Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама "Внутри горы бездействует кумир…"

«Внутри горыбездействует кумир…»
 
Внутри горы бездействует кумир
В покоях бережных, безбрежных исчастливых,
А с шеи каплет ожерелий жир,
Оберегая сна приливы и отливы.
Когда он мальчик был и с нимиграл павлин,
Его индийской радугой кормили,
Давали молока из розоватых глин
И не жалели кошенили.
Кость усыпленная завязанаузлом.
Очеловечены колени, руки,плечи,
Он улыбается своим тишайшимртом,
Он мыслит костию и чувствуетчелом
И вспомнить силится свой обликчеловечий.

Анализстихотворения О. Э. Мандельштама
«Внутригоры бездействует кумир…»
Белов Андрей (Череповец)
      Стихотворение было написанов период с 10-го по 26-е декабря 1936-го года, т. е. оно входит во «вторуюворонежскую тетрадь», создававшуюся О. Э. Мандельштамом в исключительно тяжелыхусловиях и ставшую одной из лучших книг (так – книгой – назвал ее Б. Л.Пастернак) поэта. (По воспоминаниям Н. Штемпель, Мандельштам, будучи вВоронеже, говорил: «…если вам есть что сказать, скажете при всехобстоятельствах и вместо десяти нудных томов напишете один»[1].)
      Текст этот интересен тем,что допускает огромное количество разнообразных, даже взаимоисключающих,интерпретаций. Можно проанализировать его имманентно, действительно какстихотворение о неком кумире, сделанном из слоновой кости, а можно, например, итакое толкование существует, увидеть здесь намек на фигуру Сталина, скрытого закремлевскими стенами, «в покоях бережных», и пытающегося «вспомнить свой обликчеловечий» и т.д.
      Стихотворение состоит изтрех строф, первые две из которых равны по своему объему (четверостишия), впоследней же – добавлена одна дополнительная строка (aBaaB),что сделано автором, в частности, именно для создания эффекта концовки (такойприем часто используется в финальных строфах). Задержанная во времени,завершающая стихотворение строка звучит более убедительно, тем более, чтострока эта необычайно важна для смысла текста в целом (ее, метафорическиговоря, вес больше веса других стихов).
      Последняя строкадиссонирует со всем остальным текстом, посвященным описанию, в принципе,счастливой жизни: сначала жизни бездействующего кумира, у которого «с шеикаплет ожерелий жир», затем дается ретроспективное обращение к его детству («сним играл павлин», «его индийской радугой кормили»), и вновь – синхронноеповествованию описание статуи («улыбается своим тишайшим ртом»). Завершающая жестрока как бы сбивает читателя с толку: для нас так и остается непонятным,доволен кумир своею бездеятельной жизнью или нет, почему он «вспомнить силитсясвой облик человечий»? По всей видимости, у кумира никогда человеческого обликаи не было (детство его – это детство статуи: ему «давали молока из розоватыхглин», «не жалели кошенили»), но опять же неясно, как эта черта егохарактеризует: придает она трагический оттенок стихотворению, или, возможно,сатирический? В тексте прямого ответа на данный вопрос мы не найдем.
      С точки зрения ритмики стихотворениетакже достаточно интересно. Оно написано ямбом, преимущественно шестистопным,однако строгой заданности количества стоп в строке в нем нет, размер стихаменяется: 1. 5656; 2. 6564; 3. 66666. Среднее количество языковых ударений настроку – четыре, т. е. в стихотворении имеется большое количество пиррихиев, ив целом оно, конечно, несколько тяготеет к акцентной системе (хотя это лишьтяготение, не более).
      Язык стихотворения – оченьнасыщенный, образные. Автор использует метафорические эпитеты («покоибережные»), метафоры («ожерелий жир», «сна приливы и отливы»), необычно яркиесочетания слов, позволяющие ему многократно усилить эстетическое воздействие начитателя («кость усыпленная завязана узлом» и др.).
      Стихотворение «Внутри горыбездействует кумир…», безусловно, является одним из шедевров О. Э. Мандельштамаи одной из загадок его творчества, причем загадка эта, на самом деле,заключается, в большей мере, не в идейном содержании текста и не в еготворческой истории, тоже по-своему интересных (о чем было сказано выше), но впластике и совершенстве поэтического языка О. Э. Мандельштама, точнее – вудивительном и таинственном для нас способе достижения этих пластики исовершенства, в том впечатлении, которое за их счет создается.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.