Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Расчет стандартных посадок для подшипников скольжения, червячного колеса и вала

Содержание
1. Исходные данные
2. Постановка задачи
3. Задание:
4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения.
4.1 Теоретические сведения
4.2 Расчет и выбор посадок подшипников скольжения
5. Расчет и выбор посадок с натягом для соединениязубчатого венца со ступицей
6. Расчет и выбор переходных посадок для соединениячервячного колеса с валом
7. Размерный анализ
8. Расчет параметрического ряда
9. Вывод
1. Исходные данные
Исходными даннымиявляются:
-              конструкциямеханизма, задаваемая сборочным чертежом;
-              номинальныеразмеры деталей, подлежащих расчёту соединений, определяемые по сборочномучертежу с учётом масштаба изображения; масштаб изображения в свою очередьопределяется заданием одного из размеров – диаметра шейки вала в подшипникескольжения с заданным обозначением;
-              нагрузочныепараметры и условия работы;
-              диапазон и числочленов параметрического ряда механизма;
-              материалзубчатого венца – бронза, ступицы червячного колеса – чугун.
2. Постановка задачи
Совершенство конструкции машин и механизмов во многом зависитот обоснованности решений по вопросам характера соединений (посадки) и точностигеометрических параметров деталей, которые непосредственно влияют нанадежность, мощность, производительность и другие эксплуатационные показателимашин и механизмов в целом. Вместе с тем требования по точности размеровдеталей влияют на производительность и экономичность процессов их обработки приизготовлении. Поэтому решения по указанным вопросам должны быть обоснованными иучитывать как требования по качеству изделий, так и технические требования. Втеории взаимозаменяемости разработаны расчетные методы обоснования такихрешений, применяемые в курсовой работе. Вместе с методическими указаниямистуденту выдаются два чертежа-копии – сборочный чертеж механизма и чертеждетали.
3. Задание:
1. Рассчитать и выбрать посадки дляследующих соединений заданного на чертеже механизма:
-       соединение валачервячного колеса с отверстием вкладыша подшипника скольжения или соединенияподшипника качения по внутреннему кольцу с валом червяка и наружного кольца сотверстием в корпусе;
-       соединениезубчатого венца червячного колеса со ступицей;
-       соединениечервячного колеса с валом.
2. Рассчитать допуски заданной нижеразмерной цепи, участвующей в обеспечении допуска на смещение средней плоскостичервячного колеса: выявить производныеразмерные цепи.
Допуск на смещениесредней плоскости червячного зацепления задать в технических требованиях насборочном чертеже.
3. На чертеже валачервячного колеса задать допуски:
-       на размеры(условными обозначениями);
-       на отклонениярасположения поверхностей (отклонение от соосности опорных поверхностей валаотносительно посадочной поверхности вала под червячное колесо);
-       на отклоненияформы поверхностей (отклонение от круглости опорных и посадочных поверхностейвала);
-       на шероховатость.
4. Рассчитать и построитьна основе предпочтительных чисел параметрический ряд по мощности механизмовданного типа.
Ниже приведены методические указания по решению поставленныхзадач.Вариант № 12 Диаметр вала в подшипнике скольжения, мм 90 Частота вращения вала, об/мин 2500
 Нагрузка на подшипник РI, Н 500 Характер нагрузки – перегрузка, % 300 Марка смазки И – 20А
Крутящий момент на червячном колесе Мкр, Н/>м 470 Условное обозначение подшипника качения 318 Степень точности передачи по ГОСТ 3675 — 81 8 Диапазон параметрического ряда, кВт 4 – 16 Число значений в ряду 12
4. Расчет и выбор посадок подшипников скольжения 4.1 Теоретические сведения
Исходное условие расчета интервала функциональных зазоров – необходимостьобеспечения режима жидкостного трения. Это условие может быть записано в виде:
/>                                     (1)
где /> — наименьшая толщина слоя смазки вподшипнике;
/> — наименьшая толщина слоя смазки, обеспечивающая режимжидкостного трения, т.е. надежное расклинивание поверхностей вала и вкладыша впроцессе вращения.
Принимают:
/>
где /> высота неровностей шероховатостиповерхностей вала и вкладыша;
/>коэффициент запаса, обычно />.
С учетом существующих методов обработки и функциональныхтребований к шероховатости поверхностей трения подшипников скольжения можнопринять для поверхностей вкладышей (отверстий) значение параметра /> в пределах от1,5 до 6,3 мкм., для поверхностей вала – от 0,1 до 5,0 мкм.
Расчет наименьшего и наибольшего функциональных зазоров — /> и />, при которыхисходное условие удовлетворяется, ведется методом последовательных приближений:
-       задаютсяориентировочными значениями /> и />;
-       если соотношение(1) не выполняется, ориентировочные значения зазоров необходимо изменить: /> - в сторонуувеличения, />-в сторону уменьшения, и вновь проверяется соотношение (1). Процесс приближенияповторяется до тех пор, пока условие жидкостного трения не будет выполнено.
-       для каждого изних вычисляется /> и проверяется соотношение (1);
Другой путь — уменьшение шероховатости в разумных пределах.На первом этапе /> и /> принимаются из следующихсоображений.
В пределе чисто геометрически
/>
Но это соответствует неустановившемуся режиму работы, т. к.слой смазки лишен клиновидной формы. Обязательно должен быть эксцентриситет вовзаимном положении вала и вкладыша.
/>/>
Рис.1 зависимость />
Поэтому на первом этапе можно принять:
/>
/>мкм. (предельное значение зазора,за которым расчетные зависимости не соблюдаются).
Действительная толщина слоя смазки при заданных зазорахопределяется по выражению, получаемому из геометрических соотношений:
/>
где вместо /> подставляется проверяемоезначение зазора.
Относительный эксцентриситет /> определяется по зависимости,связывающей /> скоэффициентом нагруженности подшипника /> и с относительными размерамиподшипника />.
При этом:
/>
 где />среднее давление вподшипнике, Па.;
/>
где /> – нагрузка, /> и /> – длина и номинальный диаметрподшипника;
/> - относительный зазор, />.
Угловая скорость вращения вала (рад/с):
/>

где /> — число оборотов вала в минуту;
/> — динамическая вязкостьсмазки, (Па/>с):
/>
где /> — динамическая вязкость смазки при50°С, /> — температура смазки.
Можно принять:
/>при />
После определения границ интервала функциональных зазоров/>приступают квыбору стандартной посадки.
Посадка выбирается по системе ЕСДП. Условия выбора посадкимогут быть сформулированы следующим образом:
1.     Целесообразностьсоблюдения принципа предпочтительности;
2.     />, где S – зазоры стандартной посадки(необходимое условие);
3.     С цельюобеспечения наибольшего запаса на износ посадка по зазору должна быть близкой книжней границе функциональных зазоров — />;
4.     Должны бытьучтены особенности применения посадок системы отверстия и посадок системы вала.4.2 Расчет и выборпосадок подшипников скольжения
По таблице для смазочного масла И – 20А находим значениединамической вязкости при температуре />:
/> Па/>с;
При расчете предельных значений функционального зазорапринимаем:
температуру смазки при Sнаим.ф. – 100/>С;
температуру смазки при Sнаиб.ф – 50/>С.
Тогда динамическая вязкость смазки:
— при наименьшем функциональном зазоре
/>/>/>=0,015/>(50/100)3=1,88 />10-3Па/>с;
— при наибольшем функциональном зазоре
/>0,02/>(50/50)3=0,02 Па/>с.
Угловая скорость вращения вала в подшипнике:
/>=3,14/>2500/30=261,6 рад/с.
Среднее давление в подшипнике:
/>=500/(0,1053/>0,09)=5,28/>104 Па.
Наименьшая толщина слоясмазки в подшипнике, обеспечивающая режим жидкостного трения, т.е. надежноерасклинивание поверхностей вала и вкладыша в процессе вращения:
/>.
Принимаем:
при условии обработки цапфы вала шлифованием Rz1=1,6 мкм;
при условии обработки вкладыша тонким растачиванием Rz2=3,2 мкм;
поправку на отклонение в условиях работы от заданных ha=2 мкм
коэффициент запаса k=2.
Тогда />2(1,6+3,2+2)=13,6 мкм.
Наименьший функциональный зазор Sнм.ф.=3/>13,6=40,8 мкм.
Принимаем в качестве наибольшего функционального зазора Sнаиб.ф.=400 мкм (предельное значение зазора,за которым расчетные зависимости не соблюдаются).
Произведем проверочный расчет.
Для этого необходимонайти величину относительного зазора:
/>.
Найдем коэффициент нагруженности подшипника при зазоре,равном Sнаиб.ф:
/>=/>.
Учитывая то, что нагрузка на подшипник мала (500 Н), а такжето, что />, />, методомэкстраполяции, исходя из таблицы 1 методических указаний, вычисляем />, которыйполучается приблизительно равен 0,015.
Тогда />=/>=20,1 мкм;
/>                                     20,1>13,6
Коэффициент нагруженности при зазоре, равном 400 мкм:
Величина относительногозазора:
/>;
/>0,1989;
Таким же методом вычисляем/>, получим: />.
Тогда hнаим=(400/2)/>(1-0,15)=170 мкм
/>                                     170>13,6
Таким образом, определен интервал функциональных зазоров:
Sнм.ф.=40,8мкм
Sнб.ф.=400мкм
Из числа рекомендуемых посадок, приведенных в приложениистандарта ГОСТ 25347 – 82 “ЕСДП”. Поля допусков и рекомендуемые посадки,выписываем предпочтительные посадки системы отверстия, зазоры которыхудовлетворяют соотношению (1):
/>,                                  />,
/>,                                  />,
Из этих посадок выбираем посадку – />, обеспечивающую наибольший запасна износ.
Поле допуска отверстия –Н7(+0,035).
Поле допуска вала – е8/>.
Наименьший зазор:
/> мм;
Наибольший зазор:
/> мм;
Запас на износ:
И=0,400-0,161=0,239мм./>
/>/>
Изобразим схемурасположения полей допусков с указанием их обозначений и предельных отклонений:
/>

/>5. Расчети выбор посадок с натягом длясоединениязубчатого венца со ступицей
 
Цель расчёта – определение интервалафункциональных натягов /> в соединении зубчатого венца соступицей червячного колеса редуктора.
Исходные данные:
-       Номинальныйдиаметр соединения />
-       Длина соединения />
-       Диаметр отверстияв ступице />
-       Диаметр зубчатоговенца под вкладышем />
-       Крутящий момент />
Наименьший функциональныйнатяг /> определяетсякак наименьший расчетный натяг />, рассчитываемый из условияпередачи заданного крутящего момента />. При этом в полученный результатвводим две поправки:
/>, где /> - поправка на смятие неровностейсопрягаемых поверхностей, /> - поправка на возможноеослабление натяга, обусловленное неравномерным расширением материаловсоединяемых деталей при нагреве в процессе работы механизма.
/>
где /> - коэффициенттрения при относительном вращении деталей, равный 0,2; /> - модули упругости материалазубчатого венца и ступицы />, /> - коэффициенты Лямэ для зубчатоговенца и ступицы, определяемые по формулам:
/>
где /> - коэффициенты Пуассона (для чугуна />, а для бронзы />),
/>,
/>.
Подставляем полученныезначения и находим наименьший расчётный натяг:
/>.
Для определениянаименьшего функционального натяга необходимо рассчитать значение поправок.
Поправка, учитывающаясмятие неровностей контактных поверхностей при сборке для материалов сразличными механическими свойствами рассчитывается по следующей формуле:
/> 
где /> - высота неровностейповерхности отверстия и вала (/>, />); /> - коэффициенты, учитывающиевысоту смятия неровностей втулки и вала (при механической заприсовке принормальной температуре со смазочным материалом />, />).
/>.
Вследствие отличия рабочих температурдеталей от температуры при сборке, а также различия температурных коэффициентовлинейного расширения материалов, натяг в соединении может меняться.Следовательно, требуется ввести поправку. Учитывая равенство рабочих температурсоединяемых деталей, формула поправки имеет вид:
/> 
где /> - номинальный диаметрсоединения; /> -рабочая температура деталей; /> - температура при сборкесоединения; /> -температурные коэффициенты линейного расширения деталей (спр. данные).
/>.
Тогда />.
Определим наибольшийфункциональный натяг />
/>
где /> - поправка, учитывающаянеравномерность распределения удельного давления по длине соединения, равная0,7;
/>
где /> - допускаемое удельноедавление, принимаемое по менее прочной детали – зубчатому венцу.
/> 
где /> - предел текучестиматериала деталей при растяжении (/>).
/>.
/>
/>
Таким образом, определенинтервал функциональных интервалов:
/>
/>
Стандартная посадкавыбирается из системы ЕСДП (Единая система допусков и посадок), приведенной всправочной литературе или непосредственно в стандарте — ГОСТ 25347-82.
Условия выбора посадки снатягом:
1)         Посадкавыбирается по возможности из числа предпочтительных или рекомендуемых посадокосновного отверстия (системы отверстия);
2)         />, где /> - натяг выбираемойпосадки;
3)         Из числа посадокс натягом, удовлетворяющих второму условию, выбирается посадка с наибольшимнатягом.
Часть допуска натяга />, идущая взапас прочности при сборке соединения (технологический запас прочности), всегдадолжна быть меньше части допуска />, обеспечивающей запас прочностисоединения при эксплуатации, так как она обусловлена лишь возможным понижениемпрочности материала деталей и повышением усилий запрессовки, возникающимвследствие перекосов соединяемых деталей, колебания коэффициента трения итемпературы. Для соединения ступицы и венца червячного колеса, втулокподшипников скольжения, предпочтительной посадкой является посадка />. Но в нашемслучае характер нагрузки – перегрузка 300%, поэтому выбираем посадку />.
/>
/>
/>
где /> и /> - наименьший инаибольший натяги выбранной стандартной посадки.
Расположение полейдопусков выбранной посадки имеет вид:
/>/>/>Рис. 2. Схема полей допусков посадки />
6. Расчет и выборпереходных посадок для соединения червячного колеса с валом
Переходные посадкииспользуют в неподвижных разъемных соединениях для центрирования сменных деталейили деталей, которые при необходимости могут передвигаться вдоль вала. Этипосадки характеризуются малыми зазорами и натягами, что, как правило, позволяетсобирать детали при небольших усилиях. Для гарантии неподвижности одной деталиотносительно другой соединения дополнительно крепят шпонками, топорными винтамии другими крепёжными средствами.
Переходные посадкипредусмотрены только в квалитетах 4-8. Точность вала в этих посадках должнабыть на один квалитет выше точности соединения.
Возможность обеспечения высокойточности центрирования сопрягаемых деталей и относительная легкость сборкисоединений — характерные особенности переходных посадок. Таким требованиямдолжно отвечать соединение червячного колеса с валом. Здесь погрешностьцентрирования соединения, определяемая допустимым зазором, увеличиваетфактическое значение одного из показателей точности червячной передачи –радиального биения зубчатого венца червячного колеса />, которое ограничивается допуском />.
Выбор переходных посадокопределяется требуемыми точностью центрирования и легкостью сборки и разборкисоединения. Точность центрирования определяется радиальным биением втулки навалу (или вала во втулке), возникающем при зазоре и одностороннем смещении валав отверстии.
Расчет переходных посадокзаключается в определении интервала функциональных, т.е. допустимых по условиюработы, зазоров (натягов): />.
При этом: наибольшийзазор /> определяетсяиз условия обеспечения заданной точности центрирования соединения;
Погрешности формы ирасположения поверхностей сопрягаемых, смятие неровностей, а также износдеталей при повторных сборках и разборках приводят к увеличению радиальногобиения, поэтому для компенсации указанных погрешностей, а также для созданиязапаса точности, наибольший допускаемый зазор в соединении необходимоопределять по формуле:
/>
 где /> - допуск радиальногобиения сопряженной с валом детали, /> - коэффициент запаса точности, />
/> для 8 степени точности придиаметре червячного колеса /> равен />, тогда:
/>
/>
где /> - значение стандартнойслучайной величины, распределенной по нормальному закону и удовлетворяющейусловию.
Легкость сборки иразборки соединений с переходными посадки, а также характер этих посадок определяютсявероятностью получения в них зазоров и натягов.
при />
Здесь P – вероятность зазора в соединении,количественно характеризующая требование к легкости сборки.
/>.
/>
По расчётным значениям выбираетсястандартная посадка из условия:
/> , т.е. />, где /> - значение зазора (натяга)выбранной стандартной посадки, которая не должна быть точнее 6-го квалитета.
При высоких требованиях кточности центрирования, а также при больших (особенно ударных) нагрузках ивибрациях назначают посадки с большим средним натягом, т.е. H/n, H,m. Чем чаще требуется разборка(сборка) узла и чем она сложнее и опаснее в смысле повреждения других деталейсоединения (особенно подшипников качения), тем меньше должен быть натяг всоединении, т.е. следует назначать переходные посадки H/k, H/js.
Поле допуска отверстия H8 (+64)
/>/>
/>
/>
7. Размерный анализ
Размерный анализзаключается в выявлении размерных цепей и в расчете допусков размеров, входящихв их состав.
Для червячной передачи8-ой степени точности с модулем /> при межосевом расстоянии равным:
/>,
По ГОСТ 3675-81 в разделе«Нормы точности контактирования» находим />.
/>/>/>
Номинальные размеры:
/>;
/>;
/>;
/>;
/> - замыкающий размер /> -увеличивающие звенья. Звено /> - уменьшающее.
Допуск замыкающего звена:
/>.

В зависимости отноминальных размеров составляющих звеньев находим значение единиц допусков:
/>
При расчете по методумаксимума – минимума число единиц допуска получается равным:
/>.
Это значениесоответствует, примерно, 9-му квалитету точности. Пусть резервным звеномявляется звено />, тогда:
/>;
/>;
/>;
Находим отклонениерезервного звена />:
/>;
/>;
Верхнее отклонение звена />:
/>.
Нижнее отклонение: />.
По расчетным отклонениямзвена />.
Расчёты, найденные длязвеньев отклонения не приведут к выходу размера замыкающего звена за пределызаданного допуска.
8. Расчетпараметрического ряда
Расчет имеет цельюустановить и обозначить параметрический ряд редукторов. Параметрические рядымеханизмов и машин устанавливаются на основе рядов предпочтительных чисел.Система предпочтительных чисел оформлена стандартом и основана на рекомендацииИСО.
Стандартизируемыйпараметр – мощность, кВт
Диапазон параметрическогоряда – 4-16 кВт
Число членов ряда – 12.
Определяем расчетноезначение знаменателя геометрической прогрессии параметрического ряда:
/>
Расчетному значениюзнаменателя наиболее близко соответствует стандартный ряд предпочтительныхчисел /> сознаменателем />.
Так как полногосовпадения нет, то число членов параметрического ряда в указанном диапазонебудет несколько отличаться от заданного.
Таким образом, по таблицеполучаем следующие значения мощностей в параметрическом ряду:
50,00; 56,00; 63,00; 71,00;80,00; 90,00; 100,00; 112,00; 125,00; 140,0; 160; 180,00; 200,00 кВт.
9. Вывод:
В ходе курсового проектабыли выбраны стандартные посадки из системы ЕСДП (Единая система допусков ипосадок) для соединения:
-       подшипникаскольжения и цапфы вала;
-       венца червячногоколеса и его ступицы;
-       ступицачервячного колеса и вала.
Был сделан размерныйанализ (который заключался в выявлении размерных цепей и в расчете допусковразмеров входящих в их состав) и обозначен параметрический ряд редукторов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ленточка из шотландки
Реферат Локальные цивилизации Тойнби
Реферат Опыт использования информационых технологий
Реферат Конспект статьи Н. Бердяева "Духи русской революции"
Реферат 1. общее понятие об авитаминозах
Реферат Проектирование цифрового фазового звена
Реферат Working In The Clouds Essay Research Paper
Реферат НДС со скидок учет зависит от вида вознаграждения
Реферат Литературные места Петербурга начала XIX века
Реферат О работе К.Маркса и Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Реферат Линии самообслуживания
Реферат Анализ деятельности организации на ООО Айгуль
Реферат Леонардо да Вінчі Leonardo da Vinci 1452 1519
Реферат Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России
Реферат Безотходные технологические процессы и охрана окружающей среды в химической технологии твердых горючих ископаемых