Реферат по предмету "Религия и мифология"


Прометей

Прометей(P r o m h q e u z) · сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея — океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанидаАсия). Братья титана — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии),Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры).Среди его детей Девкалион (сын Прометея и Пандоры), супруг Пирры (дочериЭпиметея и Пандоры).  
ИмяПрометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (впротивоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому заднимумом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-,«размышлять», «познавать».  
Вобразе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегосяв балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометейолимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаическогобожественного покровителя племени (согласно Apoll. Rhod. III 1086, Эллин — сынДевкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Онсохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в системуродственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии,противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольновступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самымпротивопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняетнезависимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтоническогопроисхождения (по его собственным словам, он — сын Геи — Земли, отождествляемойс Фемидой, Aeschyl.Prom. 209-210). Мудрость, полученную им от своихпрародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсоми осилить его хитростью, 211-218), дерзость, граничащую с ловким обманом, ониспользует, покровительствуя жалкому роду людей, создателем которых он являетсяпо целому ряду свидетельств.  
Прометейдействует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе еетрудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времен» (Aeschyl.Prom. 151). Недаром он, несмотря на свое небывалое превосходство надхтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом(347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает чертымудрости, в которой нуждается сам Зевс.  
Сдругой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двухсоздателей человечества и носителей справедливости — Прометея и Зевса. ПоэтомуПрометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чистофизически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой онпревосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшегособой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубымиприемами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верхблагодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимостисвоих союзников — сторуких (219-221).  
Мифыо Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами,установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания родачеловеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество самвылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да еще создал ихсмотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал этоПрометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, естьуказания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли изсмеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределитьспособности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так какистратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей долженбыл позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, ачеловек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадет«премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огняникто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденногоим из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству техническийпрогресс; Plat. Prot. 320 d -321 е). Согласно Эсхилу (Prom. 506), «всеискусства у людей от Прометея», причем, оказывается, что он наделилразумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строитьдома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать,различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504).  
Однаков других источниках о роли Прометей в культурном развитии человечества даже неупоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а такженравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностьюЗевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей несумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). He сумел он им вложить стыд и правду, которые ввел среди людей Зевс черезГермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс непожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.  
Известенмиф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп.Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион и Пирра (т.е. сынПрометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе заспину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принялучастие в создании рода человеческого. Это именно он осмелился пожалеть людей идобыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566).  
Вмифах Прометей — благодетель человечества, созданного при его участии, иснисходительный покровитель своих созданий в еще догероическую пору, Зевс же — неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к ихничтожеству. Зевс — родоначальник поколения героев развитого патриархата, вкотором Прометей займет очень скромное место рядом с крупнейшими фигурамиГефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнем, причемГефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom.XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. ИменноПрометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (PlotinIV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg.Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за своиблагодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249)или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевссбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе.  
Прометейвселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидетьсвою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности изабвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей — это древний культурныйгерой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость истрадание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования нелучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром,- заслуга Прометея, обманувшегоЗевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношениябогов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обманПрометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и самого титана:результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманомдобывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован кгорам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневновырастающую вновь (Apollod. I 7, 1).  
Вотместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницубед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителемдревней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведет крождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознает, что властьЗевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля«трехликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom.515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея вобмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сынаГеракла, чтобы, освободив Прометея, тот еще больше прославил себя (Hes. Theog.527-531).  
ОсвобождениеПрометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавраХирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, ониспытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хиронпредлагает Зевсу отдать Прометею свое бессмертие (Apollod. II 5,4). Покасовершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в миреклассического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплываявблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258).  
ОсвобождениеПрометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственныеблагодеяния людям совершаются еще до рождения великих героев. В эпоху жеТроянской войны Прометей — уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает онем (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователявсех благ и покровителя героев).  
УГесиода Прометей — хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без основанийим наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации),который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде однойчасти «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), — попыткав конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее,архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми ибогами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода.  
Прометейтак и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными дляформирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античностисуществовала традиция осудительного изображения Прометея, причем она принадлежитримским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман»,принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3,27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и«безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, иотсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12). 
Следыкульта Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, ноэто сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). УПавсания сохранилось сообщение о том,- что в Афинской академии был жертвенникПрометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажженными факелами,которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30,2). В Афинах проходилипразднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьимпокровителем он был. Они устраивали бег с факелами, зажженными от жертвенникаПрометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях иГефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестияхвыступали хоры мужчин и мальчиков.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта greekroman.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :