Однимиз главных впечатлений человека, впервые попавшего в Найроби, столицу Кении,является обилие вывесок с названиями различного рода церквей и религиозныхобщин. Кого здесь только нет: и католики, и лютеране, и англикане, и баптисты,и адвентисты, и пятидесятники, и, конечно, свидетели Иеговы, а также массадругих, порой очень экзотических сект, название которых вообще встречаешьвпервые. Кажется, нет в мире такой церкви или религиозного движения, которое небыло бы представлено здесь. И, конечно, между ними идет напряженная борьба зато, чтобы привлечь к себе как можно больше народа. Воистину, перед кенийцамистоит очень трудный выбор: таблички с названиями различных церквей встречаешьиногда чаще, чем с названиями магазинов.
Почисленности, без сомнения, лидирует католическая церковь. В условиях крайнейбедности, часто голода, когда на улицах запросто можно встретитьбеспризорников, когда жизнь даже по западным меркам дорога, а доходы большинстваничтожны, оказание помощи в виде постройки госпиталей, школ, детских домов идругих благотворительных заведений часто играет решающую роль в выборе церкви.И именно католическая миссия вкладывает наибольшие деньги в оказание социальнойпомощи. К сожалению, реальность такова, что в современной проповеди Евангелия,и особенно в Африке, одну из важных ролей играет экономический фактор,финансовая мощь миссии. Многие африканцы идут в ту церковь, где они могутполучить наибольшую материальную помощь. Однако, далеко не все. Очень многиевсе же искренне ищут истины и находят ее в Православии.
Православиепоявилось в Кении в начале XX-го века, когда сюда приехали жить первыегреческие переселенцы. Для их нужд Александрийская патриархия время от времениприсылала священников. Однако Православие тогда практически не выступало зарамки греческой общины, и миссии как таковой еще не существовало.
Ситуацияизменилась лишь к 40-м годам, когда Православие стали принимать местные жители.Тогда, в 1946 г., при Александрийском патриархе Христофоре (1939-1967 гг.) былаучреждена митрополия Иринуполя, которая охватила собой Танзанию, Кению иУганду. Ее кафедра находилась в Дар-эс-Салааме (по-гречески: Иринуполь — “ГородМира”), столице Танзании.
Дальнейшаяистория митрополии теснейшим образом связана с именем Архиепископа и первогопрезидента Кипра Макария ІІІ (1950-1977). В 1956 г. за участие восвободительной борьбе киприотов против колониализма он был выслан английскимиколониальными властями на Сейшельские острова. В это же время за своеосвобождение от колониального господства Британии боролась соседняя сСейшеллами Кения. Ее будущий первый президент Мзее Йомо Кеньятта (1964-1978)тоже одно время, как и Макарий, находился в британской ссылке. КипрскийАрхиепископ, посетив эту страну, поддержал ее освободительную борьбу. Это сталоосновой для последующей крепкой дружбы между двумя президентами. Поэтому, когдаМакарий еще раз в 1971 году приехал уже в свободную Кению, президент Кеньяттаподарил Православной Церкви большой участок земли в Рируте – пригороде Найроби.На средства Кипрского Архиепископа здесь было построено здание митрополии, икафедра была перенесена из Дар-эс-Салаама в столицу Кении. На его же средствабыла построена техническая школа, подаренная затем Церковью государству, иправославная семинария, получившая имя своего основателя. Она началадействовать в 1982 году, когда местоблюстителем митрополичьей кафедры былАнастасий (Яннулатос), ныне Архиепископ Тираны и всея Албании.
Стех пор Митрополия значительно развилась и в данный момент насчитывает свыше200 приходов, около 100 священников, и охватывает собою три государства: Кению,Танзанию и Сейшельские острова. Общая численность православных здесь колеблетсямежду 250 и 300 тысячами человек.
Средииерархов, занимавших Кенийскую кафедру, можно назвать нынешнего патриарха ПетраVII, который одно время был здесь экзархом, а также митрополита Иринея,являющегося сейчас Главным Патриаршим Секретарем и митрополитом Пилусийским.Викарным епископом Рируты до последнего времени был нынешний митрополитЗимбабве Макарий. В 1997 году Кенийскую кафедру занял митрополит Серафим.
Какуже было сказано, с 1982 г. в Найроби действует семинария имени КипрскогоАрхиепископа Макария ΙΙΙ. Она имеет всеафриканское значение – вее стенах проходят обучение будущие клирики и катихизаторы из многихафриканских стран. За время своего существования она выпустила около 200человек. Характерной чертой этой семинарии, отличающей ее от другихбогословских учебных заведений, является то, что студенты здесь совмещают учебус катихизаторской деятельностью. Каждое воскресение все они разъезжаются посвоим приходам, где учат народ основам веры. А вечером за ужином каждый из нихпо очереди встает и рассказывает о том, где и с какими результатами проповедовал.Вот лишь один пример.
О.Павел рассказывает о том, как вместе с двумя другими семинаристами ездил за 500км от Найроби в сторону границы с Танзанией и нашел, что местные жители вколичестве около 5000 человек готовы принять Православие. Нужно лишь назначитьтуда постоянного священника и закончить строительство храма, вокруг которогомогла бы сконцентрироваться жизнь новой общины…
Итаких впечатляющих рассказов, чем-то напоминающих перво-апостольские времена,множество. Православие очень близко африканской душе, и местные жители срадостью принимают слово православных пастырей и катихизаторов. Африка имеетвсе предпосылки для широкого принятия Православия. Вот некоторые из них.
Еслимы говорим, что неотъемлемой чертой Православия является община, собраннаявокруг Евхаристической трапезы, и в этой общине ее члены, благодаря участию вЕвхаристии, приобретают единый ум и единую душу, то у африканцев поразительносильно развито чувство общинности. И их единодушие ни в чем другом непроявляется так выразительно, как в совместном пении и танце, которые являютсядля них не развлечением или отдыхом, но способом жизни и общения. Кажется,обсуждать друг с другом какие-либо вопросы для них менее интересно, чемсоединяться в единое целое в едином ритме пения и движений. Далее, Православиевзывает прежде всего к сердцу, а потом к уму. Это тоже очень близко африканцам.Православие глубоко эстетично — и это тоже привлекательно для африканцев, укоторых, как известно, особые эстетические запросы. И таких точек совпаденияможно привести множество.
Православиепривлекает также тех, кто уже был католиком или протестантом. Вот один изпримеров. Студент семинарии диакон Димитрий рассказывает, что с детства онпосещал католический храм. Однако однажды на уроке истории в школе вместе склассом они проходили разделение церквей 1054 года. Православию в учебнике былопосвящено всего несколько слов, тогда как католичеству – целая глава. Тем неменее его заинтриговал тот факт, что существует еще одна церковь, имеющая связьс апостольскими временами. Он попытался больше узнать о Православии. Затемоказалось, что его дядя, живший в другом селении, был православным диаконом. Онмного рассказал своему племяннику о Православии. Затем будущий о. Димитрий радилюбопытства решил посетить православный храм. И вот тут, когда он оказался забогослужением, Православие для него открылось в своей полноте: он не знал, гденаходится – на небе или на земле. После этого он решил стать православным…
Характернойчертой африканского Православия является то, что в жизни общины хотятучаствовать все. Во время богослужения вместе с хором поют все присутствующие вхраме. Затем после литургии никто не расходится, но все остаются в храме иначинают петь христианские гимны на традиционные народные мотивы. Делают ониэто не по принуждению или ради того, чтобы показать свое искусствоприсутствующему епископу, но для себя. Матери тут же на месте кормят своихгрудных детей и затем вновь включаются в совместное пение.
Другимспособом участия в приходской жизни являются воскресные школы, в которых дети имолодежь под руководством учителей разучивают христианские гимны, инсценировки,а также, конечно, изучают на доступном им уровне Православие. Раз в год вмитрополии проводится конкурс воскресных школ. Каких талантливых детей здесьможно встретить!
Конечно,далеко не все в африканском православии так гладко – существует также множествопроблем. Часто понимание Православия у африканцев не очень глубоко и ссылки намистический опыт почти не вызывают ответа. Однако, этому есть свои объяснения –в Африке, например, нет ни одного монастыря. Также тут сказывается отсутствиетрадиционной православной культуры (кстати, именно здесь оцениваешь ее значениев духовной жизни человека).
Темне менее, у африканцев есть главное: ревность к вере и любовь ко Христу и ЕгоЦеркви, которая выражается в том числе в том факте, что основную миссию в делепроповеди Евангелия и распространения Православия несут сами африканцы:практически все священники и катихизаторы митрополии – из местных жителей. Онисами крестят новых членов Церкви, организовывают общины, учат своих детей ввоскресных школах.
Список литературы
1. Сергей Говорун. Православие в Кении.