Молодежь и религия
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною,
и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Все мы знаем, что так начинается самое главное писаниехристианства – Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей странытак и в формировании культуры. В данной статье мы попытаемся проанализироватьотношение современной молодежи к религии на примере христианства и частичнозатронем и другие верования.
Почему именно мы рассматриваем молодежь? Ведь именносовременная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшеевремя. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегоднямолодёжь России — это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численностинаселения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжнойполитики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания иповедения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличиедвух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярностирелигии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой — развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознаниилюдей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей иидей.
В последнее время часто проводились исследованиярелигиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А.Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал,что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытостьрелигиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.
В конце 1990-х гг. Российским независимым институтомсоциальных и национальных проблем было проведено три общероссийскихисследования: первое — в ноябре-декабре 1997 г., два других — в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежидо и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием — 27 %, 13,9 %безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущегоисследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональныеподгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православныхможно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих всверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и дажесреди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данномэтапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причемуже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственномировоззренческие — религиозные или атеистические — воззрения групп молодежи,но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическимсобытиям, экономическим и нравственным реалиям.
В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения непретерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласнополученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога),ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верятни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение узначительной части молодых верующих — особенно тех, кто склонен, следуясвоеобразной «моде», к внешней, показной религиозности — отличается размытостью,неопределенностью, отсутствием ясного содержания.
В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследованиерелигиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой:верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2%, однако глубоко верующих — всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себяверующими в той или иной степени, но только половина из них являютсяприверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтениеправославию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований,проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировалвлияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, запоследние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.
Как показывают исследования религиозность выросла. Но это всеисследования, которые я, да и Вы лично не проводили. Давайте сами попробуемпроанализировать ситуацию. У многих есть бабушки и дедушки, да и родителикоторые ходят в церковь, соблюдающие церковные обряды. Кто слышал от них: «Неделай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь,благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком,сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мыинтересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений безособого давления с их стороны. Значит нам это надо. Мы сохранили веру,пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверкусоветской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостностьроссийской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившеерелигиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можнорассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.
Но та ли это религиозность которую нам проповедуетправославная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормыповедения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий,требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормылучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде срелигией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторыестуденты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов.Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся отобраза жизни средневековых студиозусов.
Отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным,высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить наудачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вестиблагочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том чтопри повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те кто себя считаютневерующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха ирождество.
Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве,прежде всего «красоту». Для молодежи венчание – красивый обряд, и сегодня оностановится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание –торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когдамолодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей.Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякийслучай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки стольже легко распадаются, как и браки без венчания».
Для молодежи религия сейчас становится частью некой новойкультуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. Кпримеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святогоВалентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят,духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод дляочередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения»,совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.
Получается религия стала прагматичной, хотя на мой личный взглядона такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо»само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.
А на самом деле……
Хочу оставить свое, сугубо личное мнение, которое вряд ликого интересует, но статья то моя, потому что хочу то и пишу: Из-за того чтопридумали рай и ад, религия оказалась кассой где за хорошие поступки продаютбилетики в хорошую загробную жизнь, а это есть – эгоизм, пусть и в несколькоиной форме. Бог может и есть, не знаю, но наверняка ему не надо былопреклонение и постоянное внимание с нашей стороны, у него и без того много дел.И если он, как говорит библия, нас любит, то он хотел бы, что мы жили хорошо.Так что давайте, давай те будем добрыми, честными, щедрыми, любящими и т.д. не длятого что бы попасть в рай, а сделаем здесь свой. Мир Вам.