Реферат по предмету "Религия и мифология"


Священные книги ислама

Содержание
Введение
1. Возникновение ислама
2. Священные книги ислама
2.1 Коран
2.2 Сунна
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
 
Ислам, наряду сбуддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий,насчитывающих миллионы последователей в разных странах мира.
Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама являетсяшариат. Шариат (от араб, «шариа» – надлежащий путь) – свод морали, права,культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизньмусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне – святом предании ислама.
В главных священныхкнигах изложены основные положения вероучения ислама. Согласно преданию, текстКорана был поведан пророку самим Аллахом через посредничество Джебраила(библейский архангел Гавриил; служил посредником между Богом и людьми).Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии иКорана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам – Моисею,Иисусу, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммедсмог передать их в полном и истинном виде.
Сунна – сборник хадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шиитысчитают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран.
Именно через священные книги находит своё выражение нравственноеучение ислама.

1. Возникновение ислама
Слово «ислам»в переводе с арабского означает «покорный Аллаху» («Аллах» – это имяБога). Последователи ислама называют себя словом «муслим» (с арабского – «преданныйАллаху»). В русском языке это арабское слово преобразовалось в слово «мусульманин».Согласно данным), В 1996 году в мире было свыше 1 100 млн. мусульман[1].
Датойоснования ислама считается 622 год, ознаменовавшийся переселением пророкаМухаммада из его родного города Мекки в Медину (западАравийского полуострова). Главными городами того региона, где возник ислам былигорода Мекка и Ясриб. Впоследствии Ясриб был переименован в Мадинат ан-наби(Город пророка), а еще позже утвердилось сокращённое название этого города:Медина (Город). Сейчас территория, где возник ислам, вместе с городами Меккой иМединой, входит в государство, которое называется Саудовской Аравией.
Основательислама, которого верующие считают великим пророком, – Мухаммед, и как Мухаммад(с арабского – «Прославленный»), родился в 570 г. в Мекке, а умер в 632 г. вМедине. Мухаммад происходил из рода Хашим племени Курайш (Корейш). Сирота,воспитанный в доме Абу Талиба, своего дяди и торгового старшины города, он небыл богат. Сопровождал караваны своей будущей жены, состоятельной вдовыХадидши, в Сирию. Эти путешествия давали ему пищу для размышлений, и будучичеловеком пытливым и любознательным, он пытался делать выводы из своихнаблюдений окружающей жизни. Откровения, которые он получал в минуты уединенияна горе Хира, и были результатами его попыток понять и объяснить мироздание.
ПроповедьМухаммада в значительной части содержала уже известные положения. Голоса передавали ему содержание священной книги, котораяназывалась словом Коран («Чтение вслух»), и повелевали ему осуждать многобожиеи проповедовать веру в Аллаха. И вот в возрасте сорока лет Мухаммад и начал свою проповедническую деятельность.
Вслед затеми, кто принял иудаизм и христианство, он призывал своих соплеменников кединобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущемубожьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, всеживое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, асвоими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа(Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях былоотведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, ипервым, кто проповедовал единобожие. Поэтому Мухаммад заявлял, что его миссиязаключается в восстановлении веры Авраама.
В Мединесформировалась первая мусульманская община (умма). Не без труда, но Муххамадуудалось объединить местные племена. Христиане воспринимали ислам как ересьвнутри христианства, а иудеи встретили проповедь Мухаммада недоброжелательно. Втот период мусульманская община уже была достаточно сильна для того, чтобысовершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринималиськак наказание мекканцев за изгнание Мухаммада и его сподвижников, а получаемыесредства шли на нужды общины.
ПроповедиМухаммада />в Мекке и Медине носили разный характер.Если в центре мекканских были идея единобожия и рассказы о пророках, томединские представляли собой наставления и указания лидера и были адресованыарабским племенам. Древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявленомусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращаясвои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, ноМухаммад сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупногокоммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетилМекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.
В исламесуществует большое число школ, идейных течений и направлений. Так, во второйполовине VII века первоначальный ислам разделился на две конфессии: суннизм (от«сунна» – «образец», «пример», «путь») и шиизм (от «шиа» – «партия», «группировка»). В VIII веке от шиитов отделилась конфессия, сторонники которойстали называть себя исмаилитами (по имени одного из духовных вождей VIII века –Исмаила). Суннизм, шиизм и исмаилизм – это три основные конфессии ислама. Всегоже в исламе несколько десятков конфессий (существуют еще друзы, зейдиты,ибадиты и др.). Наиболее распространённая из них – суннизм, сторонникамикоторой являются около 80 процентов мусульман мира.
Всего вмире на конец 1998 года существовало 44 мусульманских страны. В этих странахмусульмане, как минимум, преобладали среди верующих, а, как максимум, и срединаселения. Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии (Турция),одна – в Европе (Албания), 16 – в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.)и 26 в Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан и др.). В 40мусульманских странах среди верующих преобладают сунниты и только в четырёх – шииты(Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн). В России ислам по распространённостивторая после православия конфессия. В России более 70 процентов среди верующихсоставляют православные, около 20 процентов – мусульмане, около 10 процентов – сторонникидругих конфессий.
Каждыймусульманин обязан вести образ жизни, который требует шариат (от арабского «шариа»– «правильный путь») – свод правил поведения. Шариат – это указания, что нужноделать обязательно, что можно делать или не делать и чего нельзя делать ни вкоем случае. Шариат опирается на Коран и Сунну – священные книги ислама.

2. Священныекниги ислама
2.1 Коран
Священныекниги ислама можно разделить на две группы.
В первуюгруппу входит одна книга, которая называется «Коран» (с арабского – «чтениевслух»). Коран – это и одна книга-произведение и одна книга-том.
Повероучению ислама, существуют два вида Корана: небесный (Коран-оригинал) иземной (Коран-копия). Небесный Коран никто не создавал, он был всегда. Онсуществует в единственном экземпляре и хранится под троном Аллаха. В то жевремя небесный Коран чудесным образом содержит в себе прямую речь Аллаха.
ЗемнойКоран существует во многих экземплярах. Но точной копией небесного Коранаявляется только земной Коран на арабском языке. Содержание земного Корана Богпередал людям по своеобразной цепочке. Аллах диктовал содержание Корана ангелуДжабраилу, ангел – пророку Мухаммаду, Мухаммад в виде проповедей – своимученикам. Ученики Мухаммада частично записывали проповеди Мухаммада, частичнозапоминали их и заучивали наизусть. Коран как единая книга была составленапосле смерти Мухаммеда. По решению первого халифа Абу-Бакра были собраны всезаписи, все стихи Корана, но в виде отдельных записей.
После смертиМухаммада при халифе Османе был записан полный текст Корана. Источники этогопериода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммада, когда Османстал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известнымисоратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом.Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказалсистематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммада.В том порядке, в котором завещал сам пророк Мухаммед. Собранные воедино,сведённые в один список, в период правления халифа Османа (644–656 гг.),эти откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших днейв неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом. Многиепопытки, на протяжении полутора тысячи лет, внести изменения в священный текстКорана претерпели неудачу. Первый Коран хранится в Ташкенте, в первозданномвиде, что доказано по ДНК крови на Коране, оставленной халифом Османом, убитымза чтением Корана.
Коран – собрание проповедей Мухаммеда, обращенных к еще непризнавшим новое учение язычникам или неофитам, поучительных рассказов,канонических предписаний, молитв и т.д. Отдельные дополнения и изменения,сделанные в этих проповедях и предписаниях при их позднейшей (после смертиМухаммеда) письменной фиксации, коснулись, по-видимому, лишь частностей и незатронули основного их содержания.
Коранделится на 114 сур (сура с арабского – «глава»), суры делятся на части, которыеназываются аятами (аят с арабского – «чудо», «знамение»).
Важнейшиесуры и стихи Корана:
Сура 1.Самая известная сура «Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «МатерьюКорана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневныхмолитв, как и во всех необязательных. Считается, что эта сура включает в себясмысл всего Корана.
Сура 2, аят255, называемый «Стихи о Троне». Одно из самых ярких высказываний о вселенскомвладычестве Аллаха над всем, что он создал. И хотя сура «Фатиха» очень ценитсямусульманами, именно этот стих, по словам Мухаммеда, стоит в Коране на первомместе:
Убайй б.Кааб сказал: «Посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: «Абу-л-Мунзир, какой стих из книгиАллаха ты считаешь самым великим?» Я ответил: «Аллах и Его посланник знаютлучше». «Аллах – нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно».Затем он ударил меня в грудь и сказал: «Пусть знания будут для тебя радостны,Абу-л-Мунзир «».
Сура 24,аят 35, «Стихи о Свете», мистический стих, описывающий славу Божию, которыйвысоко ценили суфии.
Аллах –свет небес и земли. Его свет – точно ниша; в ней светильник; светильник встекле; стекло – точно жемчужная звезда. Зажигается он от дереваблагословенного – маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готововоспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах кСвоему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ овсякой вещи!
Сура 36.«Йа-Син». Её название составлено по двум буквам (йа и син), которые никак необъясняются. В каллиграфии первые стихи этой суры вырисовывают с особымхудожественным мастерством. В учении ислама эта сура является «сердцем Корана»,а все прочитавшие её прочитали Коран десять раз. «Йа-Син» входит вмусульманские молитвенники, и зачастую ее печатают как отдельную молитву.
Сура 112.Очень короткая глава «Ихлас» является своеобразным «символом веры» ислама. Еёназвание значит «Чистое исповедание».
Во имяАллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах,вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»
Мухаммадговорил, что эта сура равнозначна одной трети всего Корана, поэтому мусульманечитают ее регулярно. Однажды пророк задал своим последователям вопрос, смог быхоть один из них прочесть треть Книги за ночь, и после того, как они выразилиему недоумение, еще раз повторил, что эта сура «равнозначна одной трети всегоКорана».
Суры 113 и114. Суры-заклинания, произнося которые, мусульмане ищут защиты Аллаха. Сура113 «Фаляк» взывает к Господину Рассвета от колдунов и завистников. Сура 114 («Люди»),ищет убежища у Аллаха как Господина Людей, от зла джинов (бесов) и людей.
Айша, однаиз жен Мухаммеда, рассказывала, что тот каждую ночь после прочтения этих двухсур, складывал руки в виде чаши и, подув над ними, трижды растирал руками всечасти тела, до которых мог дотянуться, сверху-донизу. При болезни он читал этисуры еще раз и дул на свое тело, а Айша тоже повторяя суры, руками растиралаего тело, надеясь на благословение.
Для болеечем миллиарда мусульман Коран – священная книга, требующая к себе особогоотношения: всякие разговоры во время его чтения порицаются.
·  По шариату, мусульманин несет следующие обязанности перед Кораном:
·  Верить в то, что Благородный Коран является Словом ВсевышнегоАллаха, и учиться читать его в соответствии с правилами произношения(таджвида).
·  Брать Коран в руки лишь в состоянии омовения и перед чтениемпроизносить «прибегаю к защите Аллаха от зла, исходящего от Сатаны, гонимогокамнями», «(«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!») При чтении Корана надопо возможности обратиться в сторону Каабы и выказывать предельное уважение ипри чтении, и при слушании его текстов.
·  Коран необходимо читать в чистых местах. Нельзя читать Коран возлелюдей, занятых другими делами, или рядом с прохожими.
·  Держать Коран на высоких (полках) и чистых местах. Нельзя держатьКоран на низких полках и нельзя класть на пол.
·  Строго следовать (насколько хватает сил) всем Предписаниям,указанным в Коране. Всю свою жизнь строить в соответствии с нравственнымипринципами Священного Корана.
Всё это неотносится к переводам Корана.

2.2 Сунна
Во вторуюгруппу священных книг ислама входит целое собрание священных книг, объединенноеобщим названием «Сунна» (с арабского «образец», «пример»). В этом собраниишесть книг-произведений и около ста книг-томов. В литературе Сунну называют ещё«Преданием».
Сунна(араб. ас-сунна) – в первоначальном смысле означает «обычай, пример,путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятиемподразумевается жизненный путь пророка Мухаммада как пример для всех мусульман.
Ещедо Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то естьнеписанное собрание морально-правовых предписаний, «обычное право» патриархально-общинногообщества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений.Потребность в сунне – своде правил поведения мусульманинаво всех жизненных ситуациях – возникла после смерти пророка. Послеего кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране,не достаточно для решения всех государственных общественных проблем.Возникла практика поиска прецедента, т.е., если решения нельзя было найтив Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), илик древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммад не отвергалродоплеменных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай)судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, ужена раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции.Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходившимиот пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированныхнормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который должен был братьна себя ответственность за принятие решения.
Первоначальноиспользование рая (личного мнения факиха) не получило широкогораспространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказыванияи действия пророка, которые, будучи зафиксированы, стали вторым, послеКорана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом,соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему. ВКоране встречаются выражения «сунна предков» (Коран, 8:39, 15:13, 18:53, 35:41)и «сунна Аллаха» (Коран, 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику,которой придерживались предшествующие поколения, или сам Аллах. Вне Корана подсловом «сунна» подразумевается более широкое понятие. С течением временисунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием «правоверие»в христианстве.
Суннаявляется вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунныстоль же боговдохновенными, как и Коран. Также существует Сунна праведныххалифов.
Назначениесунны – это дела, совершение которых желательно, но не обязательно.Обязанности, которые по преданию выполнял пророк Мухаммад (меиб).
Суннасостоит из двух частей:
·  правила, которые требуется исполнять постоянно, пропуская лишь вкрайне редких случаях. Например «сунна» утреннего, первая и вторая «сунна»полуденного, «сунна» вечернего и вторая «сунна» ночного намазов.
·  правила, выполняемые непостоянно. Например, «сунна»послеполуденной молитвы и первая «сунна» ночной молитвы.
Сунна, повероучению, есть собрание изречений Мухаммада и рассказов о его жизни. Ицелостные смысловые изречения Мухаммада, и рассказы о его жизни называютсяхадисами (хадис с арабского – «рассказ»). Поэтому Сунну называют такжесобранием хадисов. Автором изречений считается, сам Мухаммад. Авторамирассказов о его жизни считаются современники Мухаммада. Все хадисы, повероучению, долгое время существовали устно. Позднее, в IX–X вв., ихзаписали видные богословы. Их имена: Бухари, Нишапури, Маджа, Сиджистани, Нисаии Тирмизи. Они и считаются авторами-составителями сборников хадисов.
Однако не все мусульмане признают Сунну; признающие ее называютсясуннитами и составляют значительное большинство в исламе.
Сунна – сборникхадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда, формировался в течение двух веков.В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида:запретное и одобренное, в конце действия были разделены на пять категорий: 1)такие, выполнение которых считалось строго обязательным;2) желательные; 3) добровольные; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные.
Соблюдениекомплекса юридических норм, принципов и правил поведения, предусмотренныхшариатом, означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящеймусульманина к идеальному устройству общественной жизни на земле иобеспечивающей попадание в рай после смерти. В исламе нет различия междуполитической и религиозной сферами, между светским и духовным миром. Существуетодин мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланномуБогом в Коране, воплощенному в образе жизни и деяниях пророка (Сунне) иистолкованному в шариате.
Согласноортодоксальному толкованию суннитской доктрины, ислам, основанный на идеетаухида – абсолютного единобожия, – представляет собой всеохватывающую систему,в которой при безусловном и абсолютном суверенитете Аллаха находят свое место ирелигиозная вера, и социальная и политическая структуры. Жизнь общины и каждогомусульманина обусловлена божественной волей и регулируется ниспосланным Богомсводом законов – шариатом. Только община в целом способна безошибочно толковатьволю Аллаха. Основная же функция земной власти – избираемого общинойруководителя – халифа, совмещающего духовную и политическую власть в рамкахшариата при консультации с общиной (принцип шура), – состоит в том, чтобыобеспечить верующим возможность выполнять предписания шариата.
Священныекниги ислама, Коран и Сунна, поддерживают существование следующих основныхдогматов:
1. Вера вАллаха. В противовес христианскому учению о 6 ожественной Троице ислам утверждает,что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем вдругих религиях.
2. Вера вангелов и демонов. В представлении мусульман это 6 естелесные существа,выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил.Мусульмане также верят в существование ангелов смерти – Накира и Мункара,стража рая – Ридвина, стража ада – Малика. Согласно исламскому вероучению,каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые излые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или в аду.
3. Вера всвятость Корана. Он считается Словом Божьим, Божественным «Откровением, котороепередавал Аллах в виде видении Мухаммеду в течение 22 лет, т.е. до конца егожизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности,вечности Корана.
4. Вера впророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множествобиблейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков:Ибрахим (Авраам), Муса (Мой-рви), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всехпророков предпочтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухаммеду.
5. Вера врай и ад. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все визобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина,всевозможные наслаждения и т.д. И в аду – бесконечные пытки и муки.
6. Вера вбожественное предопределение. Это один из важнейшим догматов, согласно которомуне существует ничего, не зависящего от воли Аллаха.
7. Вера вбессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых вдень Страшного суда.

Заключение
Таким образом, в основных священных книгах ислама, Коране иСуннах, изложено основное нравственно-религиозное учениеислама. В совокупности они образуют шариат, – сводзаконов, указания, что нужно делать обязательно, что можно делать или не делатьи чего нельзя делать ни в коем случае.
То есть, жизнь общины и каждого мусульманина обусловленабожественной волей и регулируется законами, прописанными в священных книгах. Изучениесвященных книг ислама помогает глубже изучить и понять исламскую культуру,определить фундаментальные теоретические основы ее существования как религии.
Тарик Рамадан, профессор Оксфордского университета и один из самыхвыдающихся исламоведов современности, находясь с визитом в Канаде, посетовал (беседуяс представителями СМИ), что современные исследования ислама слишком зауженыполитическим аспектом. Имеется в виду тот факт, что, прежде всего, исламвызывает интерес на Западе в плане борьбы с терроризмом, что отодвигает навторой план изучение глубокой исламской богословской мысли, мусульманскогоискусства и богатейшей литературы. В свою очередь, по словам профессора,примитивное изучение ислама исключительно в политическом ракурсе также сводит всознании западных исследователей представление об исламской теологии в узкиерамки политической идеологии[2].
Мы согласимся с тем, что священные книги ислама, как и сам ислам имусульманская культура, – часть общечеловеческой цивилизации, весомый элементдуховного потенциала миллионов людей. От того, в каком направлении будетразвиваться мусульманский мир, в немалой степени будет зависеть будущеемирового сообщества и, конечно, непосредственно ислама.

Список используемой литературы
1 Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред.Г.Ф. Ким. М.: Наука. 1985. – 285 с.
2 Малашенко А., Набиев Р., Хабутдинов А. Джадидизм // Исламна европейском Востоке. Энциклопедический словарь. – Казань, 2004. – С. 78.
3 Прозоров, Станислав Михайлович.Ислам как идеологическая система/М.: Восточная литература, 2004. – 472 с.
4 Кислюк Константин, Кучер Олег Религиоведение: Учебник для высшихучебных заведений: 3-е изд., доп. Издательство: Феникс, – 2004. – 512 с.
5 Е.И. Аринин. Религиоведение.Введение в основные концепции и термины. Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений. – Изд-во «Академический Проект». 2004 г. – 320 с.
6 Энциклопедия «Народы и религии мира», М.: 1888. – 896 с.
7 Электронный ресурс: www.islamnews.ru/news-8826.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Right Wing Essay Research Paper Right Wing
Реферат Воспитательные возможности спортивной школы при работе с младшими школьниками
Реферат The Modern Men
Реферат Влияния излучения на человека
Реферат Острая сердечно-сосудистая недостаточность
Реферат Математическое обеспечение системы документооборота Министерства торговли
Реферат Современные технологии обеспечения информационной безопасности
Реферат Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Реферат Frankenstien Essay Research Paper PrefaceTHE event on
Реферат Деятельность организации на рынке социально-культурных услуг
Реферат 20 Traits Of Petruchio Taming Essay Research
Реферат Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию
Реферат Реформы М.С. Горбачева
Реферат Психология потерпевшего
Реферат Положение о паспортизации учебных кабинетов, лабораторий, полигонов, мастерских производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования Красноярского края