Реферат по предмету "Религия и мифология"


Румынская православная церковь

Согласнопреданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территориисовременной Румынии, христианство было принесено ап. Андреем и учениками св.ап. Павла. Румыны стали единственным романским народом, принявшим славянскийязык в церковной и светской литературе. Это было обусловлено зависимостью румынот Болгарской Церкви в тот период, когда они еще не имели своей письменности.Автокефалия Румынской Православной Церкви была провозглашена в 1885 году, о чемсвидетельствует патриарший синодальный томос, подписанный и запечатанныйВселенской Патриархией. С 1925 года Румынская Церковь имеет своего патриарха.
ИСТОРИЯ РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ: ЦЕРКОВНЫЙ АСПЕКТ
Посообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территориимежду Дунаем и Черным морем, заселенные тогда племенами даков, гетов, сарматови карпов, было принесено святым апостолом Андреем Первозванным. В 106 годуДакия была покорена римским императором Траяном и обращена в римскую провинцию.После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная.Письменные и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которыепретерпевали христиане на этих территориях.
Вотличие от других народов у румын не было единовременного массового крещения.Распространение христианства шло постепенно параллельно с процессом становлениярумынского этноса, который возник в результате смешению даков с римскимиколонистами. Румыны и молдаване составляют два самых восточных романскихнарода.
ВIV веке на карпато-дунайских территориях уже существовала церковнаяорганизация. По свидетельству Филострогия на Первом Вселенском Собореприсутствовал епископ Феофил, власти которого подчинялись христиане “Гетскойстраны”. На Втором, Третьем и Четвертом Вселенских Соборах присутствовалиепископы из города Томы (ныне — Констанца).
ДоV века Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикцииРима. После разрушения Сирмии гуннами (V век) Дакия перешла в ведениеСолунского архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIIIвеке император Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию канонической властиКонстантинопольского Патриарха.
Становлениерумынской государственности затянулось из-за постоянных набегов на этутерриторию различных кочевых племен. В конце III века сюда вторглись готы игепиды, в IV-VI веках — гунны и авары. С VI века соседями румын стали славяне.С VII века румыны постепенно стали утрачивать связи с романскими народами ииспытывать славянское культурное влияние.
ИсторическиРумыния делится на три области: на юге — Валахия, на востоке —Молдова, насеверо-западе — Трансильвания. История этих земель складывалась по-разному.
Вконце VIII века Валахия вошла в состав Первого Болгарского царства. В начале Xвека румыны стали совершать богослужение на церковно-славянском языке, которыйбыл здесь в употреблении до XVII века. Валашская Церковь подчиниласьканонической власти Болгарской Церкви (Охридскому, а затем — Тырновскому патриарху).
ВXI-XII веках Валахия подверглась нападениям печенегов, половцев и другихтюркских народов, а в XIII веке часть ее территории оказалась под властьюмонголо-татар.
Около1324 года Валахия стала самостоятельным государством. В 1359 году валашскийвоевода Николай Александр I добился от Константинопольского патриархавозведения Церкви на территории его государства в ранг митрополии. До XVIIIвека Валашская митрополия пользовалась правами широкой автономии. Еезависимость от Константинополя была номинальной.
Митрополитыизбирались смешанным Собором епископов и князей. Право церковного суда надмитрополитами принадлежало собору 12 румынских архиереев. За нарушениегосударственных законов они судились смешанным судом, состоявшим из 12 бояр и12 архиереев.
Сначала XV века Валахия попала в вассальную зависимость от турецкого султана.При этом она не входила в состав Османской империи, а лишь была ее данницей. ДоXVI века валашские воеводы избирались высшим духовенством и боярами, а с XVIвека стали назначаться султаном из числа этнических румын.
Несколькоиначе сложилась история Молдовы. Ее территория, хотя и не входила в провинциюДакия, тем не менее, испытала на себе сильное римское влияние во II-IV веках. СVI века здесь стали селиться славяне. С IX века в междуречье Прута и Днестрапроживали славянские племена уличей и тиверцев. С X века эти земли вошли всферу влияния Киевской Руси. Однако вторжения половцев и печенегов привели кисчезновению здесь славянского населения к концу XII века. В XIII — начале XIVвека Молдова находилась под властью монголо-татар. В первой половине XIV векататаро-монгольское иго было свергнуто и в 1359 году возникло независимоеМолдавское княжество во главе с воеводой Богданом. В состав этого княжествавошла также Буковина.
Попричине многочисленных вторжений и долгого отсутствия национальнойгосударственности молдаване вплоть до XIV века не имели своей церковнойорганизации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие изсопредельных Галицких земель. После основания Молдавского княжества к концу XIVвека была учреждена отдельная Молдавская митрополия в составеКонстантинопольского Патриархата (впервые упомянута в 1386 году).
МолодомуМолдавскому государству пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с поляками,венграми и турками. В 1456 году молдавские господари признали вассальнуюзависимость от турецкого султана. Молдова, как и Валахия, до начала XVI векасохраняла право выбора своих господарей. С начала же XVI века они сталиназначаться султаном.
Несмотряна зависимость от Османской империи, положение Церкви в Валахии и Молдове былонамного лучше, чем в сопредельных землях. При покровительстве местныхгосподарей здесь сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строитьновые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы. Церковнаясобственность оставалась неприкосновенной. Благодаря этому ВосточныеПатриархаты, а также Афонские монастыри приобретали в этих землях имения,которые были одним из важных источников их дохода.
В1711 году молдавские и валашские воеводы выступили против турков в союзе сПетром I во время его Прутского похода. Русские войска потерпели поражение,после чего отношения румын и молдаван с Османской империей резко ухудшились. В1714 году валашский господарь К. Брынковяну с тремя своими сыновьями былпублично казнен в Константинополе.
Молдавскийгосподарь Д. Кантемир бежал в Россию. С 1716 года воеводами в Валахию и Молдовустали назначать греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший нетолько государство, но и Церковь. Епископами в Валашскую и Молдавскуюмитрополии назначались этнические греки, богослужение совершалось на греческомязыке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и Молдову.
Вовторой половине XVIII века Валашский митрополит был признан первым по честисреди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалованпочетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской – исторической кафедры,которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий.
Врезультате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получилаправо покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во времявторой русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви былаучреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой 22 декабря тогоже года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и ХерсонесаТаврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийскимс титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони).Но уже в следующем 1793 году он был переведен на Екатеринославскую кафедру ссохранением за ним титула экзарха. Во время войны 1806-1812 годов русскиевойска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию Молдавскогои Валашского княжеств. Здесь была возобновлена деятельность экзархата. В марте1808 года митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), с 1803 года находившийся напокое, вновь был назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В 1812 годупо Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между рекамиПрут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановленавласть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся натерритории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополитаКишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно былаупразднена 30 марта 1821 года.
В1821 году во время восстания морейских греков румыны и молдаване не поддержаливосставших, а, наоборот, оказали поддержку турецким войскам. В результате в1822 году султан восстановил право молдавских и валашских бояр самостоятельноизбирать своих господарей.
Послерусско-турецкой войны 1828-29 годов Валахия получила автономию, гарантомкоторой выступала Россия. В 1829-34 годах Валашское княжество находилось подпрямым управлением России. В 1831 году здесь был введен в действие Органическийрегламент, составленный генералом Киселевым и фактически ставший первой румынскойконституцией.
Врезультате Крымской войны (1853-1856) российский протекторат над Молдовой иВалахией был упразднен. В 1859 году полковник Александр Куза был избрангосподарем одновременно в Валахии и Молдове, что означало объединение двухкняжеств в единое государство. В 1862 году в Бухаресте было созвано единоеНациональное собрание и создано единое правительство. Новое государство сталоименоваться Румынским княжеством.
Румынскоеправительство стало активно вмешиваться в церковные дела. Прежде всего, в 1863году была проведена секуляризация монастырского имущества. Все движимое инедвижимое имущество монастырей стало собственностью государства. Эта мера былапродиктована стремлением правительства окончательно лишить греческих иерархов,имевших в Молдове и Валахии значительную собственность, возможности оказыватьвлияние на Румынскую Церковь.
В1865 году под давлением светской власти без предварительных переговоров сКонстантинополем была провозглашена автокефалия Румынской Церкви. Управление еюбыло вверено Генеральному Национальному Синоду, в состав которого входили всеепископы, а также по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии. Синоддолжен был собираться один раз в два года. Его решения получали силу толькопосле утверждения светской властью. Митрополиты и епархиальные епископыназначались князем по представлению министра исповеданий.
Константинопольскийпатриарх Софроний не признал акта провозглашения автокефалии и направилпротесты в адрес князя Александра Кузы, митрополита Валашского иместоблюстителя митрополии Молдовы.
Наволне борьбы с “фанариотским наследием” румынское правительство стало внедрятьв церковную жизнь элементы западной культуры. Началось распространениегригорианского календаря, разрешено употребление за богослужением органа ипение Символа веры с Филиокве. Полную свободу проповеди получили протестантскиеисповедания. Вмешательство светской власти в церковные дела вызвало протестыряда румынских и молдавских иерархов.
В1866 году в результате заговора Александр Куза был отстранен от власти.Румынским правителем стал князь Кароль (Карл) I из династии Гогенцоллернов. В1872 году был издан “Закон об избрании митрополитов и епархиальных епископов, атакже об устройстве Священного Синода Православной Румынской Церкви”, которымбыла несколько ослаблена зависимость Церкви от государства. В соответствие сновым законом членами Синода могли быть только епископы. Министр исповеданийполучал в Синоде лишь совещательный голос. Князь Кароль I также началпереговоры с Константинополем по поводу признания автокефалии Румынской Церкви.
Посленачала русско-турецкой войны 9 мая 1877 года парламент Румынии провозгласилполную независимость страны, которая была признана на Берлинском конгрессе 1878года. После этого Константинопольский патриарх Иоаким III издал акт о дарованииРумынской Церкви автокефалии. При этом Константинополь удержал за собой правоосвящения святого мира. Румынские церковные власти отказались предоставитьКонстантинополю право мироварения и без благословения патриарха совершилиторжественно чин освящения мира в Бухарестском кафедральном соборе. После этогопатриарх Иоаким III вновь прервал каноническое общение с Румынской Церковью.
Окончательноепримирение двух Церквей состоялось в 1885 году. 23 апреля этого годаКонстантинопольский патриарх Иоаким IV издал Томос, признавший полнуюавтокефалию Румынской Православной Церкви. Томос был торжественно прочитан вБухаресте 13 мая 1885 года.
ТерриторияТрансильвании в XI-XII веках была завоевана венграми. Православие в Венгерскомкоролевстве имело статус не законно признанной религии (recepta), а лишьтерпимой (tollerata). Православное население было обязано платить десятину впользу католического духовенства. Православное же духовенство считалось обычнымподатным сословием, которое платило государственные подати, а в случае, еслиприход находился на земле помещика, то и оброки в пользу последнего. В 1541году было образовано Трансильванское княжество, вышедшее из-под власти Венгриии признавшее над собой сюзеренитет турецкого султана. В правление валашскогокнязя Михая Храброго (1592-1601) Трансильвания, Валахия и Молдова на короткоевремя объединились в одно государство. В результате этого объединения в 1599году в Трансильвании была учреждена отдельная митрополия. Однако вскоре здесьбыло восстановлено венгерское владычество. В середине XVI века венгры,проживавшие в Трансильвании, приняли кальвинизм, ставший здесь господствующимвероисповеданием.
Православныймитрополит был подчинен кальвинистскому суперинтенданту. Князья-кальвинисты напротяжении XVII века стремились внедрить в жизнь православных обычаи,сближающие их с реформатскими церквями. В 1697 году Трансильвания былаоккупирована Габсбургами. После этого в 1700 году митрополит Афанасий с частьюклира вошел в унию с Римо-католической Церковью. Оставшиеся верными православиюрумыны получали священников от сербских епископов, находившихся на территорииАвстрии. В 1783 году в Трансильвании вновь была учреждена отдельнаяправославная епархия, но уже в составе сербской Карловацкой митрополии. До 1810года епископы в Трансильванию назначались Карловацким митрополитом из числаэтнических сербов. В 1810 году австрийское правительство даровалотрансильванскому духовенству право избирать своих епископов из числа этническихрумын. С начала XIX века резиденция румынского епископа Трансильваниинаходилась в Германштадте (ныне город Сибиу). 24 декабря 1864 годаимператорским указом в Сибиу была учреждена независимая Румынская Православнаямитрополия, канонической власти которой подчинялись все румыны, проживавшие натерритории Австрии. После создания в 1867 году двуединой Австро-Венгерскоймонархии Трансильвания вошла в состав Венгерского королевства.
Буковина,с XIV века входившая в состав Молдавского княжества, после русско-турецкойвойны 1768-1774 годов была подчинена Австрийской короне. Отдельная епархия,существовавшая здесь с 1402 года, вошла в состав Карловацкой митрополии. В 1873году императорским указом Буковинская епархия получила статус самостоятельноймитрополии. В ее состав была включена также Далматская епархия, поэтомумитрополия стала именоваться Буковинско-Далматской или Черновицкой (по местумитрополичьей резиденции).
Врезультате Первой мировой войны Автро-Венгерская империя распалась.Трансильвания, Буковина и Бессарабия вошли в состав Румынского королевства.Находившиеся на этих территориях митрополии и епархии вошли в состав единойПоместной Церкви.
4февраля 1925 года Румынская Православная Церковь была провозглашенаПатриархатом. Законность этого решения была подтверждена ТомосомКонстантинопольского патриарха от 30 июля 1925 года. 1 ноября того же годасостоялась торжественная интронизация первого Румынского патриарха —Блаженнейшего Мирона.
Посленачала Второй мировой войны в июне 1940 года к Советскому Союзу былиприсоединены Бессарабия и Северная Буковина. Находившиеся на этой территорииправославные приходы перешли в каноническое ведение Московской Патриархии.
22июня 1941 года Румынское королевство вместе с Германией вступило в войну сСССР. По германо-румынскому соглашению, заключенному в Бендерах 30 августа 1941года, область между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии в качествевознаграждения за ее участие в войне против Советского Союза. Румынская зонаоккупации получила официальное название Транснистрия (Заднестровье), в неевошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территорииНиколаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на этитерритории свою каноническую власть. В сентябре 1941 года Румынский Патриархатоткрыл в Транснистрии православную миссию во главе с архимандритом Юлием(Скрибаном). При поддержке румынских военных властей здесь стали открыватьсяхрамы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советской власти. Напустующие приходы направлялись румынские священники. Главное внимание уделялосьвосстановлению церковной жизни на территории Молдовы. Но и на украинских земляхРумынский Патриархат стремился удержать за собой контроль над православнымихрамами. В Транснистрии была запрещена деятельность Украинских автономной иавтокефальной Церквей, которые свободно существовали в рейхскомиссариатеУкраина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы длястудентов всех факультетов. В будущем планировалось создать в Одессе отдельныйбогословский факультет. С января 1943 года в Одессе начала действоватьправославная Духовная семинария.
Румынскоеправительство с помощью Церкви стремилось румынизировать все Заднестровье.Большая часть духовенства Транснистрии была румынского присхождения. Вбогослужение вводился румынский язык, румынские литургические традиции,григорианский календарь. Для возобновлявших свою деятельность монастырей ихрамов привозилась утварь из Румынии. Все это вызывало протесты славянскогонаселения.
Сконца 1942 года миссию возглавил бывший Черновицкий митрополит Виссарион (Пуи),выпускник Киевской духовной академии, который несколько приостановил процессрумынизации Транснистрии.
Вноябре 1943 года Заднестровье было разделено на три епархии. В феврале 1944года в Бухаресте архимандрит Антим (Ника) был рукоположен во епископа Измаила иТранснистрии. Но уже в конце февраля перемены на фронте вынудили миссиюпокинуть Одессу и переехать сначала в Тирасполь, а затем в Измаил. 12 сентября1944 года в Москве было подписано перемирие между Румынией и СССР, всоответствии с которым была восстановлена советско-румынская граница посостоянию на 1 января 1941 года. Таким образом, Молдова и Северная Буковинавновь вошли в состав СССР. Южная Буковина осталась в составе Румынскогокоролевства. На территориях, включенных в состав Советского Союза, былавосстановлена церковная юрисдикция Московской Патриархии.
30декабря 1947 года король Михай отрекся от престола. Была провозглашенаРумынская Народная Республика. В стране начались социалистическиепреобразования. Это отразилось и на жизни Церкви. В октябре 1948 года былаликвидирована Униатская Церковь. Нужно отметить, что в межвоенный период (1918-1938годы) в Румынии проживало около 1,5 миллионов униатов (главным образом вТрансильвании). Униатская Церковь, как и Православная, имела в Румынскомкоролевстве статус государственной. Теперь же ее деятельность на территорииРумынии была полностью запрещена. Однако воссоединение униатов, инициированноесветской властью, оказалось непрочным. После падения коммунистического режимазначительная часть населения Трансильвании вернулась в унию.
Несмотряна жесткий социалистический режим, Церковь в Румынии не подвергаласьсистематическим гонениям. Юридически Румынская Православная Церковь не былаотделена от государства. Румынская Конституция 1965 года провозглашала лишьотделение школы от Церкви (статья 30). В соответствие с декретом “Об общемустройстве религиозных исповеданий” Церковь имела право создаватьблаготворительные организации, религиозные общества, вести издательскуюдеятельность, владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоватьсягосударственными субсидиями и дотациями для духовенства и преподавателейрелигии.
Румынскийпатриарх являлся членом Великого национального собрания. С 1948 по 1986 годы вРумынии было построено 454 новых храма. После землетрясения 1977 года нагосударственные средства был отреставрирован 51 храм.
Послеобразования в 1991 году независимого Молдавского государства часть клириков имирян Молдавской епархии, входящей в состав Русской Православной Церкви, сталавыступать за переход в юрисдикцию Румынской Церкви. Наиболее активно этупозицию отстаивали викарий Молдавской епархии епископ Бельцкий Петр (Пэдерару)и протоиерей Петр Бубуруз. На состоявшихся в Кишиневе 8 сентября и 15 декабря1992 года съездах духовенства было выражено почти единогласное желание остатьсяв ведении Московской Патриархии. Епископ Петр за непослушание своему правящемуархиерею митрополиту Кишеневскому Владимиру и за неявку на заседание СвященногоСинода был запрещен в священнослужении. Несмотря на это 19 декабря 1992 годаепископ Петр и протоиерей Петр были приняты в юрисдикцию Румынского Патриархатабез отпускной грамоты от Русской Церкви. На территории Молдовы была созданаБессарабская митрополия Румынской Церкви во главе с епископом Петром,возведенным в сан митрополита. В состав этой митрополии вошло незначительноеколичество православных приходов Молдовы. В настоящее время между Русской иРумынской Церквями ведутся переговоры о нормализации ситуации, вызваннойраскольнической деятельностью епископа Петра.
Сегодняв состав Румынской Православной Церкви входит более 13 тысяч церковных единиц(приходов, монастырей, скитов), 531 монашеская община, более 11 тысяч человекдуховенства, более 7 тысяч монашествующих и более 19 миллионов мирян. Церковьразделена на 30 епархий (25 из них расположены на территории Румынии и 5 за еепределами). Действуют два богословских института (в Бухаресте и Сибиу) и семьдуховных семинарий. В силу того, что Румыния объединяет территории, долгоевремя существовавшие как отдельные политические единицы, Румынская ПравославнаяЦерковь имеет особую структуру. Ее епархии разделены на 5 автономныхмитрополичьих округов. Юрисдикция Румынской Православной Церквираспространяется также на румын, проживающих в странах Западной Европы,Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. В США и Канаде с 1929года действует Румынская Православная Миссионерская архиепископия с центром вДетройте. В 1972 году в состав Румынской Церкви на правах автономной епископиивошла Французская Православная Церковь с несколькими тысячами верующих.Румынские епископии действуют также на территории Венгрии и Югославии.
Список литературы
ВладимирБурега. Румынская православная церковь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные закономерности функционирования валютной системы РФ
Реферат Изучение и формирование социально-психологичеслого климата в органах правопорядка
Реферат Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции
Реферат Роль экотоксиканта никеля в экологии сегодня и его эволюционное влияние в далеком прошлом
Реферат Актуализация и манипуляция в русских и английских пословицах (на материале художественных произведений)
Реферат Лидерство в политике. Типология политического лидерства
Реферат Првовые способы и формы защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей
Реферат Из истории грузинской агиографии: "Мученичество Бидзины, Шалвы и Элисбара"
Реферат Книгопечатание и книжная справа на Руси в первой половине XVII в
Реферат Зарубежный опыт регулирования занятости и взаимосвязь организации труда с организацией производства.
Реферат Расчет технико-экономических показателей работы предприятия (цеха)
Реферат Формы собственности и типы предприятий в Российской Федерации
Реферат Анализ методики расследования взяточничества
Реферат Сущность, содержание, цели, основные принципы и функции маркетинга
Реферат Правители России