Владета Еротич
Отчужденностьжизни (существования)
Великасуггестивная, почти магическая сила «окружения и среды», в которой мы живем.Современный общий дух безверия, умаления религиозных ценностей, научная, атеистическаяи материалистическая официальная позиция государства и всего нашего времени, –все это оказывает влияние на слабого обычного члена общества, навязывая емуименно такое «мировоззрение». Это влияние в значительно большей мерепроявляется на подсознательном уровне. Если человек длительное время, возможноуже с детских лет, проводит в атмосфере равнодушия или противления вере, то егожелания и стремления в более поздние годы направлены в сторону, противоположнуюрелигии. И так постепенно дело доходит до отчуждения человека от веры. Когдатакой человек позднее сталкивается с верующим и между ними завязывается беседа,она кажется такому человеку странной, чуждой, далекой, смешной илиотвратительной. Подобное чувство отчужденности у современного человеказначительно усиливается, когда он слышит или читает такие слова как «грех», «грешить»,«каяться». Согрешивший человек, да еще и замеченный другими в этом грехе, воспринимаетсяокружающими неумелым, глупым, наивным, но никак не грешником. Антуан Трстеньякпишет, что раньше раскрывали и изобличали ложь, а теперь говорят о пропаганде.Сегодня люди не обольщаются, но в лучшем случае ужасаются некоему крупномунарушению. Надменность в наши дни воспринимается как амбиции, жадность какпредприимчивость, блуд как потребность человеческой природы.
Чтоже тогда говорить о всеобщей заразе телевидения и ее вредоносном воздействии начеловеческий дух? Те, кто пропагандируют просмотр телевизионных программ, найдутдесятки оснований в пользу этого не столь давнего чуда современной цивилизации.Противники же этого современного «чуда» едва-едва находят место в пользующихсяхорошей репутацией научных и научно-популярных периодических журналах, чтобывысказать свои собственные доводы, потому что могучие телевизионные вельможисчитают такие доводы опасными для зарабатывания собственных капиталов.Известный американский психиатр Дональд Каплан описал некоторые психологическиеявления, возникающие после длительного смотрения телевизора, назвав их«телевизионной наркоманией». Он обратил внимание, в первую очередь, на теснуюсвязь, существующую между долгим времяпрепровождением перед телевизионнымэкраном и увеличением веса человека вследствие усиленного потребления не толькоеды, но и сигарет и алкоголя. Каплан описывает возникновение у подобных особсостояния отупения, ощущения дезориентации и нереальности, временамипрерываемое приступами чувства вины и страха. Свои исследования Капланзавершает обобщающими словами: «Телевидение является не только тратой времени, нои опасностью».
Оказыватьотравленному духовному климату нашего сегодняшнего дня сознательное и, особенно,бессознательное сопротивление может лишь такой верующий, которыйнепосредственно проживает и переживает религиозную истину. Именно переживаниеверы заполняет целое существо человека и дает ему силу сопоставлять, а темсамым и противостоять сторонним воздействиям.
Какоезначение имеет тот факт, когда говорится о 90% «верующего» населениякакого-либо края (под чем в основном подразумевается приятие священников, исполнениерелигиозных церемоний, совершение пожертвований), а при всем этом публичноемнение, духовная атмосфера этого села, города или страны все-таки для всехпропитаны осознанными равнодушием или антирелигиозным настроением! Не являетсяли вышеперечисленное признаком губительной секуляризации и раскола человека надве части, большая из которых определяется окружающим мнением?!
Неследует бояться того, что можно оказаться в меньшинстве. Истина никогда небывала в большинстве. Как будто, если «все так говорят», то истина должнапринадлежать говорящим! Верующий обязан осознавать иллюзорность и дажеопасность этого, ставшего уже привычным, крылатого выражения. Но осознать этоверующий может лишь тогда, когда он в достаточной степени осознaет истину, которуюпредлагает ему живительная вера.
Переход веры в безверие
Какмы уже говорили, в сербской священнической среде до войны нередко случалось так,что сыновья и дочери авторитетных священников становились пламеннымипоборниками левых идей, а во время войны – приверженцами партизанскогодвижения. И это возможно объяснить с психологической точки зрения. Чрезмернаястрогость патриархальных сербских отцов («турецкие краски» в воспитании –строгие, даже суровые отцы и снисходительные и слабые матери), как и склонностьпревращать веру в идеологию (политическое движение Дмитрия Летича [1] )являются достаточными основаниями для того, чтобы создать в молодом человекеусловия для бунта и разворота в противоположную сторону (от набожных родителей– к атеистическим детям, от родителей с атеистическими и коммунистическимиубеждениями – к набожным детям!)
Религиозный минимализм
Сегоднямало родителей и даже священников, которые развивают в ребенке, разумеетсяверующем, религиозную ревность, и, таким образом, потребность в вере увядает.Религиозный минимализм (в католической церкви религиозный пробабилизм [2]) естькомпромисс с материалистическим мировоззрением, а со временем он становится идоминирующим. Когда христианство теряется в каком-то окружении, причину этогоследует искать не только в активных внешних враждебных антихристианских силах, нои в теплохладности самого христианства. Один из самых крупных театральныхписателей нашего века Эжен Ионеско (румыно-французского происхождения) [3]справедливо спрашивал, почему во Франции католические священники так редкопоявляются в священнических одеждах, почему стесняются явно исповедовать истинухристианской веры, почему не свидетельствуют об этой вере? Очевидно, что духрационализма, научного мировоззрения и комфортного материального существованиясделали священников на Западе минималистами. На Востоке смертельно напуганныекоммунистическими диктаторами православные священники, даже когда террор поотношению к церкви прекратился, не смогли достаточно быстро встать на ноги, и вкаких-то ситуациях они по-прежнему остаются минималистами.
«Механизация» религиозной жизни
Многихлюдей от активной и практической религиозной жизни (церкви) отталкиваетмеханистичность и ритуализация религиозной жизни. И действительно, у каждоговерующего присутствует неосознанное стремление религиозную жизнь, требующуюпостоянного внутреннего усилия, стереотипизировать, «механизировать», свести квыученному ритуалу. В начале нашего века в экспериментальных работах русскогофизиолога Ивана Павлова [4], писавшего о «динамическом стереотипе», нашелподтверждение известный значительно раньше из опыта факт, что человек склоненво всех областях своей деятельности совершать механические действия с цельюрасходовать наименьшее количество энергии. Ребенок спонтанно и естественноповторяет какие-то действия или слова до тех пор, пока их достаточно неритуализирует и таким образом усвоит и сохранит как долгосрочный залог своейтелесной и душевной организации. И совсем другое дело, когда эта естественнаястереотипизация обучения может уже у ребенка или у взрослого стать по причиненевроза «принудительным повторением» [5], а у наблюдателя создавать впечатлениетрагикомической замороженности некого естественного движения или человеческойпотребности.
Церковнаярелигиозная жизнь совершается истинным Божественным Словом, Которое черезсвященнослужителя и внешние формы ритуализованных религиозных действий должнобыть открыто, доступно чувственной интуиции или полному пониманию верующегочеловека. Если у священника в некоторых религиозных действиях, таких, как крещение,венчание, отпевание, как и в любом другом церковном обряде, преобладаютрутинные и выученные поступки, а не его личная вера, может возникнуть опасностьотторжения от церкви и христианской веры у каких-либо молодых богоискателей.Необходимо, чтобы одновременно с неизбежной механистичностью религиозныхдействий и религиозной жизни христианина вообще в нем проявилась деятельнаяживая вера, оживотворяющая христианские догмы и всегда питающая их свежимисоками и «пульсирующей жизнью».
Инфантильная набожность
Обилиедетских представлений о Боге, добре и зле, рае и аде, религиозных действиях вхристианском мире наносит вред христианской Церкви, потому что пробуждает всерьезных и образованных молодых людях сомнения: не представляет лихристианская вера, да и вера вообще, что-то хорошее лишь для детей и пожилыхженщин? Указывая на инфантильный тип набожности христианских народов, особеннотех, которые по разным причинам задержались на нижних ступенях цивилизации, мыкасаемся предмета и вечной проблемы взаимоотношений магии и религии, а значит, исуеверия и подлинной христианской веры. Мне кажется современным, особенно дляподобных народов, высказанное некогда Юнгом замечание о том, что Христовы словао ребенке, которому принадлежит Царство Небесное [6], означают то, что следуетне «оставаться детьми, но вновь становиться детьми».
Кинфантильной набожности по праву можно причислить и религиозный эгоизм, распространеннуюпривычку среди верующих людей требовать от Бога именно то, что им необходимо;этот эгоизм временами вырастает до вымогательства у Бога: «если Ты мне дашь, тои я Тебе тогда дам!» «Вечная» языческая душа человека, «вечная», ибо существуетболее десяти тысяч лет [7], должна постоянно предостерегаться икорректироваться («вечная» задача для духовного пастыря!) как ветхозаветнымЗаконом («Кто не исполняет Моисеевых заповедей, напрасно стучится в воротаХристовы», – говорил владыка Николай Велимирович), так и новозаветнойБлагодатью.
Сегоднятрадиционное православие должно ради молодых людей, жаждущих чистого Божьегослова, очиститься от негативного консерватизма застоявшихся ритуалов иязыческих остатков магии и инфантильной набожности, чтобы действительнопредстать привлекательным и желаемым для всех, кто ищет живительной иосвежающей воды христианского Бога.
Радикальный активизм и бегство от мира
Возможнуюопасность представляет чрезмерно большая активность и постоянная суетностьсвященника в его пастырских трудах, а также практические последствия для паствы,проистекающие от запуганного и оторванного от жизни духовного пастыря. Обеупомянутые крайности представляют психическое препятствие для религиозной жизнине только обычного верующего, но и его духовного пастыря.
Опасностьрадикального активизма в том, что он приводит к дехристианизации и материализациижизни и представляет собой подражание всеобщему прагматизму нашего века, доходявнутри западного христианства до распространенного феномена лихорадочногоозабоченного труда духовных лиц и морализма без веры. Среди таких чрезмерноактивных духовных лиц мы часто обнаруживаем ярко выраженный экстравертный тип, иногдалюдей с умеренной психопатологической структурой личности (т.н. циклотимическиеличности [8]), встречаемся и с более ярко выраженными невротичными ипсихотичными особами (маниакально-депрессивный психоз [9]).
Другаякрайность, которую мы замечаем как среди духовников, так и среди мирян, проявляетсяв преобладании страха перед жизнью, людьми, материалистическим веком, передожидаемыми апокалипсическими событиями и дьявольскими капканами, что ведет кпассивности их жизненной позиции, пессимистической резигнации (обреченности. –Ред.) и преданию себя судьбе (понятие, которое вообще неприменимо и неприемлемодля принципов иудео-христианской религии). У подобных людей вера остаетсяэгоистичной и индивидуалистичной, что в некоторых случаях взращивает все болеераспространяющуюся в современном мире религиозность, которую называют«приватной религиозностью» [10].
Какопределенный тип экстравертных людей привлекает радикальный религиозный активизм,так и сильно выраженных интровертных людей, пугливых с детства (анксиозных[11]), а затем и шизоидных [12] людей со странностями привлекает уединенность, поискубежища от мира и жизни под защитой религиозного одиночества, предлагающегоиллюзию надежности.
Природачеловека является действенной и созерцательной. Следовательно, у нее естьпотребность в одновременном развитии и того, и другого способов существования:vita active et vita contemplative [13]. «Кесарево кесарю, а Божие Богу» [14], –заповедовал нам Иисус Христос.
Духовник как камень преткновения для верующего
Естественно,что все до сих пор упоминавшиеся факторы, представляющие психологическиепрепятствия для движения в сторону веры или здорового осуществления религиознойжизни, более всего касаются того, кто своими поддержкой, убеждением, положением,одним словом, всей своей личностью привлекает людей к вере или отталкивает ихот нее. Это происходит потому, что не только в объяснении природыпсихологических преград на пути приближения человека к вере, но и восуществлении этой веры почти всегда указывали на духовного пастыря как насамое ответственное лицо, обладающее способностями и возможностями обнаружить иизбежать упомянутые психологические препятствия. Однако было бы не очень вернымидеализировать обладающее священным саном лицо и приписывать емусверхчеловеческие качества, ожидая от него невозможного, или постоянноподвергать его критике, придираясь к каждой мелочи. Священники и монахи взначительно большей мере, чем другие люди являются посланниками и соработникамиБога на земле. Всякий подлинный духовник осознает это, поэтому в нем всегдаприсутствует «страх Господень». Этот страх не является ни болезненным ужасомчеловека перед гневным отцом, всегда готовым наказывать, ни мазохистским страхомвечной вины. Страх Божий есть единственный (между всеми иными страхами) страх вчеловеческой жизни, который побуждает к действию, ибо он подталкивает человекак ревности Божией и к непрестанному усовершенствованию «в меру полного возрастаХристова» [15]. В то же самое время страх Божий защищает человека от всякогоиного страха. Тот, кто не верует в Бога, не способен развить в себеблаготворный страх Божий и боится всего другого: болезни и смерти, нищеты иголода, других людей, иногда и собственной тени. Замечательно говорил святойИсаак Сирин [16]: «Пока живет человек неподобающе, он ощущает страх передсмертью. Если приблизится он в жизни своей к Богу, то приобретет спасительныйстрах перед судом Его. А когда человек полюбит Бога, то его любовь погасит обапрежних страха».
Нашнарод всегда ценил священнический сан, но и смотрел на него под особым угломзрения. За исключением мрачных лет от 1945 до 1975 год, когда на нашей землегосподствовала марксистская идеология безбожия и грубая атеистическая пропаганда,в период, когда духовных лиц пошло высмеивали и разными способами унижали, арестовывали,осуждали и даже убивали, священник в сербском народе от зарождения этого народа,точнее, со времен святого Саввы, когда ранее принятое христианство в первый разутвердилось фундаментально, всегда был и остается духовным отцом, учителем исоветчиком сербскому человеку и в добрую минуту, и в различных неприятностях, настигающихего. Именно тот факт, что священник и сам имеет жену и детей, а значит знает иделит с народом каждодневные заботы и радости реальной жизни, и в то же времяпредставляет собой посредника и народного заступника перед Богом (так кактаинством священства богословски подготовленное лицо введено в особый чинБожьего посланника на Земле), позволяет духовному пастырю занимать срединноеположение в небесной и земной иерархиях. Он – тот Божий угодник, которыйпознает и небесные, и земные законы, и тем самым он помогает Богу в исправленииискривленных путей человеческих, каковыми их делает грешная и падшая природачеловека. Поэтому и не существует более возвышенной и бескорыстной любви, чемта, которую испытывает в своей жизни верующий по отношению к доброму ирадетельному пастырю Христову.
Еслимы все же попытаемся кратко описать главные препятствия, которые могли бывозникнуть перед верующим человеком из-за священника (а того, кто только ищетверу, такой священник мог бы отвратить от веры), то в этом случае мы насчиталибы семь главных психологических препятствий: а) духовник, сомневающийся в Боге;б) (духовник), который не вступает в постоянную борьбу, чтобы победить в себе«смертные грехи» (особенно гордость, зависть, сребролюбие, похоть, чревоугодие);в) (духовник), который чрезмерно строг по отношению к пастве («Благо тем, ктострог к себе, но благ к другим», – говорит свт. Иоанн Златоуст); г) (духовник),который вяло и слишком снисходительно относится к своей пастве ипопустительствует ее ошибкам (грехам), изьянам и порокам; д) (духовник), которыймеханически и «по-чиновьичьи» исполняет свои религиозные обязанности; е)(духовник), который недостаточно или неправильно толкует христианскоеправославное учение; ж) такой священник, который не нашел «золотую середину»между заботой и любовью как по отношению к вверенной ему пастве, так и поотношению к собственной семье, и пренебрегает одной за счет другой.
Неследует также забывать, что частая, излишняя, да и просто несправедливаякритика людей (верующих и, особенно, неверующих), направленная в адрес личностисвященника и его поступков, во многих случаях есть только проекция собственныхнеосознаваемых пороков и предлог, чтобы сохранить атеистическое мировоззрениеили равнодушное отношение к религии и Богу.
Список литературы
1.Летич Дмитрий (1891–1944) – сербский политический деятель. Проповедовал единствобалканских народов на основе религиозных и монархических взглядов.
2.Пробабилизм (от лат. ргоbabilis – 1) достойный одобрения, порядочный; 2) с чемможно согласиться, т. е. вероятный, правдоподобный) – этическое учение, получившеераспространение в Католической Церкви; рассматривает роль человеческого мненияв процессе нравственного выбора христианина.
3.Ионеско Эжен (1909–1994) – французский драматург. Один из основателей «театраабсурда». В своих пьесах выступал против тоталитаризма.
4.Павлов Иван Петрович (1849–1936) – русский физиолог, автор учения о высшейнервной деятельности. Лауреат Нобелевской премии по медицине.
5.Компульсия (от лат. compulsare – сильно толкать, бороться) – симптом, наблюдающийсяпри некоторых невротических заболеваниях (невроз навязчивых состояний) ивыражающийся в чувстве настоятельной необходимости для человека выполнятькакие-либо ритуальные действия.
6.Упоминания о детях и о Царствии Небесном в едином контексте неоднократновстречаются в Новом завете. См., например: Мф. 18, 2–5; Мк. 9, 36; 10, 15; Лк.9, 47; 18, 17.
7.По мысли автора, инфантилизм в вере (т.е. примитивные, незрелые религиозныепредставления, установки и переживания), присущий отдельным христианам, имеетмного общего с языческой религиозностью.
8.Тип личности, который характеризуется не связанным с какими-либо внешнимипричинами (событиями) колебанием настроения (циклом) от приподнято-оживленного(гипоманиакальная фаза) до уныло-мрачного (субдепрессивная фаза).
9.Устаревшее название биполярного (циклического типа) психоза (а также близкихему заболеваний, связанных с расстройством эмоциональной сферы человека) –тяжелого психического заболевания, при котором смена фаз психической активности(маниакальной или гипоманиакальной) и депрессии (субдепрессивной) имеет чертыглубокой патологии.
10.Приватный (от лат. privatus – частный) – касающийся отдельного лица. Частная(приватная) вера как социальный феномен связан, во-первых, с индивидуализациейрелигиозности через протестантизм, во-вторых, с процессом секуляризации жизни(феномен светского государства), в-третьих, с «атомистической революцией»(Ницше) и «бегством» современного человека в мир частных интересов, идей иценностей.
11.Анксиозный (от лат. anxius – боязливый, беспокоящийся, мнительный, озабоченный,тревожный) – тревожный; термин психологии и психиатрии, который описываетсостояния тревоги и страха как синдром, характеризующий боязливую (тревожную)личность.
12.Шизоид (букв. шизоподобный, т.е. похожий на шизофреника) – тип личности, характеризующийсявысокой замкнутостью, уходом в мир собственных идей и чувств, а такженеожиданностью в поведении.
13.Vita active et vita contemplative (лат.) – жизнь деятельная и жизньсозерцательная.
14.Мф. 22, 21.
15.Еф. 4, 13.
16.Преподобный Исаак Сирин Ниневийский (VII в.) – великий христианскийписатель-аскет, жил в Сирии в VII в. Оставил много сочинений на сирийском языке,как то: о судах, благочинии, о божественных тайниках и о духовном управлении, известныхпод названием монашеского правила. Содержание всех его поучений – анализразнообразных состояний праведности и греховности и способов христианскогоисправления и самоусовершенствования.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru