ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ«ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ» И АВТОКЕФАЛИИ
(Краткая справка)
Нынешнее состояние Православия вУкраине крайне тревожно. Если раньше раскол Украинской Церкви и противостояниеразличных ее частей представляло собой угрозу только гражданскому миру внутрисамой Украины, то сейчас подобный раскол грозит разделить все ВселенскоеПравославие, и именно по причинам, связанным с жизнью нашей Церкви и событиямивокруг нее. В этом случае наша Церковь окажется в самом центре мировогораскола, полем, на котором разворачиваются его битвы, и его последствия больнеевсего скажутся на ней и на всем нашем народе.
К сожалению, в мире поканедооценивают эту опасность и мало знакомы с проблемами, возникшими вокругУкраинской Православной Церкви. Данная справка имеет целью кратко ознакомить ссовременным состоянием Православия в Украине и возникшими в нем проблемами,которые сегодня стали проблемами Вселенского Православия.
Чтобы понять характер этихпроблем, необходимо обратиться к событиям последних лет перестройки и первыхлет независимости.
До последних лет советской властив Советском Союзе легально функционировала единственная массовая православнаяцерковь — Русская Православная Церковь (РПЦ), представленная в Украине своимЭкзархатом. В первые годы советской власти существовала еще УкраинскаяАвтокефальная Православная Церковь (УАПЦ), созданная в 1921 году, но не имеющаяканонического статуса и не признанная никакой из Православных Церквей.Первоначально советская власть поддерживала УАПЦ как альтернативу болеевлиятельной, а потому нежелательной РПЦ, но потом начала интенсивноепреследование «националистической» УАПЦ и в 1930 году окончательно ееликвидировала. Приходы УАПЦ остались только в эмиграции, главным образом — вСША и Канаде.
В последние годы перестройки взападном регионе началось движение за восстановление УАПЦ, окончившееся ееофициальным провозглашением на Соборе в июне 1990 г. На II Соборе УАПЦ в ноябре1991 г. Патриархом был избран 92-летний Мстислав (Скрыпник), митрополитзарубежной УАПЦ с резиденцией в США.
Одновременно в руководствеУкраинским Экзархатом РПЦ росли стремления к обретению большейсамостоятельности. Московская Патриархия. идя навстречу этим стремлениям, в 1991г. предоставила украинской церкви большую автономию и преобразовала УкраинскийЭкзархат в Украинскую Православную Церковь — УПЦ) — остающуюся, естественно, вканоническом единстве с Московским Патриархатом. Однако, это не удовлетворилопредстоятеля УПЦ Митрополита Филарета (Денисенко), который обратился к СинодуРПЦ с просьбой о предоставлении автокефалии. Между тем, сам Филарет, будучифигурой достаточно одиозной в глазах священнослужителей и верующих, сумелвосстановить против себя подавляющую часть церковной иерархии в самой Украине.На Архиерейском соборе РПЦ в апреле 1992 г. был поставлен вопрос о егонесоответствии сану. и он вынужден был сделать заявление об отставке.Архиерейский Собор УПЦ в Харькове в мае того же года низложил его и лишил сана,а предстоятелем Церкви и Митрополитом Киевским и Всея Украины избрал Владимира(Сабодана).
Вместе с тем, идея автокефалииоказалась очень заманчивой для государственных властей Украины во главе спрезидентом Л. Кравчуком, а также для политиков национал-патриотическойориентации. Она открывала возможность поставить Церковь на службу«государственным интересам» и использовать ее как средстводополнительного влияния на массы. Заручившись поддержкой властей, Филаретотождествил себя с идеей автокефалии, яростным гонителем которой был до сихпор, отказался уходить в отставку и не признал правомочными решенияХарьковского Собора. После этого он провозгласил автокефалию УПЦ. которую онякобы возглавляет, а в июне 1992 провел Всеукраинский Православный Собор, где былообъявлена о соединении УПЦ и УАПЦ в новую церковь под названием УкраинскаяПравославная Церковь Киевский Патриархат (УПЦ-КП). Предстоятелем этой церквибыл избран патриарх УАПЦ Мстислав, заместителем предстоятеля — Филарет. Сам жеМстислав, отсутствовавший на соборе и не дававший согласия ни на объединениецерквей, ни на свое избрание, заявил о недействительности этого объединения,ликвидировавшего УАПЦ. В январе 1993 г. архиерейское собрание епископов,духовенства и мирян УАПЦ во Львове заявило о независимости от УПЦ-КП и овоссоздании УАПЦ во главе с Патриархом Мстиславом. (Она была признанагосударством только в 1995г.)
Таким образом, с начала 1993 г. вУкраине функционируют три православные юрисдикции: УПЦ, УПЦ-КП и УАПЦ. (УПЦввиду неканоничности двух других юрисдикций не называет их Церквами; мы,однако, для краткости будем их так называть.) Они заметно различаются по числуверующих. Так на 1 января 2000 г. УПЦ имела 8403 зарегистрированных общин(70,9% от всех православных), УПЦ-КП — 2471 общину (20,8%), УАПЦ — 988 общин(8,3%). На сегодня предстоятелем УПЦ остается Митрополит Владимир.Предстоятелем УПЦ-КП и Патриархам Киевским и Всей Руси-Украины стал (в октябре1995 г.) Филарет. Местоблюстителем патриаршего престола УАПЦ избран в феврале2000 г.) Митрополит Тернопольский и Подольский Мефодий (Кудряков).
В течение всего времени отношениятрех православных церквей отличались высокой степенью противостояния, чтоповышало уровень конфликтности во всей Украине. В роли главного инициаторамежправославного конфликта выступала УПЦ-КП, рассматривающая УПЦ как своегоглавного врага, которому она объявила непримиримую войну. В силу этого именноэти две церкви являются основными сторонами межправославного конфликта. УАПЦ,как правило, старалась воздерживаться от резких выпадов в адрес двух другихцерквей и способствовать снижению общего уровня конфликтности.
В первые годы своего существования(еще в период президентства поддерживавшего ее Кравчука) УПЦ-КП практиковаласиловые действия и захваты храмов, прежде всего, принадлежащих УПЦ. Так боевикинационал-радикальной военизированной организации УНА-УНСО захватили и передалив распоряжение УПЦ-КП кафедральный Владимирский Собор в Киеве; они жепредпринимали попытки штурма православной святыни — Киево-Печерской Лавры. Виюле 1995 г. попытка захоронения Патриарха УПЦ-КП Владимира (Романюка) натерритории Софийского Собора привела к столкновению боевиков УНА-УНСО сотрядами ОМОНа, в результате чего пострадали мирные граждане.
Пропагандистская кампания УПЦ-КПпротив УПЦ отличалась крайней агрессивностью и непримиримостью и носилахарактер политических обвинений. Длительные действия УПЦ-КП во главе с ееоснователем Филаретом против Украинской Православной Церкви привели к тому, чтоАрхиерейский Собор РПЦ в феврале 1997 г. отлучил Филарета от Церкви.
Главными для всех трехправославных церквей остаются проблемы будущего Украинского Православия:восстановления единства Церкви и обретения автокефалии. Все три церкви заявляюто стремлении к единству, но способы его восстановления видят по-разному. Ещеболее они различаются в отношении к перспективе автокефалии.
УПЦ разделяет эти два вопроса,рассматривая их как вопросы канонические, вопросы устройства церковной жизни.Единственную возможность восстановления единства она видит в возвращении в еесостав двух неканонических церквей после их покаяния. Относительно обретенияавтокефалии ее точка зрения сводится к тому, что, во-первых, такое обретениевозможно только каноническим путем из рук Церкви-Матери, т. е. РПЦ; во-вторых,на сегодня вопрос об автокефалии не актуален и снят с повестки дня. Соображениео нецелесообразности автокефалии в нынешних условиях аргументируетсяотсутствием единства мнений по этому поводу среди духовенства и мирян идискредитацией в их среде самого понятия «автокефалия» в результатераскольнических действий Филарета; таким образом, сама постановка вопроса обавтокефалии могла бы привести к новому расколу внутри самой УПЦ. Вместе с темУПЦ уже сейчас ставила перед Церковью-Матерью вопрос о предоставлении ейофициального статуса автономии; однако Архиерейский собор РПЦ в августе 2000 г.отложил рассмотрение данного вопроса, мотивируя это отсутствием приемлемого длявсех Православных Церквей механизма предоставления автокефалии.
УПЦ-КП ставит вопросы объединенияцерквей и автокефалии как политические; для нее это средство укрепленияУкраинского государства, торжества «национальной идеи» и т. п. Именнопотому эти идеи встречают такую широкую поддержку идеологов и политиков,включая самых высокопоставленных. УПЦ-КП настаивает на том, что объединение вЕдиную Поместную Церковь должно произойти как можно быстрее на ОбъединительномСоборе, в котором все три церкви примут равное участие без каких-либопредварительных условий. На том же Соборе Поместная Церковь заявляет о своейавтокефалии. Ввиду несогласия УПЦ на такой сценарий, УПЦ-КП и ее сторонникинастаивают на том, что власти Украины должны принудить ее к этому. (ПозицияУАПЦ близка к этому, но носит более миролюбивый характер: говорится ожелательности Объединительного Собора, но нежелательности давления со стороныгосударства.) В сегодняшней Украине вопрос об объединении церквей стал пробнымкамнем для определения церковных симпатий той или иной политической силы.Сторонники УПЦ-КП, используя термин «объединение», связывают с нимименно тот сценарий его реализации, который был изложен выше. Их противники небез основания считают, что рассмотренный сценарий включает также главенствующуюроль УПЦ-КП в объединенной церкви, включая притязания Филарета на должность еепредстоятеля.
В течение длительного времениУПЦ-КП не удавались реальные шаги для реализации замысла объединения по своемуплану. Препятствием служила прежде всего единодушная позиция ПоместныхПравославных Церквей, заключающаяся в признании УПЦ как единственнойПравославной Церкви и объединения вокруг нее как единственного способавосстановления единства Украинской Церкви. Такую позицию поддержал, вчастности, Вселенский Патриарх Варфоломей І на встрече с Московским ПатриархомАлексием II в сентябре 1997 г. Оказавшись в изоляции от ВселенскогоПравославия, руководство УПЦ-КП сочло наилучшим вариантом открытопротивопоставить себя ему. Его иерархи озвучивают идею создания структуры,альтернативной Вселенскому Православию, включающей все неканоническиесамопровозглашенные церкви, своего рода «интернационал раскольников»,во главе с Киевским Патриархатом. Была открыто провозглашена идея формированиядвух «самодостаточных семей поместных православных Церквей» и Киевакак третьего центра Православия, противостоящего Константинополю и Москве.
Ситуация резко и неожиданноизменилась в 2000 г., толчком для чего стало установление контактов УПЦ-КП сВселенским Патриархом. Информация о характере и результатах этих встреч состороны Вселенского Патриархата поступала крайне скупо, а от УПЦ-КП и близкихей источников — весьма обширно. Воздерживаясь от оценок достоверности этихсообщений, излагаем их так, как они подавались украинской печатью,поддерживающей УПЦ-КП. Было сообщено, что представители УПЦ-КП и УАПЦ обратилиськ Патриарху Варфоломею с просьбой оказать содействие в создании единойПоместной Православной Церкви в Украине, заявив при этом о признании Украиныканонической территорией Вселенского Патриархата. Варфоломей подтвердил желаниеКонстантинопольской Церкви решить проблему Украинского Православия и заявил,что Украинская Православная Церковь имеет право на автокефалию. Несколько позжесообщалась, что с Варфоломеем І встретилась делегация украинского парламента,передавшая ему обращение с поддержкой намерений Патриарха содействоватьобъединению Украинского Православия. Патриарху было передано также приглашениеукраинского парламента и Президента Л. Кучмы посетить Украину. По украинскимданным, Патриарх заявил на приеме: «Если Москва откажется принять необходимоерешение, Вселенский Патриархат единолично решит вопрос каноничности УкраинскойЦеркви». Сообщалось также о намерении Патриарха Варфоломея посетитьУкраину в мае и принять участие в работе Собора, на котором произойдетобъединение УПЦ-КП и УАПЦ. Представители УПЦ-КП выражают надежду, что на этотСобор он привезет Томос, дарующий вновь образованной Поместной Церквиавтокефалию.
Мы не беремся оцениватьдостоверность этой информации. Тем не менее, если все произойдет именно так,нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Для ВселенскогоПравославия это раскол, сравнимый с расколом Единой Церкви на Православие иКатоличество. Очевидно, Москва никогда не признает право Константинополясоздавать Церковь на канонической территории РПЦ, как бы ни относиться кпонятию «каноническая территория». Между Москвой и Константинополемнаступает полный разрыв канонического общения. Остальные Поместные Церквиначинают разделяться по признаку ориентации на один из двух основных центровПравославия.
На территории Украины оказываютсядве церкви, относящиеся к сферам влияния двух враждующих центров. Учитываясильнейший конфронтационный заряд УПЦ-КП, мир между ними невозможен. УПЦ-КП,почувствовав возросшую силу, возобновит захваты храмов. Она все более будет приобретатьхарактер государственной церкви, а само государство в этом конфликте — все чащестановиться на ее сторону. В этих условиях легко прогнозировать рост настроенийи действий протеста на Востоке и Юге, традиционно рассматривающих УПЦ как«свою» церковь, переходящий в своего рода «религиознуювойну» с поправкой на условия ХХI века.
Очевидно, насколько такое развитиесобытий было бы трагичным и для Вселенского Православия, и для Украины.
Список литературы
Белецкий М.И., Киевский центр политических исследований иконфликтологии. «Православная церковь в Украине: проблемы»объединения церквей" и автокефалии"