторых слоев культуры(письменность, архитектура, музыка), имеющих религиозную направленность. В тоже время деятелями церкви уничтожалось культурное наследие, имеющееантирелигиозный характер.
Интегрирующе-дезинтегрирующаяфункция религии состоит в том, что религия в одном случае, сплачивает верующихлюдей, а в другом – разъединяет их. Объединение происходит в случаепринадлежности людей к единому вероисповеданию. Противоположная тенденциянаблюдается тогда, когда в обществе происходит противостояние различныхконфессий, что вызывает у людей недоверие, подозрение и вражду по отношению кинаковерующим.
Легитимирующе-разлегитимитирующаяфункция заключается в утверждении законности некоторых институтов,государственных, политических, правовых, отношений, норм и отрицании правомерностинекоторых из них. Легитимирующая функция религии проявлялась, например, восвещении церковью царской власти. Примером разлегимитирующей функции религииявляется прошедшая под религиозным лозунгом революция в Иране, когда на сменусветской власти к руководству страной пришли высшие духовные лица.
Компенсаторная функциязаключается в том, что из-за слабости человека, его бессилия, прежде всегосоциального, религия выполняет роль иллюзорного компенсатора. Согласнорелигиозным канонам провозглашается равенство всех людей перед Богом, чтооблегчает психологическое состояние людей, находящихся в тяжелых социальныхусловиях. Решение всех неразрешенных проблем переносится в иллюзорныйпотусторонний мир.
Религияявляется универсальной формой общественного сознания. Если наука, философия,искусство опосредованно влияют на поведение людей, то право, мораль, идеологиянепосредственно определяют человеческое поведение. Универсальность религиипроявляется в том, что будучи способом духовно-практического и чисто духовногоосвоения человеком любой сферы его жизнедеятельности, она оказывает какопосредованное (воздаяния, исходящие от Божества), так и непосредственное(наказания и поощрения, исходящие от служителей религии) влияние на поведениелюдей.
В отличие от науки,достигающей наилучших результатов в изучении окружающей действительности,религия играет ведущую роль в открывании смыслов жизненной целостностииндивида, общества, космоса.
Религия предлагает исакрализирует смыслы жизненных целостностей, как по причине их исключительнойценности для человека, так и по причине их таинственности. В течениедлительного времени религия накопила множество способов интуитивно-мистическогоосмысления природных целостностей и иррациональных эффектов человеческогодействия.
Религия в историческойкультуре человечества предстает сложным и многообразным духовным явлением. Она,пронизывая всю нравственно-этическую сферу жизни людей, наполняет ее высшимсмыслом. Она выполняет и вполне определенную социально-регулятивную роль. Оказываязначительное влияние на процесс становления личностного сознания, религиясодействует социальной интеграции общества.
Э. Дюркгейм, указывая наспецифику социальной функции религии, отмечал, что религиозные представлениявыражают коллективные реальности, а потому авторитетны для индивидов. Онполагал, что категории всецелости, общества и божественности являютсяразличными аспектами одного и того же понятия «божественное социальное», арелигия представляет идеологический механизм, обеспечивающий солидаризациюлюдей и целостность общества. Существо религии – в сакрализации базовыхсоциальных связей. Дополняя определение религии как связи человека и общества сАбсолютом подходом Дюркгейма, можно определить религию как поиск и установлениесакральных связей, благодаря которым индивид и социальные группы приобретаютнеобходимую целостность.
Религия стремится достичьподлинного бытия, преодолевая все пороки и несовершенства, предостерегает людейот ошибок. Она указывает цели и средства, намечает пути к гармонии исовершенству.
По мнению М. Вебера,религия – основа ценностной рациональности: в рамках религии возможноформирование смысложизненных задач; система религиозных разрешений и запретовсоставляет основу нравственности.
В религиозной мораливыступают две группы ценностей: человеческие и сверхчеловеческие. Смыслчеловеческой жизни заключается в религиозном служении. Утверждается, что толькосоответствующее религиозным канонам поведение, может быть нравственным.
Какспецифически-мировоззренческая форма сознания, религия имеет два уровнясостояния: рациональный, представляющий систему понятий и представлений о миреи чувственно-эмоциональный, выражающийся в различных обрядах и т.п. Эти уровнирелигиозного сознания представляют собой духовно-социальную систему ценностейобщества, в которых выражается потребность людей в интимно-эмоциональномпереживании причастности своего сугубо личного существования с существованиемВсеобщего мира.
Э. Фромм писал, что врелигии могут проявиться две тенденции: авторитарная и гуманистическая. Впервом случае проявляется авторитарная природа религии. Бог, олицетворяя высшуюсилу и власть, находится вне человеческого мира и управляет им. Во второмслучае раскрывается гуманистический потенциал религии. Несмотря натрансцендентность бытия Бога, он не господствует над человеческим миром.Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он обязан раскрыть своюбожественную сущность, постоянно выходя за свои пределы, приобретая новыевозможности. Вера в безграничные человеческие возможности человека способствуетпостоянному развитию и совершенствованию его личности.
Религия является одной изнеобходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей наоснове признаваемых ими конечных смыслов универсума, жизни и совершенствованияобщества и индивида. Она способствует космизации человеческого бытия, широкораздвигая рамки земного существования. Бурное развитие научного знания в XYIII-XIX вв. породило у многих мыслителей скептическое отношение крелигии. Предполагалось, что в ближайшем будущем религиозное мировоззрениеокончательно уступит место научным взглядам на природу, общество и человека.Однако общественное развитие в ХХ веке не подтвердило прогнозов о неминуемомкрушении религиозной системы ценностей. Жизнь показала, что религию нельзярассматривать как пережиток общественного сознания и что ее роль в обществе,как важного социального института, сохраняется.
Россия – страна,отличающаяся исключительной множественностью и многообразием религий.Современные исследователи насчитывают свыше семидесяти религиозных направлений,исповедуемых более 150 народами России. Чисто условно к числу «основных» илитрадиционных российских религий следует отнести: православие, ислам, буддизм,иудаизм. Рассмотрим, как идеи милосердия и благотворительности получилиотражение в учениях этих конфессий./>
 
2. Милосердие иблаготворительность в традиционных/>российских конфессиях
религия функция милосердие благотворительность
Ввосточно-христианской церкви с момента ее возникновения традиционно важное значениеимели милосердие и благотворительная деятельность. В православном учениисчиталось, что в познании бога участвовали чувства человека не только«физические» (зрение, слух и т.п.), но и «духовные» — любовь, скорбь,сострадание и т.п. На пути к богу сострадание к другому человеку, милостыняиграли функцию «спасения».
В Византии милосердиепочиталось особой добродетелью. Проявление милосердия включало готовностьподать милостыню убогому, оказание сострадания увечному. При византийскихмонастырях имелись странноприемные дома и больницы.
Принятие христианстваспособствовало повышению уровня нравственности древнерусского общества. Главнойхристианской заповедью стала любовь к ближнему. Реализация этой заповединаправлялась преимущественно в одну сторону: «любовь к ближнему полагали преждевсего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавалимилостыню» – отмечал В.О. Ключевский. По мнению различных исследователей,благотворительность в России изначально была необходимым условием личногонравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему.Считалось, что подача милостыни способствовала повышению уровня духовногосовершенствования благотворителя.
Вводя православное христианствона Руси, князь Владимир воплощал в жизнь положения христианского учения омилосердии к людям, заботы о ближнем. По свидетельству Начальной летописи, онвелел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, ипитье, и деньги из казны». Тем, кто не мог ходить, князь велел на телегахпривозить хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас. Стремясь придатьблаготворительной деятельности организованный характер, князь Владимир в 996 г.издает Указ, в котором общественное призрение поручалось попечению и надзорудуховенства в лице патриарха и других подчиненных ему церковных структур.
При князе Владимирепоявляются «богадельни, гостиницы, дома странноприимства, лекари и все людиувечные … были подсудны одним Епископам». На их содержание определялась«десятина» (от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.).
Инициативу по оказаниюпомощи нуждающимся людям с самого начала взяла на себя православная церковь исохраняла ее до правления Петра I.
В православном ученииконцепция милосердия занимает центральное место. В нем милосердие понимаетсякак образ жизни церковного организма. Милосердие несовместимо с прагматизмом.Оно оказывается не во имя себя или даже другого, а ради всевышнего. Посредствоммилосердной деятельности устанавливаются бытийные связи со сверхличныминачалами, с Богом. Следование по пути проявления милосердия и является путем кспасению. Милосердие предстает как общечеловеческая норма и ценность.Милосердие – это путь любви между людьми, это открытость и сердечность в их отношениях,в основе которых лежит уважение и соблюдение человеком прав других членовобщества.
Постепенно православныехрамы и монастыри становятся центрами благотворительности, размах деятельностикоторых был иногда весьма впечатляющим. Перед нашествием татаро-монгол вКиевской Руси насчитывалось около 120 монастырей. Помощь, оказываемаянуждающимся, была разнообразна. Она выражалась в постройке жилища, и в выкупепленных, и в обучении ремеслам и в обеспечении необходимыми продуктами питания.При монастырях строились также больницы и богадельни, деятельность которыхимело значение не только практическое, но и нравственно-воспитательное.
В Х-ХIII веках получила распространениесоциальная помощь не только через монастыри, но и через приходы. Церковныеприходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвалидов,помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целыедеревни, лечили, учили, врачевали душевные раны. Приходы сыграли большую роль враспространении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин оттиранов-мужей). Для детского призрения при богадельнях устраивались приюты дляподкидышей и сирот.
В домонгольский периодцерковная благотворительность существовала наряду с частной милостыней исветским попечением о бедных. В период же татаро-монгольского нашествиямилосердная и благотворительная деятельность осуществлялась лишь духовенством,которое было освобождено от татарских даней и поборов. В монастырях находилиприют и получали помощь тысячи людей.
Со второй половины XIY в. получили распространениемонастыри нового типа – с крупным землевладением и хозяйством.Монастыри-вотчины скупали землю и становились крупными землевладельцами, ониприобретали функции сильных, «могутных», которыми обладали раньше толькокнязья.
В этот период важноеместо в деятельности монастырей занимало бесплатное обучение грамоте бедныхдетей, сирот. В этих целях открывались приюты при монастырях,церковно-приходские школы. Так, Виленское Св.Троицкое Братство организовывалообучение «убогих сирот» русскому, греческому, латинскому и польскому языкам,поддерживало материально «людей ученых, духовных и светских, для школьнойнауки». На Рождество и Пасху братство давало милостыню нищим, больным,заключенным.
В годы правления Петра I церковная благотворительность былапоставлена под жесткий контроль. Дело общественного призрения все болееприобретало государственный характер. Все большую роль в деле социальной помощинуждающимся людям стали играть государственные и частные благотворительныеструктуры.
Тем не менеемилосердно-благотворительная деятельность православной церкви и впослепетровский период не прекращалась. В рамках благотворительных обществ приРусской православной церкви функционировали больницы и лечебницы длятяжелобольных, психически больных, инвалидов, в которых обслуживающий персоналсостоял из сестер и братьев милосердия из числа мирян и послушников монастырей.В столовых и чайных нуждающиеся питались бесплатно. В церковно-приходскихшколах и производственных мастерских велось бесплатное обучение детей из бедныхсемей грамоте и какому-нибудь ремеслу.
Активное участие в началеХХ века Русская православная церковь принимала в благотворительном движении затрезвость. На благотворительные боны (чеки), которые распрстраняло обществоборьбы за трезвость, можно было приобрести только продукты питания изапрещалось получать винно-водочные изделия.
В советский периодблаготворительность как одна из форм социальной помощи была официальнозапрещена. Государство взяло на себя заботу о социальном обеспечении исоциальном страховании населения. В 1990 г. официальный запрет наблаготворительную деятельность был отменен и в настоящее время сфера и объемсоциальной помощи нуждающимся Русской православной церкви заметно расширились.Появилось много православных благотворительных фондов и обществ, которыеоказывают индивидуальную и групповую (беженцы, мигранты и т.п.) помощь,финансирует социальные программы благотворительного характера. Значительноечисло верующих участвует в милосердно-благотворительной деятельности. Наиболееорганизованно милосердно-благотворительная работа проводится в епархиях, вбольшинстве которых имеются социальные комитеты, комиссии, фонды и отделы,занимающиеся вопросами благотворительности и социального служения. Многиеепархии оказывают постоянную помощь детским домам, яслям и приютам. Они такжеорганизовали сеть благотворительных столовых и богаделен, патронажных служб имагазинов для неимущих. Не остаются без внимания и помощи больницы, обществаинвалидов и тюрьмы. Отдел церковной благотворительности и социального служенияоказывает епархиям, приходам и монастырям регулярную материальную помощь иконсультативное содействие. В нем издается ежемесячный вестник «Диакония»,который получают все епархии.
Необходимо отметить такжемилосердно-благотворительную деятельность различных православных братств исестричеств, объединенных в Союз православных братств, Всецерковногоправославного молодежного движения, Православного общества «Радонеж»,Православного благотворительного братства во имя Всемилостливого Спаса,Православного просветительско-благотворительного братства «Сретенье», Союза«Христианское возрождение» и др.
Кратко назовем основныенаправления деятельности Русской православной церкви в сфере социальной помощинаселению.
1) Медицинские программы.При содействии Русской православной церкви открываются больницы и госпитали, вкоторых получают медицинскую помощь малообеспеченные, одинокие и престарелыелюди. Специально подготовленные для оказания медицинской помощи кадры,обладающие не только необходимой профессиональной подготовкой, но инравственными качествами готовятся в сети училищ сестер милосердия, в рамкахбратства врачей, при некоторых больницах. Специфика деятельности такихспециалистов заключается в том, что оказывая необходимую медицинскую помощь,они приобщают больных к истинной вере, нормализуют их психологическоесостояние.
2) Антиалкогольнаяпрограмма. Работа в этом направлении проводится по принципу «семейных общинтрезвости», где в процессе лечения алкоголиков проводятся беседы и консультациис их родственниками в целях создания необходимого психологического климата всемье, способствующего выздоровлению больного. В конце 90-х гг. работало 25семейных клубов.
3) Работа с заключенными.Во многих исправительно-трудовых колониях духовные лица общаются с осужденными.В ходе задушевных и непринужденных бесед священнослужитель или верующий –мирянин строит, как правило, свое общение на нравственно-психологичекой основе,исключающей укор, назидание с позиции морального превосходства, негативнуюоценку личности осужденного. Такой подход, когда правонарушитель отделяется отсвоего преступления и принимается как жертва злой воли, когда проявляетсявысокий уровень сочувствия и сострадания, позволяет создать духовному лицунравственно-психологическую атмосферу, в которой открыто проявляютсяискренность, сердечность, взаимопонимание людей, что способствует моральномуоздоровлению заключенных.
4) Оказаниеконсультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
5) Оказание помощижертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Весьма характерно, чтомилосердная и благотворительная деятельность проводится среди людей независимоот национальной и религиозной принадлежности, что способствует гармонизациинациональных и этноконфессиальных отношений.
6) Помощь престарелым иинвалидам. Забота о престарелых больных, инвалидах постоянно находится в фокусевнимания представителей Русской православной церкви. Типичным примером этогоявляется деятельность православного общества «Надежда и спасение», членыкоторого оказывают разнообразную помощь престарелым людям на дому. Это обществопроводит также благотворительные вечера для участников Великой Отечественнойвойны, инвалидов и престарелых.
Даже такое краткое, далеконе полное перечисление основных направлений деятельности Русской православнойцеркви говорит о том, что в настоящее время значительно расширилось влияние ивыросло ее значение в жизни российского общества.
Проблема милосердиязанимает в исламе большое место. О необходимости милосердного отношения кокружающим людям часто упоминается в Коране. При этоммилосердно-благотворительная деятельность в учении ислама рассматривается какслужение Аллаху, как необходимое условие лучшей будущей жизни в потустороннеммире.
В мусульманскомвероучении говорится о необходимости проявления как общественной заботы о всехнуждающихся, так и индивидуальной сострадательности. Мусульманин обязан гуманноотноситься к любому человеку, попавшему в затруднительное положение, в томчисле и к побежденному и рабу. Особенно внимательно ислам обязывает относитьсяк сиротам и не жалеть средств на пожертвование им.
Особенно большое вниманиев Коране уделяется благотворительности. По словам Мухаммеда: «Только два родалюдей среди моих последователей заслуживают зависти: муж, одаренный научнымзнанием, которым делится на пользу человечества, и богач, тратящий своесостояние на пользу своих братий».
По утверждению Корана, милостыняосвобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет двеформы: «закят» и «садака». Возникнув первоначально как милостыня, закятпревратился впоследствии в налог в пользу нуждающихся мусульман, выплачиваемый натурой,собираемый в определенное время – в праздники или в другие священные дни. Закятдолжен был уплачиваться с имущества, превышающего определенный минимум, вразмере 2,5%, с продуктов земледелия – 10%, с добычи золота, серебра,драгоценных камней, продуктов моря – пятую часть (20%). Платить закят обязаны,согласно Корану, все взрослые дееспособные мусульмане. Получать закят моглибедные, несостоятельные должники, участники войны за веру, путники, не имеющиесредств на возвращение, сборщика закята.
В отличие отобязательного для подавляющего числа мусульман закята, садака означает добровольноепожертвование в пользу нищего, бедного, калеки или в пользу храма. Этот видмилостыни совершается из внутренних побуждений, совершенно бескорыстно каждым,имеющим такую возможность мусульманином. Садака может выступать в трех видах:
а) единичный актблаготворительности;
б) искупительноедействие, т.е. штраф (каффара) за умышленное нарушение предписания, напримерпоста, идущий на благотворительные цели;
в) выделение имущим частисвоих доходов в пользу неимущих.
Принимать милостыню(садака) имеет право лишь человек, который не в состоянии сам ее давать.
Рекомендуется мусульманамтакже оказание помощи путем прощения долгов, представлением услуг и жилья,прощения долга и обязательств, посещения больных и умирающих и т.п.Состоятельные люди могут жертвовать земли и недвижимости в виде вакфа –неотчуждаемого имущества, предназначенного для общей пользы.
В годы советской власти,за исключением периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., проводиласьполитика, ориентированная на изживание мусульманской благотворительности итолько закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 09 октября1990 г. и закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» от 25 октября1990 г. открыли возможность развития милосердной и благотворительной деятельностимусльманских религиозных организаций и верующих. Разрешалось использовать вблаготворительных целях пожертвования зарубежных религиозных организаций,фондов и частных лиц.
Большую работу пооказанию помощи нуждающимся проводит Департамент благотворительности имилосердия, созданный при Духовном управлении мусульман Центрально-Европейскогорегиона. Активисты Департамента систематически посещают обитателей домов престарелых,одиноких мусульман на дому, приносят им подарки, религиозную и мусульманскуюлитературу, помогают в уборке помещений, читают суры из Корана. Подобнаямилосердно-благотворительная деятельность ведется во многих муфтиятах. При нихсоздаются благотворительные фонды, оказывающие особенно большую помощь сиротам,одиноким престарелым людям, инвалидам. Исламские религиозные организации ирядовые мусульмане оказывают также большую гуманитарную помощь людям,независимо от их национальности, пострадавшим от стихийных бедствий и военныхконфликтов в различных районах страны.
В настоящее время заметноусилилось влияние ислама на общество, и особенно на подрастающее поколение.Духовные руководители мусульман активно выступают с предложениями,направленными на укрепление мира и сотрудничества между людьми различнойнациональности независимо от вероисповедания.
В иудаизимеблаготворительность и милосердие занимают важное место. Одним из основныхпринципов этого вероучения является сочувствие и сострадание к униженным,бедствующим, больным и нуждающимся людям. Помощь, сочувствие и милосердное отношениек бедным и нуждающимся является высшей религиозной добродетелью. При этомсвоеобразна трактовка милостыни. Согласно Талмуду, принимающий подаяние,оказывает дающему большую услугу, чем последний оказывает бедному. Считается,что акты благотворительности и милосердия являются выполнением воли Бога ипроявлением высшей религиозной добродетели. Причем милосердие и состраданиераспространяется и на неодушевленный мир.
В Талмуде по отношению кокружающей среде был выдвинут принцип «не губи» (по еврейски баал ташхит).Запрещалось уничтожать или портить вещи или продукты питания, которые могли быиспользоваться другими людьми. Проявление чувства и заботы к человеку выражалабиблейская заповедь: «Люби ближнего твоего как самого себя» (Левит 19:18). Современем это положение стало пониматься как необходимость оказания другомучеловеку какой-либо услуги, т.е. требовалось совершение добрых дел дляокружающих.
Совершение добрых дел моглобыть в разнообразных формах: от моральной поддержки и сочувствия до материальнойпомощи. В иудаизме к добрым делам, угодным Богу, относят: гостеприимство ипредоставление пищи голодным, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход забольными, погребение умерших и проводы в последний путь, утешение скорбящих поумершим, выкуп попавших в плен и выдача замуж невест из бедных семей. Причем,характерно, что благотворительность и милосердие могли оказываться нуждающимсялюдям других национальностей.
Законы Моисеяпредписывали при сборе урожая опавшие колосья и несжатые края поля оставлятьбеднякам. Забытый на поле сноп могли взять вдовы, сироты, пришельцы. Они же разв три года получали десятую часть всех продуктов земли. Беспроцентную ссудумогли получить все нуждающиеся независимо от происхождения. В то же времярекомендуется с целью профилактики лени и безделья людей, просящих помощь,проверять их истинное материальное положение. Наиболее предпочтительнымсчиталось создать условия для нуждающегося самому заработать себе на жизнь.Вместе с тем многодетным, больным и старым людям, явно нуждающимся в помощи,запрещалось от нее отказываться.
В настоящее времянаблюдается возрождение милосердно-благотворительной деятельности еврейскихрелигиозных общин, которая была официально запрещена в советский период.Возникли десятки благотворительных центров, в которых оказывается разнообразнаяпомощь инвалидам и пожилым людям, в том числе прокат медицинского оборудования,медицинские консультации, работают благотворительные столовые, практикуетсядоставка на дом горячих обедов для самых немощных. Проводятся также встречирелигиозных праздников и различные культурные мероприятия. Следует отметить,что объем благотворительной помощи еврейских религиозных организаций, какправило выше, чем у других аналогичных организаций других конфессий.
Важнейшим положениемвероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием, поэтомуне случайно милосердие, любовь, сострадание являются основополагающимипонятиями в учении буддизма. Согласно идее перерождения, после смерти живогосущества происходит его новое рождение с новыми страданиями. Форма новогоперерождения определяется кармой, которая представляет сумму всех поступков ипомыслов существа во всех предыдущих перевоплощениях. По закону кармы любыепоступки, слова, намерения и мысли человека имеют положительное илиотрицательное моральное значение. Хотя всё в данной жизни человека определеноего кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах,словах, действиях. В этой частичной свободе и заложен путь к спасению.Благородная и нравственная жизнь улучшает карму. Таким образом, для буддизмахарактерна идея опоры человека на собственные усилия для достижения спасения, атакже идея о равенстве людей.
Важной этическойзаповедью буддизма является щедрость в благотворительности. Монахам запрещалосьтрудиться, они должны были жить милостыней. В этой связи щедрость мирянрассматривалась как праведный акт. Основной принцип в реализации чувствамилосердия и сострадания в буддизме – нацеленность на конкретный результат,активное сострадание в реальном времени и при реальных условиях.
В нашей стране буддизмполучил распространение в Бурятии, Калмыкии, Туве, бурятских национальныхрайонах Иркутской и Читинской областей. В настоящее время буддийскиерелигиозные организации и общины имеются также во многих городах России: вМоскве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и др. Ими организуютсясеминары и лекции видных буддийских наставников и монахов, проводятся различныемероприятия, где присутствующие получают бесплатно или по минимальной цененаучную и религиозную литературу, одежду, «секонд-ханд». Активистами буддийскихобщин проводятся вечера отдыха и дружбы.
В настоящее время идетпроцесс объединения усилий религиозных и государственных органов по развитиюмилосердно-благотворительной деятельности.

Библиографическийсписок
1.  Абу аль Маудуди. Образ жизни висламе. — М.: Наука, 2010.
2.  Бербешина З.А. Этика и практикасоциального работника / Теория и практика социальной работы: проблемы,прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
3.  Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.:Наука. 2009.
4.  Бердяев Н.А. Философия свободногодуха. – М.: Наука, 2008.
5.  Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни.- Минск, 2008.
6.  Шадриков В.Д. Духовность какреализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. — 2010. — № 2.
7.  Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебноепособие. – М.: Наука, 2010.
8.  Гессен Ю. История еврейского народа вРоссии. – М.: Наука,2008.
9.  Гуревич П.С. Философия культуры:Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
10. Гусейнов А.А.,Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интернет - обоюдоострое оружие
Реферат Отчёт о прохождении метрологической практики на ОАО Барановичский завод станкопринадлежностей
Реферат Василий Шукшин и Владимир Высоцкий параллели художественных миров
Реферат Некоторые дополнительные вычислительные методы
Реферат Microsot Word 2000 Essay Research Paper Name
Реферат Изабелла Пармская
Реферат Роль соціології в суспільстві, її функції та завдання
Реферат Коммерческая деятельность ООО Яковлевская мануфактура
Реферат Коронационный альбом Александра Второго
Реферат Тормозная система автомобиля
Реферат The Controversial Issue Of Animal Ethics Essay
Реферат Энергосбережение материального склада при помощи ветроэнергетической установки с вертикальным валом
Реферат Дифференциация и интеграция знаний
Реферат Моніторинг поверхневих вод Сандракського водосховища
Реферат Philip Of Macedon Essay Research Paper The