Реферат по предмету "Религия и мифология"


Религии Китая: конфуцианство и даосизм

«Религии Китая: конфуцианство и даосизм»

Введение
Духовныеценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетнейисторией их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю икультуру Востока лишь в терминах его социально-экономической отсталостиневерно.
Достижениякультур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированытолько в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному исамоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому- пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами — развитию в рамкахиздавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономическойструктуры.
Общность восточной философиизаключается в особых кардинальных философских установках, в трактовке проблемнатурфилософии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востокахарактерны сближение микро- и макромира, сущего и несущего, материального иидеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватныйанализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основеевропейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основногопункта споров, бесплоден. Попытки определить с точки зрения основного вопросафилософии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Этоговорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций ввосточной философии. Специфика первоосновы мышления с ее размытым в рамкахширокого семантического ареала монизмом понятий и терминов лежит в основепризыва к гармоническому слиянию человека с универсумом, достижение которогоявляется целью ряда учений. Отсюда и акцент на сближение с природой, соединениес ней в нечто единое, общее, цельное. Кроме того, проблемы социальной этики,поведение человека, политическая администрация, совершенствование мира в соответствиисо своими взглядами и принципами — все эти вопросы находятся в центрерассмотрения древнекитайских философских школ.[1]
конфуцианстводаосизм религия китай

Даосизм
Определение
Даосизм(кит. дао цзя или дао цзяо) — китайская религия и одна из основныхрелигиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основеверований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачаткипримитивной диалектики и элементы религиозной мистики.[2]
Древнекитайскаяидея дао
ВДревнем Китае было распространено поклонение явлениям природы и духам умершихпредков. Круговорот в природе и точный порядок движения небесных светил китайцыобъясняли существованием бога неба (небесного начала) Тянь (в даосскоймифологии Тянь-и), которому поклонялись. Убеждение, что самым важным в жизнидолжно быть гармоничное соотношение вещей, привело к тому, что цель своейрелигии китайцы определили как сохранение естественного ритма жизни истремление к гармонии во всех взаимоотношениях. Они считали, что причинойвсякого рода бедствий, например: голода, войн, эпидемий, наводнений, ураганов ит. д. — служит нарушение гармонии между людьми и природой. Так как словодаосизм происходит от китайского слова «дао», его можно перевести словом «путь»и объяснить как плавное движение всего естественного в мире.3
Противоположныепринципы инь и ян
Даовоплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной силы, котораяуправляет круговоротом всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в двухпротивоположных источниках энергии инь и ян. В то время как инь олицетворяетженское начало, зло, темный и пассивный аспект бытия, ян истолковывается какмужское, светлое, активное начало, содержащее все положительное. Например, инь— это бездействие, зима, смерть и лишения, а ян — деятельность, лето, жизнь иизобилие. Взаимодействие этих двух начал — источник круговорота жизни. Всепредметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба начала, но вразных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время. Так, у живогодерева преобладает ян, но в процессе «умирания» в нем увеличивается содержаниеинь. Этим взаимозамещением полярных первоначал и объясняли причину перемен вявлениях природы и жизни людей. Поэтому еще до появления учения Лао-цзы в Китаебыли философы, которые, отвергая цивилизацию, хотели жить по законам природы.
Основоположник
Лао-Цзы
Нетабсолютной уверенности в исторической подлинности существования Лао-цзы,которого считают основоположником даосизма. Имя его означает «старый философ» исвязано с легендами, повествующими о жизни Лао-цзы. Но если такой человек жил,то его рождение можно отнести примерно ко времени между 604 и 570 г. до н.э.
Лао-цзыв свое время, возможно, занимал какой-то государственный пост. Однако, будучинедовольным жестокостью правителей и системой государственной власти, оставилслужбу и занялся философией. Идеи Лао-цзы стали распространяться и привлекливнимание людей. У него появились ученики. Но Лао-цзы решил покинуть страну. Припереходе через пограничный пост один из стражников узнал философа и упросил егоне оставлять родной страны, пока он не запишет свое учение. Лао-цзы вернулсядомой. В течение трех дней он написал небольшую книгу, в которой кратко изложилидеи даосизма. Затем он сразу же выехал из родных мест. После этого его никтоникогда не видел.
Книга,которую, согласно легенде, оставил Лао-цзы, называется «Дао дэ цзин» («Книга оДао» или «Основы могучего пути»). В ней лишь около 5500 иероглифов. Так каккитайские слова могут состоять из одного, двух или трех иероглифов, это значит,что книга совсем небольшая. Скорее всего, это трактат. Историки находят в нейпризнаки более поздних времен, отстоящих на несколько столетий отпредполагаемого времени жизни Лао-цзы. Возможно, что книга действительно быланаписана позже или же отредактирована последователями Лао-цзы.4
УчениеЛао-цзы
Первоначальноеучение даосизма содержится в книге «Дао дэ цзин». Оно состоит из двух аспектов:политического и философского. Что касается политики, Лао-цзы учил, что чемменьше правительство вмешивается в жизнь людей, тем лучше. Об этом повествуеттакже и легенда о жизни самого Лао-цзы. Главным в существовании человекаЛао-цзы считал философскую сторону его бытия.
ФилософияЛао-цзы принимает как достоверные идеи дао, инь и ян и, исходя из них, строитфилософию жизни человека. Дао являет собой непостижимую, всеобъемлющую инепобедимую силу, на основе которой существует и движется все в мире, и человекдолжен согласовывать с ней свою жизнь. Если всякая тварь, включая птиц, рыб иживотных, живет согласно дао, то и для человека не существует причины не жить вгармонии с этим «путем всех вещей» и позволить естественным принципам инь и янсвободно оперировать его жизнью.
Такойподход Лао-цзы назвал увэй (бездеятельность или неактивная жизнь) и виделпричину бед человека в пренебрежении силой дао, или в старании улучшить ее, илив активном сопротивлении ей. Все, говорится в даосизме, должно происходитьестественным путем. Ни на что не нужно нажимать и ничем не нужно управлять.
Согласноэтой теории, трудности у государственной власти возникают из-за того, что онанередко прибегает к диктаторским методам, заставляя людей поступать так, какдля них противоестественно. В жизни же нужно быть гармоничным и спокойным, какдао. Если даже человеку вдруг покажется, что он достиг успеха, несмотря на то,что пошел против установлении дао, необходимо помнить, что это толькокажущееся, временное благополучие. В конце концов он же пострадает от своегосвоеволия, потому что дао непобедим. Лишь человек, живущий в согласии с силойдао, достигнет успеха — и не только во взаимоотношениях с людьми, но дажехищные звери и ядовитые твари не нанесут ему вреда.
Есливсе люди будут следовать дао и откажутся от стремления улучшить естественныйход развития с помощью создаваемых ими законов, в мире наступит гармониячеловеческих отношений. Так, если имущество не будет считаться ценным, то небудет и краж; если не будет брачных законов, то не будет и прелюбодеяния. Инымисловами, человек, следующий дао, смирен и некорыстолюбив: он знает путьнебесный и следует только ему. Таким образом, он нравствен без соблюдениязаконов и добродетелен без признания его добродетельным.
Всвязи с этим мы должны также обратить внимание на следующее пояснение,содержащееся в учении Лао-цзы. Если положительная сила заключается в спокойном,недеятельном существовании с позиции увэй (в жизни людей это выражаетсяпроявлением признаков доброты, искренности и смирения), если никто невмешивается в дела других, человеческие взаимоотношения естественно и простовойдут в то русло, куда ведет их дао. И тогда произойдет спонтанное рождениеистинной любви, настоящего добра и простоты во взаимоотношениях между людьми,возникнет чувство удовлетворения жизнью. Сила добра (дэ), являясь составляющейувэй, препятствует рождению гнева и честолюбия, не допускает непрошенноговмешательства в чужую жизнь. Насильственное же воздержание от проявлениячеловеческих стремлений не может не повлечь за собой отрицательных последствий.
Вмонистической системе Лао-цзы нет места для Бога-Творца, воплощенного вличность, которому нужно молиться и от которого можно ожидать ответа. Человекдолжен сам решать свои проблемы и спасать себя от бед. Первоначальный даосизммало отличается от пантеизма, ему не чужд и атеизм. Смерть, согласно этомуучению, столь же естественное явление, как и рождение. В смерти человекпреходит лишь в другую форму существования дао. В конце концов тот же дао,который создал гармонию из хаоса, может снова привести Вселенную в состояниехаоса. В этом нет ничего странного, и это не должно восприниматься какнежеланное. Путь дао, по Лао-цзы, — единственно правильный путь, открытыйчеловеку.
Принципыакупунктуры и акупрессуры
Согласноучению Лао-цзы, человек должен быть пассивным и никоим образом не мешатьдействию дао. Словно в нарушение этого главного постулата даосизмадревнекитайская идея дао легла в основу создания метода лечения, которыйполучил название акупунктуры (иглоукалывания) и акупрессуры (надавливание наопределенные места тела). В этом методе дао проявляется как универсальная энергияци, воплощающая собой жизнь, неотделимую от тела, единое материальное началовсего живого. В понятии субстанции ци, которая, как говорится, течет сквозь всеживые организмы, кроется ключ к пониманию основы китайской медицины. Считается,что ци вдыхается вместе с воздухом, воспринимается с пищей и питьем. Войдя втело, она проникает в сеть двенадцати невидимых каналов, называемыхмеридианами, каждый из которых связан с особым органом (например, с сердцем,мочевым пузырем и т. д.) и разделяет полярность инь и ян этого органа.Двенадцать меридианов расположены симметрично по обе стороны тела и делятся натесно связанные пары.
Нарушениебаланса между инь и ян считается причиной болезни органа или даже всегоорганизма, и лечение сводится к восстановлению этого баланса с помощьюиглоукалывания или давления, которые, в соответствии с учением о ци, регулируюттечение энергии. Диагноз ставится после прощупывания пульса на обеих руках.Пульс при этом методе определяется в трех зонах на каждой руке, зоны, в свою очередь,имеют по два положения каждая: поверхностное и глубокое. Таким образом, вседвенадцать положений соотносятся с двенадцатью меридианами и соответственноопределяют их состояние.
Насже в данном случае в большей мере интересуют теоретические принципы, лежащие воснове этого метода лечения, ибо они определенным образом связаны с религиозныммировоззрением даосизма. К тому же надо иметь в виду, что достигнутыепозитивные результаты в случаях успешного лечения акупунктурой или акупрессуройтакже могут быть объяснены с медицинской (научной) точки зрения.
Превращениедаосизма в суеверие
Историядаосизма в Китае свидетельствует об изменчивости судьбы этой религии. Иногдаимператоры делали ее официальной религией своего государства, а иногдазапрещали, закрывая даосские монастыри и высылая монахов в далекие провинции.Однако, несмотря на непоследовательное отношение властей к этой религии,даосизм распространился среди населения Китая. Но некоторые аспекты учениядаосизма подверглись влиянию традиционных народных верований. Синтез этих двухфакторов привел к возникновению религиозного культа с широким использованиемколдовства и суеверий.
Почемустало возможным появление подобного культа? Дело в том, что никакие философскиерассуждения не могут избавить человека от страданий, болезни и смерти. А людииздавна мечтают уберечься от болезней и открыть секрет бессмертия. Это желаниеи легло в основу суеверного убеждения во всемогуществе даосизма. Если даонастолько силен, а взаимопревращение полярных начал «инь — ян» так эффективно,то почему бы не использовать их для осуществления своей заветной мечты, дляуправления добрыми и злыми духами? На этой почве появились ритуальныефизические упражнения, особые диеты питания, родилось увлечение алхимией имагическими заклинаниями, люди стали обращаться за помощью к лжебогам и т. п.
Попыткидостичь бессмертия на практике привели к очень интересным последствиям внародной трактовке даосизма. Так, сохранилось предание о том, что, по советудаосских «экспертов» в области бессмертия, в III в. до н. э. император Хань Ципосылал несколько экспедиций на поиски острова блаженства Пьень-лай, чтобыдобыть гриб бессмертия. Другие «эксперты» пробовали изобрести чудодейственныйнапиток бессмертия, состоящий из пяти основных элементов. Находились и мудрецы,которые хотели составить магическое зелье при помощи алхимии. Один из нихсоветовал использовать алхимию для того, чтобы узнать от невидимых духов секретпроизводства золота из ярко-красного минерала — киновари. Этот мудрец говорил,что если употреблять для питья и еды посуду, сделанную из такого золота, томожно продлить свою жизнь. Ложные убеждения распространились не только средипростолюдинов, они проникли в среду высшей знати. Например, и те, и другие сцелью остановить процесс старения тела начали соблюдать магические правиладиеты и гигиены. Этим они надеялись продлить свою жизнь, втайне рассчитывая надостижение бессмертия.
Поэтомунеудивительно, что китайские правители по-разному относились к этой религии.Одни императоры гнали даосистов как шарлатанов, чьи методы были основаны насуевериях, другие — возводили даосизм в ранг государственной религии. Однакопростым людям была близка религия даосизма, впитавшая в себя много народныхрелигиозных верований, и они продолжали исполнять ее магические ритуалы.
Конфуцианство
Определение
Конфуцианство(кит. Кун-цзы) — скорее этическое, нежели религиозное учение, основанное научении Конфуция ( в. до н. э.). Его декларируемой целью было достижениегармонии с миром и природой. Власть правителя объявлялась священной, а делениелюдей на “высших” и “низших” (“благородных мужей” и “мелких людишек”) — всеобщим законом справедливости.2
Основоположник
Конфуций
Конфуцийродился в бедной, но благородной семье, жившей в княжестве Лу на островеШан-дунь. Настоящее имя его было Чжу Конг (согласно другой транслитерации,Кун). После того, как он стал известным учителем и философом, его последователидали ему имя Конг фу-цзы (Кун-цзы) — Конг-учитель, от чего произошло латинизированноеимя Конфуций.
ОтецКонфуция умер вскоре после рождения сына, так что забота о его воспитании леглана плечи матери. До 15 лет молодой Конфуций вел жизнь обыкновенного мальчика,занимаясь охотой и рыбной ловлей. А когда ему исполнилось 15, решил серьезнозаняться образованием. Благодаря стараниям умной и готовой на любые жертвы сосвоей стороны ради счастья сына матери, Конфуций получил образование и могзанять достойное положение в обществе. Он имел самые разнообразные интересы:любил охоту, рыбную ловлю, езду на колеснице и стрельбу из лука. Его манеры иобраз жизни располагали людей к дружбе с ним. Получив образование, Конфуцийстал работать сборщиком налогов у правителя княжества Лу. Женился. Однако бракего был неудачным. После рождения сына и дочери Конфуций разошелся с женой.Многие детали его личной жизни остаются неизвестными.4
Преподавательскаяи философская деятельность Конфуция
МолодойКонфуций тяжело перенес смерть матери. Как того требовал обычай, он оставилработу на 27 месяцев, а затем занялся преподаванием. Сыновья из многихвлиятельных семей брали у него уроки истории, поэзии, государственного права,этики и музыки. Политическое положение в стране в то время было тяжелым.Междоусобные войны, убийства и разрушения были постоянным явлением. Видя всеэто, Конфуций учил, что для улучшения положения в стране нужно, чтобы важныеправительственные посты заняли благородные по своему характеру люди.
Каксвидетельствуют источники, 50-летний Конфуций стал высоким правительственнымсановником в Лу. Однако интриги чиновников вынудили его отказаться от поста, иследующие 13 лет он провел как странствующий философ, старавшийся убедитьправителей в необходимости проведения реформ на основании выдвигаемых им идей.Однако попытки его были безуспешными.
Наконец,по приглашению правителя княжества Лу в 484 г. он вернулся домой. Время от времени правитель призывал Конфуция для консультаций. А в остальное время немолодойуже философ работал над изданием пяти классических книг, которые известны подназванием: «Древняя история» («Шу-цзин»), «Книга песнопений» («Ши-цзин»),«Книга церемоний» («Ли-цзи»), «Книга перемен» («И-цзин») и «Анналы весны иосени» («Чун-цю»). Конфуций умер разочарованным: его идеи не были принятывлиятельными лицами. Но, как это часто случается в истории, философские идеиКонфуция были восприняты и получили широкое распространение после его смерти.
УчениеКонфуция
Учениеэтого философа изложено им не в пяти классических книгах («Пятикнижии» —«У-цзин»), о которых мы только что говорили. Историки считают, что первыечетыре книги «Пятикнижия» принадлежат перу неизвестных нам авторов. Конфуцийякобы только отредактировал их и употреблял как пособия для преподавания. Крометого, историки находят, что ученики Конфуция тоже редактировали эти книги послеего смерти. Если это действительно так, то четыре первые книги не даютуникальных сведений о философских взглядах Конфуция. Только последней книге«Пятикнижия» приписывается авторство Конфуция. Но «Анналы весны и осени»представляют краткую хронику одного из китайских княжеств («весной и осенью»называют период правления династии Чун-цю) и не содержат в себе никакихрелигиозных идей.
Учение,которое известно в мире под именем конфуцианства, содержится в других четырехкнигах («Четверокнижии» — «Сы-шу»), написанных его последователями. Они имеютследующие названия: «Аналекты» (в другом переводе «Беседы и суждения» —«Лун-юй» — книга изречений Конфуция и его учеников), «Великое учение» («Да-сюе»— учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из егоучеников), «Доктрина золотой середины» (в другом переводе «Книга о середине» —«Чжун-юн»), «Мэн-цзы» (учение философа Мэн-цзы, самого известного из учениковКонфуция).
УчениеКонфуция трудно назвать религиозным. Скорее всего, оно представляет философиюэтики, которая охватывает все области человеческой жизни, включая религию.Однако религии Конфуций касается меньше всего. Главным образом, учение Конфуцияобращается к вопросам семьи, общества, государства и человека как отдельнойличности. Человеческую природу этот философ оценивал вполне позитивно, хотязнал, что люди способны не только на добро, но и на зло. Однако он был уверен,что с помощью воспитания и доброго примера можно искоренить зло из жизни людей.
Пятьдобродетелей и роль главной из них — «ли»
Какбыло упомянуто выше, времена Конфуция были временами междоусобных войн и смут.Поэтому свою главную задачу философ видел в том, чтобы установить мир и внестигармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главнымдобродетелям. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность,доброта или благоволение), которая заключается в том, чтобы желать благодругим.
Дляпояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в пример плодовое дерево.«Жэнь» (человечность) — это его корни, «йи» (справедливость) — ствол, «ли»(идеальное поведение) — ветви, «жи» (мудрость) — цветы и, наконец, «хсинь»(верность) — это плоды древа добродетели. Добродетель «ли» (идеальноеповедение), по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль ввосстановлении нравственности правителей и всего народа. С помощью «ли»Конфуций считал возможным достичь общественную и политическую гармонию, что, всвою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии — между небом иземлей. Конфуций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учениядаосизма — дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе даоявляется не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.
ОтношениеКонфуция к предкам
Конфуцийучил, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, которые искали добрадля общества и следовали благородным правилам поведения. Он приводил в примерлегендарных древних вождей, правление которых не омрачено насилием. Личныеморальные качества, руководившее ими стремление к добродетельной жизни — вотчто создавало им авторитет у народа. Поэтому Конфуций считал важным знаниеистории, говорил о необходимости ее преподавания.
Китайскийфилософ верил, что идеальные правила существовали только в древности и чтоистинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшенийприроды человека. Для того, чтобы человек смог занять достойное положение вобществе, он, по Конфуцию, должен полагаться не на рождение в благороднойсемье, а на самосовершенствование.
Правилапяти великих взаимоотношений
Длядостижения высокой степени нравственности Конфуций предлагал людям исполнятьправила так называемых пяти великих взаимоотношений (перевод автора. — Н.П.) —пяти основ благородного поведения:
1.Доброе отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу.
2.Мягкое отношение старшего брата к младшим и уважительное отношение младшихбратьев к старшему.
3.Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу.
4.Человечное отношение старших людей к младшим и почтительное отношение младших кстаршим.
5.Великодушное отношение правителей к министрам и гражданам и верность министрови граждан своим правителям.
Конфуцийверил, что во Вселенной принцип дао выражен понятием тэ, т. е. силой, котораяпомогает людям придерживаться данных правил взаимоотношений. Она может помочьзанимающим высокое положение относиться милостиво к нижестоящим, а нижестоящимпомогает оказывать почтение и повиновение тем, кто занимает более высокоеобщественное положение. И если люди согласятся регулировать правилами отношениядруг с другом, то не будет ни ссор, ни распрей, ни войн и в их жизни —семейной, общественной и государственной — воцарится гармония.5
Сыновнееблагочестие и осознание своего места
Следуетподчеркнуть, что, в соответствии с существовавшим в Китае древним культомпочитания предков, Конфуций особенно подчеркивал важность сыновнего благочестия.Оно заключалось в повиновении сына отцу и вообще в верности семье. Сын долженповиноваться отцу до смерти отца, а затем своему старшему брату и т. д. На отцеже лежит обязанность воспитать сына в добродетели. Поэтому отец должен вестисебя по отношению к сыну так, чтобы тот смог проявить свою добродетель.
Длятого чтобы правило сыновнего благочестия соблюдалось, чтобы оно стало нормойжизни, каждый гражданин страны должен в точности знать обязанности, связанные сего положением, т. е. какие обязанности возлагаются на сына, отца, мужа, жену,правителя, подчиненного и т. д. Незнание этих правил, их непонимание илинесоблюдение приводят к хаосу в мышлении человека, что, в свою очередь,становится причиной его неконтролируемого, беспорядочного, своевольногоповедения.
Конфуцийпонимал, что путем принуждения привести людей к проявлению добродетели нельзя.Это стремление должно идти от сердца, родиться на основе искренних побуждений.Но ведь искренние побуждения у человека могут быть не только добрыми, но излыми. Как быть? Конфуций учил, что во всякое время человек долженпридерживаться золотой середины — это единственный путь избежать крайностей вповедении. Учение о золотой середине было в дальнейшем развито ученикамиКонфуция.6
ОтношениеКонфуция к религии
Чтокасается религии, Конфуций ее не отвергал. Он исполнял принятые ритуалы иприносил жертвы духам предков. Однако все его внимание было направлено на то,чтобы быть полезным обществу. То, что приносило пользу обществу, Конфуцийсчитал важным. Однажды кто-то его спросил, следует ли людям исполнятьобязанности по отношению к предкам. Он ответил также вопросом: «Не научившисьслужить людям, можно ли служить духам?» В другом случае он высказался так:«Стремиться к тому, чтобы народ выполнял свой долг в почитании духов и душумерших, но держался от них подальше. Это и есть мудрость». Однако, несмотря навысказанные мысли, именно Конфуцию приписывается авторство «Книги перемен»(одной из книг «Пятикнижия»), которая обыкновенно использовалась китайцами длягаданий.
ВзглядыКонфуция на политику
Конфуцийучил, что улучшение положения в стране должно начинаться с правителей. Если онибудут поступать честно и благородно, граждане скоро последуют их примеру. Дляпояснения своей мысли Конфуций употребил такую метафору: «Добродетель князяподобна ветру, а добродетель народа подобна траве. Когда ветер подует, трава,естественно, согнется». Поэтому необходимо, чтобы правители, как это было вдревности, являлись примером для граждан. Для того чтобы совершенствовать свойхарактер, правители должны руководствоваться моральным законом дао, а длялучшего понимания дао, следует развивать чувство жэнь — чувство человечности.
Заключение
Существеннаяразница между конфуцианством и даосизмом заключается в том, что для достиженияидеала даосизм предлагал учение, в основу которого заложена идея увэй — идеяпассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что человекобязательно должен действовать. Только работая над собой, он может достичьнравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расцениваликак преступное вмешательство в деятельность всемогущего дао.
Активнопротивостояли последователи Конфуция и Лао-цзы и в области формированияэстетических традиций: Конфуций придавал большое значение эстетике, искусствукак способу гармонизации духа. Реальность рассматривалась конфуцианцами как то,что доступно лишь символлическому отображению и переживается “внутри”. Еслипоследователи Конфуция, следом за учителем, видели предназначение искусства вего социально-этической функции, то последователи даосизма верили в природностьморальных норм, и от художника требовалось лишь мастерское их отображение.
Несмотряна противоположные концепции государственного управления, и конфуцианство, идаосизм, исходя из единого культурного наследия, обладают и некоторыми общимичертами. Все эти школы использовали в более или менее искаженной формефрагменты учения Хуан-ди, дошедшие до того времени в древнейших памятникахлитературы, таких как “Чжоу и” или “Нэй-цзин”, “Иньфу-цзин” и др., авторамикоторых, согласно традиции, считаются Хуан-ди и другие “первопредки”. Заметно,что древнекитайских мыслителей не интересовала понятийно-логическая основазнания. Абсолютная реализация обоих систем философских взглядов неминуемопривела бы к застою общества и разрушению государства.

Списоклитературы
1.Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.
2.Большой энциклопедический словарь.
3.Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С. /М., «Наука», 1982.
4.«Культы и мировые религии» Николай Порублёв
5.Н.Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.
6.Васильев Л.С. «История религий Востока» — М. Высшая школа. 1983 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психолого-педагогічні умови інтелектуального розвитку молодших школярів
Реферат Психология рекламы
Реферат Правоспособность и дееспособность граждан 2
Реферат Финансы предприятия
Реферат Досрочно против всех
Реферат Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре
Реферат Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии
Реферат Прибор для измерения скорости кровотока
Реферат Становление и расцвет гуманизма Гуманизм XIV - первой половины XV вв
Реферат Общение (краткое сообщение)
Реферат Власть и партнерство в совместной работе 2
Реферат Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономических организаций
Реферат Держава — головний інститут політичної системи суспільства
Реферат Семейное воспитание как социокультурный феномен
Реферат Фразеологічні одиниці з компонентом "вода" в аспекті англо-українського перекладу