Алексей Сергеевич Злыгостев
Каждую веснумогучий Нил заливает большие территории на целые месяцы, даря плодородие полям,тем самым, рождая в сознании местных жителей ощущение постоянства и ничем неизменяемого круговорота жизни.
Ни в одной другойцивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного изаконченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечнуюзначимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.
Если удалосьсоздать на земле такую все себе подчиняющую мощь Египта, неужели нельзя ееувековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа обновляется ежегодно,ведь Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на нихжизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это несмерть, ибо затем Нил разливается вновь.
Надежда на то, чтосо смертью можно справиться, породила культ, наложивший свою печать чуть ли нена все искусства древнего Египта. А так как больше всех о своем бессмертиизаботился фараон, то идея цикличности жизни переплелась с обожествленнымверховным правителем Египта. Это переплетение и определяло задачидревнеегипетского искусства. Найдя их решения, оно уже сравнительно маловидоизменялось.
Воплощенная в богеОсирисе идея произрастания и созревания побудила религиозное сознание сделатьиз него символ зарождения жизни. Таким образом, зерно, которое раскалывается,чтобы освободить росток жизни, приобрело двойную аллегорию смерти ивозрождения. Затем жрецы делают Осириса богом-защитником мертвых.
Солнце умираеттолько для того, чтобы ожить. Осирис превращается в растерзанный труп толькодля триумфального восстановления. Сама природа преподносит идею циклическоготечения жизни.
Веря в своечудесное Воскрешение, египтяне брали с собой в могилу все, что, как имказалось, может пригодиться в загробной жизни, начиная от кроватей и кушеток доручных зеркалец и флаконов с духами. По мере того, как развивался этот обычай,богатые и власть имущие стали брать с собой в могилу так называемых«слуг», но не живых людей, а резные фигурки, которые, как импредставлялось, возьмут на себя все заботы о них в потустороннем мире.
Твердая вераегиптян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалосьвозводить сооружения таких монументальных масштабов.
Восходящее солнцеассоциировалось с рождением и новой жизнью. Богом восходящего солнца был Гор.Богом солнца в зените был Ра. Солнце представлялось древним египтянам некиммаяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Дух фараона после смертивзбирался в небо по наклонной линии солнечного луча. «Пусть небо выпрямитлучи солнца для Тебя, чтоб Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра».
Каждый правящийфараон считался живым воплощением бога Гора, божества изображавшегося в видечеловека с головой ястреба. При погребении фараона произносилась молитва:«И ястреб улетел в небеса, и вот уже другой на его месте». Этозаклинание утверждает преемственность событий.Религиозная структура в древнемЕгипте так крепко закрепилась в умах, что Аменхотеп IV за попытку сведениявсего пантеона к единому богу Атону, олицетворенному в виде солнечного диска,был проклят после смерти. Все постройки, возведенные по его указам, былиразрушены, даже стерли надписи с его именем, тем самым память о нем предаетсязабвению.
Подводя итог,следует сказать, что культ древних египтян был построен вокруг идеи о вечнойжизни. Символы этой идеи река Нил и Солнце. Религия дает людям веру в то, чтожизнь после смерти не оканчивается. Обожествление фараона помогает укрепитьвласть в стране и создать неповторимые рукотворные шедевры.
Список литературы
civil.max.ru/
«ИСТОРИЧЕСКО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ EVIL-GUEST».
Лев. Любимов«Искусство древнего мира», М., Просвещение, 1971.
Жорж Барбен«Загадка большого сфинкса», М., КРОН-ПРЕСС, 1998.
«Египет:земля фараонов», М., ТЕРРА, 1997.
Джон Роли«Энциклопедия знаков и символов», М., Вече, 1996.