Библейский Восток
БиблейскийВосток от Синая до Вифлеема и Иерусалима стал для православного русскогопаломника местом особым, горним, священным, — религиозным центром мира.
Здесьна Востоке находился райский сад – Едем: И насадил Господь Бог рай в Едеме навостоке, и поселил там человека, которого создал, — говорит нам священноеПисание (Быт. 2,9). Восток в библейском откровении – это освященное и уготованноеТворцом место для вечной и блаженной жизни человека с Богом в завете послушаниям любви.
Здесьже на Востоке произошла катастрофа человечества – грехопадение и изгнаниепраотца Адама из Едема. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада ЕдемскогоХерувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт.3, 24). С грехопадения история стала временем изучения и скитальчестваскорбящего и обремененного человечества в “мире, лежащем во зле”.
Набиблейском Востоке, который станет по воле Божией “землей обетованной” дляспасения человечества от греха, дьявола и смерти, произойдет величайшеесобытие, пришествие в мир Спасителя – Господа Иисуса Христа.
Именноздесь, на Востоке, вначале на Синае, Господь Бог дарует пророку Моисею скрижалиЗавета с Израилем, а затем Сам приходит на землю, чтобы искупить Своимистраданиями весь человеческий род. Здесь произошло Воскресение Христово.
Справославного византийского Востока пришла на Русь спасительная вера Христова.Поэтому странничество и паломничество на Святую Землю Востока всегда былолюбимой формой русского подвижничества и благочестия. Традиционно русскийправославный человек воспринимал паломничество на Восток не как прогулку по“интересным историческим, религиозным и культурным местам”, но как покаяниедуховное восхождение к Богу, к горнему Иерусалиму, Горе имеем сердца! Имамы коГосподу!
Синай
Синайвсегда привлекал паломников своей таинственностью, святыми местами, о которыхповествует Библия, и именами великих угодников Божиих, которые здесьподвизались.
Существуетмнение, что “Синай” происходит от семитского “син”, что означает “зуб”, — поформе его гор. Другое мнение говорит, что название Синай происходит от богиниЛуны Син, которой поклонялись доисторические обитатели пустыни. На Синаепоклонялись и другим богам. Одним из них был Аль-Элион (высший Бог), а егосвященником – Иофор (Ис. 2,16).
Ввозрасте сорока лет пророк Моисей покинул Египет и пришел к синайской гореХориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших свое стадо из источника.Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной сторонымонастырской церкви. Пророк Моисей на одной из дочерей Иофора и сорок летпрожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной иуединением пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой Купины иповелел ему вернуться в Египет и привести народ Израильский к горе Хорив, чтобыони уверовали в Него. Через 50 дней, после того, как пророк Моисей вывелИзраильский народ из Египта, народ Израильский подошел к священной горе Хорив.Св. пророк Моисей по воле Божией взошел на вершину горы, где и получил скрижалиВетхого Завета – заповеди Божии.
Шестьсотлет спустя еще один великий пророк убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера вчасовне на горе пророка Моисея, посвященная св. пророку Илии, традиционносчитается местом, где он укрывался и общался с Богом (III Царств.19, 9-15).
Стремлениебыть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычниковпривело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие,тишину, уединение и святость. Начиная с III века от Р.Х., многие селилисьнебольшими группами вокруг горы Хиов – возле Неопалимой Купины, в оазисе Фирани других местах Южного Синая.
Синайстал духовным оазисом, особым местом на земле, куда на протяжении веков бежалихристианские подвижники от современного им “мира, лежащего во зле”. Первыемонахи терпели постоянные лишения. Природа была неласкова к ним, многие сталижертвами набегов кочевников-бедуинов. Но монахи продолжали прибывать на Синай.Первые монахи были, главным образом, отшельниками, прожившими в одиночку впещерах в крайней нужде. Они молились одни, и сами добывали себе пропитание.Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой Купины, чтобыпослушать своих духовных наставников и получить Святое причастие Плоти и КровиИисуса Христа.
Монахи-отшельникистали миссионерами среди населявших Синай языческих племен. К моменту арабскогозавоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.
МонахиСиная обратились в IV веке к св. равноапостольной Царице Елене, ища ееподдержки и защиты от набегов бедуинов.
В330 году по повелению св. равноапостольной Царицы Елены возле Неопалимой Купиныбыла построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня – убежище длямонахов на случай набегов кочевников-бедуинов и других. Паломники в конце IVвека сообщали, что на Синае была большая и процветающая община монахов.
Поворотнымпунктом истории Синайского монашества стал VI век, когда по просьбе синаитов императорЮстиниан приказал в 521 году построить монастырские стены, окружившиепредшествующие постройки св. равноапост. Царицы Елены и церковь ПреображенияГосподня. Император Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов и сталктитором монастыря. Над главными воротами монастыря можно видеть сделанныевязью арабских и греческих букв надписи: “С основания воздвигнут сей священныймонастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеевЮстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен послетридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в летоот Адама 6021, от Христа же 527”.
Каки св. Елена, император Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери,поскольку, согласно толкованию святых отцов, Неопалимая Купина символизируетБлаговещение, Купина пылала, но не сгорала. Родив Богочеловека, Божья Матерьоставалась Приснодевой Марией.
Поэтомуизначально монастырь на Синае освящен во имя Богородицы – Купины Неопалимой.
Вконце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий послестроительства церкви, было создано удивительное произведение искусства –мозаика Преображения Иисуса Христа. Ее авторами, по-видимому, были сами монахи.Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра: Наставник! Хорошо нам здесь быть(Лк. 9, 33), означали для святых отцов духовную вершину, на которую многие изних смогли подняться еще при жизни. Так что смысл мозаики для первыхмонахов-священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие сГосподом во время Преображения – Моисей и Илия, слышали Его голос и общались сНим много веков назад на горе Хорив. Поэтому церковь и получила название“Преображение Христа-Спасителя”.
КогдаСинай в 641 году был захвачен арабами-мусульманами, он не пострадал и имелохранную грамоту. Монашествующие продолжали вести привычную жизнь, но число ихстало сокращаться. К началу IX века осталось всего 30 монахов, насельниковобители. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположенияменее великодушных мусульманских правителей. По всей видимости, это произошло вXI веке.
С1099 по 1270 год в жизни Синайского монастыря был особый период возрождения.Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся вмонастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло. Западныепаломники шли сюда, чтобы увидеть и приложиться к мощам св. великомученицыЕкатерины, которая особенно почиталась в Средние века в Европе. Эти европейскиепаломники дали новое имя монастырю – Св. Екатерины (Santa Catarina).
Св.великомученица Екатерина родилась в 294 году в Александрии. Она окончилаязыческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику,астрономию и медицину. Красивая дочь царского рода, умная и знатная, она неимела недостатка в женихах, но отвергала все их предложения. Монах-сириецрассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души, и обратил ее вхристианство. После крещения она получила имя Екатерины и, побывав вИерусалиме, дала обет стать невестой Христовой.
Вовремя преследования христиан в период правления императора Максимилиана вначале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа иобвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов,собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. Более того,Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этомдревнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить вхристианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. Послеказни св. великомученицы Екатерины тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелыперенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее имя.
Примернотри века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению,поднялись на гору, нашли там мощи св. вмц. Екатерины, спустили их вниз ипоместили в золотую раку в церкви монастыря.
Историюмученической кончины св.вмц. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и онастала почитаться в Европе как одна из главных святых. И с XI века Синайскиймонастырь Богоматери неопалимой Купины и Преображения Господня стал известентакже как монастырь св. вмц. Екатерины.
СXIII века начинается тяжелый для монастыря период правления мамелюков, которыйсменился более терпимым османско-турецким с 1517 года. Турецкие власти нетронули с Синайский монастырь и даже предоставили особый статус его игумену,одновременно и архиепископу Синайской церкви.
В1558 году царь Московский Иоанн Грозный отправил посольство к Восточнымпатриархам с золотом шитым покровом на мощи св. вмц. Екатерины. Царь писал: “Тыбы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Богаи Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моейцарице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всемправославном христианстве”.
ПравославноеМосковское царство – III Рим, Святая Русь стала уже в XVI и XVII векахпокровительницей православных святынь, царя Алексея Михайловича Тишайшего грекисчитали ктитором всего православного Востока. Жалованные грамоты царя МихаилаФедоровича и Алексея Михайловича давали право игуменам Синайского монастырясобирать деньги в России на нужды монастыря. В середине XVIII века в Киеве былооткрыто подворье Синайского монастыря. Дважды посылали из России серебряные спозолотой раки для мощей св. вмч. Екатерины, в 1689 и 1860 гг.
Послеоткрытия в 1847 году Русской Духовной миссии в Иерусалиме увеличилось числорусских паломников не только на Святой Земле, но и на Синае. Этомуспособствовало и созданное в 1877 году Православное Палестинское общество,возглавляемое с 1889 года Великим Князем Сергеем Александровичем.
Послепадения царской власти в России и смуты 1917 года на долгие годы Святая Земля иСинай оказались отрезанными и недоступными для православных.
Летом1945 года впервые после долгого перерыва Патриарх Московский и всея РусиАлексий I (Симанский) совершил паломническую поездку на православный Восток,что имело очень важное историческое значение для восстановления традиционныхсвязей. В следующем 1946 году митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) побывалв Сирии, Ливане и Египте, что также имело значение для возобновления контрактовРусской Православной Церкви с Православным Востоком. В 1948 году былавосстановлена в Иерусалиме Русская Духовная миссия, что позволило в будущемвозобновить паломнические поездки по святыням Востока, включая и Синай.
Сегоднявозрождается православная традиция паломничества на Святую Землю и Синай внашей стране.
Однаиз таких православных паломнических групп собралась осенью 1999 года вСанкт-Петербурге, чтобы отправиться на Синай, а затем на Святую Землю.
Перелетевиз Петербурга в Израиль, а затем, переехав египетскую границу, нашапаломническая группа оказалась на Синае. Нам пришлось проехать более трех часовпо раскаленной Синайской пустыне, прежде чем мы достигли нашей цели и увиделивысокие древние стены монастыря Богоматери Купины Неопалимой. Подойдя к самойобители, мы узнали от арабского гида, что сегодня, по его мнению, нас уже непустят в монастырь, так как вход бывает лишь утром, и он уже закончен. Наследующий день у нас уже не будет времени посетить монастырь и мы все, всягруппа паломников (включая четыре детей, младшему исполнилось четыре года), мыстановимся на колени перед входом и молимся Богу, Божией Матери и св. вмц.Екатерине. И наша молитва была услышана, этот же гид объявляет нам, что игуменприглашает нас войти и осмотреть монастырь сейчас. Мы с радостью входим черезузкий проход и идем в главный храм Преображения Господня. Нам сказали, чтоблагословение на посещение обители мы получили только потому, что мыединоверные грекам православные русские христиане. Остальных – католиков изападных туристов – на богослужение в храм монастыря не пускают, только наэкскурсию утром.
Сострахом и благоговением входим в храм Преображения Господня. Он очень древний,намоленный святыми и благодатный. В течение четырнадцати веков здесь постоянносовершаются богослужения и литургии, поэтому чувствуется таинственноеприсутствие Божие. Все паломники становятся на колени и молятся в этом древнемсвятом храме.
Вскореприходят монахи, и начинается вечернее уставное богослужение.
Мыподходим к древней иконе Богородицы Неопалимая Купина и прикладываемся к нейвсе по очереди.
Хрампостроен из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонам просторногоцентрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписисохранились со времен императора Юстиниана. Деревянные входные двери в церковьнасчитывают 1400 лет. Над ними надпись по-гречески: Вот врата Господа;праведные войдут в них Пс., 117, 20).
Вдольбазилики установлены двенадцать колонн – по числу месяцев в году. Над каждой –византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Вдоль каждогоиз боковых проходов находятся по три часовни, а за ним – часовня НеопалимойКупины. Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей ПреображениеИисуса Христа на горе Фавор. В центре Господь Иисус Христос, по бокам пророкиМоисей и Илия, у ног Иисуса Христа его ученики свв. апп. Петр, Иаков и Иоанн.По краям апсиды – мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцатипророков, Лонгинуса – настоятеля монастыря в период создания мозаики и диаконаИоанна (возможно, Иоанна Лествичника). Выше апсиды изображены Моисей, принимающийскрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой Купиной.
Самачасовня Неопалимой Купины, главная святыня монастыря, находится за алтаремглавной церкви. Нашу группу приглашают зайти в это самое святое местомонастыря, необходимо снять обувь, помня заповедь Бога, данную им пророкуМоисею: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, естьземля святая (Ис. 3, 5). Все, даже дети, снимают обувь и с благоговениемвходят, крестясь в часовню. Здесь мы все становимся на колени, молимся: “БогородицеДево, радуйся…”, и прикладываемся к мощам св. вмц. Екатерины и поем ей: “Святаявеликомученица Екатерина, моли Бога о нас”! Часовня посвящена Благовещению ДевыМарии. Святой алтарь часовни расположен не над святыми мощами мучеников, какобычно, а над корнями Неопалимой Купины. В апсиде церкви – мозаичноеизображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служатБожественную литургию. Терновый куст буйно растет в нескольких метрах отчасовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарьнад его корнями. Это единственный терновый куст такого рода на всем Синайскомполуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успехане имела.
Мывсе молимся у этого куста Неопалимой Купины, которому уже около 4 тысяч лет(пророк Моисей жил около 1800 г. до Р.Х.).
Вхраме заканчивается вечернее богослужение, и монахи выносят на мощи св. вмч.Екатерины. Это маленькая желтая рука святой, пальцы которой унизаны серебрянымиколечками, и маленькая головка св. вмч. Екатерины. Все паломники молятся,совершают земной поклон и прикладываются к святыне. После чего монах каждомударит серебряное колечко с ее именем АГ. АIKATERINA.
Выйдяиз храма, мы отправляемся к колодцу св. пророка Моисея, но он закрыт. Поблагословению игумена, который является также и архиепископом Синайскойавтономной Церкви, владыки Дамианоса, нам показывают и древнюю библиотекумонастыря. По количеству собранных древних рукописей она считается второй послеВатиканской библиотеки. Здесь хранятся древнейшие рукописные книги Ветхого иНового Завета. Нам показывают их и рассказывают об истории древнейшейрукописной книги Нового Завета, так называемом Синайском кодексе.
В1865 году немецкий ученый Тишендорф от имени российского царя взял его на времядля изучения в Каир, но затем Синайский кодекс был увезен в Петербург. В 1933году Британский музей в Лондоне купил его у Советского Союза за огромную сумму– 100 тысяч фунтов стерлингов. Самое старое Евангелие библиотеки., написанноепо-гречески, относится к 717 году. Это подарок византийского императораФеодосия III.
Избиблиотеки нас ведет русский батюшка, который приехал из Елеонского монастыря,в костницу, где хранятся честные останки монахов-подвижников Синайской обители.Все паломники становятся на колени и молятся. Мощи одного из подвижников,облаченные в схиму, посажены на кол. Все это имеет глубокий духовный смысл –постоянно напоминать монахам и паломникам о бренности земного бытия. Посаженкол скелет монаха-отшельника Стефаноса. “Он жил на священной горе Синайскойвозле пещеры св. пророка Илии. Много лет страдал Стефанос во имя монашества,это был человек со многими добродетелями”. Так описывает его прп. ИоаннЛествичник – великий подвижник и игумен Синайской горы и монастыря. Прп. ИоаннЛествичник родился в 570 г. и в 16 лет ушел на Синай в монастырь. После четырехлет пребывания там принял постриг. 19 лет он провел в монастыре подруководством аввы Мартирия, а затем провел 40 лет в подвигах безмолвия, поста имолитвы. В возрасте 75 лет прп. Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Вовремя игуменства прп. Иоанн написал “Лествицу” — духовное руководствоподвижникам для восхождения к небу и святости.
Ужестемнело, когда мы с духовной радостью покидали святую обитель. Нам предстоялоеще ночное восхождение на Синай.
Восхождение на Синай
Немногоотдохнув в гостинице, в 2 часа ночи мы все отправились на гору Синай.Восхождение всегда происходит ночью, так как днем весьма жарко в раскаленнойСинайской пустыне. Кругом мерцают звезды на небе, но дороги на гору не виднобез фонарика и поэтому все освещают себе путь ими. Наша группа православныхпаломников растворилась среди многочисленных групп западных католиков: немцев,итальянцев, французов. Идти вначале весьма легко. Оглядываясь назад, видно вокругмножество огней фонариков, такое впечатление, что происходит восхождение всехнародов мира на гору. Навстречу нам идут бедуины и постоянно кричат: “Camel!Camel!” Поездка верхом на верблюде стоит 10 долларов. Идти на верх горыстановится все тяжелее, мы, как и многие другие, останавливаемся, чтобыперевести дух.
Вскоремы достигаем поворота, после которого верблюды уже не идут в гору, так каквосхождение становится очень крутым. Этот отрезок восхождения самый сложный итяжелый. Ступени очень высокие и крутые. Многие паломники и паломницы начинаютзадыхаться, идти вверх становится очень тяжело. Идем медленнее, читая про себяИисусову молитву. В нашей группе паломников есть раба Божия Евгения, котораясмиренно с молитвой несет за спиной в рюкзаке 4-х летнего сына Илюшу, которыйзаснул и тихо спит. На мое предложение помочь нести ребенка она кроткоотвечает, что по милости Божией донесет сама. Вот это и есть русскаяхристианка, подвижница-мать, вечное выражение Святой Руси. Слава Тебе, Господи,что у нас сохранился такой православный тип матери, которая несет на своихплечах будущее России, вознеся его к Богу.
Начинаетсярассвет, поднимается солнце, и радость проникает в душу и сердце!
Вотмы и достигли вершины Синая – пика св. Пророка Моисея. Здесь еще при императореЮстиниане был построен храм Божий. Сейчас здесь стоит небольшая церковь во имяСвятой Троицы. Мы подходим к колокольне и звоним в колокол, таков обычайпаломников. Молимся и благодари Бога за то, что Он дал нам радость восхожденияна эту гору Боговидения св. пророка Моисея. Здесь почти 4000 лет назад Господьпрор. Моисею Скрижали Завета.
Согласнодревней традиции, услышанной нами от греческих монахов обители св. Екатерины,если паломник единожды взойдет на гору Хорив, то св. пророк Моисей будет ходатайствоватьперед Богом за душу этого человека во время прохождения им воздушных мытарств.Если же паломник трижды поднимется на гору Боговидения с Иисусовой молитвой,исповедуется и причастится в храме на горе, то он получит полное прощение всепрежде совершенных грехов.
Всепаломники обращаются на Восток и видят величественную картину Синая, появляетсяощущение библейского сотворения мира в этот момент.
Сэтой вершины библейского Богооткровения Синай предстает как особый мир,созданный для молитвы, уединения и созерцательной духовной жизни наедине сБогом. Синай является обетованной землей для многочисленных монахов-подвижникови всех, кто бежит от современного, так называемого “цивилизованного” мира, — “лежащего во зле”, по словам Священного Писания.
Прочитавиз Ветхого Завета главу Исход, где говорится о ветхозаветных заповедях, данныхБогом здесь пророку Моисею, мы поем благодарственные молитвы Святой Троице.Немного передохнув, начинаем спускаться вниз, ведь нам предстоит еще долгийпуть до монастыря св. вмч. Екатерины, а затем поездка в Иерусалим по СвятойЗемле. Слава Богу за все, что Он даровал по Своей великой милости!
Список литературы
1. Симаков Н. К., проф. Православные святыниВостока. Паломничество на Синай